Одомашнивание животных и выращивание культурных растений начальные этапы селекции

Обновлено: 05.10.2024

биологии и химии отделения №1

Карлова Мария Александровна .

Одомашнивание как начальный этап селекции.

Методы современной селекции.

Раскрыть значение процесса одомашнивания.

Выявить характерные изменения у животных и растений в процессе одомашнивания.

Раскрыть значимый вклад отечественных ученых в развитии селекции.

Научиться определять методы селекционной работы и применять полученные знания на практике.

Сформировать у учащихся представления об особенностях селекционной работы с животными и практическом применении методов селекции животных;

Развивать представления о многообразии животного мира, породах домашних животных, направлениях и методах селекции живых организмов.

Развивать умения анализировать материал, делать выводы.

Формировать научное мировоззрение.

Воспитывать бережное, ответственное отношения к окружающему миру.

учебник “Общая биология. 10-11” под ред. Д.К.Беляева и Г.М.Дымшица,

Оборудование : мультимедийный проектор, экран, компьютер.

1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

2.1 Прочтение художественных текстов.

Учитель читает в сокращенном варианте два рассказа Бориса Житкова предварительно задав вопрос:

В каком произведении повествуется о домашнем животном, а в каком о диком?

Как слон спас хозяина от тигра.

У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова.

Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел.

Хозяин сердиться на слона и бить его по ушам веткой.

А слон замер и насторожился.

Хозяин поднял ветку, чтоб со всей силы ударить слона, но вдруг из кустов выскочил огромный тигр. Он хотел напасть на слона сзади и вскочить на спину.

Но он попал лапами на дрова, дрова посыпались. Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперёк живота, сдавил как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами.

А слон уж поднял его вверх, потом шмякнул оземь и стал топтать ногами.

Когда хозяин опомнился от страха, он сказал:

- Какой я глупец, что бил слона! А он мне жизнь спас.

Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя, и весь отдал слону.

Охотник и собаки.

Охотник шёл на лыжах и разогрелся от ходьбы.

Собаки забегали вперёд и выгоняли на охотника зайцев. Охотник ловко стрелял и набил пять штук. Тут он заметил, что зашёл далеко.

"Пора и домой, - подумал охотник. Перейду овраг, а там уже недалеко".

Пустил он собак вперёд, а собаки отбегут пять шагов - и охотнику не видно, куда за ними идти. Тогда он снял пояс, отвязал все ремешки и верёвки, какие на нём были, привязал собак за ошейник и пустил вперёд. Собаки его потащили, и он на лыжах, как на санях, приехал к себе в деревню.

Он дал каждой собаке по целому зайцу, потом разулся и лёг на печь. А сам всё думал:

"Кабы не собаки, пропал бы я сегодня".

2.2 Решение шарады.

Используя перестановку слогов, составьте ключевое слово, которое будет отражать тему сегодняшнего урока:

3. Объяснение нового материала.

3.1 Показ слайдов презентации с комментариями учителя чередуется с работой учащихся в специальной рабочей тетради.

Конечно, собака – это домашнее животное. Собаку создал человек, а не природа.

И сегодня на уроке мы поговорим об истории одомашнивании животных, об этом уникальном процессе, о критериях одомашнивания, о методах и значении одомашнивании.

3 слайд: Культурные формы организмов и их предки. Собаки.

Одним из первых одомашненных животных является собака. Примерно 10-15 тыс. лет назад она уже сопровождала поселения человека в Европе, передней и Ю-В Азии. На примере этого вида животных мы можем проследить морфофизиологические и поведенческие изменения, возникающие при одомашнивании: изменение формы ушей и хвоста, разнообразие размеров и окраски, изменение сроков линьки и готовности к размножению, изменение поведения.

Собаку первобытный человек использовал для защиты, как помощника в охоте, а также в пищу. Считают, что собаку от различных видов волков. Сейчас насчитывают более 350 пород собаки.

В России собак разводили в основном для охоты. Первое изображение гончей в Софийском соборе в Киеве датируется 11 веком.

4 слайд: Собака – друг человека.

Зимой на нартах, а летом на специальных тележках с поля боя они вывезли 700 тысяч тяжело раненных бойцов (для справки - состав дивизии РККА в 1941 г. составлял от 9 700 до 17 000 чел., то есть собаки вывезли с поля боя порядка 40 дивизий полного состава!), а к боевым частям доставили в общей сумме 3500 тонн боеприпасов . Собаки-связисты в боевой обстановке, порой в непроходимой для человека местности, доставили свыше 120 тысяч боевых донесений , для установления связи проложили 8 тыс. км телефонного провода (для сравнения: расстояние от Берлина до Нью-Йорка – 6 500 км.). Собаки разведывательной службы сопровождали разведчиков в тыл врага для успешного прохода через его передовые позиции, обнаружения скрытых огневых точек. Диверсионные собаки использовались в партизанских отрядах для подрыва железнодорожных составов. В целом, на боевом счету собак свыше 300 подбитых танков противника , более 200 000 доставленных донесений, разминировано 303 города, обследована территория в 15153 кв. км (что сопоставимо с площадью некоторых Европейских государств, так, например, площадь Бельгии – 30, 5 тыс. кв.км.), обнаружено и снято свыше 4 млн .

В качестве поводырей для людей собаки используется уже несколько сотен лет.

Первые школы для подготовки собак-поводырей были созданы в Германии во время Первой мировой войны в целях повышения мобильности ветеранов, которые ослепли в результате военных действий. В 1929 году была создана первая школа в США .

В качестве поводырей используются преимущественно ротвейлеры, немецкие овчарки, лабрадор - ретвиверы , ризеншнауцеры , однако возможна дрессировка с этой целью и собак других пород.

В ряде стран собаки-поводыри не имеют ограничения на присутствие в таких местах, как места общественного питания и транспорт. В Российской Федерации проезд подобных животных в общественном транспорте бесплатен.

5 слайд Культурные формы организмов и их предки. Коровы.

Мясная (Бельгийские голубые),

Мясомолочная (Шотландская высокогорная ) ,

Декоративная (Плюшевая порода).

Предком крупного рогатого скота был дикий бык - тур, который жил на территории лесостепной и степной зон Евразии (последнее животное этого вида уничтожено в 1627 году в Польше). Выясняется, что его одомашнели около 4 тыс. лет назад в Древней Греции. Известно более 50 пород крупного рогатого скота, которых разводят ради мяса, молока, кожи и как тягловую силу.

Основными направлениями селекции является создание молочных (черно-пестрая, красная степная), мясных (Абер-дино-ангусская, герефордская), мясо-молочных (симментальская, ле-бединська) пород. Есть и декоративные породы коров.Таких пушистых безрогих коров разводят на ферме Лотнера (Lautner farms) в американском штате Айова. Животные в основном имеют декоративную ценность и разводятся на продажу (цены варьируется от 5 до нескольких десятков тыс. долларов) и часто побеждают на различных выставках.

6 слайд: Культурные формы организмов и их предки. Куры.

русская белая (яичная)

7 слайд: Важнейший фактор одомашнивания.

Главный фактор одомашнивания – это искусственный отбор организмов, отвечающий требованиям человека. Необходимо отметить, что на ранних этапах развития животноводства и растениеводства человек заметил, что от лучших особей, рождается, как правило, лучшее потомство. Такой отбор Ч. Дарвин назвал бессознательным. Благодаря бессознательному отбору возникли основные мясные и молочные породы КРС, Скаковые лошади и тяжеловозы, уже известные вам направления пород собак. Т о отбор создал новые формы организмов. В этом и состоит его творческая роль.

Позднее с накоплением знаний о наследовании признаков люди стали практиковать методический, сознательный, целенаправленный отбор на улучшение определенных признаков

Бессознательный. Оставляют для размножения лучших особей, не задумываясь о результатах.

Сознательный (методологический). Человек ставит цель по улучшению определенного признака или свойства.

3.3 Минутка здоровья и релаксации.

8 слайд. Зарядка для глаз под музыку.

9 слайд: Центры происхождения домашних животных совпадают с центрами происхождения культурных растений .

Применяя ботанико-географический метод исследования мировых растительных ресурсов, Н. И. Вавилов установил первичные центры происхождения культурных растений, связанные с древними очагами цивилизации и местом первичного возделывания растений. Было обнаружено, что популяции растений имеют наибольшую генетическую изменчивость в центрах происхождения. Именно эти районы стали впоследствии источником ценного исходного материала для селекции новых сортов растений. Перечислим лишь наиболее важные виды растений, возникшие в каждом из 8 открытых Н. И. Вавиловым центров происхождения культурных растений.

правильный выбор исходного материала часто является определяющим фактором успеха селекционной работы. Чем богаче выбор исходного материала, тем легче селекционер может отобрать ценные формы, нужные для создания нового сорта.

10 -11 слайды Примеры селекции растений (капуста, роза).

Селекция капусты: дикий предок , пекинская , дикая крымская , декоративная , кольраби , цветная , белокочанная , брюссельская , брокколи , китайская.

- Какое практическое значение имеет гибридизация для человека?

12 слайд Методы селекции растений.

13 слайд Растительные гибриды.

14 слайд Гибриды животных.

Предполагаемый ответ учащихся.

- повышение продуктивности, урожайности

-улучшение эстетических качеств

-повышение устойчивости к разным факторам

-закрепление полезных качеств в потомстве

-получение новых качеств, важных для человека

-стремление к научному прогрессу.

Все современные сорта растений и породы животных, без которых немыслима современная цивилизация, созданы человеком благодаря селекции. В наше время перед селекцией стоят громадные задачи по созданию новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений, приспособленных к условиям современного индустриального сельского хозяйства, а также нужных человеку штаммов микроорганизмов.

Важное место в теории селекции занимает генетика, поэтому развитие генетических основ селекции необходимо для сельскохозяйственной практики.

Одомашнивание как первый этап селекции. Все современные домашние животные и культурные растения произошли от диких предков. Процесс превращения диких животных и растений в культурные формы называют одомашниванием. Главным фактором одомашнивания служит искусственный отбор организмов, отвечающих требованиям человека. Если самка первобытного тура — предка современного крупного рогатого скота — продуцировала лишь десятки или сотни килограммов молока, необходимые ей для кормления теленка, то отдельные коровы современных пород дают до 15 000 кг молока за лактацию, т. е. за период между отелами.

Для животных, например, первым условием, а вместе с тем и показателем одомашнивания было создание (путем отбора) особей, способных к контактам с человеком, к сосуществованию с ним. Иначе говоря, человек изменял поведение животных, превращая их из диких в домашних. В условиях естественной природы культурные, т. е. одомашненные, формы существовать, как правило, не могут.

Уже на первых этапах процесс одомашнивания вызвал резкое повышение изменчивости животных и растений, что создало предпосылки для успешного осуществления искусственного отбора. В результате этого между породами современных домашних животных и сортами растений возникли большие различия. Эти различия во многих случаях превышали различия не только между видами, но и родами.

Первые попытки одомашнивания животных и растений предпринимались людьми еще за 20—30 тыс. лет до н. э. Одомашнивание животных началось, вероятно, со случайного выращивания диких животных человеком. Некоторые из этих еще диких животных могли существовать в контакте с человеком и начали размножаться в условиях, созданных для них. Так начался первый этап их одомашнивания.

Широкое одомашнивание начинается с VIII—VI тыс. до н. э. Именно тогда человек вовлек в культуру подавляющее большинство животных и растений.

Некоторые виды животных и растений были одомашнены значительно позднее. Так, кроликов люди стали разводить лишь в Средневековье, сахарную свеклу стали возделывать как полевое сахарное растение только в XIX в., а мяту — в XX в.

В наше время человек для удовлетворения своих потребностей продолжает одомашнивать новые виды животных и растений. Для получения высококачественной пушнины в XX столетии создана новая отрасль животноводства — пушное звероводство. Несомненно, человек в дальнейшем будет вовлекать в одомашнивание все новые виды животных и растений.

Центры происхождения культурных растений. Выдающийся вклад в развитие представлений о центрах происхождения культурных растений внесли Н. И. Вавилов и его сотрудники.

В результате многочисленных экспедиций, организованных Н. И. Вавиловым в самые отдаленные уголки планеты, где возникли древние земледельческие цивилизации, была собрана уникальная, самая крупная в мире коллекция разнообразных культурных растений. Именно она послужила фундаментом той огромной коллекции, которая ныне находится в Институте растениеводства им. Н. И. Вавилова (Санкт-Петербург) и активно служит интересам науки и практики.

Главные центры происхождения культурных растений и их одомашнивания

Главные центры происхождения культурных растений и их одомашнивания

В настоящее время выделяют восемь главных центров происхождения культурных растений (см. табл.). Исследования показали, что родоначальником культурного риса стали два диких вида этого растения — азиатский и африканский. Из 20 диких видов ячменя (многолетних) был одомашнен лишь один вид — двурядный ячмень. Овес и рожь одомашнены значительно позднее, чем пшеница и ячмень. До этого они существовали как дикие растения, засорявшие посевы пшеницы.

О происхождении и систематическом положении современных культурных растений судят на основе сравнительно-морфологического, физиологического исследования, а также изучения структуры хромосом.

Районы одомашнивания животных. Районы одомашнивания животных, как можно судить на основании современных зоологических и археологических исследований, связаны с центрами происхождения культурных растений. По-видимому, в районах Индонезийско-Индокитайского центра впервые были одомашнены животные, не образующие крупных стад: собака, свинья, куры, гуси, утки.

В районах Передней Азии, как предполагают, впервые были одомашнены овцы, а в Малой Азии — козы. Предок крупного рогатого скота — тур — впервые одомашнен в ряде областей Евразии, предки домашней лошади — в степях Причерноморья. В районе американских центров происхождения растений были одомашнены такие животные, как лама, альпака, индейка.

Происхождение домашних животных. Одно из наиболее древних домашних животных — собака. До недавнего времени было много споров о происхождении собаки. Теперь установлено, что единственным предком домашней собаки был волк. Родоначальником крупного рогатого скота был первобытный бык — тур. Тур распространился в Евразии и Северной Африке, но постепенно был уничтожен человеком.

Предками домашней овцы были, по-видимому, дикие бараны — муфлоны, которые в свое время широко распространились в нагорьях юга Европы и Передней Азии. Многие исследователи предполагали, что предком домашней лошади послужила дикая лошадь Пржевальского. Однако после того, как было обнаружено различие в числе хромосом между домашней лошадью и лошадью Пржевальского, возможным предком домашних лошадей стали считать тарпана — дикую лошадь южнорусских степей, окончательно истребленную в конце XIX — начале XX в. Тарпан и лошадь Пржевальского произошли от какого-то общего предка.

Родоначальник домашней свиньи — дикий кабан распространен на огромной территории Евразии. Предком домашней кошки была африканская дикая кошка. Домашняя курица произошла от дикой красной курицы джунглей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

9класс Биология Дата Урок № 31

Тема урока: Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных.

Цель урока: Раскрыть значение процесса одомашнивания. Выявить характерные изменения у животных и растений в процессе одомашнивания.

Сформировать у учащихся представления об особенностях селекционной работы с животными и практическом применении методов селекции животных;

Развивать представления о многообразии животного мира, породах домашних животных, направлениях и методах селекции живых организмов.

Воспитывать бережное, ответственное отношения к окружающему миру.

Средства обучения:

Учебник, дидактический материал.

Оборудование : мультимедийный проектор, экран, компьютер.

1.1. Орг.момент: Здравствуйте ребята! Садитесь. Кого нет на уроке?

Задание: Да или нет

1.При родственных браках резко возрастает частота возникновения патологий (аномалий) у потомков.

2.Паталогии у детей связано с тем, что родственники имеют много разных генов.

3.При родственных браках в семьях, где есть рецессивный аллель, вероятность встречи гетерозигот резко возрастает , что ведет к резкому увеличению проявления аномалий у потомков.

4.20 % альбиносов являются потомками от близкородственных браков.

Задание: Рассказ

Медико-генетическое консультирование - специализированный вид медицинской помощи - является наиболее распространенным видом профилактики наследственных болезней. Суть его заключается в определении прогноза рождения ребенка с наследственной патологией, объяснении вероятности этого события консультирующимся и помощи семье в принятии решения о дальнейшем деторождении.

Изучение нового материала

2.1 Решение шарады.

Используя перестановку слогов, составьте ключевое слово, которое будет отражать тему сегодняшнего урока:

2.2 Прочтение художественных текстов.

Учитель читает в сокращенном варианте два рассказа Бориса Житкова предварительно задав вопрос:

Вопрос: В каком произведении повествуется о домашнем животном, а в каком о диком?

Как слон спас хозяина от тигра.

У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова.

Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел.

Хозяин сердиться на слона и бить его по ушам веткой.

А слон замер и насторожился.

Хозяин поднял ветку, чтоб со всей силы ударить слона, но вдруг из кустов выскочил огромный тигр. Он хотел напасть на слона сзади и вскочить на спину.

Но он попал лапами на дрова, дрова посыпались. Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперёк живота, сдавил как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами.

А слон уж поднял его вверх, потом шмякнул оземь и стал топтать ногами.

Когда хозяин опомнился от страха, он сказал:

- Какой я глупец, что бил слона! А он мне жизнь спас.

Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя, и весь отдал слону.

Охотник и собаки.

Охотник шёл на лыжах и разогрелся от ходьбы.

Собаки забегали вперёд и выгоняли на охотника зайцев. Охотник ловко стрелял и набил пять штук. Тут он заметил, что зашёл далеко.

"Пора и домой, - подумал охотник. Перейду овраг, а там уже недалеко".

Пустил он собак вперёд, а собаки отбегут пять шагов - и охотнику не видно, куда за ними идти. Тогда он снял пояс, отвязал все ремешки и верёвки, какие на нём были, привязал собак за ошейник и пустил вперёд. Собаки его потащили, и он на лыжах, как на санях, приехал к себе в деревню.

Он дал каждой собаке по целому зайцу, потом разулся и лёг на печь. А сам всё думал:

"Кабы не собаки, пропал бы я сегодня".

Вопрос: В каком произведении повествуется о домашнем животном, а в каком о диком?

Конечно, собака – это домашнее животное. Собаку создал человек, а не природа.

И так тема урока «Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных.

3. Объяснение нового материала.

3.1 Показ слайдов презентации с комментариями учителя чередуется с работой учащихся в специальной рабочей тетради.

И сегодня на уроке мы поговорим об одомашниваний как о начальном этапе селекции о центрах происхождения культурных растений, районах одомашнивания животных и происхождение домашних животных.

Запись в тетради

9 слайд: Что такое селекция? Селекция – это наука, основанная на выведении новых сортов, видов растений или животных с целью повышения качества породы или сорта. Целью селекции является улучшение наследственных свойств растений, животных в том направлении, которое принесет максимум пользы и будет выгодно для человека. Пример : Выведение новых пород норки (с голубой, сапфировой, жемчужной окраской меха) является заслугой селекции.

Все современные сорта растений и породы животных, без которых немыслима современная цивилизация, созданы человеком благодаря селекции. В наше время перед селекцией стоят громадные задачи по созданию новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений, приспособленных к условиям современного индустриального сельского хозяйства, а также нужных человеку штаммов микроорганизмов.

Важное место в теории селекции занимает генетика, поэтому развитие генетических основ селекции необходимо для сельскохозяйственной практики.

10 слайд: Физминутка

11 слайд: Работа в группах

1 группа: Одомашнивание как первый этап селекции. Все современные домашние животные и культурные растения произошли от диких предков. Процесс превращения диких животных и растений в культурные формы называют одомашниванием. Главным фактором одомашнивания служит искусственный отбор организмов, отвечающих требованиям человека. Если самка первобытного тура — предка современного крупного рогатого скота — продуцировала лишь десятки или сотни килограммов молока, необходимые ей для кормления теленка, то отдельные коровы современных пород дают до 15 000 кг молока за лактацию, т. е. за период между отелами.

Для животных, например, первым условием, а вместе с тем и показателем одомашнивания было создание (путем отбора) особей, способных к контактам с человеком, к сосуществованию с ним. Иначе говоря, человек изменял поведение животных, превращая их из диких в домашних. В условиях естественной природы культурные, т. е. одомашненные, формы существовать, как правило, не могут.

Уже на первых этапах процесс одомашнивания вызвал резкое повышение изменчивости животных и растений, что создало предпосылки для успешного осуществления искусственного отбора. В результате этого между породами современных домашних животных и сортами растений возникли большие различия. Эти различия во многих случаях превышали различия не только между видами, но и родами.

Первые попытки одомашнивания животных и растений предпринимались людьми еще за 20—30 тыс. лет до н. э. Одомашнивание животных началось, вероятно, со случайного выращивания диких животных человеком. Некоторые из этих еще диких животных могли существовать в контакте с человеком и начали размножаться в условиях, созданных для них. Так начался первый этап их одомашнивания.

Широкое одомашнивание начинается с VIII—VI тыс. до н. э. Именно тогда человек вовлек в культуру подавляющее большинство животных и растений.

Некоторые виды животных и растений были одомашнены значительно позднее. Так, кроликов люди стали разводить лишь в Средневековье, сахарную свеклу стали возделывать как полевое сахарное растение только в XIX в., а мяту — в XX в.

В наше время человек для удовлетворения своих потребностей продолжает одомашнивать новые виды животных и растений. Для получения высококачественной пушнины в XX столетии создана новая отрасль животноводства — пушное звероводство. Несомненно, человек в дальнейшем будет вовлекать в одомашнивание все новые виды животных и растений.

2 группа: Центры происхождения культурных растений. Выдающийся вклад в развитие представлений о центрах происхождения культурных растений внесли Н. И. Вавилов и его сотрудники.

В результате многочисленных экспедиций, организованных Н. И. Вавиловым в самые отдаленные уголки планеты, где возникли древние земледельческие цивилизации, была собрана уникальная, самая крупная в мире коллекция разнообразных культурных растений. Именно она послужила фундаментом той огромной коллекции, которая ныне находится в Институте растениеводства им. Н. И. Вавилова (Санкт-Петербург) и активно служит интересам науки и практики.

Главные центры происхождения культурных растений и их одомашнивания

В настоящее время выделяют восемь главных центров происхождения культурных растений (см. табл.). Исследования показали, что родоначальником культурного риса стали два диких вида этого растения — азиатский и африканский. Из 20 диких видов ячменя (многолетних) был одомашнен лишь один вид — двурядный ячмень. Овес и рожь одомашнены значительно позднее, чем пшеница и ячмень. До этого они существовали как дикие растения, засорявшие посевы пшеницы.

О происхождении и систематическом положении современных культурных растений судят на основе сравнительно-морфологического, физиологического исследования, а также изучения структуры хромосом.

3 группа: Районы одомашнивания животных. Районы одомашнивания животных, как можно судить на основании современных зоологических и археологических исследований, связаны с центрами происхождения культурных растений. По-видимому, в районах Индонезийско-Индокитайского центра впервые были одомашнены животные, не образующие крупных стад: собака, свинья, куры, гуси, утки.

В районах Передней Азии, как предполагают, впервые были одомашнены овцы, а в Малой Азии — козы. Предок крупного рогатого скота — тур — впервые одомашнен в ряде областей Евразии, предки домашней лошади — в степях Причерноморья. В районе американских центров происхождения растений были одомашнены такие животные, как лама, альпака, индейка.

Происхождение домашних животных. Одно из наиболее древних домашних животных — собака. До недавнего времени было много споров о происхождении собаки. Теперь установлено, что единственным предком домашней собаки был волк. Родоначальником крупного рогатого скота был первобытный бык — тур. Тур распространился в Евразии и Северной Африке, но постепенно был уничтожен человеком.

Предками домашней овцы были, по-видимому, дикие бараны — муфлоны, которые в свое время широко распространились в нагорьях юга Европы и Передней Азии. Многие исследователи предполагали, что предком домашней лошади послужила дикая лошадь Пржевальского. Однако после того, как было обнаружено различие в числе хромосом между домашней лошадью и лошадью Пржевальского, возможным предком домашних лошадей стали считать тарпана — дикую лошадь южнорусских степей, окончательно истребленную в конце XIX — начале XX в. Тарпан и лошадь Пржевальского произошли от какого-то общего предка.

Родоначальник домашней свиньи — дикий кабан распространен на огромной территории Евразии. Предком домашней кошки была африканская дикая кошка. Домашняя курица произошла от дикой красной курицы джунглей.

Таким образом, для каждого вида домашних животных или растений, несмотря на обилие пород и сортов, удается отыскать, как правило, одного дикого предка, который и был подвергнут одомашниванию.

4. Закрепление изученного материала

1. Центром происхождения культурных растений считаются районы, где:

обнаружено наибольшее число сортов данного вида;

обнаружена наибольшая плотность произрастания данного вида;

данный вид впервые выращен человеком;

нет верного ответа.

2. Основным критерием для установления родства между видами является:

общие центры происхождения

3. Близкородственное скрещивание применяют с целью:

поддержания полезных свойств организма;

усиления жизненной силы;

получения полиплоидных организмов;

закрепления ценных признаков.

4. Главным фактором одомашнивания растений и животных служит:

5. Близкородственное скрещивание животных и самоопыление растений:

не изменяет жизнеспособность и плодовитость потомков;

снижает жизнеспособность и плодовитость потомков;

повышает жизнеспособность и плодовитость потомков;

повышает жизнеспособность и снижает плодовитость потомков

5. Рефлексия

Завершите фразы

На уроке мне понравилось …

Самоанализ урока

Цель : Раскрыть значение процесса одомашнивания. Выявить характерные изменения у животных и растений в процессе одомашнивания.

Тип урока : изучение нового материала – работа в группах.

Урок проведен в 9 классе. Успеваемость класса – средняя.

В начале урока в ходе проверки домашнего задания было предложено два задания. Первое задание выбрать верное ли утверждение или нет. Второе рассказ про медико-генетическое консультирование. В ходе изучения нового материала были задания плавно переходящие к изучению нового матриала. Урок был проведен в виде работы в группах.

Все дети были очень активны, работали с желанием и энтузиазмом, стараясь победить любой ценой.

Анализируя итоги урока, оценки учеников, полученные ими можно сказать, что для детей биология является очень интересным предметом. Они с радостью работали на уроке, отвечали на вопросы. Им нравятся такие нестандартные уроки.

Урок был очень насыщенным и интересным, все поставленные задачи были реализованы.


Селекция: её задачи и значение.
Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции

Ключевые слова: селекция (примитивная, комбинационная; доместикация), задачи селекции, Н.И. Вавилов, развитие селекции, центры многообразия и происхождения культурных растений, центры происхождения домашних животных, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Раздел ЕГЭ: 3.8. Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости…

Сорт, порода, штамм — популяция организмов, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

Задачи селекции:

  • повышение урожайности сортов культурных растений;
  • повышение продуктивности штаммов микроорганизмов;
  • увеличение продуктивности пород домашних животных.

Для успешной селекционной работы необходимо: исходное сортовое и видовое разнообразие растений и животных; исследование закономерностей наследования при гибридизации; изучение мутаций и их роли в проявлении и развитии исследуемых признаков; применение различных форм искусственного отбора.

Практические значение современной селекции: обеспечивать продовольственную безопасность будущего человечества, численность которого из года в год неуклонно растёт. Например, созданные во второй половине XX в. селекционерами новые сорта зерновых культур совершили так называемую зелёную революцию в земледелии ряда стран: Индии, Мексики, Аргентины и др. Достижения селекционеров заключались в том, что ими были выведены низкорослые, карликовые сорта злаков (риса и пшеницы), у которых все образующиеся в процессе фотосинтеза питательные вещества расходуются в основном на рост колоса, а не на развитие стеблей и листьев. Урожайность таких низкорослых сортов злаков возросла в 7—8 раз, и они оказались более устойчивыми к полеганию, так как стебли-соломины у них стали толще и крепче, чем у высокорослых сортов растений.

Примеры полезных свойств: рост, размер и форма плодов, урожайность, удойность у коров, устойчивость к факторам внешней среды (к засушливому климату, к морозу).

Зарождение селекции

С давних пор человек для своих нужд вёл промысел диких животных и собирал дикорастущие растения. С ростом народонаселения земного шара и расширением его оседлости природа была уже не в состоянии удовлетворить возросшие потребности людей в пище, одежде и других ресурсах. Человек оказался перед необходимостью целенаправленного выращивания и разведения необходимых ему организмов.

Начальным этапом селекции стала доместикация (от лат. domesticus — домашний) — превращение диких организмов в культурные. Одними из первых культурных растений стали зерновые злаки. Так, возделывание пшеницы и ячменя на Ближнем Востоке и в Древнем Египте началось 10 тыс. лет назад. С давних времён в земледельческой культуре известны рис, кукуруза, виноград, маслина и др. К числу сравнительно недавно окультуренных растений принадлежит сахарная свёкла, которую стали выращивать в последние двести лет с целью снижения зависимости зон умеренного климата от тропических областей, где возделывается сахарный тростник. За всю свою историю человечество окультурило свыше 150 видов растений, из которых сейчас наиболее широко выращивается около 20 видов.

Центры многообразия и происхождения
культурных растений и домашних животных

Большой вклад в изучение центров доместикации культурных растений внёс Н. И. Вавилов. В 1920—1940 гг. в результате многочисленных экспедиций он изучил географическое распространение около 1600 сортов культурных растений всего земного шара и установил их центры многообразия и происхождения. Рассмотрим их по порядку.

Селекция

Центры происхождения культурных растений: 1 — Тропический; 2 — Восточноазиатский; 3 — Юго-Западноазиатский; 4 — Средиземноморский; 5 — Абиссинский; 6 — Центральноамериканский; 7 — Андийский; 8 — Африканский; 9 — Австралийский; 10 — Европейско-Сибирский; 11 — Североамериканский

  1. Тропический, или Индомалайский, центр охватывает территории Индии, Индокитая и островов Юго-Восточной Азии. Из этого центра происходит около 30 % возделываемых в настоящее время культурных растений, например сахарный тростник, рис, огурец, банан, манго.
  1. Восточноазиатский центр включает Китай, Корею, Японию и Тайвань. Отсюда произошло более 20 % всей мировой культурной флоры, в том числе соя, просо, яблоня, апельсин, слива, чайный куст.
  2. Юго-Западноазиатский центр расположен на территории Аравийского полуострова, Малой и Средней Азии, Кавказа. С этим центром связано происхождение около 15 % культурных растений, наиболее важные из которых — зерновые злаки (мягкая пшеница, рожь), а также бобовые культуры (горох и чечевица). Из этого же центра происходят абрикос, груша, виноград.
  3. Средиземноморский центр охватывает страны Средиземноморья, в том числе юга Европы и севера Африки. Этот центр совпадает с очагами древних цивилизаций. Отсюда произошло около 10 % всей мировой культурной флоры, среди которой овощные растения, например капуста и свёкла, а также масличные культуры, например маслина.
  4. Абиссинский центр, находящийся в Африке (в Эфиопии), характеризуется рядом уникальных видов и даже родов культурных растений, таких как кофейное дерево, твёрдая пшеница и ячмень.
  5. Центральноамериканский центр включает территорию юга Мексики и некоторых стран Карибского бассейна. Отсюда ведут начало такие культуры, как кукуруза, тыква, перец, фасоль, хлопчатник, какао.
  6. Андийский центр расположен в пределах Южной Америки и включает часть районов Андийского горного хребта вдоль её западного побережья. Это родина ананаса, клубненосных культур, в том числе картофеля, и лекарственных растений, например кокаинового куста.

Начатая Н. И. Вавиловым работа была продолжена другими учёными. В 1970 г. отечественный учёный П. М. Жуковский установил ещё четыре центра происхождения культурных растений: Африканский, Австралийский, Европейско-Сибирский и Североамериканский.

В 1926 г. Н. И. Вавиловым была заложена коллекция семян культурных растений, которая постоянно пополняется и используется селекционерами для работ по созданию новых сортов. В настоящее время коллекция, хранящаяся в Санкт-Петербурге, насчитывает свыше 320 тыс. образцов семян культурных растений, происходящих из разных уголков земного шара.


С распространением земледелия важную роль в хозяйственной деятельности человека стали играть домашние животные. Процесс одомашнивания животных был более сложным и длительным, чем окультуривание растений. Человек одомашнил лишь 0,004% фауны планеты: около 60 видов млекопитающих, 12 видов птиц, семь видов рыб и пять видов насекомых. Центры происхождения домашних животных, так же как и центры происхождения культурных растений, совпадают с очагами древнейших цивилизаций. Эти области определены ареалами обитания диких предков домашних животных.

Число культурных растений и домашних животных, возникших вне вышеперечисленных центров доместикации, невелико.

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости был сформулирован выдающимся русским ученым Н.И. Вавиловым в 1920 г.

Сущность закона заключается в следующем: виды и роды, генетически близкие, связанные друг с другом единством происхождения, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости. Зная, какие формы изменчивости встречаются у одного вида, можно предвидеть нахождение аналогичных форм у родственного ему вида. Фактами, подтверждающими этот закон, являются случаи альбинизма у позвоночных, гемофилия у человека и других млекопитающих.

В основе закона гомологических рядов фенотипической изменчивости у родственных видов лежит представление о единстве их происхождения от одного предка в процессе естественного отбора.

У родственных видов, имеющих общее происхождение, возникают и сходные мутации. Это означает, что у представителей разных семейств и классов растений и животных со сходным набором генов можно встретить параллелизм — гомологические ряды мутаций по морфологическим, физиологическим и биохимическим признакам и свойствам. Так, у разных классов позвоночных встречаются сходные мутации: альбинизм и отсутствие перьев у птиц, альбинизм и бесшерстность у млекопитающих, гемофилия у многих млекопитающих и человека. У растений наследственная изменчивость отмечена по таким признакам, как пленчатое или голое зерно, остистый или безостый колос и др.

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости

Знание характера изменчивости нескольких родственных видов дает возможность поиска признака, который отсутствует у одного из них, но характерен для других. Таким путем были собраны и изучены голозерные формы злаков, односемянные сорта сахарной свеклы, не нуждающиеся в прорывке, что особенно важно при механизированной обработке почв.

Читайте также: