Наталья гончарова лучистые лилии описание

Обновлено: 05.10.2024

Что же было в российском авангарде незадолго то супрематизма Малевича? Ответ прост - лучизм от Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. А родился он в головах русских художников под впечатлением от выставки Уильяма Тёрнера в 1906 году в Англии, на которой присутствовал Ларионов.

Историки называют периодом жизни лучизма период с 1909 по 1914 годы. Казалось бы, какие-то пять лет, однако какое сильное влияние лучизмом было оказано на развитие творческих гениев, таких как Казимир Малевич, Татлин, лучизм стал предтечей не только супрематизма, но и конструктивизма.

Особенности

Как и положено любому из -измов начала 20го века, лучизм не был полностью уникальным, некоторые черты он заимствовал из более ранних направлений, таких как кубизм и и постимпрессионизм в воплощении Врубеля. Но давайте к особенностям стиля разработанного Ларионовым:

  • Лучисты “отталкивались” от предметов, чтобы творить картины, но, в отличие от кубистов, не пытались делать двумерными трёхмерные предметы, а показать отражения;
  • В принципе лучизм - это желание показать предмет через лучи, пронизывающие весь холст;
  • Как и импрессионисты, лучисты пытались на своих картинах передать впечатление, полученное от изображаемого предмета при помощи лучей;
  • Лучизм отличают яркие, насыщенные цвета, попытки игры с цветовой массой, с контрастами.

А теперь личности!

Без личностей картина любого направления была бы не полной, так что давайте посмотрим, кто творил в стиле лучизма: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Александр Шевченко, Сергей Романович, Михаил Ле-Дантю. Ну и конечно же, посмотрим на пару-тройку работ этих удивительных художников.

Это полотно словно смеется над нашими попытками понять, что же такое лучизм, и
представляет собой как чистую абстракцию, так и заявленный в названии зеленый лес.

Лучизм изобрел Михаил Ларионов. И это направление создало фундамент для появления
абстрактной живописи в России, можно сказать — стало первым абстрактным лучом в
царстве предметности. Раз наше зрение устроено так, что мы воспринимаем не сами
предметы, а отраженные ими лучи, то на лучах и сосредоточимся!
Так решил Михаил Ларионов и убедил в этом художников своего круга, благодаря чему
мы можем любоваться яркими, сияющими, во всех смыслах
энергетическими картинами лучистов.

Творить из мглы, рассветов и лучей,
Включить в оправу стройную сонета
Две капельки росы, три брызга света
И помысел, что вот еще ничей.

К.Бальмонт

Михаил Федорович Ларионов, Голубой лучизм, 1915

Изобретатель лучизма Михаил Ларионов.

Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
Разорвав тоски оковы,
Цепи прошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив.
И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землей.

А.К.Толстой

Михаил Федорович Ларионов, Стекло, 1912


Что вышло из лучизма? Да весь абстракционизм, по крайней мере, русский.
Что ему предшествовало? Считается, что самым первым провозвестником будущего лучистого
искусства стала выставка Уильяма Тернера, которую Ларионов посетил в Лондоне в 1906 году.
Тот самый Тернер, предвосхитивший будущие направления, наполнивший туманы Альбиона такой
цветовой страстью, что из них, туманов этих, вышли и импрессионисты, и постимпрессионисты
и, что в данном случае актуально, — лучисты.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер,
Парк в Петворте, на заднем плане Тиллингтонская церковь, 1830.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, Пожар в здании парламента 16 октября 1834 года, 1835

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900.

Еще относительно истоков лучизма интересную версию предлагает художник Павел Мансуров,
хорошо знавший Ларионова. Он рекомендует искать первые ростки будущего лучизма у Врубеля.
Известно, что Ларионов в молодости некоторое время работал под его руководством.
Конечно, прямых цитат из Врубеля мы в лучизме не найдем, а вот отголоски — вполне.

Михаил Александрович Врубель, Демон сидящий

Начало прошлого века в России было щедро на эксперименты в сфере искусства.
Попробуем разобраться, чем отличается лучизм от прочих -измов тех лет.

Лучизм еще отталкивается от предметов — но именно что отталкивается. Окружающая
действительность — только повод для скрещения лучей, которые и интересуют
художника-лучиста. Не только предметы, но и наши чувства, впечатления, ощущения
и мы сами — всё отображается в виде лучей, заявил Ларионов. Он мечтал, что
когда-нибудь даже будет создан прибор, который позволит оценить, насколько
сильно любящие друг друга любят…

Михаил Федорович Ларионов, Лучистые линии, 1911

Наталья Гончарова - Лучистый портрет Ларионова

Лучистые картины цепляют за живое именно этой особенностью — сочетанием структуры,
присущей кубизму, и водоворота ощущений, впечатлений, который родом из импрессионизма.

Пабло Пикассо. Сидящая обнаженная

Михаил Ле-Дантю. Женский портрет

Лучизм — это кубистическое толкование импрессионизма,
считал Владимир Маяковский.

Винсент Ван Гог. Шелковица

Михаил Ларионов. Дерево

Основными ценностями лучисты провозгласили цветовые комбинации, насыщенность,сочность
цвета, соотношение цветовых масс, напряженность восприятия, следование энергетическим
векторам. Лучистые картины обладают особой пространственной структурой. Это, безусловно,
не объем. Но это и не плоскость, как в неопримитивизме,и не наложение плоскостей, как
в орфизме. Лучи словно пронизывают холст во всех направлениях сразу, и на выходе
создается объемное пересечение плоскостей.

Михаил Федорович Ларионов, Петух и курица, 1912

— такое определение дал сам Ларионов.

При этом отметим, что лучистые работы Натальи Гончаровой, жены и единомышленницы Ларионова,
более многообразны в смысле формы, ее лучи — не непременно именно лучи, они могут создать
округлые дуги, изгибаться, вносить глубину и объем в холст.

Наталья Сергеевна Гончарова, Ткач (ткацкий станок и женщина),1913

Зафиксированные лучистами постулаты сразу же были обозначены как непрерывно изменяющиеся
и текучие. Ларионов в частности и теория лучизма в общем отрицали такое явление как
объективно существующие идеалы. Картины скользят, лучи отражаются, всё ежеминутно
меняется. Такое отношение у лучистов было не только к собственным творениям, но и к
искусству в целом.

Михаил Ле-Дантю. Гуляние в парке, 1913

Александр Шевченко. Лучистая композиция, 1914

Если мы признаем, что именно лучи Ларионова стали трамплином, позволившим будущим
русским абстракционистам оторваться от окружающей действительности,выйти за пределы
пространства и времени, то получается, что лучизм — неиссякаемый источник для
появления новых стилей и направлений, новых имен и новых кумиров.

Художники, работавшие в этом направлении:
Михаил Ларионов,
Наталья Гончарова,
Михаил Ле-Дантю,
Сергей Романович,
Александр Шевченко.

Наталья Сергеевна Гончарова, Лучистский пейзаж

Наталья Сергеевна Гончарова, Цветы, 1912

Наталья Сергеевна Гончарова, Лилии

Как здесь свежо под липою густою –
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.
А там, вдали, сверкает воздух жгучий,
Колебляся, как будто дремлет он.
Так резко сух снотворный и трескучий
Кузнечиков неугомонный звон.
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.

А.Фет

Сергей Михайлович Романович, Абстрактная (лучистая) композиция, 1960-е

Михаил Федорович Ларионов, Лучистый пейзаж, 1913

Михаил Федорович Ларионов, Лучистый пейзаж, 1912

Михаил Федорович Ларионов, Портрет дурака, 1912

Наталья Сергеевна Гончарова, Желтый и зеленый лес

Вы — эксперт, если:
не боитесь увидеть признаки лучизма в работах, которые относят к кубизму или футуризму
— авангардисты не боялись смешивать и взбалтывать свежеизобретеные стили.

Вы — профан, если:
считаете лучизмом изображения на рентгеновских пленках или образцы векторной
компьютерной графики.

Лучизм изобрел Михаил Ларионов. И это направление создало фундамент для появления абстрактной живописи в России , можно сказать — стало первым абстрактным лучом в царстве предметности. Раз наше зрение устроено так , что мы воспринимаем не сами предметы , а отраженные ими лучи , то на лучах и сосредоточимся! Так решил Михаил Ларионов и убедил в этом художников своего круга , благодаря чему мы можем любоваться яркими , сияющими , во всех смыслах энергетическими картинами лучистов.

Лучизм

Михаил Федорович Ларионов. Голубой лучизм

Лучистое искусство: откуда и куда

Михаил Федорович Ларионов. Стекло

С момента, когда фотография избавила художников от необходимости соревноваться в искусстве реалистичного изображения действительности, живопись начала постепенно избавляться от предметных форм. А когда творцы смогли окончательно абстрагироваться от объектов или образов на своих картинах в начале прошлого века, возникло новое искусство – абстрактное. Читать дальше

, по крайней мере , русский. Что ему предшествовало? Считается , что самым первым провозвестником будущего лучистого искусства стала выставка Уильяма Тернера, которую Ларионов посетил в Лондоне в 1906 году. Тот самый Тернер , предвосхитивший будущие направления , наполнивший туманы Альбиона такой цветовой страстью , что из них , туманов этих , вышли и импрессионисты , и постимпрессионисты и , что в данном случае актуально, — лучисты.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Петуорт-парк с церковью Тиллингтона вдали

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Пожар в здании парламента 16 октября 1834 года

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900. Еще относительно истоков лучизма интересную версию предлагает

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь , 1900.

Еще относительно истоков лучизма интересную версию предлагает художник Павел Мансуров, хорошо знавший Ларионова. Он рекомендует искать первые ростки будущего лучизма у Врубеля. Известно , что Ларионов в молодости некоторое время работал под его руководством. Конечно , прямых цитат из Врубеля мы в лучизме не найдем , а вот отголоски — вполне.

Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий

Лучизм среди других авангардных течений

Начало прошлого века в России было щедро на эксперименты в сфере искусства. Попробуем разобраться , чем отличается лучизм от прочих -измов тех лет.

Лучизм еще отталкивается от предметов — но именно что отталкивается. Окружающая действительность — только повод для скрещения лучей , которые и интересуют художника-лучиста. Не только предметы , но и наши чувства , впечатления , ощущения и мы сами — всё отображается в виде лучей , заявил Ларионов. Он мечтал , что когда-нибудь даже будет создан прибор , который позволит оценить , насколько сильно любящие друг друга любят…

Михаил Федорович Ларионов. Лучистые линии

Лучисты признавали кубизм, футуризм и орфизм , полагая лучистую живопись вершиной художественного искусства и синтезом этих направлений.

Лучистые картины цепляют за живое именно этой особенностью — сочетанием структуры , присущей кубизму , и водоворота ощущений , впечатлений , который родом из импрессионизма.

Основными ценностями лучисты провозгласили цветовые комбинации , насыщенность , сочность цвета , соотношение цветовых масс , напряженность восприятия , следование
энергетическим векторам. Лучистые картины обладают особой пространственной структурой. Это , безусловно , не объем. Но это и не плоскость , как в неопримитивизме , и не наложение плоскостей , как в орфизме. Лучи словно пронизывают холст во всех направлениях сразу , и на выходе создается объемное пересечение плоскостей.

Михаил Федорович Ларионов. Петух. Лучистый этюд

При этом отметим , что лучистые работы Натальи Гончаровой, жены и единомышленницы Ларионова , более многообразны в смысле формы , ее лучи — не непременно именно лучи , они могут создать округлые дуги , изгибаться , вносить глубину и объем в холст.

Наталья Сергеевна Гончарова. Ткач

Лучистые выставки

Неопримитивизм — о наивности и искренности, а лучизм — о природе света. Оба создавались рядом, в творческом союзе. Узнаем об этих двух направлениях.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.









В этой части мы поговорим о Михаиле Ларионове и Наталье Гончаровой. Этот удивительный творческий союз начался, когда обоим было чуть за двадцать, и продлился до самой смерти Натальи в 1962 году. За это время они прошли долгий путь в искусстве, создав новые художественные направления.

Но обо всем по порядку 👇

👫 Ларионов и Гончарова познакомились в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества в 1901 году. Эта встреча изменила всю их жизнь. У обоих после бывали отношения с другими людьми, но никого они так тонко не чувствовали, как друг друга.

Когда Дягилев в 1910-е слал уже признанной и модной Гончаровой приглашения приехать в Париж, та игнорировала их — пока на 51-й раз он не додумался позвать и Ларионова. Официальный брак пара оформила только в середине 1950-х по юридическим причинам: у них не было детей, и надо было решать вопрос с наследием.

💡 Ларионов и Гончарова создали два направления русского авангарда — неопримитивизм и лучизм. В разное время пара обращалась к импрессионизму, кубофутуризму, беспредметной живописи. Ларионова вообще была очень плодовитой художницей: на персональной выставке в 1913 году, когда ей было всего 32 года, выставили более 750 работ!

Читайте также: