Однажды бабушка попросила машу помочь собрать ягоды крыжовника

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Класс: 4–Б. Дата: 04.03.2020 г.

Тема: Алгоритм с повторением.

Цели и задачи:

- развивающие: развивать логическое мышление, наблюдательность, речь, учение обобщать, анализировать и сравнивать;

- воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, навыков самостоятельной деятельности, познавательный интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: страницы тетради с печатной основой.

ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА

1. Организация начала урока 3 мин

1.2. Повторение правил поведения в компьютерном классе

1.3. Минутка информации

2. Актуализация и коррекция знаний 2 мин

4. Восприятие и осознание учениками фактического материала 12мин

Динамическая пауза 1 мин

Релаксационное упражнение 1 мин

5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами 10 мин

6. Обобщение и систематизация знаний 6 мин

7. Итоги урока 4 мин

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Организация начала урока.

1.1. Приветствие.

- Здравствуйте ребята, присаживайтесь, меня зовут Александра Николаевна, и сегодня урок информатики проведу у вас я. Проверьте, чтобы у всех на партах лежали листы с заданиями.

1.2. Повторение правил поведения в компьютерном классе.

- Прежде чем начать наш урок, давайте с вами повторим, правила поведения в компьютерном классе, у вас на столах лежит тетрадь с печатной основой, обратите внимание на задание под номером один, вам необходимо определить можно ли выполнять данные действие в компьютерном классе и поставить плюс или минус в пустой квадрат. А затем мы с вами обсудим…

1. Необходимо соблюдать чистоту

2. Нельзя брать с собой напитки и еду

3. Можно бегать в компьютерном классе

4. Необходимо соблюдать дисциплину

5. Можно входить в класс без разрешения учителя

6. Не трогать руками монитор

7. Не садиться за компьютер с влажными руками

8. Можно класть разнообразные предметы на системный блок, монитор, клавиатуру

9. Необходимо бережно обращаться с техникой

10. Не трогать провода компьютера

11. Можно без разрешения учителя включать и выключать компьютер и другие устройства

12. Можно шуметь, громко разговаривать и отвлекать других учащихся

- Верно, ребята, вы справились с заданием отлично. Мы повторили правила поведения в компьютерном классе, вспомнили как необходимо себя вести на уроке информатики.

1.3. Минутка информации.

- На сегодняшний день подключены к сети интернет приблизительно 1,8 миллиардов людей. Самый огромный процент пользователей интернета в Швеции.

2. Актуализация и коррекция знаний.

- Что такое алгоритм? (Алгоритм – это последовательность действий, которая приводит к определённому результату)

- Какой алгоритм называют линейным? (Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором действия выполняются последовательно в определённом порядке, друг за другом)

- Что такое разветвляющийся алгоритм? (Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от поставленного условия выполняется та или иная последовательность команд (действий).)

- Что означает ромб в блок-схеме алгоритма с ветвлением? (Означает блок условия)

- Сейчас в тетради с печатно основой найдите задание под номером 2. Вам необходимо выполнить данный алгоритм с числом 9. Когда вы выполните поднимите руку, чтобы я видела, что вы готовы. Все уже готовы, на счёт 3 все хором называем результат. 1! 2! 3! (63) А теперь выполним данный алгоритм с числом 15. Когда вы выполните поднимите руку, чтобы я видела, что вы готовы. Все уже готовы, на счёт 3 все хором называем результат. 1! 2! 3!(65)


- Мы с вами повторили то, что изучили на прошлых уроках и готовы продолжать наш урок.

- Сегодня на уроке вы узнаете о новом виде алгоритмов, а какой вы сможете сказать, разгадав кроссворд. Для этого объединитесь в две группы. Группа первого ряда и группа второго ряда. Вам необходимо общими усилиями разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Как называют устройство или живое существо, способное работать по алгоритму?

2. Фигура блок – схемы, обозначающая выполнение, какого-либо действия.

4. Исполнитель, работающий с текстом, числами, картинками.

5. Геометрическая фигура, которая всегда присутствует в алгоритмах с ветвлением.

6. Что связывает между собой 2 фигуры блок – схемы?

7. Кто может не только исполнять алгоритмы, но и создавать их?

8. Вершина блок – схемы.

9. Алгоритм, в котором действия выполняются последовательно друг за другом.

10. Формула записи алгоритма: блок – …?


- Какое слово зашифровано? (Повторение)

- Как вы думаете, как звучит тема урока? (Ответы детей)

4. Восприятие и осознание учениками фактического материала.

- Мы очень часто встречаем в нашей жизни повторяющиеся действия или события, например: сбор ягод, мытьё посуды, чистка картофеля, пришивание пуговиц и т.д.

- Повторяющаяся последовательность действий называется циклом, а эти действия – циклическими. То есть циклический алгоритм – это алгоритм, содержащий повторяющиеся действия.

- Повтори правило. Теперь ты. Молодцы!

- Верно, ребята! Циклический алгоритм – это алгоритм, содержащий повторяющиеся действия.

- Обратите внимание на задание под номером 3. Перед вами последовательность действий рыбака.


- Первым действием мы возьмем удочку. Верно? (Да)

- Какое следующее действие? (Насадить наживку на крючок)

- Какое следующее действие? (Забросить удочку в воду)

- Какое следующее действие? (Ждать, когда клюнет рыба)

- Какое следующее действие? (Достать рыбу и снять с крючка)

- Какое следующее действие? (Положить рыбу в ведро)

- Хорошо, дети, а рыбаки ходят на рыбалку, чтобы словить одну рыбу или полное ведро? (Полное ведро или даже больше)

- Да, верно, а если ведро еще не полное, что делает рыбак? (Продолжает ловить рыбу)

- Верно, значит действия рыбака повторяются, на это нам указывает стрелка, которая ведет к началу алгоритма, но, когда ведро уже наполнено рыбой, продолжит ли рыбак заново выполнять действия? (Нет)

- Правильно, значит это конец выполнения действий, на это нам указывает стрелка ведущая вниз от условия (ромба) алгоритма к концу.

- Хорошо, мы с вами узнали, что такое циклический алгоритм, как он выглядит в графическом способе записи и готовы продолжить наш урок.

Динамическая пауза

Один, два — стоит ракета.

Три, четыре — самолет.

Один, два — хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Один, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире.

Один, два, три, четыре,

И на месте походили.

- Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный тёплый день. Вы смотрите в удивительное чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им, чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное облачко. Вы очарованы его красотой. Вы в ладу с самим собой. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Облачко медленно приближается к вам. Оно как раз сейчас над вами. Вам всё нравится. Представьте, как вы медленно встаёте и подходите к белому облачку. Вы парите всё выше и выше. Наконец, вы достигли маленького облачка и ступаете на него. Вы ступаете и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко в небе.

5. Осмысление знаний, и зависимостей между элементами.

- Найдите задание под номером 4. Внимательно послушайте условие задачи.

- Однажды бабушка попросила Машу помочь собрать ягоды крыжовника. Девочка взяла лукошко и подошла к большому колючему кусту. Она осторожно срывала ягоду и опускала ее в лукошко. Так Маша делала до тех пор, пока на кусте не осталось ни одной ягоды. Из этих ягод сварили очень вкусное варенье.

- Что попросила бабушка сделать Машу? (Собрать ягоды)

- Давайте подчеркнем эти слова в условии задачи. Что необходимо сделать прежде тем, как начать собирать крыжовник? (Взять лукошко, а потом подойти к кусту)Давайте подчеркнем эти слова в условии задачи.

- Что она сделает далее? (Сорвёт ягоду)Давайте подчеркнем эти слова в условии задачи.

- Что Маша сделает с ягодой? (Опустит её в лукошко)Давайте подчеркнем эти слова в условии задачи.

- Какие из предложенных действия Маша необходимо будет выполнять несколько раз? (Сорвать ягоду)Давайте подчеркнем эти слова в условии задачи.

- До каких пор Маша будет выполнять данные действия? (До тех пор, пока на кусте не останется ни одной ягоды) Давайте подчеркнем эти слова в условии задачи.

- Что необходимо будет сделать, если ягод на кусте не останется? (Прекратить собирать ягоды и сварить варенье) Давайте подчеркнем эти слова в условии задачи.

- Какое высказывание мы возьмём для условия? (Ягоды остались)

- Какие действия будет выполнять Маша до тех пор, пока на кусте не останется ни одной ягоды? (Будет срывать ягоду и опускать её в лукошко)

- Сейчас вам необходимо, используя опорные слова, которые мы подчёркивали вставить в блок-схему.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Прочитай, что вышло у тебя. А у тебя…


- Молодцы, ребята! Вы правильно определили опорные слова и смогли заполнить блок-схему.

6. Обобщение и систематизация знаний.

- В тетради с печатной основой найдите задание под номером 5. Здесь вам дана пустая блок-схема и действия, которые вам необходимо в неё вписать. Данные действия должны выполняться последовательно, а некоторые будут повторяться. Внимательно прочитайте и впишите действия в нужные блоки.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Прочитай ты свой вариант.



- Хорошо, ребята! Вы справились с данным заданием и смогли вписать необходимые действия в нужные блок-схемы.

- А сейчас найдите задание под номером 6. Здесь вам необходимо выяснить, какое действие в сказке повторяется и составить циклический алгоритм из линейного алгоритма, данного слева линейного алгоритма.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Хорошо, мы с вами справились с этим заданием и смогли составить циклический алгоритм из линейного алгоритма.

7. Итоги урока.

- Что такое циклический алгоритм? (Циклический алгоритм – это алгоритм, содержащий повторяющиеся действия)

- Приведите пример циклического алгоритма.

- Как по-другому можно назвать циклический алгоритм? (Алгоритм с повторением)

- О чём ла речь в алгоритмах, которые были сегодня на нашем уроке? (Ответы детей)

- Мы сегодня с вами изучили новый алгоритм – алгоритм с повторение или циклический алгоритм, то есть алгоритм, содержащий повторяющиеся действия. Мы с вами выполнили различные задания, в которых присутствовал циклический алгоритм.

- Я могу отметить тебя ….. (оценивание)

- Дома вам необходимо будет составить циклический алгоритм любой сказки на выбор, кроме тех, которые были на уроке и графически его записать, то есть в блок-схеме.

Непонятно, что за "надписи".

1. "бабушка попросила"

2. "взяла лукошко"

3. "подошла к кусту"

4. "сорвала ягоду"

5. "сварили варенье"

тогда логика задачи будет следующей

Если Маша согласилась тогда

подошла к кусту

Если куст с ягодами Тогда

Пока (на кусте есть ягоды) и (лукошко пустое) Цикл

КонецЦикла

КонецЕсли

КонецЕсли

В принципе, если несколько кустов, нужен цикл обхода по кустам пока не наполнится лукошко.

Жила была девочка Настя.Она очень хотела научиться рисовать.В школе на уроках все смеялись над её рисунками и от того она приходила домой и плакала.Как то раз Настя пришла домой вся заплаканная,включила компьютер и тут на экран выскочил весёлый человечек:

-Не плачь ,милая девочка!Я помогу тебе!Я живу в твоём компьютере и всегда с умилением наблюдаю за твоими занятиями.Пойдём со мной!Не бойся !

Настя приложила свою руку к компьютеру и тут же оказалась по ту сторону экрана.

Дальше, Анастасия, придумай пару предложений о путешествии их,если понравилась идея и на прощание человечек подарит Насте программу граф.редактор.И всё у неё будет хорошо



Что бы посмотреть решение и правильный ответ на задачки из рабочей тетради по Информатике Босова нажмите на картинку

191. Внимательно рассмотрите блок-схему. Сформулируйте в словесной форме признак, о котором в ней идёт речь.


192. Оформите в виде блок-схемы признак делимости натурального числа на 3.


193. Запишите с помощью блок-схем следующие пословицы


194. Вспомните пословицы, которые можно записать в виде следующих блок-схем.


Оформите это правило в виде блок-схемы.


196. Для того чтобы успешно ориентироваться на местности, нужно знать следующее:

1) если в ясный полдень стать спиной к солнцу, то впереди будет север, позади — юг, справа — восток, слева — запад;
2) если в ясную полночь найти на небе Полярную звезду, то север будет находиться по направлению к ней;
3) если на местности есть отдельно стоящее дерево, то сторона, с которой его ветви короче, является северной;
4) если на местности есть муравейник, то сторона, с которой он более пологий, является южной;
5) сли на местности есть пень, то сторона, с которой у него годовые кольца шире, является южной;
6) если на местности есть камень, то сторона, с которой он покрыт мхом, является северной.

Оформите данный алгоритм ориентирования на местности в виде блок-схемы.



Пользуясь этой стратегией, внесите недостающие записи в схему.


Впишите действия Дяди Фёдора в блок-схему.



201. Выполните алгоритм для заданных чисел.


202. Руслан учит наизусть четверостишие, заданное по литературе. Он один раз прочитывает четверостишие и пытается воспроизвести его по памяти. Так он будет делать до тех пор, пока не расскажет четверостишие без единой ошибки.
Запишите действия Руслана в виде блок-схемы.


203. Однажды бабушка попросила Машу помочь собрать ягоды крыжовника. Девочка взяла лукошко и подошла к большому колючему кусту. Она осторожно срывала ягоду и опускала её в лукошко. Так Маша делала до тех пор, пока на кусте не осталось ни одной ягоды. Из этих ягод сварили очень вкусное варенье.
Запишите действия Маши в виде блок-схемы.


204. В узком и очень длинном жёлобе находятся 8 шариков, четыре чёрных слева и четыре белых чуть-чуть большего диаметра справа. В средней части жёлоба в стенке имеется небольшая ниша, в которой может поместиться один чёрный или один белый шарик. Два любых шарика могут расположиться рядом поперек жёлоба только в том месте, где находится ниша. Левый конец жёлоба закрыт, а в правом конце есть отверстие, через которое может пройти чёрный шарик, но не может пройти белый.
Вынимать шарики из жёлоба не разрешается. Как выкатить из жёлоба все чёрные шарики?



206. Исполнитель Вычислитель умеет выполнять только две команды.


Что бы посмотреть решение и правильный ответ на задачки из рабочей тетради по Информатике Босова нажмите на картинку

207. Что будет нарисовано после выполнения Чертёжником алгоритма?


208. Составьте для Чертёжника алгоритм рисования следующего изображения:


209. Составьте для Чертёжника алгоритм рисования прямоугольника со сторонами, параллельными осям координат, если известны координаты его двух вершин (2, 1) и (7, 5).


210. Что будет нарисовано после выполнения Чертёжником алгоритма:


211. Что будет нарисовано после выполнения Чертёжником алгоритма?


212. Составьте алгоритм управления Чертёжником, в результате выполнения которого на координатной плоскости будет нарисован квадрат, длина стороны которого равна 2 единицам.


213. Составьте алгоритм управления Чертёжником, в результате выполнения которого на координатной плоскости будет нарисован прямоугольник, длины сторон которого равны 3 и 4 единицам.


214. Составьте алгоритмы рисования изображённых ниже фигур так, чтобы в процессе рисования перо не отрывалось от бумаги и ни одна линия не проводилась дважды.


215. Что будет нарисовано после выполнения Чертёжником алгоритма?


216. Что будет нарисовано после выполнения Чертёжником алгоритма?


217. Допишите строки вспомогательного алгоритма рисования домика.


218. Выясните, какой объект изображается с помощью вспомогательного алгоритма. Внесите необходимые дополнения в основной алгоритм так, чтобы вспомогательный алгоритм был исполнен 3 раза. Выполнение вспомогательного алгоритма должно начинаться в точках с координатами (3, 5), (7, 6), (10, 6).


219. Выясните, что будет изображено в результате исполнения следующего алгоритма.


220. Впишите в алгоритм строки начала и конца цикла так, чтобы получился следующий рисунок.


221. Внесите необходимые изменения в основной алгоритм так, чтобы получился следующий рисунок.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Тест содержит 6 заданий по теме "Алгоритмы с повторениями". Задания разной сложности, поэтому за них можно получить разное количество баллов. Время выполнения теста ограничено. Будьте внимательны, выполняя вычисления!

Список вопросов теста

Вопрос 1

Отметьте, при каком условии завершится выполнение цикла:

пока дождь идёт делать
начало
смотреть телевизор
делать уроки
конец

  • когда будут сделаны все уроки
  • когда будут просмотрены всем телепередачи
  • когда закончится дождь
Вопрос 2

Выполните алгоритм с повторением и запишите ответ.

1) Берём число 28;

2) Повторяем 2 раза

начало цикла

увеличиываем полученной число на 20

конец цикла

4) Записываем ответ:

Вопрос 3

Выполните алгоритм и запишите полученный результат.


Важно. Символ "*" обозначает математическую операцию умножения.

Вопрос 4

Однажды бабушка попросила Машу помочь собрать ягоды крыжовника. Девочка взяла лукошко и подошла к большому колючему кусту. Она осторожно срывала ягоду и опускала её в лукошко. Так Маша делала до тех пор, пока на кусне не осталось ни одной ягоды. Из этих ягод сварили очень вкусное варенье.


Установите соответствие между номера блок-схем алгоритма и командами, приведенными ниже:

  • Начало
  • Взять корзину
  • Подойти к кусту
  • На кусте крыжовника остались ягоды?
  • Сорвать ягоду с куста
  • Осторожно опустить ягоду в лукошко
  • Сварить из ягод крыжовника варенье
  • Конец
Вопрос 5

Изучите блок-схему алгоритма, приведенного ниже:


Выполните алгоритм для начальных значений X=81, Y=18.
Чему будет равно значение X после выполнения алгоритма?

Читайте также: