Оплодотворение растений без участия воды

Обновлено: 26.07.2024

В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники.

ЦЕЛЬ: изучить высшие цветковые растения.
ЗАДАЧИ:

  1. Учебно—познавательная: дать представление о высших растениях и их отличия от низших; о многообразии и внешнем строении цветковых растений.
  2. Воспитательная: создать условия, способствующие развитию воспитанию экологической грамотности; бережного отношения к природе;
  3. Развивающая: создать условия , способствующие развитию познавательной активности обучающихся; развитию речи, внимания, памяти.

I. Организационный момент

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс!

И для меня уже награда

Сиянье ваших добрых глаз.

Начать урок мне разрешите

И мы отправимся сейчас

В мир удивительных открытий

Так, в добрый путь и добрый час!

- Без растений на Земле невозможна была бы жизнь. Царство Растения объединяет более 350 тыс. видов живых организмов и представлено самыми разнообразными формами. Вопросы: Всегда ли на нашей планете было такое разнообразие живых организмов? Для чего нам необходимы знания о растениях?

- Знания нужны для того, чтобы представлять разнообразие растительного мира и значение растений в природе и жизни человека, постараться сохранить это разнообразие.

Самостоятельная работа учащихся по заданиям с гербарным материалом с дальнейшим обсуждением характеристики представителей разных отделов растений.

Задача этапа урока. На данном этапе урока мы с вами вспомним основные признаки представителей отделов царства Растения и определим черты усложнения организации растений в процессе их исторического развития.

Для этого я прошу вас разделиться на группы и выполнить задание.

Задание. Выбрать признаки к каждому отделу растений: моховидные, папоротниковидные, голосеменные

1. Только травянистые растения

2. Имеют корень, стебель, игольчатые листья

3. Имеют стебель, листья, ризоиды

4. Размножение спорами

5. Древесные формы растений

6. Оплодотворение без участия воды спермиями

7. Имеют корни, стебель и листья вайи

8. Оплодотворение при участии воды сперматозоидами

9. Размножение семенами

10. Травянистые и редко древовидные растения 4 б.

Слайд 4 Выявление и разрешение противоречий

Почему голосеменные произрастают в более сухих местах?

Вода нужна для оплодотворения?

Оплодотворение без участия воды

Каким образом пыльца сосны попадает на семязачатки, расположенные на чешуйках женских шишек?

Чем объяснить, что появление семени является прогрессивным шагом в эволюции растений?

Запас питательных веществ

Надежный орган расселения

Каким образом у голосеменных расположены семена?

Голые семена (расположены открыто)

не защищены: подвержены механическому повреждению, иссушению, переохлаждению

Каким образом природа разрешила данное противоречие?

Слайд 5 Самопроверка

Каким образом на Земле шло развитие природы?

На доске висят таблицы. Какую ошибку вы заметили?

3) Таблицы висят не в том порядке, необходимо повесить по историческому развитию природы: мхи, папоротники, голосеменные.

Тема урока: Отдел Покрытосеменные

Какую цель вы себе поставите на урок?

Появились 130 млн. лет назад в мезозойскую эру и 60 млн. лет господствуют на планете. Распространены на всех континентах, во всех климатических зонах Земли от Арктики до экваториальных лесов.

Цветковые, покрытосеменные, плодовые

Выделить существенные признаки покрытосеменных растений.

Чем объяснить, что покрытосеменные растения по сравнению с другими отделами имеют большое разнообразие жизненных форм?

Почему цветковые получили широкое распространение на планете?

Более высокий уровень развития обеспечил способность приспосабливаться к различным климатическим условиям

Задание №2: (индивидуальная работа)

Прочитав текст (с.80), выделите особенные (отличительные) признаки покрытосеменных [1].

Обсудите в группах (работа в группе – простая кооперация)

Выступление от групп

Сосуды и сложные ситовидные трубки

Задание №3 (индивидуальная работа)

Обсудите в группах (работа в группе – сложная кооперация)

2 ряд - особенное

3 ряд – единичное

Выступление от групп

1 ряд Общее - семенные растения

2. Особенное - покрытосеменные растения

3. Единичное - одуванчик

Задание №4 (индивидуальная работа)

Ответ: Покрытосеменные растения - семенные растения, образующие цветки и плоды

Составьте умозаключение к вопросу-суждению:

Как доказать, что мак является покрытосеменным растением?

Обсудите в группах (работа в группе)

Выступление от групп

1. Покрытосеменные растения - семенные растения, образующие цветки и плоды.

2. Мак образует цветки и плоды.

Следовательно, мак является покрытосеменным растением.

Цель: отвлечь детей от умственного труда и провести комплекс упражнений для укрепления здоровья.

Во дворе стоит березка,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом тоже, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперед-назад)

Ветки гнутся взад - вперед.

Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты)

Значение покрытосеменных растений ( Слайд № 16)

1. Значение в природе

а) основа растительного покрова некоторых природных зон;

б) поставляют в атмосферу кислород;

в) плодами и семенами питаются животные.

2. Значение в жизни человека

а) строительный материал;

б) изготовление бумаги, картона, волокон;

в) получают лекарства, масла.

V. Этап первичной проверки понимания изученного

Цель: установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить проблемы первичного осмысления изученного материала, неверные представления у учащихся.


Задание 13.3 № 2420

У какого из этих растений размножение происходит без участия воды?


Задание 13.1 № 2418

Рассмотрите изображения растений: орляк обыкновенный, лютик едкий, ламинария. Подпишите их названия под соответствующими изображениями. Под каждым названием растения укажите среду его обитания: наземно-воздушная, водная.

Голосеменные растения для своего размножения используют шишки. Шишки различают двух типов - мужские и женские. В первых образуется пыльца, во вторых - семязачаток, где образуется семя. Семя образуется после двух процессов: опыления и оплодотворение. Оплодотворение протекает внутри самой шишки. Опыление - перенос пыльцы с мужских шишек на женские происходит при помощи ветра.Поэтому для размножения голосеменных растений вода вообще не нужна. Вода нужна для оплодотворения у мхов, плаунов и папоротников. Ответ: голосеменные.

Оборудование: таблицы, рисунки, слайды о разнообразии и размножении хвойных голосеменных, гербарные экземпляры побегов и шишек сосны, ели; оборудование для лабораторных работ.

I. Домашнее задание. П. 42, завершить лабораторную работу.

  • Органы растения.
  • Отделы растений.
  • Характерные черты водорослей. Представители.
  • Характерные черты мхов. Представители.
  • Характерные черты папоротникообразных. Представители.

Ш. Изучение нового матеериала

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений – отдел голосеменные. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных нами ранее, состоит в способе размножения.

Как происходит размножение папоротников, мхов?

Посредством чего размножаются голосеменные? (Семенами).

Возникновение семян – очень важный этап в эволюции растений.

Слайды “Разнообразие голосеменных”.


Голосеменные появились на Земле примерно 370 млн лет назад. Они оказались гораздо лучше приспособлены к засушливым условиям, чем папоротники. Для оплодотворения им не нужна вода.

Отдел голосеменных насчитывает около 700 видов. Все современные голосеменные – это деревья и кустарники, редко – лианы. Многие из них образуют обширные леса и распространены почти на всех материках. Травянистых форм среди голосеменных нет.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Пользуясь текстом учебника (п.42), выпишите основные признаки голосеменных.

  1. Размножение посредством семян.
  2. Не образуют плодов.
  3. Древесные растения или кустарники, иногда стелющиеся формы.
  4. Листья чаще игольчатые, слегка уплощенные или чешуевидные.
  5. Чаще всего вечнозеленые растения.
  6. Настоящие сосуды отсутствуют.
  7. Разнополые растения.
  8. Оплодотворение происходит без участия воды.
  9. Мужские гаметы – неподвижные спермии.

Свое название голосеменные получили благодаря семенам, которые лежат открыто, как бы голо, и в отличие от семян покрытосеменных растений не защищены стенками плода.

Наличие семян является большим эволюционным шагом, дающим этим растениям огромное преимущество перед споровыми.

В чем заключается это преимущество?

(В отличие от спор в семенах имеется запас питательных веществ, необходимых зародышу в первое время его развития, пока у молодого растения не сформируется корневая система. Кроме того, внутри семени зародыш будущего растения надежно защищен от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Все это значительно увеличивает шансы молодого растения на выживание).

Среди растений отдела голосенных много древних видов и уже вымерших, но много и современных. Наиболее знакомые и важные представители этого отдела – класс хвойные.

Назовите хвойные растения.


Закрепление знаний и умений.

1. Какие растения называют голосеменными?

2. В чем состоит главное отличие голосеменных растений от споровых?

3. Основные признаки голосеменных растений.

Тема. “Изучение внешнего вида хвойных растений”.

Цель: изучение внешнего вида побегов, шишек и семян хвойных.

Оборудование: лупа ручная, побеги сосны и ели, шишки сосны и ели, семена сосны и ели.

1. Рассмотрите внешний вид небольших веточек (побегов) сосны и ели. Укажите их основные отличия.

2. Изучите, как расположены хвоинки у этих растений. Найдите укороченные боковые побеги сосны, на которых находятся хвоинки. Сколько их на этих побегах?

3. Сравните хвоинки сосны и ели, их форму, размер. Зарисуйте хвоинки в их натуральную величину. Отметьте особенности хвоинок.

4. Рассмотрите шишки сосны и ели. Укажите их различия.

5. Найдите на чешуйках следы, оставшиеся от семян.

8. Рассмотрите семена хвойных. Проверьте их летучесть. Проследите, как падает вниз крылатое семя.

1 вариант описывает сосну.

Сравнительная характеристика сосны и ели.

Где образуются семена у голосеменных растений?

Почему отдел получил название “голосеменные”?


Плодоносить сосны начинают на 15-30 году жизни. На верхушках молодых побегов сосны в конце весны – начале лета можно увидеть небольшие красноватые шишечки. Это молодые женские шишки. Шишки представляют собой видоизменнный побег. У шишки можно выделить стержень (или ось), на которой расположены чешуи – видоизменные листья. На верхней стороне каждой чешуи расположено по два семязачатка, в каждом из них образуется яйцеклетка.

Мужские шишки более мелкие, всего 1-2 см в длину, желтоватые, собраны в небольшие тесные группы. Мужские шишки расположены ниже женских на тех же или на других ветках. На нижней стороне чешуек шишки расположено по 2 пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца, из которой образуются спермии. Спермии у сосны – неподвижные клетки, без жгутиков. Каждая пылинка сосны имеет по два небольших пузырька, наполненных воздухом. Благодаря наличию этих пузырьков пыльца очень легкая и легко переносится ветром.

В чем биологический смысл расположения мужских шишек ниже, чем женских? (Приспособление к перекрестному опылению).

Пыльца разносится ветром и попадает на семязачатки, голо лежащие на чешуйках женских шишек. После опыления чешуйки смыкаются и склеиваются смолой: начинается подготовка к оплодотворению. Лишь через 13 месяцев после опыления происходит оплодотворение. Шишки и семена сосны созревают на второй год после опыления.

Слайд цикл развития сосны (Приложение)

После оплодотворения из зиготы развивается зародыш и формируются семена сосны. Через 1,5 года шишка сосны высыхает, трескается и семена высыпаются.

Семена голосеменных растений распространяются животными или ветром. Семена многих имеют особое пленчатое крылышко, способствующее перемещению их при помощи ветра.

При попадании семян в благоприятные условия они прорастают и дают начало новому организму.

Читайте также: