Описание осенних листьев для детей

Обновлено: 05.10.2024

ВложениеРазмер
konspekt_nod.docx 21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного занятия

Цель: - расширить представления детей о многообразии форм и цветов листьев различных деревьев и о процессах, происходящих в природе.

1. Задачи на развитие познавательных способностей:

Расширять и уточнять представление детей о природе, уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опадают листья и т. д.); продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи изменения сезонных условий с жизнью деревьев (листопад); продолжать учить классифицировать растения леса; упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду листьев.

2. Задачи на развитие связной речи:

Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (дуб – дубовый, клен – кленовый, береза – березовый, осина – осиновый, активизировать словарь ребёнка.

3. Изобразительно-технические задачи:

Совершенствовать умения использования техники набрызга;

4. Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей доброе отношение ко всему в природе; способствовать развитию памяти, восприятия; воспитывать эстетические чувства.

Предварительная работа: в ясный осенний день предложить детям походить по опавшей листве; прислушаться как шуршат листья, рассматривать листья различных деревьев

Оборудование и материалы:

Бумага желтого цвета; гуашь разноцветная в баночках, зубные щетки, стаканчики с водой, салфетки, клеёнки, живые листочки деревьев разных размеров и форм, собранные в лесу и на участке.

1. Вводная беседа.

– Ребята, по дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева и какого цвета.

(Ребенок: – Это желтый лист с березы – березовый лист).

Листья: клен, береза, рябина, осина, дуб.

–Положите листочек на свой стол. Ребята, кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии? (Ответы детей: о листьях, об осени.)

2. Закрепление пройденного материала.

– Какие осенние приметы вы знаете?

(Ответы детей: Солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются).

– Какая погода в сентябре? (Ответы детей)

– Все верно, но в начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья рябин, кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины.

Воспитатель обращает внимание детей на репродукции картин:

– Посмотрите на эти чудесные картины русских художников, какое разнообразие красок на этих работах. Ребята, давайте вспомним нашу прогулку в осеннем лесу. Как приятно было ходить по опавшей листве, собирать их в букетики. Один такой букетик у меня сохранился на столе. Посмотрите, какие листочки красивые, резные, разноцветные. А с каких деревьев листочки собрали вы? (Ответы детей: с березы, осины, рябины, клена, дуба).

Повязала Осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.

– Все ли деревья изменили окраску листьев? (Ответы детей: еще не все).

– Почему листья осенью желтеют? (Ответы детей).

Объяснение воспитателя: Летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Этот пигмент - кормилец растения, с его помощью на свету у растения идут обменные процессы. Но в листьях есть и другие красящие вещества, они не видны летом, так как хлорофилла очень много. С наступлением осени дни становятся короче, а ночи удлиняются. Вещество, отвечающее за зеленый цвет листа – хлорофилл, днем разрушается и не успевает восстановиться ночью. Зеленый цвет в листве убывает, заметным становится желтый.

– Что в природе служит сигналом для листопада? (Ответы детей: сигналом к началу листопада является не падение температуры, а изменение долготы светового дня - самый верный и неизменный признак наступления осени).

– Сразу ли желтеют листья на всём дереве одновременно или как-то иначе? (Ответы детей: листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках.)

– У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (Ответы детей: первыми становятся золотыми листья у берез).

– У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (Ответы детей: у березы).

– Какое значение имеет для деревьев листопад? (Ответы детей: деревья готовятся к зимним холодам, так они защищают свои ветви от поломок, с листьями дерево отдает ненужные ему вещества).

– Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Ответы детей: Нет, дерево продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с новыми листьями.)

– Молодцы, ребята, вы много знаете об осенних изменениях с деревьями. Незнайка гулял в парке и тоже собрал огромный красивый осенний букет, но не знает с какого дерева листики. Помогите Незнайке определить, какому дереву они принадлежат. Сейчас я буду вам загадывать загадки. А вы не зевайте, свои листочки поднимайте, к нужному дереву прикрепляйте.

Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок. (осины).

Весной роняет слезы

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей.

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют. (рябина).

Каждый год на нем с охотой

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет. (клен)

И гадать не надо даже -

Тут же, сразу назовем,

Если только кто подскажет

То, что жёлуди на нем! (дуб)

– Молодцы, ребята. Садитесь на свои места. Я прошу вас подобрать нужное слово к листикам деревьев.

У этого дерева лист крупный, с очень длинным и толстым черешком, форма его похожа на ладошку, он может быть желтого, оранжевого, красного цвета – клён;

У этого дерева лист округлой формы, похож на маленькое сердце с заостренным кончиком, на длинном черешке, слегка шершавый сверху и гладенький снизу с отчетливыми прожилками, край листочка зубчатый, листочки этого дерева первыми окрашиваются в жёлтый цвет – береза;

У этого дерева лист кругленький, гладенький, с волнистым краем, черешок у него длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому и дрожит лист при самом легком ветерке, осень окрасила его в багряный цвет – осина.

5. Практическая работа.

Воспитатель: Сегодня я научу вас очень интересному способу изображения. Раньше мы с вами рисовали кисточкой, палочкой, ватой, пальчиками, а сегодня научимся рисовать зубной щеткой. А рисовать мы будем осенние листья, из которых потом соберем большой осенний ковер. Для этого нам понадобятся: лист желтой бумаги, осенний лист (у всех разные), цветная гуашь, зубная щетка. (столы застелены клеенкой) Воспитатель демонстрирует технику исполнения. Дети смотрят, потом выполняют на местах.

На лист желтой бумаги положите свой осенний листочек. Окуните щетку в тарелочку с краской. Стряхните излишки краски. Держите щетку перед листом. Быстро проведите палочкой по щетке по направлению к себе. Передвигайте и щетку так, чтобы обрызгать весь листочек и бумагу вокруг. Оставим бумагу листочек сохнуть, а потом уберем листья. Дети увидят силуэты листьев окруженные брызгами краски. После полного просыхания можно вырезать листья оставляя широкий край окрашенной бумаги, сделать коллаж из листьев, наклеив эти силуэты на лист бумаги.

Осенние листья особенно красивые. Летом они были зеленые, а теперь превращаются в желтые, красные и коричневые. Бывает так, что на одном и том же дереве каждый лист окрашивается по-разному.

Листья тополя покрываются мелкими пятнышками, которые похожи на веснушки на лице человека. У клена листья похожи на зонтики. Они становятся сначала желтыми, как лимон, а потом вообще коричневыми. Листья каштана осенью напоминают золотые звезды с бордовой окаемкой, которые падают с неба и устилают землю шуршащим ковром.

Особенно красивый цвет осенью у тонких и нежных листьев ясеня – ярко-желтый. К сожалению, они опадают очень быстро, раньше, чем с других деревьев. А у липы листья похожи на сердечки, только не красные, а желтые.

Когда листья отрываются от дерева, то начинают высыхать. Они больше не ровные и гладкие, а выпуклые и шершавые, ломкие. Опавшие листья постепенно теряют яркую окраску и становятся коричневыми.

Если положить осенний лист между страницами толстой книги, то можно сохранить его красоту надолго.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

План-конспект открытого занятия на тему:

(в технике нетрадиционного рисования)

Педагог дополнительного образования

Шатерникова Валентина Ивановна

Возраст детей: 5-6 лет.

Количество детей: 10 человек.

Дата проведения: 12.10.20г.

Цель: закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (ладошка), использовать краски нескольких цветов. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, воспитывать аккуратность, усидчивость, развивать творческие способности детей средствами нетрадиционных техник рисования.

Задачи: Обучающая.

Учить использовать в работе нетрадиционную технику-рисование ладошкой, развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; закреплять знание цветов; расширять знания детей о природе, учить детей рассуждать.

Развивающая.

Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание и мышление.

Воспитывающая.

Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. Создавать положительный эмоциональный настрой. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней.

Оборудование и ТСО.

Краски гуашевые в тарелочках (красного, желтого, зеленого, оранжевого цветов), красивые осенние листья разного цвета, влажные салфетки на каждого ребёнка, стаканчики с водой, листы белой бумаги а4.

Связь с другими предметами:

Развитие речи, окружающий мир.

Вид занятия: Практическое занятие.

Форма работы: Групповая, индивидуальная.

Элементы технологии : личностно-ориентированной, игровой, здоровьесберегающей и информационно-коммуникационной.

Использованная литература: Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Москва, Мозаика-синтез, 2009г.; И. Шаляпина. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. ТЦ Сфера, Москва, 2016г.

Методы: наглядно- образные, словесно-логические, творческие методы работы.

План проведения занятия:

2. Проверка готовности обучающихся и оборудования к занятию.

3. Повторение правил поведения на занятии.

1.Основная часть.

- Вопросы и ответы об осенних листьях, рассматривание букета из листьев.

- Работа с картинками (наглядный материал).

- Рисование осенних листьев при помощи ладошки.

4.Заключительная часть.

- Подведение итогов занятия, выставка работ детей.

- Оценка работы детей.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к занятию. Повтор правил поведения на занятии.

2. Основная часть.

Педагог обращает внимание детей на то, что наступила осень. Осенью с деревьев опадают листья, дождь идет все чаще, поэтому мама кладет детям в рюкзачок цветные зонтики, на случай дождя.

Показывает детям букет из осенних листьев разного цвета и читает стихотворение:

Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем как новый

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок, постой!

Раздает детям по одному листочку.

Посмотрите на эти листочки. Вспомните, какого цвета становятся листья на деревьях осенью? (желтые, красные, оранжевые)

Посмотрите на картинки и ответьте, с каких деревьев слетели эти листики. (показ картинок с изображением листьев клена, березы, рябины, дуба, осины, яблони).

Педагог предлагает каждому ребенку долго, плавно подуть на листок и посмотреть, как он закружится в воздухе.

(подбрасывают осенние листики, дуют на них, следят, как они кружатся, летят по ветру)

А давайте с вами немного поиграем, представим, что мы осенние листочки!

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим. Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

- Итак, давайте на нашем белом листе бумаги появится осенний листочек.

Берём широкую кисть, смачиваем её водичкой и набираем жёлтую гуашь. Быстрыми движениями раскрашиваем ладошку в жёлтый цвет. Добавим ещё несколько мазков зелёного цвета. Плотно прикладываем ладошку по центру белого листа бумаги. Несколько секунд держим её в таком положении, и затем аккуратно поднимаем ладошку вверх. Посмотрите какой замечательный отпечаток жёлто-зелёного цвета у нас получился!

Точно таким же образом на нашем белом листе бумаги появится ещё один осенний листочек - добавляем справа отпечаток красно-жёлтого цвета.

- Теперь дополним наш рисунок отпечатком ладошки зелёного, красного и жёлтого цветов. И вот у нас уже есть три осенних листочка-ладошки!

- Нарисуем нашим осенним листьям веточки и прожилки. Нам понадобится коричневая гуашь. Если у вас её нет, то мы смешиваем на палитре красный и зелёный цвета и получаем коричневый! Берём тоненькую кисть и рисуем веточки и прожилки осеннему листочку справа.

После этого, таким же образом, нарисуем коричневые веточки и прожилки остальным осенним листочкам.

Педагог: Вот такие замечательные листочки-ладошки у нас получились!

По окончании вытирают руки влажными салфетками.

-А пока наши работы подсыхают, мы с вами поиграем.

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки)

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

3. Заключительная часть.

Педагог: Ну вот, ребята. Наши осенние листочки готовы. Давайте полюбуемся нашими работами. (Выставляет все работы на мольберт, чтобы их было видно всем детям)

- Что мы сегодня делали? (ответы детей)

- Чем рисовали, как называется этот способ? (рисование ладошкой)

- Ребята, Вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей.)

Педагог: Как много мы нарисовали листочков! Настоящий листопад! Эти рисунки будет долго нас с вами радовать своей красотой и напоминать о неповторимом очаровании осенней природы.

-На этом наше занятие закончено, спасибо вам ребята, вы сегодня очень старались, молодцы!

Сказка про осенний листочек: сочиняем с детьми дошкольного возраста.


Сочинение Осенний листопад 4 класс

Мне очень нравится осень, потому что листья начинают желтеть и падать, земля становится уже не такой серой, а принимает яркие краски. Очень приятно идти по таким цветным листьям и представлять, будто ты в волшебной сказке. Я люблю именно тот момент, когда листьев много на земле и на деревьях, после того как они все отпадут на душе становится грустно и в глубине души ты понимаешь, что скоро зима. Но, не смотря на это, у тебя остается еще пару теплых деньков, которые ты можешь провести с пользой для себя.

Осенью дни становятся короче, а это значит, наконец – то можно поспать подольше и солнышко не будет тебя будить.

Популярные сочинения

Сочинени №2 Осенний листопад 7 класс

Вот и наступила осень. Осень – любимая пора великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. И честно говоря, многие обожают осень. Она необычно красива, и не правда, что говорят о ней, она не угасает все краски природы, не убивает любовь. Наоборот, осень то время года, когда просыпается романтика, когда на душе становится спокойно. На улице уже не так жарко и можно надеть свое любимое пальто, которое имеет яркий окрас. Да и так на улице начинают желтеть листья и трава, причем листья принимают различную окраску.

Осень дарит нам больше красок, чем лето. Если летом все практически зеленое, то осенью кругом пестрят зеленый, желтый, красный и оранжевый цвета. В осеннее время душа спокойна. Приятно усесться на подоконник с чашечкой кофе или горячего чая и смотреть на дождь. В такие моменты в голову приходят различные мысли, о которых тебе не было времени подумать, ты начинаешь разбираться в самом себе и такие минуты молчания с самим собой, приносят большую радость.

Осенью есть время окунуться в детство: поваляться в листьях, пошлепать по лужам, собрать большую стопку листьев и прыгнуть в нее.Ведь в детстве все так делали, тогда было наплевать на грязную одежду и где-то полученный синяк, настроение было веселым всегда. Если бы осень была человеком, то это была бы мудрая женщина в возрасте, так как именно осенью в головах просыпаются философские мысли о жизни, о человеке, о семье и т.д. С такой женщиной, конечно же, приятно побыть наедине, но лучше ненадолго, так как подобные беседы могу т привести к депрессии. Отсюда следует, что осень – прекрасная пора, но все должно быть в меру.

Осень учит нас любить, заглядывать вовнутрь себя и познать, что значит быть человеком, и для чего мы живем на этой земле. Любите осеннюю пору, как свою родную сестренку, она всегда помогает человеку, который ее любит.

Другие сочинения: ← Вид из окна осенью↑ ОсеньО чем расскажут осенние листья →


В яслях около нашего дома росла высокая береза. Ее густая крона -ветки и листья — радовала деток всё лето. Береза закрывала собой детскую площадку так, что можно было играть на улице даже в самый жаркий день. Если же заморосит летний дождик, береза могла всех спрятать от него.


Все листья на дереве были красивого, сочно зеленого цвета. Но один листик был особенный…Он хотел не просто висеть на ветке и шелестеть на ветру. Листик очень хотел сделать что-нибудь полезно и кому-нибудь помочь.


Но вот лето подходило к концу, наступала золотая осень с ее дождями, ветрами, холодами. Наш листик из зеленого превратился в разноцветный — сине-желто-лиловый. Многие его братья тоже сменили цвет и улетели с дерева под порывом ветра. А листику так до сих пор и не удалось сделать доброе дело и помочь кому-нибудь.


Тогда листочек показал бабочке на щелку в коре, куда можно было спрятаться и переждать холодную зиму.


Описание темы: Осень — это трогательная пора, когда вся природа замедляет свой темп, успокаивается и готовится к предстоящей долгой зиме. Осень — это теплое бабье лето, затяжные дожди, легкий прохладный ветер и, конечно, падающие осенние листья.


Падающие осенние листья

Наступила осень. На деревьях стремительно желтеют листья, хотя еще летом первые желтые листочки стали выбиваться из зеленой листвы. На дворе стоят теплые деньки уходящего бабьего лета, и хочется найти время, чтобы пойти в парк собирать опавшие листья.

В парке осенью очень красиво, но самое очарование русской осени наступит в октябре. Ведь именно в этот период наступает удивительная по красоте пора золотой осени. Деревья пестрят разноцветными осенними листьями. Легким дуновением, ветер срывает листочки с деревьев и кружит их в осеннем вальсе листопада.

Если пойти в парк ранним утром, когда еще не все дорожки убраны, то можно насладиться шуршанием опавшей листвы. Какие только листья можно увидеть под ногами? Это и красно-желтые листья клена, и небольшие листья дуба, и пожелтевшие листья каштана, и совсем мелкие красные листочки рябины. Можно собрать из листьев букет, потом аккуратно положить их сохнуть между страничек в большой книге, и тогда получится красивый гербарий.

А еще в моем любимом парке есть пруд. Летом там плавают утки, но в октябре пруд пустеет, утки улетают в теплые края, чтобы пережать холодный зимний период. В это грустное время приятно посидеть на берегу и насладиться тем, как на воду падает очередной осенний листок, разводя небольшие круги в разные стороны.


Увы, необыкновенно красивая пора золотой осени быстро проходит. Наступает череда дождливых прохладных дней. В такие дни уже не особо хочется на улицу. Дождь и ветер за окном быстро сорвут почти все листья, и лес станет сырым и темным. Последние следы поздней осени в виде мокрых листьев на асфальте еще несколько дней будут напоминать нам о красоте и романтичности этой удивительной поры. А совсем скоро выпадет снег, сорвав с веток самые стойкие листочки, и вот теперь уже точно придет к власти зима.

Вариант №2

Вот и пришла осенняя пора. Теплые денечки уже закончились. Деревья начали изменять свою окраску. Листья стали волшебными: красными, багровыми, желтыми. Они любому доставляют радость и завораживают своей красотой. Облетевшие листочки покрывают землю. Когда гуляешь по скверу, можно услышать, как шуршат листья. Такое чувство, словно они разговаривают. Скорее всего, они что – то хотят рассказать.

О чем же могут шептаться листочки? Скорее всего, вспоминают, как они наслаждались жизнью. Как весной были почками, а потом распускались, становились листочками и радовались лету. Вспоминают, как солнышко их пригревало в ясные дни. Дождик, который мочил их, а ветерок, качал. Целое лето они висели на деревьях и закрывали людей от знойного солнца и дождя.

Весной прилетали разные птицы. Они вили гнезда на деревьях. Затем у них вырастали птенцы. Они пели им песни. Листочки шептались, и радостно раскачивались и шуршали на ветру вместе с ними. Ближе к концу лета птенцы начинают летать. А уже осенью отправятся в теплые места. Листики будут скучать без них. Потом подуют сильные ветра, и листочки перестанут издавать шелест. Они будут опадать на землю.

Теперь они расстаются друг с другом и будут кружиться над городом, и делать его красивым. Они даже когда опадают, шепчутся, как им грустно с нами расставаться. Они знают, что они принесли много пользы, об этом они шептались.

И когда начинается осенний листопад, наши листочки начинают кружить. Сначала из них станет красивый, радужный, блестящий яркими цветами ковер. Но они все равно знают, что когда они будут лежать на земле, прохожие будут ими любоваться. Потом их засыплет снежными хлопьями, и они будут зимовать.

Шепот листьев насыщен воспоминаниями о чудесном времени. Листики шептались очень тихо, так они провожали лето. Может быть, они поют песенку. Поют о том, как им было хорошо на деревьях, и от них природа сияла своей красотой. Они наблюдали за нами и от этого, им было оживленно. Листья шепчут и говорят спасибо лету и теплой осени. Вскоре послышится легкий шелест, так будут шуршать сухие осенние листья. У них была короткая, и наполненная яркими красками жизнь.

Содержание

Вводная часть

Такое вступление хорошо тем, что оно подготавливает читателя к основному содержанию и сразу обозначает главную тему. Так что нечто подобное, в этом стиле, станет подходящим началом.

Читайте также: