Нужно в самое ближайшее время и в самые кратчайшие сроки закончить сев озимых

Обновлено: 05.10.2024

3. Нормы употребления имён прилагательных и имён числительных.

4. Трудные случаи употребления местоимений.

5. Употребление форм русского глагола.

Задания

1. К приведённым ниже словам подберите согласованные определения и укажите род имён существительных.

1)Колибри, тюль, мозоль, кенгуру, вуаль, лебедь, шим­панзе, просека, рельс, жабо, кофе, кашпо, суфле, меню, моль, корь, писака, соловушка, соседушка, иваси, канифоль, бигуди, галифе, конферансье, купе, леди, сабо, салями, сулугуни, танго, филе, фойе, фрау, хинди, цеце, эскимо.

2)Авеню, Ай-Петри, Гоби, Дели, Замбези, Миссисипи, Онтарио, Хоккайдо, Борнео, Баку, Титикака, Канны, Перу, Эри, Огайо, Рио-де-Жанейро, Ориноко, Афины, Чили, Сочи, Алатау.

2. Определите род сложносокращённых имён существительных. Допишите пропущенные окончания.

ГЭС пущен…, ООН создан… для поддержания мира и безопасности; многолюдн… ГУМ; МХАТ начал… сезон; ГАИ изменил… систему дорожных знаков; ЖЭК вывесил… объявление; Нововоронежск… АЭС; ВДНХ открыт… ежедневно; надежн. дот; престижн… вуз.

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; глаголы ставьте в форме прошедшего времени.

1) Огромн… ручищ… (опуститься) на плечо. 2) Бывш… подмастерье теперь (стать) инженером. 3) Табель (упасть) на пол. 4) Софья Васильевна Ковалевская – выдающ. русск… математик. 5) Новые занавески из тюл… . 6) С рельс… сыпались искры. 7) Нам подали свеж. студень, жарен… картофель и горяч… кофе. 8) Я люблю цветочн… карамель. 9) На краю села огромн. домище. 10) Получили ценн… бандероль. 11) В зоопарке я видел бойк. шимпанзе. 12) Легков. такси идёт быстрее грузов… . 13) Полноводн. По (выйти) из берегов. 14) Солнечн. Баку утопает в зелени. 15) Мой братишка больш. недотрога, а сестрёнка больш. плакса. 16) (Опуститься) тяжёл. жалюзи. 17) В зоопарк привезли маленьк. зебу. 18) Все ученики уважали строг. но справедлив… директора нашей школы Нину Петровну. 19) Дв. колибри привлекли внимание орнитолога.

4. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты.

1) Абрикосы, арбузы, апельсины, бананы, баклажаны, блюдца, ботинки, вафли, вишни, воины, вояки, гектары, джинсы, дыни, заморозки, гольфы, граммы, кастрюли, кеды, колготки, кроссовки, комментарии, лосины, лохмотья, макароны, мандарины, носки, партизаны, плечи, полотенца, поместья, помидоры, рельсы, сандалии, сапоги, свадьбы, свечи, солдаты, старшины, туфли, тыквы, цапли, черешни, чулки, яблоки, ясли.

2) Болгарин, татарин, чех, поляк, грек, англичанин, молдаванин, грузин, армянин, румын, француз, якут.

5. Раскройте скобки.

Обширных (пустыня), старых (простыня), помещичьих (усадьба), не хватает (ясли), мощные (дизели), открытых (слог), средневековые (цех), нет детских (одеяльце, полотенце), из глубоких (ущелье), тонких (запястье), у некоторых бочек не было (дно), не видно долгожданных (баржа), Не убивал я этих (цапля), не хватило тёсу на несколько (кровля), слабые (тенор), быстроходные (катер), старинных (копья), ящик (банан), полкило (орех), полведра (помидор), чёрных (чулок), детских (носок), мука для (оладьи), непоседливых (шалунья), несколько подслеповатых (окошко), африканских (апельсин), из свежих (опёнок), национальные одежды (таджик, якут, киргиз, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен), запас (лезвие), из всех (кушанье), ассортимент (туфля), пора летних (сумерки).

6. Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества) и фамилии.

7. Раскройте скобки, поставив существительное (географическое название) или прилагательное и существительное в нужную форму.




I. 1) Встретились мы в прошлом году в (Кривой Рог). 2) Санаторий наш находился под (Орехово-Зуево), на берегу живописной реки. 3) Внезапно из (Малиновое Озеро) приехал к нам оперуполномоченный. 4) Около (Великие Луки) сохранились ещё дивные уголки первозданной природы. 5) За (Андреево-Ивановка) мы устроили привал прямо в поле. 6) В (Петропавловск-Камчатский) у меня осталось много друзей и знакомых. 7) Отыскали Александра Морозова только в прошлом году где-то под (Горно-Алтайск). 8) Как мне кажется, четыре года тому назад они переехали из (Комсомольск-на-Амуре) в (Большая Ижора). 9) Чуть севернее (Южно-Сахалинск) и расположился наш городок Долинск. 10) Недалеко от (Ростов-на-Дону), на берегу Таганрогского залива мы разбили наш лагерь.

II. 1) Наша база расположилась около (известный, Репино). 2) Село наше находилось под (старинный, Чернигов). 3) Московский ТВ-центр расположился в (живописный, Останкино). 4) Мой друг с детства живет в (пригородный, Пушкин). 5) Мы приобрели дачу под Петербургом, недалеко от (маленький, Лермонтово). 6) Она вышла на станции (Гоголево). 7) Мы встретились у гостиницы в (многолюдный Шереметьево). 8) Это сейчас Тверь, а тогда мы жили в городе (Калинин). 9) После путешествия я все время думаю о (знаменитый, Болдино). 10) Река протекала сразу за околицей села (Васильково).

Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1) Момент был для всех (торжествен, торжественен). 2) Вид юноши был (легкомыслен, легкомысленен). 3) Директор школы (ответствен, ответственен) за каждого ученика. 4) Актер был (естествен, естественен) в своей игре. 5) Место секретаря сейчас (свободно, свободное). 6) Пропуск занятий (нежелателен, нежелательный). 7) Лектор (известен, известный) своими выступлениями.

9. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Аргументируйте своё мнение и предложите правильный вариант.

1) Вчера ты был менее весел. 2) Мой дядя – прелучшейший и предобрейший человек на свете. 3) Этот костюм мне менее велик, чем тот. 4) Такой зонт более женский, чем мужской. 5) Он из нас был самый честнейший. 5) Эта задача более легче. 7) Нужно в самое ближайшее время и в наикратчайшие сроки завершить ремонт здания. 8) Слаже мёда ничего нет. 9) А теперь посмотрим на наиболее характернейшие приёмы самбо. 10) Маяковский – самый талантливейший из всех поэтов. 11) Писатель употребляет эти слова, чтобы сделать описание предметов наиболее реальным. 12) На низшей полке лежат эти словари. 13) Показатели у первой бригады были более выше, чем у второй. 14) Наш завод оказался более передовым. 15) В Чехословакии более развитая промышленность.

Прочитайте вслух.

До 879 рублей, с 653 рублями, к 241 рублю, 3,2 (процент), 7 3/4 (метр), 22 (сутки). Мы плыли по морю 1,5 суток. Было приобретено 4 ножниц, 5 граб­лей, 3 вил. Поезд пришёл с 368 пассажирами в 10 вагонах. До 668 рублей, с 532 рублями, к 491 рублю, 3,5 %, 9 7/8 (метр), 22 (сани). Это про­изошло в 1242 году. Рабочими отремонтировано 34 яслей. Приобрели 22 новых кеглей. Празднование 850-летия Москвы.

11. Исправьте ошибки в употреблении местоимений и обоснуйте правку.

I. 1) Мать попросила дочь налить себе борща. 2) Отец велелсыну вымыть за собой посуду. 3) Любому должнику важно доверие к себе. 4) Я должен поздравить Екатерину Сергеевну с успешной защитой своей докторской диссертации. 5) За 10-15 тысяч лет приручения человеком у собаки по сравнению с волком - своим далёким предком – изменилась лишь психика и гормональная система. 6) Молодая мать любовалась ребёнком, играющим у своих ног.

III. 1) Мотор заглушил весь крик. 2) Майор приказал дежурному доложить о себе командующему. 3) Ихний класс очень дружный. 4) А. П. Чехов, он родился в 1860 году в Таганроге. 5) А чего сейчас вспомнил всё это, сам не знаю. 6) Об их никто не заботился. 7) Сергей подошёл к окну. От него пахло бензином.

12. Найдите и исправьте ошибки в словосочетаниях.

Семеро девочек, обоим ученицам, трое дней и ночей, с пятьсот пятьюдесятью рублями, к январю двухтысячно седьмого года, между одиннадцатью и двадцати четырёх часов, через двадцать три сутки, наградить полторастами тысячами рублей.

Вы больна, среди их, скучает по нас, лучше него, вы пятые будете, кроме её.

Положь на место, ляжьте на диван, уплочено, уполномачивать, пора узаконять и ознакомлять с этим население, каплет крыша.

Исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением глагольных форм.

I. 1) Ребята игрались в комнате. 3) В летнее время молодняк пасётся по хорошим пастбищам, поится кубанской водой. 4) Она махает платком. 5) Пчёлы стучатся на лету о стенки улья. 6) Семена дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей. 7) Займите мне сто рублей.8) Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. 9) Марусе стало всё хуже и хуже.10) Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах.

II.1) Все фирмы уже позаключали договора с поставщиками. 2) Путешественников настигнул шторм. 3) Экскаваторы всё глубже вгрызаются в землю, и на наших глазах постепенно образовываются котлованы – чаша будущего моря. 4) Ослабла жара в Западной Сибири. 5) Когда Алёша вспоминал бабушку, все люди стали казаться ему лучше. 6) Где вы слыхали об этом? 7) Я полоскаю горло.

14. Вставьте пропущенные буквы, мотивируйте выбор формы глагола.

Трудно было охватить сразу весь материал, и приходилось сосредот…чивать внимание на основном. За применение новых методов труда коллектив завода не раз удост…ивался высокой награды. Отдельные члены комиссии уполном…чивались действовать от ее имени. В конце заседания мы усл…вливались о времени следующей встречи.

ЗАПОМНИТЕ РОД НЕКОТОРЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ!

МУЖСКОЙ РОД: ботинок, банкнот, зал, георгин, жираф, помидор, рельс, толь, тюль.

ЖЕНСКИЙ РОД: бакенбарда, вуаль, заусеница, коленка, кроссовка, манжета, мозоль, тапка, туфля.

СРЕДНИЙ РОД: мочало, повидло, щупальце, яблоко.

СОЧЕТАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ (собственных имен) С ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ СЛОВОМ (нарицательным именем: город, река и т.д.)

а) Названия городов, как правило, СОГЛАСУЮТСЯ в падеже с определяемыми словами:в городе Москве, под городом Петропавловском-Камчатским, у города Омска, вблизи города Санкт-Петербурга.

НЕ СОГЛАСУЮТСЯ составные названия: у города Набережные Челны.

б) часто СОГЛАСУЮТСЯ названия сел и деревень:в селе Солнечном, НО:в селе Малые Мытищи; у деревни Дубки

в) СОГЛАСУЮТСЯ названия рек:на реке Оке, за рекой Москвой, НО:у реки Северский Донец (как составное название);

г) НЕ СОГЛАСУЮТСЯ названия озер, гор, заливов, проливов, островов, полуостровов, мысов, бухт, вулканов и т.д. в сочетании со словами озеро, гора и т.п.:на озере Байкал, у горы Казбек, на острове Сахалин, в пустыне Сахара и т.п.

СОГЛАСУЮТСЯ названия, имеющие форму полного прилагательного: на Ла­дожском озере, за Уральским хребтом;

д) НЕ СОГЛАСУЮТСЯ названия станций и портов:на станции Курск, в порту Находка, поезд прибыл на станцию Речкуновка;

е) НЕ СОГЛАСУЮТСЯ названия зарубежных штатов, провинций, департаментов ит.п.: в штате Техас, в провинции Лигурия, в департаменте Сон;

ж) НЕ СОГЛАСУЮТСЯ астрономические названия:орбита планеты Венера;

з) названия улиц обычно СОГЛАСУЮТСЯ, если имеют форму ЖЕНСКОГО РОДА, и НЕ СОГЛАСУЮТСЯ, если имеют форму МУЖСКОГО РОДА:на улице Преображенской, на улице Арбат, по улице Кузнецкий Мост;

и) так же— названия зарубежных республик:в Республике Исландии, НО:в Республике Эквадор. ИСКЛЮЧЕНИЯ: названия, оканчивающиеся на -а: в Республике Куба, в Республике Венесуэла, в Республике Коста-Рика.

и (в) способный, (г) способен. (2) Кто из вас (а) виноватый, (б) виноват, кто (в) правый, (г) прав, — разберемся. (3) Он из тех людей, которые (а) способные, (б) способны на самопожертвование. (4) С возрастом угловатая девочка превратилась в (а) красивую, (б) красивейшую, (в) наикрасивейшую девушку. (5) Этот перевал наиболее (а) опасный, (б) опасен, (в) опаснейший для перехода в зимнее время, (б) Как показала проверка, сведения, указанные в письме (а) верны, (б) верные. (7) Эта женщина всегда (а) милая, (б) мила и (в) очаровательная, (г) очаровательна. (8) В Никитском ботаническом саду растут (а) редчайшие, (б) наиредчайшие, (в) самые редкие породы деревьев. (9) Уроки литературы всегда были мне (а) интересны, (б) интереснейшие, (в) интересные. (10) Необходимо завершить работу в (а) близкое, (б) ближайшее время и в (в) кратчайшие, (г) наикратчайшие сроки.

Ответ или решение 1

1) Мой брат очень (а) талантливый и (в) способный. 2) Кто из вас (б) виноват, кто (г) прав, — разберемся. 3) Он из тех людей, которые (б) способны на самопожертвование. 4) С возрастом угловатая девочка превратилась в (а) красивую девушку. 5) Этот перевал наиболее (б) опасен для перехода в зимнее время. 6) Как показала проверка, сведения, указанные в письме, (а) верны. 7) Эта женщина всегда (б) мила и (г) очаровательна. 8) В Никитском ботаническом саду растут (в) самые редкие породы деревьев. 9) Уроки литературы всегда были мне (а) интересны. 10) Необходимо завершить работу в (б) ближайшее время и в (в) кратчайшие сроки.

Эта задача более легче.Нужно в самое ближайшее время и в наикратчайшие сроки завершить уборку урожая.О существовании Полярной звезды знали наши самые отдаленнейшие предки.Слаще меда ничего нет.Слова хорошой знакомой песни звучат в этом зале как-то по иному - чище,звонче,торжественнее.Маяковский - самый талантливейший из всех поэтов.

точно ошибка в отдаленнейшие - должно быть далекие, потому что употоребляется слово самый. талантливейший - талантливой, т. к. тоже есть слово самый!

Эта задача более ЛЁГКАЯ (ЛЕГЧЕ).. Нужно в самое ближайшее время (В КРАТЧАЙШИЕ СРОКИ) завершить уборку урожая. О существовании Полярной звезды знали наши самые ДАЛЬНИЕ предки. Слаще меда ничего нет. Слова хорошой знакомой песни звучат в этом зале как-то по иному - чище, звонче, торжественнее. Маяковский - самый ТАЛАНТЛИВЫЙ (ТАЛАНТЛИВЕЙШИЙ) из всех поэтов.


1. Озимые посевы в этом году выглядят великолепно, но это ещё ни о чём не говорит

Впрочем, поскольку в Ростовской области и Краснодарском крае достаточно полей, где пшеница не успела сформировать мощный узел кущения, начать подкормки рекомендуется именно с них.


Отстают в развитии поздние посевы (например, если посевную затягивали дожди). Озимка, посеянная в ранние сроки, хорошо раскустилась и даже начала сбрасывать старые листья.

2. Если влагообеспеченность почвы высокая, азот, скорее всего, промыт. И может промываться дальше



Ольга Назаренко советует быть внимательным, если обводнённость почвы выше её максимальной влагоёмкости (для Ростовской области – выше 190 мм).

– Если же мы имеем 200-240 мм, это говорит о том, что у нас есть вверху свободная влага. И если мы сейчас внесём азотные удобрения, то эта влага будет уходить вниз и будет уводить с собой азот. Не нужно спешить. Надо вносить, когда растение трогается в рост – чтобы оно смогло перехватить этот азот.

3. На хорошо раскустившихся посевах подкормку лучше отложить

Подкормка по мёрзло-талой почве призвана стимулировать кущение, поэтому, если пшеница и так дала достаточное количество побегов, спешить с подкормками не стоит.

Ольга Назаренко рекомендует после оттепели проверить сахара в узлах кущения:

при содержании сахаров больше 25% (учитывая дефицит азота в 70-80 кг/га в д.в.) половину дозы (35-40 кг/га в д.в. ) внести по подсыхающей почве, а следующую подкормку проводить в конце кущения – начале выхода в трубку (дозу – по результатам листовой диагностики в середине кущения).

при содержании сахаров менее 25% внести 35-40 кг/га в д.в. по мерзло-талой, дальнейшие подкормки – по результатам листовой диагностики.

4. Вносить селитру можно с осени – главное, чтобы к этому моменту посевы перестали вегетировать

Если использовать азот с осени, не дождавшись окончания вегетации, подкормка будет работать не на мощный старт весной, а на осеннее кущение.

5. Давать селитру малыми дозами – рискованный приём, если на поле много растительных остатков

Весной 2020 года аграрии в первую подкормку дали много азота, пшеница отлично раскустилась, а потом, в засуху. стала сбрасывать побеги.

Весной 2021 года аграрии боялись, что ситуация повторится, поэтому многие сделали выбор в пользу небольших дробных подкормок.


6. Листовая подкормка ЖКУ приносит эффект только на почвах с низкой обеспеченностью фосфором

Ольга Назаренко рекомендовала хозяйствам проверить по картограммам содержание подвижного фосфора. При значениях меньше 16 мг/кг, на тех полях, где не было основного внесения фосфора, следует в фазе 4-5 листьев или в начале кущения внести ЖКУ совместно с карбамидом с обязательной заделкой 100 л/га баковой смеси, крупнокапельно.

Рецепт таков: в базисный раствор ЖКУ к 348 л (487 кг) добавляется при непрерывном размешивании 238 л воды теплой воды (35°С), затем 275 кг карбамида. Полученная смесь содержит по 18% азота и фосфора.

Константин Спивак давал по листу монокалийфосфат посевам ярового ячменя. Агроном сочетал монокалийфосфат (1,5-2 кг/га) с аминокислотами ауксиновой группы и работал дозой 90-100 литров рабочего раствора на слабых полях (2-3 листа). Яровой ячмень дал прибавку 3,5 ц/га.

7. Биопрепараты могут заменить первую фунгицидную обработку

Во влажный год борьба с болезнями выходит на первый план, заметил Евгений Бушмин. В 2021 году на одном поле агроном пропустил агрессивную расу септориоза и потери были существенными.

Константин Спивак поделился опытом применения биологических препаратов: хозяйство убедилось, что для первой обработки посевов хватит и биофунгицида.

– Даже на таких сортах как Гром и Караван биопрепарата было достаточно, чтобы удержать первую волну болезней. А по флаговому листу мы работаем химическим препаратом, потому что биология не держит пиренофороз, – рассказал Константин Сергеевич.

В борьбе с патогенами аграриям могут пригодиться препараты компании Bionovatic – например, Orgamica F с хищным грибом Trichoderma asperellum, который устраняет не только живые грибы, но и споры, рассказал региональный представитель Bionovatic Дмитрий Котов.

– Мы не раз вносили дополнительный азот в надежде перескочить из класса в класс, но не было дождей и подкормка не срабатывала, – рассказал Виктор Дьяченко. – В цветение, в фазу молочно-восковой спелости подкормки не срабатывали у нас из-за засухи. Только в 2021 году мы, отработав 100 литрами КАСа, получили прибавку на 1,2% протеина и почти 2,5-3 центнера дополнительно по урожайности – но только потому, что весна была влажной.

9. Сорняки лучше убирать с осени

– В 2021 году мы совместили гербицидные обработки с инсектицидами против красноногого клеща (которого хорошо берёт лямбда-цигалотрин двойной дозой), – рассказал Виктор Дьяченко. – Тогда весной сорняков практически нет: ни дискурений, ни зимующего рапса, ни чего другого, что может съедать ваш азот и пить влагу. Весной, если где-то засвербило, можно убрать бюджетным гербицидом.

Если на поле есть падалица подсолнечника, Дьяченко посоветовал добавлять 30% клопиралида.

10. Микроэлементы работают эффективнее, если применять их в фазу выхода в трубку

Таким наблюдением поделился Евгений Бушмин.

– Наибольшую прибавку – около 5 центнеров – мы получили, дав микроэлементы в фазу флаг-листа. Хотя продавцы микроэлементов категорически настаивали, что необходимо применять в кущение и в критические фазы. Это трёхфакторный опыт с контролем, ошибки не может быть, – сказал агроном.

11. Не все сорта способны усвоить то питание, которое вы им даёте

В НЦЗ им. П.П.Лукьяненко ежегодно гостям демонстрируют интересный опыт: на одном поле, применяя одинаковую технологию и равные дозы питания, учёные получают от старого сорта (например, Безостая 1) 60 ц/га, а от нового (например, Алексеич) 100 ц/га, рассказал Виктор Дьяченко.

– Новые сорта интенсивного типа лучше усваивают солнечную радиацию, питательные вещества, экономнее используют влагу, имеют лучшее соотношение зерно-солома. И технологически легче с такими пшеницами работать, – сказал Виктор Викторович.

Евгений Бушмин советовал обращать внимание на группу спелости. Например, на сорте Юка хозяйство не проводит подкормку по сёрзло-талой почве, а в первую очередь работает на полях со скороспелыми сортами – Ультра 11, Еланчик. Значение первой подкормки велико для интенсивных сортов, которым для формирования хорошего урожая нужно большее кущение (например, Тимирязевка 150 или Алексеич). На крупноколосых сортах хозяйство сосредотачивает внимание в фазе выхода в трубку.

12. Определите сразу, какая доза удобрений окупится

– Наш экономист, услышав об удорожании удобрений, попросил у нас данные по ценам, чтобы всё пересчитать, – рассказал Евгений Бушмин. – В расчёт мы заложили возможную прибавку от удобрений – все согласятся, что при применении 100 кг селитры прибавка практически всегда от 4 до 5 центнеров, она может быть больше, но ниже не будет. Так вот, пока с такими прибавкам удобрение ещё окупается. Каждому хозяйству надо для себя определить тот порог, выше которого вы уже не можете продолжать выбранную ранее технологию.

В северной части Удмуртии со второй половины декабря 2021 года по первую декаду февраля 2022 года наблюдалось сочетание высокого снежного покрова и слабого промерзания почвы. Как сообщает пресс-служба гидрометцентра республики, данное явление может привести к выпреванию посевов озимых зерновых культур.


Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Так, по данным метеостанции Глазов, на 10 февраля высокий снежный покров (71 см) сочетается со слабым промерзанием почвы (глубина 12 см). При этом минимальная температура на глубине узла кущения -1С. Данные погодные условия неблагоприятны для перезимовки озимых зерновых культур и многолетних трав.

Читайте также: