Отъезжающие неторопливо шли на посадку с чемоданами или объемными сумками

Обновлено: 07.07.2024

Онлайн тестирование в формате ЕГЭ по предмету Русский язык 2013 год. Вариант №6

Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает 30 заданий (А1–А30). К каждому из них даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 8 заданий (В1–В8). Ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно.
Часть 3 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Желаем успеха!


Данный вариант тестовых заданий составлен в формате ЕГЭ. Даны ответы и комментарии к ним, а также необходимый теоретический материал. Предлагается примерное сочинение по заданию № 27.

Версия для копирования удобна для использования материала на уроках.

(1)Человек все время устремлен к будущему, а будущее, к сожалению, ему со временем кажется уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении.(2) Им овладевает карьеризм, заключающийся во внутреннем беспокойстве о своём положении в обществе, делающий человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих. (3)… сможет ли человек преодолеть это сильнейшее желание достичь карьеры любой ценой или всё же на первый план поставит благополучие и счастье близких людей- от этого во многом будет зависеть и счастье его самого.

1.Укажите предложения, в которых верно передана главная информация, со­держащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Счастье человека будет зависеть от того, сможет ли он преодолеть желание достичь картеры любой ценой или на первый план поставит благополучие близких.

2)Устремляясь в будущее, человек думает не об овладении мастерством, а об устройстве себя в выгодном положении.

3)Карьеру или счастье близких сделает человек для себя главной целью- от этого зависит счастье его и окружающих.

4)Карьеризм – это пустая устремлённость в будущее.

Ответ: 13

Пояснение.

2 — это лишь информация, а не главная мысль.

15- эта информация не соответствует содержанию текста.

Какой сочинительный союз должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Запишите этот союз.

Ответ: но

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОЛОЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПОЛОЖЕНИЕ— ср.р.

1)Местонахождение кого-либо или чего-либо в пространстве

( Положение тела во время процедуры доставляло неудобства)

2)Место, роль личности в обществе, семье, коллективе. (Высокое положение, которое он занимал, давало ему определённые привилегии)

3)Свод правил, законов по какому-то вопросу. (Положение о кооперации было принято в первом чтении).

4)Основная мысль теории, текста, выступления и т.д. ( В его речи прозвучало положение о необходимости радикальных перемен в руководстве фирмы).

4)Состояние кого-либо либо или чего-либо, сложившиеся обстоятельства (Положение его в данной ситуации было незавидное).

5)Совокупность общественно-политических отношений, обстановка в обществе.( В стране сложилось крайне напряжённое положение. вызванное принятием нового закона).

Ответ: 2

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

Ответ: звонит

Пояснение.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Как человек ТАКТИЧЫЙ, Сергей не мог себе позволить внешне проявить негативное к ней отношение.

Поведение Ларисы было настолько ЭФФЕКТИВНОЕ, что присутствующие переключили внимание только на неё.

ПОСТУПОК героя вызывал неоднозначную оценку критиков.

В ОТБОРОЧНОМ матче победу одержала городская команда.

ОПЛАТИВ проезд, пассажиры продвигались в середину салона.

Ответ: эффектный

Пояснение.

Эффектный – производящий впечатление .

Эффективный- действенный, приносящий ощутимые результаты (эффективный метод, способ).

В данном случае поведение Ларисы было эффектное, то есть яркое, привлекающее к себе внимание.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Сергей звёзд с неба не ловил, спокойно выполнял порученное ему дело.

Ответ: хватал

Пояснение.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

САМЫЙ УДИВИТЕЛЬНЕЙШИЙ поступок

Ответ: самый удивительный (или удивительнейший)

Пояснение.

Ошибка заключается в том, что произошло смешение двух форм степеней сравнения: простой и составной превосходной. Верным будет один из двух вариантов.

Вспомним правило.

Наиболее сильный.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 21538

Пояснение.

1)Все, кто пришёл на концерт, остался доволен игрой музыкантов.

3) Дети любили играть в шахматы и чтение фантастических книг.

Дети любили играть в шахматы и читать фантастических книг.

Дети любили игры в шахматы и чтение фантастических книг.

8)Получив известие от сына, старика охватила радость.

Остальные предложения.

В предложениях 4,7,9 нет ошибок.

В 6 предложении ЕСТЬ ошибка, но она не указана в задании.

1)гористый, растение, озарять

2)коснуться, примерять (платье),предложить

3)растолковать, определение, собираться

4)пригореть, вымокнуть, сплавлять (лес)

5)выращенный, отпереть, нанимать

Ответ: 45

Пояснение.

Примерять (платье)- проверяем: примЕрка.

1) под..скать, контр…гра, сверх…нициативный

2)пр..скакать, пр..ступить (к работе), пр…морский

3)бе..совестный, ра..сказчик, чере…чур

4)пр…интересный, пр…сесть, пр…зидент

5)и..держки, во…держаться, и…вестие

Ответ: 235

Пояснение.

Подыскать (русская приставка), контригра (иноязычная приставка),сверхинициативный (после приставки сверх- пишется и).

Прискакать (приближение), приступить (к работе (начало действия), приморский (пространственная близость)

Бессовестный, рассказчик, чересчур (в приставках пишем С, так как после приставок стоит глухой согласный).

Издержки , воздержаться, известие (пишется з перед звонкой согласной)

1)кусоч…к, глянц…вый
2)расчётл…вый, перешаг…вающий
3)марл…вый, во…вать
4)тёпл…нький, стоим…сть

Ответ: 123

Пояснение.

1)Кусочек (кусочка, гласная не сохранилась), глянцевый ( безуд. суфф. прилаг.)

2)Расчётливый (в суффиксе -ЛИВ- всегда И), перешагивающий (проверяем: перешагиваю, и сохраняется).

3)Марлевый (корень -МАРЛ-, суффикс прилаг.-Е, без ударения), воевать ( проверяем: воюю, е не сохраняется).

4)Тёпленький (суффикс прилаг.-ЕНЬК-, без ударения), стоимость ( суфф. -ость сущ).

5)Песенка (суффикс -ЕНК-, без ударения), бессонница ( сущ. женского рода, поэтому суфф. -иц).

2)стел…т (они), мо…щийся

3)выкач…нная (нефть),наруша…т ( пешеход)

4) кле…т (они), донос…тся (звуки)

Ответ: 124

Пояснение.

Покрашенный (покрасить, в инфинитиве нет А, Я, тогда пишу Е),посылаемый(причастие от глагола 1 спр.)

Стелют (они)(стелить, 1 спряжение, исключение), моющийся ( причастие от глагола 1 спр.)

Выкачанная (нефть) (качать, есть А, она сохраняется перед -НН-), нарушает (пешеход) (гл. 1 спр.)

Клеят (они)(клеить, 2 спряжение),доносятся (звуки) (доноситься — 2 спр.)

Решаемый (решать, 1 спряжение),выкрикивает (проверяем: выкрикиваю, и сохраняется).

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не) было в его поведении открытости, что отталкивало собеседников.

Озеро было (не)большое, но такое глубокое, что на нём отдыхающие могли кататься даже на катамаранах.

Иван был далеко (не) решительный , поэтому и сейчас не сразу начал действовать.

(Не)использованные во время голосования бланки были уничтожены.

Дети были (не) заняты , как обычно, игрой, поэтому сразу согласились на прогулку.

Ответ: небольшое

Пояснение.

Не было (НЕ с глаголом раздельно) в его поведении открытости, что отталкивало собеседников.

Озеро было небольшое ( нет случаев раздельного написания, можно заменить синонимом без НЕ, маленькое), но такое глубокое, что на нём отдыхающие могли кататься даже на катамаранах.

Иван был далеко не решительный , поэтому и сейчас не сразу начал действовать.

Не использованные во время голосования (есть зависимые слова) бланки были уничтожены.

Дети были не заняты (краткое причастие), как обычно, игрой, поэтому сразу согласились на прогулку.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ВРЯД(ЛИ) ей КОГДА(НИБУДЬ) предложат ещё более заманчивое предложение.

Учитель предложил ещё раз выполнить (ТО) ЖЕ самое задание, (ЧТО) БЫ закрепить изученный материал.

В ТО(ЖЕ) самое время послышался грохот, КАК(БУДТО) над домом пронёсся бомбар­дировщик.

Студент плохо подготовился к зачёту, (ПО)ЭТОМУ должен его пересдать, (ЧТО) БЫ быть допущенным к экзаменам.

(ЗА)ТЕМ поворотом начиналось восхождение в гору, (ПО) ЭТОМУ путники решили отдохнуть.

Воспитательное значение данного произведения велико, (ПО)ТОМУ что заставляет читателя задуматься о том, КАК(ЖЕ) важно быть милосердным человеком.

Ответ: поэтому, чтобы

Пояснение.

ВРЯД ЛИ (частица) ей КОГДА -НИБУДЬ (наречие с суффиксом -НИБУДЬ) предложат ещё более заманчивое предложение.

Учитель предложил ещё раз выполнить ТО ЖЕ (какое задание? ТО, местоимение) самое задание, ЧТОБЫ (подчинительный союз) закрепить изученный материал.

В ТО ЖЕ (в какое время? В ТО, местоимение) самое время послышался грохот, КАК БУДТО (союз, всегда раздельно) над домом пронёсся бомбар­дировщик.

Студент плохо подготовился к зачёту, ПОЭТОМУ (союз, к нему нельзя задать вопрос) должен его пересдать, ЧТОБЫ (союз, к нему нельзя задать вопрос) быть допущенным к экзаменам.

ЗА ТЕМ (за каким? предлог+ местоимение) поворотом начиналось восхождение в гору, ПОЭТОМУ (союз, к нему нельзя задать вопрос) путники решили отдохнуть.

Воспитательное значение данного произведения велико, ПОТОМУ что (составной союз) заставляет читателя задуматься о том, КАК ЖЕ (наречие + частица) важно быть милосердным человеком.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Птицы церемо(1)о сидели на чугу(2)ой решётке, изъеде(3)ой ржавчиной, и постоя(4)о что-то находили на песча(5)ом берегу.

Ответ: 1234

Пояснение.

Церемонно – наречие, в нём пишется столько Н, сколько в слове, от которого образовано: церемонный (церемония, одна Н — в корне, другая — в суффиксе).

Чугунной- прилагательное, образованное от существительного, одна Н — в корне, другая – в суффиксе.

Изъеденной – причастие, есть приставка.

Постоянно — наречие, в нём пишется столько Н, сколько в слове, от которого образовано: постоянный (слово образовано от глагола, есть приставка).

Песчаном- прилагательное, образованное от существительного, в суффиксе -АН всегда одна Н.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) То мысли то воспоминания то мечты крутились в его голове.
2) На станциях и на вокзале контролёры и охранники проверяли проездные документы у каждого пассажира.
3) Речь эта произвела не только сильное впечатление но и волнение.
4) Отъезжающие неторопливо шли на посадку с чемоданами или объёмными сумками.
5) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток.

Ответ: 35

Пояснение.

1) То мысли, то воспоминания, то мечты крутились в его голове (однородные члены)

2) На станциях и на вокзале контролёры и охранники проверяли проездные документы у каждого пассажира (два ряда однородных членов: обстоятельства и подлежащие).

3) Речь эта произвела не только сильное впечатление, но и волнение (запятая перед второй частью двойного союза)

4) Отъезжающие неторопливо шли на посадку с чемоданами или объёмными сумками (одиночный сочинительный союз ИЛИ).

5) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу, и полотняный посёлок из палаток (два однородных члена; несмотря на то, что здесь два союза И, запятая одна, так как перед первым однородным членом запятая не ставится).

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ответ:123

Пояснение.

В предложении два деепричастных оборота. Хотя они и соединены союзом И, это не однородные члены предложения, так как относятся к разным сказуемым, да и к самим деепричастным оборотам задаются разные вопросы. Поэтому ставятся все запятые.

Пошёл (как?), ускоряя ход.

Занял (когда?), вскоре догнав эскадру.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Ответ: 12

Пояснение.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Картины художника Кипренского (1) величайший (2) дар импровизации (3) которого покорял и восхищал современников (4) продолжают волновать и сегодня.

Ответ: 14

Пояснение.

Картины художника Кипренского (1) величайший (2) дар импровизации (3) которого покорял и восхищал современников (4) продолжают волновать и сегодня. (Запятые 14- выделяют начало и конец придаточного предложения).

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я зачитался до того (1) что (2) когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце (3) то не сразу понял (4) кто это звонит (5) и зачем.

Ответ:134

Пояснение.

Я зачитался до того, (запятая перед ЧТО, перед придаточным) что (2) когда (стык союзов, нет запятой, так как после придаточного есть слово ТО) услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце , (конец придаточного) то не сразу понял ,(запятая пред придаточным) кто это звонит (нет запятой, так как два придаточных соединены союзом И) и зачем.

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

(3) Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…


(1)Человек все время устремлен к будущему, а будущее, к сожалению, ему со временем кажется уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении.(2) Им овладевает карьеризм, заключающийся во внутреннем беспокойстве о своём положении в обществе, делающий человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих. (3)… сможет ли человек преодолеть это сильнейшее желание достичь карьеры любой ценой или всё же на первый план поставит благополучие и счастье близких людей- от этого во многом будет зависеть и счастье его самого.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, со­держащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Счастье человека будет зависеть от того, сможет ли он преодолеть желание достичь картеры любой ценой или на первый план поставит благополучие близких.

2)Устремляясь в будущее, человек думает не об овладении мастерством, а об устройстве себя в выгодном положении.

3)Карьеру или счастье близких сделает человек для себя главной целью- от этого зависит счастье его и окружающих.

4)Карьеризм – это пустая устремлённость в будущее.

ПОЛОЖЕНИЕ— ср.р.

1)Местонахождение кого-либо или чего-либо в пространстве

( Положение тела во время процедуры доставляло неудобства)

2)Место, роль личности в обществе, семье, коллективе. (Высокое положение, которое он занимал, давало ему определённые привилегии)

3)Свод правил, законов по какому-то вопросу. (Положение о кооперации было принято в первом чтении).

4)Основная мысль теории, текста, выступления и т.д. ( В его речи прозвучало положение о необходимости радикальных перемен в руководстве фирмы).

4)Состояние кого-либо либо или чего-либо, сложившиеся обстоятельства (Положение его в данной ситуации было незавидное).

Как человек ТАКТИЧЫЙ, Сергей не мог себе позволить внешне проявить негативное к ней отношение.

Поведение Ларисы было настолько ЭФФЕКТИВНОЕ, что присутствующие переключили внимание только на неё.

ПОСТУПОК героя вызывал неоднозначную оценку критиков.

В ОТБОРОЧНОМ матче победу одержала городская команда.

6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Сергей звёзд с неба не ловил, спокойно выполнял порученное ему дело.

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

САМЫЙ УДИВИТЕЛЬНЕЙШИЙ поступок

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1)гористый, растение, озарять

2)коснуться, примерять (платье),предложить

3)растолковать, определение, собираться

4)пригореть, вымокнуть, сплавлять (лес)

1) под..скать, контр…гра, сверх…нициативный

2)пр..скакать, пр..ступить (к работе), пр…морский

3)бе..совестный, ра..сказчик, чере…чур

4)пр…интересный, пр…сесть, пр…зидент

1)кусоч…к, глянц…вый
2)расчётл…вый, перешаг…вающий
3)марл…вый, во…вать
4)тёпл…нький, стоим…сть

2)стел…т (они), мо…щийся

3)выкач…нная (нефть),наруша…т ( пешеход)

4) кле…т (они), донос…тся (звуки)

(Не) было в его поведении открытости, что отталкивало собеседников.

Озеро было не)большое, но такое глубокое, что на нём отдыхающие могли кататься даже на катамаранах.

Иван был далеко (не) решительный , поэтому и сейчас не сразу начал действовать.

(Не)использованные во время голосования бланки были уничтожены.

ВРЯД(ЛИ) ей КОГДА(НИБУДЬ) предложат ещё более заманчивое предложение.

Учитель предложил ещё раз выполнить (ТО) ЖЕ самое задание, (ЧТО) БЫ закрепить изученный материал.

В ТО(ЖЕ) самое время послышался грохот, КАК(БУДТО) над домом пронёсся бомбар­дировщик.

Студент плохо подготовился к зачёту, (ПО)ЭТОМУ должен его пересдать, (ЧТО) БЫ быть допущенным к экзаменам.

(ЗА)ТЕМ поворотом начиналось восхождение в гору, (ПО) ЭТОМУ путники решили отдохнуть.

нужно поставить ОДНУ запятую.

1) То мысли то воспоминания то мечты крутились в его голове.

2) На станциях и на вокзале контролёры и охранники проверяли проездные документы у каждого пассажира.

3) Речь эта произвела не только сильное впечатление но и волнение.

4) Отъезжающие неторопливо шли на посадку с чемоданами или объёмными сумками.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА

1)Цель жизни должна быть продиктована желанием делать людям добро.

2)Ставя цель в жизни, человек невольно даёт себе оценку.

3)По образу жизни невозможно понять, какова самооценка человека.

4)Карьеризм приносит человеку удовлетворение от достигнутого.

1) В первом абзаце представлено рассуждение.

2) В предложении 12 содержится опровержение того, о чём высказано в предложении 11.

3) Во втором абзаце представлено повествование с элементами описания.

4)В 5 предложении содержится вывод сказанного в предложении 4.

24. Из предложений 2-4 выпишите антонимы.

25. Среди предложений 9-13 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помо­щи личного местоимения и лексического повтора. Напишите его номер.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Список терминов:

4)ряд однородных членов;

6) контекстные синонимы;

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения(учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

ОТВЕТЫ.

Позиция Д.С. Лихачёва выражена чётко: он уверен, что выбор пути в жизни должен быть сделан в сторону добра, причём не только к самым близким, а ко всем окружающим людям, стране, ко всей вселенной. Он хочет, чтобы молодёжь поняла это и сердцем, и разумом. Только тогда она проживёт жизнь достойно.

С мнением автора трудно не согласиться. Эгоизм, себялюбие, неверные нравственные ориентиры в жизни, среди которых является карьеризм, не сделают человека счастливым, приведут к разочарованию, к осознанию бесполезно прожитой жизни. Верный путь в жизни, в основе которого лежит добро, может сделать человека счастливым. Докажу высказанное примерами.

Таким образом, Д.С. Лихачёв поднял одну из актуальных проблем времени- проблему важности верного выбора в жизни, выбора, основанного на нравственных принципах. Нужно помнить, что из поколения в поколение передаются общечеловеческие ценности жизни, главной из которых является добро. Необходимо жить по этим принципам, учить этому детей, воспитывать с детства желание делать добро. Только тогда жизнь наполнится смыслом, принося радость и самому человеку, и всем, кто живёт рядом с ним. Я лично постараюсь для себя в жизни сделать ориентиром именно доброту, выбирая путь, ставя перед собой задачи.

Читайте также: