Описание кабинета дефектолога в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Паспорт развивающей среды кабинета педагога-психолога, учителя-дефектолога

Специализированный кабинет педагога-психолога и учителя-дефектолога представляет собой одно из звеньев единой социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам дошкольного образовательного учреждения по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической адаптации. Кабинет создан на базе стандартной рабочей комнаты (площадь 14 м2) на основе новых форм организации пространства в связи с его функциональным назначением.

Цели и задачи.

В образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени, остро стоит вопрос о необходимости создания специальных условий для оказания дефектологической и психологической помощи. И в первую очередь это – организация рабочего места психолога, учителя-дефектолога, которое является частью развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Кабинет является рабочим местом педагога-психолога, учителя-дефектолога, который создает рациональные условия для реализации основных направлений деятельности службы практической психологии образования и коррекционной сопровождения и способствует ее успешности. Это достаточно сложное звено всей системы работы педагога-психолога и учителя -дефектолога тесно связанное со всеми структурами образовательного учреждения.

Кабинет практического психолога, учителя-дефектолога его организация и оснащение имеют немаловажное значение в повышении эффективности психологической службы. Именно от грамотно оснащенного рабочего места психолога и учителя-дефектолога во многом зависит, насколько оперативно и профессионально будет оказана психологическая и коррекционная помощь.

Основными задачами специально оборудованного и оснащенного кабинета педагога-психолога и учителя-дефектолога являются:

  • Содействие реализации поставленных профессиональных целей и задач педагога-психолога и учителя-дефектолога ;
  • Создание предпосылки для творческого применения наиболее эффективных методов и приемов работы педагога-психолога и учителя-дефектолога ;
  • Обеспечение позитивного настроя на взаимодействие с педагогом-психологом , а также учителем-дефектологом при консультировании всех субъектов образовательного пространства;
  • Повышение эффективности просветительской, диагностической и коррекционно-развивающей работы;
  • Предоставление широких возможностей для организации профилактических мероприятий, направленных на снятие психоэмоционального напряжения у детей и взрослых.

Кабинет педагога-психолога, учителя-дефектолога — специфическое помещение, основной целью которого является оказание психологической и коррекционно-развивающей помощи субъектам образовательного процесса. С другой стороны, он является частью развивающей предметной среды, элементом микропространства, подчиняющегося важным закономерностям эргономики развивающей детской деятельности. Данное помещение отвечает критериям функционального комфорта. Выполнение задач эффективного функционирования кабинета педагога- психолога, учителя-дефектолога является возможным за счет соблюдения следующих условий:

  1. Территориальная изоляция кабинета
  2. Разделение пространства кабинета на функциональные секторы: рабочее место, зона индивидуального приема, зоны для индивидуальных и групповых занятий (на 4-8 человек). Данный кабинет является своеобразным полем взаимодействия психолога, учителя-дефектолога с детьми разного возраста, их родителями и воспитателями, в центре которого сосредоточены, прежде всего, интересы ребенка.
  3. В помещении соблюдены современные нормы температурного, светового и цветового режима.

Краткое описание кабинета: данные о площади и размещении кабинета, количестве рабочих мест, предельной наполняемости кабинета, предназначении кабинета (для каких целей используется).
Структура кабинета.

С учетом задач работы педагога-психолога кабинет территориально включает несколько секторов каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

    1. Рабочее место педагога-психолога:
      • письменный стол;
      • стул;
      • ноутбук;
      • документация,
      • методики,
      • программы,
      • картотеки,
      • архив,
      • библиотека справочно-методической литературы и периодических изданий.

    • столы;
    • стулья;
    • ковер;
    • доска магнитная.
    • стол;
    • стулья;
    • зеркало;
    • фотографии базовых эмоций;
    • пальчиковый театр.
    • Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год;
    • График работы;
    • Психологические и психолого-педагогические карты воспитанников;
    • Журнал учета видов работ;
    • Аналитический и статистический отчеты о проделанной работе.

    Предметы мебели

    № п/п Наименование мебели Кол-во
    1 Стол педагога-психолога 1
    2 Стол компьютерный 1
    3 Стулья мягкие 2
    4 Стол детский 3
    5 Стул детский 8
    6 Стол дидактический 2
    7 Шкаф для методического материала и игрушек 1
    8 Шкаф для документации и методического материала 1
    9 Ковер прямоугольный 1
    10 Диван мягкий 1

    Технические средства

    Дополнительные средства дизайна

    № п/п Наименование дополнительных средств дизайна Кол-во
    1 Магнитная доска 1
    2 Цветы в горшках 2
    3 Мольберт 1
    4 Прозрачный мольберт 1

    Перечень оборудования для коррекционной работы учителя-дефектолога:

    Пособия для обследования интеллекта.

    Дидактические пособия:

    Пособия для обследования:

    Дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:

    Пособия для коррекционной работы:

    наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности,

    тексты для пересказа, тексты для составления рассказов);

    Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Кабинет может состоять из нескольких помещений функционального назначения или одного помещения, разделенного на определенные зоны. Оформление кабинета учителя-дефектолога должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров (особенно, если кабинет состоит из одного помещения и не предполагает отдельно оборудованной комнаты для игр). В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать учащихся на учебную деятельность. Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету.
    Материально-техническая и методическая база кабинета учителя-дефектолога должна отвечать основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями, на которых направлена деятельность дефектолога. В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:
    • Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
    • Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).
    • Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).
    • Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

    Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
    Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:
    А) По отношению к детям (в соответствии с видами работ с учащимися)
    - учебную зону
    - двигательную зону
    - игровую зону
    Учебная зона рабочего кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям САНПиНа к учебному помещению.
    Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).
    Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры).
    Б) По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)
    - диагностическую зону
    - коррекционно-развивающую зону
    - консультативную зону
    -методическую зону (пособия, программы, монографии и документация специалиста)
    Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования учащихся .
    Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся.Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.
    Консультативная зона предусматривает создание информативного поля для родителей (доска объявлений, информационный стенд, библиотечный фонд и др.) и рабочего места для проведения консультаций.
    Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стилажи или шкафы для хранения материалов.

    ОБОРУДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КАБИНЕТЕ УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА

    Центр речевого и креативного развития

    Зеркало с лампой дополнительного освещения;

    Скамеечка или 3-4 стульчика для занятий у зеркала;

    3-4 стульчика для занятий у стульчика

    Комплект зондов для постановки звуков

    Комплект зондов для артикуляционного массажа

    Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты).

    Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.

    Логопедический альбом для обследования фонетико – фонематической системы речи

    Предметные картинки по изучаемым темам

    По одному набору на каждую лексическую тему

    Серии сюжетных картинок

    Домино по изучаемым темам

    Серии демонстрационных картин по лексическим темам

    По одному набору на каждую лексическую тему

    Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам

    Разнообразный счетный материал

    Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков

    Картотека словесных игр

    Картотека коммуникативных игр

    Раздаточный материал и материал для фронтальной работы формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, плоскостные изображения сумочек, корзинок, рюкзаков разных цветов, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги и квадраты разных цветов).

    Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений (пластмассовые прямоугольники и кружки)

    Разрезной и магнитный алфавит

    Магнитные геометрические фигуры

    Наборы игрушек для инсценировки трех – четырех сказок

    Игры и пособия для обучения грамоте

    Центр сенсорного развития

    Звучащие игрушки (металлофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубен)

    Звучащие игрушки – заместители

    Маленькая настольная ширма

    Центр моторного и конструктивного развития

    Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам, трафареты, клише, печатки.

    Массажные мячики разных цветов и размеров и массажные пальчиковые дорожки

    Мяч среднего размера

    Малые мячи разных цветов

    Флажки разных цветов

    Игрушки – шнуровки, игрушки - застежки

    Мелкая мозаика и схемы выкладывания узоров из нее

    Мелкие бусины разных цветов и леска для их нанизывания

    Занимательные игрушки из разноцветных прищепок

    Правила пользования кабинета учителя – дефектолога

    - Ключи от кабинета в 2-х экземплярах (один у логопеда, второй – у заместителя заведующей по АХЧ ).

    - Влажная уборка кабинета производится 3 раза в неделю.

    - Ежедневно проводится проветривание кабинета.

    - Перед каждым применением и после него производится обработка логопедических зондов и шпателей медицинским спиртом, клавирование логопедического инструментария.

    - По окончании рабочего дня проветривается закрытость окон, отключение электрических приборов.

    1. Перечень диагностического инструментария учителя-дефектолога.

    2. С писок литературы по коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога .

    2.3 Нормализация ведущей деятельности

    3. Список методической литературы.
    Организация работы, нормативная база

    1. Положение о классах коррекционно-развивающего обучения
    2. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения // Письмо Мин. Обр. РФ от 27.03.2000 № 27/901/6
    3. ЕпифанцеваТ.Б. Настольная книга педагога-дефектолога М., 2006
    4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение ребенка/Под ред Л.М. Шипициной М:2003
    5. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М., 2005
    6. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008
    7. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности / Авт. – сост. А.Д. Вильшанская. – Волгоград: Учитель, 2008

    Методическая копилка
    Задержка психического развития

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

    Паспорт кабинета учителя-дефектолога

    Сиуновой Татьяны Нигаматуловны

    Основной задачей дефектологического кабинета является обеспечение условий для оптимального развития детей с отклонениями в развитии. Основной задачей дефектологического кабинета является обеспечение условий для оптимального развития детей с отклонениями в развитии. В кабинете создана предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами, систематизировано научно-методическое сопровождение образовательного процесса, ведется дефектологическая документация, в помещении раздевалки группы функционирует информативный блок для педагогов и родителей.

    Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Предметная среда дефектологического кабинета проектируется в соответствии с Программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Развивающая среда кабинета создавалась на основе принципов построения предметного пространства.

    Доступность: игровой материал, дидактические пособия расположены на нижних полках и тумбах, материал и документация дефектолога – на верхних закрытых полках, в ящиках письменного стола.

    Здоровьесберегающие: достаточное естественное основное и искусственное освещение, проведена пожарная сигнализация. Окна снабжены жалюзи, позволяющих защитить от прямых солнечных лучей глаза воспитанников во вторую половину дня. Стены кабинета имеют светлый цвет, цвет мебели естественных тонов.

    Мобильность: дидактические пособия, детские столы отодвигаются, зеркало по мере необходимости закрывается ширмой: пространство кабинета динамично.

    Вариативность: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны в зависимости от возраста детей, задач обучения.

    Эстетичность: наглядно-методические пособия и игры выполнены из ярких материалов, эстетически оформлены.

    Организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете дефектолога имеет важное значение при формировании личности ребенка с задержкой психического развития. Эта среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом.

    1. Оборудование:

    -полки для пособий;

    2.Дидактические материалы:

    - Набор коробок для сыпучих материалов и сыпучие материалы.

    - Счётные палочки: обычные и Кьюизнера.

    - Мелкий счётный материал.

    - Различные варианты пособий по развитию внимания, памяти, восприятия, мышления, речевого развития;

    - Иллюстрации разных времён года и частей суток.

    -Пособия по ознакомлению с окружающим миром.

    -Игры с прищепками.

    -Набор звучащих инструментов.

    3.Методические материалы:

    -Картотека по артикуляционной гимнастике.

    -Картотека дыхательной гимнастики.

    -Картотека пальчиковой гимнастики.

    -Материалы по автоматизации звуков.

    -Материалы по дифференциации звуков.

    -Карточки для проведения артикуляционной гимнастики

    -Альбомы по развитию фразовой речи.

    4. Оборудование для сопровождения детей с ОВЗ.

    Дидактические материалы:

    -Пособия для индивидуального развития

    -Игры с прищепками.

    -Наборы мелких предметов (бусы, пуговицы, жёлуди, ракушки, мелкие игрушки).

    Графік работы настаўніка – дэфектолага Круцілавіцкага дзіцячага сада-сярэдняй школы Кобзевай С.Л. на I паўгоддзе 2021/2022 навучальнага года.

    Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

    Заняткі ў класах інтэграванага навучання

    Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

    Заняткі ў класах інтэграванага навучання

    Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

    Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

    Заняткі ў класах інтэграванага навучання

    Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

    Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

    Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

    Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

    Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

    Заняткі ў класах інтэграванага навучання

    Заняткі ў класах інтэграванага навучання

    Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

    Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Оформление кабинета создаёт для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, его атмосфера создаёт рабочий настрой и мотивирует детей на учебную деятельность. Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего процесса. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществлено с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    В кабинете созданы рабочие зоны :

    Зона сенсорного опыта

    Основная функция зоны – обеспечение социального развития детей посредством формирования представлений о физических качествах предметов и явлений.

    Игровая зона

    Основная функция зоны – развитие двигательной активности, ориентировка в схеме собственного тела, ритмопластика в процессе игровой деятельности, психогимнастика.

    Зона развития мелкой моторики и конструктивного праксиса

    Основная функция зоны – развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, координация межанализаторных взаимодействий.

    Релаксационная зона

    Основная функция зоны – отдых, расслабление, накопление сенсорно-эмоциональных впечатлений.

    Зона развития артикуляционной моторики и постановки звуков

    Основная функция зоны – развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания, формирования артикуляционных укладов нарушенных звуков.

    Зона технических средств обучения

    Основная функция зоны – обеспечение коррекционно-образовательного процесса вспомогательными средствами обучения с целью улучшения качества коррекционной работы.

    Учебная зона

    Основная функция зоны – организационное и методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса.

    Оборудование и материалы:

    Оборудование кабинета (стол, парты, шкафы, доски и т.д.).

    Папки с дидактическими пособиями и методическими разработками по преодолению нарушений.

    Читайте также: