Наблюдение за березой зимой в средней группе

Обновлено: 19.09.2024

Цели : формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не заде­вать хрупких от мороза веток и почек, так как они ло­маются).

Слово. Ребята, оказывается, чечевички – это нос березы, через который она дышит. Вот какое важное значение, для дерева имеют эти черные черточки – чечевички.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на березку. Как высоко ее макушка. Сможем мы ее достать? Потянитесь на носочки. (Дети пытаются дотянуться.)

- Ребята, все мы с вами дружим, вы дружите, друг с другом, птицы дружат с птицами, животные дружат с животными, а я дружу с вами. Как вы думаете, есть ли на участках подружки нашей березы? (Ответы детей.)

Обратите внимание на ствол. Чем он покрыт? (корой). Зачем дереву кора? (она защищает от высыхания, водонепроницаема). Кора берёзы называется берестой.

Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные вет­ром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.Как чувствуют себя деревья зимой? Что с ними происходит?

Из числа игроков выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные игроки – зайцы. Зайцы чертят себе круг и встают внутрь. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Бездомный заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он станет бездомным и охотник будет за ним охотиться. Как только охотник поймает зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.

Цели: бежать змейкой, не натыкаться на предметы, не разрывая цепочку. Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый - он метелица. Метелица медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой.

Цель прогулки : Формировать у детей знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек,так как они ломаются).

Ход прогулки :Организовать на прогулке наблюдение за березой,прочесть стихотворение о дереве.

"Стоит березка в пелеринке,

Звенит на ветках бахрома.

Чем легче,тем нежней снежинки,

Тем холодней стоит зима!" (из интернета)

Обратить внимание на березу,зимой она не замерзает,она живая,но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются,поэтому их нельзя трогать.



Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду,то от домашнего тепла станут набухать почки на веточках,а затем лопнут и появятся нежные зеленые листочки. Это подтверждает наблюдения за деревьями. что зимой они отдыхают,не умирают,а тепло зарождает в них новую жизнь в виде появления листочков. После наблюдения задать детям вопросы:

Как чувствуют себя деревья зимой?

Что с ими происходит в холодное время года?

В каком состоянии находятся деревья и кустарники зимой (в покое)

По каким отличительным признакам можно узнать березу,отличить ее от других деревьев? (цвет коры дерева,по кроне,расположению веток)

Трудовая деятельность:укрывание стволов деревьев на участке снегом,чтобы они не вымерзли.



Цели:учить работать сообща,воспитывать трудолюбие.

Игры детей со снегом:учить самостоятельно делать постройки из снега,договариваться о совместной работе.







СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе с детьми остановилась на выборе о берёзе-символе нашей Родины с целью углубления знаний дошкольников о берёзе и воспитания у них экологического самосознания.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект прогулки в старшей группе №2

Выполнила: воспитатель старшей гр №2 Хрусталёва О. И.

Актуальность: в своей работе с детьми остановилась на выборе о берёзе-символе нашей Родины с целью углубления знаний дошкольников о берёзе и воспитания у них экологического самосознания.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Программные задачи:

-Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

-Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

-Воспитательные: воспитывать радостное, заботливое отношение к природе.

1.Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не заде­вать хрупких от мороза веток и почек, так как они ло­маются).

2.Продолжать знакомить детей с березой, с её характерными особенностями, признаками дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев,

и познакомить со способом определения возраста деревьев;

3.Побуждать детей к проявлению творчества в активной двигательной деятельности;

4.Развивать речь детей, и обогащать словарный запас слов.

Словарная работа: упражнять в умении образовывать однокоренные слова; активизировать в речи детей прилагательные-эпитеты. Обогащать словарный запас детей: береза – белоствольная, ажурная, изящная, кудрявая, длиннокосая; береста.

Оборудывание : Санки для детей, куклы, пластмассовые ведёрки, лопатки для снега, палочки для рисования, метёлки, инвентарь для игры в хоккей, ледянки.

Ход наблюдения

Орг.момент: Обращаю внимание детей на красоту берёзы, присыпанной снегом.

Ой, какое вижу чудо! -
Белый снег лежит повсюду!
И вверху и на земле!
Прикоснулась я к коре.
А она белым - бела!
И зачем же навела,
На коре полоски
Белая березка?

В: Прекрасная береза зимой вовсе не теряет своей красоты, даже наоборот. Это изящное, хрупкое дерево с раскидистыми гибкими ветвями даже без листьев завораживает своим видом. Становится видно каждую мельчайшую веточку, их причудливое расположение, замысловатые сплетения. Береза зимой – будто королева красоты: стройная, изящная, с пышными белыми кудрями по пояс, сияющими в солнечном свете.

(Предлагаю рассмотреть крону, кору, ветки и их расположение, почки, сравнить с соседним деревом. Напоминаю, что береза является символом России.)

В: Все деревья в зимнее время находятся в состоянии покоя, они спят. Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются. Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные вет­ром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

Задаю детям вопросы:

В:Ребята посмотрите ,что есть у берёзы? Какие части дерева?

Д: Корни, ствол, крона-ветки, листья, почки.

В:Какой у берёзы ствол?(по величине: снизу, сверху)

Д: Книзу широкий, к верху зауженный и переходит в ветки.

В: А каким цветом ствол?

Д:Белый, с чёрными чёрточками.

В:Скажите мне ,а как называется кора берёзы?

Д:Кора берёзы называется -берестой.

В: Как чувствуют себя деревья зимой?

Д: Деревьям холодно, солнышко не греет.

В: В каком состоянии находятся деревья зимой?

В: Какой главный отличительный признак березы вы можете назвать?

В: Как нужно себя вести около дерева зимой? Почему?

Д: Не задевать хрупких от мороза веточек, так как они ломаются.

В: Почему березу называют русской красавицей, является символом России?

Д: Берёза - это распространённое дерево России, оно растёт почти на всей территории нашей страны.

В: Берёза является символом нашей страны. О ней сложено много стихов, вот не которые из них нам прочитают Саша и Илья. Её красотой можно любоваться в любое время года.

Исследовательская деятельность

В: Когда я была такого же возраста, как и вы , любила гулять по лесу с папой. И моё внимание привлекло, что одно и тоже дерево например берёза имеет разную высоту и толщину ствола. Я спросила у папы, почему деревья имеют разный размер? Папа сказал мне, что каждое дерево имеет свой возраст. Дерево может жить очень долго .В течении всей своей жизни оно постоянно растёт, но только очень медленно.

Чтобы определить возраст дерева нужно сосчитать годичные кольца на его стволе. За один год древесина увеличивается на одно кольцо. А определить возраст можно с помощью спила дерева. Спил-это разрез дерева.

Спил дерева позволяет нам не только определить возраст дерева, но и рассказать историю всей жизни : скорость роста - замедленный рост дерева и быстрый рост дерева(узкие кольца(замедленный рост) – говорят нам о том ,что для дерева год был трудный ,ему не хватало света и питательных

веществ; широкие кольца (быстрый рост) – нам говорят о том, что дерево росло в благоприятных условиях); условия в котором росло дерево(н-р : темные пятна нам говорят о том, что, дерево было затронуто огнём или в него ударила молния).

Вывод: Что показали исследования? Предметом исследования нами был выбран спил берёзы. Кора берёзы тонкая и светлая. Подсчёт колец показал, что данному дереву было больше 20 лет. Это молодое дерево. Спил имеет широкие и узкие кольца. Значит, не всегда были благоприятными условия для его развития. Тёмные пятна на трёх этапах жизни дерева показали, что оно было затронуто огнём или молнией.

Самостоятельная деятельность детей

Игры с выносными игрушками.

Цель: создать условия побуждающие детей к двигательной активности.

Дидактическая игра (подгрупповая)

Цель: упражнять в подборе прилагательных; активизировать словарный запас.

Трудовая деятельность

Укрыть снегом берёзку.

Наведение порядка на участке. Сбор веточек и крупного мусора

Цель: учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.

Индивидуальная работа

Цель: упражнять в скольжении

Подвижные игры

Прогулки дают великолепные возможности не только для оздоровления и закаливания, но и обогащения ума впечатлениями, а души ребёнка красотой и светлыми чувствами. Организовывая прогулку, особое внимание обращала на одежду детей. Были учтены погодные условия. Одежда соответствовала сезону. Структура прогулки строилась с учётом принципа интеграции и комплексно-тематического планирования. Объектом живой природы была выбрана берёза, с учётом Регионального компонента природы родного края. Целью прогулки было формирование знаний об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не заде­вать хрупких от мороза веток и почек, так как они ло­маются); продолжать знакомить детей с березой, с её характерными особенностями, признаками дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев, и познакомить со способом определения возраста деревьев; побуждать детей к проявлению творчества в активной двигательной деятельности; развивать речь детей, и обогащать словарный запас слов. Во вступительной части настроила ребят на активную работу и позитивный контакт. Основная часть прогулки направлена на развитие познавательной деятельности, на формирование умственных и практических действий. Детям для обследования зрительного и тактильного восприятия были представлены два спила берёзы. Поставив перед детьми конкретные цели, добивалась от каждого ребенка (в зависимости от его возможностей) их реализации, осуществляла контроль за выполнением заданий, оказывала необходимую помощь, поощряла успехи. На прогулке использовала подгрупповую и индивидуальную формы работы. Считаю, что методы и приемы отвечали возрастным особенностям детей. Старалась общаться с детьми на одном уровне, не доминировать над

хрупкая, стройная; познакомить с загадками и поверьям о березу .

Способствовать формированию у детей эмоциональных эталонов взаимодействия с

Развивать ум ение видеть красот у природы, ее неповторимость, привлекательность;

развивать наблюдательность, образное воображение; поощрять интерес к родной природе.

Воспитывать ч у ткость и бережное отношение к природе в целом, любовь к родном у краю,

желание общаться с природой и чувс твовать с ебя ее частичкой.

(Выходя из садика на прогулку, воспитатель начинает бес ед у с детьми, п одводя их к

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагае т ответить н а вопросы.

Воспитатель: О каком времени года говорится в загадке ?

Воспитатель: А сегодня мы с вами отправимся в путешествие в один из интереснейших

- А кто может сказать а, какие деревья могут расти в лесу ?

Воспитатель : Молодцы, как вы думаете , зачем нужны деревья?

Дети: Они очищают возду х. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях

Воспитатель : Давайте с вами еще раз вспомним правила поведения в лесу. Б у дем их

всегда помнить и учить других, соблюдать эти правила.

Дети: Вспоминают и называют.(обращаем внимание на полные ответы)

Воспитатель : Молодцы. А мы сегодня с вами понаблюдаем за одним очаровательным и

необычайно красивым деревом. А за каким , именно вы догадаетесь сами , когда

Воспитатель : Да, ребята правильно вы сказали – это береза.

Давайте найдем ее среди деревьев, подойдем к ней и поздороваемся. Березка хочет, чтобы

вы подошли к ней и дотрону лись р укой. Она хочет поделиться с вам и своей энергией,

(Воспитатель и дети здороваются с березой, и предлагает детям встать полукругом возле

Воспитатель : - Нет лучшего дерева в наших лесах, чем береза . Березы одни из первых

деревьев, надевают зеленый наряд. Дети, скажите, а осенью и зимой, чем березка

Воспитатель : - Да, береза отличается от других деревьев своим тоненьким и стройным

стволом, оно словно испачканное мелом. Как будто волшебник своей кистью сделал

несколько мазков. Все ее называют ру сской красавицей. Посмотрите, какая она красивая,

стройная, прямая, поднимается высоко - высоко. Как - будто хочет до неба дорасти.

Попробуйте достать до макушки. Все дотянулись ? Не можете? Вот какая березка высокая!

Кора березы гладкая и теплая, у неё есть трещин ки - чечевички. Через эти чечевички

береза дышит. Весной деревья сбрасыва ют верх ний слой бересты, кора с тановиться

гладкой и шелковистой, на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки

желтые и зеленые (это семе на). А кто живет под корой деревьев?

Воспитатель: А кто березе и другим деревьям помогают избавиться от этих вредных

Воспитатель: Что появляется весной из надломленной веточки березы?

Воспитатель: Ранней весной многие люди собирают бе резовый сок: делают надрез на

Березовый сок очень полезен, он богат витаминами. После сокосбора ран у на с тволе

березы необходимо замазать глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло.

( научить после сокосбора замазывать ранки на стволе глиной.)

Воспитатель: Хотите узнать, какое нынче будет лето? Присмотритесь к березам.

Если весной из березы течет много сока, ле та бывает дождливым.

Если листья березы осенью начинают желтеть с верху шки, то весна б удет ранняя, а ес ли

А кто дети скажет почему же наша береза русской называется, и почему она является

Воспитатель: - Очень много поэтов и писателей описывали эту лесную красавицу в своих

произведениях. Вот послушайте, какие стихотворения посвящали нашей краса вице:

Читайте также: