Неправильная посадка ученика за партой вызывает

Обновлено: 08.07.2024

Позвоночник школьника еще формируется, и окрепнет только к подростковому возрасту. А к 6-7 годам, когда ребенок идет в школу, его позвоночник пока гибкий, как пластилин. И именно в это время важно следить за правильной осанкой. В противном случае это грозит следующими осложнениями:

  • Боль в нижней части спины, остеохондроз и даже сколиоз (искривление позвоночника).
  • Нарушение дыхания и кровообращения, поскольку работа легких ограничена из-за сутулости и впалости грудной клетки.
  • Ребенок будет ниже ростом из-за того, что горбится. Межпозвоночные диски постоянно напряжены, их питание нарушается, а потому идет задержка в росте.
  • Боль в спине, шее и головные боли. Школьник, сидя за партой, постоянно наклоняет голову вперед, отчего мышцы спины и шеи находятся в напряжении. Чтобы избавиться от неприятных ощущений, ребенок начинает извиваться, сутулиться, подгибать ноги или класть ногу на ногу. Из-за постоянного наклона головы вперед возникают мигрени, а избегать такую привычную сутулость становится всё сложнее.
  • Сутулость приводит к хронической усталости, ведь кровообращение и дыхание нарушено, а в мышцах постоянное напряжение.
  • Человек с плохой осанкой выглядит неудачником. К сожалению, внешний вид влияет и на отношение окружающих к человеку.

За год на выполнение домашних заданий школьники тратят не одну сотню часов. Поэтому рабочее место, где сын или дочка будет строчить рефераты, решать задачки или усердно вырисовывать первые закорючки, должно быть удобным и не приносить вреда здоровью.

Стулья для школьников — это важные атрибуты нормального учебного процесса ваших детей, залог их будущего здоровья, нормальной осанки и хорошего зрения. Для того чтобы правильно выбрать стулья для школьников, нужно знать некоторые правила, которые помогут сделать учебу максимально комфортной и безопасной для здоровья. Учитывая тот факт, что дети растут очень быстро, наиболее подходящим выбором для маленьких учеников будет стул наклон спинки и высоту и глубину которого вы сможете регулировать самостоятельно.

Рабочее место школьника должно соответствовать всем требованиям. Так как малыш большинство времени сидит, то стулья для школьников, столы и другие детали мебельного интерьера должны максимально поддерживать его здоровье, быть удобными и качественными. Родителям нужно обратить внимание на неутешительную статистику нашей страны, которая говорит о том, что большинство людей приобретают сколиоз именно в школьном возрасте. По этой причине столы и стулья для школьников должны максимально подходить к анатомическим особенностям вашего малыша.

САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕРАМ ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ

Рост ребенка (мм) Высота парты(стола)(мм) Высота стула (мм)
1000-1150 460 260
1150-1300 520 300
1300-1450 580 340
1450-1600 640 380
1600-1750 700 420
свыше 1750 760 460

Детские парты некоторые родителя приобретают еще за несколько лет до школы. Ребенок приучается правильно сидеть, формируется осанка, и незаметно для самого себя малыш приучается к будущей школьной дисциплине. Подвижным и неусидчивым детям трудно усидеть на одном месте даже полчаса. Попадая в школу, у такого ребенка может проявляться нервозность и раздражительность, по этой причине учителя и психологи рекомендуют покупать детские парты и приучать детей читать, рисовать, писать, сидя за своей первой партой.

Больше половины детей выходят из стен школы с нарушениями осанки и проблемами, связанными с позвоночником. Подчас у учителя не хватает времени контролировать осанку каждого ребенка, дети привыкают сидеть неправильно, а переучиваться в более сознательном возрасте крайне сложно. Поэтому необходимо с раннего детства учить ребенка правильно сидеть за партой. В помощь родителям производятся детские парты, разработанные при участии врачей. Их особенность в том, что они помогают поддерживать ребенку правильную осанку.

Дети растут очень быстро, и родителям необходимо выбирать парту, учитывая возраст, рост и вес ребенка. Современные детские парты в большинстве своем имеют детали, позволяющие регулировать высоту сиденья, угол наклона и высоту крышки стола, такие особенности позволяют создать комфортные условия для малыша с учетом всех его индивидуальных анатомических особенностей.

Детские парты должны иметь конструктивные особенности, которые позволят гармонично развиваться опорно-двигательному аппарату, будут снимать мышечное напряжение, улучшат зрение, предотвратят развитие сколиоза, снизят утомляемость, повысят усидчивость и трудоспособность. Детские парты изготавливают с учетом передовых технологий, их поверхность покрывается износоустойчивыми материалами. Спинка и сиденье парты сделаны из высокопрочных материалов, с возможностью регулировки под анатомические особенности организма маленького человека, что немаловажно для профилактики целого ряда заболеваний. Металлический каркас детской парты имеет высокую прочность, надежность и безопасность, соединительные узлы обеспечивают возможность легкой регулировки по ростовым, возрастным и весовым группам.

В современных школах и дошкольных учреждениях не часто удается встретить детские парты, спроектированные по всем законам эргономики. Администрация прилагает максимум усилий для экономии средств, а многие производители, как это не прискорбно, с готовностью идут на встречу путем упрощения конструкций детских парт, школьных столов, стульев и прочей мебели. Такой подход позволяет снизить финансовые затраты, но имеет крайне негативные последствия для развития и здоровья детей. К домашнему уголку маленького школьника предъявляются такие же не маловажные требования. Ребенок много времени проводит в сидячем положении: делает домашние задания, читает книги, рисует. Производители мебели для детских комнат делают упор на красоту, яркие рисунки на обивке стульев и диванов, столы и кровати необычной формы, но родители должны обращать внимание совсем не на элементы дизайна. Первоначальным и наиважнейшим фактором является технические особенности спального места, игрового уголка и детской парты.

Прислушайтесь к советам специалистов по эргономике и врачам-ортопедам. Также необходимо учитывать, что помещение, где ребенок живет или обучается, должно хорошо проветриваться, иметь комфортную температуру воздуха и достаточную освещенность. В домашних детских комнатах рекомендуется ставить детские парты возле окна, так чтобы световые лучи падали слева. Здоровый и счастливый ребенок — это то, к чему стремятся все родители, если же ребенок столкнулся с проблемами ухудшения здоровья, осанки, родители обязаны принять меры и сделать все возможное для восстановления его здоровья.

Покупка детской парты поможет избавиться от многих проблем, при этом стоит учитывать, что приложенные усилия будут небольшими Как вы думаете, сколько времени проводит ваш ребенок в школе за партой? Примерно 10 часов в день! Что может помочь ребенку избежать утомляемости? Регулировки стула обеспечивают удобную посадку независимо от роста. Изменение угла наклона столешницы парты позволяет разгрузить позвоночник и уменьшить мышечную нагрузку.. В нашем ассортименте также имеются стулья и кресла для правильной посадки, и тумбы для организации рабочего пространства школьника

При правильной посадке ноги полной ступнёй опираются на пол или на подножку парты, образуют в тазобедренном и коленных суставах прямые или слегка тупые углы (100 — 110°). Школьник должен полностью занимать скамью стула, так чтобы 2/3 — 3/4 длины бедра располагалось на скамье,а поясница опиралась на спинку стула. Туловище и голова слегка наклонены, но не более чем на 15-20°. Расстояние от глаз до рабочей поверхности примерно 30 см. Обратите внимание, чтобы между грудью и краем стола было свободное пространство. Школьник, сидящий за партой, в сущности, неподвижен. С этим связано статическое напряжение мускулатуры. Если ребенок наваливается грудью или животом на край стола, то происходит сдавливание внутренних органов и крупных кровеносных сосудов, находящихся в грудной и брюшной полости. Неестественное положение туловища ведет к неправильному развитию опорно-двигательного аппарата и в первую очередь позвоночника, способствует его искривлению. Близкое расстояние от глаз до рабочей поверхности ведет к напряжению зрения, способствует развитию близорукости. Костная система в молодом возрасте существенно отличается от костной системы взрослых большим содержанием органических веществ и меньшим содержанием солей. Поэтому они менее крепки и тверды, а более гибки и эластичны (легко поддаются искривлению). Процесс окостенения скелета заканчивается примерно к 20-23 годам, особенно поздно формируются кости стопы и кисти. Следовательно, в течение всего школьного периода костная система у учащихся остается еще не сформированной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Введение У каждого ученика в школе есть свое рабочее место – школьная парта.

Введение У каждого ученика в школе есть свое рабочее место – школьная парта. Большую часть времени приходится сидеть за партой и очень важно, чтобы она была удобной. Правильно устроенная парта создаёт наиболее удобные условия для работы на уроках письма, литературы, рисования и т.д. Все уроки связаны с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой вызывает напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. Поэтому очень важно, чтобы парты для учеников были удобные и безопасные. Я стала замечать, что за партами, которые находятся в нашем классе, мне удобно сидеть только до 3 урока, потом мне хочется наклониться налево или лечь на парту. Мне захотелось исследовать, а какой должна быть школьная парта?

Цель моего исследования: определить, как влияют парты на осанку ученика, и пр.

Гипотеза: причина нарушения осанки младших школьников заключается в неправиль.

Гипотеза: причина нарушения осанки младших школьников заключается в неправильной конструкции школьных парт Объект исследования: значение осанки для сохранения и укрепления здоровья младшего школьника (учащиеся 2 а класса, 2 б класса, 3 класса) Предмет исследования: влияние конструкции парт на осанку учеников Методы исследования: сбор информации из литературы и Интернета, наблюдение, исследование, интервьюирование, фотографирование, сравнение.

История появления парт Первая парта появилась в 60-х годах XIX века. Привычна.

История появления парт Первая парта появилась в 60-х годах XIX века. Привычная всем парта появилась примерно 120 лет назад. Создал её известный офтальмолог и гигиенист 19 века профессор Московского университета Ф.Ф. Эрисман

Гигиенические требования Согласно санитарным правилам и нормам, у каждого уче.

Гигиенические требования Согласно санитарным правилам и нормам, у каждого ученика должна быть мебель, соответствующая его росту и регулируемая по росту, столешница должна находиться под наклоном, углы на столешнице закруглены. в классах появляется конторка

Анкетирование 1.Следите ли вы за осанкой? (да, нет) 2. За какой партой тебе у.

Анкетирование 1.Следите ли вы за осанкой? (да, нет) 2. За какой партой тебе удобно прямо держать спину?(с наклонной крышкой, прямой) 3. Тебе часто на уроке говорят, чтобы поднял голову, выпрямить плечи? (да, нет) 2а 2 б 3 1)нет – 14, да - 3 2)нет – 14, да - 3 3)нет – 10, да - 7 1)нет – 13, да - 1 2)нет – 9, да - 5 3)нет – 8, да - 6 1)нет – 15, да - 9 2)нет – 14, да - 10 3)нет – 13, да - 11 2а 2 б 3 1) 6 2) 11 1) 14 2) 0 1) 10 2) 14 2а 2 б 3 1) 8 2) 17 1) 4 2) 20 6 20

4. Как ты считаешь у тебя правильная осанка? (да, нет) 5. Вы следите за своей.

Сравнительная характеристика парт 2а, 3 классы 2 б класс 1. Изделия из натура.

Сравнительная характеристика парт 2а, 3 классы 2 б класс 1. Изделия из натурального дерева. Изделия из натурального дерева. 2. Регулируются по росту ребёнка. Регулируются по росту ребёнка. 3. Углы у парт острые. Углы у парт закруглены. 4. - Имеется отдельное место для пенала и ручек. 5. - Регулируется наклон для уроков письма, чтения. Вывод: парты учеников 2б класса соответствуют требованиямСанПиН. Парты учащихся2а,3классов не имеют наклонной столешницы, их углы острые, нет отдельного места для ручек.

наблюдение Вывод:парты с наклоном, которые стоят во 2б классе, наиболее удобн.

наблюдение Вывод:парты с наклоном, которые стоят во 2б классе, наиболее удобны для учёбы и сохранения осанки.

Исследование 2а класс 2б класс 3 класс Вывод:тест прошли 17 учеников. Нарушен.

Исследование 2а класс 2б класс 3 класс Вывод:тест прошли 17 учеников. Нарушение осанки наблюдается у 6 учеников. Вывод:тест прошли 14 ученика. Нарушение осанки наблюдается у 3 учеников. Вывод:тест прошли 24 учеников. Нарушение осанки наблюдается у 8 учеников.

Рекомендации контролировать соответствие ростовки школьной мебели; контролиро.

Рекомендации контролировать соответствие ростовки школьной мебели; контролировать посадку учащихся во время урока (использование памятки (приложение 2.); проведение физминуток на уроке (не менее двух раз); проведение специальных упражнений на уроках физкультуры (комплекс упражнений (приложение 3); проведение зарядки перед уроками.

Парты будущего В разработке парт есть некоторые недоработки, которые мешают у.

Парты будущего В разработке парт есть некоторые недоработки, которые мешают учебному процессу: хлопают крышки парт при нажатии на край столешницы; подставка для пенала быстро расшатывается, и все принадлежности падают; нет желобка для ручек, которые постоянно скатываются.

Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащегося за партой: нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение – создаются при выработке у школьников прямой посадки. Ученик должен глубоко сидеть на скамье, ровно держать корпус и голову, лишь немного наклонять ее вперед. При этом расстояние от глаз до книги пли тетради сохраняется в 35 см.

Между туловищем и краем парты остается свободное пространство в 3-4 см (грудь и живот не сдавлены). Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе. Правильная посадка может быть только в том случае, если школьник сидит за партой правильной конструкции, основные размеры которой соответствуют пропорциям его тела.

Парты неправильной конструкции, не соответствующие росто-возрастным размерам детей, неизбежно вынуждают учащихся сидеть неправильно: изгибаясь, низко наклоняя голову к тетради и книгам. При такой посадке дети быстро утомляются. Правильной позы у учащихся во время занятий добиваются с первых дней посещения школы

Правильный подбор парт. Учащиеся каждого класса распределяются не менее чем по 3-4 ростовым группам. Поэтому в каждом классе в соответствии с наличным количеством ростовых групп необходимо ставить в основном парты 3 различных номеров. Для учащихся 3-х, 5-х, 6-х и 7-х классов нередко требуется 4 различных номера парт в силу большой разницы их в росте.

Если в 1-4-х классах ставить (при разбивке детей на группы роста с различием в 10 см) парты № 8 и 9, то можно обеспечить правильную позу в соответствии с длиной тела 78% учащихся.

Если же принять разбивку детей по группам роста с разницей в 15 см, то два номера мебели (соответственно усредненная высота стола и скамейки), поставленные в классах, позволяют правильно рассадить 85% детей.

С переходом на кабинетную систему обучения особенно остро встает проблема правильного рассаживания учащихся.

Учебные кабинеты для 5-10-х классов целесообразно оборудовать столами и стульями №10 и 11. В этом случае правильно смогут сидеть 66-72% учащихся. Если же принять распределение учащихся 5-10-х классов по группам роста с интервалом в 15 см, то, изготовляя два номера мебели (соответственно усредненная высота столов и стульев №9-10 и 11 -12), возможно будет обеспечить соответствие размеров мебели длине тела 85% учащихся.

Систематически каждые 5-10 лет санитарно-эпидемиологические станции (краевые, областные, районные, городские) с помощью медицинских работников, обслуживающих школы, должны разрабатывать в соответствии с данными измерения роста учащихся (в обуви) местные таблицы номеров мебели (в %), необходимых для оборудования разных типов школ.

При двухсменной работе школы в одних и тех же комнатах размещают (в первую и вторую смену) параллельные или смежные по годам обучения классы.

Измерение роста учащихся производится обычным ростомером или специально приготовленной деревянной рейкой длиной 2 м с делениями, нанесенными через каждые 10 см, начиная со 110 см.

Произведя измерение с помощью такой рейки, можно сразу видеть, на какую парту следует посадить школьника. Школьники, не снимая ботинок, становятся около прибора. Для определения требуемого номера парты могут служить и данные роста учащихся, имеющиеся у школьного врача. В этом случае, однако, к каждому показателю роста необходимо прибавить 2 см на обувь.

Диктуется это тем, что при исследовании физического развития рост учащихся определяется без обуви. Учитель, руководствуясь полученными данными роста, рассаживает учащихся на парты требуемого номера.

Расстановка парт в классе. Парты меньших номеров ставят ближе к классной доске, а парты больших номеров - дальше. Для детей с ослабленным зрением или пониженным слухом парты ставят первыми. В случаях необходимости постановки парт большого номера ближе к классной доске их ставят только в первом или третьем продольном ряду.

Между рядами парт, а также между партами и стенами соблюдаются установленные разрывы, которые указаны в обязательных санитарных правилах рассаживания школьников и расстановки парт в классах. Расстояния эти следующие: между внутренней стеной в классе и первым рядом парт 50-60 см, а между рядами парт 70-75 см, между третьим рядом парт и наружной стеной 60-70 см, между первыми партами и классной доской 2,5-2,75 м.

Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем ряду, меняют местами, не нарушая соответствия номера парт их росту. Допустим, в первую половину года учащиеся сидели в третьем ряду, тогда во вторую половину года их нужно посадить за парты соответствующих номеров в первом ряду.

Это мероприятие исключает появление у учащихся привычки к постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной доски (списывание) или наглядных пособий, карт и схем, размещенных над классной доской.

Гигиенические требования к мебели

Оборудование школьных помещений должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, способствовать оптимальному обеспечению педагогического процесса и эффективному проведению внеклассной учебно-воспитательной работы. Учебные классы и кабинеты должны быть оборудованы мебелью в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

  • Соответствие антропометрическим размерам детей (профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и органов зрения)
  • Травмобезопасность;
  • Нетоксичность материалов и красителей, устойчивость к санобработке;
  • Светлое матовая окраска столов, с коэффициентом отражения 35-55%.

Размеры школьных парт (столов). Правильно обустроенная парта должна соответствовать размерам тела ученика, его возраста и обеспечивать правильную посадку. В противном случае она может быть одной из причин ухудшения зрения, способствовать искривлению позвоночника, вызвать излишнее мышечное напряжение и более быструю утомляемость.

Рабочая поза для учащихся считается физиологической, если угол наклона грудной части тела к поясничной части равна 145°. Вместе с тем вполне недопустимой для школьников является рабочая поза, при которой расстояние от поверхности парты до глаз составляет менее 30 см.

Главными параметрами парты, которые обеспечивают правильную, менее утомительную позу учеников, есть дистанция сиденья, дистанция спинки и диференция.

Дистанция сиденья -расстояние (по горизонтали) между задним краем стола парты (ближнем к ученику) и передним краем скамьи для сидения. Она может быть нулевой, если края стола и стула расположены на одной вертикали, положительной, если край сиденья не достигает опущенной от заднего края стола вертикали и отрицательной, если опущенная вертикаль попадает на плоскость сиденья. Во время учебного процесса, когда ученик работает сидя (письмо, чтение и т.д.) оптимальной считают отрицательную дистанцию, то есть край скамьи должен заходить за край стола на 4-5 см. При работе стоя (ответ на вопрос учителя и т.п.), как оптимальную, определяют положительную дистанцию сидения.

Рис. 1. Основные размеры школьной парты

1 - высота переднего края стола; 2 - высота заднего края стола; 3 - ширина горизонтальной части крышки стола; 4 - ширина наклонной части крышки стола; 5 - высота сидения; 6 - глубина сидения; 7 - ширина сидения; 8 - дистанция спинки; 9 - дистанция сидения; 10 - диференция

Требования к расположению парт (учебных столов). Парты (учебные столы) в классе должно быть не менее 3-х размеров для возможности подбора в зависимости от антропометрических размеров школьников, расставляются в 3 ряда. В первых трех рядах необходимо размещать парты (стола) меньших размеров, в последнем ряда- крупнейшие для данного класса размеры парт.

Требования к параметрам размещения мебели в классах: расстояние от первого ряда парт к школьной доски должна составлять 2,4-2,6 м, разрыв между рядами парт 0,6-0,8 м, между первым рядом парт и внешней стеной 0,6 -0,7 м, между третьим рядом и внутренней стеной - 0,5-0,6 м, между задней стеной и последним рядом парт - 0,4-0,5 м. На школьных партах (особенно далеких от окон) необходимо соблюдение норм углов падения и отверстия.

Классные доски. Основные требования к обустройству классной доски направленные на облегчение зрительной работы, для чего необходимо обеспечить хорошую контрастность написанного на доске.

Поэтому классные доски изготавливают, в основном из пластмасс коричневого или темно-зеленого цвета с упругой, гладкой матовой поверхностью. Для обеспечения лучшей видимости над досками устраивают дополнительное местное освещение.

Писать на доске следует буквами высотой около 4 см, чтобы они были видны из последних парт. Стирать с доски надо влажной тряпкой; у нижнего края доски устраивают желоб для задержки падающих кусочков мела при писании на ней.

Настенные доски располагают посередине передней стены классной комнаты. В первых четырех классах доску следует размещать так, чтобы нижний край ее располагался на высоте 80-83 см, а в старших классах - 90-95 см от пола.

Гигиенические требования к одежде и обуви

Детская одежда должна быть удобной, соответствовать по размерам и покрою возрасту ребенка, не быть тесной или не по росту большой. Она должна быть прочной и легко очищаться от грязи.

Первый слой одежды, непосредственно соприкасающийся с телом, - нательное белье (рубашки дневные и ночные, трусы, майки, носки, чулки, лифчик, комбинация).

Оно должно отвечать следующим требованиям: иметь достаточную воздухо- и паропроницаемость, гигроскопичность, гидравличность, испаряемость.

Нательное белье надо менять по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Чулки и носки менять через каждые 2 - 3 дня. Наиболее гигиеничны колготы из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. В детском или подростковом возрасте вместо лифчиков-бюстгальтеров лучше надевать обычные лифчики с вытачками. Бретельки у лифчика должны быть широкими, не уже 2см.

Второй слой одежды (платья, блузки, юбки, костюмы и пр.) надевают на белье.

Школьную форменную одежду шьют из шерстяной школьной ткани (для девочек) и из шерстяного сукна с добавлением 10% синтетического волокна (для мальчиков).

Спортивная одежда зависит от видов спорта и от того, где проходят занятия: в спортивных залах или на открытых площадках. Для выполнения гимнастических упражнений, удобен тренировочный костюм, состоящий из длинных брюк и майки с короткими рукавами. Специальные гимнастические туфли с резинками или шнурками, с мягким кожаным верхом и такими же мягкими подошвами, наиболее подходящими для занятий гимнастикой. Лучшая одежда для занятий легкоатлетическими упражнениями - майка, трусы и легкая кожаная обувь с мягкими носками на шнурах, а для бега или прыжков - туфли с шипами.

Трусы и тренировочные брюки мальчики должны надевать на плавки, которые совершенно необходимы во время занятий физкультурой. Наличие плавок облегчает выполнение физических упражнений, в них дети не чувствуют себя скованными. Девочкам рекомендуете я надевать трусы из плотного трикотажа, обтягивающего ноги. Обязательная принадлежность спортивной одежды девочек среднего и старшего возраста – бюстгальтер с застежкой, закрепленной на широкой резинке.

Третий слой одежды – для улицы. Зимняя одежда должна быть пористой, чтобы в ней было много воздуха. Теплопроводность такой одежды низкая. Зимнее пальто шьют из плотной шерстяной ткани на вате или шерстяном ватине, с меховым воротником. Высокими теплозащитными свойствами обладает одежда из тканей с водоотталкивающей пропиткой на поролоне. Из нее шьют пальто и куртки. Эта одежда легкая, теплая, удобная.

Лучшим головным убором для школьников в зимнее время года служит меховая шапка-ушанка или шапка из шерстяной ткани на подкладке из ваты. Их следует носить только в сильные морозы. В прохладную погоду рекомендуются вязаные шерстяные шапки (типа шлема). В весенне-осеннее время, кепки, береты, вязаные шапочки, а девочки - береты, вязанные или фетровые шапочки.

Летний головной убор панамы, фуражки с козырьком, шляпы. Их изготовляют из легкой, пушистой, светлой ткани - соломки, светлой парусины или пике.

Обувь – должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать форме и размерам стопы.

Обувь для повседневной носки на улице или в школе должна быть простой, удобной формы, на широком низком каблуке (1 - 2см). В зимнее время года сапожки или ботинки на теплой шерстяной или войлочной подкладке. В сырую, дождливую погоду резиновые сапожки или обувь с подошвами из водонепроницаемых материалов, резины, каучука, нейлона и др.

Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

Основные размеры парт установлены на основании антропометрических измерений детей и подростков и соответствуют средним величинам отдельных частей их тела.

Высота скамейки парты соответствует средней величине длины голени со стопой данной группы роста школьников с прибавкой 2 см (на толщину каблука).

Глубину скамьи (переднезадний ее размер) делают равной 2/3 длины бедра. Такая глубина скамьи обеспечивает устойчивое и удобное положение. При большей глубине край скамьи, упираясь в подколенную впадину ученика, будет сдавливать кровеносные сосуды. Сиденью придается небольшой уклон кзади. Это исключает возможные соскальзывания со скамейки.

Спинку парты делают из одного или двух брусков. Более целесообразно устройство спинок из двух брусков, обеспечивающих не только пояснично-крестцовую, но и подлопаточную опору.

Стол парты имеет наклонную плоскость в 14- 15°. Такой наклон крышки создает более благоприятные условия для работы глаз при чтении и письме. Размер одного места за столом определяется не только длиной предплечий с кистью, но и объемом движений во время письма, а также правильным размещением раскрытой тетради.

Высота стула должна обеспечивать прямой угол (в 90 градусов) между бедром и голенью, между голенью и полом. Между туловищем и партой должно быть пространство с кулак. Плечи при работе за столом должны быть на одном уровне, опущены, а обе ноги обязательно на полу. Расстояние от глаз до книги - не менее 35 см.


Таким образом, правильное положение ученика за партой - это:

● стопы стоят на полу под прямым углом по отношению к голени;

● ноги согнуты в коленях под прямым углом;

● ученик должен сидеть соприкасаясь спиной со спинкой стула,

● положение спины ученика 90° по отношению к бедрам;

● руки в расслабленном положении на парте.

При правильной посадке не сдавливаются и находятся в правильном положении внутренние органы грудной и брюшной полости (сердце, легкие, печень, желудок, кишечник и др.) и кровеносные сосуды.

Пример неправильного положения за партой (ученик 1-го класса, возраст 6 лет, рост 122 см):

● ребенок не достает ногами до пола, соответственно, не может упереться ступнями для правильной посадки;

● большая глубина сидения стульчика не позволяет ученику разместиться на стуле с опорой на спинку;

● такой размер стула не дает ученику свободно садиться и вставать, не ударяясь о полку под партой, что заставляет школьника держать стул в отодвинутом состоянии и сидеть на его крае;

● из-за слишком большой высота от пола до верхнего края столешницы парты ученику придется тянуться к высокой парте, в итоге у него пережимаются мышцы в области плеча и затылка, нарушается осанка и кровоснабжение головного мозга. Итогом становятся головные боли, снижение зрения, слуха, гайморит.

Подобная ситуация также часто возникает, когда родители пытаются усадить ребенка за взрослы письменный стол.

Детский стульчик, подобранный под рост ребенка, в таком случае совершенно не подходит, его высоты недостаточно.

На взрослом стуле ребенку также не удобно, т.к. расстояние между сидением стула и столешницей стола для ребенка слишком велико. Вдобавок, ребенок не достает ногами до пола.

Производители растущей школьной мебели предлагают для таких случаев детские кресла, специально предназначенные под взрослый стол. Такие кресла поднимаются достаточно высоко и имеют специальную подножку, чтобы ученик мог упереться ступнями. В качестве примера можно привести модели:

На наш взгляд такое решение будет более полезным для ученика по сравнению с ситуацией, когда он сидит за взрослым столом на взрослом стуле.

Однако мы не можем назвать данное решение правильным, т.к. классические правила посадки ребенка при таком подходе не соблюдаются. Подножка кресла позволяет ребенку упереться ступнями, однако изгиба ног в коленях под прямым углом вряд ли получится достичь.

Читайте также: