Основной систематический признак по которому определяют семейство покрытосеменных это

Обновлено: 05.10.2024

Цветковые растения или Покрытосеменные — отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка в качестве органа полового размножения и замкнутого вместилища у семяпочки.

Цветковые растения произошли от труппы вымерших водорослей, которая дала качало и семенным папоротникам. Таким образом, голосеменные и покрытосеменные растения — параллельные ветви эволюции, имеющие общего предка, но затем эволюционировавшие независимо друг от друга. Остатки первых цветковых растений обнаруживаются в раннемеловых отложениях.

Начиная с конца мелового периода мезозойской эры, на Земле начинают господствовать покрытосеменные растения, которые приобрели целый ряд преимуществ по сравнению с другими высшими растениями, в том числе голосеменными. На этот же период приходится наибольшее распространение насекомых, птиц и млекопитающих, которые связаны между собой цепями питания, приспособлениями к размножению и обитанием в одинаковых условиях среды. Жизненные формы покрытосеменных представлены деревьями, кустарниками или травами, что обусловливает их наибольшую экологическую пластичность и распространение на суше во всех природных зонах и в водных бассейнах. Их основные вегетативные органы — корень , стебель и лист , имеющие многочисленные видоизменения, самые специализированные по строению и функциям.

Покрытосеменные растения, как и голосеменные, размножаются с помощью семян, но семена их защищены околоплодником, что способствует их лучшему сохранению и распространению. А появление цветка — органа семенного размножения, который (в целом) дает новое поколение (репродукцию), ставит этот отдел растений в положение самых высокоорганизованных представителей растительного царства.

Отличительные признаки покрытосеменных

  1. Наличие цветка.
  2. Наличие завязи и плода , сохраняющих семязачатки и семена.
  3. Опыление ветром, насекомыми, водой, птицами.
  4. Женский заросток — восьмиядерный зародышевый мешок без архегониев.
  5. Мужской заросток— пыльцевое зерно ( пыльца ), состоящее из двух клеток — вегетативной и генеративной.
  6. Двойное оплодотворение : один спермий оплодотворяет яйцеклетку, другой — вторичное (центральное) ядро зародышевого мешка .
  7. Двойное оплодотворение завершается следующими преобразованиями: из завязи образуется плод , из семязачатка (семяпочки) — семя , из зиготы — зародыш семени (диплоидный), из оплодотворенного вторичного ядра — вторичный эндосперм .
  8. Эндосперм представлен тканью с триплоидным набором хромосом . Формируется одновременно с зародышем семени, в нем откладываются запасные питательные вещества ( белки , углеводы, жиры ).
  9. При прорастании как только внутрь семени поступает вода, начинается его набухание, запасные вещества переходят в растворимые формы, доступные для всасывания зародышем. Часть запасных веществ эндосперма расщепляется дыхательными ферментами. что освобождает энергию (в виде АТФ ), необходимую для роста зародыша.
  10. Триплоидность ядер клеток эндосперма, несущих наследственную информацию материнского и отцовского организмов, повышает приспособленность молодого растения к различным условиям среды.

Из зародыша семени вырастает спорофит (бесполое диплоидное поколение), который может быть представлен различной жизненной формой — травой (однолетней или многолетней), кустарником, деревом, лианой. Любая жизненная форма растения имеет основные органы — корень, стебель, листья и их видоизменения, а также цветки, семена, плоды.

Покрытосеменные представлены двумя классами – однодольные и двудольные.

Сравнение классов однодольные и двудольные

Теперь рассмотрим каждый класс отдетьно.

Класс однодольные

Название класса обусловлено тем, что в зародыше семени находится одна семядоля. Однодольные существенно отличаются от двудольных по следующим признакам:

  1. мочковатая корневая система, корень имеет первичное строение (в нем отсутствует камбий )
  2. листья в большинстве простые, цельнокрайние с дуговым или параллельным жилкованием
  3. проводящие пучки в стебле замкнутые, разбросаны но всей толще стебля

Семейство злаки

Травянистые растения (исключение — бамбук). Стебли простые, иногда ветвистые, цилиндрические или сплюснутые, разделенные узлами. У большинства растений полые в междоузлиях, заполнены тканью только в узлах. Такой стебель называют соломиной. Листья линейные или ланцетные, с влагалищем в основании. В месте перехода влагалища в пластинку находится вырост—язычок, форма которого является признаком при определении злаков. Цветки желтовато-зеленые, мелкие, собраны в соцветия колоски, которые образуют колос, кисть, метелку. У основания каждого колоска прикреплены две колосковые чешуи, прикрывающие колосок. В колоске 2—5 цветков. Околоцветник состоит из двух цветочных чешуи, двух пленок, В двуполом цветке содержатся три тычинки и пестик с двумя перистыми рыльцами. В отдельных случаях встречается 1—-6 колосковых и цветочных чешуи, 2—6, редко 40 тычинок. Плод — зерновка (орешек или ягода).

Хозяйственное значение

  1. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, рис, сорго, могар, сахарный тростник — хлебные, технические культуры (получают сахар, спирт, пиво).
  2. Овсяница, мятлик, тимофеевка — кормовые травы.
  3. Тростник, бамбук. Стебли используют в строительстве, для получения бумаги, как топливо. Злаки широко используют для закрепления песков, склонов, в декоративном цветоводстве.
  4. Пырей ползучий, овсюг, щетинник, ежовник — сорняки.

Семейство лилейные

Одно-, двух- и многолетние травы, полукустарники, кустарники в деревья. Для многолетних трав характерно наличие луковиц или корневищ . Цветки двуполые, реже однополые. Околоцветник в основном венчиковидный, иногда чашечковидный, из свободных иди неполностью сросшихся листиков. Количество тычинок соответствует количеству листиков околоцветника. Пестик один. Плод — трехгнездная коробочка или ягода.

Хозяйственное значение

  1. Лук, чеснок, спаржа — овощные культуры.
  2. Ландыш, алоэ, чемерица — сырье для лекарств.
  3. Лилия, ландыш, тюльпан, гиацинт — декоративные культуры.

Класс двудольные

Систематический признак двудольных — наличие двух семядолей в зародыше. Отличительные особенности двудольных следующие:

  1. корневая система стержневая, с развитыми боковыми корнями ;
  2. корень и стебель имеют вторичное строение, есть камбий;
  3. сосудисто-волокнистые пучки стебля открытого типа, расположены концентрически;
  4. листья как простые, так и сложные;
  5. цветки пяти- и четырехчленного типа;
  6. эндосперм в созревших семенах хорошо выражен у ряда видов: пасленовых, зонтичных и др. Но у бобовых, сложноцветных и. других (например, горох, фасоль, подсолнечник, развит слабо или совсем отсутствует и запасные питательные вещества находятся непосредственно в семядолях зародыша.

Семейство розоцветные

Распространены в странах с субтропическим и умеренным климатом. Очень разнообразны по строению цветка, соцветий, плодов и листьев. Характерная особенность —своеобразное строение гинецея и цветоложа. Последнее имеет тенденцию к разрастанию. У некоторых видов растений части цветка, которые окружают пестик, срастаются основаниями и образуют со сросшимся, цветоложем мясистую чашу— гипантий. Цветки с двойным пятичленным околоцветником, тычинок много, расположены они по кругу (их количество кратно 5), пестик один или несколько. Завязь верхняя, нижняя или средняя. Плоды — костянки, орешки, часто ложные или сборные. Насекомоопыляемые растения.

Хозяйственное значение

  1. Шиповник. Плоды содержат много витамина С, 1-—8% сахара, до 2% крахмала, 1—5% азотиетых веществ. Корни богаты дубильными веществами. Используются в пищевой (лекарственные препараты) и парфюмерной промышленности.
  2. Розы (пояиантовые, чайные), малина, земляника, яблоня, груша, рябина, слива, вишня, абрикос, персик, миндаль — декоративные культуры, используются в пищевой, парфюмерной, фармакологической промышленности.

Семейство бобовые

Стебли прямостоячие, вьющиеся, стелющиеся. Листья сложные с прилистниками. Строение цветка типичное: чашечка из 5 чашелистиков (3+2), венчик из 5 лепестков (задний — парус, два боковых — ввела, два нижних, срастающихся в верхней части – лодочка). Тычинок 10 (из них 9 срастаются и образуют несомкнутую трубочку). Пестик один. Завязь верхняя, одногнездная. Плод — боб. Опыляются насекомыми.

Хозяйственное значение представителей семейства (астрагал, верблюжья колючка — полукустарник, вика, горох, клевер, люцерна, фасоль, соя, люпин): пищевые, кормовые, медоносные, декоративныё растения. Благодаря клубеньковым бактериям сидераты. Пищевые и кормовые качества снижаются из-за концентрации гликозидов (глициризин, кумарин) и алкалоидов (цитизин, спартеин). Играют заметную роль в формировании растительного покрова.

Семейство пасленовые

Травы, реже полукустарники, кустарники. Листья очередные, без прилистников. Простые, с цельной или рассеченной пластинкой. Цветки правильные или неправильные. Венчик сростнолепестный, трубчатый. К трубочке венчика прикреплено 5 тычинок. Пестик один с верхней двухгнездной завязью, которая содержит многочисленные семенные зачатки. Цветки двуполые. Насекомоопыляемые растения. Плод — ягода или коробочка (редко костянкрвидный). Большинство пасленовых содержит ядовитые алкалоиды, которые в малых дозах используются для получения лекарств.

Хозяйственное значение

  1. Паслен (паслен черный). Из листьев получают лимонную кислоту, наркотики, из семян табака — табачное масло.
  2. Картофель, баклажаны, томаты, перец. Используются в пищевой промышленности.
  3. Белладонна (красавка), скополия, дурман, белена черная – лекарственные растения.

Семейство крестоцветные

Одно- двух-, многолетние травы, полукустарники с очередными листьями, иногда собранными в прикорневую розетку. Цветки двуполые, собраны в кистевидные соцветия. Околоцветник двойной, четырехчленный. Чашелистики и лепестки расположены накрест. Тычинок 6, из них 4 длиннее, 2 короче. Пестик один. Плод — стручок или стручочек, В семенах содержится 15—49,5% масла.

Хозяйственное значение

  1. Дикая редька, сурепица пастушья сумка, горчица полевая, желтушник — сорняки.
  2. Капуста, редька, репа, брюква —огородные культуры.
  3. Горчица, pane— масличные культуры.
  4. Левкой, ночная красавица, маттиола—декоративные растения.

Семейство сложноцветные

Однолетние и многолетние травянистые растения, полукустарники, кустарники, небольшие деревья. Листья очередные или супротивные, без прилистников. Типичный признак – соцветие корзинка. На плоском или выпуклом дне корзинки расположены отдельные цветки. Корзинка имеет общую обертку, состоящую из видоизмененных верхушечных листьев. Типичные цветки двуполые, с нижней завязью, к которой прикреплена видоизмененная чашечка, венчик язычковый, трубчатый, воронковидный; окраска белая, синяя, желтая, голубая и др. Встречаются цветки однополые (мужские или женские), крайние цветки часто бесплодные. Тычинок 5, они срастаются пылинками в трубочку, через которую проходит столбик , несущий рыльце . Плод – обычная семянка с волосистым хохолком, или пленчатой коронкой.

Хозяйственное значение

  1. Салат, цикорий, артишок — пищевые культуры.
  2. Подсолнечник -— масличная культура.
  3. Топинамбур -кормовая культура.
  4. Одуванчик, полынь, череда, тысячелистник, poмашка – лекарственные растения.
  5. Георгины, бархатцы, хризантемы — декоративные растения, 6. Осот молочай, василек, синий, горчак ползучий – сорняки.

Сравнительная характеристика семейств

сравнение семейств покрытосеменных

  1. Изображенное растение относится к отделу Покрытосеменные, классу Однодольные.
  2. Признаки отдела Покрытосеменные: наличие цветка ( цветок изображен справа от соцветия , видны тычинки; цветки собраны в соцветие сложный колос) и плода (сухой зерновка)
  3. Признаки класса Однодольные: мочковатая корневая система, 1 семядоля в семени (видно у семени в разрезе), параллельное жилкование листьев, число частей цветка кратно 3.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. У покрытосеменных растений появился цветок — специализированный орган , приспособленный к половому размножению.
  2. Двойное оплодотворение , в результате которого образуется семя .
  3. Семена находятся в плодах, которые имеют разные приспособления к размножению.

Примечание В пункте 3) вернее указывать в плодах, которые имеют разные приспособления к расселению (распространению). Например, крылатки клена; яркий околоплодник вишни и т.д.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Появление цветка, обеспечившего генетическое разнообразие видов растений благодаря совместной эволюции с насекомыми.
  2. Приспособленность плодов к распространению различными способами.
  3. Многочисленность и защищенность семян.
  4. Независимость процесса оплодотворения от воды.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. наличие в клетках пластид ;
  2. клеточной стенки из клетчатки;
  3. вакуолей с клеточным соком;
  4. автотрофный тип питания ( фотосинтез );
  5. рост в течение всей жизни;
  6. прикрепление к субстрату.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. класс двудольные, цветок четырёхчленного типа, сетчатое жилкование листьев;
  2. А – кочан – это видоизменённый побег ( почка ), накапливает питательные вещества, обеспечивает зимовку, развитие двулетнего растения на второй год;
  3. Б – плод – стручок, обеспечивает распространение и защиту семян.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. плодоношение и созревание семян
  2. рост и развитие вегетативных органов
  3. цветение и опыление
  4. образование и формирование зародыша
  5. прорастание семени

Исходя из условия, этапы нужно прописать, начиная от семени.

Первое — прорастание семени.

Затем должны появиться вегетативные органы растения. Есть органы вегетативные, а есть генеративные. Генеративные отвечают за размножение, а вегетативные за обмен веществ. Это корень , листья, стебель. Нам не подойдет вариант про цветение и опыление , так как генеративные органы развиваются на вегетативных.

За опылением следует образование и формирование зародыша.

Затем наступает плодоношение и созревание семян.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Картинки по запросу семейства растений

Воспользуемся таблицей с семействами растений и их признаками. Ее необходимо выучить.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

А) Первые, наиболее древние растения.

Б) Господствующая группа растений на Земле.

В) Не имеют органов и тканей.

Г) Имеют вегетативные и генеративные органы.

Д) Имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян.

Е) Тело состоит из одной или множества сходных клеток.

2) покрытосеменные растения

Водоросли — низшая форма организации растений, покрытосеменные – высшая.

У водорослей тело не дифференцировано на ткани, плодов нет.

Жизнь произошла из воды, вначале были одноклеточные водоросли.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. относится к классу Двудольные
  2. цветок трёхчленного типа
  3. корневая система стержневая
  4. в семени одна семядоля
  5. относится к семейству Лилейные
  6. плод — орех

Сразу видим, что корневая система не стержневая, а мочковая. Растение однодольное. Половина лепестков — 3 штуки, цветок трехчленного типа. Раз однодольное — то в семени одна доля. Относится к лилейным. Плод явно коробочка.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
  2. образование корней у папоротникообразных
  3. снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
  4. усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
  5. защита семян в плодах у покрытосеменных растений
  6. сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

Ароморфоз — важный и крупный скачок в развитии. Варианты 3 и 6 — адаптация к климату, правильными ответами будут 125. Благодаря двойному оплодотворению , зародыш имеет запас питательных веществ. Корни дают опору и возможность получать воду и растворенные в ней минеральные вещества. Защита семян повышает в разы шансы на выживание.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Три признака растений семейства крестоцветных (капустных):

1) цветок четырёхчленного типа;

2) соцветие кисть;

5) плод стручок или стручочек

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. мочковатая корневая система
  2. стержневая корневая система
  3. жилкование листьев параллельное или дуговое
  4. жилкование листьев сетчатое
  5. листья всегда простые
  6. развитие из зародышевого корешка явно выраженного главного корня

Часть 2.
10. Выберите 2 верных ответа из четырех. Растения семейства розоцветных отличаются от растений семейства крестоцветных наличием
А) плода – яблока, ягоды, костянки
Б) плода – стручка или стручочка
В) разнообразных листьев: сложных, простых
Г) нижних листьев, образующих прикорневую розетку
11. Установите соответствие между семействами злаков и бобовых и культурными растениями – представителями этих семейств.
1) фасоль А) Злаки
2) пшеница Б) Бобовые
3) рис
4) горох
5) кукуруза
6) соя
Дайте краткий ответ на вопрос.
12. Почему целесообразно выращивать сельскохозяйственные культуры на полях, где ранее произрастали бобовые растения?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания контрольной работы для 6 класса по теме "Многообразие покрытосеменных. Семейства двудольных и однодольных растений. Работа представлена в формате ЕГЭ для 4 вариантов.

Контрольная работа по теме «Многообразие цветковых растений.

Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.

1. Укажите основной систематический признак, по которому определяют семейство покрытосеменных растений:

строение корневой системы

внутреннее строение стебля

строение цветка и плода

2. Какой признак характерен для семейства бобовых:

наличие мочковатой корневой системы

наличие на корнях клубеньковых бактерий

небольшая поверхность корневых волосков

слаборазвитый главный корень

3. У капусты, редиса и репы плод –

4. К какому семейству относят перец и физалис:

5. Какое растение относят к семейству розоцветных:

6. Для растений семейства Сложноцветные характерны цветки, собранные в соцветие, называемое:

7. Большинство лилейных –

многолетние травянистые растения с луковицами или корневищами

многолетние травянистые растения с клубнями или корневищами

однолетние травянистые растения со стержневой корневой системой

однолетние травянистые растения с клубнями или корневищами

8. Соцветие сложный колос характерно для большинства растений семейства:

9. Какие признаки характерны для семейства Злаки:

 О2+(2)Т3П1 ; плод – зерновка; соцветие – сложный колос.

10. Выберите три верных ответа из шести. Растения семейства розоцветных отличаются от растений семейства крестоцветных наличием

А) цветка пятичленного типа с двойным околоцветником

Б) цветка четырёхчленного типа с двойным околоцветником

В) плода – яблока, ягоды, костянки

Г) плода – стручка или стручочка

Д) разнообразных листьев: сложных, простых

Е) нижних листьев, образующих прикорневую розетку

11. Установите соответствие между семействами злаков и бобовых и культурными растениями – представителями этих семейств.

1) фасоль А) Злаки

2) пшеница Б) Бобовые

Дайте краткий ответ на вопрос.

12. Почему целесообразно выращивать сельскохозяйственные культуры на полях, где ранее произрастали бобовые растения?

Контрольная работа по теме «Многообразие цветковых растений.

Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.

1. Растения, имеющие одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, параллельное жилкование листьев, относят к отделу

голосеменных, классу хвойных

голосеменных, классу хвойниковых

покрытосеменных, классу однодольных

покрытосеменных, классу двудольных

2. Клевер, горох и другие бобовые считают хорошим предшественником для посева любого культурного растения, так как они

являются накопителями влаги в почве

оставляют после себя мало сорняков

обогащают почву калием

обогащают почву азотом

3. К семейству Паслёновые класса Двудольные относится:

4. К одному семейству растений относятся:

капуста и картофель

5. Характерным признаком какого семейства покрытосеменных растений является соцветие корзинка:

6. Почему злаки относят к классу однодольных?

имеют мелкие, невзрачные цветки без околоцветника

имеют стержневую корневую систему и сетчатое жилкование листьев

имеют мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев

плод зерновка богат питательными веществами, которыми питается зародыш при прорастании

7. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)?

1) Имеют стержневую корневую систему

2) Имеют сетчатое жилкование листьев

3) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть

4) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку

8. Большинство лилейных

1) многолетние травянистые растения с луковицами или корневищами

2) многолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами

3) однолетние травянистые растения со стержневой корневой системой

4) однолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами

9. Выберите формулу цветка семейства Розоцветные


* Ч5Л5ТП∞(1) ;


* Ч(5)Л(5)Т5П1 ;


* Ч2+2 Л4Т2+4П1 ;

10. Выберите три верных ответа из шести. Растения семейства Пасленовых можно узнать по следующим признакам:

А) цветок пятичленного типа с двойным околоцветником

Б) цветок четырёхчленного типа с двойным околоцветником

В) соцветие - завиток

Г) плод – ягода, коробочка

Е) соцветие – сложный колос

11. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

Дайте полный развернутый ответ на вопрос.

12. В чём сходство и отличие плодов растений, принадлежащих к семействам Злаковых и Сложноцветных?

Контрольная работа по теме «Многообразие цветковых растений.

Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.

1. По какому признаку можно узнать растения класса однодольных

1) в зародыше семени две семядоли

2) корневая система - стержневая

3) листья сложные, с сетчатым жилкованием

4) корневая система – мочковатая

2. Растения семейства бобовых

имеют плоды ягоды или коробочки

существуют только в виде травянистых форм

имеют мелкие невзрачные цветки без околоцветника

способны вступать в симбиоз с клубеньковыми бактериями

3. К одному семейству принадлежат:

фасоль, морковь, картофель

горох, капуста, перец

баклажан, перец, томат

редька, тыква, подсолнух

4. Подсолнечник, астра, одуванчик – это представители семейства

5. Почему злаки относят к классу однодольных

1) имеют мелкие, невзрачные цветки без околоцветника

2) составляют начальное звено в цепи питания экосистемы луга, водоёма

3) имеют мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев

4) плод зерновка богат питательными веществами, которыми питается зародыш при прорастании

6. К какому классу и семейству относят ландыш майский?

1) класс Однодольные, семейство Злаки

2) класс Однодольные, семейство Лилейные

3) класс Двудольные, семейство Сложноцветные

4) класс Двудольные, семейство Паслёновые

7. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод

8. К семейству Розоцветные класса Двудольные относится:

9. Выберите формулу цветка семейства Сложноцветных


* Ч(5)Л(2)+3Т(9)+1П1


* Ч(5)Л(5)Т5П1


* Ч2+2 Л4Т2+4П1


* Ч0Л(5)Т(5)П1

10. Выберите три верных ответа из шести. Растения семейства лилейных можно узнать по:

А) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником

Б) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

В) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ

Г) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

Д) образованию плодов – ягода или коробочка

Е) образованию плодов – орех или стручок

11. Установите соответствие между семействами крестоцветных и сложноцветных и культурными растениями – представителями этих семейств.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Наиболее крупная систематическая категория - это:

  • царство;
  • отдел;
  • класс;
  • семейство.
Вопрос 2

Основной систематический признак, по которому определяют сем-во покрытосеменных, - это:

  • строение корневой системы;
  • внутреннее строение стебля;
  • строение цветка и плода;
  • жилкование листьев.
Вопрос 3

По количеству семядолей у зародыша определяется принадлежность цветковых растений к:

  • виду;
  • отряду;
  • классу;
  • царству.
Вопрос 4

Характерными признаками однодольных растений являются

  • параллельное жилкование листьев и две семядоли в семени;
  • мощное развитие придаточных корней и дуговое жилкование листьев;
  • развитый главный корень и сетчатое жилкование листьев;
  • стержневая корневая система и одна семядоля в семени.
Вопрос 5

Для двудольных растений характерны:

  • мочковатая корневая система и дуговое жилкование листьев;
  • стержневая корневая система и параллельное жилкование;
  • стержневая корневая система и сетчатое жилкование листьев;
  • мочковатая корневая система и сетчатое жилкование.
Вопрос 6

Для растений семейства Сложноцветные (А́стровые) характерен плод:

  • боб;
  • стручок;
  • семянка;
  • зерновка.
Вопрос 7

Какую роль играют растения семейства Бобовые в природе?

1) служат продуктом питания для человека

2) обогащают почву соединениями азота

3) на их корнях обитают клубеньковые бактерии

  • служат продуктом питания для человека;
  • обогащают почву соединениями азота;
  • являются полноценным кормом для скота;
  • на их корнях обитают клубеньковые бактерии.
Вопрос 8

К семейству Бобовые относятся:

  • бобы, ячмень, овес ;
  • горох, соя, клевер;
  • клевер, овес, люпин;
  • фасоль, томат, картофель.
Вопрос 9

Для растений семейства Крестоцветные характерен плод:

  • боб;
  • семянка;
  • стручок;
  • зерновка.
Вопрос 10

Правильное расположение систематических категорий в систематике растений:

  • вид – род – сем-во – порядок – класс – отдел;
  • вид – сем-во – порядок – род – класс – отдел;
  • вид – отдел – класс – порядок – род – сем-во;
  • вид – класс – отдел – порядок – род – сем-во.
Вопрос 11

К двудольным относят:

  • лилию;
  • тюльпан;
  • пастушью сумку;
  • ландыш майский.
Вопрос 12

К однодольным относят:

  • дурман обыкновенный;
  • спаржу лекарственную;
  • василек синий;
  • горох посевной.
Вопрос 13

К одному семейству относятся:

  • капуста и картофель;
  • редис и томат;
  • перец и клевер;
  • вишня и роза.
Вопрос 14

Растения сем. Капустные (Крестоцветные) можно узнать по следующим признакам:

  • цветок четырехчленный;
  • соцветие кисть;
  • цветок пятичленный;
  • соцветие корзинка;
  • плод стручок или стручочек;
  • плод боб.
Вопрос 15

Выберите признаки класса Однодольные :

  • зародыш имеет одну семядолю;
  • листья простые и сложные;
  • корневая система стержневая;
  • жилкование листьев – чаще сетчатое;
  • для стебля характерен вставочный рост;
  • цветки трехчленные.
Вопрос 16

Установите соответствие между признаком и классом цветковых растений:

  • Стержневая корневая система.
  • Параллельное или дуговое жилкование листьев.
  • Сетчатое жилкование листьев.
  • Развит камбий, древесина.
  • Мочковатая корневая система.
  • Камбия нет.
Вопрос 17

Установите соответствие между признаком и семейством:

  • преобладают многолетние корневищные и луковичные растения с коротким периодом вегетации;
  • травянистые многолетние, реже однолетние растения, составляющие основу лугов, степей;
  • цветки трехчленного типа с ярким простым околоцветником;
  • мелкие, невзрачные цветки, собранные в колоски;
  • плод зерновка;
  • плод ягода или коробочка.
Вопрос 18

Установите соответствие между признаком и названием семейства:

  • чашечка из 5 сросшихся чашелистиков;
  • чашечка из 4 свободных чашелистиков;
  • В цветке 6 тычинок;
  • плод стручок или стручочек;
  • венчик из 5 сросшихся лепестков;
  • плод коробочка или ягода.
Вопрос 19

Укажите правильную последовательность систематических групп растений, начиная с наименьшей.

  • Редька дикая
  • Редька
  • Крестоцветные
  • Двудольные
  • Покрытосеменные
Вопрос 20

Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона.

Читайте также: