Обобщение по теме строение и многообразие покрытосеменных растений 6 класс

Обновлено: 05.10.2024

ВложениеРазмер
variant_1.doc 161.5 КБ
variant_2.doc 139 КБ
list_otvetov.doc 43 КБ
kriterii_otsenivaniya_i_otvety.doc 34 КБ
proveryaemye_rezultaty.doc 55.5 КБ
shkala_perevoda_ballov_v_traditsionnye_otsenki.doc 20 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа 1

Строение и многообразие покрытосеменных растений

1. Зародыш семени фасоли состоит из

а) зародышевого корешка, стебелька, почечки

б) зародышевого корешка, стебелька, почечки, эндосперма

в) семядоли, эндосперма, почечки

г) семядоли, зародышевого корешка, стебелька, почечки

2. Эндосперм - это

а) запасающая ткань, содержащая питательные вещества

б) внутренний слой кожуры

в) первый лист зародыша

г) конус нарастания зародыша

3. Корень, развивающийся из корешка зародыша, называется

а) главным б) боковым в) придаточным г) мочковатым

4. Корневые клубни образуются из

а) главного корня б) боковых корней

в) из главного и придаточного корня

г) из боковых или придаточных корней

5. Участок стебля, на котором развиваются листья, называют

а) узлом б) междоузлием в) побегом г) конусом нарастания

6. Устьица существует для

а) защиты растения б) осуществления водообмена

в) газообмена и испарения воды г) теплообмена

7. Наибольшее количество хлоропластов в листе содержится в

а) кожице б) устьицах

в) клетках столбчатой ткани г) клетках губчатой ткани

8. К покровным тканям относятся

а) пробка и луб б) кожица и луб

в) пробка и кожица г) кора и камбий

9. Растения, у которых мужские и женские цветки находятся на одной особи, называются

а) однополыми б) обоеполыми в) однодомными г) двудомными

10. Плод пшеницы — это

а) зерновка б) костянка

в) семянка г) орех

В вопросе 11 выберите три правильных ответа из шести предложенных.

11. Видоизменениями корней являются

а) корневые клубни б) придаточные корни-прицепки

в) столоны г) луковицы д) усики е) корнеплоды

12. Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображено разрезанное вдоль семя фасоли. Определите и подпишите названия частей семени, указанных цифрами.

5)______
13. Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображено устьице с окружающими его клетками кожицы (А — вид сверху; Б — в разрезе).

подпишите названия структур, указанных цифрами.

1)_______ 2)_______ 3)_______ 4)_______ 5)______
14. Установите соответствие между частями растений и функциями, которые они выполняют.

А) Ситовидные трубки

Б) Пробка В) Устьице

Ж) Корнеплоды З) Чечевички

2) Транспортная (проводящая)

Задание 15 выполняется с использованием приведённого ниже текста.

Покрытосеменные, или Цветковые, относятся к высшим растениям. Эта самая молодая и многочисленная группа царства растений является наиболее высокоорганизованной в растительном мире. Покрытосеменные приспособились к самым различным условиям существования. Они растут за полярным кругом и в тропиках, в воде и в безводных пустынях, образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи.

Среди покрытосеменных есть деревья, кустарники и травы; однолетние, двулетние и многолетние растения. Есть покрытосеменные растения, которые живут всего несколько месяцев, например мокрица. Другие, например дубы, могут жить сотни лет. Некоторые покрытосеменные имеют гигантские размеры. Так, эвкалипты и секвойи достигают в высоту более

100 м. А есть совсем крошечные растеньица, например ряска, размеры которой всего 1-2 мм.

Цветковые растения имеют вегетативные (корень и побег) и генеративные (цветок и плод с семенами) органы.

Строение вегетативных органов у разных цветковых растений очень разнообразно. Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые. Все корни одного растения образуют корневую систему. Корневая система может быть стержневой или мочковатой. Корни закрепляют растения в почве и обеспечивают его водой и минеральными веществами.

Побег состоит из стебля и листьев. Форма и строение стеблей и листьев у цветковых растений тоже очень разнообразны. Есть растения с прямостоячими, вьющимися, лазающими и лежащими стеблями. Листья могут быть очень больших размеров и совсем мелкие, простые и сложные. В листьях протекает процесс фотосинтеза, обеспечивающий растение органическими веществами.

Клубень, корневище и луковица являются видоизмененными побегами, с помощью которых растения размножаются. В них запасаются питательные вещества.

Почки представляют собой зачаточные побеги. Различают вегетативные (листоватые) и генеративные (цветочные) почки.

Цветок — видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами. Семя цветкового растения состоит из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. Семена двудольных растений имеют две семядоли, однодольных — одну. Семена находятся внутри сухих или сочных плодов.

Человек широко использует покрытосеменные растения в своей жизни. Практически все сельскохозяйственные растения, выращиваемые человеком, относятся к покрытосеменным растениям. Они обеспечивают человека продуктами питания, сырьём для различных отраслей промышленности, используются в медицине.

15. Прочитайте текст, озаглавьте его и составьте план.

Предварительный просмотр:

Строение и многообразие покрытосеменных растений

1. Зародыш семени пшеницы состоит из

а) зародышевого корешка, стебелька, почечки

б) зародышевого корешка, стебелька, почечки, эндосперма

в) семядоли, эндосперма, почечки

г) семядоли, зародышевого корешка, стебелька, почечки

2. Семядоля — это

а) стебель зародыша б) корень зародыша

в) лист зародыша г) почечка зародыша

З. Питательные вещества семени пшеницы находятся в

а) корешке б) семядоле в) эндосперме г) семенной кожуре

4. В образовании корнеплодов участвуют

а) листья и основания стебля б) боковые корни

в) придаточные корни г) главный корень и нижние участки стебля

5. Корни, отрастающие от стебля, называют

а) боковыми б) стержневыми

в) придаточными г) главными

6. Корневой волосок отличается от клетки кожицы лука

а) большей поверхностью и более тонкой оболочкой

б) большей поверхностью и более толстой оболочкой

в) меньшей поверхностью и более толстой оболочкой

г) ничем не отличается

7. Угол между листом и расположенной выше частью стебля называется

а) основанием побега б) пазухой листа

в) междоузлием г) пазушной почкой

8. По ситовидным трубкам перемещаются

а) растворы органических веществ б) растворы неорганических веществ

в) кислород и углекислый газ г) вода и кислород

9. Стебель деревьев растёт в толщину за счёт деления клеток

а) луба б) камбия

в) древесины г) сердцевины

10. Соплодие развивается у

а) инжира в) банана

б) апельсина г) винограда

В вопросе 11 выберите три правильных ответа из шести предложенных.

11. Эндосперм есть в семенах

а) лука б) пшеницы в) ясеня

г) фасоли д) тыквы е) частухи

12. Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображена разрезанная зерновка пшеницы. Определите и подпишите названия её частей, указанных цифрами.

13. Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображено внутреннее строение листа, Определите и подпишите названия частей, обозначенных цифрами.

14.Установите соответствие между частями растений и функциями, которые они выполняют

А) Ситовидные трубки Б) Кожица

В) Устьице Г) Сердцевина

Д) Сосуды стебля Е) Чечевички

2) Транспортная (проводящая)

Задание 15 выполняется с использованием приведённого ниже текста.

У большинства растений стебли прямостоячие, они растут вертикально вверх. Прямостоячие стебли имеют хорошо развитую механическую ткань, они могут быть одревесневшими (берёза, яблоня) или травянистыми (подсолнечник, кукуруза). Но есть растения, которые, не будучи в состоянии свободно держаться в воздухе, для того чтобы вынести к свету листья и цветы, вынуждены искать вертикальную опору. Такие растения с вьющимися или лазающими стеблями называют лианами. Лиана — одна из жизненных форм растений.

В зависимости от способа прикрепления побегов к опорам эти растения подразделяются на несколько групп, среди которых наиболее известны вьющиеся и лазающие лианы. У вьющихся лиан побеги подобно спирали обвиваются вокруг опоры, У одних лазающих лиан побеги прикрепляются к опорам с помощью усиков, как, например, у винограда, у других, как, например, у плюща, побеги к опоре прикрепляются особыми видоизменёнными корнями-прицепками, отрастающими от стеблей.

Лианы могут быть однолетними и многолетними, вечнозелёными и листопадными. В тропиках мощные древовидные побеги лиан могут достигать десятков и даже сотен метров в длину. Многие древовидные лианы имеют тонкие, гибкие и очень прочные побеги. Среди многолетних лиан встречаются растения с травянистыми стеблями, например хмель. У него осенью травянистые побеги отмирают, а весной вырастают новые, достигающие за лето б—8 м длины.

Большая часть лиан (около 80%) произрастает в тропических районах. В тропических лесах они, обвиваясь вокруг стволов деревьев, цепляясь за них усиками, присосками, перекидывая свои ветви с дерева на дерево, образуют иногда непроходимые чащи. В умеренном климате лианы встречаются значительно реже.

В России встречаются достаточно часто такие лианы, как плющ, актинидия, лимонник, хмель, и многие другие.

Есть среди лиан и растения-эмигранты, например эхиноцистис дольчатый, или бешеный огурец. Он получил своё название из-за особенностей своих плодов и характерного способа размножения. Плоды этой однолетней травянистой лианы несъедобны и по внешнему виду отдалённо напоминают огурец, покрытый мягкими шипами. Созревшие плоды с семенами разрываются и осуществляют резкий выброс семян, которые разлетаются на достаточно большое расстояние. Родиной эхиноцистиса является Северная Америка, но сейчас он встречается нередко и в средней полосе России.

Хмель выращивают как сельскохозяйственную культуру. Основное применение хмель находит в медицине и пищевой промышленности. Шишки хмеля являются сырьём для пивоварения. Стебли пригодны для изготовления низких сортов бумаги, а также грубой пряжи, пригодной для мешковины и верёвок. В некоторых странах молодые побеги хмеля используют в пищу.

Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал по строению и многообразию покрытосеменных растений.

Задачи:

  • продолжить формирование у учащихся умения оценивать строение и многообразие покрытосеменных растений, биологические и экологические особенности, обобщить биологический материал.
  • углублять и расширять знания, полученные учащимися на уроках, пробудить интерес к предмету, сделать процесс познания увлекательным
  • проверить уровень усвоения биологических понятий, изучаемого материала, степень его понимания.

Оборудование: 10 кубиков, 60 звездочек, 36 указателей, 1 лист плотной бумаги, 6 коробок, призы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка темы и цели занятия.

Слайд 1

– Добрый день. Сегодня ____ __________ 2014 года. И мы начинаем “Звездный час” по теме “Строение и многообразие покрытосеменных растений”, чтобы обобщить и систематизировать биологический материал, степень его понимания, а также с целью расширения экологического и биологического кругозора, чтобы сделать процесс познания биологии увлекательным.

Представление.

– Представляем участников игры: Это (6 пар: участник + его помощник)

И уважаемое жюри:_______________________________

– А теперь послушаем, что приготовили наши участники, что они могут рассказать о себе. (Участники рассказывают о себе и дарят подарки – поделки из природного материала)

– Кто лучше себя представил, получает звездочку.

– Продолжаем “Звездный час”. Правила игры вы хорошо знаете: за правильный ответ получаете звездочку, если ваш помощник отвечает правильно, то вы получаете дополнительную звездочку. Прослушав задание, вы должны поднять указатель с цифрой.

1 тур

Слайд 2

Цель: Знаете ли вы строение покрытосеменных растений.

Слайд 3

1. Цветковыми растениями называют такие растения, которые:

1. цветут один раз в году

2. цветут хотя бы один раз в жизни

3. цветут через каждый второй год

Слайд 4. Ответ: 2

Слайд 5

2. Стебель у растения бывает:

1. только растущим прямо вверх

2. растущим как прямо вверх, так и стелющимся по почве

3. растущим прямо вверх, стелющимся, укороченным и др.

Слайд 6: Ответ: 3

Слайд 7

3. Главные части цветка:

2. пестик и тычинка

3. лепестки и чашелистики

Слайд 8: Ответ: 3

Слайд 9

4. Цветки у растений:

1. в большинстве случаев собраны в соцветия

2. располагаются поодиночке или собраны в соцветия

3. располагаются поодиночке

Слайд 10: Ответ: 1

Слайд 11

5. Все цветковые растения можно разделить на:

1. двулетние и однолетние

2. однолетние и многолетние

3. однолетние, двулетние и многолетние

Слайд 12: Ответ: 3

ИТОГ: Подсчитывается количество звездочек у каждого участника. Тот, у кого оказалось звездочек меньше – выбывает из игры вместе со своим помощником.

2 тур

Слайд 13

Цель: повторить и систематизировать знания о классификации покрытосеменных растений.

Слайд 14

Послушайте загадку и поднимите табличку того представителя, о котором в ней говорится

Меня называют царицей цветов
За цвет и за запах моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,
Но кто не простит мне колючих шипов?

Слайд 15

1. К какому классу относят этого представителя?

Слайд 16: Ответ: 3

Слайд 17

2. Капуста обыкновенная образует кочан:

1. на первый год жизни

2. на второй год жизни

3. на третий год жизни

Слайд 18: Ответ: 1

Слайд 19

3. По краю корзинки у подсолнечника находятся:

1. ложноязычковые цветки

2. воронковидные цветки

3. язычковые цветки

Слайд 20: Ответ: 1

Слайд 21

4. Цветок злаковых имеет формулу:

1. О3+3Т3+3П1

2. О(2)+2Т3П1

3. Ч4Л4Т2+4П1

Слайд 22: Ответ: 2

Слайд 23

6. Плод лилейных:

1. трехстворчатая коробочка или ягода

Слайд 24: Ответ: 1

Слайд 25

7. У каких растений стержневая корневая система:

Слайд 26: Ответ: 2

Слайд 27

8. Поднимите табличку с цифрой, обозначающей представителя покрытосеменных растений

Слайд 28: Ответ: 2, 3

ИТОГ: Выбывают участники, у которых наименьшее число звездочек (Поощрительный приз)

Остались 3-4 игрока

3 тур

Слайд 29

(Проводится, как и первый)

Цель: обобщение, повторение строения и изученных классов покрытосеменных растений.

– Прослушав задания, вы поднимаете указатели с цифрой

Слайд 30

1. Существуют такие виды корней:

Слайд 31: Ответ: 0

Слайд 32

2. Различают зоны корня:

1. корневой чехлик, зона деления, роста, всасывания, проведения

2. корневой чехлик, зона роста, проведения

3. зона всасывания, корневой чехлик, деления, роста

Слайд 33: Ответ: 1

Слайд 34

Выберите правильный ответ

3. Листорасположение бывает:

Слайд 35: Ответ: 0

Слайд 36

4. Жилкование листьев бывает:

1. сетчатое, дуговое, параллельное

2. сетчатое, параллельное

3. дуговое, параллельное

Слайд 37: Ответ: 1

Слайд 38

5. Это черты, признаки, которые характерны для покрытосеменных растений:

1. орган семенного размножения – цветок

2. плод, внутри которого семена

3. насчитывает около 250 тысяч видов

Слайд 39: Ответ: 0

ИТОГ: По количеству набранных очков отбираются двое учащихся для участия в 4 туре игры. (Утешительный приз).

4 тур

Слайд 40

Помещается лист, с написанным на нем словом

Задание: Составить из букв этого слова как можно больше слов. Кто больше составит слов, учитывая звездочки, побеждает

Подведение итогов:

Слайд 41

Слово победителю. Вручение кубка. Оценки за урок.

Фронтальная беседа:

– Над какой темой мы сегодня работали?

– С какой целью проводился “Звездный час”

Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Урок окончен. Все свободны.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Класс однодольные и двудольные растения 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5

Класс однодольные и двудольные растения 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5

Корневые системы 1 2 3 4

Корневые системы 1 2 3 4

Внутреннее строение корня

Внутреннее строение корня

Почки

Тип листа Сидячий Черешковый

Тип листа Сидячий Черешковый

Тип листа 1 2


Внутреннее строение листа 1 2 3 4 5 6

Внутреннее строение листа 1 2 3 4 5 6

Какие части листа обозначены под номерами? 1 2 3 4 5 6 7 8

Какие части листа обозначены под номерами? 1 2 3 4 5 6 7 8


 1 2 3 4 5 2

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Соцветия

Формула цветка Стр. 62 учебника

Формула цветка Стр. 62 учебника


Домашнее задание Повторить к Проверочной работе П.1-13

Домашнее задание Повторить к Проверочной работе П.1-13

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 763 материала в базе

Материал подходит для УМК

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.06.2020 1015
  • PPTX 1.3 мбайт
  • 59 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Астраханцева Наталья Соломоновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель. Активация познавательной деятельности учащихся с помощью игры

Образовательные. Обобщить знания о внешнем и внутреннем строении органов цветковых растений, о видоизменениях органов цветковых растений и их роли в жизни растений;

Развивающие. Развитие умственной деятельности, памяти, умения логически мыслить; работа над повышением грамотности речи, повышение мотивации учащихся на уроке за счёт игровой формы работы.

Воспитательные. Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды.

Планируемые результаты.

Учащиеся должны знать: внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь: различать и описывать органы цветковых растений; объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания.

Метапредметные .

Умеют анализировать и оценивать информацию, владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; различать объем и содержание понятий.

Имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Мотивация к учебной деятельности .

"Своя Игра" состоит из трех раундов и финала. Первый раунд состоит из 3 тем по 5 вопросов (15 вопросов), второй и третий раунды состоят из 4 тем по 4 вопроса в каждом (16 вопросов). Вопросы располагаются слева направо, по возрастанию степени сложности: I раунд – стоимость вопросов (от 10 до 50), II раунд – стоимость вопросов (от 20 до 80), III раунд – стоимость вопросов (от 30 до 120).

Начинают игру команды по жребию. Выбор темы и стоимости вопроса осуществляет капитан. Ведущий зачитывает вопрос. Команда ведет обсуждение и, если готова, поднимает руку. Время на обсуждение на вопрос раунда высчитывает секундомер, установленный на слайде презентации по 15 секунд. Команде, предоставляется возможность ответа на вопрос. Капитан указывает на игрока, который будет отвечать (или отвечает сам). Если команда отвечает неправильно, то право ответить на этот же вопрос предоставляется другой команде. Правильный ответ прибавляет количество очков к общей сумме команды. Неправильный ответ на обычный вопрос уменьшает общее количество очков.

Кроме того, в игре имеются необычные вопросы: “Вопрос-аукцион” и “Кот в мешке”. “Вопрос-аукцион” достается команде, выбравшей данный вопрос, и позволяет ей повысить стоимость вопроса в пределах накопленной суммы. Правильный ответ на “вопрос-аукцион” увеличивает общее количество очков команды на ставку, сделанную командой в аукционе, неправильный – уменьшает. Если команда попадает в выборе вопроса на “Кота в мешке”, то она автоматически передает его другой команде. Правильный ответ на вопрос “Кота в мешке” увеличивает общее количество очков команды на стоимость данного вопроса, неправильный – уменьшает.

Второй раунд начинает команда, набравшая меньшее количество очков. Финальный раунд (“Своя игра”) представляет пять возможных тем раунда. Команды одна за другой убирают темы, которые им не нравятся (Начинает убирать команда, набравшая меньшее количество очков), до тех пор, пока не останется одна тема. Далее команды делают ставку в пределах своей накопленной суммы. Задается вопрос. Команды думают над ним в течение одной минуты, записывают ответ на бумаге, и зачитывают его. Правильный ответ в финальном раунде увеличивает общую сумму команды на сделанную ставку, а неправильный – уменьшает.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Участвуют три команды.

Своя игра (сопровождается показом презентации)

Цветковыми растениями называют такие растения, которые:

1. цветут один раз в году

2. цветут хотя бы один раз в жизни

3. цветут через каждый второй год

I тема. Органы цветкового растения.

10 – На какие две группы делятся все органы цветкового растений? (вегетативные и генеративные)

20 – Какие органы относят к вегетативным? (корень, побег)

30 – Какие функции выполняют вегетативные органы? (питание и обмен веществ с окружающей средой)

40 – Какие органы относят к генеративным? (цветок, плод, стебель)

50 – КОТ В МЕШКЕ. Какую функцию выполняют генеративные органы? (размножение)

II тема. Признаки растений.

10 – Если у растения сетчатое жилкование листьев, то какая у него корневая система? (стержневая)

20 – Выберите признаки однодольных растений.

Число семядолей в зародыше семени: А) две; Б) одна.

Корневая система: А) мочковатая; Б) стержневая.

Жилкование листьев: А) сетчатое; Б) параллельное; В) дуговое.

Околоцветник: А) простой; Б) двойной.

30 – К какому классу относится данное растение? (Однодольное)

40 – Выберите растения, относящиеся к классу Двудольных растений. (1,4)

50 – К какому классу относится вороний глаз? (однодольные)

III тема. Дополни фразу.

10 – АУКЦИОН Основные запасные вещества в семени фасоли располагаются в . (в семядолях)

20 – Корнеплод представляет собой видоизменение . (главного корня)

30 – Побег содержит . (стебель, листья, почки)

40 – Клубень – это видоизменение . (побега)

50 – Органические вещества в растении передвигаются по . (ситовидным трубкам)

IV тема. Корень.

20 – Какие виды корней есть у растений? (главный, боковые, придаточные)

40 – Какие типы корневых систем вы знаете? (стержневая, мочковатая)

60 – КОТ В МЕШКЕ . Корень, развивающийся из корешка зародыша? (главный)

80 – Что необходимо делать, чтобы улучшить доступ воздуха к корням? (рыхлить)

V тема. Побег.

20 – Какие видоизменения побега вы знаете? (корневище, клубень, луковица)

40 – Назовите способы расположения листьев на стебле? (очередное, супротивное, мутовчатое)

– Перечислите функции стебля. (выносит листья к свету, запасает питательные вещества, проводит питательные вещества)

80 - Укажите строение побега. (1.Верхушечная почка ; 2. Пазуха листа;

3. Узел; 4. Пазушная почка; 5. Междоузлие; 6. Стебель)

VI тема. Лист.

20 – Какие функции выполняет лист? (газообмен, фотосинтез, транспирация)

40 – Укажите простые листья. Чем простой лист отличается от сложного? (у простых листьев одна листовая пластинка, у сложных несколько листовых пластинок, находящихся на одном черешке)

60 – Какие типы жилкования листьев вы знаете? (дуговое, сетчатое, параллельное)

80 – Назовите известные вам видоизменения листьев и их функции. (колючки у кактуса, у барбариса; усики гороха, насекомоядные растения)

VII тема. Цветок. Соцветия.

20 – АУКЦИОН 2. Назовите и покажите главные части цветка. (пестик и тычинки)

40 – Приведите примеры и дайте определения двудомным растениям. (Двудомными называют растения, у которых тычиночные цветки находятся на одних растениях, пестичные – на других . тополь, ива, конопля, некоторые виды осок).

60 – Определите тип соцветия укропа.(сложный зонтик)

80 – Объясните биологическое значение соцветия. (В соцветия собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых – опылителей)

VIII тема. Зоны корня.

30 – Чем покрыта снаружи верхушка корня? (корневым чехликом)

60 – Ткань, по которой передвигаются вода с растворенными в ней минеральными веществами это . (проводящая)

90 – Зона корня с корневыми волосками. (зона всасывания)

120 – Укажите строение и его зон, которые обозначены с помощью цифр 1-6? Какие функции осуществляют каждая из зон? (зона проведения, зона всасывания, зона роста, зона деления, корневой чехлик, корневые волоски)

IX тема. Клеточное строение листа.

30 – Пространство между клетками губчатой ткани листа. (межклетник)

60– С какой стороны листа расположены устьица у растений с плавающими листьями? (с верхней стороны листа)

90– Какими клетками образованы проводящие пучки листа? Какие функции они выполняют? (Сосуды - проводят воду, ситовидные трубки – органические вещества, волокна – придают листу прочность)

120 – Что такое кутикула, какова ее роль? (Жироподобное вещество образует пленку под кожицей листа, защищает растение от избыточной транспирации)

X тема. Внутреннее строение стебля.

30 – КОТ В МЕШКЕ . Какие слои образует стебель древесного растения? (коры, древесины, сердцевины)

60 – Что такое чечевичка? Какое значение она имеет для растения? (маленькие бугорки с отверстиями, осуществляют газообмен)

90 – Назовите образовательную ткань древесного стебля (камбий)

120 – Из каких растений получают ткани, используя лубяные волокна? (конопля, джут, лен)

XI тема. Плоды.

30 – АУКЦИОН . Плод сухой, семян много, и расположены они в один ряд. У созревшего плода створки скручиваются, выбрасывая семена. Назовите плод. (боб)

60 – Выберите растения, которые распространяются животными.

90 – Плод сочный, с тонкой кожицей, мякотью и твердым внутренним слоем околоплодника, с косточкой внутри которой находится семя. Это . (костянка)

120 – Выберите многосемянный плод. (горох)

Растения в литературе.

Растения в легендах.

Растения в числах.

Растения в истории

Растения в литературе

Растения в легендах.

Богиня растений, давшая название царству растений.

Растения в числах.

Корни пшеницы проникают на глубину: 20 см, 50 см, 1 м, 2 м.

Растения в истории.

Назовите плод, который трижды влиял на судьбы человечества.

Первое - яблоко с древа познания, второе – яблоко раздора, третье – яблоко Ньютона

Пищевые растения.

Овощная культура, изначально выращивалась как листовая, в наше время используют в пищу корнеплоды.

III. Подведение итогов и награждение победителей

Преподаватель суммирует все баллы, объявляет победителей. Идет награждение команд.

Н.И. Галушкова Биология 6 класс. Система уроков, Волгоград, Учитель, 2015.

Н.В. Лященко и др. Биология 6-11 классы. Секреты эффективности современного урока, Волгоград, Учитель, 2012.

Ю. В. Щербакова. Интеллектуальные игры для школьников. Биология, Ростов – на – Дону, Феникс, 2015.


Все растения подразделяют на низшие и высшие. Высшие растения подразделяют на споровые и семенные.

Покрытосеменные растения относятся к высшим семенным растениям.

Покрытосеменные очень разнообразны. Среди них имеются вечнозелёные и листопадные деревья, а также кустарники и полукустарники, однолетние и многолетние травы.

Все покрытосеменные, несмотря на своё многообразие, имеют общий план строения.

Их органы подразделяют на репродуктивные, или генеративные (это цветок и плод с семенами)? и вегетативные (это корень, стебель, лист).

Цветок является органом полового размножения покрытосеменных растений.

Из него образуются плоды с семенами. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение.

Тоненький стебелёк, на котором у большинства растений сидит цветок, называют цветоножкой, а её верхнюю, расширенную часть, которая может принимать различную форму, ― цветоложем. Наружные листочки ― чашелистики ― образуют чашечку. Внутренние листочки ― это лепестки, которые составляют венчик цветка.

Многочисленные тычинки окружают пестик. Пестик и тычинки ― это главные части цветка. Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник.

У каждого семейства цветковых определённое строение цветка. Его можно изобразить формулой.

Вспомним, что при составлении формулы цветка простой околоцветник обозначается большой ― буквой О, чашелистики ― буквой Ч, лепестки ― Л, тычинки ― Т, пестик ― П. Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком ∞ (бесконечности).

Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в () скобках. Правильный цветок изображают звёздочкой *, а неправильный ― стрелкой вверх ↑, однополые мужские (тычиночные) цветки ― обозначают символом Марса ♂, а женские (пестичные) ― символом Венеры ♀.

У многих растений цветки собраны в соцветия. Соцветия ― это группы цветков, расположенных близко один к другому в определённом порядке. В соцветия обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых-опылителей.


Если цветки (сидячие или на цветоножках) находятся на главной оси, то такие соцветия называют простыми. Если цветки расположены на боковых осях — это сложные соцветия.

Число цветков в соцветиях различно — от нескольких цветков до десятков тысяч.

После того как цветок отцвёл, наступает новый этап его развития ― образование плода.

Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник ― это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи.

Семена защищены околоплодником, они покрыты, что способствует их лучшему сохранению и распространению. Отсюда и название этого отдела высших растений ― покрытосеменные.

Важнейшие функции плода — это защита и распространение семян.

При помощи семян происходит размножение покрытосеменных растений.

У фасоли зрелое семя состоит из семенной кожуры, зародыша — зачатка будущего растения ― и семядолей. Семядоли ― это первые листья зародыша растения.

Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным относят пшеницу, кукурузу, лук и другие растения.

Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольные. К двудольным растениям относят фасоль, горох, тыкву и другие.

В семенах многих растений (например? пшеницы и лука) хорошо заметен и эндосперм ― запасающая ткань, которая содержит питательные вещества для развития зародыша.


У других, например миндаля, наоборот, зародыш ко времени созревания семени разрастается настолько, что вытесняет и поглощает эндосперм, от которого остаётся лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой.

У фасоли запас питательных веществ находится в семядолях.

В зародыше пшеницы различают зародышевый корешок, стебелёк, почечку и семядолю.

После того как семя попало в почву, оно начинает прорастать.

Период прорастания состоит из последовательных этапов — фаз прорастания. Всего можно выделить пять: 1) фаза водопоглощения; 2) фаза набухания; 3) фаза роста первичных корешков; 4) фаза развития ростка; 5) фаза становления проростка.

Важную роль в укоренении проростка играет корень.

У покрытосеменных растений различают:

  1. Главный корень. Он образуется из зародышевого корешка и сохраняется на протяжении всей жизни. Всегда один.
  2. Придаточные корни. Образуются в любой части растения (стебле, листьях).
  3. Боковые корни. Ответвляются от корней (главного, дополнительных, боковых). Образуют при ветвлении корни 1-го, 2-го, 3-го порядка.

Совокупность всех корней растения образует корневую систему. Корневая система формируется в течение всей жизни растения.

Различают два типа корневой системы: стержневую и мочковатую.

Стержневая корневая система характеризуется наличием хорошо выраженного главного корня, который образует стержень корневой системы с хорошо развитыми боковыми корнями.

Мочковатая корневая система, в отличие от стержневой, не имеет явно выраженного главного корня.

Корень по длине можно разделить на несколько участков, имеющих различное строение и выполняющих различные функции.

Эти участки называют зонами корня. Выделяют корневой чехлик, необходимый для защиты корня во время продвижения его вглубь почвы, и следующие зоны: зона деления ― здесь клетки интенсивно делятся; зона растяжения (роста) ― здесь клетки растут. Совместный рост клеток этой зоны создаёт силу, благодаря которой корень углубляется в почву. Зона всасывания характеризуется наличием корневых волосков, благодаря которым происходит всасывание воды и растворенных в ней минеральных веществ. В следующей зоне происходит проведение водного раствора вверх по стеблю.

Стебель относится к вегетативным органам. Это осевой орган высших растений. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега ― междоузлиями.

Угол между листом и находящимся выше междоузлием носит название пазухи листа.

Стебель с листьями и почками называется побегом. Побег — это один из основных вегетативных органов высших растений.

Различают вегетативные побеги, которые выполняют функцию воздушного питания, и генеративные побеги — побеги, обеспечивающие размножение.

Некоторые побеги сильно изменились и приспособились к определённым условиям существования. Это видоизменённые побеги (корневище, луковица, клубень).

У многолетних растений побеги развиваются из почек.

На вершине побега обычно имеется верхушечная почка, а в пазухах листьев ― пазушные почки.


Снаружи почки порыты плотными кожистыми почечными чешуями, защищающими их от воздействия неблагоприятных условий внешней среды.

На продольном разрезе почки виден зачаточный стебель, на верхушке которого находится конус нарастания, состоящий из клеток образовательной ткани.

На стебле почки расположены очень мелкие зачаточные листья, такие почки называют вегетативными или листовыми.

Генеративные, или цветочные, почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют более округлую форму.

Для того чтобы из почек развились побеги, листья или цветы, необходимы питательные вещества.

Проведение воды и минеральных веществ ко всем органам и тканям растения обеспечивают проводящие ткани стебля.

Различают два типа проводящих тканей ― ксилема (древесина) и флоэма (луб).

По ксилеме (древесине) вода и растворенные в ней минеральные вещества передвигаются от корня к листьям ― это восходящий ток.

По флоэме (лубу) осуществляется транспорт продуктов фотосинтеза от листьев к местам их использования или отложения ― это нисходящий ток.

От стебля вода с растворенными минеральными веществами достигает листьев. Участвует в фотосинтезе. И испаряется через многочисленные поры ― устьица, благодаря чему происходит охлаждение листа и защита его от перегрева.

Лист, в отличие от других органов растения, имеет форму пластинки. Это позволяет ему уловить большее количество солнечного света. Главная часть листа так и называется ― листовая пластинка.

Пластинка переходит в стеблевидный черешок. Листовые черешки растений способны изгибаться, поворачивая пластинку к свету. Черешок переходит в основание ― часть листа, посредством которой он присоединяется к стеблю.

Листья разделяют на простые и сложные.

Простые листья — это листья, которые состоят из одной листовой пластинки. Такие листья характерны для берёзы, дуба, черёмухи и других растений.

Сложные листья ― это листья, которые состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками. Такие листья характерны для ясеня, рябины и других растений.

Листовые пластинки в разных направлениях пронизаны проводящими пучками, которые называют жилками. Жилки не только проводят растворы питательных веществ, но и придают листу прочность.

Различают листья с параллельным, дуговым, сетчатым и другими видами жилкования.

Читайте также: