Описание три тополя на плющихе

Обновлено: 16.09.2024

Что вдохновило режиссера на создание фильма, кто мог сыграть роль таксиста вместо Ефремова, почему Нюра не вышла к Саше и о чем же, все-таки, этот фильм? Давайте обсудим сегодня.

Собственно, с песни все и началось.

Услышав песню в первый раз, Татьяна Лиознова была поражена: эта песня должна стать историей! Вот только такой?

— Уходили вы свою мать, Анну Григорьевну. — Старик вздохнул. — А какая она была! Привез ее Гриша к нам на Оку, и вроде света в деревне прибавилось. А он ее, видишь, себе привез.

Кастинг по фото

В сети часто встречается информация, что кастинга у этого фильма не было. Актеров выбирали по фотопробам и никакого, кроме Ефремова и Дорониной, на роли Саши и Нюры даже не рассматривали, так точно они попали в образы.

Почему Доронина не соглашалась на роль Нюры

Олег Ефремов принял приглашение на роль сразу, а вот Татьяну Доронину пришлось долго уговаривать.

И только когда Лиознова показала Татьяне фотопробы, которые ей понравились, Доронина согласилась.

Такой мы и увидели Доронину на экране. Так, о чем же история Нюры?

Про Нюру, которая не решилась на измену?

Немалая часть зрителей восприняли эту историю именно так. Но даже если следовать этой теории, я бы перефразировала так: это история о женщине, которая не решилась на любовь.

Кто-то всерьез полагает, что такая как Нюра была способна на интрижку? Да нет, конечно. Именно поэтому финал и невозможно переписать.

Остаться в Москве? Оставить законного мужа и детей? Все это не только не про Нюру. Все это про целое поколение женщин, для которых брак, порядочность, честность, долг, в конце концов, всегда стояли выше их собственных желаний, переживаний и грез о любви.

Про минуты нежданного счастья?

Да, это фильм-надежда. Фильм, который обещает, что шанс на счастье и встречу родственной души, может выпасть каждому, а вот как мы распорядимся этим шансом и своей судьбой, это уже другая история.

Про прозрение и начало новой жизни

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Подписывайтесь на канал , встретимся завтра и снова поговорим про хорошее кино ;)

Сюжет фильма Три тополя на Плющихе

Сюжет фильма обманчиво прост: деревенская женщина Нюра приезжает в Москву, чтобы продать мясо и заодно повидаться с непутевой сестрой своего благоверного – та вздумала загулять. Но случайная встреча с таксистом Александром смешала ее планы. Вернее, внешне ничего для Нюры не изменилось – мясо она продаст, с сестрой встретится. Вот только кто кого вразумит – это большой вопрос.

Александр оказывается человеком, всерьез затронувшим сердце женщины. В фильме, конечно же, нет эротических сцен – это немыслимо для советского кино того времени. Более того, герои не будут говорить о любви, они не осознают ее сами и не признаются друг другу. Никаких внешних потрясений, но все содержание мира внутреннего изменилось раз и навсегда.

Конечно, ей и в голову не приходит, что между ней и Александром случилось то самое, о чем и помыслить страшно порядочной мужней жене – нежность, пробуждение сердца, любовь. Ведь у нее уже есть любовь – практичный и заботливый муж, двое детей. Вот только это не совсем то…

Режиссер Лиознова говорила потом в своих интервью, что Нюра потому и расцвела после новой встречи, что в прежних отношениях, законном, благополучном браке, повседневные мещанские заботы, хлопоты о сытости, давно вытеснили искреннее чувство. Героиня жила в полусне, как женщина она была мертва – сердце ее мертво. В одной из последних сцен перед Нюрой встает выбор: пойти дальше в новых, только завязавшихся отношениях — Александр ждет ее на улице, в такси – или оставить все как есть.

Смысл финальной сцены фильма Три тополя на Плющихе

Лицо ее искажается гримасой боли и страдания, глаза наполнены слезами. Муж и дети смотрят в изумлении. Зритель понимает в эту минуту, что все, что смогла привезти Нюра из этой поездки – другой мир, мир нежности, искреннего человеческого чувства, настоящей любви. Он не когда не станет ее настоящим, реальным миром. Но и тот, в который она вернулась, уже не принесет ей подлинного счастья. Перевернуто все ее женское существо, которое слишком долго обходилось без нежности.

Именно нерастраченная нежность, ненужная в мещанском мирке, будет делать ее несчастной — отныне и навсегда. Прежней безмятежности уже не обрести, простое счастье сытой семейной жизни не повторится. Это настоящая трагедия личности, скрытая за фасадом советского кино. Несмотря на внешнюю простоту сюжета и скромность героев, она не уступит в накале и сложности вечным, хорошо известным нам сюжетам.

Кстати, песню Пахмутова написала специально для этого фильма, и она навсегда вошла в анналы золотого фонда советской песни.

Невероятна была популярность этого кино в СССР. Женщин забрасывали режиссера письмами, в которых просили переснять концовку, сделать так, чтобы Нюра вышла к Саше и они стали жить счастливо. Но тогда фильм превратился бы в обычную мелодраму.

Нюра живет в деревне обычной простой жизнью: грубый деревенский муж Гриша (актер Вячеслав Шалевич), двое детей, забитые односельчане.

Да и сама она неважно воспитана и плохо образована, но в ней есть очаровательная русская простота еще не состарившейся симпатичной деревенской женщины.

Естественно муж Нюры не ценит жену и достает ее своим тиранством и упреками, хотя и заделал ей двоих детей.

У Нюры, не привыкшей к нормальной мужской ласке, мужскому сопереживанию и доброму слову, тоже проскакивает искра интереса и нежности к Александру.

Герои проводят совсем мало времени рядом и наслаждаются каждой минутой проведенной вместе, но у Нюры муж и двое деток в деревне.

кадр из фильма

Смысл фильма

Страна: СССР

Жанр: мелодрама

Год производства: 1968

Режиссер: Татьяна Лиознова

Актеры: Татьяна Доронина, Олег Ефремов, Вячеслав Шалевич

Серафима Вишняк

Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

В картине Татьяны Лиозновой рассказывается история женщины-девочки, которая переживает острую неудовлетворенность своей супружеской жизнью. Можно сказать, что это история любви, которой не было…

Однако смысл фильма “Три тополя на Плющихе” заключается не только в этом. Это трогательное и грустное кино – гимн любви к обычному, простому человеку.

Сюжет

Краткое описание содержания фильма “Три тополя на Плющихе”. Молодая женщина Анна (Нюра), живущая в деревне с мужем-егерем и воспитывающая вместе с ним двоих детей, однажды едет в Москву продавать домашнюю ветчину.

Взяв с собой чемодан мяса, она отправляется в столицу. На вокзале она пытается взять такси до Плющихи, но денег у нее немного, и столичные водители относятся к ней равнодушно. Наконец, один из таксистов обращает на Нюру внимание и соглашается довезти ее.

Татьяна доронина

Главную роль Нюры сыграла Татьяна Доронина. Кадр из фильма.

Наслышанная о корысти москвичей, Нюра поначалу относится к Саше настороженно, но он ведет себя с ней исключительно порядочно. Простая, искренняя деревенская женщина западает ему в душу, да и Нюра вдруг проникается к спокойному и доброму Саше симпатией.

Сидя в такси, глядя на непрекращающийся ливень, главная героиня вдруг понимает, что ее супруг, Гриша – совсем даже не “каменная стена”, а давно опостылевшая опора, что их с Гришей дети уже скоро вырастут и начнут строить свою жизнь, и что за каждодневным ее деревенским бытом час за часом ускользает что-то действительно важное.

Внезапно Нюра понимает и то, что наступил тот миг, которого многие ждут всю жизнь. Это именно миг, это – приоткрывшаяся на несколько секунд дверь в новую жизнь. Нужно только шагнуть — протянуть руку и познать настоящее чувство, вверить свою чистую душу человеку со сложной судьбой, который, несмотря ни на что, все еще способен говорить добрые слова и дарить ласковые взгляды…

Объяснение концовки

Ближе к концу Саша приглашает Нюру на свидание и говорит ей, что будет ее ждать. Стыдливая Нюра долго не решается на это, но, увидев в окно, что он действительно ждет ее, начинает собираться.

Собравшись, она идет к двери… и обнаруживает, что дверь заперта, и ключа в замке нет. Нюра отчаянно пытается найти ключ, но это ей не удается. И она понимает, что, кажется, сама судьба не дает ей выйти к Саше…

Олег Ефремов

в роли таксиста Саши — Олег Ефремов. Кадр из фильма.

Прождав Нюру несколько часов, Саша уезжает, а главная героиня в финале возвращается к семье. Самое интересное заключается в том, что ключ все это время лежал на самом видном месте – на чемодане.

Смысл концовки фильма “Три тополя на Плющихе” двоякий. Финал фильма строится на трех символах: дверь (символ перехода из одного мира в другой), часы (в искусстве это символ аллегорического воздержания, сдержанности и спокойствия) и ключ (мощный символ власти, выбора и освобождения).

Смысл в том, что Нюра не смогла найти ключ – то есть она не смогла (или не захотела) освободиться от прошлой жизни и шагнуть в будущее – с другим человеком.

Нюра в хорошем смысле слова – архаическая женщина. Ее ценности, смыслы, нравственные ориентиры целиком зиждутся на деревенской жизни и ее горизонтах. Подсознательно она понимала, что замужней женщине не пристало идти на свидание – и с этой установкой ничего нельзя было поделать: Нюра “не нашла бы” ключ, даже если бы он лежал у нее в кармане.

Забытый на видном месте ключ – не прихоть сценариста, а яркий знак, символ оберегающей Нюру судьбы. Ей теперь будет о чем подумать, что вспомнить и заново пережить в своей душе. Она теперь видит себе со стороны и понимает, что она – не “баба”, а женщина. Она осознает, что достойна большего и имеет право на нежность.

С другой стороны, объяснение концовки может быть и таким: в финале фильма “Три тополя на Плющихе” показано начало духовного перерождения героини. У внимательного зрителя возникает ощущение, что он видит, как слабый нежный росток пускает семя после первого весеннего дождя. Чуткий зритель верит, что этот росток окрепнет, и у Нюры хватил сил и мужества потребовать от мужа другого отношения к себе. А если она не получит от Гриши то, что ей нужно, у нее хватит мужества от него уйти.

Смысл фильма

У фильма “Три тополя на Плющихе” парная рифмовка: где одна судьба, там с ней непременно сплетается и другая, ведь “негоже человеку быть одному” – ни в деревне, ни в городе.

В душе главной героини в течение многих лет зреет конфликт, который в конце концов падает на землю сладким райским яблоком – искусом.

В кои-то веки Нюра вырвалась в другой мир, оставив позади сурового мужа и бесконечные домашние хлопоты, и встретила человека, так похожего на нее – отзывчивого, ласкового, в сердце которого еще так много нерастраченной любви… Но счастье смыло теплым летним дождем, и на дне трепетного Нюриного сердца остался только ил.

В фильме “Три тополя на Плющихе” нет скрытого смысла, нет сложного сюжета, предполагающего несколько трактовок, и нет сложных загадок, требующих наличия разгадок. Но одновременно это кино наполнено тонкими деталями, делающими его нетипичным советским фильмом – не лубочным, а умным и глубоким.

Основными идеями картины можно назвать свободу выбора без права выбора как такового, вечные поиски “своего” счастья, и иллюзии, которые часто принимаются нами за чистую монету.

Нюра и Саша – образы собирательные. В Нюре воплотились и крестьянки Некрасова, и Ассоль Грина. Это женщина чистая, самоотверженная, любящая и вечно ждущая, это олицетворение своей эпохи.

Вячеслав Шалевич

Муж Нюры Григорий. Роль сыграл Вячеслав Шалевич.

Образ Саши – это народная память о пережитых трагедиях и страданиях. Оба они – тоскующие и грустящие, но сравнить их с рефлексирующими “интеллигентами-шестидесятниками” нельзя: те страдают пассивно и пусто, а живая, светлая человеческая тоска Нюры и Саши пахнет землей и кровью.

За метаниями героев фильма “Три тополя на Плющихе” наблюдает Москва – теплая, шумящая. Она встречает Нюру легко и как будто говорит ей: “вот она я, а ты здесь своя”.

В реалистичной ленте Лиозновой тонкими нитями вплетен Серебряный век: в виде часов, отсчитывающих равномерно-холодные удары, в канву повествования вплетен символизм. Это отсылка к будущей работы Лиозновой – к фильму “Семнадцать мгновений весны”.

Суть фильма “Три тополя на Плющихе” можно понять, если разложить его на несколько составляющих.

Первая составляющая — классическое противостояние города и деревни. Впрочем, оно очень условно: деревня в этой картине не выглядит по-простецки неуклюжей, а город не кажется манящим, но холодным и отчужденным. Смысл в подчеркивании разницы между этими двумя мирами – парадоксально маленьким, хоть и просторным, миром деревни и миром большой (высокой) Москвы.

встреча героев в Москве

Кадр из фильма.

Еще одна составляющая – эпоха. Тонко пересекаясь с урбанизмом, эпоха в большей степени проявляется в мелочах – в бытовых деталях, в блокадном прошлом, и в песне “Нежность”.

История Нюры пересекается с историей Пушкинской Татьяны – разумеется, в смысле выбора между любовью и долгом. При этом здесь присутствует не столько сознательный выбор, сколько глупый случай… Настолько глупый, что Татьяну Доронину за эту мизансцену долгие годы ругали все советские женщины. Доставалось и матери актрисы, которая увидела картину в деревенском клубе.

Некоторые зрители в своих рецензиях и разборах обращают внимание на то, что фильм “Три тополя на Плющихе” пропитан Гриновской романтикой, в которой особое место уделено культу несбывшегося… Хотя, с другой стороны, если Нюра – однозначно “замужняя Ассоль”, то точно ли Грей Саша? А может быть, у этих тоскующих по чему-то людей было бы только одно это невинное свидание, после чего Москва все равно взяла бы свое, и они разошлись бы навсегда.

Наверное, фильм Лиозновой в большей степени все же больше о ней – о Москве – иллюзорной, манящей, обещающей. И о человеческой душе, на которой лежит, точно на крыльях бабочки, последняя пыльца, которой не может коснуться никто, кроме Бога.

Правильно. Этот роман был обречен на провал. Нюра могла бы разрушить всю свою налаженную жизнь, навредить детям.

Читайте также: