Отдел покрытосеменные цветковые растения ответы на вопросы

Обновлено: 05.10.2024

Тест по биологии Отдел Покрытосеменные, или Цветковые. Развитие растительного мира на Земле 6 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 10 заданий.

Вариант 1

1. Растения, семена которых формируются в завязи:

1) хвощи
2) плауны
3) голосеменные (хвойные)
4) покрытосеменные (цветковые)

2. Важная особенность цветковых растений:

1) дыхание
2) двойное оплодотворение
3) фотосинтез
4) транспирация

3. Покрытосеменными называют растения, имеющие:

1) побеги
2) корни
3) цветки
4) органы и ткани

4. Эволюцией растений называют процесс:

1) их роста и размножения
2) распространения растений по новым территориям
3) исторического развития растительного мира
4) распространения спор и семян

5. Первые способные к фотосинтезу организмы появились:

1) в морях
2) в почве
3) на суше
4) в воздухе

6. Первые наземные растения — риниофиты появились около:

1) 250 млн лет назад
2) 300-350 млн лет назад
3) 400-420 млн лет назад
4) 540-560 млн лет назад

7. Папоротники произошли от:

1) плаунов
2) хвощей
3) голосеменных
4) псилофитов

8. У семенных папоротников сформировалось семя, которое в отличие от споры:

1) не прорастает в воде
2) содержит запас питательных веществ
3) не имеет оболочки
4) прорастает в воде

9. Покрытосеменные растения вытеснили голосеменные благодаря наличию:

1) развитой корневой системы
2) семени
3) развитой проводящей системы
4) цветков и плодов

10. Запишите цифрами последовательность появления отделов растений на Земле.

1) Голосеменные
2) Хвощевидные
3) Покрытосеменные
4) Зеленые водоросли
5) Моховидные

Вариант 2

1. Покрытосеменными называют растения, имеющие:

1) побеги
2) корни
3) плод
4) органы и ткани

2. Отдел Покрытосеменные делят на:

1) два вида
2) три рода
3) два класса
4) четыре семейства

3. Первые фотосинтезирующие организмы на Земле:

1) мхи
2) папоротники
3) псилофиты
4) бактерии

4. Наличие у мхов листьев и стебля свидетельствует об их усложнении по сравнению с:

1) папоротниками
2) водорослями
3) хвощами
4) голосеменными

5. Псилофиты от высыхания на суше были защищены:

1) ризоидами
2) проводящей тканью
3) механической тканью
4) покровной тканью

6. Покрытосеменные растения произошли от:

1) папоротников
2) мхов
3) хвощей
4) древних голосеменных растений

7. Первые покрытосеменные растения появились около:

1) 60 млн лет назад
2) 130 млн лет назад
3) 250 млн лет назад
4) 300-350 млн лет назад

8. Растения, занимающие основную часть растительной массы в биосфере:

1) водоросли
2) папоротники
3) голосеменные
4) цветковые

9. Покрытосеменные растения процветают на Земле потому, что:

1) имеют корневище с запасом питательных веществ
2) размножаются заростками и зооспорами
3) имеют семена, защищенные плодом
4) питаются путем фотосинтеза

10. Запишите цифрами последовательность появления групп растений на Земле.

1) псилофиты
2) водоросли
3) плауны
4) цветковые
5) голосеменные

Биология 7 класс Лабораторные работы

Цветковыми растениями называют отдел высших растений, отличительная особенность которых заключается в наличии цветка как органа полового размножения.

№ 2. Что такое природное сообщество?

Природное сообщество (биогеоценоз) – это совокупность всех живых организмов (бактерии, грибы, растения, животные), которые обитают в условиях одной абиотической среды и взаимодействуют друг с другом.

№ 3. Какое значение в природном сообществе имеют цепи питания?

Цепи питания считаются самыми важными формами связи в любом природном сообществе. Первым звеном в любой цепи питания являются растения, которые служат пищей для растительноядных животных – второе звено. Третье звено – хищные и насекомоядные животные.

Все они служат важным звеном пищевой цепи, потому что без них нарушилось бы экологическое равновесие в природном сообществе. Растения бы не опылялись и не давали бы урожая. Из-за этого гибли бы растительноядные животные. А зараженные животные, которых бы некому было поедать, распространяли бы инфекции, заражая не только других зверей, но и людей.

Стр. 55. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие растения называют покрытосеменными? Почему они получили такое название?

Покрытосеменными называют растения, у которых есть цветок – половой орган размножения, и замкнутое вместилище у семяпочки. Также замкнутое вместилище имеется и у произошедшего из семяпочки семени, откуда и пошло такое название – покрытосеменные. Еще одной особенностью таких растений является двойное оплодотворение.

№ 2. Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных? Приведите по пять примеров известных вам покрытосеменных и голосеменных растений.

У голосеменных растений семена находятся на поверхности чешуек шишек, то есть, открыто. Также они не образуют цветок (шишка у них является видоизменённым побегом) и соцветия, как покрытосеменные, а потому семяпочка не прикрыта. Первичный эндосперм у них появляется до оплодотворения. К голосеменным растениям относятся: сосна, ель, лиственница, пихта, эфедра.

У покрытосеменных растений семена развиваются внутри плода, их семязачаток защищен завязью цветка. Первичный эндосперм развивается после двойного оплодотворения. К покрытосеменным растениям относятся: пшеница, овес, ячмень, рожь, мятлик.

№ 3. На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных?

Разнообразие покрытосеменных можно показать, опираясь на их деление на два основных класса: однодольные и двудольные. Однодольные покрытосеменные в свою очередь делятся на осоки, злаки, луковые, пальмовые, лилейные, орхидейные. Всего насчитывается около 5 подклассов, 37 порядков, 120 семейств, 30 000 родов и 60 000 видов.

Двудольные покрытосеменные растения делятся на бобовые, крестоцветные, лютиковые, розовые, губоцветные, сложноцветные. Всего насчитывается 8 подклассов, 128 порядков, 418 семейств, 10 000 родов и 190 000 видов.

Стр. 55. Подумайте

На нашей планете более 350 тыс. видов растений, почти 3/4 их — покрытосеменные. Почему покрытосеменные по разнообразию видов и численности заняли господствующее положение в растительном мире?

Потому что покрытосеменные представлены в виде деревьев, кустарников и трав, что обуславливает наибольшую экологическую пластичность этих растений. Кроме того, семя у них формируется в цветке и потому надежно защищено от негативных влияний окружающей среды околоплодником, который помогает семенам распространяться при помощи ветра, животных, воды.

Покрытосеменным растениям присуще двойное оплодотворение, благодаря которому в семенах быстро накапливаются запасы питательных веществ, необходимых для их развития и роста. Сочетание всех этих особенностей позволяет покрытосеменным растениям расти и размножаться в условиях, в которых другие растения не смогли бы выживать.

Стр. 55. Задание

Приведите примеры однолетних, двулетних и многолетних растений, характерных для вашего региона. Охарактеризуйте несколько знакомых вам растений по продолжительности жизни и особенностям плодоношения. Заполните таблицу.

К однолетним относятся растения, которые растут и развиваются только в течение одного вегетационного периода. Например, помидор, огурец, лен. К двулетним относятся растения, которые на завершение полного жизненного цикла тратят два вегетационных периода. В первый год своей жизни они развиваются, отращивая вегетативные органы и накапливая в себе питательные вещества. В течение второго года жизни у таких растений созревают цветки и плоды. После растения отмирают. Например, капуста, морковь, свекла.

Многолетними являются растения, чей жизненный цикл занимает более двух лет. Для них характерно наличие подземных многолетних корневищ. Луковиц, корней, клубней. Например, лук, чеснок, лопух.

Название растения Дерево, кустарник или травянистое растение Однолетнее, двулетнее или многолетнее Сколько раз в жизни плодоносит Где растет
Огурец Травянистое растение Однолетнее Один На огородах, полях. Умеренный, субтропический климат, хорошие условия полива.
Морковь Травянистое растение Двулетнее Один На городах, полях. Умеренный, тропический и субэкваториальный пояса.
Яблоня Дерево Многолетнее Много Сады. Умеренный климат с достаточным поливом и плодородными почвами.
Смородина Кустарник Многолетнее Много Сады, огороды, плантации. Умеренный, субтропический климат с плодородными почвами.

Стр. 56. Задания для любознательных

№ 1. Проанализируйте рисунок 33. Сделайте вывод и обсудите его в классе.

Проанализировав рисунок, мы можем сделать вывод, что наибольшего развития у низших растений – водорослей достигает гаметофит. В результате усложнения строения в процессе развития происходит подавление гаметофита и преобладающей формой (у мхов) становится уже спорофит.

У семенных растений наблюдается редукция гаметофита. У папоротников развивается заросток, у голосеменных и покрытосеменных – пыльцевые зерна, которые при слиянии мужских и женских клеток формируют зиготу и зародыш. Причиной таких изменений можно назвать смену среды обитания растений с водной на наземно-воздушную.

№ 2. Выясните, какие растения в вашем районе, области подлежат охране. Что делается для охраны этих растений?

В моем районе (Московская область) охране подлежат:

разные травы (колокольчик сибирский, фиалка топяная, астра ромашковая, толокнянка обыкновенная, медуница узколистая);

кустарники (клюква, степная вишня, жимолость голубая, слива колючая);

деревья (клен полевой, береза карликовая).

Для охраны всех этих растений в моем районе организовываются социальные собрания, на которых обговариваются основные проблемы их защиты, проводятся рейды. На городском уровне создаются заказники, заповедники, вводятся запреты на сбор таких растений и принимаются законы, которые подразумевают штрафы для их нарушителей.

15. Выберите вариант, в котором правильно показано систематическое положение покрытосеменных растений:
а) класс – покрытосеменные, отдел – растения
б) царство – растения, отдел – покрытосеменные +
в) род – цветковые, класс – покрытосеменные

16. Что является генеративным органом покрытосеменных растений:
а) стебель
б) корень
в) цветок +

17. Одна из сущностных особенностей покрытосеменных, которая присуща только этой группе растений:
а) наличие цветков +
б) почвенное питание
в) размножение семенами

18. У цветковых растений сосуды образованы клетками этой ткани:
а) механической
б) проводящей +
в) покровной

19. Назовите видоизмененный побег цветкового растения:
а) цветок +
б) стебель
в) семя

20. Где расположены семязачатки цветковых растений:
а) в лепестке венчика
б) в чашелистике
в) в завязи пестика +

21. Что развивается из оплодотворенной яйцеклетки цветковых растений:
а) рыльце пестика
б) зародыш семени +
в) тычиночная нить

22. Что развивается у цветковых растений после двойного оплодотворения:
а) цветок
б) плод
в) семя +

23. Где расположена семяпочка покрытосеменных растений:
а) в завязи пестика +
б) на обратной стороне листа
в) на верхушке побега

24. Толщина ствола дерева у цветковых растений определяется функционированием:
а) сердцевины
б) камбия +
в) коры

25. Формирование чего происходит в результате деления клеток камбия в стебле:
а) сердцевины
б) луба
в) годичных колец +

26. Что относится к главным частям цветка:
а) цветоложе
б) пестик +
в) венчик

27. Как называют цветок, который содержит пестик и тычинку:
а) обоеполый +
б) пестичный
в) тычиночный

28. В оплодотворении цветковых растений принимают уча­стие спермии, сформированные из:
а) лепестка венчика
б) тычиночной нити
в) пыльцевого зерна +

29. В семенах цветковых растений эндосперм представляет собой:
а) зародыш
б) запас питательных веществ +
в) запас воды

30. Правильны ли предложенные утверждения:
1. Побег тополя состоит из стебля, листьев и почек
2. Самоопыление происходит между двумя цветками растений одного вида
а) только 1 +
б) только 2
в) оба правильные

2. Подумайте, каково значение плода покрытосеменных, кроме защиты семени.

Способствует большему и быстрому развитию семян. Плод, кроме механической защиты, оберегает семя от пересыхания, а также помогает широкому расселению растения: привлекая птиц и зверей, побуждает их переносить плод на значительные расстояния, после поедания выбрасывая семя.

3. Используя рисунок на с. 83 учебника, назовите основные жизненные формы покрытосеменных растений.

Жизненные формы: кустарники, травы, деревья.
Преимущества: покрытосеменные более устойчивы к внешней среде и быстрее размножаются.

4. Каковы преимущества покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными?

Преимущество в том, что покрытосемянные могут образовывать цветы, плоды и семена.

5. С помощью учителя составьте таблицу, сравнив внешнее строение водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений.

6. Выясните, какие леса называют смешанными. Какие ее бывают леса? Леса какого типа преобладают в вашем регионе?

Леса, в которых растут разные деревья: хвойные и лиственные. Сосны и дубы и т. п.

7. Перечислите области промышленности, сырьем в которых служат покрытосеменные растения.

Изготовление подсолнечного масла, т.е. пищевая промышленность
изготовление тканей.

8. С чем связано сокращение числа видов покрытосеменных растений?

Деятельность человека (человек влияет на виды, уничтожая их, или изменяя среду их обитания), взаимодействием естественного отбора , особенности биологической организации видов.

Отдел покрытосеменные (цветковые) самый многочисленный, он включает 235-250 тысяч видов. Его представители обитают по всему миру: от холодной тундры до жарких тропиков, отдельные виды освоили пресные и морские водоемы.

Растительность в тундре

Покрытосеменные составляют большую часть массы растительного сообщества, являются звеном в цепи питания (продуцентами) - важнейшими производителями органических веществ на суше, как водоросли - в морях и океанах.

Цветок - генеративный орган покрытосеменных (цветковых), высшая ступень полового размножения. Цветок характерен только для покрытосеменных растений, ни один из других отделов подобным генеративным органом не обладает. По своему строению цветок это видоизмененный обоеполый стробил, гомологичный стробилам голосеменных.

В отличие от голосеменных, у которых семязачатки лежат открыто на семенных чешуях, у цветковых семязачаток находится в замкнутом вместилище - завязи, сформированной из плодолистика (-ов).

Строение пестика

Двойное оплодотворение, открытое Навашиным Сергеем Гавриловичем, уникальное явление, характерное только для цветковых. Оно связано с тем, что в зародышевый мешок попадают два спермия, один из которых (n) сливается с центральной клеткой (2n), с образованием запасного питательного вещества - эндосперма (3n). Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) с образованием зиготы (2n), из которой развивается зародыш.

Двойное оплодотворение

У цветковых появляется плод - генеративный орган, служащий для защиты и распространения семян.

Ксилема - проводящая ткань, обеспечивающая восходящий ток воды и растворенных в ней минеральных солей, представлена не трахеидами, а сосудами. Во флоэме ситовидные элементы окружены клетками-спутницами.

У покрытосеменных мы не найдем антеридиев и архегониев: гаметофиты максимально редуцированы.

В процессе опыления покрытосеменных участвуют насекомые, летучие мыши, птицы. Также опыление может происходить с помощью воды или ветра.

Опыление

Особенностью цветковых является способность образовывать многоярусные сообщества, более устойчивые и продуктивные.

Многоярусность растительного сообщества служит приспособлением к равномерному распределению света: светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые растения отлично чувствуют себя в тени светолюбивых :)

Ярусы леса

Классы покрытосеменных

Отдел покрытосеменные состоит из двух классов: однодольные и двудольные. К классу двудольных относятся семейства: крестоцветные, сложноцветные, розоцветные, бобовые (мотыльковые), пасленовые. Класс однодольные включает в себя семейства: злаковые, лилейные. Для каждого класса имеются характерные признаки.

    Двудольные - семейства: крестоцветные, сложноцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые
      В составе зародыша обычно имеется две семядоли

    В семядолях содержится запас питательных веществ. При надземном прорастании семядоли (зародышевые листья) могут выполнять функцию фотосинтеза.

    Семядоли, зародышевые листья

    Листья двудольных простые и сложные, для двудольных характерно перистое и пальчатое жилкование.

    За счет камбия растения растут в толщину, возможен вторичный рост осевых органов (стебля и корня).

    Корневая система чаще всего стержневого типа, с хорошо выраженным главным корнем, от которого отходят боковые корни. Главный корень развивается из зародышевого корешка.

    Двудольные растения

    Цветки пятичленные, реже встречаются четырехчленные. Хорошо обособлены чашечка и венчик.

    Цветок двудольного растения

    Однодольные растения

    Цветок с простым околоцветником. Цветки чаще трехчленные, четырехчленные. Никогда не бывают пятичленными.

    Цветок однодольного растения

    Эндосперм семени

    Эндосперм (от греч. endon - внутри + греч. sperma - семя) - запасное питательное вещество, у покрытосеменных триплоидный (3n).

    Эндосперм в семени есть у подавляющего большинства однодольных (лука, ландыша, пшеницы) и двудольных (тмина, хурмы, фиалки). Отсутствует эндосперм в семенах тыквенных, крестоцветных (капусты), сложноцветных (подсолнечника), бобовых (гороха, фасоли), также у - березы, липы, дуба, клена, так как на ранней стадии развития растущий зародыш поглощает эндосперм.

    Строение семени однодольного и двудольного

    Жизненный цикл

    Из генеративных почек спорофита развиваются цветки. У взрослого растения спорофита (2n) в цветке в гнездах пыльников тычинок в ходе микроспорогенеза образуется пыльцевое зерно (n) - мужской гаметофит. В завязи пестика в семязачатке формируется женский гаметофит - зародышевый мешок, внутри которого находятся центральная клетка (2n) и яйцеклетка (n).

    В результате опыления (насекомым, ветром, человеком) пыльца с тычинок переносится на рыльце пестика. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Вегетативная клетка начинает растворять ткани пестика, образует пыльцевую трубку и прорастает до зародышевого мешка. Генеративная клетка делится, образуя два спермия (n), из которых один сливается с центральной клеткой (2n) с образование эндосперма (3n) - запасного питательного вещества. Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n), образуя зиготу (2n).

    В дальнейшем из семязачатка формируется семя, а завязь превращается в околоплодник - образуется плод. Своим внешним видом плоды привлекают животных, и те их охотно поедают) Благодаря семенной кожуре семена не подвергаются расщеплению в желудочно-кишечном тракте человека и животных. Они выходят из ЖКТ в неизменном виде и остаются способны к прорастанию: так происходит расселение растений. Попав в благоприятные условия, они прорастают в спорофит (2n). Цикл замыкается.

    Жизненный цикл покрытосеменных

    Значение покрытосеменных

    Покрытосеменным в жизни человека отведено важное место. Только подумайте - почти все культурные растения принадлежат к этому отделу! Цветковые имеют медицинское значение, из многих растений изготавливаются лекарства. Их древесина используется для изготовления бумаги, мебели, применяются в промышленности.

    Валериана лекарственная

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    Читайте также: