Описание развития плода в коране и сунне

Обновлено: 05.10.2024

О понимании хадисов про стадии развития эмбриона

О понимании хадисов про стадии развития эмбриона

Ассаляяму 'аляйкум братья и сестры!Вопрос будет необычным, насчет хадиса или вернее хадисов о том как формируется человек в утробе матери.Насчет Кур'аана все ясно, никаких вопросов нет.Но когда читаешь хадисы возникают вопросы причем не один.Для начала я сюда скину хадисы:

Итак хадисы приведены.На первый взгляд они противоречат друг другу однако я убежден и причем без сомнений что ни капли не противоречат просто у меня знаний не хватает как же их объединить.Что касается вопросов:

1.Согласно первому хадису ангел приходит через 120 дней и получает веления от Всевышнего и в итоге душу вдувает , а согласно второму и третьему ангел приходит через 40 дней и получает веления от Всевышнего.Но про душу ничего не упоминается.Как это понять?

2.Если смотреть на сведения от медицины(на несколько сайтах посмотрел) и с картинками которые они дают наблюдаются очень много несовпадений.Как это понять?Я понимаю что наука ошибается а хадисы нет но просто 21 век, развитая техника, можно легко проследить за развитием эмбриона.Допустим согласно хадису возьмем : 40 дней прошло и зародыш бывает еще в течение 40 дней сгустком крови, а потом еще в течение 40 дней - разжеванным кусочкем.Но если посмотреть на эти медицинские календари, а именно какую форму обрел зародыш на 120 дне то там явно не разжеванный кусочек а уже вот такой сформировавшийся человек с головой ручками ножками и прочее.У меня просто мозг взрывается, как это понять?

3.Последний вопрос.Согласно первому хадису после 40 дней , сгусток крови еще в течение 40 дней должен быть.Однако если посмотреть на второй и третий хадис то явно увидем что после 40-42 дней приходит ангел и наделяет и кожей и плотью и костями. КАК?А куда делись 40 дней пребывания в виде сгустка?!

О понимании хадисов про стадии развития эмбриона

بسم الله الرحمن الرحيم

О понимании хадисов про стадии развития эмбриона

Это то, что с позволения Аллаха мне удалось собрать по данной теме.
Если братья наши дополнят, то будет прекрасно )

Мусульмане любят похвастаться , что Коран настолько продвинутая книга, будто он предвосхитил научные открытия за много сотен лет . В доказательство они приводят разные отрывки из Корана, в том числе стихи о сотворении человека, которые якобы воспроизводят все стадии развития эмбриона . Но почему мусульмане не правы?

Действительно, в Коране в 23 суре Аль-Муминун сказано:

"Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надежном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжеванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости, и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!"

Апологеты ислама любят говорить, что это все стадии развития эмбриона , и что Коран якобы опередил эмбриологию. Но ведь этот отрывок вообще никак не отвечает современным научным требованиям. И это не всё.

Действительно, для 7 века написано достаточно подробно. Неужели авторы Корана были какими-то гениями? Неужели пророк Мухаммед выдал самые передовые знания на тот момент? Нет, и вот почему.

Задолго до пророка Мухаммеда , в далеком 2 веке н.э. , жил-был древнеримский ученый Клавдий Гален Пергамский . Гален был талантлив, знал философию, врачебное искусство, его считают одним из самых крупных античных исследователей медицины.

Его работы получили широкое распространение. Благодаря ему арабские и персидские ученые смогли достичь серьезных открытий в медицине. Но как связаны Гален и Коран? Всё просто. "Передовая информация" о развитии эмбриона, описанное в Коране, было уже зафиксировано Галеном Пергамским. Вот что он пишет:

Первый период - это то, как мы видим при абортах, так и при вскрытии, что у зародыша преобладает форма семени . Когда он заполняется кровью, то сердце, мозг и печень еще не сформированы , но зародыш уже имеет определенную цельность и значительные размеры.

Третий период. Далее можно уже видеть некий контур остальных частей зародыша: строение желудка более мутно, строение конечностей более отчетливо .

Четвертый период. Во время этой стадии все конечности становятся раздельны друг от друга, зародыш становится ребенком. Видно, что он двигается и дергается, как животное, он полностью сформировался. Настало время, когда природа станет полностью формировать все органы. Так, плоть будет расти на костях и вокруг них . На костях будут связки, чтобы связать кости. "

Представленное Галеном описание развития эмбриона в разы точнее и лучше, чем в Коране . Текст старше Мухаммеда на 360 лет.

Выводы делайте сами.

Источник: Corpus Medicorum Graecorum: Galeni de Semine (Galen: On Semen) (греческий текст с английским переводом. Phillip de Lacy, Akademic Verlag, 1992) раздел I: 9: 1-10 PP. 92-95, 101.

В течение многих десятков лет у людей сложилось неправильное представление об Исламе и религии вообще. Этому также способствовали некоторые уроки из европейской истории. Если мы обратимся к истории, то столкнемся с определенными фактами и закономерностями развития человеческого общества. Закономерность состоит в том, что общество не в состоянии развиваться самостоятельно. Оно всегда нуждалось в руководстве. Общество обречено совершать одни и те же ошибки до тех пор пока не поймет, что спасение лежит в следовании пути указанного Богом через Пророков. Всевышний Творец не оставил человечество блуждающим в тьме заблуждений и невежества. В самых кризисных периодах общества Бог посылал своих Посланников и последним из них является Мухаммад, да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир. Он пришёл с ясными знамениями и научил людей Благородному Корану - величайшему чуду со времён Адама и до Дня воскресения. Священные тексты Корана охраняются Аллахом и никогда не будут искажены. Всевышний сказал: Поистине, Мы ниспослали напоминание, и Мы его охраняем! (аль-Хиджр 15:9). В этом состоит великая милость Господа к последней небесной религии. Сегодня люди не могут увидеть пророка Мухаммада, однако, Священный Коран свидетельствует о нём и доказывает истинность его послания. А неопровержимым доказательством божественной природы Книги Аллаха являются факты, описанные в Коране с поразительной точностью более 14 веков назад. Многие мусульманские учёные не могли объяснить ранее некоторые аяты Корана, но сегодня наука шагнула вперёд, и свет Ислама с новой силой ворвался в наш мир. Всевышний сказал: Мы покажем им Наши знамения по странам и в них самих, пока не станет им ясно, что это - истина (Фуссылат 41:53). Со знамениями приходили все пророки, и Аллах поддерживал их чудесами, которые укрепляли в людях веру в Единого Господа. Моисей превратил посох в змею, Иисус исцелял прокажённых и слепых.

Примечательно, что само содержание чудесных явлений соответствует характеру и уровню знаний определённой эпохи и интересам определённого общества. Такое соответствие может быть объяснено необходимостью: 1) воздействовать на общество в той сфере, которая привлекает наибольшее внимание и вызывает всеобщий интерес; 2) дать пророкам аргументы, позволяющие им восторжествовать над вождями и другими влиятельными лицами общества; 3) предоставить наиболее знающим учёным возможность доказать чудесную природу этих знамений, чтобы общество не было обделено способностью судить о правдивости послания.

Шейх Мустафа Ахмад сказал: В те времена, когда пророк получил Откровение, арабы были весьма искусны в литературе и поэзии. Они часто устраивали поэтические конкурсы, доведя таким образом свой язык до самой высокой степени совершенства. Однако, услышав строки Корана, они были настолько изумлены непревзойдённым красноречием и выразительностью его языка, что некоторые учёные, описывая воздействие Корана на людей, указывали на его магическое влияние. Поскольку мастерство владения языком людей того времени достигло высокой степени совершенства, лингвистические особенности Корана были главным доказательством его божественного происхождения. Мы же живём в век науки. В результате её быстрого развития человечество достигло многих успехов, и науку считают главным средством в поисках истины. Однако Коран, благодаря непрерывности своей чудесной природы, и сегодня заключенным в нём беспрецедентным объёмом знаний доказывает, что это действительно Слово Создателя, и ничто не скрыто от Его знания.

Коранические чудеса затрагивают широкий спектр современной науки. Ведущие учёные в области эмбриологии, паразитологии, геологии, астрономии, океанологии метеорологии исследовали научные аяты Корана и признали его Откровением от Господа миров. Коранические знамения сочетаются с развивающимся знанием человечества и сопровождают научно-технический прогресс. Поскольку же Книга Аллаха охватывает многие сферы бытия, люди разного уровня развития легко могут понять её аргументацию и оценить её достоверность. Исламу было суждено разрушить ошибочное представление о религии, сломать предрассудки и наставить человечество на истину. Вера во Всевышнего Творца не только не противоречит человеческому разуму, но и является единственно правильной концепцией в отношении происхождения человека, смысла его существования и образа его жизни. Английский физик Кельвин сказал: Если вы хорошо и глубоко задумаетесь, то увидите, что наука заставляет вас верить в Бога. Другой мыслитель Френсис Бэкон сказал: Поверхностные и элементарные философские знания приводят человека к атеизму и безбожию, а глубокие, полные и всесторонние философские знания делают человека набожным и благочестивым.

До недавнего времени не было достаточно широко известно, что Коран и Сунна пророка Мухаммада содержат множество указаний, касающихся стадий развития человека. Эти указания не были достаточно поняты, поскольку они относились к таким деталям процесса развития, которые прежде науке были неизвестны. В Священном Коране и хадисаx Всевышний Аллах сказал: Мы сотворили человека из эссенции глины, потом Мы поместили его каплей (нутфа) в надёжном месте, потом создали из капли сгусток крови (алака), потом создали из сгустка крови кусок мяса (мудга), потом создали из этого куска кости (изам), и потом облекли кости мясом (ляхм), потом Мы вырастили его в другом творении, - благословен же Аллах, лучший из творцов! (аль-Му'минун 23:12-14). В этом отрывке дано описание трёх основных стадий развития: 1) стадия капли (нутфа); 2) стадия формирования (хальк); 3) стадия роста (наш'а).

1. СТАДИЯ КАПЛИ (НУТФА) Стадия нутфа (небольшое количество жидкости или капля её) охватывает появление спермы и яйцеклетки и их соединение с образованием оплодотворённой зиготы, деление клетки с образованием бластулы, а также имплантацию последней в матку. Стадия нутфа включает в себя пять фаз или подстадий:

1 фаза. Аль-ма ад-дафик (извергаемая жидкость). Известно, что мужчина извергает семенную жидкость, что отражено в следующих словах Аллаха: Пусть же посмотрит человек, из чего он создан! Создан из воды изливающейся (ат-Тарик 86:5-6). Грамматический анализ арабского глагола, соответствующего слову изливающийся, свидетельствует, что это слово в приведённом утверждении из Корана указывает на активный характер процесса извержения, то есть на то, что извергаемая жидкость подвижна. Современная наука доказала, что сперматозоиды обладают подвижностью и достаточной активностью. Извержение происходит и в организме женщины, когда яйцеклетка попадает в фаллопиеву трубу и продвигается по ней. Попаданию сперматозоидов к месту оплодотворения способствует сокращение мускулатуры матки, которое вызывают простагландины, имеющиеся в семенной жидкости. В период фазы фертильности менструального цикла, когда возможно оплодотворение, слизь в шейке матки, которая в остальное время почти не проницаема для спермы, становится светлой, приобретает желеобразную консистенцию и обеспечивает возможность прохождения спермы. С помощью ферментов, выделяемых слизистой оболочкой матки (эндометрием) и яйцеводов, из головки сперматозоида удаляются гликопротеиды, и она приобретает заряд. Под влиянием ферментов, выделяемых в яйцеводах, также ослабляются связи между фолликулярными клетками, окружающими яйцеклетку, открывая тем самым сперматозоидам доступ к её защитной мембране. Об участии мужской и женской жидкостей в процессе оплодотворения упомянул посланник Аллаха. Когда иудей задал пророку вопрос: О Мухаммад, из чего создан человек? Пророк ответил: О иудей, он создан из обеих - из мужской и женской жидкостей (хадис передал имам Ахмад).

2 фаза. Сулала (тонко извлеченная из жидкости субстанция). Термин сулала относится к процессу отбора основной субстанции из жидкости, которая выделяется у мужчин и женщин. Всевышний сказал: Потом (Господь) сделал потомство его (мужчины) из капли (сулала) жалкой воды (ас-Саджда 32:8). Таким образом, создание человека из двух жидкостей происходит путём особого отбора, для обозначения которого и используется термин сулала. Из фолликулярной жидкости выделяется яйцеклетка, а из многих миллионов сперматозоидов семенной жидкости - один единственный сперматозоид, который, первым коснувшись мембраны яйцеклетки, легко проникает в неё. Однако, сразу вслед за этим в клеточной мембране происходят быстрые физико-химические процессы, которые запирают вход для всех остальных. Пророк Мухаммад сказал: Не из всякой жидкости рождается плод. (хадис передал имам Муслим). Во-первых, перед оплодотворением семенная жидкость подвергается тонкому отбору; а во-вторых, для зачатия количество сперматозоидов в семени мужчины должно быть не менее 20 млн./ см2.

3 фаза. Нутфат-у-амшадж ("капля смешанной жидкости"). Оплодотворённая яйцеклетка, или зигота, принимает форму капли - нутфат-у-амшадж. Всевышний сказал: Мы создали человека из капли смеси (нутфат-у-амшадж) (аль-Инсан 76:2). Слово нутфат - это существительное единственного числа, а "амшадж" - прилагательное множественного числа. Поэтому это выражение представлялось таинственным для ранних толкователей Корана, однако сегодня ясно, что зигота, оставаясь в единственном числе, представляет собой многокомпонентную систему, сложенную из хромосом и других составляющих сперматозоида и яйцеклетки. В процессе развития зиготы происходит деление клеток зародыша, называемых бластомерами. Через четыре дня после оплодотворения они образуют скопление клеток сферической формы - морулу. На пятый день после оплодотворения по мере разделения на две части клеток, составляющих морулу, из неё формируется многоклеточное образование - бластула. В этот период бурного деления клеток термин амшадж очень точно характеризует нутфат.

5 фаза. Харс (имплантация). Всевышний сказал Ваши жёны - нива (харс) для вас; ходите на вашу ниву, когда пожелаете (аль-Бакара 2:222). Понятие нива (харс) связано с вспашкой почвы. Последний этап стадии нутфа начинается с имплантации бластулы и называется харс. В Коране этот процесс уподобляется возделыванию почвы, а выстилка матки - почве, в которой развивается семя.

2. СТАДИЯ ФОРМИРОВАНИЯ (ХАЛЬК) 1 фаза. Алака (пиявка). Период формирования начинается, когда эмбрион приобретает форму алака. Эмбрион вытягивается до тех пор, пока не приобретает вид, напоминающий пиявку. Эмбрион прикрепляется к стенке хорионического мешка, покрытого ворсинками, которые прикреплены к эндометрию, или внутренней выстилке матки. Зародыш окружён амниотической жидкостью подобно тому, как пиявка окружена водой. На этой стадии эмбрион обладает примитивной системой кровообращения и нервной системой. Таким образом, термин алака соответствует внешнему виду зародыша и способу его крепления к поверхности матки. Другоe значение слова алака - подобный сгустку крови. К концу третьей недели развития в зародыше начинает циркулировать кровь, в результате чего эмбрион приобретает вид кровяного сгустка, хотя кровь его и остаётся жидкой.

2 фаза. Мудга (разжёванный кусочек). На 24-25 день завершается стадия алака. Переход от стадии алака к стадии мудга совершается очень быстро. Она начинается на 26-27 день. Слово мудга означает кусочек, который был разжёван. На этой стадии, после формирования эмбриона и плаценты, процесс роста ускоряется и появляются участки тела, называемыесомитами, из которых будут формироваться кости и мышцы. Сомиты, которые становятся видны на теле эмбриона, напоминают отпечатки зубов. Развитие эмбриона на этой стадии имеет определённые особенности: а) внешний вид сомитов или отпечатков постоянно меняется подобно тому, как меняется вид отпечатков зубов в процессе жевания; б) в процессе формирования новых тканей эмбрион поворачивается подобно тому, как поворачивается жевательная резинка в процессе жевания; в) спинка эмбриона изгибается, как изгибается пластинка жевательной резинки; г) по мере формирования сомитов часть внутренних элементов подвергается дифференцировке в зачаточные органы, а другая часть остаётся недифференцированной, что нашло отражение в Коране: . потом из куска мяса (мудга), сформированного и бесформенного (аль-Хаджж 22:5).

3 фаза. Изам (кости). По окончании стадии мудга зародыш имеет хрящевой скелет. Первичные центры оссификации появляются на 7-й неделе. Пророк Мухаммад сказал: Когда минуют 42 ночи со времени нутфа (времени зачатия) Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему форму и создаёт уши, глаза, кожу, мышцы и кости. . " (хадис передал имам Муслим). В хадисе подчёркивается, что ангел придаёт форму зародышу. До 42-го дня довольно трудно отличить внешний вид эмбриона человека от эмбрионов многих других животных, но в этот период он приобретает присущий ему облик. В течение этого периода эмбрион распрямляется и формируются органы, обеспечивающие жизнедеятельность плода. В Коране этот процесс описывается следующим образом: (Господь), который сотворил тебя, затем выровнял и затем соразмерил (аль-Инфитар 82:7).

4 фаза. Ляхм ("мясо"). Всевышний сказал: . создали из этого куска кости и облекли кости мясом. (аль-Муминун 23:14). Несмотря на то, что миобласты, или примитивные мышечные клетки, располагаются в непосредственной близости от развивающихся костей, формирование прикреплений мышц происходит после того, как начался процесс оссификации средних и концевых фрагментов костей. Наряду с облечением костей мясом в эту фазу продолжается выпрямление тела. Именно в это время (7-8 недели) начинается дифференцировка гонад половых желёз и формирование яичек и яичников, что также отражено Коране. Несмотря на то, что миобласты, или примитивные мышечные клетки, располагаются в непосредственной близости от развивающихся костей, формирование прикреплений мышц происходит после того, как начался процесс оссификации средних и концевых фрагментов костей. Наряду с облечением костей мясом в эту фазу продолжается выпрямление тела. Именно в это время (7-8 недели) начинается дифференцировка гонад половых желёз и формирование яичек и яичников, что также отражено Коране.

. СТАДИЯ РОСТА (НАШ 'А) На 9-ой неделе начинается период внутриутробного развития плода, начало которого чётко отражено в Коране: . потом Мы вырастили его в другом творении. (аль-Муминун 23:14). Ко всем предыдущим стадиям эмбрионального развития относился глагол халакна (мы создали, мы изменили), однако начало нового периода выделяется глаголом анша'наху (дать начало, вырастить, увеличить). На стадии наш'а проявляются следующие особенности: а) после 12-ой недели значительно ускоряется рост плода, на что и указывает глагол анша'наху; б) формируются конечности, соотношение размеров головы, тела и конечностей становится более пропорциональным, кожа покрывается пушком, происходит дифференциация наружных половых органов, закладка поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры, в это время у плода появляются координированные рефлексы и движения, происходит и ряд других изменений, которые подтверждают, что зародыш превращается в другое творение - плод, что и подчёркнуто в Коране; в) ангел вдыхает в зародыш душу. Пророк Мухаммад сказал: У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40 дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же - в виде разжёванного куска. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок, деяния и будет ли он несчастным или счастливым (хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим).

Природа души находится вне сферы естественных наук и ещё не понята человечеством. Всевышний сказал: Они спрашивают тебя о душе. Скажи: Душа (приходит) от повеления Господа моего. Даровано вам знания лишь немного (аль-Исра 17:85). Известно, что между понятиями жизни и души существует различие, хотя природа их остаётся для нас таинственной. Сперматозоид и яйцеклетка представляют собой живые организмы, тем не менее, они лишены души. Творения же, имеющие душу, обладают самостоятельным сознанием, подобно человеку и животным. Доказательством обретения человеком души на этой стадии может служить появление у плода произвольных движений, осуществляемых, в отличие от рефлекторных движений, по собственной воле плода. Таким образом, приведённые выше три значение слова наш'а весьма точно соотносятся с определением стадии: начинать - указывает на начало функционирования выделительной, кроветворной и других систем; расти и развиваться - указывает на быстрый рост и развитие органов и систем; увеличиваться - указывает на быстрое увеличение роста и веса плода, отмечаемое на 12-ой неделе.

СРОКИ РАЗВИТИЯ ПЛОДА В Священном Коране указана не только последовательность событий, связанных с развитием зародыша и плода, но и обозначены сроки наступления этих событий, что осуществляется с помощью союзов фа (потом, с очень короткой задержкой) и сумма (потом, с определённой задержкой). Всевышний сказал: Мы сотворили человека из эссенции глины, потом (сумма) Мы поместили его каплей (нутфа) в надёжном месте, потом (сумма) создали из капли сгусток крови (алака), потом (фа) создали из сгустка крови кусок мяса (мудга), потом (фа) создали из этого куска кости (изам), и потом (фа) облекли кости мясом (ляхм), потом (сумма) Мы вырастили его в другом творении, - благословен же Аллах, лучший из творцов! (аль-Му'минун 23:12-14). Использование союза сумма указывает на наличие некоторой задержки между следующими фазами:

1) При переходе нутфа в алака. Во время фазы имплантации на стадии нутфа вплоть до стадии алака процессы развития развиваются достаточно медленно. От начала фазы имплантации (6-й день) до соединения оплодотворённой яйцеклетки со слизистой матки (14-й день) проходит около недели, а затем проходит ещё около 10 дней до начала развития спинной хорды (16-й день), когда эмбрион приобретает облик пиявки или алака. Таким образом, в процессе развития стадии алака отмечается некоторая задержка.

Термины, использованные в Коране, весьма точно описывают разные процессы, происходящие с эмбрионом и плодом. Использованная номенклатура проста, понятна и согласуется с представлениями современной эмбриологии. Подобные научные данные не могли быть известны простому человеку в 7 веке. Как мусульманам, так и немусульманам понятно, что они могли быть открыты пророку Мухаммаду только Господом миров, которому известно все - не только о нашем развитии, но и о наших деяниях и мыслях. Священный Коран - Книга истины, ниспосланная Аллахом для всего человечества. Всевышний сказал: Скажи: Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, даже если одни из них были бы другим помощниками (аль-Исра 17:88). Четырнадцать столетий минуло с тех пор, как был сделан этот вызов. Сегодня, когда люди открыли для себя законы развития и жизни человеческого зародыша, все мы нуждаемся в справедливом законе для развития и жизни человеческого общества. Книга Аллаха проливает свет как на тайны человеческого развития, так и на тайны подлинного счастья, которого люди лишились, отвернувшись от руководства Господа. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение пророку Мухаммаду, его роду и праведным сподвижникам!

Некоторые мусульмане часто испытывают сомнения относительно некоторых пророческих хадисов, полагая, что они противоречат друг другу, несмотря на то, что являются достоверными. Конечно же, это “противоречие” является мнимым, которое вызывает у человека сомнение по причине отсутствия шариатских знаний.

Так же немалую роль в этом играют сомнения безбожников и врагов Ислама, которые часто пытаются выставить Пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, противоречащим устоявшимся научным фактам. А невежественные мусульмане, не обладающие знанием, читают всё это в просторах интернета, а затем начинают испытывать сомнения не только в хадисах, но и в Коране, во всей религии и даже в Господе миров.

Да убережёт нас Аллах от такого!

Шариатские тексты не могут противоречить друг другу

Поэтому, мы никогда не найдём два достоверных шариатских текста, противоречащих друг другу. Однако противоречия присущи обычным людям, так как они подвержены ошибкам, в отличие от Того, Кто не ошибается.

Учёные упоминали некоторые причины, из-за которых внешне людям может показаться наличие противоречия между Священными текстами:

– Например, некоторые шариатские тексты могут быть общими, а другие – конкретизирующими. Кто-то может подумать, что есть противоречие между двумя текстами, тогда как нет никакой сложности в их объединении: конкретизирующий текст разъясняет общий, и тем самым исчезает противоречие.

– Следующая причина – это непонимание шариатских текстов. Т.е. человек в силу своего невежества может не понять смысл тех или иных текстов.

– Ещё одна причина – это когда высказывания были произнесены при различных обстоятельствах, и по причине места, времени или самого человека ответ мог различаться. Как, например, одному старому сподвижнику Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время поста разрешил целовать жену, а другому молодому – нет. Или как слова Ибн ‘Аббаса, который на вопрос о покаянии за убийство верующего одному ответил, что нет за это покаяния, а другому ответил, что покаяние за это есть. После чего пояснил, что первый желал совершить убийство, а второй уже совершил это преступление. И тем самым он закрыл двери для этого пагубного греха первому, и не стал ввергать в отчаяние в прощении Аллаха второго.

– Также из числа причин – это ошибки некоторых передатчиков хадисов, и тут ошибки могут быть в смысловой составляющей хадиса (в матне), когда передатчик передаёт то, чего не говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

– К тому же ошибки могут содержаться в цепочке передатчиков хадиса (в иснаде), когда передатчик ошибается и возводит до Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, слова, которые он не говорил.

– Также причиной внешнего противоречия может быть различное понимание учёными одних и тех же шариатских текстов.

Предостережение от следования различным сомнениям

И тут хотелось бы сделать важное наставление в первую очередь себе, а затем и другим мусульманам, которое сделал в своё время Шейхуль-Ислям ибн Теймия своему ученику Ибн аль-Къайиму, да помилует их Аллах:

Процитировав эти слова имама Ибн Таймии, имам Ибн аль-Къайим сказал: “И я не знаю ни одного из наставлений о том, как противостоять сомнениям (шубухат), которое бы принесло мне такую же пользу, как это!” (См. “Мифтаху дари-сса’ада” 1/144).

“ат-Тахликъ” и его стадии

Теперь что касается вопроса об эмбриональном развитии человека.

Когда происходит ат-тахъликъ?

При обсуждении этой темы учёные приводят две категории достоверных хадисов.

Первая категория – это хадис ибн Мас’уда, который приводится у аль-Бухари и Муслима, с которого понимается, что эмбрион имеет три стадии развития:

– сорок дней он пребывает в виде капли (нутфа),

– ещё сорок дней в виде сгустка (‘алякъ),

– и ещё сорок дней в виде кусочка плоти (мудгъа).

Вторая категория – это несколько хадисов, в которых сообщается, что стадия развития плода происходит в первые сорок дней, и что ангел приходит после 42 дней. И тут есть разные версии относительно количества дней, однако все они варьируются между 40 и 45 днями.

Начнём с хадиса, который приводят имамы аль-Бухари и Муслим со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах:

Опираясь на этот хадис, многие учёные сказали, что тахликъ начинается в то время, когда плод переходит в стадию кусочка плоти (мудгъа).

Кстати, когда шейху Ибн ‘Усаймину во время одного из уроков сказали, что современная медицина противоречит версии хадиса от Ибн Мас’уда, он ответил, что мы принимаем хадис ибн Мас’уда, передавшего эти слова от самого правдивого человека – Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Затем они привели другие хадисы, указывающие на это значение и подтверждающие его смысл:

Так же существуют и другие версии хадисов и асары, в достоверности которых есть разногласия, они несут в себе такой же смысл, и в них говорится о том, что ангел приходит после 40 дней.

Учёные, которые сказали, что тахликъ эмбриона начинается после 40 дней, делятся на две группы:

Первая группа сказала, что тахликъ начинается после 40 дней, опираясь на вышеупомянутые хадисы, а что касается хадиса ибн Мас’уда, который привели аль-Бухари и Муслим, то они истолковали его сказав, что все три стадии – капля, сгусток и кусочек плоти – проходят в течении первых сорока дней.

Говорит шафиитский имам – Ибн аз-Замалькани (727 г.х.) : “Что касается хадиса, который приводит аль-Бухари, то следует понимать именно так. Значение “формируется” (юджма’у) в утробе, т.е. формируется полноценным, в идеальном виде. Отсюда мы говорим: (Мужчина джами́’), то есть, создан в идеальном виде (без недостатков). Оба выражения схожи в том, что называются совершенными, но не в отдельных свойствах присущих каждому отдельно.

Тут ты перечисляешь порядок его периодов, которые он прожил в этом мире.

Другая же группа учёных сказала, что хадис ибн Мас’уда, который приводится у аль-Бухари и Муслима, следует понимать так, как на него указывает его внешний смысл. Ведь в этом хадисе вообще нет никакого упоминания о том, когда именно происходит тахликъ, и когда плод наделяется слухом, зрением, мясом и костьми. Об этом всём не говорится в этом хадисе, однако это извлекается с других хадисов, как например, хадис Хузейфы аль-Гъифари, который приводит имам Муслим, и в котором тахликъ начинается через 42 дня.

Говорит хафиз Ибн Раджаб: “В хадисе Ибн Мас’уда ничего не говорится о формировании эмбриона. Напротив, от самого же ибн Мас’уда передается, что формирование (тахликъ) начинает происходить до начала третьей сороковки”. (см. Джами’ аль-‘улюм уаль-хикам, стр. 164).

Таким образом, группа учёных объединяла между этими хадисами.

Имам Ибн аль-Къаиим, да помилует его Аллах, объединяя между хадисом ибн Мас’уда и хадисом Хузейфы у Муслима, говорит: “В этой главе есть два достоверных хадиса от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые мы разберем позже и увидим, что они соответствуют друг другу”. (см. Тухфатуль маудуд, стр. 367).

Внешне этот хадис указывает на то, что придание зародышу формы, наделение его слухом, зрением, кожей, плотью и костями, происходит в начале вторых сорока дней, и отсюда следует, что в начале второй сороковки у него уже появляются мясо и кости”. (См. Джами’ аль-‘улюм уаль-хикам, стр. 163).

После того, как ибн Раджаб, который скончался в 795 г.х. упомянул утверждения медицины его времени о развитии эмбриона, он сказал: “И это сходится с тем, на что указывает хадис Хузейфы ибн Асида о том, что тахликъ начинается в начале вторых сорока дней, и что он уже тогда наделяется мясом”. (см. Джами’ аль-‘улюм уаль-хикам, стр. 163).

Он также сказал: “Тахликъ, а также придание образа после сорока дней, начинаются постепенно, как это происходит с растениями. Это заметно в растениях и животных, как например, если ты задумаешься о том, как развивается цыплёнок в яйце. Воистину, вся неясность кроется в недостаточном понимании Слов Аллаха Всевышнего и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Неясность кроется в нашем понимании, а не в разъяснениях Того, Кто не ошибается, а Аллах Тот, к Кому взывают о помощи”. (См. Тухфатуль маудуд, стр. 373).

Когда эмбрион наделяется душой?

То есть, учёные не связывали между движением плода и между вдуванием в него души, поскольку плод может шевелиться и до того, как придёт ангел и с дозволения Аллаха вдует в него душу.

Шейх ответил: “Этот вопрос можно рассмотреть с двух сторон: с шариатской и с медицинской.

Если подойти с шариатской стороны, то у нас есть достоверный и согласованный между двумя шейхами (аль-Бухари и Муслимом) хадис ибн Мас’уда, где сообщается, что вдувание души происходит после 4 месяцев.

Что касается того, что было научно установлено современной медициной, якобы душа у младенца появляется до этого срока, то я убеждён, что вместе с противоречием хадису, это так же не является чем-то неоспоримым с точки зрения самой медицины. Несмотря на то, что это не моя специализация, однако я скажу из того, что мне известно и это разделит со мной каждый просвещённый, у кого есть осведомлённость касательно сегодняшних научных докладов и т.п.

Значит, тут две души. Есть третья душа (жизнь)? Её нет и со стороны медицины. Есть только две, первая – с которой развивается сперматозоид и продолжает развиваться до тех пор, пока не начинает двигаться в утробе своей матери. Другая – которая вдувается в зародыша, и без сомнений, что это душа отличается от той, что живёт в том сперматозоиде.

Что касается установленного медицинского факта относительно того, что жизнь в зародыше появляется после сорока дней, то это не больше чем просто заявление. Душа, о которой сообщил нам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что Аллах приказывает ангелу вдуть её в зародыш – ни с шариатской точки зрения, ни тем более с медицинской нельзя сказать, что она вдувается после сорока дней, или как минимум до наступления 4 месяцев. Это абсолютно не так.

В конце, хотел бы сделать напоминание. Не следует смешивать между людскими экспериментальными науками и между Божественной наукой, источник которого Книга нашего Господа и хадисы нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

У каждой из этих наук свой путь. Путь шариатских наук – это безошибочный Коран и Сунна. Путь же мирских наук – это люди, которые могут ошибаться, а могут и быть правыми.

Заключение

Как же прекрасны слова имама аш-Шафи’и, сказавшего: “Я уверовал в Аллаха и во всё, что пришло от Аллаха именно так, как этого пожелал Аллах. И я уверовал в Посланника Аллаха и во всё, что принёс Посланник Аллаха именно так, как этого пожелал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Рисаля аль-Мадина” 121.

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “В то, о чём сообщил Посланник (мир ему и благословение Аллаха) от своего Господа, является обязательным верить в это, независимо от того, понимаем ли мы это или нет, поскольку Посланник (мир ему и благословение Аллаха) является правдивейшим и достойным доверия. И то, что упомянуто в Коране и в Сунне является обязательным верить в это каждому мусульманину, даже если он и не понял истинного значения”. См. “Маджму’уль-фатауа” 3/41.

Шейх ‘Абдуррахман аль-Баррак сказал: “Единственное, что лишено ошибок – это Книга Аллаха (Коран) и Сунна Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. И если тебе стало что-то неясным, чего твой неполноценный разум не понимает, то держись за вервь Аллаха и за Его Книгу, и этого будет тебе достаточно”. Сл. “Шарх ‘Акыда ат-Тахауийя” № 10.

И какой же прекрасный пример для мусульман в Абу Бакре правдивейшем!

Читайте также: