Норматив сбор и выезд по тревоге с посадкой в автомобиль за воротами гаража

Обновлено: 05.10.2024

XXXVI. Требования охраны труда при выезде и следовании

к месту пожара (вызова)

301. По сигналу тревоги личный состав дежурного караула (смены) прибывает к пожарному автомобилю, при этом включается освещение в караульном помещении и гараже. Запрещается оставлять на путях следования личного состава одежду и предметы обихода.

302. При использовании спускового столба личный состав пожарной охраны выдерживает необходимый интервал, следит за спускающимся впереди для исключения нанесения травм.

При спуске по столбу запрещается касаться незащищенными частями рук его поверхности, а окончив спуск, следует немедленно освободить место для проведения следующего спуска.

303. Порядок посадки личного состава дежурного караула (смены) в пожарный автомобиль устанавливается приказом начальника подразделения пожарной охраны, исходя из условий обеспечения безопасности.

При посадке запрещается пробегать перед пожарными автомобилями, выезжающими по тревоге, а также находиться под рольставнями ворот (в момент подъема, опускания и нахождения рольставней ворот в открытом состоянии), начинать движение на пожарном автомобиле из гаража до полного открывания ворот. При посадке вне здания гаража выход личного состава караула (смены) на площадку разрешается только после выезда пожарного автомобиля из гаража.

Движение пожарного автомобиля осуществляется при закрытых дверях кабин и дверцах кузова. Посадка считается законченной после занятия личным составом караула (смены) своих мест в кабине автомобиля и закрытия всех дверей.

Водитель начинает движение по команде старшего должностного лица, находящегося в пожарном автомобиле.

1) подавать команду на движение пожарного автомобиля до окончания посадки личного состава караула;

2) находиться в пожарном автомобиле посторонним лицам, кроме лиц (сопровождающих), указывающих направление к месту пожара (аварии).

305. Проезжая часть улицы и тротуар напротив выездной площадки пожарного депо оборудуются светофором и (или) световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофора может осуществляться дистанционно из пункта связи части. В случае их отсутствия постовой у фасада пожарного депо красным флажком, а в ночное время суток - красным фонарем, подает соответствующие сигналы.

306. При выезде из гаража и следовании к месту вызова водитель включает специальные звуковую и световую сигнализации. Воспользоваться приоритетом движения он может, только убедившись, что ему уступают дорогу.

307. Начальник дежурного караула (смены) или начальник подразделения пожарной охраны, выехавший во главе дежурного караула (смены) к месту вызова, контролирует соблюдение водителем правил дорожного движения.

Ответственным за безопасное движение пожарного автомобиля является водитель.

308. Во время движения пожарных автомобилей личному составу пожарной охраны запрещается открывать двери кабин, стоять на подножках, кроме случаев прокладки рукавной линии, высовываться из кабины, курить и применять открытый огонь.

309. Запрещается пользоваться специальным звуковым и световым сигналом одновременно при следовании пожарного автомобиля не на вызов (пожар, аварию), а также при возвращении пожарного автомобиля в подразделение пожарной охраны. При сложных погодных условиях и в ночное время допускается применение светового сигнала для дополнительного обозначения себя на дороге, что не дает преимущества и не позволяет нарушать правила дорожного движения.

310. Личный состав дежурного караула (смены), прибывший к месту вызова, выходит из пожарного автомобиля только по распоряжению командира отделения или старшего должностного лица, прибывшего во главе дежурного караула (смены), после полной остановки пожарного автомобиля.

311. Личный состав пожарной охраны прибывает на место пожара, проведения аварийно-спасательных и специальных работ одетым в боевую одежду и обеспеченным средствами индивидуальной защиты с учетом выполняемых задач. Водителям пожарных автомобилей допускается одевание боевой одежды по прибытии к месту вызова.

Норматив № 2.1
Сбор и выезд по тревоге

Требования охраны труда и техники безопасности при проведениия сбора и выезда по тревоге

При использовании спускового столба личный состав подразделе­ния ФПС выдерживает необходимый интервал, следит за спускаю­щимся впереди для исключения нанесения травм. При спуске по столбу запрещается касаться незащищенными частями рук его поверхности, а по окончании спуска следует немедлен­но освободить место для проведения следующего спуска.

При посадке запрещается пробегать перед пожарными автомобиля­ми, выезжающими по тревоге, а также находиться под рольставнями ворот (в момент подъема, опускания и нахождения рольставней ворот в открытом состоянии), начинать движение на пожарном автомобиле из гаража до полного открывания ворот. При посадке вне здания га­ража выход личного состава караула (смены) на площадку разреша­ется только после выезда пожарного автомобиля из гаража.

Движение пожарного автомобиля осуществляется при закрытых дверях кабин и дверцах кузова. Посадка считается законченной после занятия личным составом караула (смены) своих мест в кабине авто­мобиля и закрытия всех дверей.

Ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля возлагается на водителя.

Личный состав отделения, караула (смены), выходит из пожарного автомобиля только по распоряжению командира отделения или старшего должностного лица, после полной остановки по­жарного автомобиля.

Проведение разминки

Разминочный бег

  • бег по кругу в колонне по одному трусцой и боком с приставным шагом – 2 мин.

Суставная разминка (л/с построен в одну шеренгу на интервал вытянутых рук)

Восстановление дыхания

  • поднятие прямых рук над головой с глубоким вдохом и опускание корпуса и рук вниз с глубоким выдохом – 10 раз.

1. Начальное положение:

Боевая одежда и снаряжение уложены так, как определено условием выполнения норматива № 1.1.

Боевая одежда и снаряжение уложены любым способом. Пояс с закрепленным на нем карабином и пожарным топором в кобуре лежит под одеждой. Подкасник может находиться рядом с уложенной боевой одеждой или внутри каски. Рукавицы (краги) кладутся в карманы куртки, при отсутствии карманов - под пояс.

Автомобиль находится в боевом расчете и располагается в гараже части. Двигатель автомобиля прогрет, тормозная система готова к применению.

Личный состав отделения, караула (смены) находится в караульном помещении части и располагается произвольно.

2. Последовательность выполнения:

Посадка в автомобиль производится после того, как полностью надеты боевая одежда и снаряжение. Разрешается застегивать боевую одежду и надевать пожарный пояс в кабине автомобиля.

3. Окончание:

Автомобиль находится за воротами гаража, личный состав отделения караула (смены) находится в автомобиле. Дверцы закрыты. Результат фиксируется в момент закрытия последней дверцы автомобиля (ей).

Примечание: Разрешается застегивать боевую одежду и надевать пожарный пояс в кабине автомобиля.

Сбор и выезд по тревоге (с посадкой в автомобиль за воротами гаража)

Время выполнения, сек.

отлично

хорошо

Удовлетво
рительно

АЦ 40 (130) 63Б-ЗИЛ

Для других АЦ на шасси автомобиля ЗИЛ

Для АЦ на шасси автомобиля Камаз

Для АЦ на шасси автомобиля Урал

Для АЦ на шасси автомобилей иностранного производства

Командир отделения: надевает боевую одежду и снаряжение, следит за по­садкой личного состава в автомобиль, садится в кабину рядом с во­дителем.

Пожарный №1: надевает боевую одежду и снаряжение, открывает во­рота гаража, садится в автомобиль с левой стороны.

Пожарный №2: надевает боевую одежду и снаряжение, открывает во­рота гаража, садится в автомобиль с правой стороны.

Пожарный №3: надевает боевую одежду и снаряжение, открывает во­рота гаража, садится в автомобиль вторым слева.

Водитель: садится в автомобиль, заводит двигатель, с помощью зер­кала заднего обзора убеждается в отсутствии помех при выезде, по ука­занию командира отделения выезжает из гаража.

Обучение сбору и выезду по тревоге желательно проводить в 2 этапа:

  • Первый этап — назначение пожарного расчета, его построение у по­жарного автомобиля и посадка в кабину, спешивание;
  • Второй этап — сбор по тревоге, надевание специальной одежды и снаряжения, выезд пожарного автомобиля из гаража и посадка лич­ного состава в кабину.

Первый этап: отделение выстраивается в шеренгу фронтом к пожар­ному автомобилю (ПА). Затем назначается пожарный расчет, присва­ивается каждому номер пожарного расчета. После этого указываются места, которым присвоены номера 1, 3, 5. После этого расчет стано­вится в первую шеренгу, а номера 2, 4, 6 и водитель — во вторую. У ав­тоцистерны в первую шеренгу становятся пожарные под номерами 1, 3 и водитель, а во вторую — пожарные под номерами 2, 4. Пожарные расчеты менее 5 человек выстраиваются у ПА в одну шеренгу с пра­вой (левой) стороны по направлению от оси заднего колеса к кабине, спиной к автомобилю, водитель — на левом фланге.

При построении пожарного расчета с левой стороны пожарные № 2 и 5 садятся с правой стороны, а остальные пожарные — с левой: на первое сиденье садятся пожарные № 3 и 1, на второе — пожарные № 6 и 4. Посадка считается законченной, когда пожарные заняли свои места в автомобиле и закрыли двери кабины. Порядок посадки лич­ного состава отделения в пожарные автомобили вне гаража устанав­ливает начальник пожарной части.

Пожарные выходят из кабины ПА в обратной последовательности и строятся с правой (левой) стороны от него.

Примечание. В типовой табель основных обязанностей личного состава отделений караула могут вноситься дополнения в зависимо­сти от штатной численности личного состава в подразделении пожар­ной охраны и оснащенности пожарной техникой.

Надевание боевой одежды и снаряжения (без посадки в автомобиль):

1. Боевая одежда и снаряжение укладываются на скамейках или специальных полках. Пояс с топором лежит под одеждой. В зимнее время подкасник (шлем) укладывается в удобном положении, ватная телогрейка вложена в брезентовую куртку. Рукавицы в кармане куртки.

2. Пожарные находятся в одном метре от боевой одежды, лицом к ней, в служебном обмундировании, без головного убора.

3. Начало - поданная команда.

4. Окончание - боевая одежда и снаряжение надеты, куртка застегнута на все пуговицы, пояс застегнут и заправлен под пряжку, подбородочный ремень шлема (каски) подтянут

а) в летнее время

б) в зимнее время

а) в летнее время

б) в зимнее время

Надевание теплоотражательного костюма:

1. Теплоотражательный костюм вынут из мешка и уложен на скамейке любым удобным способом.

2. Пожарный в боевой одежде и снаряжении (пояс одет) стоит в одном метре от теплоотражательного костюма лицом к нему.

3. Начало - поданная команда.

4. Окончание - полукомбинезон с бахилами одет и закреплен с помощью плечевых лямок. Пожарный пояс одет поверх полукомбинезона и застегнут. Куртка из металлизированной ткани одета и застегнута на все пуговицы, шлем-маска пристегнута к куртке, на руки налеты рукавицы. (Шлем-маска пристегивается к куртке только спереди, рукавины застяжными ремешками не закрепляются)

а) в летнее время

б) в зимнее время

Сбор и выезд по тревоге с посадкой за воротами гаража:

1. Боевая одежда и снаряжение сложены так, как указано в условиях выполнения упражнения N 1.

2. Личный состав находится в дежурном помещении или классе и располагается произвольно.

3. Начало - сигнал тревоги. Посадка в автомобиль производится за воротами гаража после того, как полностью надеты боевая одежда и снаряжение.

4. Окончание - автомобиль находится за воротами гаража, личный состав находится в автомобиле, дверцы закрыты.

Примечания: 1. При выполнении упражнения на автомобиле "Урал-375" к норме времени прибавляется 2 с.

2. При посадке в автомобиль в гараже время фиксируется в момент пересечения линии ворот гаража задними колесами автомобиля.

3. Выезд автомобиля за ворота производится только по команде командира отделения (расчета) при закрытых дверцах.

4. Выполнение норматива производится при прогретом двигателе автомобиля

а) в летнее время

б) в зимнее время

Подъем по подвешенной штурмовой лестнице на 4 этаж учебной башни:

1. Штурмовая лестница подвешена на подоконник 2 этажа учебной башни. Пожарный стоит около лестницы, левая нога на первой ступеньке, руками держится за тетивы лестницы.

2. Начало - поданная команда.

3. Окончание - пожарный коснулся обеими ногами пола 4 этажа учебной башни

а) в летнее время

б) в зимнее время

Подъем по штурмовой лестнице на 4 этаж учебной башни:

1. Штурмовая лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта. Линия старта - в 32 м 25 см от учебной башни. Пожарный стоит за линией старта.

2. Начало - поданная команда.

3. Окончание - пожарный коснулся обеими ногами пола 4 этажа учебной башни

а) в летнее время

б) в зимнее время

Снятие, переноска и установка выдвижной лестницы на 3 этаж учебной башни:

1. Выдвижная лестница уложена и закреплена на автомобиле, находящемся в 30 м от учебной башни до оси заднего колеса.

2. Расчет из 2 человек находится у заднего колеса автомобиля.

3. Начало - поданная команда.

4. Окончание - выдвижная лестница установлена и закреплена за седьмую ступеньку. Первый номер стоит в полушаге от лестницы лицом к ней, второй номер стоит между стеной и лестницей.

Примечание. При выполнении упражнения с автомобилями на шасси "Урал-375" и ЗИЛ-131 к норме времени прибавляется 2 с

а) в летнее время

б) в зимнее время

Снятие, переноска, установка выдвижной лестницы и подъем по ней на 3 этаж учебной башни или крышу 2-этажного здания:

1. Выдвижная лестница уложена и закреплена на автомобиле, находящемся в 30 м от учебной башни до оси заднего колеса.

2. Расчет из 2 человек находится у заднего колеса автомобиля.

3. Начало - поданная команда.

4. Окончание - выдвижная лестница закреплена за седьмую ступеньку, первый номер коснулся обеими ногами пола 3 этажа учебной башни или крыши 2-этажного здания, второй номер стоит, удерживая тетивы лестницы, между стеной и лестницей.

Примечание. При выполнении упражнения с автомобилями на шасси "Урал-375" и ЗИЛ-131 к норме времени прибавляется 2 с

а) в летнее время

б) в зимнее время

Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями

Расстановка препятствий и упражнение выполняются согласно Правилам соревнований по пожарно-прикладному спорту

Подача ствола от пожарной автоцистерны на два рукава с пуском воды:

1. Двигатель автомобиля работает на малых оборотах, насос выключен. Рукава уложены в гармошку и соединены между собой.

2. Расчет становится против оси заднего колеса в затылок один другому спиной к автомобилю.

3. Начало - поданная команда.

4. Окончание - момент появления воды из ствола. Ствольщик - не ближе 35 м от автомобиля, водитель - у насоса

Установка пожарного автомобиля на гидрант с присоединением 2 всасывающих рукавов (жесткого и мягкого):

1. Автомобиль установлен в 3 метрах от гидранта. Дверцы отсеков и крышка колодца гидранта закрыты.

2. Расчет стоит в 1 м от автомобиля напротив оси заднего колеса спиной к автомобилю.

3. Начало - поданная команда.

4. Окончание - колонка установлена на гидрант, всасывающие рукава присоединены к насосу и колонке. Водитель - у насоса, пожарный - у колонки. В летнее время из патрубка пошла вода

а) в летнее время с пуском воды

б) в зимнее время без пуска воды

Установка автомобиля на водоем с присоединением 2 (по 4 м) всасывающих рукавов и сетки:

1. Автомобиль установлен у открытого водоема, двигатель работает на малых оборотах, насос выключен.

2. Упражнение выполняет расчет из 2 номеров (водитель и пожарный), стоящих против оси заднего колеса.

3. Начало - поданная команда.

4. Окончание - момент появления устойчивой струи воды из напорного патрубка.

Примечания: 1. Время в скобках указано для упражнения без забора воды.

2. При выполнении упражнения от пожарных автомобилей с передним расположением всасывающих патрубков к норме времени прибавляется 10 с

а) в летнее время

б) в зимнее время

Боевое развертывание расчета пожарного автомобиля с подачей стволов одного "А" и одного "Б" через разветвление при рабочих линиях на два рукава каждая и магистральной:

1. Автомобиль установлен у гидранта, двигатель работает на малых оборотах, насос выключен. Дверцы отсеков закрыты.

2. Расчет (5 чел.) выстраивается с любой стороны автомобиля.

3. Начало - поданная команда.

4. Окончание - автомобиль установлен на гидрант, двигатель переключен на насос, насос заполнен водой (только летом), рукавные линии проложены, соединены, ствольщики на позиции готовы к работе со стволами.

Примечания: 1. При боевом развертывании с пуском воды к норме времени прибавляется 5 с на каждый рукав. Время фиксируется в момент появления воды из последнего ствола.

2. При подаче воды от водоема норма времени увеличивается на 20 с.

3. При подаче стволов на высоты при помощи лестниц (приставных, стационарных, маршевых) к норме времени прибавляется 10 с на этаж.

4. При выполнении упражнения в зимнее время норма увеличивается на 5 с.

5. При выполнении упражнения от автомобилей с передним расположением всасывающих патрубков к норме времени прибавляется 10 с

сбор и выезд по тревоге

Начальник караула строит личный состав караула, проверяет наличие и внешний вид. Объявляет тему занятия, время и место его проведения, поясняет правила техники безопасности при выполнении каждого вида упражнения темы занятия.

Сбор и выезд по тревоге

Сбор и выезд по тревоге караула обеспечиваются в установленном порядке. По сигналу "Тревога" личный состав караула прибывает к пожарным автомобилям, при этом автоматически должно включаться освещение в караульном помещении и гараже. Запрещается оставлять на путях следования одежду, предметы обихода и т.п.

При использовании спускового столба личный состав обязан выдерживать необходимый интервал, следить за спускающимся впереди для исключения нанесения травмы. При спуске по столбу не следует касаться незащищенными частями рук его поверхности, а спустившись, освободить место для проведения следующего спуска. П

орядок посадки личного состава караула в пожарные автомобили (в гараже или вне его) устанавливается приказом начальника подразделения ГПС, исходя из условий обеспечения безопасности и местных особенностей. При посадке запрещается пробегать перед автомобилями, выезжающими по тревоге.

При посадке вне здания гаража выход личного состава караула на площадку допускается только после выезда пожарных автомобилей из гаража.

Движение пожарного автомобиля разрешается только при закрытых дверях кабин и дверцах кузова. Посадка считается законченной после занятия личным составом караула своих мест в кабине автомобиля и закрытии всех дверей.

При этом запрещается:
подавать команду на движение пожарного автомобиля до окончания посадки личного состава караула;
нахождение в пожарных автомобилях посторонних лиц.

В пожарных автомобилях разрешается находиться лицам, указывающим направление движения к месту вызова (пожара).

Для предупреждения городского транспорта и граждан о выезде пожарных автомобилей из гаража зажигают специальные светофоры. В случае их отсутствия постовой у фасада обязан красным флажком, а в ночное время суток красным фонарем подавать сигналы.

При выезде из гаража и следовании к месту вызова водитель обязан включить специальные звуковую и световую сигнализации. Воспользоваться приоритетом движения он может, только убедившись, что ему уступают дорогу.

Начальник караула подводит итоги занятий и объявляет оценки, отмечает отрицательные моменты выполнения упражнений, дает задание на самоподготовку.

Читайте также: