Описание открытого занятия в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Одна из важных форм организации методической работы – открытые занятия. Открытое занятие в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таком занятии протекает реальный воспитательно-образовательный процесс. Особую значимость приобретают нестандартные, нетрадиционные занятия.

На открытом занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам, свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема, метода обучения. Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать посещающим.

Цель данных методических рекомендаций заключается в оказании методической помощи педагогам в решении педагогических задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса при подготовке и проведении открытых занятий.

Основные задачи данных методические рекомендаций:

способствовать повышению эффективности профессионального самообразования воспитателей и педагогов, в ходе подготовки к проведению открытых занятий, повышению качества проведения занятий, а так же, оказание методической помощи при анализе занятия, распространении педагогического опыта.

Открытые занятия – одна из важных форм организации методической работы.

На открытом занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приёма или метода обучения.

Для открытого занятия может использоваться любой вид занятий. Время открытого занятия рекомендуется ограничить временными рамками в зависимости от контингента детей группы. За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы занятия, но и педагогические находки педагога.

Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных. Однако необходимость достижения методической цели открытого занятия накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Педагог, показывающий открытое занятие, должен обеспечить достижение методической цели. И самоанализ занятия осуществляется в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и с точки зрения освоения воспитанниками материала.

Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель, в которой отражается то, что воспитатель хочет показать посещающим.

Для кого и для чего проводятся открытые занятия:

  1. Для членов методического объединения.
  2. Для коллег в ДОУ.

Здесь возможна демонстрация классического занятия в рамках обучения молодых специалистов или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий.

  1. Открытое занятие с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.
  2. Открытое занятие в присутствии эксперта с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию.
  3. Открытое занятие на конкурс.

Рекомендации к подготовке и проведению открытых занятий.

К проведению открытого занятия предъявляется ряд требований:

Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической и профессиональной подготовки. Занятие педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.

Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию или методикам. Но в любом случае открытое занятие должно содержать новое для посещающих.

Открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает педагог.

Открытое занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому педагог, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.

При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.

Открытое занятие не должно наносить вред детям. Воспитанники должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы без посещающих.

Для посещающих, обязательно готовятся рабочие места.

Число посетителей на открытых занятиях не может быть безграничным.

Допускается показ открытого занятия в записи на методическом объединении.

Открытые занятия и их содержание не должны противоречить планам. (В календарном плане обязательно прописывается тема, цель и т.д. в соответствии с расписанием ООД в данной группе)

Планирование открытого занятия.

В конце учебного года, на итоговом заседании Педагогического совета проводится анализ взаимопосещений занятий педагогами, определяется интересный опыт, который оправдал себя на практике.

В контексте годового плана на следующий учебный год составляется план проведения открытых занятий, соответствующих годовым задачам ДОУ, определяется уровень, на котором будут проводиться занятия: внутри ДОУ, на уровне района и пр.

На установочном педагогическом совете оглашаются годовые задачи и мероприятия, запланированные для их решения, в том числе и направление открытых показов ООД.

Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. В структурном отношении, открытое занятие не отличается от обычных занятий. Открытое занятие, имеет методическую цель, достижению которой подчиняется содержание материала и формы организации познавательной, практико-исследовательской, интерактивной и пр. деятельности детей.

Определить основную дидактическую цель занятия — значит установить, чему в основном оно будет посвящено — изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации материала.

Исходя из основной дидактической цели занятия, можно указать такие типы занятий:

  • изучение нового
  • закрепление
  • обобщение
  • комбинированное занятие

Основные этапы подготовки и проведения открытого занятия.

  1. Выбор направления задаётся исходя из годового плана и курируется заместителем заведующего по УВР
  2. Выбор темы открытого занятия педагог делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию деятельности воспитанников на разных этапах занятия.
  3. Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения занятия. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу занятия, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.
  4. Методическая цель открытого занятия может быть сформулирована следующим образом:

- методика использования ИКТ в решении практических задач;

- методика организации самостоятельной работы воспитанников;

-активизация познавательной деятельности воспитанников на занятиях в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом.

- методика использования инновационных методов, приёмов или технологии в процессе изложения нового материала.

  1. При подготовке к открытому занятию педагог должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической и методической литературы, применить результаты посещения методических семинаров, выставок и др.. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным.
  2. Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии оборудование и ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии.
  3. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание детей, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на занятии. Будьте скромны и не нагружайте занятие наглядностью, как украшением. Все иллюстративные материалы занятия должны работать на цель занятия.

Составление плана занятия.

Классический план занятия состоит из 3-х частей: Вступительная, Основная и Заключительная:

Вступительная (или вводная ) часть необходима, чтобы добиться внимания детей.

С самого начала занятия нужно удивить, заинтересовать, восхитить, то есть мотивировать их предстоящую работу.

В Основной части занятия раскрывается и закрепляется тема. Здесь сосредотачиваются наиболее сложные виды деятельности. Показываются отобранные педагогом педагогические технологии, формы и методы работы, позволяющие решить поставленные задачи.

Третья часть Заключительная служит обобщением предыдущего процесса. Звучат слова благодарности воспитанникам. Попутно анализируется работа на занятии. Подводится итог.

Определение целей открытого занятия.

Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу занятия, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.

В соответствии с методической целью занятия, педагог выбирает такой наглядный и дидактический материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства и технологии по которой работает педагог.

2 шаг – формулировка триединой цели занятия (обучение, развитие, воспитание).

Цель обучения предполагает формирование у воспитанников компетенций, практического опыта, системы знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать применительно к данной теме занятия.

Примерные формулировки целей 1 уровня:

1.Познакомить воспитанников с ….
2. Дать понятие о ….

2 уровень - это уровень знаний, Пример постановки цели данного уровня:

3 уровень - уровень умений и навыков, это те действия, которые воспитанники выполняют в основном на практических занятиях.

  1. Способствовать овладению ……
    2. Стремиться к выработке навыка работы с ………
    3.Способствовать отработке навыка ……..
  2. Систематизировать знания по теме ………

развития предполагают развитие на занятии познавательных психических процессов обучающихся, личностных качеств:

  • Развитие мышления– (аналитического) формирование умения выделять существенные признаки и свойства, (синтезирующего) развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, (аналитико-синтезирующего) развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы, (абстрактного) развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
  • Развитие умений(развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами (экспериментирование), планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия).
  • Развитие самостоятельности (развитие уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения действовать самостоятельно).

Воспитательные предполагают формирование у воспитанников определенных свойств личности и характера.

Ежедневно педагог должен стремиться воспитать лучшие качества, поэтому перед занятием должны быть поставлены и воспитательные цели.

Примеры формулировок воспитательных задач:

- стремиться к воспитанию чувства, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, стремление к физическому здоровью;
- стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности;
- стремиться воспитать чувство гордости за……, умению ……

К открытому занятию необходимо составить план-конспект занятия – с четким и разумным распределением времени занятия и указанием, что и как делают педагог и дети (рекомендуется составить несколько экземпляров для приглашенных). План-конспект должен отразить все основные этапы занятия, основные виды деятельности педагога и детей, виды и формы организации работы, виды упражнений. Впоследствии план -конспект должен стать опорой для самоанализа и анализа занятия.

Оформление материалов открытого занятия.

На открытое занятие педагог готовит полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, который включает следующие документы:

- календарно-тематический план;
- план учебного занятия;
- дидактический, раздаточный материал;

- комплект видеоматериалов для ТСО;

Оформляется методическая разработка открытого занятия.

Структура методической разработки открытого занятия должна содержать

  • пояснительную записку,
  • структуру занятия,
  • подробный конспект (сценарий) занятия,
  • образцы дидактического материала,
  • список используемой литературы и т.д.

В пояснительной записке необходимо изложить значение и роль занятия, педагогические цели, задачи стоящие перед педагогом, ожидаемый результат. Особое внимание в пояснительной записке следует уделить педагогической технологии или методике, в которой проводится занятие.

Требования, предъявляемые к содержанию

  1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
  2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения материала, применения современных технических средств обучения.
  3. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
  4. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.
  5. Методическая разработка должна содержать конкретные материалы, которые педагог использовал в своей работе (инструкции, карточки, схемы, и т.д.).

Общие требования к оформлению методической разработки

  1. Шрифт методической разработки Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал 1,5.
  2. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  3. Список использованных источников должен быть в алфавитном порядке по ФИО авторов и содержать необходимые библиографические данные.
  4. Количество и объем разделов методической разработки не лимитируется.

Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими педагогами.

Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям данных рекомендаций.

Подготовленная и оформленная методическая разработка открытого занятия после рассмотрения и утверждения сдается в методический кабинет.

Анализ открытого занятия.

Анализ открытого занятия с участием посетивших - является обязательным.

Вначале слово дается педагогу – автору занятия. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого занятия, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса.

  • степень достижения поставленных задач;
  • причины и обоснования необходимости отклонения от проекта занятия;
  • нюансы, которые присутствующие могли не увидеть, не заметить, не оценить;
  • наметить перспективы дальнейшего изучения материала.

Посетители оценивают занятие также с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа занятий, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии споры и т.п.

Ответы педагога должны носить объяснительно-развивающий и информационно- познавательный характер.

Предполагаются краткие аналитические и оценочные суждения присутствующих.

Ценны не только комплиментарные высказывания, но предложения, обозначение неиспользованных возможностей и т.п.

Педагог может подготовить анкеты для последующего обобщения и анализа занятия.

Конспекты открытых занятий в детском саду

Конспекты открытых занятий

Этот раздел содержит конспекты, целью которых является знакомство родителей и коллег с формой проведения занятий в ДОУ. Это привычная практика для многих детских садиков, в которых родители принимают активное участие в воспитании и развитии детей. Именно такие мероприятия дают возможность мама и папам намного ближе познакомиться с методами и принципами обучения их малышей.

Занятия можно проводить по любому направлению. Главным условием, как обычно, является заинтересованность детей, а предложенные в разделе готовые конспекты помогут воспитателям составить свой индивидуальный план-конспект. В разделе есть тематические занятия, посвященные праздникам, таким как: Пасха, 8 марта, День урожая. Есть интересные мероприятие для деток, изучающих английский язык. Малыши не только закрепят полученные знания, но и весело проведут время с увлекательным дидактическим материалом, а родители с удовольствием понаблюдают за развитием своих малышей. Кроме того, очень интересными будут для работников детских дошкольных учреждений конспекты открытых занятий по развитию речи, математике, лепке, рисованию. Ведь всем этим направлениям уделяется довольно много внимания, и родителям, наверняка, будет интересно посмотреть на своих заинтересованных и играющих малышей.

Воспитательницы впятером сидят за столом, делают пометки

Анализ занятий в детском саду должен проводиться регулярно. Если же речь идёт об открытом занятии, то разбор является обязательным условием проведения показательного урока. Ведь именно эта форма взаимодействия педагога и воспитанников позволяет взглянуть на образовательный процесс изнутри, а значит оценить не только конечный результат: знания, умения и навыки детей, но способы, которыми педагог их достигает. При этом проведение анализа требует также учёта определённых методических тонкостей.

Определяем цели анализа

Открытое занятие в детском саду проводится с целью продемонстрировать педагогическое мастерство воспитателя в работе с детьми. В частности, показать разнообразные приёмы, используемые для реализации поставленных образовательных задач. С другой стороны, показательные уроки позволяют увидеть прогресс в развитии, обучении и воспитании малышей. Для того чтобы соотнести эти задачи проводится анализ открытого занятия. Кроме того, разбор открытого занятия позволяет достичь ещё целого ряда целей.

    Оценить уровень подготовки урока. Как театр начинается с вешалки, так и подготовка показательного занятия начинается с выбора подходящего оборудования и материалов. Важно понимать, что если на уроке предполагается раскрашивание шаблона и одному-двум малышам этих картинок не хватит, всё впечатление от занятия, насколько бы методически разнообразным оно ни было, будет потеряно.

Мальчик в костюме доктора фонендоскопом слушает другого мальчика

Каждый этап урока, особенно игровой, должен сопровождаться подходящим оборудованием, тогда занятие будет ярким, запоминающимся

Трое детей в бескозырках за столиками рисуют

Словесные, наглядные, игровые и творческие приёмы должны грамотно сочетаться

Виды анализа с разных точек зрения: самоанализ и анализ коллег

Кроме того, открытое занятие подразумевает присутствие гостей: методистов детского сада, коллег, представителей городского и/или регионального методического объединения работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), а также родителей. В связи с этим анализ показательного урока проводится присутствующими на нём педагогами:

  • коллегами — для обмена опытом;
  • учителями курирующих школ — для оценки готовности детей к школе;
  • начальством — для оценки качества работы воспитателя.

Это интересно. В последние годы методисты отстаивают мнение, что на открытые занятия необходимо приглашать мам и пап, чтобы они могли увидеть своего ребёнка в рабочем процессе, во взаимодействии с педагогом и со сверстниками. А также такие визиты позволят привлечь семью в образовательный процесс.

Воспитательница сидит вместе с детьми за круглым столом, взрослые сидят по периметру комнаты

Родители обычно с удовольствием по возможности посещают открытые занятия, оказывая моральную поддержку своим чадам

Итак, анализ открытого занятия может быть двух видов в зависимости от того, кто его делает:

  • самоанализ;
  • анализ присутствующими (в том числе и групповой разбор).

Как проводится самоанализ

Безусловно, алгоритм двух видов разбора будет немного отличаться. Если говорить в целом, то самоанализ будет более субъективным, ведь не зря же бытует мнение, что хороший урок для педагога — это родной ребёнок, которого и ругать-то жалко.

Воспитательница стоит с карточкой в руках на фоне бумажного дерева с цифрами и домиков из цветной бумаги на стене

Самоанализ — это своеобразный жанр разбора, который отличается субъективным подходом

Разбор занятия автором призван:

  • обозначить успешные этапы;
  • соотнести полученные результаты с тем, что планировалось достичь;
  • оценить настрой детей (эта позиция очень важна, так как для малышей работа на публику непривычна, а, значит, могли возникнуть эмоциональные блоки).

Воспитательница и четверо детей с ладошками в красках

Эмоциональный фон — один из самых важных параметров оценки, ведь от него зависит продуктивность работы и детей, и воспитателя

Алгоритм проведения самоанализа

  1. Указываем возраст детей и их количество на занятии.
  2. Обозначаем тему, цели и задачи.
  3. Описываем структуру занятия.
  4. Детально рассматриваем использованные приёмы (с указанием материалов и оборудования для каждого).
  5. Даём оценку уровня организации и эффективности выбранного содержания и формы (логичность, темп занятия, темп речи педагога, эмоциональность, уровень самостоятельности и активности детей).
  6. Перечисляем недостатки, указываем пути их разрешения.

Воспитательница стоит улыбается, на заднем фоне игрушка-ёжик

Самоанализ проводится по определённой схеме

Примеры самоанализа открытых занятий

Даже при наличии алгоритма анализа на практике некоторые разборы более эмоциональны, субъективны, что зачастую выражается в отсутствии недостатков.

Самоанализ требует детального рассмотрения каждого из использованных приёмов в рамках того или иного метода на конкретном этапе занятия.

Воспитательница показывает девочке, что и где писать на листе

Презентуя самоанализ, не стоит забывать об оценке использования приёмов индивидуализации заданий

Цель: формирование представлений о мире, любви, добре.

Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объемом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы, все этапы занятия отвечали их возрастным особенностям в полной мере.

Характеристика деятельности воспитателя: воспитатели в работе с детьми использовали следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приемы (показ иллюстраций, образцов), словесные приемы (рассказ воспитателя, ответы детей), практические приемы (рисование). Все используемые приёмы соответствовали возрасту детей данной группы. Воспитатели внимательно отнеслись к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия. Это четко было видно в ходе их работы, например, дети с нарушением зрения находились ближе к демонстрационному материалу.

Характеристика деятельности детей: дети с легкостью усваивали преподнесенный новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с воспитателями, и внимательно в освоении нового материала. С легкостью и желанием реагировали на приемы активизации. На мой взгляд, детьми достигнута дидактическая цель, новый материал усвоен ими. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье.

В данной группе воспитатели смогли правильно настроить детей на работу, использовали сюрпризный момент, для того, чтобы дети были психологически раскрепощены.

На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателями и детьми.

Внешний облик воспитателей был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии, тем более были использованы элементы костюмирования.

Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям: помещение было проветрено, убрано, на мой взгляд не хватало лишь освещения.

Занятие, по моему мнению, можно считать продуктивным и полезным как для детей, так и для наблюдателей.

Читайте также: