Описание музыкального уголка в детском саду

Обновлено: 20.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Консультация для воспитателей №1

В детском саду с целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, картинки и наглядные пособия.

Это создание музыкальной предметно – развивающей среды, которая состоит из трех блоков:

музыкально – творческая деятельность

Целью функционирования музыкального уголка является создание условий, которые обеспечат эмоциональное благополучие детей.

Содержание в группе музыкального уголка позволяет укреплять психическое и физическое здоровье малышей, позволяет выявить творческие способности каждого ребенка, развивать эстетический вкус .

Доступность оборудования музыкального уголка для детей

Разнообразие оборудования музыкального уголка

Учет возрастных особенностей детей при создании музыкального уголка

Эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования

Возможность переноса оборудования в другие места

Музыкальный уголок разделяется на два уровня:

Верхний уровень – для воспитателей

Нижний уровень – для детей

дозированно (металлофон) и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя по санитарным нормам (дудочки, губные гармошки).

Шумовые/ударные: барабаны, бубны, деревянные ложки, треугольники и т.д.

В музыкальных уголках должны находиться:

Нео звучные музыкальные инструменты;

О звучные музыкальные инструменты;

Самодельные музыкальные инструменты;

Музыкально – дидактические игры;

Технические средства (аудио – и видеозаписи).

Обновляется уголок 1-2 раза в квартал!

вносить новые музыкально – дидактические игры,

новое оборудование и самодельные музыкальные инструменты.

В группе должны быть аудио- и видео- аппаратура, CD и DVD – плееры, наушники (для старшего дошкольного возраста), для того, чтобы один ребенок прослушивая музыку, не мешал другим.

Подборка детских современных песен и классической музыки в соответствии с возрастной категорией детей.

Качественное звучание музыкальных инструментов (в том числе и электронных), т.е. хорошо настроенные и издающие знакомые детям звуки (дабы не засорять слуховой опыт ребенка).

Ответьте на вопросы:

Какова основная цель музыкального уголка:

учить музыкальной грамотности

развивать творческие способности

воспитывать эстетический вкус

укреплять физическое и психическое развитие ребёнка?

Музыкальный уголок на какие уровни делится и почему?

Сколько раз обновляются пособия и материал в год?

Что требуют современные тенденции?

Музыкальные уголки в группах.

Перечень материалов для детей от 2, 5 до 4 лет

(1 и 2-я младшие группы):

игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);

атрибуты к музыкальным подвижным играм;

флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

ширма настольная с перчаточными игрушками;

магнитофон и набор программных аудиозаписей;

поющие и двигающиеся игрушки;

музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет

(средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь:

шумовые инструменты для детского оркестра;

фланелеграф или магнитная доска;

музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям, но сезону;

ширма настольная и набор игрушек;

музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет

(старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.

музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

ширмы: настольная и ширма по росту детей;

музыкальные лесенки трех-, пяти- и семи ступенчатые — озвученные;

атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.):

магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет

(подготовительной группы детского сада):

музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семи ступенчатые — озвученные);

набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций; магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков "

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ТЕМА: РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя- одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете , что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

Главное условие для самостоятельной деятельности детей – создание музыкальных уголков.

Требования к музыкальным уголкам

2. Наличие всех необходимых пособий.

3. Учет возрастных особенностей.

4. Педагогически грамотное руководство детей со стороны воспитателя.

5. Удобное расположение.

Программное содержание

1. Обеспечить самостоятельную музыкальную деятельность детей.

2. Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.

3. Стимулировать развитие творческих способностей детей.

4. Развивать любознательность, стремление к экспериментированию.

Музыкальный уголок – I младшая группа

1. Музыкальные инструменты.

• Шумовые (погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки, поющие волчки).

• Ударные (барабан, бубен, молоточки).

• Духовые (различные дудочки, свистульки).

• Неозвученные музыкальные инструменты.

• Кубики и мячики со звучащими наполнителями.

• Музыкальные игрушки с фиксированным звуком, мелодией (механические или на батарейках).

• Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.

• Песни, танцы для праздников, досугов.

• Голоса природы по всем временам года.

• Народные песенки, детские, колыбельные.

• Музыкальные профессии (певец, танцор).

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика.

7. Дидактические игры.

8. Печатные издания (стихи, загадки).

9. Дидактический материал.

• Лесенка 3 ступени.

• Звучащие предметы – заместители.

• Пластиковые емкости с разными наполнителями.

10. Картотека пальчиковых игр.

11. Атрибуты для танцев.

12. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

13. Костюмы, маски для театрализации.

14. Различные виды театров.

15. Сценарии праздников.

Музыкальный уголок – младшая группа

1. Музыкальные инструменты.

• Духовые (дудочки, свистульки).

• Ударные (барабан, бубен, музыкальный молоточек, гонг, тарелки).

• Шумовые (колокольчики, бубенчики, погремушки, игрушки – пищалки, поющие волчки, трещотки, деревянные палочки).

• Неозвученные музыкальные инструменты.

• Музыкальные инструменты с фиксированным звуком (механические или на батарейках).

• Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.

• Песни, танцы, игры для праздников, досугов.

• Классическая и народная музыка.

• Колыбельные песни и музыка для релаксации.

• Голоса природы по всем временам года.

• Жанры (марш – праздничный, военный, детский, спортивный, игрушечный; танец – веселая пляска, вальс, спортивный, хоровод; песня – детская, хоровая, колыбельная, народная).

• Музыкальные профессии (певец, танцор, музыкант).

• Оркестр (шумовой, народный).

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые игры.

6. Дидактические игры.

7. Дидактический материал.

• Лесенка 3 ступени.

• Кубики и мячики со звучащими наполнителями.

• Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.

8. Картотека пальчиковых игр.

9. Атрибуты для танцев.

10. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

11. Костюмы, маски для театрализации.

12. Различные виды театров.

13. Печатные музыкальные издания (сказки, стихи, загадки).

14. Сценарии праздников.

Музыкальный уголок – средняя группа

1. Музыкальные инструменты.

• Духовые (дудочки, свистульки, труба).

• Ударные (бубен, барабан, ложки, гонг, тарелки).

• Шумовые (колокольчики, игрушки – пищалки, маракасы, трещотки).

• Клавишные (металлофон, пианино).

• Неозвученные музыкальные инструменты.

• Музыкальные игрушки с фиксированной мелодией (механические или на батарейках).

• Песни, танцы, игры для праздников, досугов.

• Классическая и народная музыка.

• Детские песни, детский фольклор.

• Танцы народов мира.

• Колыбельные песни и музыка для релаксации.

• Голоса природы по всем временам года.

• Жанры (песня – детская, колыбельная, эстрадная, авторская; танец – хоровод, на льду, молодежный, разных народов; марш – спортивный, траурный, военный, торжественный, игрушечный).

• Музыкальные профессии (певец, танцор, музыкант, дирижер).

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые и речевые игры.

6. Дидактические игры.

7. Дидактический материал.

• Лесенка 5 ступеней.

• Пластиковые емкости с разными наполнителями.

• Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.

8. Картотека пальчиковых игр.

9. Атрибуты для танцев.

10. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

11. Костюмы, маски для театрализации.

12. Различные виды театров.

13. Печатные музыкальные издания (сказки, стихи, загадки).

14. Сценарии досугов и праздников.

Музыкальный уголок – старшая группа

1. Музыкальные инструменты.

• Струнные (арфа, гитара, гусли).

• Духовые (дудочки, горн, свистульки, губная гармошка).

• Ударные (барабан, ложки, треугольник, бубен, трещотки, гонг, тарелки)

• Шумовые (колокольчики, игрушки – пищалки, маракасы, трещотки, цимбала).

• Клавишные (металлофон, пианино, гармошка).

• Неозвученные музыкальные инструменты.

• Музыкальные игрушки с фиксированной мелодией (механические или на батарейках).

• Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.

• Песни, танцы, игры для праздников, досугов.

• Классическая, народная, современная музыка.

• Колыбельные песни и музыка для релаксации.

• Танцы народов мира.

• Голоса природы по всем временам года.

• Жанры (песня - детская, колыбельная, хоровая, дуэт, народная, эстрадная, авторская; танец – спортивный, пляска, полька, вальс, хоровод, пляски разных народов, на льду, молодежный; марш – военный, детский, солдатики, спортивный, праздничный, траурный, карнавальный, торжественный, кавалерийский).

• Музыкальные профессии (певец, танцор, различные музыканты, дирижер).

• Оркестр (духовой, струнный).

• Ансамбль, хор, концерт.

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые и речевые игры.

6. Музыкальные дидактические игры.

7. Дидактический материал.

• Лесенка 7-8 ступеней.

8. Картотека пальчиковых игр.

9. Атрибуты для танцев.

10. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

11. Костюмы, маски, элементы декораций для театрализации.

12. Различные виды театров.

13. Печатные музыкальные издания (рассказы, стихи, загадки).

14. Сценарии досугов и праздников.

Музыкальный уголок – подготовительная группа

1. Музыкальные инструменты.

• Струнные смычковые и щипковые (арфа, гитара, скрипка, балалайка).

• Духовые металлические и деревянные (дудочки, свирель, губная гармошка, триола, свистульки).

• Ударные (барабан, бубен, ложки, цитра, треугольник, костаньеты, трещотки, гонг, тарелки)

• Шумовые (колокольчики, игрушки-пищалки, маракасы, цимбала).

• Клавишные язычковые и ударные (металлофон, ксилофон, пианино, аккордеон).

• Неозвученные музыкальные инструменты.

• Музыкальные инструменты с фиксированным звуком, мелодией (механические или на батарейках)

• Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.

• Песни, танцы, игры для праздников, досугов.

• Голоса природы по всем временам года.

• Классическая, народная, современная музыка.

• Танцы разных народов.

• Колыбельные песни, музыка для релаксации.

• Жанры (песня, танец, марш, опера, балет, концерт).

• Ансамбль, хор, концерт.

• Схемы танцев, перестроений.

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые и речевые игры.

6. Музыкальные дидактические игры.

7. Дидактический материал.

• Лесенка 8 ступеней.

8. Картотека пальчиковых игр.

9. Атрибуты для танцев.

10. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

11. Костюмы, маски, декорации для театрализации.

12. Различные виды театров.

13. Печатные музыкальные издания (рассказы, стихи, загадки).

14. Сценарии досугов и праздников.

Доклад по методике обучения детей игре на музыкальных инструментах. Особенности проведения музыкальных занятий.

Доклад по методике обучения детей игре на музыкальных инструментах. Особенности проведения музыкальных занятий. Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности:.

Оснащение центра двигательной активности

Оснащение центра двигательной активности В нашей группе естьЦентр двигательной активности. Есть здесь и Мишка-любитель спорта. Вернее, их даже два. Благодаря.

Оснащение театрального уголка в старшей группе ДОУ

Оснащение театрального уголка в старшей группе ДОУ Театральной игровое оборудование: Большая и маленькая ширма,ограждения, простейшие декорации. Стойка-вешалка для костюмов,сундук. Костюмы,.

Описание работы: предлагаю вашему вниманию методический материал по оснащению музыкального уголка в группах, соответствующий нормам ФГОС. Данный материал может быть использован музыкальными руководителями и воспитателями ДОУ и поможет грамотно разместить музыкальные атрибуты соответственно возрасту детей.
Тема: оснащение групп





• атрибуты к музыкальным подвижным играм;
• флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);



• магнитофон и набор программных аудиозаписей;
• поющие и двигающиеся игрушки;
• музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Средняя группа
• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;



• набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
•атрибуты к музыкальным подвижным играм;
•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества •магнитофон и набор программных аудиозаписей;
• музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
• музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);







• музыкальные лесенки (трех-, пяти - и семиступенчатые
• набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
• муз.-дидактические игры



• атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым танцам и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону; разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки , ленточки
• магнитофон и аудиозаписи

Оснащение музыкальных уголков в группах детского сада.

воспитатель высшей категории:

Коробко Ирина Николаевна

Создание музыкальных уголков - главное условие для самостоятельной деятельности детей .

Требования к музыкальным уголкам

1. Эстетичность в зонах.

2. Наличие всех необходимых пособий для детей.

3. Учет возрастных особенностей.

4 Удобное расположение материала.

Программное содержание

1. Способствовать получению и закреплению знаний о музыке

2. Обеспечить самостоятельную музыкальную деятельность детей.

3. Стимулировать развитие творческих способностей детей.

Музыкальный уголок –ясельная группа.

1. Музыкальные инструменты.

• Шумовые (погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки, поющие волчки).

• Ударные (барабан, бубен, молоточки).

• Духовые (различные дудочки, свистульки).

• Кубики и мячики со звучащими наполнителями.

• Музыкальные игрушки с фиксированным звуком, мелодией (механические или на батарейках).

• Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.

• Песни, танцы для праздников, досугов.

• Голоса природы по всем временам года.

• Народные песенки, детские, колыбельные.

4. Дидактические игры.

• Лесенка 3 ступени.

• Звучащие предметы – заместители.

• Пластиковые емкости с разными наполнителями.

5. Различные виды театров.

6. Атрибуты для танцев.

7. Костюмы, маски для театрализации

8. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

9. Картотека пальчиковых игр..

10. Сценарии праздников.

Музыкальный уголок – II младшая группа.

• Шумовые (колокольчики, трещотки, бубенчики, погремушки, игрушки – пищалки, поющие волчки, деревянные палочки).

• Духовые (свистульки ,дудочки,).

• Ударные (барабан, бубен, музыкальный молоточек, гонг, тарелки).

• Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.

• Песни, танцы, игры для праздников, досугов.

• Классическая и народная музыка.

• Колыбельные песни и музыка для релаксации.

• Голоса природы по всем временам года.

3.Картотека пальчиковых игр.

4. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые игры.

5. Дидактический материал.

• Лесенка 3 ступени.

• Кубики и мячики со звучащими наполнителями.

• Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.

• Музыкальные профессии (певец, танцор, музыкант).

7. Атрибуты для танцев.

8. Костюмы, маски для театрализации.

9. Различные виды театров.

10. Печатные музыкальные издания (сказки, стихи, загадки).

11. Сценарии праздников.

Музыкальный уголок – средняя группа.

• Ударные (бубен, барабан, ложки).

• Духовые (дудочки, свистульки, труба).

• Шумовые (колокольчики, маракасы, трещотки игрушки – пищалки).

• Клавишные (металлофон, пианино).

• Музыкальные игрушки с фиксированной мелодией (механические или на батарейках).

• Классическая и народная музыка.

• Детские песни, детский фольклор.

• Песни, танцы, игры для праздников, досугов.

• Колыбельные песни и музыка для релаксации.

• Голоса природы по всем временам года.

3. Дидактические игры.

• Лесенка 5 ступеней.

• Пластиковые емкости с разными наполнителями.

• Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.

4. Картотека пальчиковых игр.

• Музыкальные профессии (певец, танцор, музыкант, дирижер).

6. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые и речевые игры.

7. Атрибуты для танцев.

8. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

9. Костюмы, маски для театрализации.

10. Различные виды театров.

11. Печатные музыкальные издания (сказки, стихи, загадки).

12. Сценарии досугов и праздников.

Музыкальный уголок – старшая группа

1. Музыкальные инструменты.

• Шумовые (колокольчики, игрушки – пищалки, маракасы, трещотки,).

• Неозвученные музыкальные инструменты.

• Духовые (дудочки, горн, свистульки, губная гармошка).

• Ударные (барабан, ложки, треугольник, бубен, трещотки)

• Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.

• Классическая, народная, современная музыка.

• Колыбельные песни и музыка для релаксации.

• Песни, танцы, игры для праздников, досугов.

• Танцы народов мира.

• Голоса природы по всем временам года.

• Жанры (песня - детская, колыбельная, хоровая, дуэт, народная, эстрадная, авторская; танец – спортивный, пляска, полька, вальс, хоровод, , на льду, молодежный; марш – военный, детский, солдатики, спортивный, праздничный, траурны).

• Музыкальные профессии (певец, танцор, различные музыканты, дирижер).

• Оркестр (духовой, струнный).

• Ансамбль, хор, концерт.

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые и речевые игры.

6. Музыкальные дидактические игры.

7. Дидактический материал.

• Лесенка 7-8 ступеней

8. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

9. Костюмы, маски, элементы декораций для театрализации.

10. Различные виды театров.

11. Картотека пальчиковых игр.

12. Сценарии досугов и праздников.

13. Атрибуты для танцев.

14. Печатные музыкальные издания (рассказы, стихи, загадки).

Музыкальный уголок – подготовительная группа

1. Музыкальные инструменты.

• Струнные смычковые и щипковые (арфа, гитара, скрипка, балалайка).

• Ударные (барабан, бубен, ложки, треугольник трещотки, гонг,

• Шумовые (колокольчики, игрушки-пищалки, маракасы,).

• Духовые металлические и деревянные (дудочки, свирель, губная гармошка, свистульки).

• Клавишные язычковые и ударные (металлофон, ксилофон, пианино, аккордеон).

• Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.

• Голоса природы по всем временам года.

• Классическая, народная, современная музыка.

• Песни, танцы, игры для праздников, досугов.

• Танцы разных народов.

• Колыбельные песни, музыка для релаксации.

• Жанры (песня, танец, марш, опера, балет, концерт).

• Ансамбль, хор, концерт.

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые и речевые игры.

Читайте также: