Не легче ли было вытягивать репку иного сорта

Обновлено: 04.10.2024

Что может быть проще и веселее для малышей, чем русская народная сказка про репку? Читается легко, сюжет прямее автострады, да еще и в лицах разыгрывать можно всей семьей! И мораль на все времена: в единстве сила, причем даже самый маленький может сыграть огромную роль!

Кстати, про самого маленького. Знаете ли вы, что в оригинальной версии сказки "Репка", записанной в середине XIX века знаменитым русским фольклористом Александром Афанасьевым, решающий вклад в победу над репкой внесла вовсе не мышка?

Репку тянула дружная компания из дедки, бабки и внучки. На помощь им поспешила. хм, ну пусть будет собака женского пола. А вот дальше пошел какой-то сюрреализм, который, однако, с большим удовольствием воспринимался крестьянскими детьми, жившими лет двести назад.

Итак, тянут они потянут, вытянуть не могут. И. "пришла нога". Так в сказке и написано - просто нога без каких-либо опознавательных признаков. С ногой, впрочем, дело тоже с мертвой точки не сдвинулось. Но это не беда, ведь уже вовсю спешит-торопится. "друга нога"!

Думаете, собрался полный комплект и теперь дело решится одним мощным рывком? Как бы не так! Репка упорно сидит под землей, как будто ее там кроты тянут в обратную сторону. Приходится снова ждать подмоги. И подмога уже рядом. Это. "третья нога".

Дальше захватывающий триллер продолжается с новой силой. Третья нога оказывается столь же малоэффективна, как и все предыдущие вытаскиватели, поэтому история заходит на новый раунд. Вы ждете четвертую ногу? Все правильно, она уже здесь!

Кому бы ни принадлежали все эти таинственные ноги, результата они никакого не приносят. Репка сидит на своем законном месте, а сказка продолжает нагнетать обстановку. Из ниоткуда выныривает. пятая нога!

И вот тут, наконец, происходит победа. Репка, не ожидавшая, как и мы с вами, такого подвоха, сдает свои позиции и выскакивает из-под земли. Все дружно валятся на спину, погребая под собой многочисленные ноги, из которых самая героическая - это, конечно, пятая.

Вот такая сказка была изначально. И никакой мышки, заметьте, там вообще не предусматривалось!

Трение - полезное или вредное явление?

№ слайда 1

Трение - полезное или вредное явление?

Методическая разработка презентации, рассчитанная для детей с ограниченными возм

№ слайда 2

Методическая разработка дистанционного урока , рассчитанная для детей с ограниче

№ слайда 3

Цель урока:-вовлечь в непринуждённый, живой разговор учеников и этим помочь избе

№ слайда 4

Цель урока:-вовлечь в непринуждённый, живой разговор учеников и этим помочь избежать формализма в знаниях.-научить высказывать своё мнение и обосновать его.-приучить к диалогу, т.е. обучить вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения искать и приводить контр доводы.

Вопросы для повторения :Какую силу называют силой трения?В чём заключается причи

№ слайда 5

Вопросы для повторения :Какую силу называют силой трения?В чём заключается причины трения?Какие виды трения вы знаете?Как можно измерить силу трения?Как обозначают силу трения и в каких единицах измеряют?Причины возникновения силы трения.Способы уменьшения силы трения.

В природе и технике трение имеет большое значение.Трение может быть полезным и в

№ слайда 6

В природе и технике трение имеет большое значение.Трение может быть полезным и вредным. Когда оно полезно,его стараются увеличить, вредно- уменьшить.Например, без трения покоя ни люди, ни животные не могли быходить по Земле. Когда трение между подошвой обуви и землёймало, например, в гололедицу, то отталкиваться от земли очень трудно, ноги при этом скользят. Чтобы ноги не скользили, тротуары посыпают песком. Это увеличивает силу трения между подошвой обуви и льдом. Нельзя было бы сделать ботинки, так как нитки в швах не держались бы, гвоздики выскакивали бы из кожи. Новые ботинки были бы как старые. Да и узел бы не держался бы. Он ведь удерживается только трением одной части веревки не было бы -она растепалась бы на отдельные волоконца. Трение полезно! Так как если бы трения не было, то не смогли бы не только зашить одежду, но даже удержать бы в руке иглу.

Трение вредное явление.Из -за трения нагреваются иизнашиваются движущиеся части.

№ слайда 7

Трение вредное явление.Из -за трения нагреваются иизнашиваются движущиеся части.Для уменьшения трения соприкасающиеся поверхности делают гладкими, между ними вводят смазку.Также из-за трения протерается одежда на локтях.Трение вредно! Так как ,почти вся механическая энергия,вырабатываемая двигателями всех видов транспорта-автомашинами,мотоциклами, тепловозами, расходуется на преодоление разных видов трения. Если педставить,сколько в мире машин и сколько они потребляют топлива! И все это, оказывается, расходуется зря!

Осенью у трамвайных путей, идущих под уклон вблизи деревьев, вывешивается таблич

№ слайда 8

Трение в жизни растений и животных.Среди живых организмов распространены приспос

№ слайда 9

Трение в жизни растений и животных.Среди живых организмов распространены приспособления (шерсть, щетина, чешуйки, шипы, расположенные наклонно к поверхности ), благодаря которым трение получается малым при движении в одном направлении и большим – при движении в противоположном направлении. На этом принципе основано движение дождевого червя. Щетинки, направленные назад, свободно пропускают тело червя вперед, но тормозят обратное движение. При удлинении тела головная часть продвигается вперед, а хвостовая остается на месте, при сокращении головная часть задерживается, а хвостовая подтягивается к ней.Без трения покоя ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле, так как при ходьбе мы отталкиваемся ногами от земли. Не будь трения, предметы выскальзывали бы из рук. У многих растений и животных имеются различные органы, служащие для хватания (усики растений, хобот слона, цепкие хвосты лазающих животных). Все они имеют шероховатую поверхность для увеличения силы трения.

Как выглядел бы мир без трения?А представьте себе. что пол в вашей комнате ста

№ слайда 10

Вопросы для закрепления.1. Лошадь везет телегу. Где здесь сила трения полезна, а

№ слайда 11

Пословицы и поговорки связанные с трением.1.Не подмажешь- не поедешь;2.Пошло дел

№ слайда 12

Пословицы и поговорки связанные с трением.1.Не подмажешь- не поедешь;2.Пошло дело как по маслу;3.Угря в руках не удержишь;4.Что кругло легко катиться;5.Лыжи скользять по погоде;6.Коси коса пока роса; роса долой и мы домой;7.Колодезная веревка сруб перетирает;8. Ржавый плуг только на пахоте очищается.

Заполни таблицу.

№ слайда 13

Пройди тест

№ слайда 14


№ слайда 15

Итог урока. Трение – нам друг или враг? Что такое трение?Трение - явление. Враг

№ слайда 16

Итог урока. Трение – нам друг или враг? Что такое трение?Трение - явление. Враг оно нам или друг?Это знают все вокруг. Если б трение пропало, Что со всеми нами стало?Мы ходить бы не смогли, Оттолкнувшись от Земли. Если б взяли что - то вдруг. Оно выпало б из рук. Помогает трение Начинать движение Всем машинам, тракторам, Мотоциклам, поездам. Ну а так же тормозитьИ их всех остановитьОчень нужно трение нам.Всем растениям и зверям!. . . Но притом приносит вред и не мало разных бед. В станках, приборах трутся части, И это - главное несчастье. Ну и все автомашины Быстро снашивают шины!И поэтому вопрос Не настолько уж и прост: Трение - друг нам или враг?Ответ двоякий: так и так!


№ слайда 17

Список литературыПерышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. зав

№ слайда 18

Список литературыПерышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2001.Физика и астрономия: Проб. учеб. для 7 кл. сред.шк./ А.А. Пинский, В.Г. Разумовский, Ю.И. Дик и др. – М.: Просвещение, 1993.Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика: Учеб. для 9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1990.Перельман Я.И. Занимательная физика. В двух книгах. Книга 2 – М.: Наука, 1979.Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей. Сост. Э.М. Браверман; Под ред. В.Г. Разумовского – М.: Просвещение, 1993, стр. 123.Перышкин А.В. и др. Преподавание физики в 6 – 7 классах средней школы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.


Особенность педагогической системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ состоящая в том, что учащийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели [1], до недавнего времени, являлась моей мечтой, как учителя. Сегодня, медленно, но верно, мечта становится реальностью.

Я с каким-то душевным трепетом предвкушаю встречу с семиклассниками, готовыми самостоятельно ставить цели, ориентироваться в ситуации, творчески мыслить, действовать…

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) в требованиях к естественнонаучным предметам отмечаются, в частности,

- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни [2].

Эпиграфом к уроку взяла два афоризма (хотя, они отражают, на мой взгляд, всю линию развития творческого мышления и способностей, поэтому могут занять почетное место в оформлении кабинета):

На демонстрационном столе стоят две глубоких тарелки, наполненные до краев водой. Учитель приглашает к доске двух помощников и предлагает поучаствовать в эксперименте. Дает в руки одному ученику теннисный шарик, другому – такой же резиновый. Задача: заставить шарики вращаться в воде как можно быстрее [3].

Вывод, к которому приходим после всестороннего анализа задачи: теннисный шарик вращается быстрее, чем резиновый, т.к. его поверхность вызывает меньше трения с водой.

Трение – это взаимодействие, возникающее при соприкосновении одного тела с другим и препятствующее их относительному движению. А сила, характеризующая это взаимодействие, – сила трения. Сегодня на уроке мы с вами раскроем все секреты этого удивительного явления – трения. Готовы? Тогда за дело!

У детей на столах: катушка из-под ниток; петля из резинки; гладкая пуговица, две спички, клей [4]. Учитель предлагает, пользуясь набором этих инструментов, создать движущуюся конструкцию.

Работа в группах (учитель контролирует процесс поисковой и коммуникативной деятельности), демонстрация того, что получилось и рассказ о том, как действовали:


- Как работалось в команде?

Все группы поработали изобретателями, результат работы творческой мысли – движущаяся конструкция. Цель достигнута. Не малую роль в этом сыграла слаженность команды, умение слушать друг друга, формулировать и аргументировать свое мнение и корректное отстаивание своей позиции. Но все вы отмечаете, что скорость вашей машинки не так высока, как хочется.

Для того чтобы понять, как сделать полученную конструкцию более быстроход­ной, надо разобраться с тем, что ей мешает двигаться так, как нам того хочется.

Поиск будем вести в 3 направлениях: причина трения, виды трения, факторы его определяющие. На классной доске открываются записи:

Не сомневаюсь в том, что уже есть идеи. Есть желание изложить свою точку зрения, – с удовольствием послушаем.

Каждая группа получает оборудование для постановки опытов: деревянный брусок с крючком, грузы, динамометр, деревянная доска 50×10 см, доски такого же размера, обитые линолеумом, резиной, круглые карандаши. А на интерактивной доске – подсказки в виде картинок:


Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4

- Обратите внимание на рис. 3, 4, 5. Что между ними общего, и чем отличаются? (Общее – трение. Но при этом хоккеист – скользит, телега – катится, а пианино – стоит на месте).

- В природе и технике встречаются три вида трения: покоя, скольжения, качения (+запись на доске). Попробуйте дать им определения. Найдите их на других рисунках.

- Положите брусок с грузом на деревянную доску. Прикрепите к нему динамометр и, подействовав с силой, параллельной доске, равномерно перемещайте груз. Запишите показания динамометра. Какую силу мы измерили? (силу тяги, равную силе трения скольжения).

- Повторите опыт на линолеуме и резине. Сделайте выводы
(1) одна из причин трения – неровности соприкасающихся поверхностей, которые при движении цепляются друг за друга; 2) сила трения зависит от материала соприкасающихся поверхностей) → записи на доске.

- Добавить груз на брусок. Повторить эксперимент. Сформулировать вывод. (Сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления) → запись на доске.

- В свое время великий итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи, удивляя окружающих, проводил странные опыты: он таскал по полу веревку то во всю длину, то собирая ее кольцами. Он изучал: зависит ли сила трения скольжения от площади соприкасающихся тел?[6]

Прежде, чем мы узнаем, к какому выводу пришел Леонардо да Винчи, давайте тоже попробуем ответить на этот вопрос. Но вот оказия: веревки у нас нет. Как быть? Можно ли обойтись подручными средствами? Находим выход из положения в бруске, у которого различны площади граней. Сравнив силу трения скольжения при трех положениях бруска, приходим к выводу, что сила трения скольжения во всех случаях оказалась одной и той же, т. е. она не зависит от площади соприкасающихся тел. А что же Леонардо? (зачитываю ответ). И вот она – радость познания!

А сейчас я предлагаю вам с целью самоанализа изученного материала заполнить 2 таблицы [5], составив по получившимся записям устный рассказ. В случае затруднений обращаться к 30 и 31 параграфам учебника [7].

Название явления

В чем оно заключается

Чем объясняется

Где и при каких условиях возникает

Где проявляется, для чего применяется

Название силы + ее разновидности

Чем вызвано ее существование

Формула для расчета

Чем и как ее измеряют

Как сила направлена

Примеры проявления силы

Но тут оказывается, что одна проблема возникла у всех: формулы для расчета силы трения в учебнике нет.

Ребята, вы уже знаете, что сила трения скольжения зависит от веса тела и материала соприкасающихся поверхностей. Величину, характеризующую зависимость силы трения от материала соприкасающихся поверхностей, их качества обработки называют коэффициентом трения скольжения μ. Таким образом, формула для расчета силы трения скольжения: Fтр = μmg.

Мальчики жеребьевкой делятся на две команды, соревнуясь в перетягивании каната. Девочки – болельщицы. Им же предстоит объяснить, в чем могла быть причина победы или проигрыша команды. С каким видом трения и где столкнулись в данном состязании? Выступало оно в роли помощника или помехи? Что бы вы могли предложить для увеличения трения подошв о пол? рук о канат?

В пословицах – кратких изречениях, поучениях – проявляются национальная история, мировоззрение, быт людей. Но ведь все это неразрывно связано с физикой. Сегодня я предлагаю вам несколько пословиц, имеющих отношение к нашей теме (распределяются по группам жеребьевкой). Ваша задача: прочитать пословицу и ответить на вопросы:

  1. Каков ее физический смысл?
  2. Верна ли пословица с точки зрения физики?
  3. В чем ее житейский смысл?

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая, тяжелая-претяжелая, разрослась она во все стороны, грунт потеснила. Потому-то очень плотный контакт у ее клубня с почвой получился, во все мельчайшие трещины и выступы земля проникла. Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет – вытянуть не может. Силы ему не хватает: упирается репка, неровностями и выступами за землю цепляется, своему движению противится. Местами зазор между репкой и участками почвы порядка радиуса действия молекулярных сил оказывается. Там слипание частичек грунта с репкой происходит, перемещению репки относительно земли оно препятствует.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут – вытянуть не могут: все еще их общая сила тяги меньше той предельной силы, которая по поверхности соприкосновения репы с землей возникает. Силой трения покоя она называется. Вызвана внешней силой, но всегда против внешней силы и направлена. Неоднозначна эта сила – многолика. В широких пределах меняться может: от нуля до определенного максимального значения. Видно, еше не наступило это максимальное значение.

Позвала внучка Жучку. Жучка четырьмя лапами в землю уперлась. Между лапами и землей тоже сила трения покоя возникает. Помогает эта сила Жучке так же, как деду, бабке и внучке. Не будь этой силы, не смогли бы они упереться, по земле скользили бы, проскальзывали. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут – вытянуть не могут. А на самом деле на микроны уже сдвинулась репка. Величина этих микро перемещений пропорциональна приложенной силе и от свойств самого грунта зависит. А слипание репки с землей и упругие деформации сдвига почвы и микро выступов самой репки при попытке ее вытянуть к росту силы упругости почвы приводят. А эта возникшая сила упругости почвы, по существу, и есть сила трения покоя. Не дает она никак вытянуть репку.

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, тянут-потянут – вытянуть не могут: на самую малость, но все же меньше внешняя сила оказалась, чем максимально возможное значение силы трения покоя.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, тянут-потянут – вытащили репку.

  1. Маленькую или большую репку вытягивать легче?
  2. Из какого грунта – глинистого, песчаного или чернозема – труднее вытягивать репку?
  3. Может быть, стоило тянуть репку вверх вертикально?
  4. А не лучше ли было раскачать репку из стороны в сторону, затем тянуть?
  5. Если бы прошел сильный дождь или дед хорошо бы полил участок, смог бы он один вытащить репку?
  6. Может быть, следовало всем не выстраиваться в цепочку, а встать рядом и тянуть репку за ботву?
  7. Какая тактика вытягивания репки лучше, по вашему мнению: тянуть рывками или постепенно, наращивая силу?
  8. Не легче ли было вытягивать репку иного сорта – с очень гладкой поверхностью?
  9. Одинаково ли трудно вытягивать равные по массе репку и морковь?
  10. С какими физическими явлениями и закономерностями имели здесь дело мышка, кошка, Жучка, внучка, бабка и дедка?


Каждый изображает, как он делает свой снимок: держит в руках фотоаппарат, спускает затвор и громко комментирует кадр, поясняя, почему что-то понравилось или не понравилось. Затем фотоаппарат нужно передать другому учащемуся [10].

Похожие публикации


© 2014-2022, Всероссийский интернет-портал "Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация"

О проекте • Школьные олимпиады и интернет конкурсы для детей
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons С указанием авторства 4.0 Всемирная.

YouTube
Instagram



Родом репа из Азии. Там ее выращивали вместе со злаками и виноградом задолго до нашей эры. Правда, у древних персов она считалась пищей рабов, египтяне кормили ею строителей пирамид. А греки в античные времена приносили ее на оловянных блюдах в жертву Аполлону.

На Русь репа пришла из Греции в XIII веке и почти пять столетий считалась главным овощем, фактически вторым хлебом. Ее неурожай приравнивался к стихийному бедствию. Но потом репу вытеснил картофель. И, может, даже зря.

Незаслуженно забытая сегодня репа по-прежнему остается не только вкусной, но и очень полезной. Да и вырастить ее под силу каждому.

Огородный спринтер


Обычно репу высаживают в несколько приемов. В апреле и начале июня — для летнего потребления, а с конца июня до середины июля — для зимнего хранения. То есть сейчас самое время подумать о запасах этого овоща на холодный период. Как раз освобождаются грядки из-под первой зелени, раннего картофеля и других культур. При более ранних сроках второго посева репы корнеплоды перерастут и станут невкусными, деревянистыми, будут плохо храниться.

Репа ценится за скороспелость. В зависимости от сорта ее вегетационный период продолжается 40—80 дней. И это только в сказке репку тянули вшестером, на самом деле корнеплоды у нее небольшие — от 300 до 500 граммов, мясистые, круглые. Снаружи она белая или желтая, но под действием солнечных лучей начинает буреть либо зеленеть. Мякоть тоже белая или желтая, очень приятная на вкус. Самая сочная и витаминная — репа, диаметр которой в поперечнике не превышает 5—8 сантиметров.

Она не мерзлячка

Репа — устойчивая к холодам культура, да и к тому же, как отмечалось, с коротким периодом вегетации. Семена прорастают при плюс 1—5 градусах уже на 3—5-е сутки после посева и, лежа в земле, не боятся даже 10-градусных морозов. Всходы выдерживают заморозки до минус 2 градусов, а более взрослые растения — и до минус 5. ­Оптимальная же температура для роста и развития — плюс 15—18 градусов. При более низкой репа идет в цвет, образуя грубые деревянистые корнеплоды.

Лучшие предшественники для этого овоща — огурец, картофель, лук, помидор, под которые вносили органические удобрения. После культур семейства крестоцветных (капуста, редька, редис, брюква), к которому относится и репа, высевать ее не стоит, иначе борьба за урожай будет серьезной.

На плодородных, умеренно влажных, рыхлых почвах (супесчаных или легкосуглинистых) урожай репы всегда будет отменным. А на тяжелых и глинистых землях корнеплоды вырастают деревянистыми и невкусными. Здесь репу лучше сеять на высокие гряды.

Строго дозированно

Сеять репу не так-то просто — очень уж мелкие у нее семена. Чтобы всходы не загущались, смешайте зернышки с песком или золой.

Грядку под овощ готовим, внося на 1 кв. м по 15—20 г мочевины, 30—40 г суперфосфата, 15—20 г хлористого калия. А вот с азотом надо быть поаккуратнее — переизбыток органики лишь ускорит образование листьев. И свежий навоз под репу не вносят — от него корнеплоды ветвятся и дуплятся. Лучше всего выращивать этот овощ на ­2—3-й год после внесения органических и минеральных удобрений.

Также резко снижают урожай и качество репы хлорсодержащие удобрения. А вот на калийные она очень отзывчива. И больше всего ей по вкусу древесная зола, ее вносят при основной заправке в почву из расчета 50—100 г/кв. м.

Что касается кислотности почвы, то оптимальный рН — 6—6,5.

Грядку перед посевом выравниваем и уплотняем, через 20—25 см делаем бороздки глубиной 1—1,5 см и сеем в них по 1—2 семечка. Расстояние между гнездами — 8—10 см. Посеянные семена поливаем из лейки и, чтобы ускорить прорастание, укрываем спанбондом. Кстати, любой нетканый материал — это еще и отличная защита от вредителей.

В засушливую погоду обязательно прикатайте почву после посева. Это поможет влаге быстрее подняться из нижних слоев в верхние. Грядки постоянно рыхлите и пропалывайте. Как только образуется 3—4 настоящих листочка, посевы проредите, оставив в ряду через каждые 6—8 см по одному растению.

Персональное меню

Подкармливают репу 1—2 раза за вегетационный период сухими (до полива) или разведенными в воде минеральными удобрениями. И то лишь на малоплодородных участках. Сразу же после прореживания — раствором мочевины (10—15 г/ кв. м) и спустя месяц — фосфорно-калийными удобрениями (в той же дозе) или, что еще лучше, древесной золой.


Из микроэлементов наибольшее значение для репы имеет бор. Особенно на ранее известкованных почвах. Он не только повышает иммунитет и урожайность, но и ­увеличивает содержание витаминов и сахаристость репы. Поэтому с момента формирования корнеплодов необходимо провести 1—2 некорневые подкормки микроэлементами.

Репа весьма требовательна к влаге. При дефиците воды она вырастает мелкой, деревянистой, невкусной и горькой.

Альтернариоз, бактериоз сосудистый и слизистый, гниль белая, серая, фомоз (сухая или сердцевинная гниль), ложная мучнистая роса, мозаика обыкновенная, мучнистая роса, фузариоз, черная ножка. Это далеко не полный перечень заболеваний репы. Чтобы сократить их количество, после уборки урожая обязательно уничтожьте больные растения, а перед посевом продезинфицируйте почву и семена.

Чтобы отпугнуть главного вредителя репы — крестоцветную блошку (а вместе с ней капустную муху, тлю, долгоносика), полезно время от времени опылять грядку перцем, табачной пылью, горчицей или золой. Или же обрабатывать посевы настоями инсектицидных растений (полыни, горького стручкового перца, помидорной ботвы) с хозяйственным мылом. Такие приемы хороши как при весенних, так и при летних сроках посева.

Готовность № 1

Когда корнеплоды достигнут в диаметре 5—8 см, их можно убирать. Для зимнего хранения репу выкапывают незадолго до наступления заморозков. Как правило, в первой половине сентября. И медлить с уборкой нельзя: переросшие овощи становятся невкусными и дуплистыми.



Кладовая аскорбинки

В репе много калия и железа, есть особо ценные для человека витамины PP, B1, B2, провитамин А (каротин), калий, кальций, фосфор, натрий, соли фолиевой кислоты, магний, железо, сера, небольшое количество марганца и йода и редко встречающаяся в растениях янтарная кислота.

По содержанию витамина С репа — бесспорный лидер среди лимона, апельсина, капусты. Фосфора в ней больше, чем в редьке или редисе. Есть и редкое противораковое и антидиабетическое вещество глюкорафанин.

В избытке и витамина молодости В. При его дефиците мы рано седеем и лысеем.

Для пожилых людей репа — продукт № 1. Магний, находящийся в корнеплоде, помогает костным тканям аккумулировать кальций. Следовательно, уменьшается опасность остеопороза. Репа прекрасно нормализует обмен веществ, выводит токсины и шлаки из организма.

Если вы часто болеете и простужаетесь, сделайте ставку на вареную репу — и иммунитет поднимете, и зрение, кстати, улучшите.

При бронхите 2 ст. л. мельченного овоща заварите стаканом кипятка, затем 15 минут подержите на маленьком огне и пейте 4 раза в день по 1/2 стакана.

Смесь сока репы с медом (1:1) — великолепное средство при упорном кашле, простуде. Принимают его по 1—2 ст. л. 3—4 раза в день.

При подагре в больные места втирают репу, растертую с гусиным жиром (2:1). Отваром овоща полощут рот при зубной боли.

Проще пареной репы


В отличие от картофеля, репа (она родственница капусты) не содержит крахмала и не такая калорийная — всего 35 калорий на 100 граммов. По вкусу же эти овощи в приготовленном виде очень похожи.

А вы сами давно пробовали репу? Давайте ее зафаршируем. Мясо дважды прокрутите через мясорубку, добавьте в него сливочное масло, яйцо, размоченный хлеб, обжаренный мелко нарубленный лук и все хорошо перемешайте.

Репу вымойте, отварите до полуготовности, срежьте верхушку, осторожно острым ножом или ложкой выньте середину и нафаршируйте. Корнеплоды закройте крышечками, обмотайте ниткой, сложите в кастрюлю и, добавив немного воды, тушите до готовности под крышкой.

Можно нафаршировать репу изюмом, яблоками, черносливом, орехами, рисом, грибами.

Вкусной получается и репа, запеченная с ветчиной. Овощ нарежьте ломтиками и ошпарьте, чтобы горечь ушла. Ветчину покрошите мелкими кубиками. В смазанную маслом форму уложите вначале ломтики репы, затем мясо. Влейте воду, накройте форму фольгой и запекайте 20—25 минут при температуре 180—200 градусов.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Сок репы противопоказан при воспалении кишечника, гепатитах, холециститах, энтероколите, заболеваниях центральной нервной системы.

И вершки, и корешки

Потихоньку осваивают белорусы и премудрости выращивания салатной японской репы кокабу. У нее съедобны и вершки, и корешки. Корнеплоды очень сочные, сладкие, вкусные и, что удивительно, без специфического вкуса репы обыкновенной. А нежные сочные листья насыщены всевозможными полезными веществами. Важное достоинство репы листовой — большая теневыносливость. Ее можно вырастить даже на подоконнике.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Читайте также: