Описание картины горные кедры

Обновлено: 04.10.2024

- Давным-давно жили в этих местах огромные великаны. Миром управляли, суд свой вершили. Правили справедливо и милостиво. За что люди почитали их и шли, со всяческими нуждами не раздумывая. Виднейший среди них был князь Такмак. Ладный да могучий богатырь, не раз выручал он бедняков, обиженных вызволял. – начал Тойво. Глянул на братьев: Суло весь подобрался, подсел рядышком. А Вяйне даром что маленький, тоже тянется. Значит интересно: - Случилось так что однажды гуляя по своим землям встретил он девушку пригожую. Девушку такой редкой красоты, такого нрава ласкового, да кроткого, что тут же полюбил, упал на колени и просил руки ее и сердца. Улыбнулась юная красавица, сказала, что и Такмак ей по нраву пришелся, но решать ей судьбу свою, не дадено ибо она дочка грозного царя Енисея, зовут ее Лалетина. А Енисей известен своей суровостью и своеволием, вот и сейчас он дал зарок, что не отдаст замуж меньшую дочь, пока не устроит судьбу старшей Базаихи. А у Базаихи нрав гадкий, злобный и женихи все обходят ее стороной, невзирая на щедроты Енисея. Засмеялся Такмак сказал что не сможет отказать ему славному, да знатному богатырю грозный царь и поспешил на встречу к Енисею. Приветливо его встретил Енисей, показал клады свои, да сокровищницы подземные. Вот сколько добра он накопил за долгие годы и золото самородками и каменья самоцветные грудами и руды для многих затей полезные и вовсе несчитаны. Бери, не хочу. Смеется царь, богатством своим тешится. Но вот дошли до сватовства и враз посумрачнел его лик. – Слово сказано, не видать ни кому Лалетины пока старшая дочь у него на руках. - Как не просил, как не упрашивал Такмак, как не рыдала у его ног Лалетина, царь оставался непреклонен и тогда в сердцах решился богатырь на речи дерзкие супротив властелина, сказав, что сам устроит их с Лалетиной судьбу без дозволения царственного господина, поворотил коней и призвал свою свиту в обратную дорогу. Но не стерпел такой обиды царь Енисей, догнал обидчиков и мигом обратил богатырей в каменных истуканов. Дочерей своих в реки, что у подножия гор тех текут. Своенравная Базаиха, которой тоже Такмак приглянулся у ног каменного Такмака примостилась. А вот робкая Лалетина далече, хоть и не за девятью горами, но вовек не увидеть ей гордого возлюбленного, не коснуться своими водами его стоп.
- Грустная получилась сказка. – сказал тут же устроившийся на нарах покрытых домашним одеялом рыжий Вильгельм, - Не добрая. Мне больше нравятся сказки с хорошим концом, где все кончается весельем и свадебкой.
- Но такое в жизни случается редко – возразил Тойво.
- Так причем здесь жизнь – не унимается Вилька, - сказки для того и создаются, что бы поддержать в трудную минуту, сил человеку добавить, к новому воодушевить, а здесь скажите пожалуйста кого эта сказка поддержит? Решительно ни кого! Чему научит?
- Может она мудрости учит, терпению? – предположил Тойво.
- Да какой там мудрости? Сплошная гордыня и самодурство. А терпение это, какое-то старорежимное слово, сейчас, когда нет богачей и помещиков…
- А мне сказка понравилась! - как то разом прервав излияния Вильгельма, высказался Суло, - Она красивая! Только я не пойму, почему Енисей и Базаиху в речку превратил, ведь она вроде была не причем.
- Почему, почему, - ворчливо передразнил Вилька, - Надоела она ему своими глупыми вопросами, больно много болтала лишнего, терпение его лопнуло. Вот почему.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Каждого, кто впервые приезжает в Сибирь, пленяет ее неповторимая красота. И действительно, Сибирь, а Красноярский край в особенности, вобрал все разновидности ландшафта.

Тема сибирского пейзажа волновала многих художников. Но ближе всего к ее решению подошли красноярские живописцы. Эта тема нашла отражение и в работах Тойво Васильевича Ряннеля.

В работе над картинами художник избрал сюжеты, которые далеким светом отражают порыв души человека, стремление к его высокой цели – к совершенству.

Художественная правда - это отражение правды жизни, в которой волей автора выявлена ее сущность: выстоять, выстоять, выжить, противостоять окружающей силе стихии – все это свойственно и Человеку, и Природе.

Этой картине посвятил свои стихи сибирский поэт Казимир Лисовский:

Насквозь исхлестанные ветром,

Косыми прутьями дождя,

Стоят величественно кедры,

Корнями в скалы уходя.

Стоят на горном перевале,

Стоят всем вьюгам вопреки!

Стоят и их никто не свалит,

На то они сибиряки!

Я воспринимаю его кедры как символ мощи, олицетворение земли сибирской. Это картина о героях, это люди. Художник сближает три могучих кедра, кадрирует их, вырывая из общей массы таежного пейзажа. Сам пейзаж динамичен. И эту динамичность придает ему и характер формы кедров, и беспорядочное нагромождение каменных глыб, и неспокойное, с разрывами облаков, небо.

Ряннель – певец Сибири, певец сибирского характера, мужества, силы, которая отличает сибиряков. Его картина – веское доказательство богатых возможностей пейзажа в выражении сложных мыслей и чувств нашего современника.

Более тридцати лет пролежало в запасниках Красноярского художественного музея одно из самых известных полотен замечательного сибирского живописца Тойво Ряннеля "Горные кедры". Картина со временем обветшала, и вот, в связи с предстоящим в октябре 80-летием мастера, за ее восстановление взялся художник-реставратор Дмитрий Ильин. Успеет ли он закончить работу? Увидят ли зрители картину на юбилейной выставке?
ПАМЯТЬ СЕРДЦА
. Я знаю, придет художник.
Он будет совсем мальчишкой.
Он будет писать, как надо, -
Без грязи и без прикрас.
Он, если увидит дождик,
То просто напишет дождик.. .
А если увидит корни
Старых разбитых кедров -
Значит, напишет нас.

И художник пришел. И создал свою самую знаменитую картину, ставшую символом времени и воплощением наиболее ярких достижений сибирского пейзажа. В монументальном полотне "Горные кедры" гармонично соединились требования эпохи и внутренний романтизм самого художника.

Как родился замысел картины? В мемуарной книге "Незваный гость" Тойво Ряннель вспоминает: "Работая в геодезических экспедициях на плоскогорьях Восточной Сибири, я сильно подружился с кедром - это дерево забирается на высокие горные перевалы, к снежникам и ледникам, где рождаются реки". Постепенно, в течение нескольких лет, в художнике зрело желание написать пейзаж о горных кедрах, выстоявших в борьбе за существование. Самые выразительные кедры он обнаружил на перевалах Западных Саян - на перевале Амбук и у истоков Оленьей речки и Большой Ои. Долго искал композицию, формат холста, цветовые аккорды, оптимальную меру условности в изображении.


И вот в 1959 году работа была завершена. Незадолго до этого мастерскую художника посетила группа московских писателей, в том числе и Юрий Казаков, на которого "Горные кедры" произвели огромное впечатление. "Я присутствовал при рождении великой картины", - писал он позднее. Высоко оценили работу и такие друзья, как художник Рудольф Руйга ("Аж завидки берут") и столбист-педагог Иван Беляк ("Ты даже не понимаешь, что ты сделал! "). Но особенно окрылил художника успех картины на состоявшейся вскоре персональной выставке. Зрители толпились возле холста, громко выражали свое восхищение.

Тойво Ряннель – художник и поэт, выходец из финской области Саво и настоящий сибиряк. Видимо, поэтому так живописны его полотна и так задумчиво звучат его стихи… Две земли вскормили его, дали силы и вдохновение для творчества, которое теперь радует людей.

Содержание статьи

Тойво Ряннель: биография, творчество, карьера, личная жизнь

  • Тойво Ряннель: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Генриетта Яновская: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Картины Ван Гога: история написания

Биография

Родился Ряннель Тойво Васильевич в Ленинградской области в 1921 году. Его родители были родом из Финляндии, в село Тозерово они пришли в поисках лучшей жизни. Трудолюбивые крестьяне укрепились на новой земле и пустили корни, однако ненадолго – в тридцатых годах Ряннелей раскулачили и отправили в Сибирь.

Тойво тогда было девять лет, и он хорошо запомнил тот ужас, который творился в его семье – им дали два часа, чтобы собраться и уехать в чужой край на вечное поселение. В Сибири они жили в Удерейском районе, севернее Ангары. Но не вся семья уцелела: младший брат умер от туберкулеза, а старший был расстрелян за поэму о Сталине.

Мальчиком Тойво чем мог помогал родителям: рано утром он ходил на реку, чтобы наловить рыбы отцу на завтрак. Или ходил в лес собирать корни и орехи – благо сибирская земля щедра на такие дары.

Среднюю школу Ряннель окончил в Южно-Енисейске. Ему удалось уцелеть в той мясорубке и даже поступить в Омское художественное училище, которое он успешно окончил. Как только юноша понял, что у него есть талант к рисованию, он полюбил Сибирь всей душой. И начал рисовать пейзажи, в которыю вложил все свои чувства и любование этой суровой красотой.


Но перед этим было испытание войной и тяжелой работой. Когда началась война в 1941 году, он уехал домой, чтобы поддержать родителей. Недолго поработав в школе, будущий художник устроился рабочим в геологическую партию. С красками и кистями в рюкзаке он прошагал многие километры по тайге, делая сотни этюдов.

Карьера художника


В одном интервью Тойво Васильевич рассказал, как впервые со школьной экскурсией попал в Третьяковскую галерею и увидел картины великих мастеров. Они произвели на него ошеломляющее впечатление и он подумал, что никогда не сможет так передать то, что он видит в родной Сибири. Поддержка преподавателя училища помогла преодолеть этот шок.


И сейчас его полотна размещены в разных галереях, начиная с районных и заканчивая самыми известными государственными, а также в частных коллекциях по всему миру. Теперь это уже классика русской живописи.


Картины Ряннеля участвовали в выставках по всему Советскому Союзу, и его вклад в искусство был оценен в 1948 году: Тойво Васильевича приняли в Союз художников СССР.


Реабилитация

В 1993 году семья Ряннелей была полностью реабилитирована, и Тойво получил возможность поехать на свою историческую родину. С тех пор он живет в Хельсинки.

Что касается поэтического творчества – сам Ряннель считает его лишь дополнением к своей жизни. Он говорит, что живопись и поэзия – это как одно целое для него. Хотя кистью и красками выразить чувства у него получается гораздо лучше. А слова еще надо подбирать.

Художник Тойво Ряннель прожил девяносто лет. Он умер в 2012 году, похоронен в городе Вантаа.

Читайте также: