Описание изостудии в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Изостудия в детском саду (старшая группа 5-6 лет)


Рисование - наиболее распространенное увлечение детей с раннего возраста. Имея под рукой карандаш и лист бумаги, ребенок пытается повторить образы увиденных им и заинтересовавших его предметов и явлений. Каждый ребенок на определенном отрезке своей жизни увлеченно рисует. Процесс постижения мира через зрительно воспринимаемые образы имеет огромное значение для развития наблюдательности, пытливости ума и чувства взаимной связи предметов и явлений. А желание максимально приблизить изображение к натуре, сделать его более похожим и понятным , вызывает стремление выполнить работу как можно лучше, вырабатывает трудолюбие и усидчивость, способность сосредоточить внимание на данной задаче. Рисуя, ребенок обращает внимание на конструктивную целесообразность вещей, красоту внешних очертаний и разнообразие форм, изменчивость зрительного впечатления под влиянием освещения и положения предметов в пространстве. Занятие рисованием способствует эстетическому освоению мира, дает развитие художественным способностям, побуждает к творчеству.

Занимаясь с детьми индивидуально, используя элементы нестандартного рисования я обратила внимание на всплеск положительных эмоций в процессе рисования. Появилось желание разнообразить запланированные программой занятия по рисованию и открыть в своей группе мини изостудию (тем более ,что я сама очень люблю рисовать и имею не законченное профильное образование).

Целью занятий детей в изостудии ставлю воспитание художественного восприятия окружающего мира, чувства красоты, декоративности, умение правильно оценивать художественное творчество и отбирать из него самое лучшее, непримиримого отношения к безвкусице, мещанству и антихудожественным вещам, которые нередко встречаются не только в домашней обстановке, но и в общественных местах.

Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребенка разные области руки, предплечья и пальцев. Так, например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполненные в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки.

Свою работу с детьми направляю на формирование и дальнейшее развитие нравственно-эстетической отзывчивости. Этот процесс направлен на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать свое отношение как в словесной форме, так и художественными средствами. Занятия строятся таким образом, чтобы дети развивали умение видеть в природе многообразие формы и цвета, ценили красоту простых, обыденных явлений. Формирование и развитие творческой активности у детей в области изобразительной деятельности позволяет им раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности. Художественно-творческая активность детей не только направлена на создание творческого произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто именно разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным, отправным толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве.

Главное в работе изостудии - привить детям любовь к цвету, к краскам, развить воображение, раскрыть возможности творца и материала. Научить их видеть и любить мир. Занятия в изостудии отличаются от занятий , запланированных программой детского сада, но способствуют расширению и углублению знаний , полученных на основных занятиях по изо деятельности. На занятиях в изостудии помимо рисования с детьми проводятся необходимые беседы, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение необходимого художественного материала, наблюдения за живыми объектами.

Занятия в изостудии проходят в следующих направлениях:

На занятиях дети знакомятся с художниками, их жизнью, творчеством. Учатся различать, узнавать пейзажи, натюрморты и т.д. Учатся определять автора по манере написания произведения. Для развития наблюдательности хороши рисунки по памяти и впечатлению.

Наблюдая за работой людей различных профессий, дети постигают значение и красоту труда. Используя на занятиях нетрадиционные техники рисования(рисование солью, мыльными пузырями, нитками и т.д.) появляется возможность развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Возникают новые идеи, дети начинают экспериментировать и творить.

На занятиях дети знакомятся с разнообразными изобразительными материалами(бумага, акварель, гуашь, воск, мел, бросовый материал, природный материал,). Каждое занятие проводится эмоционально. На занятиях используется музыкальное сопровождение (пение птиц, шелест леса ….).

Музыка дает позитивный настрой, развивает музыкальный слух.

Во время занятий делаются фотографии детей в процессе работы, для дальнейшего изготовления стенгазеты. Устраиваются различные выставки работ, как непосредственно в группе , так и в холлах детского сада, что дает возможность родителям знакомиться с достижениями и умениями своего ребенка. Подводя промежуточный итог, хочется отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное отсутствие скованности, проявление самостоятельности в подборе и смешивании красок. У детей появилась гордость за свои работы, желание заниматься чаще.

Несмотря на небольшой период работы изостудии, мы уже достигли определенных результатов:

- каждое тематическое мероприятие в детском саду, сопровождается работами моих воспитанников.

- мы с ребятами участвуем, как в городских, так и в областных конкурсах и уже были награждены дипломами за 1 и 2 места.

Занимаясь с детьми в изостудии, также проводим работу с родителями (индивидуальные беседы, посещение родителями непосредственно самих занятий). Родители проявляют повышенный положительный интерес к занятиям, предлагают помощь. А это большой шаг вперед.






Кабинет изостудии расположен на первом этаже, изолирован от других помещений учреждения.

  • осуществлять художественно – эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста;
  • расширять опыт детской творческой деятельности, способствовать самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества;
  • формировать у детей умения и навыки при обучении их разным способам изображения, используя разнообразные изобразительные материалы;
  • решать воспитательные и развивающие задачи по реализуемым программам дошкольного учреждения.
  • для проведения специально организованных занятий с детьми дошкольного возраста по изобразительной деятельности;
  • для развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • для организации дополнительного образования детей через индивидуальную и кружковую работу;
  • для оказания методической помощи педагогам в освоении новых подходов и технологий в работе с детьми по художественно – эстетическому направлению деятельности;
  • для педагогического просвещения родителей воспитанников в вопросах детского творчества и его значимости.

Полезная площадь - 36,2 кв.м.

  • рабочая зона: 30 кв.м.
  • зона для хранения изобразительного материала: 3 кв.м.
  • учебно-методическая зона (рабочее место педагога по изобразительной деятельности): 3,2 кв.м.

Освещение: люстры /лампы накаливания/ по 8 ламп (квадратных)

Освещенность по рабочим местам: 150 Лк на 1 кв.м.

Температурный режим: 18 – 20 С

Средства пожаротушения: есть огнетушитель

Пол: цемент, линолеум.

Окно: 2 шт. без решеток

На окнах жалюзи 4 шт.

  1. Столы детские (трапеция) (101060197) 13 шт.
  2. Стулья детские – 13 шт.
  3. Стулья взрослые – 1 шт.
  4. Документ-камера-1 шт.
  5. Проектор – 1 шт.
  6. Интерактивная доска 1 шт
  7. Компьютер (наутбок АsusVivoBoock) – 1шт
  8. Колонки – 1 пара
  9. Мольберт 1 шт
  10. Полочки напольные – 2 шт.
  11. Полочки настенные – 2 шт.
  12. Полочка напольная угловая – 1 шт.
  13. Шкаф книжный – 2 шт.
  14. Шкаф (пристроенный) – 1 шт.
  15. Стойка для выставки детских работ – 1 шт.
  16. Ковер – 1 шт.
  1. Оснащение кабинета

В пространстве кабинета выделены:

  • Рабочая, учебная зона
  • зона для хранения изобразительного материала
  • зона для выставки детских работ
  • зона для выставки детских фотографий во время занятий
  • учебно-методическая зона (рабочее место педагога по изобразительной деятельности)

В учебной зоне расположены детские столы и стулья, с твердой деревянной поверхностью. Имеется мольберт с магнитной доской.

Изобразительный материал удобно расположен для доступа детей.

Представленный изобразительный материал предназначен:

  • для творческой деятельности
  • для повышения интереса к изобразительной деятельности
  • для формирования изобразительных умений и навыков.

В учебно-методической зоне находится письменный стол, стул, где расположены: наглядные пособия, ноутбук, магнитофон, принтер, документ-камера учебно-методический материал.

6.3. . Перечень методического оснащения кабинета.

Наименование материала для работы по художественному творчеству

Альбом для рисования

Бумага разного цвета

Стаканчики для воды (пластмассовые)

Кисточка белка №3,№5, №7, №8

Доска настольная для работы

Бросовый материал (различный)

Поднос детский для раздаточного материала

Точилка для карандашей

Комплект постеров произведений живописи и графики

Комплект изделий народных промыслов

Комплект демонстрационного материала по изодеятельности

Учебно – методический комплект постеров для знакомства с различными жанрами живописи

Методические пособия, дидактический материал.

21.Пособия для занятий (цветные папки):

  • Графика.
  • Цветоведение.
  • Жанры живописи.
  • Разноцветные страницы.
  • Колорит создания настроения.
  • Мифы и легенды о растениях.
  • Техника рисования.
  • Художественное слово.
  • Рисование – это интересно.
  • Схема рисования человека, животных.

6.5. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по образовательным программам художественно-эстетического развития

Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы.

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. Учреждений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

6.6. Дидактические игры.

Перспективный план на 2021-2022 учебный год.

по охране труда при проведении занятий в изостудии

1. Общие требования безопасности.

1.1. К занятиям в кабинете допускаются дети дошкольного возраста.

1.2. При проведении занятий должны соблюдаться правила поведения, расписание занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При проведении занятий возможно воздействие на детей следующих опасных и вредных факторов:

- нарушение осанки, искривления позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров мебели;

- нарушения остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;

- поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.

1.4. При проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить педагогу-психологу, который сообщает об этом администрации учреждения.

2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв.м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв.м) при лампах накаливания.

2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между стеной и столом должно быть не менее 0,5-0,7 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.

2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Посадку детей производить за рабочие столы, соответствующие их росту.

3.2. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.

3.3. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление или зануление.

3.4. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также очистка светильников не реже двух раз в год.

3.5. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.

3.6. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать детей из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.2. При прорыве системы отопления удалить детей из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря-сантехника.

Уголок ИЗО - важная зона для творческого развития дошкольников

Тематические зоны в группе — обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят малышам получать большой опыт во время пребывания в детском саду. Одним из любимых занятий и младших, и старших дошкольников является рисование. Яркий же и насыщенный материалами уголок ИЗО ещё больше заинтересует ребят творческой деятельностью.

Значение уголка ИЗО в детском саду

Большинство дошкольников обожают рисовать. Им очень нравятся занятия по изобразительной деятельности в детском саду, и поэтому в свободное время ребята с удовольствием повторяют свои рисунки и поделки. Многим же нравится раскрашивать готовые картинки, например, на определённую тематику (девочкам — сказочных принцесс, а мальчикам — автомобили, самолёты и пр.). Кому-то интересно рассматривать альбомы с репродукциями произведений живописи и изящные изделия народного промысла (матрёшки, деревянные ложки, блюда, подносы).

Ребёнок раскрашивает картинку в уголке ИЗО

Многие ребята в детском саду в свободное время с удовольствием раскрашивают картинки

Все указанные виды деятельности способствуют творческому развитию дошкольников, а найти себе подходящее занятие ребёнок сможет в уголке ИЗО, который специально для этой цели оборудует воспитатель. Ребята получают возможность раскрыть свой потенциал и обогатить представления о красоте окружающего мира.

Зона ИЗО также оформляется и для родителей в раздевалке в виде красивого стенда. Ведь мамам и папам очень интересно увидеть рисунки и поделки, которые их дети создали своими руками. Это даёт взрослым возможность соприкоснуться с образовательным процессом в ДОУ.

Стенд по изо для родителей в раздевалке

Родители с удовольствием рассматривают рисунки и поделки своих детей

Требования к созданию и оформлению уголка ИЗО

Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС) оформление зоны ИЗО в группе должно отвечать следующим требования.

Уголок ИЗО для младших дошкольников

В младшем дошкольном возрасте зону ИЗО можно совмещать с уголком сенсорики

На центр изодеятельности (как и на другие зоны в группе), педагог составляет паспорт, в котором указывает его название, назначение и подробно прописывает оснащение уголка.

Содержание уголка ИЗО в группе

Важнейший компонент зоны ИЗО в группе — её наполняемость. Прежде всего, это непосредственно материалы для творчества.

  1. Бумага различной текстуры (матовая, глянцевая, гофрированная, бархатная, прозрачная, самоклеящаяся плёнка, картон) и формата (А3, А4, А5), наклейки, разноцветная фольга.
  2. Бумага, тонированная в тёплые и холодные тона, двухцветная (голубой верх листа — небо и зелёный — трава).
  3. Кусочки ткани разной фактуры, нитки, тонкие ленточки (для аппликации).
  4. Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гелевые ручки, маркеры, уголь, сангина.
  5. Гуашевые и акварельные краски, кисти разной толщины, палитры, стаканчики-непроливайки, подставки для кистей.
  6. Ножницы, клей (карандаши и ПВА), клеёнки, тряпочки.
  7. Небольшие магнитные доски для рисования.
  8. Природный материал для создания поделок, аппликаций и декорирования рисунков (шишки, жёлуди, семена, опилки и пр.).
  9. Бросовый материал (пенопласт, пуговицы, пробки, пластиковые стаканчики и пр.).
  10. Приспособления и инструменты для рисования в нетрадиционной технике (поролон, ватные палочки, зубные щётки, штампы, трубочки для коктейля и пр.).
  11. Раскраски самой разной тематики, трафареты с изображением животных, растений, фруктов, овощей, автомобилей и пр.
  12. Материал для лепки: пластилин, размятая глина, разноцветное тесто для лепки, стеки, доски.
  13. Фартучки и нарукавники для дошкольников, подносы.

При наполняемости уголка материалами обязательного учитывается возраст воспитанников. Так, в младшем возрасте достаточно цветных карандашей и фломастеров основных цветов: чёрный, красный, жёлтый, синий и зелёный (это же касается и цветной бумаги для аппликации). Далее цветовая гамма расширяется по мере взросления детей.

Ножницы ребятам предлагаются только в средней группе и под контролем воспитателя.

Новые материалы добавляются по мере их освоения (например, акварельные краски, сангина и уголь в средней группе). То же самое относится и к материалам для нетрадиционных изобразительных техник (например, после того как воспитанники младшей группы освоили на занятии рисование ватными палочками, педагог выкладывает их в зону ИЗО).

Фотогалерея: материалы для изобразительного творчества

Для создания поделок и объёмных аппликаций можно задействовать бросовый материал Каждый инструмент для творчества должен быть представлен в разных видах и в достаточном количестве В младшем возрасте воспитатель сам нарезает малышам кружки, квадратики, звёздочки и прочие фигуры Из природного материала можно сделать много интересных вещей Нетрадиционное рисование очень важно для творческого развития Раскраски должны быть представлены по разным лексическми темам и соответствовать гендерному принципу В ходе творческого процесса не нужно забывать о чистоте одежды и мебели Разнообразие материалов для рисования даёт детям простор для воображения

Развивающая среда кабинета изостудии

Развивающая среда кабинета изостудии

Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. В первую очередь это проектирование развивающей среды, так как на развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, воспитание и среда.

Наш детский сад работает по программе “Детство”. В соответствие с программой определила оформление развивающей среды.

Для непосредственно образовательной деятельности детей по художественному творчеству в детском саду организована и оформлена изостудия. Кабинет достаточно светлый и просторный. При оформлении этого помещения учитывала требования организации развивающей среды, авторские пособия. Так как это важно для формирования хорошего вкуса у ребенка. Изостудия оснащена столами, достаточным количеством посадочных мест, есть магнитная доска, мальберты, мебельная стенка для хранения материала. Отдельные скульптуры, картины размещены на привлекающем глаз фоне. Есть здесь и постоянно действующая выставка детских работ.

Не секрет, что при отсутствии нужной предметной среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия ко всему окружающему. Для того чтобы привлечь внимание дошкольников к художественно творческой деятельности, в изостудии создана атмосфера художественной мастерской. Здесь дети знакомиться с народно-прикладным искусством, глиняными игрушками – филимоновской, дымковской, тверской.

Специально – организованная деятельность в изостудии дает детям представление о многогранности и безграничном разнообразии окружающего мира, учит быть любознательными, наблюдательными, ведь именно взору художника в обыденном открывается прекрасное.

В специально оборудованном кабине изостудии каждый ребенок попробует свои силы в работе с различными материалами, собранными в этом кабинете. Еще в самом начале, был определен ряд задач, которые я решала с его помощью: создание условий для конструктивной, познавательной и исследовательской деятельности детей, развитие их художественно-эстетического восприятия, в процессе работы с бумагой, природными и нетрадиционными материалами.

Считаю, что большое значение для развития мелкой моторики, тактильных ощущений детей имеет НОД лепкой, используя различные материалы: пластилин, соленое тесто, глина, а так же рисование песком. Для реализации песочной техники имеется соответствующее оборудование — планшеты с подсветкой, видеокамера для трансляции изображения на экран, мультимедийный проектор. Для рисования используется специальный сухой песок (мелкий белый, кварцевый, речной, вулканический) а также сыпучие материалы – соль, манка. Рисование осуществляется в затемненном помещении, что достигается использованием жалюзи.

При планировке комнаты учитывалось то, что работающая зона труда должна быть доступна каждому ребенку, Так как в этом кабинете у детей формируется привычка работать самостоятельно. Материалы и инструменты поместила в пластиковые контейнеры, коробки, стаканчики которые размещены на стеллажах. Каждому виду материалов отвела отдельное место. Они систематически обновляются в зависимости от детского интереса, от умений и навыков, от личных увлечений. Материалы располагаю так, чтобы ими было удобно пользоваться; это помогает детям быстрее готовиться к работе, приучать их порядку.

Для формирования у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок провожу конкурсы и выставки оригинальных поделок (совместно с родителями). Работами детей украшается интерьер детского сада. Это формирует у дошкольников интерес к изготовлению поделок, создается эмоциональный настрой на этот вид деятельности.

Во время непосредственно образовательной деятельности использую предметы народной культуры, рассказываю о судьбе, их назначении, о правилах обращения с экспонатами, учу культуре поведения. Так воспитываются интерес и трепетное отношение к истории, прививается воспитанникам детского сада любовь к культуре, стремление уважать и сохранять наследие предков.

Развивающая среда дает возможность дошкольнику проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля, выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка.

Педагог дополнительного образования Питенко Е.В. МАДОУ ЦРР д/с №6 г. Курганинск, Краснодарского края

Читайте также: