Орган растения который растет вверх

Обновлено: 05.10.2024

Любое растение, не важно растет оно на лугу, в поле или в саду — представляет собой сложный живой организм. В нашем мире все живые организмы от простейших одноклеточных водорослей до могучих тысячелетних деревьев состоят из клеток.

У одноклеточных водорослей тело представлено одной клеткой, которая выполняет все необходимые для жизнедеятельности функции. У многоклеточных водорослей структурно однородные клетки объединяются в таллом. На первый взгляд таллом может быть похож на тело растений, однако клетки таллома однотипны и не имеют ни специализированных элементов. Поэтому такие растения относят к низшим.

В ходе эволюции с выходом растений на сушу клетки начали дифференцироваться по выполняемой функции, сформировались ткани и органы, а такие растения получили название высших.

Названия органов растения представлены на иллюстрации.


Органы растения делятся на:

вегетативные: к ним относят корень и побег. Побег в свою очередь состоит из стебля, листьев и почек;

генеративные или органы размножения — цветок, плод и семя (спорангий у споровых и шишка у голосеменных).

Орган — это часть растения выполняющая одну или несколько функций.

Благодаря вегетативным органам растение растет, питается, происходит газообмен со средой, т.е. процессы фотосинтеза и дыхания (вставка на статью), из тонкого прутика вырастает мощное дерево — т.е. вегетативные органы обеспечивают жизнедеятельность растений.

Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь №2

Генеративные органы нужны, чтобы растение смогло оставить потомство и обеспечивались селекция и эволюция.

К генеративным органам относятся цветок, семя и плод.

Весной и летом цветы всевозможных форм и размеров, одиночные и собранные в соцветия радуют глаз. Однако основная функция цветка — половое размножение растений.

Именно из этого модифицированного побега после опыления и оплодотворения завязи пестика формируется плод, который состоит из семян и околоплодника. В живой природе плоды весьма разнообразны: некоторые из них съедобны, и очень вкусны, как томат или яблоко. А другие наоборот ядовиты, как белладонна или волчьи ягоды.

Семя — это зачаток полноценного растения, необходимый ему для размножения, переживания неблагоприятных условий внешней среды и расселения на новые территории. В структуре семени выделяют кожуру, зародыш, запас питательных веществ. Зародыш содержит зачатки вегетативных органов — корня, стеблей, листьев, из которых в подходящих условиях вырастает новое растение.

Однако, внимательные ученики, кто наблюдал, как бабушка в деревне прикапывает усы клубники на грядке, или сами сажали картофель весной, могут возразить, что растение может размножаться и вегетативными органами тоже. И будут совершенно правы.

Некоторые растения можно размножать вегетативно — черенками, усами, клубнями. Но селекцию и эволюцию обеспечивают лишь генеративные органы.

В строении вегетативных органов выделяют общие признаки:

полярность — основание и вершина растения находятся на противоположных концах растения, т.е. на разных полюсах. Это явление довольно легко наблюдать у растений, которые размножаются черенками. Например, у ивы.

Если черенок поместить во влажную среду, то через некоторое время на нижнем полюсе у основания образуются корни, на верхнем листья. И любой отрезок черенка будет вести себя подобным образом;

геотропизм — т.е. рост в определенном направлении относительно центра земного шара, благодаря тому, что растения ощущают земное притяжение.

Это явление также легко продемонстрировать на опыте, с которым можно поучаствовать в конкурсе. Если растущее растение положить горизонтально, через некоторое время его корни вновь будут расти вниз, а стебель займет вертикальное положение.

Корень обладает положительным геотропизмом, поскольку его рост направлен к центру земли, надземные части растения обладают отрицательным геотропизмом.


Благодаря геотропизму ландшафтные дизайнеры могут создавать фантазийные композиции, придавая деревьям причудливые формы. Но самый загадочный дизайнер — природа. И в Польше можно наблюдать целый кривой лес.


Выполняемая функция органов растений различна.

Корень — у большинства растений это подземный орган. Основная функция закрепление в почве или другом субстрате и обеспечение растения полезными минеральными веществами и водой, а также запасание питательных веществ. У некоторых растений корень модифицировался в клубень, как например у георгина или топинамбура.

Все корни растения называют корневой системой. Корневая система делится на:

stroyeniye steblya

Стебель — это каркас, центральная опора растения, соединяющая его подземные и надземные части. Основные функции стебля:

1) опорная — поддерживает листья, цветки, плоды, почки и развивающиеся из них боковые побеги;
2) проводящая — осуществляет транспортировку веществ между листом и корнем;

На самой верхушке стебля имеется точка роста, которая представлена образовательной тканью. Стебель и каждый его боковой побег имеют конусы нарастания. В точке роста клетки постоянно делятся, образуя новые. Благодаря верхушечной почке растение растет вверх, а боковые почки формируют крону.

По направлению роста стебли бывают прямостоячими (тополь, сосна, береза, пшеница и др.), стелющимися (вербейник монетчатый), лазящими (лианы), ползучими (живучка ползучая, земляника), вьющимися (вьюнок, хмель) (рис.1).

разнообразие стеблей

Рис.1 Типы стеблей

Внутреннее строение стебля

На продольном срезе ствола дерева можно рассмотреть его внутреннее строение. Он состоит из 4 слоев: коры, камбия, древесины и сердцевины (рис.2).

внутренне строение стебля

Рис.2 Внутреннее строение стебля

Кора — самый наружный слой ствола. Она состоит из слоев кожицы, пробки и луба.
Молодые побеги снаружи покрыты тонкой прозрачной кожицей (эпидермис). С возрастом кожицу заменит пробка. Клетки пробки мертвые, с толстыми оболочками. Они заполнены воздухом. Это надежно защищает растения от неблагоприятных условий окружающей среды. В коре расположены чечевички. Они хорошо заметны на молодых побегах деревьев как черточки или небольшие бугорки. Через межклетники в чечевичках осуществляется газообмен. Под пробкой находится лубяной слой. Лубяные волокна придают стеблям гибкость и прочность. По ситовидным трубкам луба идет передача растворов органических веществ от листьев ко всем частям растения.

Камбий

Камбий — это слой, расположенный под корой, между лубом и древесиной. Если снять кору с молодого побега, повреждаются оболочки клеток камбия. Потрогав рукой поврежденное место, можно ощутить липкую влагу. Клетки образовательной ткани камбия делятся и откладываются в сторону древесины (больше) и луба (меньше). Прирост древесины за год по толщине стебля называют годичным кольцом (рис.3). В период листопада деление и рост клеток камбия прекращаются. Весной с появлением листьев функции камбия возобновляются. Камбиальное кольцо образуется у деревьев в самом начале формирования стебля. Следовательно, рост стебля в толщину связан с делением клеток камбия.

образование годовых колец

Рис.3 Образование годовых колец

Древесина (ксилема)

Древесина (ксилема) залегает под камбием к центру от луба (флоэма). Она занимает большую часть побега. Проводящую функцию в древесине выполняют сосуды и трахеиды. По ним в восходящем потоке — от подземных органов к надземным — идет передача воды и растворенных в ней питательных веществ (минеральных и органических). Узкие длинные клетки, соединяясь, образуют сосуд. Оболочки между члениками сосуда разрушаются, и он становится похож на трубку, по которой движется вода. То есть в сосудах древесины нет перегородок, как в ситовидных трубках луба.


Древесина состоит из сосудов, волокон и живых клеток.
Ежегодно из камбия откладывается новый слой древесины. На поперечном спиле дерева видны чередующиеся кольца более светлой и темной древесины. Подсчитав их число, можно определить возраст дерева. На процесс образования и толщину годовых колец влияют условия окружающей среды (рельеф местности, количество влаги, ветер, лесные пожары и др). Узкие годовые кольца свидетельствуют о засушливом лете, а широкие о дождливом (рис.4).

годовые кольца

Рис.4 Влияние условий окружающей среды на образование годовых колец

Сердцевина

Сердцевина — центральная часть стебля. Она образована рыхлой паренхимной запасающей тканью. У некоторых видов растений она содержит млечники, смоляные и эфиромасляные ходы. Паренхимные клетки сердцевины запасают питательные вещества. Лубяные и древесные волокна усиливают опорные качества стебля.

Проводящие ткани луба и древесины пересекаются лубо-древесными лучами. Они соединяют все слои стебля друг с другом. По ним питательные вещества доставляются из луба в древесину, из древесины — в луб. В клетках лучей откладываются запасные вещества.

Передвижение (транспорт) веществ по стеблю

Передача веществ по стеблю осуществляется по проводящей системе, состоящей из ксилемы и флоэмы. Ксилема транспортирует жидкость из корней к листьям, а флоэма доставляет питательные вещества, образованные в листьях, в корни и другие части растения. Вода и растворенные в ней минеральные соли, поглощенные корневой системой, поднимаются в надземные органы по сосудам древесины (ксилемы). В процессе фотосинтеза в листьях растений вырабатываются питательные вещества. Растворяясь в воде, они переносятся от листьев во все части растения по ситовидным трубкам луба (флоэма) (рис.5).

ксилема и флоэма

Рис.5 Проводящая система стебля


Стебель — осевая часть растения, ее каркас. Он выполняет опорную и проводниковую функции. Стебли деревьев состоят из 3 слоев: кора (защита и проведение органических веществ по лубу вниз), древесина (прочность и проведение воды от корня вверх) и сердцевина (запас питательных веществ). Рост стебля в длину происходит за счет почки роста на верхушке, у боковых побегов — конуса нарастания; а в толщину за счет камбия — образовательной ткани между корой и древесиной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:


Кроссворд 1. Орган , который образуется из цветка. В нём развиваются семена.

Кроссворд 1. Орган , который образуется из цветка. В нём развиваются семена. 1

2. Орган растения, который растёт вверх. По нему проходят питательные веществ.

2. Орган растения, который растёт вверх. По нему проходят питательные вещества. п2 л о д

3. Орган, который растет вниз, находится в почве. п с л.

3. Орган, который растет вниз, находится в почве. п с лт 3 о е д б е л ь

4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается.

4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит. п с лт к ор ень д б е 4 ь

5. Части растения, которые находятся в плодах. Ими растения размножаются.

5. Части растения, которые находятся в плодах. Ими растения размножаются. п с лт к о ре н ь д б е л и5 т ь я ь

6. Орган растения, из которого развиваются плоды. п с л.

6. Орган растения, из которого развиваются плоды. п с л т к ор е н ь дб е л и с ть я ь е м 6 е н а

п с л т к о р е н ь д б е .

п с л т к ор е н ь дб е л и с ть я ь е м цв ет о к н а

Загадки Голубой платок, алый колобок, По платку катается, людям улыбается.

Загадки Голубой платок, алый колобок, По платку катается, людям улыбается.

Дышит, растёт, а ходить не может.

Дышит, растёт, а ходить не может.

На земле он всех сильней, потому что всех умней.

На земле он всех сильней, потому что всех умней.


Солнце – растения -человек. На уроке рассмотрим взаимосвязь солнце – растения.

Солнце – растения -человек. На уроке рассмотрим взаимосвязь солнце – растения – человек. Солнце – неживая природа; растения, человек –живая природа. Признаки живой природы это движение; дыхание; питание; рост и развитие; размножение.

Дыхание растений Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислоро.

Дыхание растений Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода, и выделяют углекислый газ.

Питание растений Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворённ.

Питание растений Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Листья поглощают из воздуха углекислый газ Из частиц воды и углекислого газа растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал


Выводы: Растения улавливают энергию солнечного света, запасают её в питатель.

Выводы: Растения улавливают энергию солнечного света, запасают её в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами. Под действием солнечного света растения выделяют кислород, которым дышат живые существа.

Работа в тетрадях

Работа в тетрадях

Связь растений и человека Животные и люди не смогли бы жить без растений. Поч.

Связь растений и человека Животные и люди не смогли бы жить без растений. Почему? Как нужно относиться к растениям?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 181 человек из 48 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 352 человека из 70 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 562 811 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.12.2016 1707
  • PPTX 2.8 мбайт
  • 1 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Флегентова Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Организм цветкового растения – это система корней и побегов. Данный видеофрагмент подробно знакомит учащихся со строением растений, рассказывает, какие бывают корни, листья, почки, стебли, цветки и плоды. Ребята узнают, что самой важной частью цветковых растений является цветок, т. к. именно он является органом семенного размножения. Данный урок поможет учащимся расширить кругозор и знания о самой многочисленной группе растений.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Строение растений"

Мы продолжаем знакомство с растениями, и сегодня на уроке рассмотрим их строение.

Все живые организмы состоят из сходных веществ: неорганических и органических. Неорганические вещества — это вода и минеральные соли. Органические вещества — это сахар и крахмал.


Вы уже знаете, что среди растений есть деревья, кустарники и травы. Как бы ни различались растения по внешнему виду, большинство из них имеет сходное строение. Все растения состоят из органов. У них есть корень, побег, цветок и плод с семенами.

Корень – находится в почве, поэтому его называют подземным органом растения. А побег, цветок, плод с семенами – это надземные органы. Сейчас мы познакомимся с ними поближе. Корень растёт вниз и закрепляет растение в почве. Из почвы он поглощает необходимые растению воду и минеральные вещества. Корни различных растений могут отличаться по внешнему виду.

Иногда в корнях могут откладываться в запас питательные вещества, и тогда у них изменяется внешний вид. Редис, морковь, свёкла запасают питательные вещества в корнях, которые правильно называть корнеплодами.

Часть растения, которая находится над землёй, называется побегом. Побег развивается из почки. Побег состоит из стебля, листьев и почек. Стебель — орган растения, который несёт на себе листья, цветки и плоды. Стебли выносят листья вверх к солнечному свету и соединяют их с корнями. У большинства растений стебли прямостоячие, они растут вертикально вверх.

Стебли также могут обвиваться вокруг опоры, например у вьюнка, или стелиться по земле, например у живучки.


Рассмотрим строение почки. Снаружи они покрыты плотными кожистыми чешуйками. Чешуйки защищают внутренние части почек от повреждений и неблагоприятных условий внешней среды. Почки у растений бывают двух видов: листовые и цветочные. У листовых и цветочных почек под чешуйками находятся маленькие зелёные листья. Они расположены на очень коротком стебле. Внутри цветочных почек, кроме листьев, находятся маленькие цветочные бутоны. Цветочные почки крупнее листовых, и имеют более округлую форму.

У разных видов растений почки располагаются по-разному на побегах, они имеют разную форму, величину и окраску. По этим признакам можно определить название дерева или кустарника даже зимой.

Лист также является частью побега. Листья различных видов растений очень отличаются друг от друга. Они могут иметь различную форму, например округлую, овальную, линейную, сердцевидную и лопастную. У одних растений листья очень крупные, у других – совсем мелкие. Например, в оранжереях ботанических садов выращивают тропическое водное растение Викторию амазонскую, которая родственна нашим кувшинкам. Лист виктории так велик, что на него, как на плот, может сесть маленький ребенок, и лист удержит его на воде.

У большинства растений лист состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка. Листовая пластинка – это расширенная часть листа, в большинстве случаев она имеет зелёную окраску. Снизу она переходит в черешок – зауженную часть листа. С его помощью листовая пластинка прикрепляется к стеблю. У листьев некоторых растений, например алоэ, черешка нет. Они прикрепляются к стеблю нижней частью листовой пластинки.


Листья разделяют на простые и сложные. Простые листья состоят из одной листовой пластинки. Они характерны, например, для липы, клёна, дуба.

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками. Такие листья характерны для каштана, рябины и других растений.


Цветок – самый красивый орган. Цветок, так же как и побег, развивается из почки. Крупные цветки обычно развиваются по одному на побеге. Мелкие цветки чаще всего расположены группами, т. е. собраны в соцветия. Соцветия характерны, например, для ромашки, груши, укропа и сирени.

Вы, конечно, обращали внимание на разнообразие форм, красок и ароматов цветков растений. Но все они имеют общие черты строения. Внизу цветка находятся чашелистики. Чаще всего они зелёные и напоминают листья растений. Выше чашелистиков расположены лепестки. В середине цветка находится пестик, а вокруг него тычинки. В них находится пыльца. Для того чтобы образовался плод, пыльца из тычинок должна попасть на пестик. К концу лета почти все растения отцветают.


На месте цветов образуются плоды. Они развиваются из цветков, прежде всего из нижней части пестика. Плод – это орган цветковых растений, содержащий в себе семена. Они постепенно растут и созревают. Разные растения имеют разные плоды. Это яркие с сочной мякотью ягоды рябины, винограда и малины, сочные плоды абрикоса, персика и апельсина, совсем сухие крылатки клёна, одетые в крепкую скорлупу орехи лещины, и плод гороха.


У одних растений внутри плода находится одно семя, у других – много. Плоды защищают семена от повреждений. Жизнь растения начинается с семян. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение. У орхидей семена насколько малы, что их можно рассмотреть только под микроскопом. А у некоторых пальм масса семян достигает нескольких килограммов.

Познакомимся со строением семени фасоли. У фасоли семена крупные. Одна из сторон семени выпуклая, другая вогнутая. Снаружи семя покрыто блестящей гладкой семенной кожурой. Она защищает семя от высыхания и повреждений. Под семенной кожурой находится зародыш. Зародыш — это маленький новый организм. В крупных семядолях содержится запас питательных веществ, которые нужен для роста зародыша.

Семя фасоли


Подведём итог. Все растения состоят из органов. У них есть подземный орган - корень, и надземные органы - стебель, листья, цветок и плод с семенами.

Читайте также: