Опыты по выращиванию растений

Обновлено: 08.07.2024

Цели: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материал: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Процесс. Дышат ли растения? Как доказать, что дышат? Дети определяют, как дышат растения, опираясь на знания о процессе дыхания у человека. (При дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него.) Дети вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод: вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.

Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Материал: прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см;

б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой;

в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином;

г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

Итог. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

Цели: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материал: три емкости с водой, почва уплотненная и рыхлая, три прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Процесс. Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшкепочва плотная, в другом - рыхлая. Почему плотная почва хуже? Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду. (Хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха.) Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью - на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменениями проростков. (Хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей - растение гибнет.) Зарисовывают результаты.

Итоги. Воздух необходим для корешков. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

Цели: установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.

Материал: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Процесс. Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом : помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место. (Если растение дает кислород, в банке его должно стать больше.) Через 1-2 суток взрослый спрашивает детей, как узнать, накопился ли в банке кислород. (Кислород горит.) Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.

Итог. Растения выделяют кислород.

Цель: установить наличие в листьях питания для растений.

Материал: кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет, емкость белого цвета.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить, есть ли питание в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Дети предполагают, что в этом листе нет питания. Взрослый предлагает детям поместить лист в кипящую воду, через 5-7 минут его рассмотреть, зарисовать результат.

Итог. Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску, следовательно, питание в листе есть.

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материал: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Дети закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7-10 дней. (Лук под колпаком стал светлым.) Убирают колпак. Через 7-10 дней вновь зарисовывают результат. (Лук на свету позеленел - значит, в нем образовалось питание.)

Итог. Свет необходим для питания растений.

Цели: выделить благоприятные условия для роста и развития растений; обосновать зависимость растений от почвы.

Материал: два одинаковых черенка герани, емкость с водой, горшок (емкость) с почвой, предметы ухода за растениями.

Процесс. Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут -в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости - с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы.

Итог. У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.

Цели: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений; выделить почвы, разные по составу.

Материал: черенки традесканции, чернозем, глина с песком.

Процесс. Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель. (В глине растение не растет, в черноземе - растет хорошо.) Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта. (Урастения отмечается хороший рост.)

Итог. Черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.

Цель: установить, как растение ищет свет.

Материал: картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном - отверстие.

Процесс. В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направления, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение неделинаблюдать за изменением цвета и направлением ростков. (Ростки теперь тянутся в разные стороны, становятся крепкими.)

Итог. Много света - растению хорошо, оно зеленое; мало света - растению плохо.

Цель: установить, как растение ищет свет.

Материал: комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера); лейкопластырь.

Процесс. Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет? (Часть листа будет светлее.) Предположения детей проверяются опытом : часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.

Итог. Без света питание растений не образуется.

Цель: систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Материал: семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.

Процесс. Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сборов плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Итог. Семечко - росток - взрослое растение - цветок - плод.

Цели: доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

Материал: черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Процесс. Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле, забирают ли они воду. Проводят опыт : помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.

Итог. Воды стало меньше, потому что корни черенка всасывают воду.

Цели: доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения; установить взаимосвязь строения и функции.

Материал: два цветка каллы, черенки герани или бальзамина с корешками, емкость с водой и пищевым красителем, емкость с водой.

Итог. Растение всасывает воду, и по мельчайшим канальцам она доходит до цветка.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО СВЕТОМ

Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.

Материал: настольная лампа, фигурки для теневого театра.

1. Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. (Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи света.)

2. Уличные тени. Рассмотреть тень на улице: днем от солнца, вечером - от фонарей и утром - от различных предметов; в помещении - от предметов разной степени прозрачности.

1) Тень появляется, когда есть источник света. Тень - это темное пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь предмет.

2) От самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света.

3) Лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от дерева образуется тень.

4) Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее.

5) В тени прохладнее, чем на солнце.

Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.

2) Чем выше источник света, тем короче тень (например, солнце днем и фонарь вечером).

3) По мере удаления от источника света тень удлиняется, и контур становится менее четким. 1

4) Очертания предмета и тени схожи.

5) Чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.

Цель: понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его не должно быть видно.

Материал: зеркала, схема многократного отражения.

Итог. Зеркало отражает солнечный свет.

Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный свет.

Материал: противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования.

Итог. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огонь.

Цель: понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете.

Материал: набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала.

Итог. Предметы отражаются на гладкой, ровной, блестящей поверхности.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ

Цель: выяснить, что гроза - проявление электричества в природе.

Материал: кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Процесс. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании.

Итог. Ткань наэлектризовалась, появился треск - это проявление электричества.

Цели: называть разновидность металлов (алюминий, сталь; жесть, медь, бронза, серебро, сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обусловливают способы их использования в быту и на производстве.

Материал: кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, кусочки бронзы и серебра, спиртовка, спички, ножницы.

Процесс. Дети рассматривают предлагаемый материал, определяют, из чего он сделан, вспоминают основные, общие свойства металлов (металлический блеск, ковкость, теплопроводность, твердость). Взрослый предлагает до проведения опыта определить, чем отличаются представленные металлы. Дети подтверждают или опровергают свои предположения, действуя по алгоритму:

1) оценивают степень проявления металлического блеска;

2) оценивают степень теплопроводности;

3) определяют твердость металлов;

4) ковкость (способность металлов приобретать заданную форму под воздействием высокой температуры и без нее);

5) делают выводы о сходстве и различиях металлов.

Обсуждают, что из какого металла можно сделать.

Итог. У разных металлов разные свойства.

Цель: выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов).

Материал: одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, металла.

Процесс. Дети рассматривают емкости, наполненные водой; определяют температуру воды в них. (Вода горячая, так как из емкостей идет пар, он хорошо виден.) Взрослый предлагает детям ответить, какими должны быть емкости, если из них идет пар. (Они должны быть на ощупь горячими, нагреться от воды.) Дети проверяют предположения, осторожно дотрагиваясь до каждой емкости.

Итог. Самая горячая - алюминиевая емкость, затем идут керамическая, пластмассовая, деревянная.

Цель: узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.

Материал: пластилин, линейка, рейка метровой длины.

Процесс. Взрослый предлагает детям определить, на всех ли планетах, как на Земле, год длится 365 дней (за это время Земля совершает оборот вокруг Солнца). Дети под руководством взрослого выполняют действия: лепят из пластилина два шарика размером с грецкий орех; помещают один из них на конец линейки, а другой - на конец более длинной рейки; ставят линейку и рейку вертикально на пол рядом так, чтобы пластилиновые шарики оказались сверху. Затем одновременно опускают рейку и линейку. Отмечают, что шарик, прикрепленный к линейке, упал быстрее. Взрослый, используя модель Солнечной системы, объясняет, что эти действия напоминают движение планет, которые непрерывно обращаются вокруг Солнца (Меркурий - за 88 земных дней, Плутон - за 250,6 земных лет).

Итог. Чем ближе планета к Солнцу, тем короче на ней год, так как она быстрее вращается вокруг него.

Цель: узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса: фарфора; сравнить их качественные характеристики и свойства.

Материал: стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки; вода, краски, деревянные палочки; алгоритм деятельности.

Итог. Фаянс и фарфор имеют некоторые свойства стекла - они твердые и хрупкие, могут разбиться, как стекло.

Цель: выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.

Итог. Магнит притягивает металлические предметы.

Цели: найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Материал: пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия, магнит.

Процесс. Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит. (Некоторые из них притянутся к магниту.) Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы, и проверяют их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы притягиваются магнитом.

Итог. Не все металлы притягиваются магнитом: медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются.

Цели: узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Материал: квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.

Процесс. Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства, актуализируя прошлый опыт. (Горит, намокает, мнется, рвется, режется.) Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности:

1) смять четыре разных кусочка бумаги;

2) разорвать пополам;

3) разрезать на две части;

4) опустить в емкость с водой.

Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т. д., а какой - медленнее.

Итог. Чем бумага толще, тем она хуже рвется и больше по времени намокает.

Цели: узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Материал: небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея, ножницы, емкости с водой.

Процесс. Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани:

2) разрезать на две части каждый кусок;

3) попытаться разорвать пополам;

4) опустить в емкость с водой и определить скорость намокания;

5) сделать общий вывод о сходстве и различии свойств.

Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от ее качеств.

Итог. Разные виды ткани обладают разными свойствами.

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Воспитатель: Балаба И. В. МКДОУ ДС №4 г. Светлоград Экспериментальная и.

Картотека опытов и экспериментов ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ. Опыт 1. Воздух в стакане Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то,.

Картотека опытов и экспериментов в средней группе Игры с красками Разноцветные шарики Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Картотека опытов и экспериментов во второй младшей группе Играть с водой интересно и полезно. И в холодное время года – не помеха. Зимой для игр с водой очень удобны ванны фабричного производства.

Продолжаю рассказывать о наших опытах и экспериментах с растениями. В прошлый раз мы говорили о том, как и где растения накапливают запасы питательных веществ. А сегодня я покажу, как мы изучали влияние солнечного света на жизнь растений.

У нас в лэпбуке "Мой сад" было такое задание - назвать факторы, необходимые для жизни растений. Катя их назвала правильно, но вот внятно объяснить, зачем же растению свет, не смогла. Хотя мы и изучали это в прошлом году. Но как говорится, повторение - мать учения :) И мы снова начали все с самого начала. А помогли нам в этом простые опыты, которые может провести любой малыш.

опыты и эксперименты с растениями для детей

Провести этот опыт нам помог случай: у меня на балконе всю зиму ждала своего часа луковица гиацинта. Лежала она в закрытом шкафчике, в полной темноте и сухости, и я и думать о ней забыла. А когда делала весеннюю уборку, то обнаружила, что она дала росток. Но что это был за росток? Сам на себя не похож - совершенно желтый!

Когда же мы с Катей посадили бедненькую луковицу в землю и поставили ее на яркое весеннее солнце, то уже на следующий день росток стал насыщенно зеленым, а луковица стала стремительно прорастать и даже дала цветочный бутон. Вот сколько сил у нее появилось на солнышке!

Растения и свет - опыты

В нем стал вырабатываться хлорофилл - пигмент, придающий зеленую окраску растениям. Именно при его участии в тканях растений из углекислого газа и воды под действием света вырабатываются полезные вещества. Этот процесс называется фотосинтезом. Если сказать совсем упрощенно, то растение с помощью хлорофилла "кушает" :) Если нет солнечного света, то нет хлорофилла, и тогда растение будет "голодное" и "бледное". В конце-концов, оно "заболеет" и погибнет.

Чтобы увидеть, как сильно не хватает нужных веществ растениям, растущим в темноте, мы провели еще один простой опыт.

Посадили в две одинаковые банки две одинаковые семечки подсолнуха. Только одну банку оставили на подоконнике, а вторую поставили в шкаф.

Через несколько дней разница между ними стала разительной - подсолнушек, растущий на свету, был крепеньким и ярко-зеленым. Посмотрите, он явно всем доволен:)

А вот подсолнушек из шкафа неестественно вытянулся так, что уже не мог стоять без опоры, и выглядел бледным и хилым. Ему было очевидно плохо.

После этого опыт пришлось прервать, так как Катя наотрез отказалась "мучить растение" и перестала рыдать только после того, как я ей пообещала, что мы несчастный росточек поставим на окно, и он "выздоровеет" :)

Из-за того, что растениям жизненно необходим солнечный свет, они научились его искать и к нему двигаться. Это движение к свету по научному называется фототропизм (фото - свет, тропос - поворот).

Чтобы его пронаблюдать, мы с вечера поставили росточки Катиного душистого горошка в середине комнаты. На следующее утро было очень заметно, что они изменили свое положение почти на горизонтальное - так тянулись к окну.

А после того, как мы вынесли их на светлый балкон, ростки буквально за час снова приняли практически вертикальное положение.

Занятие для детей на тему растения

После этого Катя научилась находить проявления фототропизма везде - на наших комнатных цветах, которые наклонены в сторону окон. На деревьях во дворе, которые растут под углом, пытаясь "выйти" из тени дома. На расположении ветвей деревьев и листьев у растений - которые все делают для того, чтобы не закрывать друг другу свет.

Вспомнили мы и наши прошлогодние опыты с подсолнухами, которые делали для журнала "Моя мама - Василиса". У этих растений, вообще, есть особый вид фототропизма - гелиотропизм: бутоны подсолнечника поворачивают свои головки вслед за солнцем в течении световых суток.

Все эти примеры демонстрируют положительный фототропизм - тягу растения к свету. Но бывает еще и отрицательный фототропизм - рост растения от света. Он встречается у тенелюбивых растений и у корней растений. Мы сейчас как раз проводим один опыт с ним. Если получится - покажем :)

Вот так мы изучали тему "Растения и свет".
А в блоге вы найдете еще много интересного для детей по ботанике.

Растения – очень хороший объект для опытов. Они красивые и спокойные, никуда не убегают и всегда под рукой – в магазине, на улице, на подоконнике.

Фасоль в коробке

Просто и полезно – нужно взять всего-то ненужную коробочку от СD, внутрь положить влажную вату или кусочек фетра. А на вату выложить несколько фасолин – и закрыть крышку. Семена начнут прорастать в мини-инкубаторе очень быстро, и мы сможем детально наблюдать за их развитием через прозрачную крышку. На ней, кстати, можно делать маркером какие-угодно пометки. Как, например, здесь

Цветные цветы

Просто и эстетично: в стаканчики (баночки, бутылочки) наливаем воду, подкрашенную каким-либо красителем. Тут нужно экспериментировать – не всякая краска подходит растению. Затем в эти наши стаканчики ставим цветы белого цвета – тюльпаны или гвоздики. Даем постоять несколько часов и наслаждаемся J

Многоликий сельдерей

Просто и весело: тут история похожая с разноцветными цветками. Берем уже знакомые нам баночки с подкрашенной водой. Расщепляем стебель сельдерея снизу на несколько полосок и помещаем их в разные баночки. Через некоторое время произойдет веселое превращение.

Яйца-горшочки

Просто и забавно: внутрь яичных скорлупок кладем немного влажной ваты или земли. Помещаем в импровизированный горшочек семена (безотказно получается с кресс-салатом) и ждем их прорастания.

Эрозия почвы – экологическая задачка

Posted on Feb. 12th, 2013 at 05:46 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

Цель проекта: создать условия для реализации детьми собственных исследовательских проектов по выращиванию ростков в скорлупе.

Задачи проекта для воспитанников:

Образовательные:

  • закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования: наблюдать за объектами живой природы, выделять и описывать основные признаки, сравнивать свойства различных объектов живой природы;
  • учить выдвигать гипотезы, задавать вопросы;
  • опытным путем выявить условия необходимые для выращивания семян;
  • продолжать закреплять умение фиксировать этапы работы над проектом в дневник юного исследователя,
  • учить презентовать свой проект.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности;
  • развивать связную речь, умение рассуждать;
  • стимулировать самостоятельное формулирование выводов;

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы.

Задачи проекта для педагога:

  • создание условий для формирования умения самостоятельно анализировать и решать проблемные вопросы при помощи исследовательских методов;
  • привлечение родителей к проектной деятельности.

Особенности проекта:

По доминирующей деятельности: исследовательский, практико-ориентированный.

По количеству детей: групповой.

По контингенту участников: старший дошкольный возраст

По продолжительности: краткосрочный: в течение месяца

Объект исследования: семена овса, петрушки, укропа, фасоль.

Предмет исследования: условия роста растений.

Участники проекта: родители, воспитатель, дошкольники.

  • дошкольники расширят представления о жизненном цикле растений, исследуют опытным путем условия необходимые для роста семян;
  • научатся презентовать свой проект;
  • научатся понимать причинно-следственные связи в природе растительного мира.

Оборудование: яичная скорлупа, вата или опилки, семена, вода, пустые лотки из-под яиц, инструменты и оборудование для опытов.

План работы воспитателя по подготовке проекта:

1.Сбор информации (интернет ресурсы).

2. Постановка цели проекта.

3. Продумывание алгоритма проекта. (воспитатель обсуждает план с родителями на родительском собрании).

5. Подбор интересных опытов с растениями, почвой, водой.

6. Организация переносной лаборатории по изучению почвы и наблюдению за растениями.

Этапы проекта

1. Подготовительный, теоретический.

2. Практический, исследовательский.

Дети совместно с родителями:

  • подготовка яичной скорлупы для посадки семян;
  • посадка семян и наблюдение за ростом ростков в первые 3-4 дня, наблюдения фиксируются детьми ежедневно в дневнике юного исследователя в свободной форме.

Дети совместно с воспитателем:

  • наблюдение за ростом ростков с третьего-четвертого дня посадки семян;
  • создание из яичной скорлупы персонажа: рисование рожиц, приклеивание пластиковых глаз;
  • проведение опытов, с целью выяснения наиболее оптимальных условий роста ростков.

3. Презентация детьми своего проекта:

  • подготовка презентации проекта совместно с родителями;
  • выступление.

Содержание проекта

- Чтение художественной литературы, рассматривание журналов, энциклопедий о жизни растений

- Исследование проросшего овса.

Цель: исследовать проросший овес, почву с помощью лупы, микроскопа. Понаблюдать за самим растением в течении дня.

Описание: воспитатель приносит в группу проросший овес в небольшом пластиковом контейнере. Пластиковый контейнер должен быть прозрачным, для того, чтобы дети смогли разглядеть проросшие семена растения. Воспитатель предлагает провести некоторые опыты с почвой, водой.

- Экскурсия в экологическую комнату с целью знакомства с различными семенами.

- Мотивация к созданию проекта: воспитатель предлагает детям вырастить собственное растение из данных семян, заранее обговаривает с детьми, что этапы роста необходимо фиксировать каждый день в дневнике юного исследователя.

-Игры на развитие мышления

Дети совместно с родителями подготавливаю скорлупу и высаживают в нее семена на выбор: овес, петрушка, укроп или фасоль. Поливают, наблюдают за ростом семян, результат наблюдения каждый день схематично зарисовывают в дневник юного исследователя.

- Наблюдение за ростом ростков в группе детского сада, этапы роста фиксируются в дневник юного исследователя;

- Игры на развитие мышления:

Первый- пятый день

-Продолжается наблюдение за ростом семян.
Проведение опытов:

Первый – третий день

  1. подготовительный этап: дети совместно с родителями подготавливают небольшой рассказ о получившемся персонаже.
  2. Выступления детей (дети разбиваются на три подгруппы)

Опыты проекта

Цель: познакомить с разнообразием семян; формировать умение отличать семена по внешним признакам.

Материалы и оборудование: лупа, семена укропа, петрушки, овса, тыквы, подсолнуха и др., фасоль.

Процесс: дети обследуют семена: сравнивают по форме, размеру, цвету.

Вывод: все семена отличаются по внешнему виду.

Цель: исследовательским путем выявить свойства почвы.

Материалы и оборудование: поднос, земля, лупа, микроскоп, пробирки, ложечки, весы

Процесс: Сначала дети собирают образцы почвы в пробирку в разных источниках, затем приносят их в группу для исследования. При помощи лупы определяем цвет, запах, сыпучесть или видим комочки; определяем какая почва на ощупь, взвешиваем на весах. При помощи микроскопа выявляем состав песка. Делаем выводы.

Материалы и оборудование: 2 стакана.

Детям дается два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предлагается аккуратно перелить воду из одного в другой. Почему вода льется?

Так как вода имеет свойство текучести, ее называют жидкостью.

Цель: опытным путем доказать необходимость воды для роста растения.

Материалы и оборудование: росток в скорлупе, вода.

Процесс: берем росток в скорлупе, в котором ростки достигли хотя бы 5 см. и перестаем поливать. Смотрим, что происходит с растением.

Итоги: Растение, которое обходилось без воды, завяло.

Цель: опытным путем доказать необходимость света для роста растения.

Материалы и оборудование: ростки в скорлупе.

Процесс: Помещаем один росток в скорлупе в темное место на неделю. Через неделю сравниваем его внешний вид с внешним видом растений на подоконнике.

Итоги: растение, находящееся в темном месте, увяло, а растения на подоконнике продолжают расти.

Цель: опытным путем доказать необходимость света для роста растения.

Оборудование и материалы: росток в скорлупе

Процесс: ставим росток в скорлупе на окно на три – четыре дня, затем разворачиваем лоток на 180 градусов, вечером наблюдаем за ростком.

Итоги: Листья растения повернулись к источнику света.

Цель: Узнать, дышит ли растение через листья.

Материалы и оборудование: росток в скорлупе, вазелин.

Процесс: намазываем толстый слой вазелина на поверхность нескольких листьев и ежедневно наблюдаем за растением.

Итоги: листья, на которых был вазелин, завяли.

Цель: опытным путем определить влияние холода на процесс роста растения.

Материалы и оборудование: росток в скорлупе, холодильник.

Процесс: берем один росток в скорлупе, в котором ростки достигли хотя бы 5 см. и помещаем в холодильник на несколько дней. Наблюдаем за растением.

Итоги: Растение в холодильнике значительно замедлит рост.

Игры проекта

Описание: воспитатель прячет предмет, можно просто держать его в руках за спиной, и просит задавать ему различные вопросы. Постепенно дети выясняют, что в руках у воспитателя.

Цель: называть как можно больше возможных признаков выращенных ростков. Команды соревнуются друг с другом, кто назовет больше признаков растения.

Цель: развивать фантазию, умение находить причинно-следственные связи.

  1. Росток перестал расти, почему?
  2. Стало темно
  3. Листья у растения пожелтели

Цель: создание условий для формирования умения самостоятельно анализировать и решать проблемные вопросы при помощи исследовательских методов.

Задачи:

Образовательные: закрепить некоторые знаний о растениях.

Развивающие: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; активизировать речь детей.

Воспитательные: воспитывать умение добиваться результатов, аккуратность.

Тема опытов:

Воспитатель: А вы знаете каким образом питаются растения?

Материалы и оборудование: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты.

Опыт: За день до занятия воспитатель подготавливает необходимое количество стаканов, заполняет их водой, подкрашенной пищевыми красителями. В каждый стакан сажается по листу цветной капусты. На утро наблюдаем - листья окрасились в разные цвета.

Цель: опытным путем определить, что растение выделяет кислород.

Материалы и оборудование: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, росток в скорлупе, лучинка, спички.

(За сутки совместно с детьми воспитатель помещает несколько ростков в скорлупе под банку, но сначала проверяет при помощи спичек, есть ли в банке кислород)

Воспитатель: Мы уже с вами знаем из опыта выращивания ростка в скорлупе, что растениям для жизни необходим воздух, как и всем живым существам на планете. Но откуда же берется воздух? (растения выделяют кислород) Попробуем это доказать.

Воспитатель: накопился ли в банке кислород можно узнать при помощи спички, так как кислород горит. Воспитатель помещает горящую лучину в банку и наблюдает вместе с детьми яркую вспышку пламени.

Вывод: Растения выделяют кислород.

Цель: систематизировать знания о циклах развития ростков в скорлупе.

Материалы: ростки в скорлупе.

Воспитатель делит детей по 4 человека с одинаковыми растениями. Дети сравнивают свои зарисовки этапов роста растений и составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Итоги: Семена – семена с корнем –маленький росток – взрослое растение.

Затем воспитатель предлагает командную игру.

Задача детей — называть как можно больше возможных признаков выращенных ростков. Команды соревнуются друг с другом, кто назовет больше признаков растения.

  1. Росток перестал расти, почему?
  2. Стало темно.
  3. Листья у растения пожелтели.

Воспитатель: представьте себя цветами, деревьями или каким-нибудь другим растением, расскажите, что вам нравится, что вы не любите т.д.


Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо справились со всеми задачками, которые подготовил нам профессор Светлячок. Теперь, ребята, записываем опыты в дневник исследователя

Читайте также: