Описание речевого уголка в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время.

Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырёх компонентов:

1. Центральное место занимает речь воспитателя.

Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т.д) .

2. Систематические занятия по развитию речи.

3. Беседы, игры, и игровые упражнения , направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут); могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на “момент”.

4. Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи – речевой уголок.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в УДО – правильная организация предметно-развивающей среды. Предметно развивающая среда - есть комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

Критерии оснащения при подборе дидактического материала:

Содержание должно определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи

Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий по развитию речи. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми задачами. А помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Содержание речевого уголка:

1. Картотека артикуляционных упражнений.

2. Комплект зеркал (с ручкой) .

3. Картотека дыхательных упражнений.

4. Картотека пальчиковых игр.

5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических) .

6. Предметы для поддувания.

7. Дидактические игры на обогащение словаря.

8. Дидактические игры на развитие ГСР.

9. Дидактические игры на развитие СР.

10. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам.

11. Дидактические игры на совершенствование ЗКР.

12. Картотека игр на развитие фонематического восприятия.

13. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.)

14. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.

Цветовое отображение разделов речевого уголка:

• мелкая моторика – чёрный.

Работу по развитию обогащению словарного запаса детей включает в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования в утренней гимнастики, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2-ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, “рука - это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.

Особый интерес для педагогов составляют двигательно-речевые средства. Они часто используются на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.

Детям необходимо выполнять как традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение.

Если захочет взрослый, то захочет и ребенок. Главное, вооружить воспитателей простыми и эффективными средствами для организации речевых уголков, которые таят в себе огромный резерв творческого развития ребенка.

В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.

Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

2. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

Формирование умения составлять описательные рассказы по картине, обогащение словаря.

3. Пособия на развитие артикуляционной моторики: картинки для иллюстрации артикуляционных игр; комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах.

Развитие артикуляционного аппарата, формирование правильного звукопроизношения.

Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи.

дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия. Примеры игр: "Рассмотри и расскажи".

"Очень нужные слова- для тебя и для меня!", " Найди картинку", "Выбери картинку", "Придумай свое слово","Найди ошибку",

"Угадай, кто меня позвал?",

Развитие фонематического слуха и восприятия.

6. Игры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения: голосовые игры, игры – инсценировки, упражнения на координацию речи с движением, игры на автоматизацию, дифференциацию и закрепление звуков в словах и предложениях, чистоговорки.

Формирование правильного звукопроизношения.

7. Пособия на развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек; массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; игры с природным материалом; игры с предметами домашнего обихода; прищепки; бусины, мозаика, шнуровки, пазлы, бизиборды.

Тренировка мелкой моторики для полноценного и своевременного развития речи.

8. Картотека пальчиковых игр.

Совершенствование мелкой моторики, формирование способности соотносить слово с действием, развитие правильного звукопроизношения.

Пополнение и активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

Формирование грамматических представлений, обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи.

11. Художественные произведения по программе: сборники сказок, стихотворений и рассказов с иллюстрациями.

Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.

Активизация речевой деятельности детей; развитие диалогической речи, формирование умения

отчётливо и внятно произносить слова, развитие интонационной выразительности.

13. Персонаж-хозяин уголка (кукла или игрушка).

Побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики.

14. Комплект зеркал (с ручкой).

Контроль за выполнением упражнений.

Об авторе

Гурова Наталия Евгеньевна

Новые записи автора

Комментарии 1

Мне нравится, что материал представлен в таблице! Всё грамотно и понятно составлено. Спасибо!

Новое в блогах

Консультация для педагогов "Коррекционные игры с детьми при ди…

Мероприятия EXO в старшей группе

В блогах

Цель: Создание условий для систематизации, обобщения и дополнения знаний детей старшего дошкольного возраста о жизни животных и растений в разные.

Мастер-класс по экспериментальной деятельности для детей 6-7 лет

Новое на сайте

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности Ранний возраст – один из важнейших этапов развития познавательной активности детей, под которым понимается не только процесс получения знаний, умений, навыков, но и поиск знаний самостоятельно.

Оформление речевого уголка в детском саду своими руками

Детский сад — не просто место, где родители могут оставить своих детей в будний день. Это центр, где детям дают всестороннее полноценное развитие, обучая повседневным навыкам, развивая физические способности, тренируя мыслительные процессы. Первостепенной задачей ДОУ является развитие речи, пополнение словарного запаса, для реализации которой создается речевой уголок.

Назначение уголка речевого развития в ДОУ

Без полноценно развитой речи детям сложно адаптироваться в школе, где нужно строить отношения с преподавателями, уметь без затруднения обратиться с вопросом или просьбой, создавать дружеские связи с другими детьми. От того, как развита речь ребенка зависит:

  • насколько он уверен в себе;
  • как легко он может формулировать мысль;
  • степень восприятия больших объемов поступающей информации.


Зона развития речи

Создание речевого уголка в старшей группе стимулирует детей к участию в развивающих играх. От того, насколько привлекательно он оформлен, зависит степень заинтересованности ребят.

Задачи и цели создания речевого уголка

Главная цель создания таких островков обучения в государственных дошкольных учреждениях — максимально полноценно развить речевые способности воспитанников, обогатить словарный запас каждого.

Перед воспитателями стоит задача вовлечь детей в игры, тренирующие дыхание и обучающие правильной силе выдоха при произношении.

Оформление речевого уголка своими руками

Создавая речевой уголок, нужно продумать все необходимые дидактические материалы, которые будут использоваться в тех или иных играх-упражнениях. Важно дать ему имя, которое будет привлекать детей, и связать его с интересным персонажем, поселившимся в красочном обучающем месте.

Нормативы ФГОС ДО для уголка речевого развития

Нельзя оформить красочный стеллаж, опираясь только на собственную фантазию. ФГОС предъявляет ряд требований к внешнему виду, содержанию и расположению обучающих зон в ясельных, средних и старших группах:

  • Полное соответствие наполнения зоны возрастным особенностям группы.
  • Наличие привлекательного одушевленного хозяина, который поможет детям освоиться на своей территории.
  • Соответствие требованиям безопасности, связанное с отсутствием навесных шкафов с дверцами из стекла. Особое внимание уделяется безопасности младших групп — в них уроки по развитию мелкой моторики могут проводиться только под присмотром педагога, в связи с опасностью попадания мелких деталей в дыхательные пути.


Включение пальчикового театра

Паспорт речевого уголка

Для создания развивающей зоны требуется подготовить документ, содержащий опись всех материалов и инструментов, входящих в него. Включению в реестр паспорта подлежит как мебель, так и книги, используемые на занятиях. Перечень содержимого паспорта (с примерами):

  • Мебельное оснащение (книжный шкаф, стулья, стеллаж);
  • Перечень книг, из которых состоит библиотека;
  • Предметы, используемые для развития артикуляции (зеркало, картинки);
  • Дидактический материал (цветные кубики, кубики с буквами, магнитная доска);
  • Устройства для развития речевого дыхания (вертушки, мыльные пузыри, подвесные фигуры);
  • Наглядные пособия (фрукты-овощи, плакаты-презентации)

Как назвать уголок развития речи

Виды и способы оформления речевого центра

Расширять словарный запас каждого ребенка призван уголок развития речи в детском саду, оформление которого не должно выбиваться из общей стилистики группы. Если в помещении уже имеются оформленные стенды безопасности на дороге или макет гигиены рук, то используемый стиль в их оформлении желательно применить и в зоне развития речи.

Использование табличек и знаков

Для закрепления изученного материала желательно размещать таблицы, обобщающие пройденный материал. Как пример, можно использовать колонки с гласными и согласными буквами, или разделение растительных культур на овощи, фрукты, ягоды и грибы.

Придумываем одушевленный персонаж

В вопросах выбора главного героя не существует стандартов. Однако к выбору персонажа следует подходить с точки зрения возрастных особенностей детей. Для групп раннего развития подойдут добрые и знакомые всем зверушки. А для ребят из подготовительной группы лучше выбрать авторитетного персонажа из популярного прочтенного произведения.

Информационное наполнение речевого уголка

Речевой уголок должен включать в себя игры и занятия на темы, соответствующие возрасту каждой группы. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к информационному наполнению, согласно которым образовательная зона должна включать в себя все направления, связанные с развитием речи:

  • мелкая моторика;
  • логоритмика;
  • артикуляция;
  • фантазия;
  • познавание мира через чтение;
  • дыхательная гимнастика;
  • театр пальчиков.

Работа с детьми в уголке

Любое занятие в уголке должно начинаться с приветствия от главного героя, который приглашает ребят поиграть.

Формы образовательной деятельности в речевом уголке

Занятия проводятся как индивидуальные, так и групповые. Пропевание гласных, заучивание считалочек, ознакомление с новыми книгами и пальчиковый театр проводят в группах. А такие занятия, как артикуляционная гимнастика, игра в магазин и дыхательные упражнения легко можно представить как самостоятельную деятельность.


Наличие зоны для индивидуальных занятий

Речевые дидактические игры

Такие игры включают в себя различные головоломки, соответствующие возрасту детей:


Речевой центр развития связной речи

Артикуляционная гимнастика для детей

Для наилучшего развития артикуляции зона должна иметь одно общее зеркало, где ребенок вместе с преподавателем будет тренироваться, и одно индивидуальное, — в котором воспитанник сам будет трудиться над постановкой звуков.

Привлекательный образовательный центр, уроки в котором проходят весело и интересно, способствует непосредственному развитию речи с богатым словарным запасом, которая станет надежным помощником в адаптации ребенка в школе и повысит его уверенность в себе.

От уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие, поэтому в современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Рассмотрим один из центров развивающей среды – речевой уголок. Это специально оборудованное пространство для занятий и игр поодиночке или небольшими группами.

Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Задачи:

1. Формирование фонематического слуха.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Закрепление навыков правильного звукопроизношения.

4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.

5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

6. Развитие связной речи.

7. Развитие мелкой моторики.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:

· соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей;

· речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;

· важно, чтобы речевой уголок был эстетично оформлен и комфортен для детей. Так же необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию содержащемуся в уголке.

· игровой материал должен быть доступным для ребёнка;

· не следует перегружать речевой уголок оборудованием.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

Артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады, схемы; артикуляционная гимнастика на определённый звук в альбомах; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные диски и палочки.

Развитие дыхания

Разноцветные шарики, султанчики, пёрышки, вертушки, снежинки, колокольчики из фольги и т.д.

Развитие мелкой моторики

Сухой бассейн, шарики Су-джок, мячики, прищепки, бусы, трафареты, пальчиковые игры, составные буквы и т.д.

Звукоподражание

Шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки-звукоподражания, звуковые и звукобуквенные схемы, звуковые дорожки, лесенки, улитки, альбомы по звуковой культуре слова.

Автоматизация звуков

Мелкие игрушки, предметные и сюжетные картинки, альбомы для автоматизации звуков, схема характеристики звуков, схема слова, стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки, схема слова.

Лексики и грамматика

Предметные картинки по лексическим темам.

Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок, всевозможные виды театров, библиотека детских книг, схемы по обучению рассказыванию.

Подготовка к обучению грамоте

Магнитная доска, наборы цветных магнитов, магнитных букв, слоговые и словесные таблицы и кубики для чтения, предметные картинки, кассы букв и слогов.

Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.

Подбор игрового и речевого материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно.

Требования к содержанию речевых уголков в возрастных группах

Младшая группа

- Уголок книги: 5 – 6 наименований по 2 – 5 экземпляров, т.к. детям этого возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы. Всё подбирается с учётом возраста детей: , песенки, народные сказки о животных, потешки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов.

- Картинки с простыми сюжетами и действиями.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

- Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.

- Подборка загадок, песенок, потешек, стихов.

- Игры для развития ручной ловкости.

- Картотека речевых игр.

- Открытки о родном городе.

Средняя группа

- Альбомы дополняются темами о Российская Армии, труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года.

- Открытки для рассматривания.

- Портреты писателей в соответствии с программой.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

- Игрушки-телефоны, занимательные головоломки.

- Подборка загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

- Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.

- Игры для развития ручной ловкости.

- Картотека словесных речевых игр.

- Открытки о родном городе, крае.

- Предметы быта и старины.

Старшая группа

- Уголок книги: 7 – 8 книг различной тематики и жанров (можно использовать книги одного наименования, но иллюстрированных разными авторами). Один раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки с рисунками детей на заданную тему.

- Портреты писателей в соответствии с программой.

- Альбомы или иллюстрации дополняются темами оРодине, о технике.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.

- Азбука букв различной фактуры.

- Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

- Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму.

- Игры для развития ручной ловкости.

- Картотека словесных речевых игр.

- Коллекции марок, значков, календариков, этикеток.

- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки и т.д.)

- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.

- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты.

- Иллюстрации о памятниках и музеях.

- Карта России и родного края.

Подготовительная к школе группа

- Наличие библиотеки с разделами: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.

- Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.

- Альбомы загадок, скороговорок, стихов.

- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры для развития ручной ловкости.

- Картотека словесных речевых игр.

- Коллекции марок, значков, календариков, этикеток.

- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки и т.д.)

- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты, азбука букв разной фактуры.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте.

- Альбомы или книжки-самоделки с сочинёнными детьми сюжетами и нарисованными иллюстрациями.

Читайте также: