Описание мини музея в детском саду

Обновлено: 07.09.2024

Автор: Давыдова Лариса Валентиновна

Населенный пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.

Задачи:

- Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;

- Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).

Оборудование: проектор, ноутбук, экспонаты для создания мини-музеев, альбомные листы, маркеры.

Ход семинара

И к предметно-развивающей образовательной среде ФГОС предъявляет определённые требования.

Прежде всего и самое главное - предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении важна для ребёнка своей информативной функцией — каждый элемент несет определенные сведения об окружающем мире, т.е. она становится средством приобретения социального опыта.

Таким образом, ФГОС предписывает создавать условия для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка, а также развития у воспитанников инициативы и творческих способностей.

Сегодня мы с Вами познакомимся поближе с таким видом организации работы, как организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.

Тема моего семинара - «Организация мини-музея как одна из форм освоения

Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом.

Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.

А сейчас нам нужно понять, целесообразно ли создавать музей в группе детского сада. Ваши предположения коллеги.

Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:

  • Реализация положений ФГОС и примерных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ;
  • Формирование у дошкольников представлений о музее;
  • Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
  • Расширение кругозора дошкольников;
  • Социализация ребёнка;
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • Развитие творческого мышления и воображения;
  • Формирование активной жизненной позиции.

Итак, что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды группы для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.

По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.

При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:

- в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;

- каждый мини-музей отражает возраст детей, для которых он предназначен;

- небольшие размеры экспозиции;

- определенная ограниченность тематики;

- участие в их создании детей и родителей;

- в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

- в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Формы организации детской деятельности в мини-музее:

-Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)

-Организованная образовательная деятельность (экскурсии)

-Беседы, чтение художественной литературы

Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа помогает решить следующие задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.

И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.

Принцип доступности : дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;

Принцип интеграции . Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п.

Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять

ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу

Принцип природосообразности — при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принцип научности — экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.

Принцип партнерства — мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.

Принцип культуросообразности предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям

Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детского сада периодически меняется — по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т. д.

Принцип разнообразия — независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и

Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

Так же можно определить и правила поведения в мини-музее:

Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;

Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;

Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;

Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.

Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов:

1.Подготовительныйэтап
коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап.

непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов;

разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях,

разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;

3. Заключительный этап

подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ.

Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов.

Исходя из определённых условий, хочется определить и такой принцип функционирования мини-музеев, как сменяемость. Т.е. если в группе собраны материалы для различных музеев, а места для их размещения недостаточно, то можно в первое полугодие оформить один мини-музей, а во второе полугодие - другой.

В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.

Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях.

Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.

Вам предлагаются различные экспонаты, все необходимы материалы. Пожалуйста, творите!

(Работа педагогов в подгруппах по созданию мини-музеев)

(Представление мини-музеев, созданных педагогами.)

Итак, сегодня мы с Вами познакомились с организацией мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении, научились их создавать. Надеюсь, что полученные знания, данную технологию Вы будете использовать при организации работы в детском саду.


Российские, а ранее советские дошкольные учреждения имеют давнюю и прекрасную традицию – устраивать разнообразные тематические выставки в своих стенах. Детские работы, рукоделие мам и бабушек, фольклорные подборки – продолжать перечислять можно долго. К тому же создание мини-музея способствует процессу воспитания и образования дошкольников.

Для чего нужен музей?

В раннем детстве ребенок получает огромное количество информации об окружающем мире и начинает осознавать свою роль в нем. Знания и впечатления, заложенные именно в дошкольном возрасте, накрепко откладываются в памяти человека на всю жизнь. Экспозиции мини-музея в ДОУ, посвященные различным темам из культуры или истории, помогают превратить абстрактные понятия в наглядные и осязаемые. Здесь все экспонаты можно брать в руки, рассматривать, играть с ними.

Куклы - герои сказок

Наша страна огромна, не везде и не всегда есть возможность сводить ребенка в галерею или на выставку. К тому же маленькие дети нуждаются в специфическом методе подачи информации, адаптированном для их возраста. Организация мини-музея в ДОУ – это дополнительная возможность расширить кругозор малышей. В детском саду дети получают первоначальное представление о том, что такое музей. Это поможет привить интерес и любовь к посещению подобных мест в дальнейшей жизни.

Музей как средство общения

В наше время все, и взрослые, и дети, проводят больше времени с гаджетами, чем друг с другом. Это приводит к отчуждению, замыканию людей в себе. Поэтому очень важно в детском саду учить детей живому общению, поддерживать в них чувство коллектива, атмосферу дружбы и помощи друг другу. Создание мини-музея в ДОУ задает новое направление и мощный импульс к такому общению. В рамках музейной работы проводятся активные тематические игры, праздники. Дети – это не просто зрители, они полноценные участники подготовки всех мероприятий, и, как правило, очень серьезно и ответственно относятся к этому процессу. Совместное собирание уникальных экспонатов и изготовление декоративных элементов своими руками помогает активизировать родителей. Обычно они охотно откликаются и принимают живое участие в устройстве и пополнении коллекции.

Помещение для музея

Вариантов оборудования постоянного места в детском саду для тематических выставок множество. Мини-музей в ДОУ может быть общим или в каждой группе своим. Виды и количество экспонатов зависит от наличия свободного пространства в здании. Если позволяют площади, лучше выделить под эти цели отдельную комнату или ее часть. Например, в актовом зале или вестибюле, т. е. там, где часто бывают дети. В таком музейном уголке можно устраивать различные тематические выставки, в которых будут присутствовать жанровые сценки с мебелью, предметами быта.

Для устройства мини-музея в группе ДОУ не так много свободного места, однако оригинальное решение можно найти. Организовать его можно прямо в игровой комнате или же в раздевалке. Безусловно, в таком случае все музейные экспонаты должны быть компактными: посуда, одежда, документы, фотографии, рисунки, предметы обихода. Как показывает богатая практика педагогов со всех концов нашей страны, разнообразные темы мини-музея в ДОУ можно раскрыть даже на очень небольшом пространстве.

мини музей в доу

Историческая выставка

Музей

Обновление коллекции музея должно происходить постоянно, для этого составляется проект мини-музея "Русская изба" в ДОУ. Он содержит план предстоящих мероприятий помесячно, дифференцированный для воспитанников разных возрастов. Например:

  • Знакомство с обстановкой импровизированной избы. Детей может встретить как гостей хозяйка в национальном костюме, рассказать о том, как вели домашнее хозяйство, топили печь, носили воду в деревянных ведрах с коромыслом, пекли хлеб, пряли, ткали с помощью старинных инструментов и приспособлений.
  • Возрождение старинных народных и православных праздников, таких как Масленица, Рождество, Пасха. Например, разучивание колядок с детьми, традиционных песен, игр, чтение сказок и рождественских историй, рассказ о приметах и обычаях.
  • Инсценировка русской народной сказки с участием воспитанников старших групп.
  • Практическое занятие – осваивание народных ремесел, например, изготовление куклы или роспись посуды.
  • Фольклорный концерт.

В рамках музея можно организовать отдельную выставку народных инструментов: деревянных ложек, свистулек, трещоток, освоить игру на них и выступить с этим номером на концерте для родителей. Вообще праздники помогают раскрыть песенные и танцевальные таланты детей, побороть застенчивость.

Богатейшие пласты русского народного творчества позволяют создавать бесконечное множество вариантов мероприятий и учебных занятий в фольклорном мини-музее в ДОУ. Здесь дети получат основную информацию о родном крае, его истории, природе, легендах, традициях, природе и научатся любить это.

Развиваться, играя

Игрушки не только позволяют развлечь ребенка, пока взрослым некогда. Таким способом маленький человек познает окружающий его мир. Он моделирует знакомые ситуации, копирует действия взрослых, старается подражать им. Для него игра – это практика реальной жизни. Так он учится существовать в социуме, примеряя на себя разные роли. Удивительно, как богата фантазия детей, их творческий потенциал. В заурядных бытовых вещах они видят персонажей для своих игр. Это уникальное свойства детского мозга – творить, выдумывать, креативно и нестандартно мыслить. Привлечение детей к активному участию в работе мини-музея мини-игрушек в ДОУ поможет развивать эти важные качества.

Например, с помощью детей подготовительной группы можно организовать выставку мягких самодельных игрушек для самых маленьких воспитанников. Сразу несколько важных моментов педагогического процесса затрагивает это мероприятие:

  1. Для малышей первых лет жизни очень важны именно визуальные и тактильные ощущения. Яркие забавные персонажи и звери, изготовленных из лоскутов разных по фактуре тканей, составят прекрасную коллекцию для мини-музея мини-игрушек в ДОУ.
  2. Старшие дети учатся заботиться о младших, делать для них что-то полезное.
  3. Взрослые доверяют детям серьезное ответственное дело – это очень ценно для дошкольников.

Коллекция винтажных кукол

Для подобного музея можно предложить и еще несколько интересных подборок. Например, экспозиция самодельных и старинных новогодних игрушек. Подготовка к Новому году в каждом доме имеет свои традиции. Многие семьи бережно хранят ватных зайцев и снегурочек, которые старше даже бабушки по возрасту. Эти раритетные елочные украшения могут стать самыми необычными экспонатами новогодней коллекции мини-музея в ДОУ. По соседству с ней может разместиться и подборка старинных новогодних и рождественских открыток. Дети могут подготовить интересный рассказ о вещице из домашнего архива, которую принесли для музея. Коллекцию украсят и самодельные елочные игрушки, изготовленные детьми дома с родителями и в саду на занятиях, детские рисунки на новогоднюю тематику.

Детьми в итоге снова приобретаются полезные навыки и умения:

  • бережно относиться к вещам, игрушкам;
  • развитие художественного вкуса;
  • умение рассказывать, выражать устно свои мысли, а также слушать других, не перебивая;
  • практические навыки рукоделия, рисования.

Традиционные игрушки

Вообще, игрушки – это одна из самых неиссякаемых и долгосрочных идей для мини-музея в ДОУ. Наша страна – край лесов и озер. Испокон веков самыми распространенными и доступными были самодельные деревянные игрушки.

Матрешка – один из главных символов России. А в наше время игрушки из дерева признаны самыми экологически безопасными и оптимальными для тактильного контакта. С легкостью можно разместить такой мини-музей в группе ДОУ на одной из полок игровой комнаты. Так все экспонаты-игрушки будут доступны для детей. Их в любой момент можно будет взять для занятий или игр. Важно, что большинство деревянных игрушек представляют собой разнообразные логические игры для разных возрастных групп – та же матрешка, кубики, пирамидки, строительные наборы, конструкторы. Занятия с ними развивают не только мелкую моторику пальцев, но и математическое мышление, креативность у детей. На занятиях от педагога дети узнают историю возникновения традиционных русских деревянных игрушек.

Перекликается со всеми предыдущими темами мини-музея в ДОУ и глиняная игрушка. Такая коллекция подойдет и для фольклорного уголка, и для подборки необычных игрушек. Глиняные статуэтки, свистульки, фигурки зверей, птиц, людей – одни из старейших видов игрушек. Они появились еще на заре человеческой цивилизации, когда люди научились обжигать на огне глину. Этот экскурс в историю, несомненно, будет интересен воспитанникам старших групп. После этого можно провести и практические занятия по изготовлению и росписи традиционной глиняной игрушки, например дымковской.

Куклы из ткани

Что может быть милее, чем тряпичная мягкая кукла, сделанная своими руками. Именно их маленькие девочки любят больше всего. В чем же секрет? Ведь совсем не зря наши далекие предки делали таких кукол для оберегов. Традиция сохранилась еще с языческих времен, когда славяне поклонялись солнцу. Их делали для сакральных обрядов и называли по-разному. В основном, их дарили женщинам и девушкам - для счастливого замужества, семейного благополучия, легких родов, защиты от нечистой силы. Верили, что кукла Берегиня поможет.

В старину для их изготовления в ход шло не только домотканое полотно, но и солома, лыко. Ее конструкция гениально проста – кусок холста нужно набить чем-нибудь мягким изнутри, придать ему форму фигуры человека и обмотать нитями, выделяя голову, руки, талию. После этого заготовку украшают в соответствии с ее ритуальным предназначением. Цвет лент, ниток, элементы декора должны строго соответствовать канонам. Интересно, что у таких ритуальных фигурок не прорисовывали черты лица.

Тряпичные самодельные куклы

Естественно, для поделок в детском саду все эти условности соблюдать не обязательно. Главное к процессу создания кукол присовокупить интересный рассказ об их истории. Поделку несложно изготовить, шить ничего не надо, поэтому практические занятия можно проводить даже в младших группах. Дети не только научатся этому самобытному ремеслу, но и узнают много нового о старинных традициях. А уж потом можно устроить кукольный конкурс красоты мини-музея кукол в ДОУ.

Какими только они ни бывают! Украсит музей коллекция самодельных и авторских кукол для кукольных спектаклей. Вместе с ними дети попадут в завораживающий мир театра. Для расширения кругозора детей дошкольного возраста можно сделать выставку кукол в национальных костюмах. На помощь в этом случае, конечно, придут мамы – помогут сшить самобытные наряды. Экскурсия будет этнографической и географической – педагог расскажет, где и какие народности живут. Подборка кукол, наряженных персонажами сказок, поможет детям в усвоении прочитанных книг. Это еще одно домашнее задание для совместного творчества с мамами. Можно провести конкурс на самого узнаваемого героя сказки, или необычный костюм. Дети очень любят показывать такие выставки гостям, осваивать работу в мини-музее ДОУ.

Несомненно, кукольный проект мини-музея ДОУ – это не просто красиво. Дети существенно обогащают свои знания об окружающем мире, учатся любоваться прекрасным, бережно относиться к хрупкой красоте и создавать ее своими руками.

Нужные книги ты в детстве читал

Безусловно, Интернет и компьютерные игры – это наше все, но только хорошие книги помогут ребенку стать интеллектуальным, гармонично развитым человеком. Они научат безошибочно отличать добро от зла, как бы привлекательно не выглядело последнее. Прививать детям привычку к чтению важно с самого раннего возраста. Тогда книги станут его верными и постоянными спутниками на протяжении всей жизни.

Пожалуй, лучшее место для мини-музея книги в ДОУ – это раздевалка в каждой группе. Книги подбирают в соответствии с рекомендациями для каждой возрастной группы и выставляют так, чтобы их было хорошо видно и детям, и родителям. Зачастую мамы просто не знают, что лучше почитать своему малышу на ночь – для них такой стенд станет надежным ориентиром для формирования домашней библиотеки.

Музей книги в ДОУ

По календарному плану, составленному для паспорта мини-музея в ДОУ, на занятиях происходит знакомство детей с различными литературными жанрами и писателями. Так естественным образом книжный уголок обновляется и меняется. Сегодня в нем старинные европейские сказки, а в следующем месяце – рассказы Зощенко и стихи Маршака. Книги военной, солдатской тематики будут интересны в первую очередь мальчикам. В рамках книжной выставки можно оборудовать и памятный стенд к годовщине Победы с рассказами и фотографиями о подвигах родных и близких в годы войны. К таким памятным для страны датам дети под руководством воспитателей могут готовить выступления по прочитанным книгам. На соседнюю полку книжной выставки педагоги ставят дидактические материалы для родителей, помогающие в обучении грамоте и навыкам чтения. Таким образом, книжная тема охватывает огромный срез разнообразной информации, необходимой детям для полноценного духовного и личностного развития.

Детский сад играет важнейшую роль в формировании богатого литературного багажа в детских умах. Не секрет, что многие дети именно здесь впервые знакомятся с лучшими произведениями русской классической и советской литературы, начинают испытывать тягу к чтению.

Россыпь пуговиц

Следующая оригинальная задумка проекта мини-музея в ДОУ снова посвящается домашним архивам. Чего только в них не встретишь, особенно если в семье живут вместе несколько поколений. Наиболее интересны вещи домашнего быта, которые сохранились от бабушек или даже прабабушек. Шкатулки, вязаные салфетки, посуда, ретро-статуэтки, даже старые пуговицы с необычным декором могут стать уникальными экспонатами выставки в детском саду. Сколько нового дети смогут узнать о жизни близких людей в недавнем прошлом, рассматривая их.

Выставка пуговиц в музее ДОУ

Коллекцию пуговиц мини-музея в ДОУ пополнят и вполне современные экземпляры. Главное, чтобы они были достаточно крупными и яркими. Из них можно сделать множество развивающих настольных игр и дидактических наборов для занятий. В групповом музее эти образцы можно поставить в вестибюль – для ознакомления родителей. Пуговицы прекрасно развивают мелкую моторику, а значит, способствуют активизации мозговой деятельности, развитию творческих способностей у детей. В процессе устройства экспозиций и выставок в группах музея можно проводить перекрестные презентации мини-музеев в ДОУ. Такие мероприятия оживляют его деятельность, благодаря ним часто рождаются новые, свежие идеи и задумки на будущее.

Воспитание патриотизма

Наша великая страна испокон веков была сильна своими людьми, обычными, рядовыми гражданами. Именно поэтому на педагогов детских садов возлагается крайне важная в современных условиях задача - пробуждение в маленьком человеке любви и уважения к своей семье, родителям, Родине. Живя в обстановке уверенности в надежности и крепости своей семьи, своего будущего, ребенок учится достигать поставленных целей, не отступать перед проблемами, крепко стоять на ногах в любых жизненных ситуациях.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из глобальных, приоритетных целей мини-музея в ДОУ. Безусловно, для успеха этого начинания процесс формирования мировоззрения у детей должен носить постепенный и непрерывный характер. Кроме того, музейная деятельность должна быть взаимосвязана с общей образовательной деятельностью детского сада. Т. е. в календарном помесячном плане темы их должны быть идентичны или, по крайней мере, схожи. В таком случае материалы коллекций будут вспомогательным наглядным пособием и антуражем при проведении занятий, мероприятий, праздников, а если музей обустроен в отдельном помещении, то идеальным местом для их проведения.

Старшие могут помогать проводить экскурсии для младших воспитанников, представлять каких-либо фольклорных героев на утренниках. Это делает детей более ответственными. Они чувствуют свою причастность к взрослому, серьезному делу. Для них такой музейный уголок в родном детском саду — любимое место и важное занятие. Дети вовлекаются в работу мини музея в ДОУ для сбора и изготовления материалов и экспонатов, поддержания их в порядке.

Все это в совокупности, шаг за шагом, развивает в детях основные нравственные и гражданские ценности — доброту, заботливость, сознательность, умение помогать друг другу, любовь к близким и родному краю. Кроме того, они получают первоначальные сведения о том, что такое музей, история, естествознание, краеведение, искусство, культура, театр.

Планирование и осуществление

Создание музея требует тщательной подготовки и дружных усилий всего педагогического коллектива. Первоначально нужно составить паспорт мини-музея в ДОУ, в котором прописывают основные задачи, проблемы, место проведения, сроки выполнения, отраженные в календарном плане.

Важный этап - проведение исследовательской работы, опрос родителей – каким образом они готовы помогать в организации выставок. Именно от активности родителей наполовину зависит успех всего дела. Принести из дома необычные вещи для экспозиции, сшить костюмы для фольклорного концерта, текстиль для убранства русской избы, помочь сколотить столик, лавки – так они вовлекаются в процесс. Тем самым родители подают детям важный пример. Дети – наше зеркало. Сложно научить их чему-то, если не делать это самим. Когда чужие и близкие люди берутся за общее дело, они больше контактируют, сближаются.

Продуктивное и активное взаимодействие администрации детского сада и семьи - очень важный момент для мотивации детей к участию в работе музея. В положении о мини-музее в ДОУ этот вопрос должен быть проработан как можно более подробно. Тогда последующая реализация проекта будет проходить успешнее.

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Помочь в это может молодая отрасль педагогической науки - музейная педагогика , которая помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Да и как в рамках детского сада можно вызвать интерес к музею? Для этого можно использовать мини – музей.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?

Во-вторых , он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В третьих , мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появился интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании. Дети с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.

Педагогические функции мини-музея:

- образовательная ( развивать зрительно-слуховое восприятие, усвоение информации);

- развивающая ( активизировать мышление, развивать интеллектуальные чувства );

-просветительская (формирование умений и навыков );

- воспитательная ( формирование личностных качеств );

Главная задача мини – музея – образовательно-просветительская, поэтому в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях.

Цели и задачи мини-музея:

1. Обогащение предметно-развивающей среды.

2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

3. Формирование у дошкольников представления о музее.

4. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

5. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

6. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

7. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

8. Воспитание активной жизненной позиции.

Виды мини – музеев в ДОУ.

1. Мини – музеи природы.

- экологические мини – музеи ( мини – музей моря, подводного мира, леса );

- палеонтологические мини – музеи ( мини – музей истории планеты и природы);

- мини – музеи астрономии ( мини – музей космоса );

2. Мини – музеи народной культуры.

3. Исторические мини – музеи.

- мини – музей, посвященный истории страны;

- мини – музей, посвященный определенному историческому событию;

- мини – музей, посвященный истории родного края;

- мини – музей, посвященный истории детского сада;

- мини – музей государственной символики.

4. Литературные мини – музеи.

- мини – музей любимой сказки;

- мини – музей писателя (поэта);

- мини – музей книги;

- мини – музей сказочных персонажей;

- мини – музей научной книги;

- мини – музей букваря ( азбуки );

- мини – музей букв и цифр.

5. Мини – музеи искусства.

- мини – музеи художественного творчества;

- мини – музей декоративно – прикладного искусства;

- музыкальный мини – музей ( музыкальных инструментов, колокольчиков, музыкальных игрушек, народных музыкальных инструментов );

- мини – музей театрального искусства ( мини – музей театра; театрального костюма; театральных кукол ).

Мини – музей декоративно – прикладного искусства.

Задачи мини – музея ДПИ:

- ознакомление детей с историей и культурой своего и других народов;

- эстетическое воспитание, развитие эмоциональной сферы;

- формирование представлений о взаимосвязи культуры народа и окружающей его природы;

- развитие творческих способностей, воображения.

Основой для мини – музея ДПИ является коллекция игрушек народного промысла ( гжель, дымка, городец, хохлома и т.д.).

Этот мини – музей как никакой другой предназначен для самостоятельной детской деятельности. Здесь дети любого возраста могут почувствовать себя авторами и создателями художественных шедевров. Следовательно, в мини – музее должны быть бумага, глина, краски, кисточки, образцы изображений, узоров, иллюстрированные книги, и т.д.

Как оформить мини-музей

Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно точно сформировано. Оно отличается кратковременностью и неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребёнка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи, настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, основная задача которых – показать объект с разных сторон.

Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

• размещение материала на настенных полочках;

Метод системного подхода (системного оператора) в работе мини-музея

Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использованию метода системного подхода. Несмотря на сложную терминологию данный метод вполне доступен для понимания и применения дошкольниками.

Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек.

4. Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась система в прошлом. Чем была чашка до того, как стала чашкой? Чем была ёлочка? (прошлое системы, первая ячейка слева во втором ряду.

5. Будущее системы рассматривается в 5-ой ячейке справа во втором ряду. Что произойдет с этим объектом?

С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях.

6. Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что у неё есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть гнездо с другими яйцами. (6) – надсистема системы в прошлом, слева в первом ряду.

7. Любая система в прошлом так же имела свои составляющие. Яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка, слева в третьем ряду.

8. Точно так же рассматривается система в будущем – её надсистема и подсистема (8 справа в первом ряду и 9 справа в третьем ряду). Кем станет цыпленок?

М.С. Гафитулин так изложил принцип системного оператора в шутливом стихотворении:

Если мы рассмотрим Что – то,

Это Что – то – для чего – то ,

Это Что – то из чего – то ,

Это Что – то – часть чего – то .

Чем – то было раньше Что – то,

Чем – то будет это Что – то.

Есть противники у Что – то,

Много есть друзей у Что – то.

Всё нейтральное у Что – то

Делает свое чего – то . Приложение 1

Принципы организации мини – музея

1. Принцип интеграции.

Мини – музей создается с учетом содержания образовательной программы ДОУ и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов. Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Содержание мини – музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п. Мини – музей способствует реализации интегрированного подхода в образовательной деятельности.

2. Принцип деятельности и интерактивности.

При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини – музей должен предоставлять возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини – музее.

3. Принцип научности.

Экспонаты мини – музея должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы и явления на доступном и в то же время научном уровне.

4. Принцип природосообразности.

При организации мини – музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, создавать условия для раскрытия их личностного потенциала.

5. Принцип культуросообразности.

Мини – музей приобщает детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.

6. Принцип гуманизации.

Мини – музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности, на индивидуально – ориентированный подход в образовании.

7. Принципы динамичности и вариативности.

Эти принципы тесно связаны с принципами интерактивности и деятельности. Мини – музей периодически меняется – по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности.

8. Принцип разнообразия.

Независимо от темы мини – музея его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам. Экспонаты мини – музея отображают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.

9. Принцип экологичности .

В экспозиции мини – музея должны преобладать экологически безопасные для здоровья ребенка материалы. Весь материал должен быть чистым (даже если он бросовый).

10. Принцип безопасности.

Оформление мини – музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини - музея. Если экспонаты все же стоят на верхних полках, то дети должны знать, что заниматься самостоятельно в мини – музее они могут только с доступными для них предметами. Экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.д.

11. Принципы глобализма и регионализма.

Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой.

12. Принцип креативности.

Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини – музея, в поддержке творчества детей и взрослых.

13. Принцип непрерывности.

Мини - музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нем отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников.

14. Принцип партнерства.

Мини – музей – это результат сотрудничества взрослых и детей.

Этапы создания мини – музея.

1. Подготовительный этап.

Главная задача подготовительного этапа – выбор темы мини – музея, определение путей создания мини – музея.

Мини – музей должен содержать разделы:

2) настоящее темы,

3) результаты детского творчества по теме,

4)уголок самостоятельной деятельности детей (материалы для самостоятельной творческой деятельности; раскраски по теме; дидактические игры; загадки; ребусы; головоломки и др.).

- планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, годового плана;

- тема определяется детьми и родителями. Например, в группе собрана коллекция раковин, на основе этой коллекции и будет организован мини – музей;

Когда тема мини – музея определена необходимо продумать (обсудить с детьми и родителями группы) варианты оформления и пути сбора экспонатов. Можно составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, вывесить его в приемной, чтобы родители смогли этот перечень дополнить. Параллельно подбирается литература, фотографии, аудиозаписи по теме, материалы для уголков самостоятельной деятельности.

2. Практический этап.

Главная задача второго этапа – совместная ( педагоги, дети, родители ) реализация идей первого этапа, т.е. создание мини – музея (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголка самостоятельной деятельности, изготовление игр и макетов, отдельных экспонатов и др.) и работа с детьми и родителями.

Название мини – музея должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание (например, фольклорный мини – музей украсит название, выполненное в народном стиле; мини – музей песка – название, сделанное из песка, приклеенного к основе и т.д.).

По возможности в мини – музее можно представить информационный материал (каталог музейной экспозиции) с описанием экспонатов и дополнительной информацией (папки, карточки, ширмы и др.) (описание экспоната: название; где собран; кем собран (изготовлен); информация об экспонате; как использовать в работе с детьми). Приложение 2

Если в мини – музее представлены экспонаты, изготовленные детьми и родителями, то к ним прикрепляется бейджик, на котором указано: название экспоната, дата изготовления, фамилия – имя автора (либо, если экспонат собран и принесен: название; где собран; кем собран; краткая информация об экспонате; как использовать в работе с детьми).

Обязательно в мини – музее должны быть представлены знаки, отражающие нормы поведения в музее. Приложение 3

3. Заключительный (обобщающий) этап.

Следует помнить, что мини – музей в группе – это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются:

- ручной труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок;

- чтение и обсуждение произведений;

- продуктивная деятельность ( рисование, конструирование, лепка, аппликация );

-упражнения по развитию речи, формированию математических представлений, обучению грамоте;

- экскурсии по мини – музею;

- рассматривание экспонатов, иллюстраций, книг;

- слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений;

- музыкальная деятельность ( игра на детских музыкальных инструментах );

-занятия по ознакомлению с окружающим; развитию речи; экологии; изобразительной деятельности и др.;

- самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.

Таким образом, у нас происходит работа по патриотическому воспитанию через музейную педагогику. Это позволяет всему коллективу совместно с родителями и детьми быть в тесном контакте и постоянном поиске.

Как работает системный оператор с детьми?

Допустим, в группе решено создать мини – музей чашки .

2. Надсистема. Чашка – часть сервиза. Значит, в мини – музее мы поместим иллюстрацию этого сервиза или настоящий кукольный сервиз. Здесь же могут быть представлены иллюстрации, расширяющие представления детей о том, где могут храниться чашки. (Например, обычные, которыми мы пользуемся ежедневно, стоят в посудном шкафу на кухне, дорогие сервизы – в гостиной комнате, на полках красивого серванта. Уникальные, редкие чашки хранятся в музейных витринах за стеклом).

3. Подсистема предусматривает рассмотрение частей, из которых состоит чашка. Этот раздел может быть представлен коллекцией чашек разной формы и конфигурации: чашки с одной ручкой, с двумя, без ручек, округлые, конусообразные, кофейные чашки на ножке и т.д.

4, 5, 6. Система в прошлом. В этом разделе можно рассмотреть прошлое чашки по двум позициям.

  • Материалы, из которых изготавливают чашки, могут быть представлены в прозрачных пластиковых емкостях: песок, глина, кусочки пластмассы, кусочки дерева.
  • История возникновения чашки: иллюстрации с изображением жизни наших предков в разные исторические периоды. Первобытно – общинный – глиняная посуда, древние славяне – деревянные кубки. Племена других народностей – раковины, рога животных и т.д.

7, 8, 9. Система в будущем. Здесь могут быть самые различные экспонаты.

  • Треснутая чашка или ее осколки (для безопасности их лучше держать в прозрачной пластиковой коробочке) послужат темой для разговора о правилах аккуратного пользования вещами. Можно поговорить с детьми и о том, каких мер предосторожности требуют чашки, изготовленные из разных материалов, показать способы починки испорченной вещи либо варианты ее вторичного использования. Например, треснутые глиняные чашки могут служить вазой для сухих цветочных композиций, а из осколков толстых фарфоровых чашек нередко составляют мозаичную композицию. Осколки служат и дренажной основой для цветочных горшков. При сжигании остатков деревянной посуды выделяется тепло.
  • В качестве будущего системы можно рассмотреть и возможные варианты нового дизайна чашки.

Таким образом, при создании мини – музея очень удобно применять метод системного оператора. Он позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон. Можно сказать, что мини – музей и есть видоизмененная , объемная таблица системного оператора.

Схема описания экспоната

- Рисунок (фотография) экспоната.

- Название экспоната (указывается научное, бытовое, народное название. Можно дать краткую информацию, почему так называется).

- Где собран (указывается место сбора, его особенности, страна, среда) / Как изготовлен (материал)

- Краткая информация об экспонате (где встречается, почему такое название, особенности (например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней), как используется человеком, проблемы охраны, связи с другими компонентами природы (например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано).

- Как использовать в работе с детьми: при изучении каких тем используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).

- Дополнительная литература: перечисляется литература, в которой имеются сведения об экспонате, иллюстрации с его изображением и др.

Название экспоната . Осиное гнездо.

Где собран . На балконе в городе.

Кем собран . Семья Петровых.

Обязательно детей необходимо познакомить с правилами поведения в мини – музее. Примерный вариант правил :

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Нам не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих ДОУ.

Но что такое мини-музей?

Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям;

он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно;

мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям;

мини-музей может быть как результатом или частью какого-либо проекта, как зачином проекта, так и самостоятельным проектом.

Важно , что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций - занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных воспитателем по собственной инициативе.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ

МИНИ-МУЗЕЙ В ДОУ

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов:

В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, цели задачи музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

Тематика мини-музеев может быть различной. В настоящее время уже есть немало научных работ и методических рекомендаций в области музейной педагогики.

Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного похода.

Возраст детей.

Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка, так как внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

! МНОГО МУЗЕЕВ НЕ БЫВАЕТ. Каждый педагог, работающий в детском саду может создать свой мини-музей, привлекая детей и родителей. Но и здесь работает другое правило:

Главное не количество и качество!

2. Практический этап.

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении.

Воспитателю необходимо составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители смогли его дополнить.

! Коллекция экспонатов – это только часть мини-музея. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, рисунки, поделки, картинки, игры, альбомы и т.д – все что связано с темой музея.

Возле конкретных экспонатов могут быть знаки-правила о взаимодействии с данными предметами.

На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, для ТВ, для администрации ДОУ, для гостей и родителей.

3. Подведение итогов.

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

• выявление творческих способностей детей;

• расширение представлений о содержании музейной культуры;

• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

• создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные:

• проведение обзорных и тематических экскурсий,

• проведение познавательных бесед и мероприятий,

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

1. Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один поход можно рассмотреть сразу несколько тем.

2. Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку самому быть экскурсоводом.

3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможно предложить детям подойти к интересующему их делу вместе с родителями.

ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Экспонаты музея могут, используются воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром.

Главное, Мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.

Читайте также: