Не человека засыпаем траву вырастит в другом месте

Обновлено: 25.08.2024

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ра(н/нн)ее лето п..ра цв..тения одуванчиков. Я снова (2) иду на любимую п..ляну нах..дящуюся (не)далеко от дома. Эта п..ляна полностью з..брызг..на ярко(ж..лтыми) пятнами ра(с/з)пустившихся одуванчиков. (4) В воздух.. л..тают параш..тики от..рвавшиеся от слишком рано о(т/д)цветших солнечных кр..савцев. И всё(же) наиболее кр..сивы одуванчики (не)успевшие пр..вратит..ся в пуш..стые шары.

Моё вн..мание пр..вл..кают (не)только цв..ты. Уд..вительное над г..ловой небо. Ра(с/з)мере(н/нн)о плывущие по нему обл..ка кажется з..вут в дорогу пр..глашают в уд..вительное пут..шествие в мир природы.

Я соед..няю взглядом голубое небо и ж..лтое море одуванчиков и поп..даю в сказку. Совсем (по)другому см..трю я теперь и на природу и на мир и на себя.
Мысле(нн/н)о рисуя (3) для себя место покоя я слышу в нём только ш..рох травы и ш..пот обл..ков. Таким мир..м (не)возможно (н..)насл..ждат..ся.

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(2) – морфемный разбор слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)реже двух раз, (не)смолкаемый гул, почти (не)просохшая земля
2) издание (не)переработано, бытовые (не)урядицы, было (не)весело
3) никому (не)доставшиеся, завтрак (не)приготовлен, ничуть (не)дорог
4) (не)заглядывая вдаль, (не)интересный собеседник, задумывался (не)редко

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН . В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН .

1) дерево срубле(н,нн)о, петуши(н,нн)ый гребень, школьница легкомысле(н,нн)а
2) незва(н,нн)ый гость, некраше(н,нн)ый забор, серебря(н,нн)ая свадьба
3) на улице безветре(н,нн)о, бараба(н,нн)ый бой, расклее(н,нн)ые афиши
4) лома(н,нн)ая линия, правило выуче(н,нн)о, посеребрё(н,нн)ая тарелка

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Партер, подняв, цепочка, отдала.

Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Выполнять задания нужно в соответствии с образцом.
2) Ребята провели время, рассматривая семейный альбом.
3) Мы приехали к бабушке накануне Рождеству.
4) Небо над нами было голубым и безоблачно.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 7−17.

(8)Мы привыкли, что мир – зелёный. (9)Ходим, мнём, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем хламом. (10)Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи. (11)Высыпать машину заводского шлака, отгородив от солнца траву? (12)Подумаешь! (13)Сколько там травы? (14)Десять квадратных метров. (15)Не человека же засыпаем, траву. (16)Вырастет в другом месте.

(17)Жалко ли её? (18)Ну, высыпали шлак, ну, придавили несколько миллионов травинок. (19)Неужели такому высшему существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка. (20)Трава? (21)Трава она и есть трава. (22)Её много. (23)Она везде. (24)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне. (25)Разве что вот в пустыне её поменьше. (26)Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (27)Страшное, жуткое, безнадёжное зрелище! (28)Представляю себе человека, обнаружившего на обугленной поверхности планеты единственный зелёный росточек.

(29)Глоток воздуха, когда человек задыхается. (30)Зелёная живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (31)А вообще-то – трава. (32)Люди скоблят её ножами бульдозеров, заваливают мусором, обливают нефтью.

(33)А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых – вот одно из главных назначений всякого растения, и в особенности цветка.

(По В.А. Солоухину)

Определите и запишите основную мысль текста.

Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.

Определите, каким средством языковой выразительности является слово драгоценные в словосочетании драгоценные глотки из предложения 7 . Запишите ответ.

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) глотки воздуха

2) нормально дышим

3) живая травинка

4) человек задыхается

Из предложения 10 выпишите грамматическую основу.

Определите тип односоставного предложения 15 . Запишите ответ.

Среди предложений 1–3 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

Среди предложений 9–11 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Среди предложений 31-33 найдите предложение, кото рое соответствует данной схеме:

Выпишите номер этого предложения.

Предварительный просмотр:

ВПР 2021 русский язык, 8 класс

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Я ост..новился на опушк. В орех..вых и ольховых кустах стояло разно(голосье). Всё пело стр..котало жу(ж/жж)ало. В тёпл..м воздух.. в..селились рои к..маров майские жуки круж..лись (во)круг берё(с/з) птички прон..сились через п..ляны в..лнистым пр..рывистым лётом.

Когда стоиш.. так один (не)шевелясь лицом к лицу с пр..родой то овлад..ва..т стра(нн/н)ое чу..ство, что она (не)замеча..т тебя. А ты пользуясь этим вот(вот) сейчас увид..ш.. и узна..ш.. какую(то) самую её сокрове(нн/н)ую тайну. И тогда всё окружа..щее выгляд..т (2) (не)обычным и полн..м этой тайны.

Под ра(с/з)трёп..нными дубами земля была усыпа(нн/н)а тёмно(бурыми) листьями. (4) Каждый лист тр..петал и ш..велился, будто какая(то) (не)вид..мая жизнь пряталась под ними. И всё кругом трава цветы кусты слабо шумело и шуршало. Всё (как)будто ожило, всё зажило свободно (не)зам..чая (3) человека (не)скрываясь.

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(2) – морфемный разбор слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) ни о ком (не)думающий, изучал (не)долго, (не)проваренный рис
2) (не)высокого роста, лететь (не)высоко, (не)продуманный заранее
3) (не)приглашая на праздник, совсем (не)весёлый, (не)проходимые дебри
4) (не)прошедший через турникет, практика (не)зачтена, (не)медвежья берлога

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН . В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН .

1) избалова(н,нн)ая публика, замаскирова(н,нн)ый вход, выгруже(н,нн)а рабочими
2) отправле(н,нн)ое письмо, обоснова(н,нн)ый вывод, гуси(н,нн)ая кожа
3) имущество застрахова( н,нн)о, поджаре(н,нн)ая колбаса, вяза(н,нн)ая шапка
4) приободрё(н,нн)ый вид, дли(н,нн)ая очередь, варё(н,нн)ые в кастрюле сардельки

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Кухонный, средства, красивее, облегчить.

Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Прочитав книгу, я заинтересовался её автором.
2) Мы много знаем благодаря учителя.
3) Моя мама умная и красива.
4) Мы надеваем сменную обувь сразу по приходе в школу.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 7−17.

(1)В наше время чтение стало привилегией. (2)Слишком много времени отнимает этот род занятий. (3)Недосуг. (4)Да и чтение – это тоже работа, и в первую очередь – над собой. (5)А у человека, потратившего день на решение проблем, порой просто не остаётся сил поинтересоваться новинками литературы. (6)Это никого не оправдывает, но причины очевидны, а стойкую привычку к серьёзному чтению, к сожалению, выработали не все.

(17)Проверяя читательский багаж прошлых лет, прихожу к выводу, что я всегда неосознанно тянулся к авторам, которые не только отмечены писательским талантом, но и обладают выдающейся личной историей. (18)Биографией, как тогда говорили. (19)В советское время информация о личной жизни популярных авторов была дозированной, а порой и недоступной. (20)Но крупицы их дел и поступков были у всех на слуху, увеличивая наши симпатии и степень доверия им. (21)Так было с Маяковским, так было с Высоцким и Визбором, с Солженицыным и Шаламовым. (22)Их тексты мы читали, переписывали, разбирали на цитаты. (23)Их высказывания становились самыми убедительными аргументами в спорах.

(24)Что же является критерием настоящей литературы? (25)Для меня, безусловно, главным мерилом был и остаётся результат: чтобы тебе поверили.

(По А. Н. Соболеву)

Определите и запишите основную мысль текста.

Определите и запишите микротему предпоследнего абзаца текста.

Определите, каким средством языковой выразительности является выражение слово. выталкивает на поверхность всякое враньё из предложения 15 . Запишите ответ.

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

(13)Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка? (14)Трава? (15)Трава она и есть трава. (16)Ее много. (17)Она везде. (18)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне. (19)Разве что вот в пустыне ее поменьше.

(20)Не помню где, в воспоминаниях какого-то революционера, я вычитал трогательную историю о травинке. (21)Арестанту, заключенному в одиночке, принесли из большого мира стопу книг. (22)Он стал книги читать и вдруг увидел, что к книжной странице прилипло крохотное, право же, меньше булавочной головки, семечко. (23)Арестант аккуратно это семечко отделил и положил на лист бумаги. (24)Непонятное волнение охватило его. (25)Он понял, что перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес и что всё это поистине величайшее чудо (и в этом ещё дополнительное чудо) помещается в крохотной, едва различимой соринке.

(26)Тюремный ли режим тех времен допускал подобные сантименты, по сговору ли со сторожем, но у арестанта появилась банка с землей. (27)Дрожащими руками человек опустил семечко в землю, и оно тотчас потерялось в ней. (28)Из книжки, прочитанной мною давным-давно и наполовину забытой, явствовало лишь, что семечко, найденное прилипшим к странице, в конце концов, проросло и что это очень обрадовало человека.

(29)Первым делом из земли показалось нечто нежно-зеленое и собранное в комочек, в щепотку и покрытое прилизанными серебристыми ворсинками, отчего и выглядело вовсе не столько зеленым, сколько серебристым.

(30)Серебристый росток подрос еще и развернулся вдруг в два самостоятельных отдельных листа. (31)Листья при этом получились не простые, а строенные, разрезанные. (32)Эти светоуловители сразу же начали действовать. (33)Настал день, когда шишчатые бутончики не выдержали внутреннего напора, лопнули, и два ослепительно-белых цветка, как два маленьких солнышка, озарили сырую тюремную камеру. (34)Кустик был красив, а вернее сказать – прекрасен. (35) Арестант, в своих изданных впоследствии воспоминаниях, утверждал, что у него в жизни ни до тюрьмы, ни в тюрьме, ни после тюрьмы не было радости более полной и острой, нежели та, которую подарила ему земляника, выросшая в разбитой плошке.

(36)Глоток воздуха, когда человек задыхается. (37)Зеленая живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (38)А вообще-то – трава. (39)Скобли ее ножами бульдозеров, заваливай мусором, заливай горячим асфальтом, глуши бетоном, обливай нефтью, топчи, губи, презирай.

(40)А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых – вот одно из побочных назначений всякого растения, и в особенности травы и цветка.

*Владимир Алексеевич Солоухин - (1924-1997 гг.) — русский советский поэт и писатель, публицист.

ИЗВЛЕЧЕНИЯ

К. Тимирязев. "Жизнь растений" "Растение питается для того, чтобы расти, растет для того, что-бы питаться, т. е. увеличивать поверхность принимающих пищу органов. Эти два совместных про-цесса могут длиться очень долго, у некоторых растений тысячеле-тиями, но тем не менее им насту-пает предел, хотя, собственно го-воря, мы не в состоянии объяс-нить себе необходимость подоб-ного предела, мы не в состоянии понять, почему бы один и тот же растительный организм не мог существовать неопределенно долгое время". "Для поддержания растительных форм необходимо, чтобы они от времени до времени обновлялись посредст-вом процесса слияния двух отдельных клеточек. Значение, необходимость, смысл этого закона существования двух полов для нас совершенно темны: это только эмпирический закон, основанный на совокупном свидетельстве всех нам известных фактов". "В кокосовых плодах замечательны следующие особен-ности: наружная кожа непроницаема для морской воды, а толстый волокнисто-мочалистый слой содержит воздух, что и поддерживает орех на поверхности моря. Далее сле-дует очень твердая скорлупа и большая полость, наполнен-ная водянистой жидкостью--кокосовым молоком. Эта жид-кость составляет большой запас пресной воды для потреб-ностей зародыша в течение его далекого морского плава-ния, совершенно так, как это делают моряки для дальних экспедиций". "Другой способ. основывается на обоюдной пользе, на привлечении животных известными частями плода, годными в пищу. Таковы сочные и мясистые плоды, например, земляники или косточковые плоды вишни, черемухи, пер-сика, малины и т. д. . необходимо, чтобы мякоть плода привлекала животное, как лакомая пища, и бросалась ему в глаза, и в то же время, чтобы семена были защищены так, чтобы могли проходить без вреда через пищевой канал животного. Это осуществляется таким образом: пока семе-на развиваются и еще не образовали толстой защищаю-щей их оболочки, вкус плодов своим изобилием кислот и разных терпких, вяжущих веществ не привлекает живот-ных, да и к тому же они мало заметны, так как не отли-чаются цветом от листьев. Но когда семена созрели и получили защищающую их оболочку, в плодах накопля-ются сахаристые, крахмалистые и другие питательные вещества, и окраска плодов бросается в глаза. Особенно распространен яркий красный или желтый цвет. Этот способ разнесения семян вместе с извержениями живот-ных выгоден для растения еще и тем, что почва в бли-жайшем соседстве оказывается богато удобренной". ". вся листовая поверхность клевера в 26 раз превосхо-дит площадь земли, занимаемую этим растением, так что десятина, засеянная клевером, представляет для поглоще-ния лучей солнца зеленую поверхность в 26 десятин. Дру-гие растения дают более высокие цифры. Эспарцет имеет листовую поверхность в 38, а люцерна в 85 раз более за-нимаемой ими площади. Смешанные травы, по всей веро-ятности, дали бы еще более высокие цифры". "Но тут-то именно, на этом кажущемся пределе, физи-олог начинает смутно сознавать, что его задача не исчер-пана, что из-за всех этих частных вопросов всплывает один общий, всеобъемлющий вопрос: почему все эти органы, все эти существа так совершенны, так изумительно приспособ-лены к своей среде и отправлению? Чем поразительнее факт, чем совершеннее организм, тем неотвязчивое вопрос: да почему же он так совершенен? Как, каким путем достиг он этого совершенства? Неужели стоило сделать такой длинный путь для того, чтобы в конце его услышать лако-нический ответ: не знаю, не понимаю и никогда не пойму. Правда, естествоиспытатель охотно, быть может, охотнее и откровеннее других исследователей, всегда готов сказать: не знаю; зато тем настойчивее хватается он за первую воз-можность объяснения, тем ревнивее охраняет он те области знания, куда успел уже проникнуть хотя бы слабый луч света". "Жизнь растения представляет постоянное превращение энергии солнечного луча в химическое напряжение; жизнь животного, наоборот, представляет превращение химиче-ского напряжения в теплоту и движение. В одном заводится пружина, которая спускается в другом". "Дрова горят, животные горят, человек горит, все го-рит, а между тем не сгорает. Сжигают леса, а раститель-ность не уничтожается; исчезают поколения, а человечест-во живет. Если бы все только горело, то на поверхности земли давно не было бы ни растений, ни животных, были бы только углекислота да вода. Очевидно, в природе должно существовать явление, об-ратное горению, т. е. превращение веществ, вполне сгорев-ших, в вещества, вновь способные к горению. Рядом с об-разованием углекислоты должен существовать и обратный процесс разложения этой углекислоты, образованной по-всеместным горением". "В природе должен существовать процесс, который этот испорченный воздух вновь превращает в хороший. Не при-надлежит ли эта роль растению?" "Животные поглощают кислород и выделяют углекис-лоту; растения поглощают углекислоту и выдыхают кисло-род. растение и животное представляют химическую ан-титезу". "Это роль посредника между солнцем и животным миром. Растение или, вернее, самый типичный его орган--хлоро-филловое зерно -- представляет то зерно, которое связыва-ет деятельность всего органического мира, все то, что мы называем жизнью, с центральным очагом энергии в нашей планетной системе. Такова космическая роль растения". "Это - превращение простых, неорганических веществ, углекислоты и воды в органическое, в крахмал, есть един-ственный, существующий на нашей планете, естественный процесс образования органического вещества. Все органи-ческие вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы они ни встречались, в растении ли, в животном или в человеке, прошли через лист, произошли из веществ, выработанных листом. Вне листа, или, вернее, вне хлорофил-лового зерна, в природе не существует лаборатории, где бы выделывалось органическое вещество. Во всех других органах и организмах оно превращается, преобразуется, только здесь оно образуется вновь из вещества неоргани-ческого".

x x x

x x x

x x x

Популярность: 90, Last-modified: Wed, 28 Feb 2001 08:35:53 GMT

О, глиняная жизнь! О, умиранье века!\ Боюсь, лишь тот поймет тебя,\ В ком беспомо'щная улыбка человека,\ Который потерял себя.\ Какая боль -- искать потерянное слово,\ Больные веки поднимать\ И с известью в крови для племени чужого\ Ночные травы собирать. Осип Мандельштам 1924

О, жизнь моя без хлеба,\Зато и без тревог!\Иду. Смеётся небо,\Ликует в небе Бог. Федор Сологуб “Родине\Пятая книга стихов” 1906 О, жизнь моя без хлеба,

О, жизнь моя, не уходи,\Как ветер в поле! \Ещё достаточно в груди\Любви и боли. \Ещё дубрава у бугра\Листвой колышет,\И дальний голос топора\Почти не слышен. Анатолий Жигулин 1980 О, ЖИЗНЬ МОЯ, НЕ УХОДИ.

О, жизнь моя,\ мой сладкий плен — \ молитва, нищенство, отвага, \ вся в черных буковках бумага. \ И ожиданье перемен. Николай Панченко

О, как мы жили! Горько и жестоко!\Ты глубже вникни в страсти наших дпен. \Тебе, мой друг, наверно, издалека\Все будет по-особому видпей. Михаил Дудин

О, легкая слепая жизнь!\ Ленивая немая воля!\ И выпеваешь эту даль, как долю,\ и, как у люльки, доля над тобою\ поет. Прощайте! Набирает высь\ и неизбежность нежное круженье,\ где опыт птичий, страх и вдохновенье\ в одном полете голоса слились. Марина АКИМОВА "ДЕНЬ и НОЧЬ" N 3-4 2005г.

О, наша жизнь!\Ты во всемирном хоре Фальшивый звук.\Ты нам из рода в род Завещанное праотцами горе. Земля твой корень,\крона - небосвод.Джордж Гордон БАЙРОН

О, нищенская жизнь, без бурь, без ощущений, \Холодный полумрак, без звуков и огня. \Ни воплей горестных, ни гордых песнопений, \ Ни тьмы ночной, ни света дня. Константин Бальмонт Из сборника “ПОД СЕВЕРНЫМ НЕБОМ” 1894 БОЛОТО

Михаил Трубицын
Есть за долами, за плёсами
сторона мечты моей,
благодать светловолосая –
шесть славянских областей.

Я бродил ее просторами –
босый, волосы до плеч, –
изучал ее историю,
постигал живую речь.

Брал со сказками и сказами
мудрость, силу и покой
у народа ясноглазого
и страны – совсем простой.

Спасибо, Михаил.
Если я сделаю подборку о Беларуси, - эти стихи там обязательно будут.
С уважением и признательностью,

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: