Отказ двигателя при посадке

Обновлено: 19.09.2024

1. При отказе двигателя на взлете после отрыва самолет имеет стремление опустить нос. Это требует немедленного энергичного вмешательства пилота, чтобы успеть выровнять самолет на малой высоте перед приземлением.

2. В случае отказа двигателя на взлете безопасная посадка перед собой возможна в зависимости от скорости по прибору в момент отказа двигателя на аэродромах и площадках, обеспечивающих дистанции от начала старта, указанные в таблице 7.

Скорость в момент отказа двигателя, км/ч Посадочная скорость, км/ч Дистанция прерванного взлета, м
Взлет с убранными закрылками на номинальном режиме работы двигателя
110 110 700
Взлет с закрылками, отклоненными на 20°, на номинальном режиме работы двигателя
80 80 590

Приведенные данные соответствуют условиям стандартной атмосферы (р=760 мм рт. ст., t=+15°С), U=0 м/с для самолета с взлетной массой 5250 кг при рекомендованном методе пилотирования во время взлета и при нормальном торможении на пробеге.

3. При отказе двигателя во время взлета с ограниченной площадки, размеры которой не позволяют выполнить посадку перед собой, приземление произойдет за пределами рабочей части площадки. В этом случае допускаются небольшие довороты для исключения лобового столкновения с препятствиями.

4. При отказе двигателя по окончании взлета к моменту начала первого разворота на высоте 100 м возврат на аэродром невозможен. В этом случае выбирать направление для вынужденной посадки следует с учетом расположения препятствий в направлении взлета.

Дальность планирования с высоты 100 м при выключенном двигателе составляет 800 м на скорости 135 км/ч при безветрии.

5. В случае, если двигатель отказал в момент окончания первого разворота (высота для посадки на аэродром немедленно ввести самолет в разворот на 90°. Разворот делать с углом крена 30° на скорости 155 км/ч, как правило, в сторону установленного (для данного старта) круга полетов.

За время разворота на 90° самолет теряет около 60 м высоты. Для уточнения расчета использовать закрылки. Планирование с отклоненными закрылками производить на скорости выравнивание начинать выше обычного.

Следует иметь в виду, что в случае посадки с попутным ветром возникает опасность капотирования самолета, в связи с чем желательно посадку производить с боковым ветром.

Неисправности двигателя в полете

1. В случае возникновения тряски двигателя в полете убедиться в правильности положения четырехходового крана, рычагов управления ВАК, подогревом карбюратора и стоп-крана, а также показаний приборов работы двигателя.

2. При появлении тряски и снижении мощности двигателя, приводящим к невозможности набора высоты или продолжения горизонтального полета, произвести вынужденную посадку.

3. При появлении незначительной, периодически возникающей тряски, не приводящей к снижению мощности, продолжить полет до ближайшего аэродрома.

4. При возникновении тряски, сопровождающейся самопроизвольным ростом температуры смеси выше °С, следует полностью выключить подогрев воздуха на входе в карбюратор, так как это свидетельствует о прогаре жаровой трубы.

5. В случае падения давления масла в двигателе до 3 кгс/см 2 и ниже следует энергично переместить рычаг управления шагом винта раза в сторону увеличения и уменьшения частоты вращения. При этом:

  • если давление масла восстановилось до значения продолжить полет;
  • если давление масла не восстановилось, но винт реагирует на изменение положения рычага управления шагом винта, следует увеличить частоту вращения вала двигателя, уменьшить наддув, открыть створки маслорадиатора (не допуская снижения температуры масла ниже 60°С), продолжить полет до ближайшего аэродрома;
  • если давление масла не восстановилось и винт не реагирует а изменение положения рычага управления шагом винта, произвести вынужденную посадку на подобранную с воздуха площадку.

6. При падении давления масла после взлета и самопроизвольном снижении режима работы двигателя произвести вынужденную посадку на аэродром вылета.

7. Если падение давления масла сопровождается тряской двигателя и появлением потеков масла на остеклении правого борта грузовой (пассажирской) кабины, следует уменьшить режим работы двигателя, установить скорость полета открыть створки маслорадиатора и произвести посадку на ближайший аэродром или площадку.

8. При превышении максимально допустимой частоты вращения вала двигателя (2350 об/мин в течение 30 с) при взлете, следует, не изменяя наддув, рычагом управления шагом винта снизить частоту вращения вала до значения, соответствующего данному режиму. Если шаг винта не изменяется, следует набрать безопасную высоту круга, уменьшить наддув и произвести посадку на аэродром вылета.

Отказ управления воздушным винтом АВ-2

При самопроизвольном увеличении частоты вращения вала двигателя до или ее уменьшении до следует резким перемещением рычага управления шагом винта восстановить частоту вращения и продолжить полет.

Если частота вращения вала двигателя не восстановится, следует:

  • скорость, которая была до отказа системы управления винтом, выполнить полет до ближайшего аэродрома;
  • при уменьшении частоты вращения до 1 увеличить давление наддува и, обеспечив скорость полета произвести посадку на ближайший аэродром.

Неисправность управления самолетом

1. В случае обрыва одного из тросов или тяг управления самолетом командир самолета обязан немедленно совершить вынужденную посадку.

2. При самопроизвольном отклонении одного из триммеров немедленно выключить АЗС этого триммера на центральном щитке (для приостановки дальнейшего отклонения триммера в крайнее положение).

3. При самопроизвольном отклонении триммера руля направления или элеронов и появлении значительных усилий на органах управления уменьшить скорость по прибору до 140 км/ч.

4. Командиру самолета при самопроизвольном отклонении триммера руля высоты в крайние положения необходимо:

  • на пикирование:
    • вывести самолет в горизонтальный полет, не допуская значительных перегрузок и превышения максимально допустимой скорости;
    • установить скорость по прибору 140 км/ч и подобрать необходимый режим работы двигателя;
    • при появлении больших давящих усилий на штурвале парировать кабрирующий момент, не допуская выхода самолета на большие углы атаки и минимально допустимую скорость. Установить скорость :полета по прибору
    1. При самопроизвольной перекладке руля высоты в крайнее положение на кабрирование усилия на штурвале более значительные, чем при перекладке на пикирование.
    2. В случае необходимости второй пилот по команде командира самолета помогает парировать кабрирующий момент.

    5. При полете с любым самопроизвольно отклонившимся триммером развороты следует выполнять с углом крена не более 15°.

    6. При самопроизвольном отклонении любого триммера посадку произвести на ближайшем аэродроме.

    Вынужденная посадка самолета

    Вынужденная посадка производится в случаях, когда исключается возможность продолжения полета (отказ двигателя, пожар воздухе и др.). Пилотирование самолета при выполнении вынужденной посадки осуществляет лично командир самолета. Второй пилот после принятия решения командиром самолета на вынужденную посадку ведет непрерывное наблюдение в направлении планирования с правой стороны в целях предупреждения командира о препятствиях, помогает командиру в выборе площадки для посадки и определении направления ветра, а также сообщает по радио место и время вынужденной посадки.

    При вынужденной посадке командир самолета обязан:

    • выбрать площадку для посадки;
    • перед приземлением перекрыть бензопитание, выключить зажигание и отклонить закрылки на 30 или 40°.

    Приземление с отклоненными закрылками на 40° производить на скорости с отклоненными на 30° на скорости

    При посадке на лесном массиве предпочтение отдавать низкорослой густой растительности.

    При посадке на болото предпочтение отдавать площадкам, покрытым кустарником или камышом.

    Обрыв ленты-расчалки бипланной коробки крыла

    Примечание. Если на выбранном режиме работы двигателя наблюдается повышенная вибрация лент-расчалок бипланной коробки крыла, необходимо изменить режим работы двигателя.

    При обрыве несущей ленты-расчалки в полете командир самолета обязан установить режим полета, исключающий вибрацию остальных лент, уменьшить скорость полета до 150 км/ч и, избегая резких разворотов, совершить посадку на ближайшем аэродроме.

    Посадка разрешается как с выпущенными закрылками на 30°, так и с убранными.

    Если полет происходит в условиях неспокойного воздуха (в болтанку), произвести посадку на ближайшую площадку, обеспечивающую безопасность посадки. Обрыв поддерживающей ленты-расчалки не является поводом для немедленного прекращения полета. При посадке в этом случае не допускать парашютирования самолета.

    Пожар на двигателе в воздухе

    Командиру самолета произвести вынужденную посадку на подобранную с воздуха площадку.

    Пожар на самолете в воздухе

    Если в воздухе на самолете возник пожар, экипаж обязан установить очаг пожара, не открывать окна фонаря и дверь фюзеляжа и принять меры к ликвидации огня.

    Для этого необходимо:

    • применить огнетушитель;
    • накрыть очаг пламени чехлами или одеждой. При очаге пожара, угрожающем жгутам электропроводки, по решению командира обесточить бортсеть самолета, для чего выключить генератор и аккумулятор.

    Предупреждение

    Если источником загорания (дыма) являются неисправности бортовой электрической сети или потребителей электроэнергии, необходимо:

    • после определения источника загорания немедленно выключить неисправное оборудование и его автомат защиты;
    • при необходимости применить ручной огнетушитель;
    • в случае, если дымление не прекратилось, выключить генератор и аккумулятор;
    • после прекращения дымления, если источник загорания четко определен и пожар ликвидирован,— включить генератор и аккумулятор, контролируя при этом, нет ли повторного загорания в зоне повреждений.

    Если ликвидировать пожар на самолете не удается, необходимо ускорить выполнение вынужденной посадки, предварительно перекрыв бензопитание и выключив зажигание двигателя.

    Появление запаха бензина с одновременным падением давления бензина

    Перед приземлением перекрыть бензопитание, выключить зажигание двигателя и аккумулятор.

    При вынужденной посадке ночью выключение аккумулятора произвести в конце пробега самолета.

    В крайнем случае при отсутствии площадки для выполнения вынужденной посадки допускается поддерживать давление бензина с помощью ручного бензонасоса и продолжать полет до ближайшего места, где возможно произвести посадку.

    Отказ генератора

    Убедившись, что генератор отказал, оставить включенными:

    • все приборы контроля работы двигателя:
    • левый авиагоризонт АГК-47Б и ГПК-48;
    • радиостанцию Р-860-П.

    Потребная нагрузка указанных потребителей составляет около 6 А. Остальные потребители выключить и включать их при необходимости. В этом случае одна аккумуляторная батарея 12-А-30 обеспечит питание бортсети самолета для выполнения полета не менее 1 ч.

    Чтобы знать запас емкости аккумулятора, периодически контролировать его напряжение по вольтамперметру.

    Действия экипажа при непреднамеренном попадании в зоны интенсивной турбулентности

    Если в полете по маршруту встретились кучево-дождевые облака, которые нельзя обойти стороной, командир самолета обязан вернуться на ближайший аэродром.

    При непреднамеренном попадании в зону интенсивной турбулентности необходимо принять все меры к быстрейшему выходу из этой зоны.

    В случае попадания в зону интенсивной турбулентности скорость горизонтального полета необходимо выдерживать Развороты выполнять па этой же скорости с углом крена не более 20°.

    При встрече с интенсивной турбулентностью с подветренной стороны горной цепи, хребта или перевала развернуть самолет на 180° от этой горной цепи, хребта или перевала.

    Взлет и посадка в условиях неустойчивого ветрового режима

    В условиях неустойчивого ветрового режима: при сдвиге ветра более 3 м/с на 30 м высоты: при порывах ветра, если разница между минимальным и максимальным значениями скорости ветра 4 м/с и более; при резких изменениях (более 40°) направления ветра, скорость которого 5 м/с и более,— взлет и посадку выполнять с неотклоненными закрылками.

    Если при заходе на посадку на снижении для выдерживания траектории и приборной скорости потребуется увеличение режима работы двигателя до номинального, немедленно установить двигателю взлетный режим, уйти на второй круг и следовать на запасной аэродром.

    При попадании самолета в нисходящий поток, приводящий к превышению установленной вертикальной скорости снижения по вариометру более чем на 3 м/с, командир самолета обязан установить двигателю взлетный режим для ухода на второй круг и выполнения посадки на запасном аэродроме.

    Действия экипажа при непреднамеренном попадании в условия обледенения

    В случае непреднамеренного попадания самолета в условия обледенения необходимо принять меры к немедленному выходу из этой зоны, включив противообледенительную систему стекол кабины экипажа и обогрев карбюратора.

    Удаление льда с лопастей воздушного винта производить путем изменения шага винта.

    Убедиться, что обогрев ПВД включен.

    Отказы систем питания приборов полным и статическим давлениями

    1. Закупорка или обледенение приемника статического давления (статических отверстий приемника ПВД-6М).

    Эта неисправность при условии герметичности статической магистрали приборов обнаруживается по следующим признакам:

    • стрелка вариометра ВР-10 устанавливается в нулевое положение и не изменяет своего положения при изменении высоты полета;
    • высотомеры ВД-10 не изменяют своих показаний с изменением высоты полета;
    • указатели скорости УС-35У при наборе высоты будут занижать свои показания, а при снижении — завышать.

    Действия экипажа

    При отказах высотомеров, указателей скорости и вариометра показания их не использовать и доложить об этом диспетчеру. При продолжении полета использовать показания авиагоризонта и радиовысотомера. Скорость полета контролировать по режиму работы двигателя, используя показания мановакуумметра и тахометра.

    2. Закупорка или обледенение приемника полного давления.

    Основной причиной закупорки входного отверстия приемника и ПВД-6М является обледенение носка приемника, которое происходит при отказе электрообогревательного элемента или при его невключении. При обледенении приемника ПВД-6М может произойти закупоривание его входного отверстия, а отверстия для стока влаги остаются открытыми.

    При закупорке входного отверстия приемника ПВД-6М показания указателей скорости УС-35У будут уменьшаться до нуля.

    Если произошла закупорка входного отверстия и отверстий для стока влаги приемника ПВД-6М, это обнаруживается по следующим признакам:

    • указатели скорости УС-35У сохраняют установившиеся показания и не реагируют на изменение скорости в горизонтальном полете;
    • при наборе высоты показания указателей скорости будут увеличиваться, а при снижении — уменьшаться.

    Действия экипажа

    Проверить включение обогревательного элемента приемника ПВД-6М. Если через мин после включения обогрева приемника показания указателей скорости не восстановятся, доложить об этом диспетчеру.

    При продолжении полета скорость контролировать по показаниям вариометра и режиму работы двигателя, используя показания мановакуумметра и тахометра.

    Утром 15 августа 2019 года произошло чудо, которому пока не дали официального названия, но уже хотят снимать фильм.

    Посадка аэробуса А321. Фото из открытых источников. По периметру кукуруза была выкошена для доступа техники

    Посадка аэробуса А321. Фото из открытых источников. По периметру кукуруза была выкошена для доступа техники

    Да, речь об удивительной посадке аэробуса А321. Отказавшие двигатели, 233 человека на борту, полные баки топлива после взлета. Можно ли в такой ситуации посадить самолет без крушения? На учебных тренажерах подвиг не удалось повторить никому. А в реальной ситуации пилоты справились блестяще.

    Дамир Юсупов и Георгий Мурзин - имена, которые теперь вошли в историю мировой авиации.

    Хронология события

    Около 6:13 утра. Аэропорт "Жуковский". Аэробус А321 получает разрешение на взлет. Рейс: Москва - Симферополь. Практически в первые же секунды чайки попадают в двигатели.

    В 6:14 капитан подает диспетчерам сигнал "Pan-pan, pan-pan, pan-pan" ("пан-пан"). В радиотелефонной связи он означает возникновение аварийной ситуации. При этом имеется в виду, что пассажиры подвержены угрозе, но нет угрозы жизни или транспортному средству. О непосредственной опасности жизни или судну подается сигнал Mayday. На тот момент отказал один двигатель.

    Диспетчер оставляет решение за КВС (капитаном воздушного судна).

    Почти в 6:15 капитан просит разрешение на обратный заход и получает утвердительный ответ диспетчера.

    Тут же выходит из строя второй двигатель. И оперативно принимается решение сажать самолет на кукурузное поле. Оно находилось прямо по курсу. И соответствовало инструкциям: в крайней ситуации сажать по возможности на местность с низкорослыми кустарниками. На счастье всех находившихся в самолете это было как раз поле с 3-метровой кукурузой.

    В 6:15:49 КВС сообщает диспетчеру, что посадил самолет за пределами взлетно-посадочной полосы. Одновременно велась эвакуация пассажиров по надувным трапам.

    В 6:40 на место аварийной посадки прибыли экстренные службы. Был зафиксирован факт отсутствия открытого горения и задымление второго двигателя, который оторвался от самолета при скольжении по полю.

    В 7:47 все пассажиры уже сели в автобусы и отправились в аэропорт Жуковский.

    Полное видео взлета и посадки (источник - Life News):

    Цифры и факты

    • 233 человека (226 пассажиров и 7 членов экипажа) на борту. Все выжили.
    • 74 пострадавших . Из них - 17 детей.
    • 1 человек госпитализирован в тот же день - 69-летняя женщина, получившая ушиб поясничного отдела позвоночника. Доставлена в больницу.
    • 1 человек госпитализирован на следующий день. Это - второй пилот Георгий Мурзин. Он получил ушибы грудной клетки.
    • 90 секунд - длительность полета.
    • 200 м - длина борозды торможения самолета.
    • 4 км - приблизительное расстояние от места аварийной посадки до аэропорта "Жуковский". Самолет сел недалеко от деревни Рыбаки в Подмосковье.
    • 16 августа Президент В.В. Путин подписал Указ о награждении членов экипажа.
    • 17 августа весь экипаж был приглашен, чтобы открыть футбольный матч "Урал-Крылья Советов". 20-тысячный стадион утопил героев в овациях. Каждый из членов экипажа получил пожизненный абонемент на игры футбольного клуба "Урал". А трибуны скандировали: "Спа-си-бо".

    Пилоты получили звание Героев РФ, а бортпроводники - ордена Мужества.

    Пилоты

    Мне бы хотелось начать со строк из песни:

    Но дело в том, что у этих летчиков на первом месте были люди. Самолет, который был ювелирно посажен в кукурузном поле, восстановлению не подлежит. А вот все пассажиры и члены экипажа - живы.

    1. Юсупов Дамир Касимович

    Первый пилот - Дамир Юсупов - человек с удивительной историей жизни. Он с детства знал, кем хочет быть - летать, как папа (отец - пилот вертолета). Но не прошел медкомиссию при поступлении в летное училище. Получил образование юриста и работал в этой сфере до 32 лет. А потом попробовал поступить второй раз. И прошел.

    Дамир родился в г.Игарка (Красноярский край). Позднее семья переехала в Сызрань, затем - в Екатеринбург.

    В школе любимыми предметами Юсупова была география и геометрия. Судя по посадке самолета - это очевидно.

    С красным дипломом в 2013 окончил Бугурусланское летное училище гражданской авиации училище ( филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации ). Заочно окончил Ульяновский институт гражданской авиации в 2018.

    В компании "Уральские авиалинии" - с 2013 года. За плечами более 3000 часов налета.

    У Дамира - четверо детей: 2 сына от первого брака, дочь и сын - от второго. О подвиге папы узнали все, кроме самого младшего ребенка, которому пока 3 года.

    Со своей второй женой Натальей Дамир познакомился в самолете через 2 года после развода с первой супругой. Знакомство состоялось на рейсе Екатеринбург-Краснодар. А уже спустя 6 месяцев отпраздновали свадьбу.

    О том, что произошло с мужем, Наталья услышала из уст супруга. Он просто позвонил и спокойно сказал:

    Дамир давно вернулся к полетам. А в интервью говорит о том, что устал от известности. И полагает: снимать фильм еще рано. И надо дождаться, когда будут расставлены все точки на i.

    Однако когда Юсупова попросили пофантазировать и представить, кто мог бы сыграть главную роль в такой киноленте, Дамир ответил: Егор Бероев. И я согласна. Актер, действительно, имеет немало общего во внешности с героем. Впрочем, Юсупов не считает себя кем-то особенным. И говорит, что просто делал свою работу.

    На память о событии Дамир хранит початок кукурузы с того поля. После посадки бортпроводники нарвали несколько и подарили в том числе пилоту.

    После аварийной посадки Мурзин дал короткое интервью телеканалу "РЕН ТВ":

    "После взлета попала птица в двигатель, левый двигатель сразу заглох. Потом и во второй двигатель тоже попала, обороты работали нестабильно, потом второй двигатель тоже заглох".

    2. Мурзин Георгий Александрович

    Второй пилот. В июне ему исполнилось всего 23 года. И он стал первым Героем России, который родился уже в постсоветское время.

    Как и Юсупов, Георгий вырос в семье, для которой "небо - родимый дом". У Дамира отец - вертолетчик, мама - медик, осматривавший перед полетами. А у Георгия оба родителя - бортпроводники.

    Неудивительно, что сразу после школы Мурзин пошел поступать в летное училище - то же, которое окончил Юсупов. И у того же преподавателя. Впрочем, еще в школьных сочинениях Георгий писал, что мечтает стать летчиком. А в самой школе №86, где он учился, помнят, как будущий Герой "зажигал в рок-группе "Черный горизонт".

    В "Уральские авиалинии" Георгия приняли в 2018 году. Общий налет составил более 600 часов.

    О причинах аварийной посадки

    Сейчас многие размышляют о том, как чайки могли попасть в двигатели. Чайки - одни из самых опасных птиц для авиации. В любом аэропорту, в том числе - Жуковском, есть системы орнитологической безопасности. Но ни одна из них не может обеспечить 100%-ную гарантию защиты.

    Недалеко от Жуковского есть несанкционированная свалка, а также - крупный водоем. Все обстоятельства расследуются специальной комиссией.

    Момент, когда чайки попали в двигатель. Видео из салона. Источник - НТВ:

    Нюансы посадки

    Когда отказали оба двигателя, было быстро принято единственно верное решение - сажать планирующий самолет на поле. По инструкции рекомендуется в подобных ситуациях искать возможность садиться на местность с низкорослыми кустарниками. Трехметровая кукуруза оказалась большой удачей. Она хорошо самортизировала.

    Позднее представители авиации(в том числе Глава Росавиации) подтвердили, что все действия экипажа были профессиональны :

    • самолет перевели в ручное управление и выключили турбинный двигатель, чтобы избежать возгорания с полными баками топлива;
    • самолет обесточили (тоже для предотвращения пожара);
    • шасси не было выпущено, чтобы транспортное средство не зарылось в землю - сажали на брюхо со скольжением по полю;
    • судно выдерживали на планировании и подвели к земле плавно;
    • первое касание - хвостом, чтобы сбить скорость. Если бы клюнули носом, то посадили бы самолет на двигатель.

    Посадка - ювелирная работа!

    Интересный нюанс: по своей природе Дамир Юсупов - левша, хотя в школе его и обучили писать правой рукой. Почему это важно? В аэробусе 321 нет штурвала. Управление ведется "джойстиком", и находится он - с левой стороны.

    Бортпроводники действовали слаженно и организовали быструю, но спокойную эвакуацию по надувным трапам. Паники не было. Пассажиры смогли оперативно покинуть воздушное судно. Ведь первоначально все боялись вероятного возгорания. Однако его не произошло.

    Когда прибыли экстренные службы, то был зафиксирован факт отсутствия открытого горения. Авиатопливо было разлито на поле объемом до 1 тонны. Один из двигателей оторвался при скольжении самолета.

    Слова стюарда Дмитрия Ивлицкого уже стали крылатой фразой. Когда он в рупор направлял эвакуированных пассажиров:

    Видео с этой фразой:

    Теперь это - мем. Который печатают на футболках, распространяют в соцсетях и даже хотят сделать вывеску.

    Имена всех стюардов: Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко, Надежда Вершинина, Яна Ягодина.

    Самолет после посадк и в Жуковском не подлежал восстановлению. Чтобы его вывезти, пришлось разрезать на части.

    При посадке пострадали в основном дети из-за маленькой массы. Скорость - 340 км/ч при посадке, интенсивное торможение - вырывало из кресел. Возможно, ремни не были затянуты достаточно туго.

    90 секунд, изменивших жизнь

    Что говорили пассажиры, у которых брали интервью после посадки:

    Просто летели к земле. Но никто не кричал, никакой паники. Настолько очевидно было, что не нужны были слова. Все просто ждали своей участи.

    Действительно, на видео из салона не слышно ни одного человеческого звука, пока самолет не ударился хвостовой частью о землю.

    Пассажиры отметили, что самолет 3-4 раза коснулись земли при посадке.

    Многие из тех, кто был на борту, считают этот день (15 августа) своим вторым днем рождения. Одна девушка высказалась, что теперь едва ли решится на авиапутешествия, но другой подросток, наоборот, заявил, что он хотел бы еще раз повторить приключение. И его отец тут же остановил речь, шутливо прервал: "Нет уж, лучше не надо".

    А мне запомнился молодой человек, который сказал, что это был всего лишь второй (!) полет на самолете в его жизни. Теперь воспоминание останется с ним надолго, как и квиточек от билета.

    Сели настолько быстро, что этого не ожидали диспетчеры. Они даже попросили повторить фразу, настолько неправдоподобной казалась вероятность успешной посадки. Смотрите скриншоты в карусели (листайте вправо):

    Я стала искать похожие случаи. Вы, наверное, помните и ту героическую посадку в 2010 году , когда самолет сажали на заброшенную взлетно-посадочную полосу в тайге. Судно выкатилось за пределы ВВП почти на 200 м, но никто из пассажиров не пострадал. Позднее это событие найдет отражение в экранизации: в "Елках-2" в основе сюжета - история с пилотом самолета, который сажают на заброшенном аэродроме. Там также использовался для посадки стакан с водой для ориентира.

    Остальные связаны с приводнением, то есть с посадкой на поверхность воды.

    В истории мировой гражданской авиации - всего 21 случай с вынужденным приводнением самолета. При этом только в 10 из них никто не погиб. Вот 2 самых известных случая:

    ИСТОРИЯ 2. ЧУДО НА ГУДЗОНЕ

    Это произошло в США, 15 января 2009 года. Аэробус А320 тоже столкнулся со стаей птиц - канадских казарок. И также произошел отказ двух двигателей.

    Самолет был посажен на воду реки Гудзон (Нью-Йорк). На борту было 155 человек, включая 5 членов экипажа. Все выжили. 83 человека ранены, 5 из них серьезно. Пассажиры вышли на крылья самолета. Температура воды была - ноль градусов по Цельсию. Поэтому большинство пострадавших - от переохлаждения. Но серьезных травм не было.

    Посадка, которую назвали "Чудом на Гудзоне", занимает первое место в рейтинге удачных "приводнений" по количеству пассажиров.

    Как же тогда назвать посадку в Подмосковье, где условия были еще сложнее (на сушу), а количество спасенных жизней - 255.

    По событию на Гудзоне снят художественный фильм: "Чудо на Гудзоне". Фильм вышел в 2016 году.

    ИСТОРИЯ 3. ЧУДО НА НЕВЕ

    Аварийная посадка произошла 21 августа 1963 года. Ту-124 был посажен на Неву. На борту находилось 52 человека, включая 7 членов экипажа. Все выжили.

    Рейс совершался из Таллина в Москву. Но уже после взлета заклинило стойку шасси. Было принято решение сажать самолет в Ленинграде. Все экстренные службы находились в боевой готовности. Ожидалось, что самолет будет посажен на брюхо на грунтовой полосе .

    Лайнер облетал город на минимальной высоте (500 метров) для того, чтобы выработать авиационное топливо и тем самым снизить вероятность пожара. В это время экипаж пробил в полу кабины дыру и шестом пытался выпустить заклинившую стойку шасси.

    Когда на восьмом круге стало понятно, что топлива осталось как раз до аэропорта, отказал один двигатель. Самолету разрешили сквозной пролет через центр Ленинграда. Но практически сразу отказал и второй двигатель.

    Самолет начал планирование с высоты 500 метров. Пилоты приняли решение сажать лайнер на реку. Управление было передано второму пилоту, который служил в военно-морской авиации и уже имел опыт приводнения. В итоге удалось посадить лайнер правильно, не допуская удара хвостовой части и заныривания в воду.

    Посадка произошла недалеко от Финляндского железнодорожного моста, напротив Александро-Невской лавры. Ширина реки в этом месте - 400 м.

    Интересный факт: среди пассажиров этого самолета был митрополит Таллинский Алексей Ридигер - будущий патриарх Алексий II. В полете ему было 34 года.

    На этом занятии вам будет предложено несколько вариантов действий при отказе двигателя у "Бичкрафт Барон-58". Конечно, "Барон" - это самолет с несколькими двигателями, и отказ одного двигателя требует весьма специфического обучения, которое выходит за пределы этой игры. Вот почему сейчас будет уделено особое внимание отработке действий в случае отказа обоих двигателей. Следует принять во внимание, что двойной отказ двигателей редок, но он может случиться, особенно если вы не баловень судьбы (другими словами, если у вас началась черная полоса). Вот чем может быть вызвано синхронное прекращение работы двигателей: расход топлива, нехватка топлива и полная его выработка - это моменты, за которыми нужно внимательно следить. И хотя двойной отказ двигателей отрабатывается на самолете "Барон", на этом занятии вы узнаете несколько вариантов решения проблемы отказа двигателя на любом однодвигательном самолете в игре Flight Simulator.

    Прежде чем мы погрузимся в обсуждение того, почему и как отказывают двигатели, я вкратце скажу, что будет пройдено на этом занятии.

    Занятие начнется в крейсерской конфигурации во время полета со скоростью 170 узлов приблизительно в пяти милях южнее Пэйн Филд в штате Вашингтон. Оба двигателя синхронно прекратят работу. И даже если вы решите потарахтеть за мотор сами, издаваемый вами звук "брррр" не вернет двигатели в строй. Кроме того, лобовое стекло от ваших усилий может запотеть.

    Вот что нам предстоит в двух словах. Готовы ли вы к интересным подробностям? Замечательно, игра начинается или - на языке инструктора - "Итак, у вас заглох двигатель, поехали!".

    Когда двигатель останавливается: самые первые шаги

    После отказа двигателя поведение пилота должно быть таким же определенным, как дважды два - четыре. В тот момент, когда двигатель объявляет забастовку, следует немедленно опустить нос самолета до угла тангажа, который позволит обеспечить скорость планирования на максимальное расстояние. У самолета "Барон" эта скорость составляет 115 узлов (см. рис. 3-1). Что же дает скорость планирования на максимальное расстояние? Это так же очевидно, как и ответ на вопрос, сколько углов у треугольника. Эта скорость позволяет спланировать с той высоты, где отказал двигатель, на максимально возможное расстояние по горизонтали (для всех этих примеров подразумеваются безветренные условия).

    Удивительно, но у большинства самолетов, оснащенных поршневым двигателем, предел планирования приблизительно 10 к 1 (рис. 3-2). Ну, это не более странно, чем если вы не дотянете до аэродрома. Данная величина показывает, что находясь на высоте 1000 футов над землей, вы можете планировать на расстояние 10 000 футов по горизонтали. Довольно впечатляюще, с учетом того факта, что у некоторых специально сконструированных планеров предел планирования начинается где-то около 18 к 1. Воздушное судно без работающего двигателя - это несколько неэффективный планер, но, тем не менее, это планер. С пределом планирования 10 к 1 у вас появляется неплохой шанс найти подходящее поле или дотянуть до аэропорта, где и преземлиться. Естественно, посадить воздушное судно в условиях аэропорта гораздо предпочтительнее, чем на поле, по нескольким причинам. Самой неотразимой из которых является факт, что найти механиков на фермерском поле найти сложновато, конечно, если они не подрабатывают пугалами в свободное от работы время.

    Теперь, когда определен угол для планирования на максимальное расстояние и самолет оттриммирован, вам предстоит сделать важный выбор. Если отказ оборудования случился на небольшой высоте, то у вас будет не так много времени для поиска и устранения неполадки. И задачей первостепенной важности в данном случае будет поиск подходящего для посадки места, поскольку вам именно это сделать и предстоит. С другой стороны, если двигатель отказал в крейсерском полете, у вас будет чуть больше времени выполнить карту проверки при отказе двигателя, прежде чем сконцентрироваться непосредственно на посадке. То, как вы будете действовать при отказе двигателей между взлетом и крейсерским полетом, зависит от вашей оценки имеющейся высоты и условий полета.

    Поскольку отказ двигателя на этом занятии происходит в крейсерском полете, у вас будет достаточно времени, чтобы выполнить карту проверки при отказе двигателя. Вот что следует проверять и в каком порядке.

    Стандартная/сокращенная карта проверки при отказе двигателя

    (Числа соответствуют следующим объяснениям)

    1. Воздушная скорость: тангаж 115 узлов.
    2. Переключатели топливных баков: каждый находится в положении ON.
    3. Переключатели топливных насосов: ON.
    4. Датчики горючей смеси: RICH.
    5. Дополнительный воздушный рычаг или рычаг подогрева карбюратора: ON (если есть).
    6. Переключатели магнето: BOTH
    7. Закрылки: UP
    8. Шасси: UP
    9. Ремни безопасности: пристегнуты.

    Вот краткое объяснение каждому пункту выше.

    1. Уже обсуждалось, почему полет происходит на максимальной скорости планирования 115 узлов (см. рис. 3-3).

      Рисунок 3-3
    2. Следует убедиться, что оба переключателя топливных баков находятся в положении ON

      Рисунок 3-4
      Даже поверить сложно, но тем не менее, после того, как некоторые пилоты переключают топливные баки, они случайно устанавливают переключатели в положении OFF. Кроме того, бывает, что о переключатели стукаются рукой или ногой, и они становятся в положение OFF или в положение пустого топливного бака (как если бы в голове пилота в этот момент переключатели тоже находились в положении OFF).
    3. Топливные насосы в самолете "Барон" электрические, и они должны быть включены, чтобы помочь создать прерывание потока топлива (см. рис. 3-5).

      Рисунок 3-5
    4. Убедитесь, что переключатели горючей смеси находятся в переднем крайнем положении и не ограничивают поток топлива к двигателю (рис. 3-6).

      Рисунок 3-6
    5. У этого самолета "Барон" нет дополнительных воздушных рычагов, которые действуют как дополнительный источник воздуха в случае, если поток воздуха через воздушные фильтры блокируется. Если бы у воздушного судна эти рычаги были, следовало поставить их в положение ON. Этот совет можно использовать для полетов на других самолетах Flight Simulator.
    6. Важно проверить, что переключатели магнето установлены в положении BOTH, поскольку их случайно так же могли переключить в положение OFF (рис. 3-7).

      Рисунок 3-7
    7. Помните, что закрылки создают сопротивление, поэтому поднимите их как можно скорее.
    8. Шасси также создают сопротивление. Если вы на высоте - уберите шасси. Однако если высота невелика, шасси потребуются для приземления, поэтому оставьте все как есть. Но далеко вы не спланируете.
    9. Вас может потрясти, поэтому оставайтесь пристегнутыми.

    (Примечание. Поскольку это самолет с несколькими двигателями, в режиме отказа двигателей обычно оба воздушных винта ставят во флюгерное положение. Флюгировать - это значит поставить рычаги воздушных винтов как можно больше назад, чтобы ограничить сопротивление авторотации воздушного винта. На этом занятии не рассматривается флюгирование воздушных винтов. Вы можете вообразить, как будто бы я заботливо флюгировал за вас воздушные винты. Но в суровой реальности вам придется позаботиться об этом лично.) Чтобы узнать о флюгировании воздушных винтов, рекомендуем изучить раздел Пилотирование двухдвигательного самолета в Учебном центре.

    Задача карты проверки при отказе двигателя - заставить двигатель заработать снова. Вам же не хочется совершить принудительную посадку, пока вас не вынудили к этому, не так ли? Если вы справились с перезапуском двигателя, единственной сложностью, с которой вы столкнетесь, - объяснить пассажирам, почему в кабине пилота резко наступило гробовое молчание (и что это вдруг внезапно пот полил с вас ручьями, поскольку пассажиры не любят, когда два этих факта оказываются взаимосвязаны). Однако мы предположим, что вы не преуспели в запуске отказавшего двигателя, что отвечает целям этого занятия. (Следует помнить, что даже если отказ двигателя здесь употребляется в единственном числе, данный факт относится к обоим двигателям самолета "Барон").

    Полюбопытствуем, а как же нос?

    Как уже упоминалось раньше, чтобы выполнить карту проверки при отказе двигателя, нужно находиться на достаточной высоте, иначе проверка будет просто неосуществима. При условии, что пробежать глазами страницу занимает всего несколько секунд, высота в процессе теряться не должна. И, конечно же, следует сохранять скорость в 115 узлов. Кроме того, очень важный вопрос, на который предстоит ответить, - оставите ли вы нос самолета в текущем положении или же измените его направление, выполнив карту проверки при отказе двигателя?

    Профессиональное мышление подразумевает, что у задумывающихся о безопасности пилотов есть участок мозга, отвечающий за безопасную посадку, когда бы и куда бы они не летели. Другими словами, хороший пилот всегда держит в уме возможность безопасной посадки в случае отказа двигателя в тот самый момент, когда самолет еще только взлетает. Конечно, аэропорт всегда будет предпочтительным участком для безопасной посадки, потому что там есть ВПП, механики и торговые автоматы. Открытое поле займет второе место в рейтинге лучших вариантов, если поблизости нет аэропортов (но если посреди поля будет стоять торговый автомат, постарайтесь в него не врезаться). При остановке двигателя пилот должен инстинктивно и рефлекторно развернуться к аэропорту или ближайшему открытому пространству и выполнить карту проверки при отказе двигателя. Когда сверка будет закончена, все внимание пилота может быть приковано к посадке самолета. Если двигатель отказывает на небольшой высоте, пилот обязан подготовить самолет к безопасной экстренной посадке до выполнения карты проверки при отказе двигателя (потому что не факт, что на это останется время). Хорошим примером такого сценария является отказ двигателя сразу после взлета. Бывает так, что времени на игры с картой либо мало, либо просто нет, когда под крылом всего несколько сотен футов.

    На этом занятии отказ двигателя произойдет на высоте 8000 футов над уровнем моря (НУМ), или 7400 футов над уровнем земной поверхности. В данном случае времени будет достаточно, чтобы выполнить карту проверки при отказе двигателя. Как только закончите, следует использовать систему GPS (рис. 3-8) для нахождения ближайшего доступного аэропорта.

    В учебном центре вы ознакомились с материалами о системе GPS и все, что вам нужно сделать, - это отметить крошечный самолет на крошечном движущемся окне карты по направлению к крошечному аэропорту, чтобы начать движение к нему. Данная мера убережет вас от посадки вне летного поля.

    На втором занятии я упоминал о своих "экстрасенсорных способностях", и сейчас предсказываю, что ближайшим аэропортом окажется Пэйн Филд. Воистину потрясающе - обладать экстрасенсорными особенностями. Это так же прекрасно, как быть одним из авторов этой программы, что позволяет сбываться ста процентам предсказаний. Итак, направьте нос на Пэйн Филд и заодно подготовьтесь к следующему шагу при аварийной посадке.

    Смягчение последствий аварийной посадки

    В Пэйн Филд к вашим услугам три ВПП (рис. 3-9).

    Кроме того, в Пэйн Филд есть контрольная вышка управления воздушным движением. Поскольку курс на аэропорт вы уже установили, пора подумать о подаче сигнала бедствия "МЕЙДЕЙ, МЕЙДЕЙ, МЕЙДЕЙ" на соответствующей радиочастоте. "МЕЙДЕЙ, МЕЙДЕЙ, МЕЙДЕЙ" - международный термин, означающий "у нас аварийная ситуация и нам требуется помощь". Несомненно, наилучший вариант - вещать на частоте контрольной вышки управления воздушным движением Пэйн Филд, поскольку все происходит рядом. Если эта частота вам неизвестна, следует передавать сигнал бедствия на международной аварийной частоте 121,5 МГц. На этой частоте сигнал обязательно заметят. Целью является проинформировать кого-то о вашей проблеме и добиться любой возможной помощи.

    Выполнение посадки против ветра - важное требование при любой аварии. При этом скорость посадки будет наименьшей, а расстояние посадки - самым коротким. Вот почему во время переговоров с контройльной вышкой в Пэйн диспетчер, по всей вероятности, сообщит, какая ближайшая полоса расположена против ветра. Ее-то и следует выбрать. Но на нашем занятии в Пэйн будет безветренно (я не только экстрасенс, я еще и ветром управляю. Обожаю эту работу). Погодные условия позволяют выбрать для посадки ВПП и направление, какое ваша душа пожелает. Имея такой выбор, я бы непременно мысленно приземлился на длинной ВПП, 34Л/16П. Вам тоже неплохо было бы это вообразить. Просто позвольте себе полет фантазии.

    Итак, вы утвердились в мысли свершить аварийную посадку в Пэйн Филд, теперь можно поболтать о технических приемах для выполнения посадки. Возможно, единственная наиболее важная вещь при аварийной посадке - продержаться, планируя до аэропорта. Очевидно, придется сделать круг над аэропортом, добравшись в конце концов до подветренного участка выбранной для посадки ВПП. Лучше избегать посадки с прямой при отказе двигателя, если получается лететь по видоизмененной "коробочке" (рис. 3-10).

    Почему? Полет "по коробочке" предоставляет больше возможностей для исправления любых ошибок, вынесенных в отношении дальности планирования самолета. Слишком сложно оценивать, насколько хорошо выполняется планирование, когда перед вами удлиненный конечный этап захода на посадку, по сравнению с полетом параллельно ВПП, разворотом и посадкой. Возможные изменения геометрии схемы захода на посадку "по коробочке" показаны на рис. 3-11. Изменить дальность планирования во время удлинённого конечного этапа захода на посадку намного сложнее.

    Так как вы планировали прямо к центру аэропорта, начинайте разворот влево с креном от 20 до 30 градусов, когда пролетите середину комплекса ВПП. Полет по кругу налево над аэропортом позволит без труда рассмотреть комплекс во время снижения, так как пилоты часто сидят с левой стороны самолета. Этот маневр называют нисходящей спиралью. Ваша задача - незначительно менять угол крена во время снижения так, чтобы оставаться над географическим центром комплекса ВПП. Это позволит оказаться в самом лучшем положении для выбора подходящей ВПП, когда вы снизитесь к аэропорту.

    С этой точки и до снижения вы постоянно наблюдаете, планируете, представляете данные в виде графиков и схем.

    Когда самолет снизится приблизительно до 2000 футов над аэропортом, следует выбрать лучшую ВПП для посадки. Так как Пэйн Филд находится на уровне 606 футов над ровнем моря, придется принять решение на высоте около 2600 футов. Спросите себя в эту минуту, в какую сторону придется совершать второй разворот "коробочки" над подходящей ВПП. Если одна ВПП подходит больше по ветровым условиям, стоит выполнить маневр так, чтобы лететь по ветру и параллельно ВВП. Целью является смещение от осевой линии ВПП на расстояние приблизительно в одну или две четверти мили (рис. 3-12). Вы останетесь в пределах дистанции планирования выбранной ВПП.

    Если расчет верен, вы должны пролететь участок между вторым и третьим разворотами на высоте 2000-1500 футов над уровнем земной поверхности. Ваша задача - пролететь траверз торца ВПП на высоте около 1000 футов над уровнем земной поверхности (рис. 3-13).

    На предыдущих занятиях вы уже выучили, что находясь слишком высоко или низко от этого положения, можно выбрать такую схему, которая поможет спланировать на ВПП. Убедитесь, что в этой части урока используете клавиатуру или переключатель видов на джойстике для слежения за положением ВПП. Планируйте разворот на третьем, когда ВПП находится в 45 градусах левее крыла, или даже чуть раньше. Важное правило (даже если вы не Очень Важная Персона) - лучше чуть поспешить, чем чуть опоздать при посадке без использования двигателя. Потерять высоту легко, но очень сложно высоту набрать, когда двигатель ушел в отставку. От траверза положения по ветру то, как вы пролетите прямую между третьим и четвертым разворотами до посадочной прямой, определяет, получится или нет спланировать на ВПП. Ваша способность оценивать дистанцию планирования и изменять маршрут полета - вопрос практики и опыта.

    На прямой между третьим и четвертым разворотами до посадочной прямой у вас наиболее выгодное положение для выполнения быстрой карты проверки при аварийной посадке.

    Основная карта проверки при аварийной посадке

    1. Воздушная скорость: тангаж 115 узлов до готовности к выравниванию и посадке.
    2. Горючая смесь: малый газ выключен.
    3. Клапан отсечки подачи горючего: OFF.
    4. Переключатели зажигания: OFF.
    5. Закрылки: в соответствии с требованиями.
    6. Шасси: Down.
    7. Главный переключатель: OFF
    8. Двери: замки разблокированы перед посадкой.

    Вот краткое объяснение по каждому указанному ранее пункту.

    1. Сохранение скорости в 115 узлов нужно до тех пор, пока требуются наилучшие возможности для обеспечения планирования самолета. Как правило, это бывает до выравнивания при посадке.
    2. Перед посадкой переключатели горючей смеси должны быть установлены в положение остановки при работе на малом газе, чтобы предупредить возможный запуск двигателя в тот момент, когда этого не ждешь или меньше всего хочешь.
    3. Клапаны отсечки подачи топлива установить на отметке OFF для предотвращения разлития топлива после приземления или удара о землю.
    4. Переключатели зажигания установить на отметке OFF, в том числе и для предотвращения неожиданного перезапуска двигателя.
    5. Закрылки в соответствии с требованиями. Помните, если вы приземляетесь на поле, приземление с полностью открытыми закрылками будет предпочтительнее для уменьшения скорости приземления.
    6. Шасси всегда должны быть выпущены до посадки, если только вы не садитесь на воду или аналогичную поверхность, когда требуется посадка с убранным шасси. Это не для того, чтобы вы не разбили лоб в лепешку, а чтобы во время посадки самолет не нырнул носом в воду при приземлении и не перевернулся на 180 градусов, как делают дельфины в дельфинарии, ведь вас не ждет награда в виде куска рыбы после выполнения этого трюка.
    7. Главный выключатель будет предпоследним из рычагов и переключателей, которые должны быть выключены. Его выключение уменьшает источники воспламенения, которое может вылиться в пожар после катастрофы. И в то же время этот переключатель будет последним, потому что на самолетах, подобных "Барону", требуется электричество для изменения положения закрылков и шасси.
    8. Посадку следует совершать с открытой дверью самолета. В случае жесткой посадки дверь не будет заблокирована, что сократит время для выхода из самолета в случае необходимости.

    Поскольку цель этого занятия - научить планированию, во время полета я выполню карту проверки при отказе двигателя. Я хочу, чтобы вы сосредоточились на том, чтобы держать должную скорость планирования и оставаться в пределах дальности планирования ВПП.

    Для закрепления изученного материала щелкните Начать учебный полет.

    Если во время полета у самолета отказывают двигатели, пилот имеет шанс спланировать и спасти машину и пассажиров. Бытует мнение, что раз у вертолета нет крыльев, то он не может планировать. Неужели отказ двигателя означает гибель винтокрылой машины? Нет, вертолет может совершить посадку в режиме авторотации винта.


    В случае неполадок с двигателем вертолет можно посадить в режиме авторотации

    Авторотация – вращение несущего винта вертолета с помощью набегающего потока воздуха. Во время авторотации создается подъемная сила, достаточная для планирования, маневрирования и мягкой посадки судна.

    Режим авторотации чаще всего используется для аварийной посадки вертолета при отказе двигателя. Также она применяется, когда выходит из строя рулевой винт (или нарушается управление по рысканью), в результате чего продолжать нормальный полет невозможно.

    Авторотация – это аварийный режим, который тем не менее необходимо освоить любому пилоту, но только под руководством опытного инструктора. От умения управлять вертолетом в режиме авторотации зависит жизнь экипажа и пассажиров.

    Как работает авторотация

    Когда несущий винт вертолета раскручивается за счет энергии двигателя, он создает нисходящий воздушный поток и функционирует по принципу пропеллера, который ориентирован в пространстве горизонтально.

    Если во время полета перестает работать двигатель, скорость вращения винта начнет падать, а машина ‒ терять скорость и снижаться. В этот момент на лопасти начинает действовать набегающий снизу поток воздуха. Это воздействие, при соблюдении определенных условий, раскручивает несущий винт, который снова создает подъемную силу. В режиме авторотации винт работает как горизонтально ориентированная ветряная мельница.

    Чтобы при авторотации кинетическая энергия не тратилась на вращение двигателя, в вертолетах используется обгонная муфта. Это элемент трансмиссии, который блокирует передачу крутящего момента с ведомого вала на ведущий. Обгонные муфты также используются в велосипедах. Благодаря этим устройствам педали не вращаются, когда велосипедист едет с горы по инерции.

    Кстати, у гиропланов (автожиров) несущий винт вращается и создает подъемную силу только за счет авторотации. Воздушные суда этого типа похожи на вертолеты внешне, но летают они скорее по принципу самолетов.


    Несущий винт гиропланов всегда работает в режиме авторотации

    Как посадить вертолет в режиме авторотации

    Аварийная посадка в режиме авторотации входит в курс подготовки пилотов гражданских вертолетов. Алгоритм действия летчика зависит от типа воздушного судна, высоты и скорости полета, места посадки и других факторов. Схематически его можно описать так:

    Легкие вертолеты, например, Robinson R44, в режиме авторотации под управлением опытного пилота могут ненадолго зависать в воздухе. Благодаря этому посадка получается мягкой. Управлять тяжелыми воздушными судами при отказе двигателя сложнее. Поэтому посадить их с помощью авторотации без повреждений удается не всегда, но такие вертолеты всегда снабжены двумя двигателями, что значительно повышает уровень безопасности.

    Видео посадки вертолета в режиме авторотации

    Двойной рекорд Жана Буле

    Французский пилот Жан Буле в 1972 году установил за один полет сразу два рекорда, которые не побиты до настоящего времени. Летчик рассчитывал достичь рекордной высоты на своем Aérospatiale SA.315B Lama. Это ему удалось: машина поднялась на фантастическую высоту ‒ 12 442 метра над уровнем моря.

    А вот второй рекорд получился спонтанным. У Жана Буле не оставалось выбора, так как на огромной высоте из-за перегрузок вышел из строя двигатель. Пилот перешел в режим авторотации и посадил машину. Летчик и его машина даже не получили повреждений.


    Жан Буле в кабине вертолета

    После необычного полета Жан Буле остался в авиации. До выхода на пенсию он работал летчиком-испытателем ВВС Франции.

    Режим авторотации позволяет мягко посадить вертолет в случае отказа двигателя. Выход из строя силовой установки – это, без сомнения, крайне опасная аварийная ситуация. В таких условиях у летчиков остается единственный шанс избежать катастрофы, но действовать необходимо быстро. Именно поэтому в программу подготовки пилотов вертолетов входит тренировка посадки в режиме авторотации. Конечно, для гарантированно мягкой посадки в тренировочных полетах за несколько метров до земли двигатель вновь запускают, но навык закрепляется и совершенствуется без малейшего вреда для воздушного судна и его экипажа.

    Пилотов готовят к посадке со свободно вращающимся винтом в расчете на то, что они будут действовать в аварийной ситуации так же уверенно и спокойно, как и во время штатного полета. А это повышает безопасность пассажиров и вероятность мягкой посадки.

    Читайте также: