Описание дуба в рассказе зимний дуб

Обновлено: 08.07.2024

Цель курса чтения: Осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений, развитие внимания, мышления и собственного литературного творчества.

  1. Выставка книг Ю. Нагибина, портрет автора.
  2. Репродукция картины И. Э. Грабаря “Февральская лазурь”.
  3. Гербарий, иллюстрации с изображением дуба.
  4. С. И. Ожегов “Толковый словарь”.
  • Я догадалась, что на уроке мы будем читать рассказ “Зимний дуб”, а автор его Ю. Нагибин.
  • Да, мы уже знакомы с его произведениями, я помню, мы читали во 2-м классе.
  • Меня заинтересовало уточнение “Зимний”, видимо, будем читать о том, как живёт, существует дуб именно зимой.
  • Верно, ребята. Ваши мысли правильные. Этот рассказ большой, интересный.

Некоторые ребята подготовили чтение части рассказа в лицах, остальные помогу прочитать я.

Перед чтением не ставлю никакого проблемного вопроса. Пусть дети прослушают внимательно весь рассказ. Они из моих слов поняли , что рассказ интересный и внимание надо удерживать в течении всего рассказа, а не на какую-либо его часть, эпизод. Таким образом лучше происходит целостное восприятие текста.

Чтение рассказа начинаю сама со слов “выпавший за ночь снег…” до слов “Шапочки, ушанки и башлыки”. стр. 260

Чтение в лицах со слов “Здравствуйте, Анна Васильевна…” до слов “После уроков ты меня проводишь”. стр. 260 – 263.

Заканчиваю чтение рассказа сама. стр. 264 – 267.

Перед чтением описания зимнего дуба делаю значительную паузу и начинаю читать полушепотом с восторгом “Посреди поляны в белых сверкающих одеждах стоял дуб, огромный и величественный, как собор”.

Дети, затаив дыхание, слушают рассказ, представляя то, о чём читаю.

Детям даю время сосредоточиться, вспомнить, то о чём прочли.

Словарь всегда на столе в классе. Дети читают описание на стр. 265 от слов “Посреди поляны…” до слов “присыпанные снегом”. По ходу чтения объясняю слова, записываю на доске

гротик – пещера, преимущественно искусственная

свод (свести) – сведённые в одно целое и расположенные в известном порядке предметы, материалы)

собор – главная или большая церковь в городе, монастыре

мириада – неисчислимое множество (звёзд)

  • А прав ли был Савушкин, когда сказал на уроке, что зимний дуб – имя существительное?
  • Да, да ! Ведь все эти предметы, о которых он заботился, и есть существительные, они же отвечают на вопрос кто? или что? (Лягушка.)
  • Можете ли ещё доказать, что именно зимний дуб – имя существительное? Карандашом подчеркните эти слова, назовите их.

Дети с интересом делают это задание. Им хочется больше найти имён существительных. Прохожу по рядам, смотрю, есть ли ошибки, здесь же исправляем вместе с учеником, ставя вопрос к слову – кто? – что? Результат поразительный: дети находят много имён существительных: и 8, и 10, и 20!

На обратной стороне доски слова записаны, называем их устно, потом прочитываем вместе, а их всего 50.

Главные герои и их характеристика:

  1. Анна Васильевна. Молодая учительница, строгая, но романтичная.
  2. Савушкин. Мальчик наблюдательный, романтичный, влюбленный в природу.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Учительнице не нравятся постоянные опоздания ученика, и она отправляется к его родителям. По дороге ученик показывает учительнице старый дуб и другие чудеса зимнего леса.

Сюжет — краткое содержание

  1. По глубокому снегу Анна Васильевна добирается до школы и начинает урок.
  2. Савушкин, как всегда, опаздывает, что сильно огорчает учительницу.
  3. Савушкин называет существительным “зимний дуб” и говорит, что это действительно существительное.
  4. После уроков Савушкин ведет учительницу к себе домой через лес, напрямки.
  5. Савушкин показывает учительнице следы лося, замерзший ручей и огромный дуб, в корнях которого приютились ежи и лягушки.
  6. Учительница идет обратно, думая об удивительном мальчике и его волшебном мире.

Понравившийся эпизод

Мне очень понравился эпизод, когда Савушкин привел учительницу к дубу и стал разгребать снег и листву у его корней. Он показывал учительнице то спящего ежа, то коричневую лягушку, прочих жучков-червячков, и это было очень красиво.

План произведения для пересказа

  1. Глубокий снег
  2. Узкая тропинка
  3. Пятый класс
  4. Урок
  5. Опоздавший
  6. Существительные
  7. Вместе через лес
  8. Следы лося
  9. Ручеек
  10. Зимний дуб
  11. Удивительный мальчик

Главная мысль

Иногда стоит потерять немного времени, чтобы полюбоваться красотой природы.

Чему учит эта книга

Этот рассказ учит любить природу и уметь замечать ее красоту в любое время года. Учит пытливости и наблюдательности, любознательности. Учит никогда не судить опрометчиво о поступках других.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравился этот красивый рассказ и, кажется, я понимаю восхищение, которое испытывал Савушкин, наблюдая за жизнью зимнего леса. В нем столько волшебных тайн, которые можно разгадывать очень долго, но так и не раскрыть до конца.

Новые слова и выражения:

Гротик — маленькая ямка, углубление.

Просквоженный (от Просквозить) – продуть, здесь просветить насквозь.

Пословицы к произведению:

Своя земля и в горсти мила.

На родной стороне всякий камушек знаком.

В родном краю, как в раю.

Зима – не лето, в шубу одета.

За морем теплее, а у нас светлее.

Чему учит рассказ "Зимний дуб"
Рассказ учит любить природу и восторгаться ее чудесами. Учит доброте и умению понимать чувства другого человека. Учит пользе знаний. Учит оптимизму. Учит видеть в людях хорошее.

Отзыв на рассказ "Зимний дуб"
Мне понравился этот рассказ и больше всего поразило описание величественного дуба. Это могучее дерево приютило многих животных. В его корнях спали еж и лягушка, в коре прятались жуки и козявки. Дуб был им домом и это было красиво. Мне понравилось, что учительница поняла чувства Савушкина и не стала к нему придираться. Она тоже полюбила зимний дуб, но посчитала самого мальчика еще более удивительным. Ведь мало кто может так сильно любить природу.

Пословицы к рассказу "Зимний дуб"
Под большим дубом и гриб вольготней живет.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Кто землю любит, тот голоден не будет.
Рощи да леса - всему миру краса.
Дорого дерево не только плодами, но и листами.



Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Зимний дуб"
Молодая учительница шла по глубокому снегу из деревни Уваровка к школе. Она радовалась морозу и снегу, все ей очень нравилось. Навстречу попался объездчик Фролов, который уважительно поздоровался с учительницей, называя ее Анна Васильевна, и спросил про своего сына Лешку. Потом Фролов сошел с тропинки, чтобы пропустить учительницу и утонул в сугробе по пояс. Но учительницу уважали и уважали заслужено. За два года после института она сумела стать великолепным педагогом.
Подойдя к школе Анна Васильевна увидела стайки ребят и все здоровались с ней.
Первый урок был в 5"А" классе и учительница принялась объяснять новую тему, об имени существительном.
Внезапно дверь открылась. Это был Савушкин, который вновь опоздал и учительницу расстроило это опоздание. Она знала, что Савушкин опаздывает и на другие уроки.
Анна Васильевна стала спрашивать примеры существительных и дети наперебой кричали - кошка, город, гвоздик. Только Савушкин почему-то назвал зимний дуб. Учительница сказала, что существительное дуб, но Савушкин не согласился. И Анна Васильевна попросила его зайти в учительскую после уроков.
В учительской Анна Васильевна стала спрашивать, почему Савушкин опаздывает. Но тот и сам удивлялся, говоря что выходит из дома за час до уроков и идет напрямик через лес. Учительница решила поговорить с его мамой и попросила проводить ее.
Они шли через волшебный зимний лес. Савушкин показал учительнице следы лося, а она спросила, почему лесной ручей не весь замерз. Мальчик объяснил, что в нем бьют теплые ключи.
Тропинка обогнула кусты боярышника и учительница увидела зимний дуб. Он стоял посреди поляны, величественный и огромный, покрытой не облетевшей листвой в чехольчиках снега. Дуб блестел мириадами крошечных зеркал и дышалось около него удивительно легко.
А Савушкин откопал снег и показал учительнице спящего ежа, потом спящую лягушку, а потом много других постояльцев зимнего дуба - козявок, ящериц, жуков.
Вдруг мальчик спохватился. они слишком задержались у дуба и могли не застать маму. Учительница удивилась, как быстро пролетело время. Она поняла причины опозданий Савушкина, но разрешила ему и дальше ходить в школу этой тропинкой, понимая, что не может лишить мальчика этого чуда.
Она пошла обратно, а Савушкин стоял возле дуба и издалека охранял свою учительницу. И Анна Васильевна поняла, что самым удивительным в лесу был не дуб, а этот маленький человек, загадочный гражданин будущего.

Ю. Нагибин." Зимний дуб"
Он весь блестел мириадами крошечных зеркал, и на какой-то миг Анне Васильевне показалось, что ее тысячекратно повторенное изображение глядит на нее с каждой ветки. И дышалось возле дуба как-то особенно легко, словно и в глубоком своем зимнем сне источал он вешний аромат цветения.

Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий, великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью. Нисколько не ведая, что творится в душе учительницы, Савушкин возился у подножия дуба, запросто обращаясь со своим старым знакомцем.

– Анна Васильевна, поглядите.

Он с усилием отвалил глыбу снега, облепленную понизу землей с остатками гниющих трав. Там, в ямке, лежал шарик, обернутый сопревшими паутинно-тонкими листьями. Сквозь листья торчали острые наконечники игл, и Анна Васильевна догадалась, что это еж.

– Вон как укутался! – Савушкин заботливо прикрыл ежа неприхотливым его одеялом.

Затем он раскопал снег у другого корня. Открылся крошечный гротик с бахромой сосулек на своде. В нем сидела коричневая лягушка, будто сделанная из картона; ее жестко растянутая по костяку кожа казалась отлакированной. Савушкин потрогал лягушку, та не шевельнулась.

– Притворяется, – засмеялся Савушкин, – будто мертвая! А дай солнышку поиграть, заскачет ой-ой как!

Он продолжал водить ее по своему мирку. Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. Одни хоронились под корнями, другие забились в трещины коры; отощавшие, словно пустые внутри, они в непробудном сне перемогали зиму. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потайную жизнь леса, когда услышала встревоженный возглас Савушкина:

1. Вступительное слово учителя.

2. Работа с текстом.

— Сформулируйте тему рассказа.

(Я думаю, что основная тема — взаимоотношения учительницы и ученика, которые изменяются в ходе повествования.)

— С чего начинается конфликт?

(С опоздания Савушкина на урок русского языка. Это очередное опоздание выводит из себя молодую учительницу. Она решает поговорить с мамой Савушкина.)

— Что рассказывает нам автор об Анне Васильевне?

(Ей 24 года. Работает она всего два года, но уже приобрела славу опытного преподавателя. Её знают, ценят, уважают. Сама Анна Васильевна хороший человек, но она немного самоуверенна.)

— Читаем отрывок. Урок изучения существительного прерывает опоздавший Савушкин. Он же потом приводит неудачный, по мнению учителя, пример существительного — "зимний дуб".

(Рассуждая о раздражении учителя, ребята приходят к выводу, что начавшийся конфликт можно было легко погасить, попросив мальчика рассказать о его примере. Почему именно "зимний дуб"?)

— Обращаемся к лексическому значению "толерантность", записанному на доске. Читаем его значение, рассуждаем о важности толерантности в нашей жизни.

— Находим в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент. В этих словах была "счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце".

(Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все, наверное, побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию можно было сделать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна решила пожаловаться на Савушкина его маме.)

— Читаем диалог между учителем и учеником.

(Савушкин сам собирается проводить учительницу к себе домой. И выбирает знакомый путь.)

— Урок, который очень тонко преподаёт своим героям и нам, читателям, автор рассказа.

("Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле!")

— Рассмотрим композицию рассказа. Находим предложение, с которого начинается вторая часть, и анализируем его.

("Едва они ступили в лес и тяжко гружённые снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя. "

В зачарованном мире нет звуков; там удивительный ручей с тёплыми ключами. Там на белом снегу удивительные следы.

Ученики говорят, что теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны.)

— Время в этом мире движется с непривычной скоростью. Вместе с тем словно размывает ощущение самого времени. Его просто не существует! А что есть? Красота окружающей природы, которая завораживает, заставляет забыться.

(Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти природы.)

— Главный сюрприз, который готовит автор, — зимний дуб. Читаем описание дороги к нему, обращая внимание на художественные средства описания (эпитеты, метафоры, олицетворения).

(Читая описание дуба, обращаем внимание на рисунок его, выполненный группой учащихся. Выслушиваем художников, расск

Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись;

Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры;
ствол казался прошитым серебряными нитями;
листья в снежных чехольчиках

Рассказ этот – образец лирической прозы 60-70 годов XX века. Лирическая проза открывала сокровенные тайны души человека, увлекала индивидуальностью чувств и впечатлений героя, эмоциональностью повествования.

Перечитаем рассказ, ответим на вопросы, чтобы проанализировать его.

· Кто главные герои? (Учительница Анна Николаевна и Савушкин)

· Перечитайте описание учительницы, обратив внимание на выделенные слова. Охарактеризуйте героиню.

«Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.

До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову наскоро повязала легким шерстяным платком. А мороз был крепкий, к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцатичетырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось.

· А теперь проанализируйте характеристику Савушкина

«В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея. (…) И вдруг, словно очнувшись от сна, Савушкин приподнялся над партой и звонко крикнул:

Он сказал не так, как другие ученики. Слова вырвались из его души, как признание, как счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце. Не понимая странной его взволнованности, Анна Васильевна сказала, с трудом скрывая раздражение:

Читайте также: