Описание рассказа какая бывает роса на траве

Обновлено: 07.07.2024

2.Сопостовление научного и художественного стиля текста, текста рассуждения и описания.

Глоссарий по теме

Художественный стиль – это стиль художественной литературы. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Описание – это текст, который описывает признаки чего-либо.

Рассуждение - это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Ключевые слова

Типы текстов; описание; рассуждение; средства художественной выразительности; метафора; сравнение; эпитет; научно-познавательный текст; художественный текст.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем о научном и художественном стилях текста.

Научимся различать описание и рассуждение. Сможем сами сочинить тексты разных типов.

Основное содержание урока

У: Обратите внимание на заголовок.

У: Прочитайте подзаголовок.

В: Что такое описание?

У: Описание – это тип текста, в котором описываются какие-либо предметы, явления.

У: Все ли слова вам понятны.

У: Алмаз – это метафора. Что называет автор алмазами?

В: Капли росы. Лев Николаевич Толстой описывает росу, стараясь передать нам свои впечатления от этого необыкновенно красивого явления природы.

У: Какие средства выразительности он для этого использует.

Что такое бархат?

У: Бархат - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Какие ещё средства выразительности вы нашли?

У: Давайте подведем итог. Почему этот текст является описанием?

А: В этом тексте описываются капельки росы Л.Н. Толстой передает восхищение, которое он испытывает при виде этой красоты.

В: Для этого он использует средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Перед нами встает яркая картина, которую можно нарисовать в своём воображении или на бумаге.

А: Этот текст напоминает стихотворение – описание природы. Это художественный стиль текста.

У: Молодцы, вы всё правильно поняли.

В: Видимо в этом тексте автор даст ответ на вопрос, прозвучавший в заголовке.

У: Давайте прочитаем. (Выразительное чтение текста)

У: Что вы можете сказать об этом тексте?

В: Этот рассказ напоминает текст статьи из энциклопедии. Мне кажется, это научный стиль текста.

У: Какое явление природы в нём описывается?

А: Круговорот воды в природе. Только он написан более понятным языком, чем научная статья.

В: Я понял, почему этот текст называется рассуждением. Автор рассуждая, объясняет читателям как происходит это явление в природе.

У: Верно. Рассуждение – это тип текста, в котором содержится объяснение чего-либо.

У:В этом тексте обычно 3 части: мысль, требующая доказательства;

доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев); вывод.

А: Я заметила, что этот текст содержит все эти части, но композиция текста необычна. У него похожи начало и концовка. Как будто сам текст можно читать по кругу, как круговорот.

У: Вы молодцы. Теперь вы можете попробовать создать свои тексты разных типов.

Что вы можете сказать о стиле этих текстов?

А: Стиль текста "Какая бывает роса на траве" — художественный. В тексте преобладают образные слова и выражения.

В: Стиль рассказа "Куда девается вода из моря – научный. Автор стремится сообщить информацию о том, куда девается вода из моря и что с ней происходит на разных этапах процесса круговорота воды в природе. Чувства и эмоции не передаются, приводятся только факты.

У: Верно, молодцы. Как вы поняли, чем описание отличается от рассуждения?

В: Задача рассуждения – что-то объяснить читателю или доказать свою точку зрения.

У: Есть ли различия в языковых средствах?

А: В описании автор использует множество средств художественной выразительности, эмоционально окрашенные слова.

В: В рассуждении минимум средств выразительности. Главное – четкость, ясность, точность подбора слов.

У: Что вы можете сказать о структуре текстов?

А: Мне кажется, в описании нет, и не может быть чёткой структуры. Иначе сложно передать эмоциональное состояние человека, его отношение к тому, что он описывает. В тексте "Какая бывает роса на траве" Толстой не рассказывает о том, что такое роса с научной точки зрения. Он рассказывает о своих впечатлениях, любуется красотой росы - это художественный текст. В нем представлена личная оценка автора и нет научных фактов.

В: В рассуждении присутствует четкая структура: в нём выделяются 3 части: мысль, требующая доказательства; доказательство; вывод. В рассказе "Куда девается вода из моря?" Толстой объясняет суть круговорота воды, он не дает своих личных оценок данному явлению, просто знакомит с ним читателя.

Разбор типового тренировочного задания

Выберите правильный ответ.

Текст вопроса: Как называется текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

1. Обрати внимание на слова, которые выбирает автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.

Почему этот рассказ назван описанием?

Лев Николаевич использует следующие выражения:

Видны алмазы, алмазы блестят, переливаются на солнце;

Выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Такие слова и сравнения показывают, насколько автор восхищен прекрасным явлением природы.

Он говорит о росе с любовью, нежностью и восторгом.

Подобранные им выражения преподносят росу, как нечто необыкновенное.

Это произведение названо именно так, потому что даёт описание природы глазами автора.

Он говорит о том, что видит, используя красивые слова, художественные приёмы.

Здесь нет научных терминов и фактов из биологии, здесь сугубо описание природы так, как её видит обычный человек.

2. Подумай, с какой целью Толстой написал его (чтобы что-то сообщить, доказать, передать свою радость, восхищение, привлечь наше внимание).

Я считаю, что цель Льва Николаевича при написании данного произведения – донести читателю, насколько прекрасна природа вокруг нас; показать своё восхищение ею и передать радость, которая его переполняла при наблюдении за столь прекрасной картиной.

Писатель показывает нам, что нужно уметь замечать прекрасное вокруг, находить его в каждой детали, в каждом листике и капле росы.

Он учит нас быть неравнодушными к окружающему миру, находить в нём источники радости и вдохновения.

Это произведение открывает глаза и новые горизонты.

То, что раньше было незамеченным либо казалось чем-то обычным, после прочтения приобретает новые краски.

А вдохновлённое, поднесённое настроение рассказа дарит спокойствие и душевное удовлетворение.

Это коротенький рассказ-описание об утренней росе. Толстой привлекает внимание читателей к красоте природы, любуясь переливающимися на солнце росинками, похожими на алмазы. Обращает внимание на то, как капельки росы шариками скатываются с травинки, если ее сорвать. Он восхищается вкусом росы, который, по его мнению, лучше любого другого напитка.

Основная мысль этого рассказа - природа восхитительна, и надо уметь замечать ее прелесть во всем. В данном случае - в крохотных капельках росы на траве ранним утром. Умение видеть красивое в окружающем мире делает нас счастливее, дарит радость, расцвечивает нашу жизнь яркими красками.


Он поселился возле Глухого озера. Один старик из местных не разобрал, что это птица, и стал распускать по окрестностям слухи, что на озере сам черт поселился. Местные жители перестали ходить к озеру за грибами-ягодами. Двое друзей решили выяснить, что же это за черт, отправились на озеро, увидели птицу, а потом прочитали в газете заметку о сбежавшем пеликане.

Главная мысль рассказа заключается, с моей точки зрения, в том, что у самых непонятных и загадочных явлений и событий всегда есть простое и разумное объяснение. Не стоит бояться и верить всем слухам, нужно разобраться в ситуации, объяснение обязательно найдется, и выяснится, что ничего страшного на самом деле нет.

Думаю, рассказ также учит не верить слухам, сплетням и домыслам, лучше увидеть все своими глазами и адекватно оценить обстановку.


В рассказе Э. Сетона-Томпсона "Рваное Ушко" повествуется о жизни крольчихи Молли Пушистый Хвост и её крохотного сынишки Рваное Ушко. Они и являются главными героями этого занимательного и поучительного рассказа.

Рваное Ушко описывается автором в начале рассказа как несмышленый крольчонок, зависящий от своей мамы. Но он старательно учится и постигает все тайны существования в сложном и опасном мире. Рваное Ушко старался следовать наказам матери и вскоре мог уже самостоятельно добывать себе корм и прятаться от злых хищников. В конце рассказа кролик превращается в отважного, умного и находчивого зверька. Он обзаводится семьей и находит свое счастье.

Молли Пушистый Хвост, мама крольчонка, проявляет чудеса материнской любви. Она вступает в бой с огромной змеей и вызволяет своего малыша. Крольчиха терпеливо учит сына премудростям жизни, заботится о нем и даже жертвует своей жизнью ради сынишки.

Главная мысль рассказа состоит в том, что нужно брать на вооружение все полезные советы своих родителей. А также нужно быть смелыми и решительными, стойко преодолевать трудности и не пасовать перед опасностями.

Отзыв о рассказе "Рваное Ушко" может быть таким:

Рассказ о приключениях Рваного Ушка мне очень понравился, поскольку он познавательный и интересный. Я узнала, как непросто существовать животным в природе и о том, что все лесные жители имеют свои повадки.

Мне было очень жаль маму Рваного Ушка, которая погибла, но она успела научить сына безопасному проживанию в лесу. Поэтому рассказ показался мне грустным, но он вызывает оптимизм: главный герой вырос и превратился в мудрого и смелого кролика. Он сумел воспользоваться советами своей мамы и устроил свою личную жизнь.

Автор учит нас сострадать и сочувствовать животным, проживающим в дикой природе. Кроме того, автор призывает нас быть внимательными и интересоваться жизнью животных и их повадками, не нарушая их привычный образ существования.


В рассказе "Царь-рыба" Виктор Астафьев поднимает очень важные вопросы: отношение человека к природе и отношение к обществу вокруг него. Главный герой Игнатьич -- хороший хозяин, в доме у него полный достаток; он всегда соглашается помочь односельчанам и лучший рыбак в округе.

Однако доброты и уважения к людям у него нет. Добившись всего сам, он с превосходством относится к другим, и они чувствуют такое его высокомерное отношение.

Так же и к природе относится рыбак: без уважения, без любви. Игнатьич занимается браконьерством, хотя всего ему хватает.

И когда он сталкивается с огромным осетром, "царь-рыбой", он из жадности не хочет упустить ее.

И едва не погибает. Только искренняя просьба о прощении словно спасает Игнатьича: рыба уходит на дно, сети отпускают его. Замечательно, что после этого рыбак будто перерождается, он чувствует облегчение в душе и уже не будет жить по-прежнему.

Рассказ учит добру, любви, уважению и к окружающему миру, и к людям вокруг нас.

Не надо считать себя выше всех -- неизвестно, как обернется жизнь, не придется ли еще каяться за свое высокомерие.

Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:

SqTWftBcCZoDc4lYH34cWYufIIdlByl.jpg

Ведь пока чайник не прошел весь свой жизненный путь, ему не было открыто то счастье, которое получает человек (чайник - это олицетворение человеческой натуры, по обыкновению Андерсенского стиля) от дарения себя другим. И как бы это не воспринималось высокопарно или насыщенно, но многие порой задумываются о том, зачем и для чего они (мы или я) пришли в этот мир. А чайник, будучи в молодости и зрелости - напыщенным гордецом, сумел, пройдя через испытания, поймать тот самый миг перехода в иное душевное состояние, которое показало ему новый мир (по большому счету!).

Как говорят, что лучше любить и не быть любимым, чем вовсе не испытать любви. Потому что счастье - это не только настоящее, это по большей части прошлое, наши воспоминания, благодаря которым многие продолжают жить.

В начале этого произведении Крутогорова описывается, как юный Александр Невский охранял берега Невы и противостоял шведскому войску, которым командовал Биргер. Князь не дал напасть на Новгород, а сам завладел шведами и не дал им сбежать.

Главная мысль этого рассказа заключается в том, что свою Родину нужно всеми силами и средствами, защищать от врагов. В воинских успехах важна инициатива, умение и вера в победу.

Если коротко, то главную мысль рассказа можно сформулировать в известном высказывании:

"Кто с мечом на Русскую землю придёт, от меча и погибнет".

Рассказ учит, что только храбрым, мудрым, смелым и дальновидным, благоволит удача.

рассказ Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.

И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Читайте также: