Название романа который имеет три части сев жатва уборка урожая это

Обновлено: 18.09.2024

ДУНИНА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Жатва –время дорогое, никому тут нет покоя .

Хлеб на протяжении всей истории человечества был важнейшим продуктом. Древние приписывали пшеничному зерну сверхъестественное происхождение.И в наше время зерно так же дорого, как и во все времена.

Золото и серебро, говорили в старину, всего лишь металлы. Рожь и пшеница – сама жизнь.

Однажды по телевизору я увидела, как в наше время в поле убирают хлеб различными современными машинами. У меня возник вопрос – а как убирали его в те времена, когда их не было? И я спросила об этом у родителей. Они мне посоветовали найти подробную информацию в библиотеке.

Проблема: не владею информацией об уборке урожая в старые времена.

Гипотеза: убирать урожай в старые времена было очень трудно, потому-что не было машин.

Цель: исследовать, как убирали урожай хлеба в старые времена

изучение литературы по данной теме

познакомиться с трудом людей во время уборки урожая в старые времена;

узнать этапы уборки зерна:

Объект исследования : хлебное поле

Предмет исследования: уборка урожая

3.Чтение литературных произведений по темеи рассматривание иллюстраций.

4.Использование интернет – ресурсов.

II .ЖАТВА В СТАРИНУ (описание хода исследования)

Сначалая поинтересовалась, что знают об уборке урожая в старину школьники и провела анкетирование. В нем приняли участие 50 человек.

1.Знаешь ли ты, что такое жатва?

2.Знаешь ли ты, в какое время проводится жатва?

3.Знаешь ли ты, какие сельскохозяйственные инструменты ты используешь на своем огороде?

4.Знаешь ли ты, как убирали урожай пшеницы в поле, когда не было машин?

5.Хотел бы ты узнать, как убирали урожай пшеницы в старину?

Ответы на вопросы получились такими:

Проанализировав результаты опроса, было понятно, что школьники мало знают о том, как в старину убирали урожай пшеницы, но хотели бы об этом узнать.

В библиотеке я записала интересующий меня материал из различных книг, энциклопедий и словарей. Но этой информации мне было недостаточно, и я обратилась к компьютеру, чтобы найти её в Интернете.

В ходе исследования я узнала о том, что в 17-18 веках большую часть населения составляли крестьяне, которые занимались сельским хозяйством. Культуры, которые они выращивали: рожь, овес, пшеница, ячмень, горох, гречиха, просо. Уборка хлеба начиналась в первых числах августа и продолжалась до глубокой осени.

Раньше жители сел обрабатывали земельные наделы вручную или с помощью лошадей. Сельскохозяйственные орудия были примитивные - уборка урожая осуществлялась вручную.

Процессуборки урожая или горячее время уборки хлебовназывается жатва (Приложение №2).

Переспелый хлеб убирали с помощью серпов . Серп предназначается для уборки зерновых культур.Он состоит изизогнутого ножа с рукояткой (Приложение №3) .

Из первой сжатой горсти колосьевжница делает пояс и кладёт его на землю справа. Затем другие сжатые пучки на пояс, пока не получится целый сноп (Приложение №4).И всё это завяжет поясом . Сноп готов. Сноп - стебли, связанные толстым поясом ( Большой толковый словарь) . Обвязка на нем называлась: поясло, свясло, перевясло или скрута; низ снопа: брит, срез, комель, гуза, гузо, гуз, гузло, гузов, гузовка, гузовье; верх: колосье, колос, борода, волотка (Приложение №5).

Иногда косили хлеба косой ( Приложение №6) . Но хлеб, особенно перезревшую перестоявшую в поле рожь, пшеницу, очень редко косили косой. Поскольку лишние движения с колосьями наносили урон урожаю. Просто зерно из колосьев высыпалось на пыльную землю, где его собрать уже было трудно.

Коса- сельскохозяйственное орудие, служащее для ручной уборки сена и хлеба, состоит из длинного, слегка изогнутого и к свободному концу заостренного клинка , насаженного на длинную рукоятку с особой посередине приделанной малой рукояткой для правой руки рабочего, который левой рукой придерживает за свободный конец большой рукоятки ( Большой толковый словарь) . Тот, кто косит траву, злаки называется косарь (Приложение №7).

Готовые снопы собирали в груды – копны. К опна - куча сена или снопов, сложенная в виде конуса ( Большой толковый словарь) (Приложение №8).И так работаликаждый день пока не закончится жатва.

Последний сноп девушки жали молча. И была такая примета: если кто заговорит, у той жених будет слепой. Когда сжат последний сноп - это была большая радость. Жнеи и жнецы поздравляли друг друга. Последний сноп – именинник. Его ставили в избе под иконы. Или раздавали по горсточке курам, овцам, коровам, лошадям. В поле оставляли несколько несрезанных колосьев, заплетали их, перевязывали лентой и пригибали к земле. Потом низко кланялись. В это день пели жнивские песни. А в домах и дворах устраивали застолье. Можно было передохнуть ненадолго. Ведь впереди ещё было много работы.

Молотьба является процессом отделения зерна от ее стебл я (Большой толковый словарь). Раньше эту работу выполняли вручную. Чтобы выбить из пшеничных стеблей (или снопов) зерно, на определённом месте расчищали ток (ладонь, гумно) .

Ток -расчищенное место или специально оборудованная площадка для молотьбы, очистки и просушки зерна. ( Большой толковый словарь) (Приложение №9).

Гумна - производственные постройки, предназначенные для сушки иобмолота зерновых (ржи, ячменя, пшеницы, овса) и семенных (конопли, льна, гороха ( Большой толковый словарь) ). Они были в каждой деревне да и не по одному, а по несколько штук (Приложение №10).

Молотили мужчины, женщины, даже дети старше 12 лет, для которых делали небольшие, легкие цепы. По лежащим стеблям ходили взад и вперёд 4, 6, 8 цепов, соблюдая определенный ритм, чтобы не мешать друг другу.

Ц еп - примитивное сельскохозяйственное орудие для обмолота зерновыхкультур ( Большой толковый словарь) . Состоит изподвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая частьударяющая по злакам, соединенных ремнем. Рукоятка называлась держало, держалкою, кадцея, цеповище, цепник , связь между ними — приуз, привуза, привза, приузд, гужик и делалась из кожи. Палка, ударяющая по злакам, имела названия боёк , билень, бич, битчик, приузень, киок, батог, навязень, висяга, молотило, молотильник, типок, типинка . (Приложение №11). С целью облегчения и ускорения молотьбы, также использовался и скот (Приложение № 12).

Надругом току крестьяне веяли ворох обмолоченной пшеницы, чтобы отделить хорошие семена от мусора,то есть обдувают ветром, чтобы мякину и мусор уносило воздухом.В старину это делалось специальной лопатой — веялом . Ей подкидывали зерно вверх, бросая его против ветра. Ветерок далеко относил всякий мусор и мякину (Приложение №13).

Мяки́на (полова) — отброс, получающийся при молотьбе хозяйственных растений. Состоит из мелких, легкоопадающих частей колосовых и бобовых растений, вроде обломков колосьев, цветочных и кроющих пленок колосков, стручьев, обрывков, стеблей и пр. ( Толковый словарь русского языка) (Приложение №14).

Полные и тяжелые зерна падали на землю (Приложение №15).

Для хранения запасов зерновых и других культур на Руси использовались амбары .

Амбар — сооружение для хранения зерна, муки и др. Строится из кирпича, бутового камня, брёвен и пр. местных строительных материалов ( Большая советская энциклопедия) (Приложение №16).

Уборка зерна - это процесс состоящий из нескольких последовательных этапов: жатва, вязание снопов, молотьба, веяние, сушка.

Во время уборки применяли ручные сельскохозяйственные орудия: серп, коса, цеп, веяльная лопата. Зерновой ток предназначался для обмолота и сушки зерна, а амбар - для хранения

Это очень тяжелый труд, потому, что хлеб убирали ручными сельскохозяйственными орудиями.Гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась.

Любовь к своей Родине начинается с любви к своему краю. Изучение предметов старины расширяет наше знание о жизни и быте россиян. Мы должны знать и уважать историю своего народа.

Дальнейшее развитие работы :

-Рассказать ребятам, как убирали хлеб в старые времена.

1.Большая советская энциклопедия

2.Большой толковый словарь.

4.Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 77–83.


5.Латышина Д.И Живая Русь М.,Интерпракс 1994.

6.Найдич. Д.В. Орудия и способы молотьбы и веяния. Русские.

7.Историко-этнографический атлас. М., 1967

8.Полная энциклопедия русского сельского хозяйства. Т.9. СПб., 1903.

9.Сельское хозяйство. Википедия

10.Толковый словарь Даля

11.Толковый словарь русского языка

1.Знаешь ли ты, что такое жатва?

2.Знаешь ли ты, в какое время проводится жатва?

3.Знаешь ли ты, какие сельскохозяйственные инструменты используешь на своем огороде?

Их долготерпению пришел предел. Договариваться с капиталистами - бесполезно. Только революция может изменить их судьбу. Конфликт буржуазии и пролетариата по логике романа слишком глубок, чтобы быть сглаженным какими-нибудь полумерами. Тем не менее, устами своего любимого героя Стивена Блекпула писатель предостерегает рабочих от ненужных и опасных, по его мнению, методов, взывает к голосу совести Баундерби, ратуя за убеждение, гуманность, взаимопонимание враждующих классов.

Образ Стивена не лишен социальной убедительности, он по-своему привлекателен. С юных лет он живет своим трудом, жизнь ему не дала ничего, кроме тяжелых невзгод, потому-то и выглядит он гораздо старше своих лет. Говорят, что во всякой жизни есть свои шипы и розы замечает Диккенс Однако кто-то другой завладел его розами, а он завладел шипами этого кого-то другого в придачу к своим собственным. Привыкший к невзгодам сам, он отзывчив к людям, оказавшимся в беде. Символическое значение приобретает тот факт, что бедная старуха - мать Баундерби, которой тот стыдится, встречает поддержку и участие в Стивене и его подруге Рейчел.

Стивен Блекпул тянется к знаниям. В его бедной, но аккуратно прибранной комнате можно увидеть письменные принадлежности и книги. Это не исключение в пролетарской среде в другом месте Диккенс замечает, что многие рабочие после пятнадцатичасового рабочего дня садятся за книгу, охотно читая Дефо и Голдсмита. Вызывают уважение его прямота, честность.

Он смело отстаивает свои убеждения в столкновении с Баундерби, причем последнему приходятся в нем не по вкусу независимость суждений и полное отсутствие раболепия. Самодовольный фабрикант рано обрадовался, узнав о несогласии Стивена с рабочими, Стивен откровенно признается Баундерби, что, если бы не его убеждение в бесплодности насилия, он не преминул бы присоединиться к протестующим. Но Диккенс пытается противопоставить боевому духу чартистски настроенных рабочих смирение и непротивление Стивена.

И едва только писатель навязывает Стивену роль носителя своей положительной идеи на проверку весьма худосочной, как только делает его проповедником убогих теорий христианского социализма - образ Стивена обескровливается, теряет убедительность. В то же время, когда Стивен смело и открыто возмущается произволом Баундерби, когда он высказывает ему в лицо, кто, по его мнению, виновен в бесконечных страданиях рабочих, он обретает то человеческое достоинство, ту жизненную убедительность, которая делает его истинным представителем миллионных масс. Может быть, как ни странно, не так уж далек от истины тугодум Баундерби, когда чувствует дух мятежа, протеста даже в непротивленце Стивене.

Стивен не скрывает своего горького разочарования законами страны, которые оказываются непроходимой стеной для бедняка и без труда обходятся теми, у кого есть деньги. В неуважении Стивена к законам и улавливает Баундерби дух чартизма. Таков Стивен - проповедник и бунтарь, протестующий и носитель идеи христианского примирения враждующих классов.

Впрочем, как можно убедиться из ряда эпизодов романа, вера Диккенса в возможность осуществления программы Стивена весьма и весьма шатка. Со Стивеном не согласились рабочие его призывы не желает слушать и Баундерби. Практически идеи Стивена не могут быть реализованы. Законы буржуазного общества, как самодовольно поучает его Баундерби, не в пользу бедных. Диккенс не обольщается иллюзиями. Он видит, как крепка та стена законов, которой окружила себя буржуазия, видит, каков удел простого человека в буржуазном Коктауне.

Характерно, что герой романа гибнет, сломленный в этой неравной борьбе, ему неоткуда ждать поддержки. Вывод Стивена трясина, везде трясина - накладывает отпечаток на роман. Мрачен финал романа гибнет Стивен, попытавшийся примирить враждующие классы, разбита и искалечена жизнь Луизы Гредграйнд. Но все по-прежнему течет жизнь в фабричном Коктауне, по-прежнему торжествует манчестерская утилитаристская философия, порождая таких законченных негодяев, как Битцер.

Однако Диккенс не теряет веры, что справедливость, в конце концов, восторжествует. Поэтому жизнь наносит тяжелый удар Гредграйнду, понявшему, в конце концов, ложность своих теорий, поэтому предрекает он в эпилоге, что недолговечно счастье Баундерби. В романе намечена и другая, некоктаунская линия это история бродячей труппы цирковых артистов, людей, как бы ускользнувших от трясины. В этой среде нет места философии факта и прибыли.

Они не испытывают гнетущего давления Коктауна. Эти люди не только честны, правдивы, отзывчивы, как и рабочие Коктауна. Они наивнее, ближе к природе. Они не утратили свежести чувств, способности от души веселиться. Веселье скрепляет их маленький коллектив, дает им силу и веру в жизнь. Именно эта среда порождает такие сильные натуры, как Сисси Джуп. Чистый и цельный образ этой девушки, воспитывавшейся в отравленной атмосфере школы Гредграйнда, но не поддавшейся ее растлевающему влиянию, занимает важное место в романе.

Сисси Джуп сохранила все заложенные в ней добрые качества - стойкость духа, непримиримость ко всякому проявлению несправедливости. Она ободряет своего отца, часто терявшего бодрость духа от жизненных неудач только у нее встречает моральную поддержку по-своему честная, но слабовольная Луиза Гредграйнд, искалеченная воспитанием в духе школы фактов. Общему мрачному колориту романа соответствует и его стиль. Роман почти совершенно лишен юмора, столь характерного для Диккенса единственной, пожалуй, комической стороной является двукратная неудача добровольного шпионажа миссис Спарсит, каждый раз остающейся в дураках. Хмурую, безрадостную и неприглядную картину являет собой действительность поэтому несколько нарочито блеклы краски романа, сухи эпитеты, бескрасочны описания.

Даже композиции романа о ревнителях цифры и факта Диккенс придает нарочитую логическую упорядоченность. Как заданные тезисы звучат названия каждой из трех частей Сев , Жатва , Сбор урожая. Иначе говоря, Гредграйнды и Баундерби пожинают то, что посеяли.

Впрочем, идейно-художественное значение романа гораздо шире того вывода, который предлагает читателям автор, и далеко не укладывается в образную конкретизацию этих тезисов. Буржуазные литературоведы считают Тяжелые времена наименее удачным произведением Диккенса, находя в нем всяческие изъяны. В дневнике одного из столпов викторианства, либерального историка Т. Маколея, можно найти враждебную оценку появившегося романа Я прочел Тяжелые времена Диккенса.

Только одно лишь очень трогательное, хватающее за душу место, а остальное - угрюмый социализм. Зло, на которое он нападает, изображено крайне карикатурно и безо всякого юмора. Н. Г. Чернышевский, излагая содержание Тяжелых времен для читателей Отечественных записок, вступает в полемику с журналом Атенеум. Рецензенту английского журнала пришлось не по вкусу, что в романе все слишком сухо и прозаично. Диккенс, по мнению этого критика, наполнил свой роман отталкивающими и пошлыми характерами.

Роман излишне сух, не по-диккенсовски малопоэтичен, его положительные герои гораздо бесцветнее, чем герои предшествовавших романов.

Все это стало для реакционной критики поводом для ниспровержения всего действительно яркого и значительного, что есть в этом блестящем социальном романе.

Так называется время уборки преимущественно хлебных растений (пшеницы, ржи, овса, ячменя и др.). Крестьяне чаще называют время уборки хлебов жнитвом. Время Ж. или жнитва озимых хлебов приходится на июль, самый жаркий обыкновенно в году месяц. Быть целый день на солнцепеке в такую пору от зари до зари — работа в высшей степени тяжелая, особенно при снимании хлеба серпом. Поэтому время Ж. давно прозвано народом не просто рабочей порой, как говорят о навозице, сенокосе и т. п., а страдой. Но для хозяина время Ж. — самая желанная пора. В ней он видит результат своих трудов за целый год, близкий конец непрерывных трат на хозяйство и приближение времени возврата издержек с каким-нибудь за свои труды излишком. Поэтому ко времени Ж. запасают рабочих, поправляют полевые дороги, чтобы не было остановки к перевозке хлеба, чистят гуменники, где существуют овины или риги, исправляют тока, на которых производится молотьба. Но дожди могут остановить своевременную Ж., а это может отозваться большим уроном зерна; они же могут наделать много вреда и сжатому, но не успевшему выстояться в поле хлебу. Случается, что не только крестьяне, частью от неуправки с другими работами, предшествующими Ж., а частью от не вполне сознаваемого ими вреда поздней уборки, часто запаздывают с Ж., но и более крупные хозяева нередко грешат в определении времени, когда следует приступать к Ж. Поэтому самый важный вопрос относительно Ж., это — определение времени, когда следует приступать к уборке хлеба.

Всякий хозяин желает иметь зерно спелое, всхожее, возможно полное (не щуплое), ровное и с естественной окраской. По этим внешним признакам обыкновенно судят о доброкачественности хлебных зерен. А так как такие зерна получаются от растений, достигших полной зрелости, то казалось бы, что вопрос о времени уборки решается просто: убирать всякий хлеб следует тогда, когда органическое развитие зерна закончилось, т. е. питание его материнским растением прекратилось. Но на практике соблюдение этого правила представляет немало затруднений: 1) не все колосья созревают одновременно: более крупные — скорее, более мелкие — медленнее; 2) на одном и том же колосе зерна созревают также не одновременно: на вершине колоса ранее, нижележащие — позже; 3) когда зерно закончило свое развитие, оно содержит много влаги, которая сильно испаряется, что обыкновенно сопровождается уничтожением связи зерна с растением, отчего хлеб осыпается (течет). Такая утечка зерна ускоряется особенно в жаркую погоду, а еще более, когда после дождя наступают жары; 4) при больших посевах Ж. может затянуться, а потому или придется нести большие потери, если ждать полной зрелости на всех участках, или начинать Ж. возможно заблаговременно; наконец, 5) понятия о разных степенях зрелости зерен довольно субъективны. Поэтому, как у агрономов-писателей, так и у практиков представления о поре Ж. очень разноречивы.

Все вышесказанное требовало строго научной разработки вопроса, но она явилась сравнительно недавно. Такая работа впервые произведена была в сельскохозяйственном институте при университете в Галле, по инициативе и под руководством директора института, профессора Кюна, доктором Антоном Новацким и носит следующее заглавие: "Исследования о созревании хлеба с замечаниями о лучшей поре Ж." ("Untersuchungen über das Reifen des Getreides nebst Bemerkungen über den zweckmässigsten Zeitpunct zur Ernte" von D-r Anton Nowacki, Галле, 1870). Хотя автор работал с одним только хлебным растением, а именно с пшеницей, тем не менее все его выводы могут относиться и ко всем другим хлебам и даже отчасти и не к хлебным растениям. В процессе созревания хлебных зерен Новацкий и другие различают несколько стадий зрелости, а именно:

1) Зрелость молочная, которая отчасти различается и у наших хозяев; так, они говорят: зерно в молочке. Поле в этот период вызревания зерен зелено, но стебли внизу начинают уже желтеть; нижние листья отмерли, а верхние еще зелены, но с наклонностью к желтению; узлы на стеблях еще зелены и сочны; цвет зерна зеленоватый, но облекающие его пленки показывают наклонность к желтизне; содержимое зерен напоминает молочную тягучую кашицу. Объем зерен в этом состоянии наибольший, но при сушении они сильно сморщиваются.

2) Зрелость желтая. Все поле получает желтый вид, стебель и листья пожелтели. В зернах совершенно исчезла зеленая окраска; молочной консистенции тоже более нет. Мучнистая середина зерна еще мягка, но сравнительно уже довольно окрепла. Зерно можно мять, как воск, или скатывать в шарик, но в то же время от ногтя оно ломается. Последний признак Новацкий считает самым характерным для желтой спелости. Ему удалось довольно точно определить тот момент, когда питание зерна прекращается. В это время зерно легко разламывается ногтем, и этот момент наступает тогда, когда крахмальные зерна и протоплазма уже высохли, но стенки клеточек еще мягки и водянисты.

3) Зрелость полная. Стебли совершенно сухие. Зерно окончательно стало мучнисто или стекловидно и получило свою природную окраску; от ногтя больше уже не разламывается так легко, как во время желтой зрелости, но настолько еще упруго, что легко сгибается и так же легко выделяется из пленок.

4) Зрелость мертвая. Зерно твердо и хрупко, хотя и разламывается, но с трудом и притом на твердые куски. Солома темно-красная, а больше желто-грязная и хрупкая.

Такие градации в процессе созревания хлебных зерен установил Новацкий на основании самых точных микроскопических наблюдений над развитием пшеничного зерна, начиная с момента оплодотворения его зародышевой клетки, что и дало ему возможность подметить все изменения, которые совершаются в зерне по мере его образования, в зависимости от питания материнским растением. Произведенные затем физические и химические исследования зерен, достигших той или другой степени зрелости, дали исследователю возможность установить различие в строении зерен и в количестве их главнейших составных частей. Наконец, сравнительные опыты над прорастанием семян различной зрелости и дальнейшим развитием образовавшихся из них растений позволяют судить до некоторой степени о большей или меньшей всхожести и надежности зерен для обеспечения урожайности высеваемых семян в различные периоды их зрелости. Из множества таблиц, помещенных в названном труде г-на Новацкого, приведем для наглядного представления содержания в зернах воды, изменения объема и т. п. в различные периоды их зрелости следующую таблицу:

Жатва урожая

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Продолжаем тему сельскохозяйственных работ и сегодня рассмотрим технологию жатвы и обмолота зерновых культур.

Вырастить зерновые - полдела, надо их еще вовремя убрать и без потерь. Обычно началом жатвы считался Ильин день (в некоторые годы начинали в середине июля) и заканчивали уборку ржи к середине августа. Косили хлеб редко и неохотно. Предпочитали жать серпом: убранные таким образом зерновые не теряли ни одного колоска. Снопы устанавливались в бабки или в суслоны.

Снопы на просушке в поле

Обычно в первой половине августа приступали к жатве овса, которая затягивалась почти на весь месяц. Ячмень жали между рожью и овсом или вместе с рожью, в зависимости от времени созревания. С первых чисел сентября копали картофель. Последней, как правило, убиралась репа.

Жатва ржи

Снопы, составленные в бабки или суслоны, сохли в поле при благоприятной погоде одну - две недели, в дождливую сушка затягивалась до трех и более. Затем на телегах снопы свозились к овинам, где производилась окончательная досушка. В уезде были распространены овины двух типов: яменые и верховые, но преобладали первые. В это сооружение входило до 500 снопов, в них сушился хлеб 3 -5 часов, в зависимости от степени влажности. В день сушили не более двух овинов, чтобы можно было обмолотить снопы до наступления сумерек. Сушили хлеб в банях, на печах в избах.

Следующий этап работы - обмолот. Работа эта тяжелее жатвы, но можно было не спешить. Просушенные снопы обмолачивали прямо в овинах или на гумне.

Потом отделяли от зерна разные ненужные примеси: ость, солому, мякину, сорняки и пыль. Использовали для этого ветер, подбрасывая ворох лопатой или лотком. При этом мякина уносилась ветром далеко в сторону, а зерно ложилось в зависимости от веса на определенном расстоянии от кучи. Ближе всего находилось тяжелое зерно, самое лучшее, которое шло на семена. Легкое зерно обычно скармливалось скоту, а среднее употреблялось в пищу. Много труда требовал и лен, обработкой которого занимались всю зиму, вплоть до весны.

По материалам газеты Котельничский вестник от 18 июля 2000 г. №88 (11322)

Читайте также: