Молоко выкипело самолет совершил вынужденную посадку

Обновлено: 05.10.2024

УЧИМСЯ ПЛАНИРОВАТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ И СЛОВ

1. Попробуй переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета.

НАПРИМЕР: как столб превратить в нору. Сперва столб можно сделать полым внутри, затем распилить на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю. Сколько способов ты сможешь придумать?

НОРА — СТОЛБ

ДВЕРЬ — ВЕЛОСИПЕД

КЛУМБА — БАТАРЕЯ ОТОПЛЕНИЯ

БУТЫЛКА — ДОМ

ДЕРЕВО — БОТИНОК

2. Постарайтесь усовершенствовать названные предметы, добавляя к ним новые функции и соединяя их с другими предметами. Объясни, как устроены твои усовершенствования.

Сколько усовершенствований ты сможешь предложить для одного предмета?

ДИВАН

СТОЛ

ЛАМПА

РАСЧЕСКА

НОЖНИЦЫ

КАСТРЮЛЯ

УЧИМСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ СИТУАТИВНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ

3. Составь как можно больше вопросов, соединяя два предмета.

Например: газета — верблюд.

Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

Что написано в газете про верблюдов?

Почему, читая газету, ты сутулишься, как верблюд?

Постарайся, чтобы вопросы были необычными или смешными. Поставь напротив каждой пары количество придуманных вопросов.

БАНКА — РЕКА

НОЖНИЦЫ — ДОРОГА

ЛИНЕЙКА — КНИГА

ОГОНЬ — РАКОВИНА

КАРАНДАШ — ЗАМОК

ШЛЯПА — МОСТ

СОЛОМА — ТЕЛЕВИЗОР

УТЮГ — ТРАМВАЙ

УЧИМСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ СОБЫТИЯМИ

4. Сможешь ли ты отыскать связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясни, как все происходило.

ПРИМЕР: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Заяц бросился в лес, шофер за ним. Шофер заблудился в лесу, и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Белка, сидя на дереве, упустила шишку.

Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Собака погналась за курицей.

Школьники не смогли поехать на экскурсию.

Самолет совершил вынужденную посадку.

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ПРИЧИНУ СОБЫТИЙ

В этом и следующих заданиях дети придумывают небольшие истории. Если проводить занятие с группой детей, то можно устроить соревнование-конкурс на самый интересный и оригинальный рассказ.

Назови как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций:

Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы.

Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами.

Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга.

Подойдя к дому, можно было увидеть, что все окна в квартире распахнуты настежь.

Внезапно из леса раздалось громкое, протяжное звериное рычание.

При поиске возможных причин не стоит отбрасывать причины маловероятные, необычные.

НАПРИМЕР: ситуация, когда речка вышла из берегов и затопила окрестные луга могла произойти как из-за дружного таяния снега весной, так и из-за того, что корабль инопланетян, приземлившись в русло реки, перегородил ее, образовав запруду.

6. Два события возникли по одной и той же причине. Найди эту общую причину. Если сможешь, назови несколько общих причин.

НАПРИМЕР:

Папа раскрыл книгу. — Комната наполнилась дымом.

Возможные общие причины:

— папа захотел приготовить по кулинарной книге обед;

— загорелся телевизор, комнаты наполнились дымом, и папа раскрыл телефонную книгу для вызова мастера.

  1. (5—7 мин). Упражнение на составление причинно-следственных цепочек.

— Возникнув, любое событие, в свою очередь, порождает следующее событие, которое может быть причиной для последующего, и т. д. Таким образом получается цепочка из причин и следствий.

Например: «Зажгли свечу — подставка покрылась пара

Задание: восстановить пропущенные звенья.

стали надувать шарик — . — он лопнул; стали нагревать чайник — . — на стенках появились капельки воды;

разожгли костер — . — появились угли.

До начала урока учитель группирует работы по темам и показывает различные следствия в предложенных ситуациях.

Задание: найти связь между двумя не связанными между собой на первый взгляд событиями.

Дворник взял метлу . мама уколола палец иголкой.

Собака погналась за котом . дети написали диктант.

Молоко выкипело. самолет совершил вынужденную посадку. Дождь смыл все следы . на кровать положили молоток. Костер давно потух . балкон покрасили в зеленый цвет. Дятел высунул голову из дупла. по реке поплыл корабль.

Проверка выполнения: чтение и комментарий полученных рассказов.

5 (3—4 мин). Домашнее задание.

Учитель читает стихотворение (пер. С.Маршака):

Не была гвоздя - подкова пропала.

Не было подковы - лошадь захромала.

Лошадь захромала - командир убит.

Конница разбита - армия бежит.

Враг вступает в город, пленных не щадя,

Оттого, что в кузнице не было гвоздя.

– Но тем не менее иногда дети всё же нарушают эти запреты, считая, что на самом деле опасности они смогут избежать. И за это потом нередко приходится расплачиваться. Домашнее задание: выбрать любую ситуацию из того, что "нельзя", и описать, что может произойти, если запрет нарушить. Например: "Переходил дорогу на красный свет – попал под машину". Но желательно написать не одно следствие, а цепочку: а что потом, какие последствия этого следствия могут быть? Например: "Попал под машину – сломал ногу – повезли в больницу – лежал долго в гипсе – запретили заниматься физкультурой – стал слабее – не взяли в поход – не увидел горы".

6. Упражнение "Как найти причину?" (10 мин)

– Мы уже говорили, что причина предшествует событию. Вот примеры нескольких ситуаций: "Папа вышел на улицу, и пошёл дождь", "Дети пришли в школу, и прозвенел звонок", "Листья начали опадать, и птицы улетели". Является ли первая часть в каждом предложении причиной для второй? Почему?

– Подберите свои примеры, в которых два события следуют одно за другим, но не образуют при этом причинно-следственную цепочку.

– Чтобы определить причину среди множества предшествующих событий, нужно уметь замечать сходство и различие между ними, учиться делать предположения (гипотезы), а затем уметь их проверять. Например, у ребёнка появились высыпания на коже. Врач спрашивает, что он ел. Оказалось, что еда была обычной, только дали попробовать несколько ягод клубники… Какое предположение можно сделать и как его проверить?

– Ещё пример. В олимпиаде участвовали Томас, Юргис, Эндрю – команда победила. Следующий раз участниками были Эндрю, Томас, Лукас – команда победила. Затем выступали Юргис, Лукас, Эндрю – команда проиграла. Можно ли предположить, кто из мальчиков является самым сильным игроком? Как можно это проверить?

Далее учитель предлагает литературные ситуации для обсуждения.

"Алиса съела пирожок и стала расти: за минуту она выросла до потолка. Когда её, такую громадную, увидел Кролик, он так испугался, что выронил перчатки и веер и убежал. В комнате было жарко, и Алиса стала обмахиваться веером. Вдруг она посмотрела вниз и увидела, что, пока размышляла, натянула на одну руку крошечную перчатку Кролика. "Как мне это удалось? – подумала она. – Видно, я опять уменьшаюсь". Алиса подошла к столу, чтобы выяснить, какого она теперь роста. Судя по всему, её рост был не больше двух футов и она продолжала стремительно уменьшаться…"

– Почему она уменьшается? Как это проверить? (Алиса поняла, что причиной тому веер, который она держала в руках, и тут же швырнула его на пол. И хорошо сделала, а то могла бы и вовсе исчезнуть.)

И. Бурсов
ГДЕ ЖЕ ГОСТЬ?
Дед Арбуз на чай с закуской
пригласил Кочан Капусты:
– Раздевайся, землячок!
Вот скамейка, вот крючок.
Дед Арбуз расставил чашки,
обернулся к гостю дед:
на крючке висят рубашки,
на скамье лежат рубашки,
на полу лежат рубашки…
Где же гость? А гостя… нет.

Куда делся гость? Как это можно проверить?

(Капуста состоит из "рубашек" и маленькой кочерыжки, в которой после "раздевания" Арбуз своего гостя не узнал. Для проверки можно предложить гостю снова "одеться".)

Е. Благинина
Мама тесто замесила
из пшеничной из муки.
Я кусочек попросила,
стала делать пирожки.
Я леплю, я делаю,
только не пойму:
у мамы-то белые,
у меня-то серые…
Не знаю почему.

– Как выяснить причину?

(Сравнить, чем отличаются мамины руки от дочкиных. После того как девочка помоет руки, посмотреть, какого цвета будут её пирожки.)

7. Вопросы-шутки (3 мин)

Учитель предлагает шуточные вопросы на нахождение причины, основанные на игре слов. Например, "По чему птицы летают?". Так как первые два слова сливаются в одно, то учащиеся обычно начинают искать реальную причину события, например: "Потому что у них крылья есть". А на самом деле отгадка – "по небу".

Примеры вопросов (в скобках даны ответы):

По чему корабли плавают? (По воде.)

По чему белка в лесу прыгает? (По деревьям.)

По чему заяц от лисы убегает? (По тропинке.)

По чему дождь стучит? (По крыше.)

По чему змея ползёт, а лягушка прыгает? (По земле.)

По чему трамвай едет? (По рельсам.)

По чему мяч прыгает? (По асфальту.)

От чего утка плавает? (От берега.)

От чего у жирафа шея длинная? (От туловища.)

От чего у гуся красные лапы? (От коленки.)

За что собака укусила забияку? (За ногу.)

За что детей водят в садик? (За руку.)

За что ученика выставили из класса? (За дверь.)

За чем вода в стакане? (За стеклом.)

За чем во рту язык? (За зубами.)

За чем соседи поют? (За стеной.)

За чем парашют у парашютиста? (За спиной.)

За чем сидит водитель в машине? (За рулём.)

За чем люди хлеб едят? (За столом.)

За чем дети учатся в школе? (За партами.)

Если позволяет время, можно предложить учащимся придумать аналогичные вопросы и загадать их классу.

8. Подведение итогов занятия

Занятие 18
Причинно-следственные цепочки

1. Игра на внимание "Рассказчик" (4–5 мин)

Учитель предлагает рассказать какое-нибудь известное стихотворение цепочкой: каждый ученик произносит по одному слову. При этом нужно стараться рассказывать без пауз и в одинаковом темпе (как будто рассказчик один). Игру можно провести в виде соревнования между рядами.

2. Упражнение на составление причинно-следственных цепочек (5–7 мин)

– Возникнув, любое событие, в свою очередь, порождает следующее событие, которое может быть причиной для последующего, и т. д. Таким образом получается цепочка из причин и следствий.

На доске записана ситуация с пропущенными звеньями в причинно-следственной цепи по схеме: "Причина -… -… – следствие".

Например: "Зажгли свечу -… -… – подставка покрылась парафином".

Нужно восстановить пропущенные звенья.

Например: "Зажгли свечу – огонь плавит парафин – парафин стекает – подставка покрылась парафином".

стали надувать шарик -… – он лопнул;

стали нагревать чайник -… – на стенках появились капельки воды;

разожгли костёр -… – появились угли.

При этом учитель сам задаёт степень подробности цепочки (количество пропущенных звеньев). Можно на примере одной ситуации рассмотреть несколько вариантов подробности.

3. Проверка домашнего задания (6–7 мин)

До начала занятия учитель группирует работы по темам и показывает различные следствия в предложенных ситуациях.

Рекомендуется заострить внимание на том, что легкомысленные поступки часто обусловлены тем, что дети не умеют видеть отдалённых значительных последствий, а ближайшие (очевидные) последствия не считают серьёзными, значимыми.

4. Работа в группах "Сочинители" (10–12 мин)

Каждая группа получает по два предложения, не связанные между собой по смыслу, представляющие начало и конец истории. Необходимо "восстановить" цепочку событий так, чтобы получился связный рассказ.

Например: "Белка уронила с дерева шишку… грузовик не пришёл по назначению".

"Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофёр грузовика увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Заяц бросился в лес, шофёр за ним. Шофёр заблудился в лесу, и машина с грузом не пришла вовремя по назначению".

Дворник взял метлу… мама уколола палец иголкой.

Собака погналась за котом… дети написали диктант.

Молоко выкипело… самолёт совершил вынужденную посадку.

Дождь смыл все следы… на кровать положили молоток.

Костёр давно потух… балкон покрасили в зелёный цвет.

Дятел высунул голову из дупла… по реке поплыл корабль.

При подведении итогов группы рассказывают свои истории, оценивается оригинальность и логичность сюжета.

5. Домашнее задание (3–4 мин)

Учитель читает стихотворение (пер. С. Маршака):

Не было гвоздя -
подкова пропала.
Не было подковы -
лошадь захромала.
Лошадь захромала -
командир убит.
Конница разбита -
армия бежит.
Враг вступает в город,
пленных не щадя,
оттого, что в кузнице
не было гвоздя.

– Вот пример причинно-следственной цепочки, когда, казалось бы, незначительная причина привела к таким ощутимым последствиям. Домашнее задание – "сделать из мухи слона": придумать свою цепочку, первым звеном которой будет какое-то мелкое, обыденное событие, а последним – что-то глобальное, имеющее значение не для одного человека, а для всего города или страны, может быть даже земного шара…


Учитель предлагает рассказать какое-нибудь известное стихотворение цепочкой: каждый ученик произносит по одному слову. При этом нужно стараться рассказывать без пауз и в одинаковом темпе (как будто рассказчик один). Игру можно провести в виде соревнования между рядами.

2. Упражнение на составление причинно-следственных цепочек (5–7 мин)

– Возникнув, любое событие, в свою очередь, порождает следующее событие, которое может быть причиной для последующего, и т. д. Таким образом получается цепочка из причин и следствий.

Нужно восстановить пропущенные звенья.

стали надувать шарик —… – он лопнул;

стали нагревать чайник —… – на стенках появились капельки воды;

разожгли костёр —… – появились угли.

При этом учитель сам задаёт степень подробности цепочки (количество пропущенных звеньев). Можно на примере одной ситуации рассмотреть несколько вариантов подробности.

3. Проверка домашнего задания (6–7 мин)

До начала занятия учитель группирует работы по темам и показывает различные следствия в предложенных ситуациях.

Рекомендуется заострить внимание на том, что легкомысленные поступки часто обусловлены тем, что дети не умеют видеть отдалённых значительных последствий, а ближайшие (очевидные) последствия не считают серьёзными, значимыми.

Дворник взял метлу… мама уколола палец иголкой.

Собака погналась за котом… дети написали диктант.

Молоко выкипело… самолёт совершил вынужденную посадку.

Дождь смыл все следы… на кровать положили молоток.

Костёр давно потух… балкон покрасили в зелёный цвет.

Дятел высунул голову из дупла… по реке поплыл корабль.

При подведении итогов группы рассказывают свои истории, оценивается оригинальность и логичность сюжета.

5. Домашнее задание (3–4 мин)

Учитель читает стихотворение (пер. С. Маршака):

Не было гвоздя —
подкова пропала.
Не было подковы —
лошадь захромала.
Лошадь захромала —
командир убит.
Конница разбита —
армия бежит.
Враг вступает в город,
пленных не щадя,
оттого, что в кузнице
не было гвоздя.


Дополнительно можно предложить составить цепочку, упорядочив предлагаемые причины.

7. Подведение итогов занятия
Занятие 19
Противоположные отношения между понятиями
2. Упражнение на выделение противоположных признаков (6–7 мин)

Учитель демонстрирует предмет, детям необходимо указать как можно больше признаков этого предмета, называя каждый признак в паре с противоположным.

На доске записываются признаки, к которым нельзя подобрать антоним (цвет, форма, материал и др.) В конце делается вывод, по каким признакам могут противопоставляться понятия, по каким – нет.

Знание лучше богатства.

Ласковое слово что солнышко в ненастье.

Умный и без денег богат.

С умным говорить – как мёду попить.

Лень – мать всех пороков.

Старого воробья на мякине не проведёшь.

Самая лёгкая дорога та, что уже прошёл.

Одному ехать – дорога длинна.

Хорош заяц белый, а охотник смелый.

Чья храбрость, того и победа.

У ленивого всегда праздник.

4. Проверка домашнего задания (5–6 мин)

– В домашнем задании нужно было показать, как незначительная причина может привести к значительным последствиям.

Проверка выполнения: дети зачитывают первое и последнее звено цепочки из своих работ. Наиболее интересные варианты зачитываются полностью.

– Мы говорим, что слон большой, а кот маленький; что жираф высокий, а суслик низкий. Но ведь это верно только с нашей точки зрения. Если изменить точку зрения, то признаки могут поменяться на противоположные. Например, для муравья кот большой, а по сравнению с небоскрёбом жираф низкий… Получается, что один и тот же объект может иметь противоположные признаки в зависимости от точки зрения.

Можно вспомнить стихотворение про яблоко (см. занятие 2).

Затем каждая группа получает свою пару признаков, нужно придумать примеры объекта, который одновременно обладает противоположными признаками с разных точек зрения.

При подведении итогов группа называет примеры сравнений, а классу нужно определить, над какой парой признаков она работала.

Все слова могут быть противоположными, каждое по какому-то определённому признаку: дом – закрытое пространство, поле – открытое; дом и сарай – противоположны по комфортности; дом – твёрдый, вода – жидкость; в доме живут постоянно, а в гостинице временно; дом и конура отличаются по размеру, обитателям и т. п.

7. Задачи на смекалку (5 мин)

• Контрразведка задержала шпиона. Было известно, что секретные записи спрятаны или в записной книжке, или на магнитофонной кассете. Но никакие самые тщательные просматривания в книжке, прослушивания кассеты на любых скоростях, даже с помощью ЭВМ, не дали никакого результата. Как обнаружить секрет?

(Шпион сделал запись карандашом на ленте кассеты, а не в записной книжке.)[8] 8
Злотин, Б. Л. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения/Б. Л. Злотин, А. В. Зусман. – Кишинёв: Лумина, 1988. – С. 258.

• Поспорил мужик, что две недели не будет днём есть и пить, а ночью не будет спать. И выиграл спор. Как ему это удалось?

8. Подведение итогов занятия

Учитель может употреблять и конкретные названия, например Волга, Енисей, Париж, Амазонка, Владивосток и т. п.


Учитель на доске, а дети в тетрадях рисуют обобщённую схему:


– Чего в лесу больше: ежей или животных? Земляники или ягод? Вам, конечно, такие загадки кажутся совсем простыми. А вот дошкольники могут над ними задуматься. А вам предлагается подумать над тем, как составлены эти вопросы и как нужно спрашивать правильно.

3. Домашнее задание (3 мин)

Возможны два варианта задания:

а) На доске таблица, нужно заполнить в тетради по образцу.


б) На доске 5–6 кругов, в которых указано по одному элементу.


Нужно дописать названия других элементов и написать название вида (усложнение: и название рода).

Баба-яга; Лермонтов; Африка.

Примеры понятий (ошибки помечены звёздочкой):

секунда – минута*; весы – прибор; овца – стадо*; лепесток – цветок*; зима – время года; буква – слово*; живопись – искусство; класс – школа*; хирург – врач; комната – квартира*; повар – профессия; карман – куртка*; лев – хищник; виноград – фрукт; деревня – населённый пункт; кабина – машина*.

Для проверки группы обмениваются ответами.

В конце работы обсуждение: что общего было во всех ошибках?

7. Подведение итогов занятия
Занятие 21
Упорядочение по родовидовым отношениям

Игра проводится в быстром темпе на выбывание.

2. Проверка домашнего задания (5–6 мин)
3. Беседа об объёмах понятия (4–5 мин)

– Приведите примеры, когда это может быть родом, когда – видом.


Примеры рядов понятий:

одежда, шуба, зимняя одежда;

мебель, стол, письменный стол;

кабан, дикое животное, животное;

леденец, сладости, конфета;

транспорт, Ту-154, самолёт;

китовая акула, рыбы, акула;

липа, дерево, лиственное дерево;

царь, правитель, Пётр Первый;

день рождения, праздник, юбилей;

музыкальные инструменты, скрипка, струнные инструменты.

На доске 3–4 ряда слов (на карточках), нужно расположить их в порядке возрастания объёма понятий.

Примеры рядов слов:

пудель, собака, карликовый пудель, домашнее животное, животное;

фигура, геометрическая фигура, прямоугольник, многоугольник, квадрат;

водоплавающая птица, лебедь, чёрный лебедь, перелётная птица, птица;

пресмыкающееся, змея, ядовитая змея, гадюка;

мебель, стол, стул, кресло, обеденный стол, мягкое кресло.

В последнем примере цепочки понятий не получится, так как к одному роду принадлежат несколько видов. Поэтому упорядочить эти понятия можно в виде схемы, в которой будет наглядно видно отношение между видами.

Учитель из карточек на доске составляет схему:


Каждая группа получает набор понятий, необходимо их упорядочить по родовидовым отношениям (составить схему). Возможен вариант работы, когда одинаковые задания предлагаются разным группам.

корень, части растения, плод, листья, сочный плод;

фигуры, квадрат, круг, острый угол, угол, синий квадрат;

птицы, перелётные птицы, грач, зимующие птицы, ворона, воробей;

прибор, термометр, весы, ртутный термометр, часы, будильник;

глагол, прилагательное, часть речи, играть, весёлый, предлог.

Для проверки группы с одинаковыми заданиями объединяются и сравнивают правильность выполнения задания.

7. Задачи-шутки (3–4 мин)

Учащимся предлагается несколько задач, в которых для решения выполнения математических действий оказывается недостаточным, необходимо умение наглядно представить ситуацию.

Примеры задач (в скобках даны ответы.).

• Горело 7 свечей, 2 затушили. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели.)

• На ветке сидело 8 воробьёв. Кот подкрался и схватил одного. Сколько воробьёв осталось на ветке? (0, все разлетелись.)

• Шёл сильный дождь. На улице гуляли 3 девочки. Одна побежала. Сколько девочек намокло? (3, бег не спасает от намокания.)

• На поляне встретились 3 тигра. Охотник подстрелил 1. Сколько тигров осталось на поляне? (1, которого подстрелили, остальные тигры разбегутся.)

• На ладонь упало сначала 3 снежинки, а потом ещё 2. Сколько снежинок стало на ладони? (0, все снежинки растают)

• У девочки было 5 книг. Она прочитала 2. Сколько книг осталось у девочки? (5)

• Поле пахали 5 тракторов, 1 сломался. Сколько тракторов осталось в поле? (5)

• На столе стояло 4 стакана с вишнями. Мальчик съел 1 стакан. Сколько стаканов осталось? (4)

8. Подведение итогов занятия
Занятие 22
Виды отношений между понятиями

Правила игры: учитель называет различные слова, в том числе малоизвестные детям и на иностранном языке. Если дети понимают значение слова, они сидят за партой, если не понимают – встают. Учитель (или кто-то из учеников) кратко объясняет значение слова или даёт перевод.

авеню (широкая улица);

валторна (музыкальный инструмент);

Аристотель (имя древнегреческого учёного);

топонимика (наука о названиях);

археоптерикс (древняя птица);

тавтология (повторение сказанного другими словами);

эсперанто (искусственный язык);

геральдика (наука о гербах);

Мнемозина (богиня памяти в греческой мифологии).

2. Беседа о видах отношений между понятиями (6–7 мин)

– Между понятиями бывают разные отношения. Мы уже знаем отношения противоположности, причины и следствия, части и целого, рода и вида. Но могут быть и другие отношения, с некоторыми из них мы познакомимся сегодня на занятии. Отношения могут быть последовательными, когда два события идут одно за другим, но не являются причиной и следствием. Например: утро – день, зима – весна, завтрак – обед и т. д. Приведите примеры последовательных отношений.

Приведите свои примеры понятий, находящихся в функциональных отношениях.

Запись в тетрадь:


В конце учитель ещё раз подчёркивает, что существуют и другие виды отношений между понятиями, которые на занятии не рассматриваются.

На доске под номерами записано 8–10 пар понятий, находящихся в различных отношениях.

Примеры пар понятий:

февраль – март; щука – рыба; боль – слёзы; вторник – среда; дом – крыша; эскимо – мороженое; радость – грусть; стакан – пить; нарушение – наказание; кастрюля – варить; птица – стая; сладкий – кислый; молния – пожар; ручка – дверь; быстрый – медленный; первый – второй; велосипед – кататься; ноготь – палец; день – ночь.

Возможен вариант выполнения задания в парах, когда учащиеся по очереди шёпотом друг другу называют вид отношения между понятиями, после чего учитель произносит правильный ответ.

Каждая группа получает по 2–3 понятия. Нужно найти как можно больше других понятий, находящихся с данным в различных отношениях.

При этом надо по возможности стремиться показать многосторонний характер отношений, т. е. указать род и вид, части и целое, причину и следствие и др.

поезд – самолёт (противоположные),

поезд – транспорт (вид – род),

поезд – купе (целое – часть),

поезд – двигаться (функциональные),

локомотив – вагон (последовательные),

ремонт путей – изменение маршрута (причина – следствие)

Примеры понятий:

дым, каникулы, пиявка, теннис, мухомор, камень, листопад, овощи, барабан, пустыня, сосулька.

При проверке оценивается правильность составления пар понятий и общее количество вариантов.

5. Домашнее задание (3 мин)

Учитель называет любое понятие. Нужно его как можно более подробно описать (сказать о нем всё, что возможно).

1) седьмой – восьмой;

2) порез – царапина;

5) повар – готовить;

6) квас – напиток.

Учитель читает 6–8 различных пар понятий. Детям нужно определить вид отношения в каждой паре и поставить номер, под которым эти отношения записаны на доске.

Примеры пар понятий:

враг – друг; лампочка – светить; ясень – ветки; приставка – слово; жара – жажда; север – юг; охотник – стрелять; дошкольник – школьник; испуг – бегство; математика – наука; холодильник – охлаждать; грядка – огород; зима – весна; зима – лето; инженер – человек; предложение – передать мысль; вертолёт – транспорт; чтение – знание; лень – трудолюбие.

При подведении итогов учитель на доске записывает правильные номера.

7. Подведение итогов занятия

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: