Одна семядоля в зародыше семени споры в спорангиях внешнее оплодотворение

Обновлено: 07.07.2024

Отдел цветковых растений делится на два класса: однодольные и двудольные. Отличия:

  1. У однодольных в семени одна семядоля (зародышевый листок), а у двудольных – две.
  2. У однодольных корневая система мочковатая, а у двудольных – стержневая.
  3. У однодольных жилкование листьев параллельное и дуговое, а у двудольных – сетчатое (перистое).
  4. У однодольных нет камбия, поэтому они не могут расти в толщину и все являются травами. У двудольных есть камбий, поэтому они могут быть травами, кустарниками и деревьями.
  5. Количество элементов цветка (тычинок, лепестков) у однодольных кратно трем (3,6,9…), а у двудольных – пяти (5, 10, 15…)
  6. У однодольных листья всегда простые, а у двудольных могут быть простые или сложные.
  7. У однодольных цветки с простым околоцветником (только лепестки), а у двудольных – с двойным (+чашелистики).

Однодольные

  1. Семейство Злаки (рожь, пшеница, пырей) – стебель соломина, вставочный рост, соцветие сложный колос, плод зерновка.
  2. Семейство Лилейные (лук, тюльпан, ландыш) – имеют корневища и луковицы.

Двудольные

  1. Семейство Крестоцветные (редис, капуста, сурепка) – 4 лепестка, плод стручок.
  2. Семейство Бобовые, они же Мотыльковые (горох, клевер, бобы) – плод боб, клубеньковые бактерии.
  3. Семейство Пасленовые (картофель, томат, перец) – сросшиеся чашелистики и лепестки, ядовитость.
  4. Семейство Сложноцветные (подсолнух, ромашка, одуванчик) – мелкие цветки собраны в соцветие корзинка, плод семянка.
  5. Семейство Розоцветные (яблоня, земляника, рябина).

Таким образом, деление цветковых растений на классы происходит на основе строения корневой системы, количества семядолей, жилкования листьев и пр. Деление на семейства происходит на основе строения цветов и плодов.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. У сложноцветных плод
1) зерновка
2) семянка
3) костянка
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод стручок характерен для представителей семейства
1) розоцветные
2) бобовые
3) пасленовые
4) крестоцветные

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод боб встречается у растений семейства
1) сложноцветных
2) пасленовых
3) злаков
4) мотыльковых

Выберите один, наиболее правильный вариант. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)
1) Имеют стержневую корневую систему
2) Имеют сетчатое жилкование листьев
3) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть
4) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому покрытосеменные растения делятся на классы, – это строение
1) цветка
2) плода
3) семени
4) стебля

Выберите один, наиболее правильный вариант. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод
1) семянка
2) коробочка
3) стручок
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –
1) строение плода
2) способ размножения
3) строение семени
4) совместное обитание

Выберите один, наиболее правильный вариант. Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) - соцветие
1) головка
2) сложный зонтик
3) простой зонтик
4) корзинка

Выберите один, наиболее правильный вариант. К двудольным растениям относится
1) сосна
2) кипарис
3) тополь
4) кедр

Лилия


ОДНОДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался орган подобного типа, то для этого растения характерны
1) параллельное жилкование листьев
2) мочковатая корневая система
3) камбий в проводящих пучках
4) проводящие пучки, расположенные в стебле по кругу
5) две семядоли
6) питательные вещества для прорастания, запасенные в эндосперме

Злак


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства, представитель которого изображен на рисунке?
1) плод семянка
2) стебель соломина
3) вставочный рост
4) сложные листья
5) сетчатое жилкование листьев
6) соцветие сложный колос

Злак


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) параллельное жилкование листьев
2) стебель соломина
3) наличие камбия в стебле
4) плод – семянка
5) мочковатая корневая система
6) вегетативное размножение

Злак


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растений сформировался цветок, изображенный на рисунке, то этим растениям присущи
1) сетчатое жилкование листьев
2) стебель соломина
3) плод – семянка
4) одна семядоля в семени
5) мочковатая коревая система
6) наличие камбиального кольца в стебле

Злак


5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то этому растению присущи:
1) одна семядоля в зародыше семени
2) споры в спорангиях
3) внешнее оплодотворение
4) мочковатая корневая система
5) сетчатое жилкование листьев
6) отсутствие камбия

ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений класса Двудольные?
1) сетчатое жилкование листьев
2) корневая система мочковатая
3) две семядоли в семени
4) камбий отсутствует

5) количество лепестков кратно 5

6) двойное оплодотворение

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками класса двудольных растений являются
1) зародыш семени с одной семядолей
2) стержневая корневая система
3) число частей цветка, кратное трем
4) параллельное и дуговое жилкование
5) зародыш с двумя семядолями
6) наличие камбия

Лист дуба


ДВУДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений, имеющих изображенное на рисунке жилкование листьев, характерны также следующие признаки:
1) две семядоли в семени
2) число частей цветка кратно трем
3) диффузное строение проводящей системы
4) кольцо камбия отсутствует
5) стержневая корневая система
6) цветок с двойным околоцветником

Земляника


2. Выберите три признака, характерных для изображенного на рисунке организма.
1) вегетативное размножение
2) параллельное жилкование
3) двойное оплодотворение
4) четырехчленный цветок
5) стебель – соломина
6) плод – многоорешек

Горох


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) дуговое жилкование листьев
2) стержневая корневая система
3) наличие камбия
4) две семядоли в семени
5) наличие щитка в семени
6) вставочный рост стебля

ОДНОДОЛЬНЫЕ - ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между классами растений (1 - Двудольные, 2 - Однодольные) и их признаками. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Мочковатая корневая система
Б) Стержневая корневая система
В) Листья имеют дуговое или параллельное жилкование
Г) Число частей цветка кратно 3
Д) Листья имеют перистое или пальчатое жилкование

2. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1) двудольные, 2) однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

3. Установите соответствие между признаком и классом цветковых растений, для которого этот признак характерен: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) стержневая корневая система
Б) одна семядоля
В) дуговое жилкование
Г) параллельное жилкование
Д) цветок трёхчленного типа
Е) цветок пятичленного типа

4. Установите соответствие между признаками и классами растений покрытосеменных, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневая система стержневого типа
Б) листья с параллельным жилкованием
В) количество частей цветка кратно 3
Г) рост стебля в толщину за счёт камбия
Д) характерен вставочный рост
Е) у большинства видов двойной околоцветник

5. Установите соответствие между признаками покрытосеменных растений и классами, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жилкование листа сетчатое
Б) жилкование листа параллельное
В) утолщение стебля за счёт камбия
Г) мочковатая корневая система
Д) цветок трёхчленного типа
Е) листья простые и сложные

ФОРМИРУЕМ 6
1) отсутствие камбия в стебле
2) цветок с простым околоцветником
3) преобладание травянистых форм

ОДНОДОЛЬНЫЕ-ДВУДОЛЬНЫЕ ПО ПРИМЕРАМ
Установите соответствие между признаками классов и растениями: 1) пастушья сумка, 2) пшеница. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветки опыляются ветром
Б) имеет мочковатую корневую систему
В) листья имеют развитые влагалища
Г) проводящие пучки имеют камбий
Д) число частей цветка кратно четырём
Е) семя имеет две семядоли


Установите соответствие между признаками классов и растениями, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие камбия в стебле
Б) одна семядоля в семени
В) сетчатое жилкование листьев
Г) число частей цветка кратно трём
Д) диффузное расположение сосудистопроводящих пучков
Е) двойной околоцветник

БОБОВЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Только для растений семейства Мотыльковые характерно
1) наличие плода стручок
2) перекрестное опыление насекомыми
3) наличие на корнях азотофиксирующих бактерий
4) наличие плода боб
5) наличие нектарников
6) наличие цветка с пятью лепестками (лодочка, парус, весла)

БОБОВЫЕ - КРЕСТОЦВЕТНЫЕ
1. Установите соответствие между признаком растений и семейством, для которого этот признак характерен: 1) Капустные, 2) Мотыльковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок или стручочек
Б) соцветие кисть
В) соцветие кисть или головка
Г) формула цветка ЧБ4Л4Т2+4П1
Д) формула цветка Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1
Е) плод боб

2. Установите соответствие между признаками растений и семействами: 1) Бобовые, 2) Крестоцветные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок
Б) образуют симбиоз с клубеньковыми бактериями
В) 4 лепестка венчика
Г) плод боб
Д) обогащают почву азотом
Е) шесть тычинок

ЗЛАКИ - СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ
Установите соответствие между семействами цветковых растений и их характеристиками: 1) Сложноцветные, 2) Злаки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) семейство класса Однодольные
Б) мелкие цветки собраны в крупные соцветия – корзинки
В) плод – семянка
Г) имеют особый цилиндрический стебель с хорошо развитыми узлами
Д) цветок состоит из двух цветковых чешуй
Е) семейство класса Двудольные

Боб


Рассмотрите рисунок и определите (А) тип изображенного плода, (Б) семейство, для которого характерен изображенный плод, и (В) его представителей. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) стручок
2) фасоль, акация, арахис
3) боб
4) злаковые
5) капуста, горох, белена
6) мотыльковые
7) крестоцветные

Кукуруза


Рассмотрите рисунок с изображением растения и укажите (А) класс, (Б) тип корневой системы и (В) плод. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) однодольные
2) зерновка
3) стержневая
4) двудольные
5) семянка
6) мочковатая
7) початок
8) злаки

Кукуруза


Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) простой колос
2) сложный колос
3) ландыш майский
4) томат
5) редька дикая
6) крестоцветные
7) паслёновые
8) сложноцветные (астровые)

Отдел Покрытосеменные, или Цветковые, растения — самый многочисленный в царстве Растения (около \(250\) тыс. видов) — подразделяется на два класса: Однодольные и Двудольные .

  • число семядолей в зародыше семени;
  • жилкование листьев;
  • тип корневой системы растений, выросших из семян;
  • особенности строения цветков;
  • расположение проводящих пучков в стеблях.

сравнение.jpg

  • зародыш семени с двумя семядолями;
  • листья с сетчатым жилкованием;
  • стержневую корневую систему с хорошо выраженным главным корнем;
  • проводящие пучки с камбием, расположенные в стебле по кругу;
  • четырёх- или пятичленный цветок.

campanula-rotundifolia-g370ec00c8_640.jpg

Welsh_Primrose.jpg

В стеблях представителей этого класса проводящие пучки имеют камбий, располагаются одним массивом в центре или имеют вид кольца. Важный отличительный признак двудольных растений — хорошее развитие коры и сердцевины. У растений этого класса цветок чаще всего четырёх- или пятичленный.

  • зародыш семени с одной семядолей;
  • простые листья, у которых параллельное или дуговое жилкование;
  • мочковатая корневая система, главный корень рано отмирает;
  • проводящие пучки без камбия, разбросаны по всему стеблю;
  • цветок трёхчленный.

У однодольных проводящие пучки без камбия и расположены в стебле беспорядочно. Нет ясно дифференцированной коры и сердцевины.


Но для определения класса, к которому относится то или иное растение, одного признака бывает недостаточно. Так, у подорожника есть признаки однодольных растений: у него мочковатая корневая система, листья простые с дуговым жилкованием, но зародыш семени имеет две семядоли. А вороний глаз, наоборот, внешне похож на двудольное растение, так как у него листья с сетчатым жилкованием, но зародыш с одной семядолей. Поэтому вороний глаз относят к однодольным.


Эти примеры показывают, что невозможно точно определить по одному признаку, к какому классу принадлежит цветковое растение; нужно рассматривать все перечисленные выше признаки.

Для выделения покрытосеменных растений в семейства также используются определённые признаки. Самые важные из них — особенности строения цветка и плода . На сегодняшний день в отделе Цветковые известно более \(390\) семейств.

Семена покрытосеменных расположены внутри плодов. Они формируются из семязачатка в результате процесса двойного оплодотворения (один спермий оплодотворяет яйцеклетку, а другой – центральную клетку, с образованием запаса питательных веществ). Иногда околоплодник срастается с оболочкой семени, и семена практически неотличимы от плодов. Это происходит у злаковых (см. Рис. 1)

Плоды злаковых растений

Рис. 1. Плоды злаковых растений

Семязачаток – женский гаметофит, проросший внутри женской споры, расположенной в спорангии.

Семя (см. Рис 2) состоит из семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательных веществ.

Строение семени

Рис. 2. Строение семени

Семенная кожура может быть одно- или многослойной. Ее функция – защита зародыша от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Запас питательных веществ расположен в эндосперме, например, у злаковых растений (пшеница, овес), или в семядолях, как у бобовых (горох, фасоль).

В зародыше (см. Рис. 3) различают зародышевый корешок, стебелек, почечку и семядоли. Часто семядоли становятся первыми листьями растения.

Строение зародыша

Рис. 3. Строение зародыша

Однодольные растения – растения, семена которых состоят из 1 семядоли (злаковые, луковые, пальмовые и др.)

Двудольные растения – растения, семена которых состоят из 2 семядолей (картофель, томат, яблоня, горох и др.)

Семядоли

Не все зародыши двудольных растений имеют 2 семядоли, так же как и не все однодольные – одну. Так, в пылевидных семенах орхидей (класс однодольные) семядоли вообще отсутствуют.

Голосеменные имеют многосемядольный зародыш, у некоторых хвойных насчитывается до 15 семядолей.

У миндаля зародыш разрастается настолько, что практически полностью вытесняет эндосперм. У стрелолиста, фасоли зрелое семя состоит только из зародыша и семенной кожуры. Весь запас питательных веществ расположен в клетках зародыша внутри семядолей.

Строение семян двудольных растений

Рубчик (см. Рис. 4) – место прикрепления семени к семяножке. Заметен на крупных семенах. С его помощью семя крепилось внутри завязи и получало питательные вещества.

Рубчик

Микропиле (см. Рис. 5) – отверстие над рубчиком. Служит для проникновения в семя воздуха и воды.

Микропиле

Рис. 5. Микропиле

Рассмотрите сухие и набухшие, вымоченные в воде, семена фасоли. Сравните их размеры и форму. Снимите блестящую оболочку. Изучите зародыш: найдите семядоли, корешок, стебелек и почечку. Зарисуйте семя и подпишите название его частей. Определите часть семени, где расположены питательные вещества. Выясните, в каких частях семенидругие растения запасают питательные вещества. Рассмотрите строение семян яблони и тыквы.

Строение семян однодольных растений

Семя пшеницы одето золотистым кожистым околоплодником. Они плотно сросся с семенем, их невозможно отделить. Поэтому правильнее говорить не о семенах пшеницы, а о плоде – зерновке.

Строение зерновки пшеницы

Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, когда она не снимается и почему. Рассмотрите под лупой разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш (см. Рис. 6).

Эндосперм и зародыш зерновки

Рис. 6. Эндосперм и зародыш зерновки

Изучите строение зародыша. Зарисуйте зерновку пшеницы, подпишите названия основных частей. Попробуйте выяснить устройство семян других однодольных растений.

Семенадругих однодольных растений (лука, ландыша) имеют эндосперм, окружающий зародыш. У частухи (см. Рис. 7) созревшие семена эндосперма не имеют.

Частуха

Подкововидное семя состоит из кожуры и зародыша, в семядоле которого сосредоточены все запасы.

Механизмы распространения семян

Механизмы распространения семян:

  • Автохория – растение самостоятельно разбрасывает семена (недотрога, бешеный огурец)
  • Анемохория – распространение семян с помощью ветра (клен, одуванчик, тополь)
  • Анемогеохория – распространение семян с помощью перекатывания ветром по земле (перекотиполе)
  • Гидрохория – распространение семян водой (кувшинки)
  • Антропохория – распространение семян человеком (подорожник)
  • Зоохория – распространение семян животными
  • Эндозоохория – животные распространяют семена с экскрементами, поедая плоды (рябина)
  • Эпизоохория – животные распространяют семена, прилипшие к их покровам (лопух)
  • Орнитохория – распространение плодов птицами
  • Мирмекохория – распространение плодов муравьями

Интересные факты

85% цветковых растений имеют семена с большим или маленьким эндоспермом.

Самые маленькие размеры и массу имеют семена орхидных и некоторых паразитических растений.

Самые большие семена имеют растения сейшельской пальмы (см. Рис. 8). Их масса достигает 20 кг.

Семена сейшельской пальмы

Рис. 8. Семена сейшельской пальмы

Прорастание – переход семени из состояния покоя в состояние вегетативного роста и формирование из него проростка. Период покоя семени является механизмом, обеспечивающим прорастание только при подходящих для этого условиях. Если во время прорастания семядоли выносятся на поверхность, то имеет место надземный тип прорастания (у фасоли, тыквы), а если остаются в почве – подземный (горох, пшеница).

В прошлом году вы уже познакомились с основными группами растительного царства и узнали о развитии мира растений.

Для большего удобства ученые проводят классификацию живых организмов по группам, имеющим сходные признаки.

Этим занимается отдельный раздел биологии - систематика.

В данном уроке мы изучим систематику растений и познакомимся с двумя классами цветковых.

Основы систематики растений

Систематика изучает распределение отдельных видов растений по группам.

Систематика

Вид - это совокупность сходных по строению и жизнедеятельности особей, способных оставлять после себя плодовитое потомство, похожее на родителей.

Вид представляет общую, самую мелкую единицу классификации растительного мира, хотя на практике выделяют и подвиды, а также разновидности.

Классификацию растений можно наглядно представить в виде дерева с нисходящими ветвями:

  • на каждой развилке такого дерева находится определенная группа растений, имеющая свое название
  • верхние группы более общие и многочисленные объединяют все подгруппы на нисходящих ветвях

Классификация растений

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


В качестве примера можно сравнить дерево систематической классификации со структурой хранения файлов на компьютере.

Последовательность вложенных папок передает ветвление дерева, а файлы можно сравнивать с видами - основной единицей классификации.

Только должно выполняться одно условие: все файлы (виды) должны быть распределены по конечным папкам, то есть вид не может располагаться на одном уровне со вложенными папками.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Таксоны и принцип их иерархии

Таксоны - это систематические группы живых организмов, имеющие общие признаки или родство.

Таксоны находятся в четкой иерархии.

Основные иерархические единицы в систематике растений - это:

Пирамида

Для таксонов характерно следующее:

  • Каждый таксон может содержать по нескольку подчиненных таксономических единиц, но сам принадлежит только одному вышестоящему таксону
  • На каждом последующем уровне при движении от вида к царству уменьшается число сходных признаков между членами каждого таксона. Например, число сходных признаков у растений, принадлежащих к одному роду, больше, чем у растений, объединенных в семейство или порядок

Помимо основных, перечисленных выше таксономических единиц, между ними по мере надобности могут вставляться промежуточные:

  • подотделы
  • подклассы
  • серии
  • секции и т.д.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Деление живых организмов на таксоны определяется не только их общими признаками. Идеальная систематическая классификация должна основываться на родстве разных групп организмов между собой.

Таким образом, систематика как отдельный раздел биологии, дает ученым пищу для размышлений об эволюции живых организмов и происхождении видов путем естественного отбора, о чем писал известный английский ученый Чарльз Дарвин еще в XIX веке.

Систематика растений

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Основные группы Царства Растений

Современная ботаническая классификация в большей степени учитывает родство живых организмов, чем все предыдущие.

В отдельные царства выделены:

ботаническая классификация

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


До сих пор на Земле ученые находят и описывают новые виды растений.

В разных группах растений неодинаковое число видов.

По данным 2010 года всего описано около 320 тысяч видов царства растений.

Из них примерно 280 тысяч- цветковые.

Одна из самых малочисленных групп в ботанической классификации- хвощи, в ней насчитывается всего 15 современных видов.

Хвощ полевой - представитель одного из самых малочисленных отделов растений:

Хвощ полевой

Царство растений представлено следующими подцарствами:

  • настоящие водоросли
  • красные водоросли
  • высшие растения

В подцарстве высших растений выделяют две группы:

  • высшие споровые растения
  • семенные растения

Растения, которые размножаются спорами делят на отделы:

А растения, которые размножаются семенами на два отдела:

  • голосеменные
  • покрытосеменные или цветковые

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


По старой классификации в растительном царстве выделяли две большие группы: низшие и высшие растения.

Низшими считались организмы, чье тело представляло собой одноклеточное или многоклеточное слоевище.

Сюда относили бактерии, грибы, лишайники, водоросли.

Тело высших растений расчленено на отдельные органы и,, как правило, имеет стелу.

Эта группа в целом сохранилась и в современной классификации.

Ученые, занимающиеся систематикой, постоянно дорабатывают классификацию растений.

Кроме описанной выше, существуют и альтернативные классификации, которые могут лучше передавать родственные отношения между отдельными группами растительных организмов.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Классы цветковых растений

Среди покрытосеменных или цветковых растений выделяют два больших класса:

Основной определяющий признак, по которому эти классы различаются, это количество семядолей у зародыша семени:

  • у однодольных- одна семядоля
  • у двудольных- две

Семядоли обычно очень крупные по сравнению с остальными частями зародыша.

Они обеспечивают прорастающий зародыш питанием, пока он не начнет фотосинтезировать.

На фотографии ты видишь прорастание двудольных растений:

прорастание двудольных растений

А здесь прорастание зерен пшеницы (однодольное растение):

прорастание зерен пшеницы

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


По современным представлениям сначала на Земле возникли двудольные растения, а из их первых примитивных форм образовались однодольные в результате редуцирования одной из семядолей.

По общему количеству и числу семейств двудольные значительно превышают группу однодольных растений.

Они же синтезируют большее количество разнообразных веществ, многие из которых имеют практическое значение.

Кроме количества семядолей названные два класса цветковых растений различаются и по другим признакам.

Для двудольных в большей степени характерно:

  • сетчатое жилкование листьев
  • наличие стержневой корневой системы
  • кольцевое расположение проводящих пучков в стебле
  • двойной околоцветник и 4 или 5 лучевая симметрия цветка

Для однодольных такими признаками могут являться:

  • параллельное или дуговое жилкование листьев
  • мочковатая корневая система
  • проводящие пучки в стебле разбросаны
  • простой околоцветник, число лепестков кратно 3

Но перечисленные признаки не дают возможности точно определить принадлежность растения к тому или иному классу, так как бывают исключения и для точной классификации, в первую очередь, необходимо изучить строение семени растения.

Основные признаки, по которым различаются однодольные и двудольные растения

Параллельное или дуговое

Кольца из проводящих пучков

Проводящие пучки разбросаны

Число частей цветка

Простой (нет деления на чашечку и венчик)

Жизненные формы растений

Все жизненные формы:

Деревья, травы, кустарники, кустарнички, полукустарники

В основном травы

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Значительный вклад в развитие систематики растений внес шведский ученый-естествоиспытатель Карл Линней (1707—1778).

Он предложил собственную систему цветковых растений и окончательно утвердил в биологии бинарную номенклатуру.

Согласно ей, каждый вид растений всеми ботаниками мира обозначается двумя латинскими словами.

Первое (пишется всегда с большой буквы) обозначает род растения, второе (пишется всегда с маленькой буквы) - видовой эпитет.

Например, два различных вида колокольчика обозначаются следующим образом:

колокольчик персиколистный- Campanula persicifolia

колокольчик широколистный- Campanula latifolia

Если вид описывается впервые, после названия на латыни указывается сокращенное имя автора систематического описания.

Система растений, предложенная К.Линнеем была очень прогрессивной для своего времени, но ее основной недостаток в том, что она была искусственной, так как основывалась исключительно на половых признаках: строении цветков, числе тычинок и пестиков.

Данные признаки используются и в современной систематике, но сегодня классификация учитывает значительно больше признаков, по которым растения похожи друг на друга.

Читайте также: