Опытная баллистическая ракета р 12у кактус

Обновлено: 05.10.2024

Р-12 - баллистическая ракета средней дальности, предназначалась для нанесения ударов по объектам на расстояниях до 2000 км (Европа и Турция) в составе наземного стартового комплекса 8П863. Р-12У - модифицированный вариант ракеты Р-12, в первую очередь для использования в шахтных комплексах 8П763 Состояние: состоял на вооружении РВСН СССР с 1960 по 1990 годы. На боевом дежурстве с 15.05.1960 г., развернуто более 600 ракет, произведено свыше 2300. На базе этой ракеты создана серия космических носителей "Космос". Последние ракеты уничтожены по договору РСМД в 1990 г.


13 августа 1955 г. было принято Постановление СМ "О создании и изготовлении ракеты Р-12 (8К63)", а в октябре 1955 г. удалось выпустить откорректированный эскизный проект! Это была качественно новая ракета. Для этой ракеты в КБ В.П.Глушко был создан и новый двигатель - РД-214. Два года ушло на разработку проекта и постройку опытной серии новой баллистической ракеты средней дальности, получившей обозначение Р-12. Первые огневые стендовые испытания прошли в НИИ-229 в Загорске в марте 1957 г. Всего к началу летных испытаний такую стендовую отработку прошли четыре двигателя.


4 марта 1959 года боевой ракетный комплекс наземного базирования с БРСД Р-12 был принят на вооружение и начато его серийное производство.


Но как бы то ни было эти ракеты стали основным оружием созданных 17 декабря 1959 года Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) - нового вида Вооруженных Сил СССР. Они стали базовыми при создании группировки ракет средней дальности (РСД).

С середины 1959 года в приграничных районах европейской части СССР началось развёртывание частей и соединений, оснащённых ракетными комплексами с БРСД Р-12. В течение этого года было сформировано более десяти инженерных бригад РВГК. 15-16 мая 1960 года на боевое дежурство заступили ракетные дивизионы с комплексом Р-12 в Слониме, Новогрудке и Пинске в Белоруссии, в Гезгалы на Казахстане и Плунге в Латвии. Каждый полк состоял из 2-3 дивизионов, которые в свою очередь состояли из 2 батарей с одним стартом.
Вообще 1961 - 1962 гг. стали рекордными в отношении испытаний в СССР ядерного оружия. Напомним, что 30 октября 1961 г. на полигоне Новая Земля был проведен самый мощный в мире воздушный ядерный взрыв - знаменитая "царь-бомба" (Е=50 Мт, высота подрыва - 4000 м).

В октябре 1961 года выполнены пуски ракет с целью исследования влияния ядерных взрывов на ракетную технику (операции К-1 и К-2). В результате операции К-1 в СССР был осуществлен первый космический ядерный взрыв. Взрыв производился в момент достижения ракетой расчетной высоты на нисходящем участке траектории над практически необжитыми полупустынными районами Казахстана (Сары-Шаган). Во избежание отрицательного воздействия вспышки взрыва на глаза людей, эти взрывы решено было проводить днем (по местному времени). С запаздыванием в 2,5 минуты по той же траектории запускались контрольные ракеты Р-12 с измерительной аппаратурой. Пуски ракет производились с полигона Капустин Яр. Кстати, если принять, что 27 октября работы шли без отклонений от программы, и вспомнить, что в тот же день была предпринята первая попытка запуска ИСЗ носителем 63С1, получается, что за одни сутки с Кап.Яра стартовало не менее пяти ракет Р-12!


30 октября 1962 года в районе полигона Капустин Яр осуществлен подрыв ядерного заряда Р-12 на высоте 60 км для проверки возможности радиосвязи (операция К-5, связи не было около часа). В операциях К-3 - К-5 использовалось уже по две контрольные ракеты, запускавшиеся через 50 и 350 сек после стартов боевых ракет. Были задействованы геофизические ракеты МР-12, а также космические аппараты серии "Космос" - "Космос-3, 5, 7" (3-й и 5-й "Космосы", кстати, тоже были запущены ракетоносителями на основе Р-12). Спутники 3 и 5 это на самом деле спутники 2МС (ОКБ-1), а семерка - серьезный аппарат - спутник "Зенит-2" (11Ф61), считается первым советским разведывательным спутником. Этот спутник фактически представлял собой беспилотную версию корабля "Восток", оборудованную фото- и радиоразведывательной аппаратурой, капсулой для сброса фотоматериала (запущен 28 июля 1962 г.). А вот 2МС, разработанные сегодняшней РКК "Энергия" были попроще. При массе 305 кг они исследовали ионосферу, северные сияния (так - в прессе), а на самом деле - потоки частиц с высокими энергиями.


Р-12 (8К63) была выполнена одноступенчатой, с топливными баками несущей конструкции. Они изготавливались из алюминиево-магниевых сплавов. Верхний бак (окислителя) разделялся промежуточным днищем. Окислитель расходовался сначала из нижней части бака, что создавало более благоприятные условия для стабилизации полёта. В полёте баки горючего и окислителя наддувались сжатым азотом, запас которого находился в баллонах, смонтированных в хвостовом отсеке.

В двигателях ракеты впервые в отечественной практике было применено так называемое долгохранимое жидкое топливо (его компоненты обычно называют "высококипящими”): в Р-12 в качестве горючего был использован керосин ТМ–185, а окислителем являлась азотная кислота с добавками АК–27И.

Основные компоненты топлива (азотная кислота и керосин) воспламенялись при помощи специального пускового горючего ТГ–02, что было характерно и для американских ракет того времени. Двигательная установка ракеты состояла из четырёхкамерного маршевого ЖРД РД-214, разработанного в ОКБ-254 академика В. Глушко, с тягой на земле 60 т. Выход двигателя на режим осуществлялся без предварительной ступени по принципу так называемого пушечного пуска. На ракете применялась система регулирования кажущейся скорости (РКС), позволявшая в определенных пределах изменять тягу двигателя в целях обеспечения более точного движения ракеты на активном участке заданной траектории.

Автономная инерциальная система управления обеспечивала управление полётом ракеты и выведение головной части в район цели. При проведении испытаний были получены предельные отклонения точки падения ГЧ от расчётной по дальности в пределах 1100 м, по направлению — около 600 м при стрельбе на максимальную дальность в 2000 км. В состав ракеты впервые были включены устройства нормальной и боковой стабилизации центра масс. Приборы системы управления размещались в межбаковом отсеке. В качестве органов управления использовались четыре графитовых газоструйных руля. У ракет наземного базирования на корпусе хвостового отсека устанавливалось четыре небольших аэродинамических стабилизатора.

Р-12 несла моноблочную головную часть с термоядерным зарядом мощностью 1 Мт. Отделение ГЧ в полёте осуществлялось с помощью пневматического толкателя. Ракета предназначалась для поражения площадных целей (площадью около 100 км).



Поскольку проблема ампулизации жидкостных двигательных установок на тот момент ещё не была решена, то время хранения этих ракет в заправленном состоянии было весьма ограниченным. Потому, в целях экономии, подавляющая часть ракет в войсках хранилась в "сухом” виде, и хотя время заправки топливом было существенно снижено, общее время подготовки к пуску оставалось большим. Если сюда ещё добавить крайне низкую защищённость стационарных стартов (а на первых порах и просто её отсутствие), то говорить об этих комплексах как об оружии ответного удара не приходилось.


После проведения заправочных операций и прицеливания ракета была готова к пуску. Общее время предстартовой подготовки достигало 3 часа и в значительной степени зависело от уровня обученности боевых расчётов. Обычно ракеты хранились без головных частей в специальных сооружениях и вывозились к месту старта только перед непосредственным применением.
Уже к концу 50-х годов защищённость БРК с открытыми стартами считалась недостаточной. Требовалось кардинально повысить стойкость ракетной техники к поражающим факторам ядерного взрыва. Специалистам выход виделся в укрытии ракет под землей в специальных шахтах.

30 мая 1960 г. вышло постановление правительства № 560-226 о создании шахтных пусковых установок для ракет Р-12 ("Двина"), Р-14 ("Чусовая"), Р-16 ("Шексна"). А 14 июня 1960 г. подписан приказ ГКОТ "О создании ШПУ ракет Р-12, Р-14, Р-16 (Главный конструктор М.К. Янгель) и Р-9А (Главный конструктор С.П. Королев) "Двина, "Чусовая", "Шексна", "Десна" ". В июне же правительством поставлена задача разработать унифицированную ракету Р-12У (8К63У) для наземных стартов и ШПУ.


Первый испытательный пуск модернизированной Р-12У с наземного старта проведен 30 декабря 1961 года, испытания окончательно завершены в октябре 1963 года. В этом же году, 15 июля, принято Постановление Совмина СССР, которым на вооружение принята новая Р-12У, получившая позднее в войсках индекс Р-12Н (наземный "мобильный" комплекс 8П863). Впрочем, по-настоящему мобильным этот комплекс мог считаться только условно.

Ракетный полк в г. Плунге (Литва) стал первым, где еще 1 января 1963 года состоялась постановка на боевое дежурство первого мобильного ракетного комплекса с Р-12Н, а 5 января 1964 года был принят на вооружение РВСН шахтный БРК с ракетой Р-12У.

Конструкция самой ракеты каких-либо значительных изменений не претерпела. Была модернизирована СУ. А вот стартовый комплекс представлял собой ряд сложных инженерных сооружений.
На основе полученных тестов на Спецмаше был разработан ракетный комплекс 8П763 получивший кодовое имя "Двина". С 1960 г. по всей стране началось строительство шахтных пусковых установок.


На одной стартовой позиции по углам прямоугольника с размерами 80 на 70 м сооружались четыре ШПУ. В центре был укрепленный технологический блок, в котором размещались защищенный командный пункт, подземные хранилища компонентов топлива, боезаряды и газы, необходимые для ракеты, электрический генератор и необходимые расходные материалы для 30 дневной автономной работы в полной готовности к пуску. На дне бетонированного ствола шахты глубиной 30 м и диаметром 7 м (под ракету Р-12) размещался стартовый стол, на который устанавливалась ракета. При запуске двигателей ракеты горячие газы выходили в газоотвод между стволом шахты и специальным металлическим стаканом диаметром 5 м, толщиной 16 мм, защищавшим ракету. Вверху шахты газоотвод имел расширение и направляющие лопатки для отвода горячих газов в сторону с целью снижения теплового воздействия на ракету. Сверху шахта защищалась многотонной "крышей", сдвигавшейся по рельсам перед пуском ракеты. Разработкой шахтных сооружений для ракет Р-12, Р-14 занималось ГСКБспецмаш под руководством В.П.Бармина. Выход ракеты из шахтного ПУ производился по направляющим, закрепленным внутри стакана шахты (следует отметить, что на первом, экспериментальном "Маяке" направляющих не было).

Стартовый комплекс 8П763 ("Двина")


- 4 шахтных пусковых установки (расстояние между ШПУ – 70-80 м),
- подземный командный пункт,
- система заправки и др.

Ракеты загружались в шахты при помощи установщика специальной конструкции. К ним пристыковывались заправочные магистрали и кабели управления и внешнего энергоснабжения. В таком состоянии ракеты находились до начала предстартовой подготовки, в ходе которой осуществлялась заправка баков компонентами топлива и проводились другие необходимые предпусковые операции.


Кроме изменений, сделанных для обеспечения возможности пуска как с наземной, так и с шахтной пусковых установок, Р-12У также имела более современные системы наведения и управления. Это дало возможность использовать один бак окислителя вместо двухбаковой системы, использованной в целях гравитационной центровки на оригинальной Р-12.


• Состояние готовности 4: ракета хранится на технической позиции в незаправленном состоянии и без гироскопов и ГЧ. Гарантийный срок в таком состоянии составлял семь лет, с 205 минутной готовностью с момента получения команды до пуска (3-3,5 ч).

• Состояние готовности 3: ракета находится на технической позиции в незаправленном состоянии с установленными гироскопами и подсоединенной боеголовкой. Гарантийный срок составлял три года, время готовности - 140 минут (2,3 ч.).

• Состояние готовности 2: ракета установлена на пусковой стол. Гидросистема установлена и приведена в готовность, а затем выключена. Заправщики подсоединены, но топливо не закачано в ракету. В таком состоянии ракету можно удерживать три месяца, с 60-минутной готовностью.

• Состояние готовности 1: Ракета находится на столе как и в состоянии готовности 2, но заправлена керосином ТГ-02. Для пуска требуется только активировать гироскопы и закачать окислитель АК-27И с высокими коррозионными способностями. В этом состоянии ракета может удерживаться до одного месяца при готовности к пуску равной 30 минут.

Состав ракетного полка (вариант 1): - два ракетных дивизиона со стартовым комплексом 8П863 - наземный старт (по четыре батареи - по 2 ракеты в хранилище на батарею)

Состав ракетного полка (вариант 2): - два ракетных дивизиона со стартовым комплексом 8П863 - наземный старт (по две батареи – по 2 ракеты в хранилище на батарею); - ракетный дивизион со стартовым комплексом 8П763 из 4 ШПУ. Всего – 8 наземных ПУ, 4 хранилища ракет, 11-14 транспортных средств, 6-7 установщиков, 45-52 емкости для топлива. Расстояние между ПУ и хранилищами – свыше 175 м.

Состав ракетного полка (вариант 3): - два или три ракетных дивизиона со стартовым комплексом 8П763 из 4 ШПУ. Всего 8 - 12 ШПУ.

Перечень наземного испытательного, пускового, заправочного оборудования, вспомогательного оборудования используемого при подготовке и пуске 8К63.

1. 8У217, пусковая установка (наземный пусковой стол)
(вес - 6,9 т. Размеры – 3,02 х 3,02 х 3,27 м);
2. 8У210, установщик ракет портальный на шасси МАЗ-529В или МоАЗ-546
(двигатель – дизель (ЯАЗ-206) 165 (215) л.с. Длина – 15,62 м., ширина – 3,15 м., высота – 3,76 м.);
3. 8Т115, грунтовая тележка с тягачем МАЗ-535 (МАЗ-529 или АТ-Т)
(размеры – 22,85 х 2,72 х 2,5 м.);
4. 8Г112, цистерна (емкость) горючего на трехосном шасси;
5. 8Г113, заправщик окислителя;
6. 8Г131, цистерна окислителя;
7. 8Г210, подогреватель-заправщик перекиси водорода на базе ЗИЛ-157;
8. 8Г11, цистерна перекиси водорода на шасси ЗиС-151;
9. . транспортируемая емкость горючего
(размеры – 11,38 х 2,63 х 2,96 м.);
10. 8Т555, транспортируемая емкость окислителя
(размеры – 10,7 х 2,63 х 3,35 м.);
10. 8Т318, стыковочная машина;
11. 8Н112, машина автономных испытаний для. ;
12. 8Н113, машина горизонтальных испытаний;
13. 8Н213, машина подготовки на шасси ЗИЛ157 "КУНГ";
14. 8Н214, электропреобразовательный агрегат;
15. 8Н215, кабельная машина №1 на шасси ЗИЛ157 "КУНГ";
16. 8Н216, кабельная машина №2 на шасси ЗИЛ157 "КУНГ";
17. 8Н217, машина обогрева головной части;
18. 8Н218, машина с кабелями технической позиции;
19. 8Т310, машина принадлежностей технической позиции;
20. 8Т331, машина ЗИП электроогневого отделения на шасси ЗИЛ157 "КУНГ";
21. 8Г27, подогреватель воздуха (теплогенератор бензиново-электрический);
22. 8Г33 , воздушная компрессорная станция на шасси ЗиС-151;
23. 8Т325, машина ЗИП №1 (двигательного отделения);
24. 8Т330, машина ЗИП №2 (стартовых принадлежностей);
25. 8Т116, автовышка;
26. 8Ш14, комплект приборов наведения;
27. 8Ш31 (ДДН-1), Фотоэлектрический индикатор влажности (измеритель точки росы);
28. 8Ю12, палатка технической позиции (применялась на выездах для хранения ракеты, длиной примерно 30 и шириной 5 м, каркас из алюминиевых труб);
29. 8Т311, Обмывочно-нейтрализационная машина;
30. 8Т26, автокран 10 т на шасси полуприцепа с одноосным тягачем МАЗ-529В;
31. ЭСД-20-ВС/400, дизельная электростанция 20 кВт, ток - переменный (50 Гц), три фазы, 400 в, пуск - стартер, монтировалась на двухосном автоприцепе 2-ПН-2;
32. ЭСД-50-ВС/400, дизельная электростанция 50 кВт, ток - переменный (50 Гц), три фазы, 400 в, пуск - стартер, монтировалась на двухосном автоприцепе 2-ПН-4;
33. Машина радиоуправления дальностью;
34. 8Ф12Н, головная часть;
36. Наземное оборудование для эксплуатации ГЧ по спецификации Минсредмаша;
37. Машина-хранилище;
38. Аппаратура 8Н122;
39. Аппаратура 8Н231;
40. Аппаратура 8Н65;
41. Аппаратура 8Н66;
42. Аппаратура 8Н67.

Завод №586 (Днепропетровск),
позднее:
- завод №166 (Омск),
- завод №172 (Пермь),
- завод №47 (Оренбург)





0

KW:
ROBLOX Robux Online Generator 2020 APRIL UPDATED
ROBLOX Unlimited Free Robux 2020 APRIL UPDATED

0

0

Частотный преобразователь FR-A540L-G280K-NA отличается от частотного преобразователя CIMRV7CU20P74 реальной номинальной мощностью преобразователя, частотой PWM-контроллера, алгоритмом работы схемы самодиагностирования перебоев инвертора, а также в большей степени наличием различных внутренних дополнительных функций, доступных для легкой настройки и выполнения специализированных задач и полностью заменяющих собой промышленную электронику для обеспечения автоматизированной работы первичного оборудования автономно, без контроллеров, промышленных ПК, панелей оператора. Перечисленные факторы играют важнейшую роль при подборе частотного преобразователя для реализации конкретных задач.

Проверка кодов неисправностей и последующий профессиональный ремонт на новом оборудовании преобразователей частоты, которые произведены фирмами danfoss, delta, веспер и другими мировыми брендами осуществляется в фирме prom electric . Производство замены IGBT modules, представляющих собой наиболее ценные элементы во всем устройстве преобразовательной техники. Отличие IGBT транзистора от IGBT модуля заключается в том, что модуль может содержать один или более IGBT транзисторов, иногда включенных параллельно по схеме пары Дарлингтона для увеличения коммутируемой мощности, а также в некоторых случаях драйвер. IGBT - биполярный транзистор с изолированным затвором, представляет собой мощный полупроводниковый прибор обычно используемый как электронный ключ для средних и высоких напряжений. Благодаря совмещению преимуществ биполярного транзистора и полевого транзистора достигается большая мощность коммутации и малая необходимая мощность для управления, так как управление осуществляется не током, а потенциалом, что приводит к высокой эффективности этих компонетов.

0

0

How toward Application a Mount Buller Holiday

0

Toledo Virginia Beach Omaha Philadelphia Washington Tulsa

To Demetrius family, I am very sorry for your loss. To Dudley,Moses, my thoughts and prayers have been with you everyday. He loved and cherished the three of you!

January 2, 2017
Tulsa

0

Good day! We now have good news for the new Xrumer 16 were being excellent base
Joomla K2 copes and functions with postings with none any mods!

0

Да очень приятно вспомноть о прошлом, служить начинал на Сандале, а заканчивал на Пионере. Очень жаль что все спустили так бездварно 82 -84 Ахтырка Сумская обл.

--> FISHKINET

Обидно как-то

Минутка кардиологии

На что жалуетесь?

Продолжая просматривать сайт, вы подтверждаете, что ознакомились с политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie. Ok

r_12_sandal_tree_86

Основные характеристики ракеты Р-12:

Максимальная дальность, км 1500

Тяга двигателя у земли, т 50

Удельная тяга двигателя у земли 216

Стартовый вес, т 33-35

Система управления Радиотехническая

Компоненты топлива Тракторный бензин + азотная кислота
с оксидами азота

В 1952г. были проведены работы по обоснованию ТЗ смежным организациям и выбрана компоновочная схема ракеты. 5 марта 1952 г. выдано техническое задание ОКБ-456 на разработку двигателей.

Дальнейшие работы по ракете в ОКБ-1 были прекращены в связи с передачей темы в ОКБ-586 М. Янгелю. Проектирование ракеты Р-12 начиналось в НИИ-88 одновременно с работами по таким ракетам, как Р-11 и Р-11 ФМ в период, когда там работал и был директором М.К. Янгель (май 1952 – октябрь 1953). Согласно Постановлению Правительства от 13 февраля 1952г. все работы по Р-12 были переданы в Днепропетровск, куда и были отправлены все материалы из ОКБ-1 С.П. Королева НИИ-88.

34

Ракета Р-12 у музея РВСН в Перхушково

35

Одноступенчатая ракета Р-12 внешне была похожа на Р-5. На ракете Р-12 был установлен азотнокислый двигатель РД-214, а по принципиальной конструкторской схеме, по словам Д.Т. Козлова, Р-12 имела очень много общего с королевской Р-9. Это не удивительно, т.к. основной конструкторский костяк ОКБ Янгеля состоял из королевских конструкторов ОКБ-1.

Внешне м.б. и так, но по своей конструктивной схеме Р-12 концептуально похожа на ракету Р-11. В то же время на Р-12 была использована не вытеснительная система подачи топлива, а турбонасосная.

Двигатель РД-214 с тягой около 60 на земле был не однокамерным, как у Р-11, а четырехкамерным, следовательно, на одну камеру приходилось около 15 т тяги. Ракета Р-12, как и ракета Р-11 была трехкомпонентной. Окислитель – азотная кислота АК-27П, горючее – керосин ТМ-185 и пусковое топливо – ТГ-02. Так как при самопроизвольном соединении кислота и керосин не воспламеняются, ракета Р-12 может считаться относительно безопасной.

В части боевого использования азотнокислых двигателей М.К. Янгель был бесспорно прав, если бы ракета Р-12 рассматривалась не как первая в целом ряде модификаций, а как временный промежуточный этап. Ракета Р-12 занимает первое место по количеству. С марта 1959г. по июль 1989г., когда она была снята с вооружения, по данным Ю.А. Мозжорина, было выпущено 2300 ракет. Последняя ракета была уничтожена в мае 1990г.

В результате, после перехода на создание двигателей для М.К. Янгеля, В.П. Глушко фактически прекращает разработку и создание кислородных двигателей.

Таким образом, истоки того, что многие публицисты называют катастрофическим положением нашей космонавтики, надо связывать не с серединой 1970-х годов после смерти С.П. Королева. Это связано непосредственно с инициативой М.К Янгеля и В.П. Глушко в 1954г. по выбору стратегии в направлении создания боевых ракет на азотнокислом топливе, а не на твердом. К этому необходимо добавить, что вторая половина 1950-х годов — начало развития двух наук: кибернетики и надежности, и наступления информационной научно-технической революции. Военно-политическая и академическая элита СССР этого не заметила.

36-1

Ф. Кастро и Н. Хрущев

Рассказ об этой операции подробно изложен М. Бодровым в вышеуказанной книге и не входит в тематику данной статьи.

Еще не завершилась программа летных испытаний комплекса Р-12 , когда стало ясно, что необходимо создавать ракету, способную перекрыть весь диапазон средней дальности. Сведения о том, что в США проводятся испытания баллистических ракет с дальностью полета свыше 3000 км, только ускорили принятие соответствующего решения. 2 июля 1958г. ОКБ М.К. Янгеля получило правительственное задание на проектирование ракеты с дальностью полета 3600 км и более высокими, чем у Р-12, эксплуатационными характеристиками. 6 июля 1960г. на полигоне Капустин Яр состоялся первый испытательный пуск новой ракеты, получившей обозначение Р -14 (8К65. Он был признан успешным.

ЛКИ Р-14 с июня по декабрь 1960 г. проведены на 4ГЦП. По программе ЛКИ проведено 22 пуска. Всего запущено 182 ракеты, успешных пусков 93%.

По оценкам американских специалистов, проводивших сравнительный анализ 18 типов различных РН легкого класса, созданных в разных странах, в настоящее время это один из самых совершенных носителей в мире в своем классе.

Ракета Р-12/Р-12У

По Постановлению СМ СССР от 13 февраля 1953 года конструкторскому отделу завода №586 была поручена разработка эскизного проекта ракеты средней дальности Р-12 (8К63). 13 августа 1955 года вышло Постановление СМ СССР "О создании и изготовлении ракет Р-12". В октябре 1955 года был выпущен эскизный проект. Ракета предназначалась для поражения площадных целей (площадью около 100 км).

В марте 1957 года в НИИ-229 (г. Загорск) были успешно проведены стендовые огневые испытания ракеты Р-12. 22 июня 1957 года проведен новый пуск ракеты на ГЦП №4 (Капустин Яр) с наземного пускового стола. В октябре 1958 года началось серийное производство ракет, а 27 декабря 1958 года завершены летные испытания.

Несмотря на то, что ракеты Р-12 размещались при хранении в арочных бетонных сооружениях , сам стартовый комплекс из-за обилия обслуживающей техники (куда входили автомобили-транспортеры, тягачи, заправщики, командные пункты, узлы связи и т.п.) представлял собой уязвимую мишень. Необходимо было разработать новый способ базирования - шахтную пусковую установку (ШПУ). 30 мая 1960г. вышло Постановление СМ СССР о разработке боевой ШПУ "Двина" для ракеты Р-12. После проведения ряда усовершенствований (модернизации системы управления и снятия аэродинамических обтекателей стабилизаторов) 30 декабря 1961г. был проведен первый пуск модернизированной ракеты, получившей обозначение Р-12У (8К63У). Ее испытания продолжались до октября 1963г. Первыебоевые шахты для Р-12У были построены к 1 января 1963г. в Плунге (Прибалтика), а 5 января 1964г. боевой ракетный комплекс с ракетой Р-12У был принят на вооружение РВСН.

Впервые ракета Р-12 открыта продемонстрирована на военном параде в Москве 1961 году. После принятия на вооружение ракетного комплекса с ракетой Р-12 началось массовое строительство военных городков и стартовых позиций. К 1965 году было развернуто 608 пусковых установок для ракет Р-12 и Р-12У. С появлением этих ракет СССР получил возможность наносить ядерные удары оперативного характера независимо от стратегических сил дальнего действия.

На базе ракет Р-12 в 1962 году разработаны космические ракеты-носители серии "Космос" (11К63).

На западе ракета получила обозначение SS-4 "Sandal".

К 1987 году оставалось 149 ракет типа Р-12 подлежащих ликвидации по договору РСМД. Последняя ракета была уничтожена 23 мая 1990 года на базе ликвидации ракетной техники "Лесная" в Брестской области.

Ракета Р-12 состоит из головной части, переходного отсека, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека.

Р-12 несла моноблочную головную часть с термоядерным зарядом мощностью 1 Мт. Головная часть конической формы имеет стальную клепаную конструкцию и асбо-текстолитовое теплозащитное покрытие. Боевой отсек в занимает 3/4 объема ГЧ и снизу имеет выпуклое полусферическое днище. Крепление ГЧ к ракете осуществляется с помощью короткой аэродинамической конической юбки, которая большим своим основанием устанавливается на переходной отсек и закрепляется пироболтами. Отделение ГЧ — с помощью пироблоков и пневмотолкателя.

Двигатель РД-214

Внутрибаковая арматура каждого отсека состоит из продольных пластин-гасителей колебаний жидкости, датчиков уровня топлива и заборной арматуры. В верхней части отсеков размещены кольцевые коллекторы наддува.

Так как ветровые нагрузки на ракету шахтного варианта базирования намного меньше, чем на Р-12, к баковому отсеку первой предъявлялись не такие жесткие требования по прочности, вследствие чего удалось снизить толщину стенок баков и уменьшить сухую массу ракеты.

Транспортировка Р-12

Межбаковый приборный отсек цилиндрической формы клепаной конструкции (силовой набор и обшивка), имеет внутри крестообразную раму для установки приборов системы наведения и управления. СУ автономная, унаследовавшая многие черты подобной системы ракеты А-4, в том числе гироприборы со значительными габаритами. Управляющие сигналы — аналоговые, электрические, служат для приведения в действие электрических пневмо- и гидроклапанов и управляющих механизмов. Кабели и трубопроводы проложены по наружной стороне бакового отсека ракеты и закрыты желобом. В системе управления был предусмотрен аварийный подрыв ракеты.

При проведении испытаний были получены предельные отклонения точки падения ГЧ от расчетной по дальности в пределах 1100 м, по направлению — около 600 м при стрельбе на максимальную дальность в 2000 км. В ее состав впервые были включены устройства нормальной и боковой стабилизации центра масс.

Хвостовой отсек клепанной конструкции из сплава В-95 (силовой набор) и Д-16 (обшивка) состоит из цилиндра и конуса. Внутри цилиндрической (верхней) части отсека смонтирован тороидальный сварной бак с перекисью водорода для питания ТНА двигателя. Поверхность хвостового отсека имеет люки для доступа к агрегатам двигателя. Коническая юбка хвостового отсека служит для передачи веса ракеты на пусковое устройство, для чего она имеет в нижней части четыре опорных кронштей-на, оборудованных винтовыми опорами для вертикализации ракеты. На кронштейнах крепятся также газовые рули с рулевыми машинками. Снаружи юбки наземного варианта ракеты на кронштейнах жестко закреплены лопасти аэродинамических стабилизаторов, которых нет на шахтном варианте Р-12У.


Ракета Р-12 доставлялась к старту в незаправленном состоянии. Для ее запуска применялся несколько модифицированный стартовый стол ракеты Р-5М. После проведения вертикализации и прицеливания путем поворота ракеты вместе со стартовым столом в нужном направлении, начиналась заправка компонентами топлива и сжатыми газами. Общее время подготовки к пуску составляло около трех часов и зависело от уровня обученности боевого расчета.

Наземное оборудование ракеты Р-12У было выполнено в стационарном исполнении. Уровень автоматизации и механизации процессов подготовки Р-12У к старту и ее заправки был существенно повышен.

Тягач с транспортно-подъемным механизмом для ракеты Р-12

В середине 1970-х годов ракетный полк, вооруженный ракетами Р-12, состоял из двух дивизионов с наземным стартом и одного дивизиона в составе четырех шахтных пусковых установок. Дивизион с наземным стартом состоял из двух батарей, обслуживающих по две ракеты, которые хранились в бетонных обвалованных хранилищах, каждая на две ракеты. Обычно в ракетном полку было 5-8 наземных пусковых установок, 11-14 транспортных средств, 6-7 установщиков, 45-52 емкостей для хранения топлива. Расстояние между соседними ПУ и расстояние от ПУ до хранилища ракет - более 175 м.


Для транспортировки БРСД 8К63 (Р-12), 8К63У (Р-12У) и установки их на пусковой стол в вертикальное положение использовалась грунтовая тележка 8Т115.

Читайте также: