Объекты озеленения 2 категории

Обновлено: 05.10.2024

Большая часть населения Земли – жители городов, а площадь, занятая населёнными пунктами разной величины, хотя и составляет всего 2 %, сравнима с площадью занятой широколиственными лесами, степями, болотами и реками. Следовательно, необходима разработка методов познания этой созданной человеком и увеличивающейся среды. Наибольший интерес для экологического исследования представляют – незастроенные участки поселений. Программа ООН-Хабитат отмечает высокую роль насаждений поселений в обеспечении безопасности и выполнении экосистемных услуг. В результате сбора и системного анализа обширного материала по 200 населённым пунктам, расположенным в 10 странах мира, за 20 лет автором разработана полная классификация озеленённых территорий поселений. Она состоит из 4 категорий – общего и ограниченного пользования, специального назначения и резервных территорий. Каждая категория подразделяется на типы, всего их 26. Для оптимизации процессов их устойчивого развития созданы авторские профили состояния. Полный профиль содержит более десяти характеристик, в статье представлены пять ключевых – баланс застройки, сомкнутость крон древесно-кустарниковой растительности, проективное покрытие травостоя, замусоренность и единовременная рекреационная нагрузка. Анализ показателей профильных характеристик указывает на высокий спрос экосистемных услуг, представляемых озеленёнными территориями, и напряжённое, критическое состояние некоторых показателей состояния, что если и не ставит под угрозу само существование озеленённых территорий, то может повлечь планомерную деградацию без контроля и своевременного возобновления.


2. Лебедева Н.В. Биологическое разнообразие: учеб. пособие / Н.В. Лебедева, Н.Н. Дроздов, Д.А. Криволуцкий. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 432 с.

5. Потапова Е.В. Общая экология. В 3 ч. Ч. 2. Методы полевых исследований: учебное пособие – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. – 155 с.

6. Потапова Е.В. Проблемы озеленения городов: монография. – Изд-во LAP LAMBERT Academic Pablishing, Германия, 2014. – 219 с.

Программа ООН-Хабитат определила колоссальную значимость поселений как в обеспечении определённого качества жизни большинства населения Земли, так и в совокупном влиянии поселений, преимущественно городов, на состояние окружающей среды Земли. Больше половины россиян (74 %) и большая часть человечества живёт в крупных населённых пунктах [3]. Города являются центрами цивилизации, определяющими социальный, культурный и научный прогресс человечества, но именно в них ухудшаются условия жизни – загазованность, замусоренность, шум, агрессивные поверхности и гомогенные поля восприятия. В поселениях выделяются три тесно переплетённые, взаимосвязанные составные части: природная, техногенная и социальная, равновесие между которыми должно привести к устойчивому развитию.

В общемировой практике отсутствует унифицированное понятие – город, нет общепринятых методов функционального зонирования его частей. В связи с чем представляются проблематичными исследования, особенно международного характера [4]. Стоит отметить, что поселения представляют интерес и исследуются многими научными направлениями – строительством, менеджментом, медициной, экологией, географией и чаще в узком специфичном ключе.

Цель – разработка универсальной классификации озеленённых территорий населённых пунктов в рамках общей теории и практики изучения поселений.

Материалы и методы исследования

С 1996 по 2016 г. в более чем 200 населённых пунктах, в том числе в городах Иркутск, Москва, Меленки, Владивосток, Калининград, Париж, Берлин, Шарм-аль-Шейх, Нячанг и др., автором исследовано белее 10 000 озеленённых территорий. Проводилась оценка их структуры, состояния, рекреационной нагрузки и многих других показателей. Разработана специальная методика сбора полевого материала – фрейм-сценарий [5].

Результаты исследования и их обсуждение

Населенный пункт – это больше чем группа людей, больше чем сосредоточение жилья, мест труда и развлечений. Многообразие в особенностях населенных пунктов, отражающее культурные и эстетические ценности, должно уважаться и поощряться, а районы, представляющие историческую, религиозную или археологическую ценность, и районы, представляющие особый интерес, должны сохраняться для последующих поколений. Многие объекты озеленения в большинстве поселений имеют все указанные ценностные характеристики, т.к. часто их возраст равен возрасту самого населённого пункта, а иногда и превышает его – так называемые реликтовые участки. В некоторых азиатских странах существуют культы поклонения деревьям, особенно старым. Согласно последним рекомендациям ООН-Хабитат, доля насаждений, приходящаяся на каждого жителя, должна значительно превышать 20 м2 [3]. Градостроительные нормы предполагают учёт озеленённых территорий, но это не значит, что вся их площадь занята насаждениями, особенно древесно-кустарниковыми, выполняющими значительно большее количество экосистемных услуг.

Каким же образом можно проводить оценку насаждений и озеленённых территорий в контексте расположения и значимости для техногенной и социальной среды, а главное, сделать эту методику универсальной, не зависящей от нормативных актов отдельных стран? Для сохранения и оптимизации развития таких объектов предложена классификация озеленённых территорий.

Согласно анализу полевых данных, созданию профилей предлагается к первой категории отнести шесть компонентов городского озеленения, ко второй – пять, к третьей – двенадцать, а к четвёртой – три типа. Всего 26 типов в четырёх категориях (таблица). Курсивом в таблице прописаны категории и типы, выявленные и предложенные для классификации автором.

Общественные пространства города - свободные от транспорта территории общего пользования, в том числе пешеходные зоны, площади, улицы, скверы, бульвары, а также наземные, подземные, надземные части зданий и сооружений (галереи, пассажи, атриумы и другие), специально предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях досуга, проведения массовых мероприятий, организации пешеходных потоков на территориях объектов массового посещения общественного, делового назначения, объектов пассажирского транспорта (Закон города Москвы от 27 апреля 2005 г. N 14 "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)".

Объект озеленения - озелененная территория (деревья, кустарники, травяной покров или цветник), организованная по принципам ландшафтной архитектуры, включающая в себя в соответствии с функциональным назначением все необходимые элементы благоустройства: дорожно-тропиночную сеть, площадки, скамейки, малые архитектурные формы (постановление Правительства Москвы от 14 ноября 2006 г. N 897-ПП).

Объекты озеленения ограниченного пользования - озелененные территории ограниченного пользования (озелененные территории лечебных, детских, учебных и научных учреждений, промышленных предприятий, спортивных комплексов, жилых кварталов), (в соответствии с ГОСТом 28329-89 "Озеленение городов. Термины и определения").

Объекты озеленения специального назначения - озелененные территории специального назначения (озелененные территории санитарно-защитных, технических, водоохранных зон, кладбищ, участков инженерных объектов и коммуникаций, улично-дорожной сети, а также питомники), (в соответствии с ГОСТом 28329-89 "Озеленение городов. Термины и определения").

1. Объекты озеленения 1-й категории:

1.1. Объекты озеленения, имеющие статус памятника садово-паркового искусства.

1.2. Объекты озеленения общего пользования рекреационного назначения (парки, сады, скверы, бульвары) в составе системы общегородских центров в соответствии с Генеральным планом города Москвы до 2020 года, а также системы общественных пространств города в соответствии с Генеральной схемой комплексного благоустройства города Москвы, одобренной Правительством Москвы (постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП).

1.3. Объекты озеленения общего пользования рекреационного назначения (парки, скверы, сады, бульвары) вне системы общегородских центров в соответствии с Генеральным планом города Москвы до 2020 года, а также системы общественных пространств города в соответствии с Генеральной схемой комплексного благоустройства города Москвы, одобренной Правительством Москвы (постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП) в соответствии с Паспортом планировочного решения и благоустройства территории и на основании решения Городского штаба по созданию, сохранению и развитию озелененных территорий и цветочному оформлению города** по результатам разработки и реализации проектов благоустройства и озеленения.

1.4. Объекты озеленения общего пользования иного назначения в составе системы общегородского центра в соответствии с Генеральным планом города Москвы до 2020 года, а также системы общественных пространств города в соответствии с Генеральной схемой комплексного благоустройства города Москвы, одобренной Правительством Москвы (постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП).

1.5. Объекты озеленения ограниченного пользования в составе системы общегородских центров, в соответствии с Генеральным планом развития Москвы до 2020 года, а также системы общественных пространств города в соответствии с Генеральной схемой комплексного благоустройства города Москвы, одобренной Правительством Москвы (постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП).

1.6. Объекты озеленения общего и ограниченного пользования, специального назначения, обеспечивающие реабилитацию прибрежных территорий вдоль Москвы-реки в соответствии со Схемой комплексной реабилитации прибрежных территорий Москвы-реки и формируемой Целевой среднесрочной отраслевой программой комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных Москвы-реки.

1.7. Объекты озеленения в границах красных линий магистралей общегородского значения 1-го и 2-го класса в соответствии с приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 21 марта 2006 г. N 199-ПП "О корректировке границ объекта природного комплекса N 646 Центрального административного округа".

2. Объекты, требующие усиленного режима ухода и охраны (или особые объекты 1-й категории).

3. Объекты озеленения 2-й категории:

3.1. Объекты озеленения общего пользования рекреационного назначения (парки, сады, скверы, бульвары), не входящие в состав системы общегородского центра в соответствии с Генеральным планом города Москвы до 2020 года, а также систему общественных пространств города в соответствии с Генеральной схемой комплексного благоустройства города Москвы (постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП), и не отнесенные к пункту 1.3.

3.2. Объекты озеленения общего пользования иного назначения, не входящие в состав системы общегородских центров в соответствии с Генеральным планом развития Москвы до 2020 года, а также систему общественных пространств города в соответствии с Генеральной схемой комплексного благоустройства города Москвы, одобренной Правительством Москвы (постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП).

3.3. Объекты озеленения ограниченного пользования (за исключением жилой застройки), не входящие в состав системы общегородского центра, в соответствии с Генеральным планом города Москвы до 2020 года, а также системы общественных пространств города в соответствии с Генеральной схемой комплексного благоустройства города Москвы, одобренной Правительством Москвы (постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП).

3.4. Объекты озеленения специального назначения, за исключением объектов ведомственной принадлежности, а также объектов, отнесенных к 1-й категории в соответствии с п. 1.6.

3.5. Озелененные территории в границах красных линий магистралей общегородского значения 1-го и 2-го класса, не включенные в п. 1.7, а также в границах красных линий магистралей районного и местного значения.

4. Объекты озеленения 3-й категории

Озелененные территории ограниченного пользования жилой застройки.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 2 февраля 2017 г. N 23-ПП настоящее приложение дополнено пунктом 5

5. Внекатегорийные объекты озеленения.

Объекты озеленения общего пользования рекреационного назначения, имеющие уникальный ландшафтный дизайн с элементами благоустройства различного вида и назначения, требующие особого режима ухода.

* - Объект озеленения может быть отнесен к категории, если озелененная территория соответствует одному или более указанным критериям.

** - Утвержден постановлением Правительства Москвы от 5 сентября 2006 г. N 670-ПП "О переименовании Городского штаба по защите зеленых насаждений, озеленению и содержанию городских лесов и лесов лесопаркового защитного пояса".

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Организация бухгалтерского учета в эксплуатирующих государственных (муниципальных) учреждения ЖКХ всегда представляла определенную сложность. Связано это со многими факторами. В рамках статьи рассматриваются особенности организации бухгалтерского учета объектов озеленения в таких учреждения ЖКХ.

Организационно-правовая и управленческая структура учреждений в сфере ЖКХ сложна и непрозрачна, что затрудняет определение их правового статуса (эксплуатационное учреждение или управляющая компания), а также не позволяет достаточно четко разграничить сферы их ответственности по содержанию закрепленных за ними территорий и объектов (то есть границы территорий и объектов ЖКХ, за которыми обязательства содержания их соответствующим учреждением не действуют). У такого типа учреждений имеется значительное количество закрепленных за ними объектов (многоквартирные жилые дома (МКД), дворовые территории, отдельные дорожные сооружения (мосты, эстакады), объекты благоустройства и озеленения и т. п.), которые по объективным причинам не подлежат отражению на их балансах, что затрудняет пообъектную привязку соответствующих фактических затрат в их бухгалтерском учете.

Сложности в организации учета объектов озеленения.

Среди основных проблем отражения стоимости зеленых насаждений в бухгалтерском учете можно выделить следующие.

Вместе с тем все расположенные на закрепленном за учреждением земельном участке многолетние ОЗН подлежат включению в Дендроплан, а их сохранность контролируется государственными организациями природопользования и природоохраны (иными словами, вырубка даже дикорастущих деревьев и кустарников без оформления порубочных билетов незаконна).

Рекомендации по организации учета объектов озеленения.

Если высаженные в текущем году саженцы многолетних деревьев и кустарников не прижились (погибли), стоимость их высадки подлежит списанию на расходы учреждения:

до конца текущего года (по дебету счета 4 401 10 172 и кредиту счета 4 106 27 410);

в следующих отчетных периодах (по дебету счета 4 401 10 172 и кредиту счета 4 101 27 410).

Бухгалтерский учет объектов озеленения.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Пояснение

Операция совершается на основании распоряжений и актов о приеме-передаче НФА (ф. 0504101) (с детализацией его состава в разд. 2 инвентарной карточки учета НФА (ф. 0504031)

Операция совершается в случае, если высаживаемые саженцы деревьев, кустарников приобретаются за счет средств, выделенных учреждению из бюджета либо полученных учреждением от осуществления приносящей доход деятельности

Приняты к учету однолетние цветы и растения, закупленные учреждением для озеленения территории

Отнесена на расходы стоимость погибших саженцев многолетних деревьев и кустарников

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Стандарт утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

[4] Затраты по высадке однолетних растений единовременно списываются на текущие расходы учреждения.

[6] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

В целях определения порядка выполнения работ по содержанию элементов объектов озеленения города Москвы и во исполнение поручения исполняющего обязанности по координации деятельности Комплекса городского хозяйства Москвы А.Л. Кескинова от 13.05.2011 N 6-06-634:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2013 года одобренные на Научно-техническом Совете Департамента:

1.1. Нормативно-производственный регламент содержания зеленых насаждений I категории города Москвы (приложение 1);

1.2. Нормативно-производственный регламент содержания зеленых насаждений II категории города Москвы (приложение 2).

2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента Велиховского А.А.

Приложение 1
к распоряжению Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
и благоустройства г. Москвы
от 27 августа 2012 г. N 05-14-339/2

Содержанию зеленых насаждений должно уделяться особое внимание, так как воздушная и почвенная среда в городе резко отличаются от естественных условий, в которых формировались наследственные биологические свойства используемых для озеленения растений.

В результате изменения экологии города нарушается стабильность процессов обмена веществ, прекращается рост и снижается адаптационная способность растений, т.е. возможность приспосабливаться к изменяющимся факторам городской среды, что приводит в конечном итоге к более раннему физиологическому старению растительного организма.

Соблюдение регламента содержания зеленых насаждений с учетом специфичности среды их произрастания является необходимым условием создания устойчивых долговечных и высоко декоративных насаждений в городе.

Настоящий "Нормативно-производственный регламент содержания зеленых насаждений 1 категории города Москвы" разработан с целью регламентирования работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства объектов озеленения, использования его при разработке экономического обоснования производственного плана выполнения работ, а также при определении потребностей в рабочей силе, материалах, машинах и механизмах.

- объекты озеленения общего пользования рекреационного назначения (парки, сады, скверы, бульвары) в составе системы общегородских центров в соответствии с Генеральным планом города Москвы до 2020 года;

- объекты озеленения системы общественных пространств города в соответствии с Генеральной схемой комплексного благоустройства города Москвы, одобренной Правительством Москвы, постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП);

- объекты озеленения общего пользования рекреационного назначения (парки, сады, скверы, бульвары) вне системы общегородских центров и общественных пространств города в соответствии с "Паспортом планировочного решения и благоустройства территории" и на основании решения городского штаба по созданию, сохранению и развитию озелененных территорий и цветочному оформлению города;

- объекты озеленения общего пользования иного назначения в составе системы общегородского центра в соответствии с Генеральным планом города Москвы до 2020 года, а также системы общественных пространств города в соответствии с Генеральной схемой комплексного благоустройства города Москвы, одобренной Правительством Москвы, постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП);

- объекты озеленения ограниченного пользования в составе системы общегородского центра в соответствии с Генеральным планом города Москвы до 2020 года, а также системы общественных пространств города в соответствии с Генеральной схемой комплексного благоустройства города Москвы, одобренной Правительством Москвы, постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП);

- объекты озеленения общего и ограниченного пользования, специального назначения, обеспечивающие реабилитацию прибрежных территорий вдоль Москвы-реки в соответствии со Схемой комплексной реабилитации прибрежных территорий Москвы-реки и формируемой Целевой среднесрочной отраслевой программой благоустройства и ландшафтного оформления набережных Москвы-реки;

- объекты озеленения в границах красных линий магистралей общегородского значения 1-го и 2-го класса в соответствии с приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 21 февраля 2006 г. N 199-ПП "О корректировке границ объекта природного комплекса N 646 Центрального административного округа".

- "Типовые нормы времени (выработки) на работы по озеленению" (ТНВ), утвержденные постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС 25.04.86 N 136/9-49 (М., Экономика, 1987).

- Территориальные сметные нормативы для Москвы (ТСН)-2001, глава 3, книга 6, сборник 47 - Озеленение, благоустройство, малые формы.

- Распоряжение ДЖКХиБ г. Москвы от 22.12.2010 N 05-14-559/0 "О нормативах численности персонала управляющих организаций и организаций, осуществляющих работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме".

- Распоряжение ДЖКХиБ г. Москвы от 25 марта 2011 г. N 05-14-144/1 "О совершенствовании деятельности по содержанию и эксплуатации спортивных площадок, переданных муниципалитетом образований в городе Москве".

- Для отдельных видов работ, не вошедших в перечисленные документы, использованы нормы времени ГКУ "Единая городская служба заказчика по озеленительным работам в Москве".

В работе учтено введение новой профессии "рабочий зеленого хозяйства" с внесением соответствующих изменений в графу ТНВ "разряд рабочих" согласно выпуску 69 сборника "Дополнения и изменения к единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих" (М., 1997 г.).

Перечень работ составлен на основании "Классификации работ по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства городов, рабочих, курортных поселков и райсельцентров РСФСР", утвержденной приказом Государственного Комитета РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству N 10 от 24.05.1991 г.

Нормы минеральных и органических удобрений, гербицидов и регуляторов роста растений приняты согласно рекомендациям и инструкциям, разработанным Академией коммунального хозяйства, и приведены в граммах действующего вещества. Указанные нормы являются усредненными и подлежат уточнению в зависимости от результатов агрохимических анализов почвы, которые необходимо проводить регулярно и отдельно по каждому объекту.

При уходе за цветниками на откосах следует к Нвр., указанной в технологических картах, применять К=1,25.

Перевозка минеральных удобрений, мусора, листвы и других материалов автотранспортом принята в среднем на расстояние до 35 км.

Приведенные в настоящем документе агротехнические и другие приемы, их кратность и сроки выполнения работ по уходу за городскими зелеными насаждениями предназначены для средних производственных условий при наличии специализированных служб. Кратность отдельных видов работ (полив растений, стрижки газона, обработка растений агропрепаратами) не должна разбиваться пропорционально по месяцам и может изменяться в зависимости от погодных условий года. При этом сроки выполнения работ должны быть скорректированы с требованиями государственного заказчика.

Рекомендуемые в Регламенте агропрепараты внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных для применения на территории Российской Федерации, куда вносятся препараты только при наличии экспертизы о экологической безопасности (экологической экспертизы), выданной в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. В связи с чем, согласно Федеральному закону N 109-ФЗ от 19.07.1997 г. "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" дополнительной экологической экспертизы не требуется.

Часть 1. Содержание деревьев, кустарников, цветников, газонов, садово-парковых дорожек и малых архитектурных форм.

Часть 2. Содержание конструкций вертикального цветочного оформления и элементов отдыха и досуга населения на территориях парков.

"Нормативно-производственный регламент содержания зеленых насаждений 1 категории города Москвы" разработан ООО "Лесопарк" (руководитель работы - к.б.н. Жеребцова Г.П., исполнители - к.б.н. Метелицина Т.Н., инженер Кудряшов В.В.) и предназначен для инженерно-технических работников специализированных предприятий, муниципальных служб, коммунальных и прочих организаций, занимающихся содержанием зеленых насаждений независимо от их ведомственной подчиненности.

1.1.1. Деревья в насаждениях и, особенно, на городских улицах и магистралях нуждаются в регулярном поливе, который должен обеспечивать постоянную оптимальную влажность в корнеобитаемом слое почвы. Наилучшего развития дерево достигает при влажности почвы 60% от полной влагоемкости. Недостаток влаги в почве сокращает доступность для растения элементов минерального питания.

1.1.2. Нормы и кратность полива зависят от погодных условий, механического состава почвы и ее влажности, степени влаголюбия и засухоустойчивости видов деревьев, глубины и ширины залегания корневой системы. В среднем полив деревьев следует производить из расчета 30 л на 1 м2 приствольной лунки на почвах легкого механического состава и до 50 л - на почвах тяжелого механического состава, при этом кратность поливов на песчаных и супесчаных почвах должна быть выше, чем на глинистых и суглинистых.

Читайте также: