Открытый урок какие бывают растения

Обновлено: 05.10.2024

Тема: “Какие бывают растения?”

Цели:

1. Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.

2. Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы.

3. Воспитывать культуру общения в группах, в парах.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, кроссворд для работы в парах, таблицы для индивидуальной работы, схема-обобщение для работы в парах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Работать будем в парах. Ответив правильно на все вопросы, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

1. Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны (гранит).

2. В морях и океанах обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).

3. В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без . (кислород).

4. В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент . (азот).

5. Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это? (Нефть)

6. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)

7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

8. Группа звезд на определенном участке неба, объединенные в разнообразные фигуры (созвездия).

- Кто скажет, о чем пойдет речь на уроке?

- Сегодня мы будем говорить о растениях. И в конце урока должны ответить на вопрос: “Какие бывают растения?”

III. Работа по теме урока.

На слайде появилось слово “растения”.

Здесь ручей, журча, течёт,
Солнце спину не печёт,
Тень прохладу обещает,
И меня к себе влечёт.
Между ёлочек иду,
Может, здесь грибы найду.
Только спрятались маслята,
Мухоморы на виду.
Вижу белку на суку,
Слышу близкое "ку-ку".
Еж калачиком свернулся,
Отдыхает на боку.
Показался и исчез -
Я подумал: леший, бес.
Он всегда загадок полный -
Заповедный, что же.

- Чтобы наше путешествие прошло хорошо, и мы не побеспокоили обитателей леса, вспомните, как нужно вести себя в лесу?

- Рассмотрим изображение леса. Какие растения растут в лесу?

- На какие группы можно разбить растения леса? Вам предстоит поработать в парах. Попробуем распределить растения на группы. Внимательно рассмотрите растения, найдите сходства.

- Назовем 1 группу растений: БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА.

- Почему БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА попали в одну группу? Что у них общего?

- У них есть один твердый, покрытый корой ствол. Это отличает их от остальных растений.

- Как назовем эту группу растений? – Деревья. Слайд 6.

Информация о рябине. (Рассказывает ученик)

- Все ли деревья одинаковы? Чем ель отличается от других деревьев?

Вернуться по гиперссылке

Какие деревья можно выделить? /Лиственные, хвойные/

- Как их распознаем? /Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки, т.е. хвоинки/

- Приведите примеры лиственных и хвойных деревьев.

Информация о ели и сосне, туе.

Вывод: КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕРЕВЬЯ?

- Итак, одну группу растений мы выделили – деревья.

- Назовем 2 группу растений: БРУСНИКА, ЧЕРНИКА, ОРЕШНИК.

- Почему в одну группу попали БРУСНИКА, ЧЕРНИКА, ОРЕШНИК?

- У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений.

- Как назовем эту группу растений? – Кустарники.

Информация о чернике и бруснике.

- Среди кустарников тоже можно выделить лиственные и хвойные кусты.

- К лиственным относятся: малина, крыжовник, смородина и т.д. А к хвойным – можжевельник и кипарис.

Информация о можжевельнике.

- Назовем 3 группу растений: ГВОЗДИКА, КОЛОКОЛЬЧИК, РОМАШКА.

- Чем эти растения отличаются от других?

- Какой у них стебель?

Информация о ромашке.

- Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже?

- Какие растения располагаются на следующем этаже?

- А на самом нижнем?

Растения неслучайно так располагаются. Более низкие растения находят защиту от солнца, ветра.

IV. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

V. Закрепление изученного.

- Давайте проверим, верны ли наши выводы. Поможет нам в этом учебник с. 46, прочитать параграф.

- Итак, ребята, какие три группы растений вы выделили? Назовите отличительные признаки каждой группы.

- На странице 47 для вас задание. Будете работать в парах. Допишите в таблицы названия растений, правильно распределив их по группам.

- Проверим, как вы сделали задание.

VI. Экологическая страничка.

- Мы много сегодня говорили о растениях. Еще есть два очень важных вопроса, на которые мы должны сегодня ответить: “Что угрожает растениям?” и “Как их нужно охранять?”.

Минусы

Мы живем в промышленный век. Человек построил множество заводов и фабрик, которые производят очень полезные и нужные вещи. А как промышленные предприятия могут повлиять на жизнь растений?

Как еще человек использует растения? Да, деревья в лесах вырубаются: на дрова, для изготовления бумаги, строительство домов и т.д.

Красота леса радует и привлекает человека. Летом многие семьи выезжают на отдых в лес. И как результат - …

Пожары уничтожают лес за считанные минуты, а чтобы вырастить 1 дерево потребуются годы…

Русский народ издавна приметил, что многие лесные травы приносят пользу, исцеляют от многих болезней. И мы стали брать, брать и брать… И вот некоторые лекарственные растения занесены в Красную книгу (первоцвет, валерьяна и т.д.).

Плюсы

Как защитить лес от промышленных предприятий? Создание заповедников.

Древесина очень нужна человеку. Но как защитить лес? Только ли надо вырубать, забирать у природы?

Решение: высадка лесов. Не разводить костры в засушливых местах, обязательно затушить после себя.

Красная книга!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: формировать представления о многообразии растений, Умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения); познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае; Учить распознавать их.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; работать со схемами.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?

— Почему загрязняется вода?

— Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?

— Кто придумал свою загадку про воду?

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.) 18, 1, 19, 20,6, 15, 10,6.

— Ребята, с помощью этих цифр зашифровано слово. Кто подскажет ключ к шифру? (Каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.)

— Расшифруйте это слово. (Растение.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О растениях.)

— Прочитайте тему урока на с. 56 учебника. (Какие бывают растения.)

— А что вы уже знаете по этой теме? (У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. Есть комнатные и садовые растения. Деревья бывают лиственные и хвойные.)

— Что еще вы хотели бы узнать по этой теме?

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте в учебнике, что говорит об этом наш Муравьишка.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите схему на с. 56. Выполните задание.

— Проверьте себя. Прочитайте текст, приведенный ниже.

2. Выполнение задания в рабочей тетради № 1 (с. 19).

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

3. Работа по учебнику

— Прочитайте вопросы на с. 57. Обсудите их в парах.

— Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 140.

4. Выполнение задания в рабочей тетради №2 (с. 19).

— Какое слово вы вставили в первое предложение? (Хвойных.)

— Какое слово вы вставили во второе предложение? (Лиственных.)

V. Физкультминутка

Наши тонкие цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

Весной бабочка проснулась,

Раз — росой она умылась,

Два — изящно покружилась,

Три — качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику

2. Работа над загадками

— Отгадайте загадку и скажите, к какой группе можно отнести эти растения.

• Не огонь, а жжется. (Крапива — трава.)

• Красненькая матрешка, беленькое сердечко. (Малина - кустарник.)

• Этой бабке сто лет, горба у нее нет,

Высоконько торчит, далеконько глядит,

Придет смерть за старушкой,

Станет бабка избушкой. (Сосна — дерево.)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

(Самостоятельное выполнение. Проверка — сначала в парах, затем коллективная. Названия деревьев, кустарников, трав нужно проговорить вслух.)

Деревья: береза, рябина, ель, дуб, тополь, клен, сосна, лиственница, кедр.

Кустарники: сирень, калина, орешник, ива, смородина, шиповник, малина, крыжовник.

Травы: одуванчик, мать-и-мачеха, репейник, колокольчик, ромашка, зверобой, мята, душица.

(Учитель показывает картинки с изображением этих растений, фотографии, слайды.)

4. Беседа, работа по учебнику

— Какую пользу приносят человеку растения? (Выделяют кислород, радуют нас своей красотой, дают продукты питания и строительные материалы, еще есть различные лекарственные растения.)

— Какой вывод из этого можно сделать? (Растения надо беречь.)

5. Творческое задание

(Учащиеся выбирают один из вариантов работы.)

1. Нарисовать сказочный цветок.

2. Придумать и описать фантастическое растение.

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 59, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какую тему мы сегодня изучали?

— Что нового вы узнали по этой теме?

— Что показалось вам самым интересным?

— Что еще вам хотелось бы узнать о растениях?

Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: № 5 (с. 20).

Дополнительный материал

Какие бывают растения

Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Растения живут на лугах, в лесах, в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, прудах и реках всех стран мира. Даже в Арктике и Антарктиде они есть.

Разнообразие растительного мира велико: растения отличаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой стеблей, цветков, плодов и листьев. Например, в Московском ботаническом саду летом ежегодно цветет тропическое водное растение виктория-круциана. Листья ее так велики, что на них, как на плот, садится трехлетний ребенок и лист свободно держится на воде. А у сорного растения мокрицы листья меньше ногтя. У некоторых растений листья превратились в крошечные зеленые чешуйки, а у некоторых — в колючки, как, например, у кактуса, верблюжьей колючки и многих других.

О деревьях

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза.)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива.)

Красные кораллы. (Рябина.)

Никто не пугает,

А она вся дрожит. (Осина.)

О травах

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Собираем огоньки. (Земляника.)

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнца на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка.)

Кто ни прикасается,

За того цепляется,

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репейник.)

В весенний солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На короткой толстой ножке

Все дремал он на дорожке,

А проснулся — улыбнулся:

Вот пушистый я какой,

Удивляю всех красой! (Мать-и-мачеха.)

А знаете ли вы, что мать-и-мачеха лекарственное растение? Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. Вот какой замечательный цветок мать-и-мачеха!

Был цветочек золотой,

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова. (Одуванчик.)

Горел в траве росистой

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик.)

Пушистый, белый, а не зайчик.

Он просто. (одуванчик).

Одуванчику и луга для жизни подходят, и лесные опушки, да и сады и огороды он не обходит. Одуванчик пробивается сквозь трещину в асфальте, а может даже вырасти на старой крыше дома. Вот какой он стойкий и смелый путешественник!

Из одуванчика варят мед и варенье. Из его корней делают напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев одуванчика готовят салат. Это тоже лекарственное растение, из него готовят лекарства от бессонницы, зубной боли и глазных болезней.

О кустарниках

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (Черная и красная смородина.)

Знаете ли вы, что.

• Василек является лекарственным растением. На поле он сорняк, а в медицине — целитель. Значит, надо беречь любой цветок, сохранять его для других поколений.

• Лесной цветок ландыш занесен в Красную книгу. Этот цветок постепенно исчезает из наших лесов из-за невежественного отношения к нему людей. Собирать букеты из ландышей и продавать их запрещено законом.

• Есть цветы, которые люди вывели упорным и долголетним трудом, сделали их разнообразными по форме и цвету. Это декоративные цветы.

Цель: познакомить учащихся с жизненными формами растений, их особенностями.

Задачи:

Образовательная:

1. Познакомить детей с группами растений (деревья, кустарники, травы).

2. Познакомить детей с растениями данных групп, а так же с

3. Научить учащихся различать по внешним признакам травянистые, кустарниковые и древесные жизненные формы.

Развивающая:

1. Развивать умение группировать растения (деревья, кустарники, лиственные и хвойные деревья и кустарники)

Воспитательная:

1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

ВложениеРазмер
chernysheva_konspekt_kakie_byvayut_rasteniya.docx 28.41 КБ

Предварительный просмотр:

УМК: Школа России

Тема урока: Какие бывают растения

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: познакомить учащихся с жизненными формами растений, их особенностями.

1. Познакомить детей с группами растений (деревья, кустарники, травы).

2. Познакомить детей с растениями данных групп, а так же с

3. Научить учащихся различать по внешним признакам травянистые, кустарниковые и древесные жизненные формы.

1. Развивать умение группировать растения (деревья, кустарники, лиственные и хвойные деревья и кустарники)

1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по окружающему миру "Разнообразие растений". 3 класс.

Открытый урок окружающего мира в 3-м классе "Разнообразие растений".

Место урока в теме: изучение и закрепление нового материала.

Цель: создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; рассмотреть особенности каждой группы растений их сходство и различие.

Образовательная: познакомить учащихся с группами растений и их признаками (по которым можно различить растения разных групп);

Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

Воспитательная: воспитывать умение работать в группе; любовь и бережное отношение к природе.

Коммуникативные УУД: Уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке,

Познавательные УУД: Формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Ожидаемые результаты обучения.

знать группы растений и их отличительные признаки,

уметь различать растения разных групп и соотносить растения с определенными группами,

понимать то, что в природе все взаимосвязано, о необходимости бережного отношения к растениям.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Оборудование:

- Давайте встанем и поприветствуем наших гостей ( дети встают и приветствуют гостей).

-Я рада вновь видеть ваши лица, глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и мысленно пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.

-Сегодня мы с вами отправимся в гости в одно удивительное царство, а вот в какое я вам не скажу. Вы мне потом сами назовете, а для этого мы сначала соберем багаж знаний.

2. Проверка домашнего задания:

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Что такое почва?

-Замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва- кормилица. Как вы это понимаете?

-А теперь разгадаем кроссворд в парах. Ответы вписываем в клетки.

- Какое слово получилось в цветных клетках? (растение)

1. главная часть почвы, которая делает ее более плодородной (перегной)

2.как называется верхний плодородный слой земли (почва)

3.что использует растение из почвы для питания (соли)

4.это животное считает почву своим домом (крот)

5.составная часть почвы, полезное ископаемое, которое применяют в строительстве (песок)

6.и ее тоже применяют в строительстве (глина)

7. как называются живые существа, которые находятся в почве (Микробы)

8. иногда почву называют просто…(земля)

2. Определение темы и целей урока. Повторение.

-В какое царство мы сегодня заглянем? растений- слайд

-В царстве растений есть хозяйка. Богиня цветов и лесов. Ее называют Флора. Она в своем царстве знает каждую травинку, каждую былинку.

– И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Посмотрите на глобус. Можно увидеть много зеленого цвета – это все растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Растения поселились в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой. Царство растений насчитывает примерно 350000 видов, от маленьких водорослей до огромных деревьев.
С глубокой древности человек, собирая, а затем ,возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Ещё учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки.

Так появилась наука о растениях- ботаника. В словаре Ожегова так и написано. (взять словарь и прочитать)

БОТАНИКА - наука о растениях. Изучает жизнь, строение, жизнедеятельность ,условия обитания, происхождение и эволюционное развитие растений. Название этой науки происходит от греческого слова

-Ботаника один из разделов Биологии. У нас в библиотеке есть энциклопедия по биологии. В ней написано Биология- (взять и прочитать определение биологии)

-Растения- живая природа?

- Докажите. (Они дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и погибают.)

-Немного повторим. Какие бывают растения? слайд- культурные и дикорастущие

- Какие группы культурных растений знаете? (плодово- ягодные,овощные, прядильные- лен, хлопчатник)

-А какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием культурных растений? (Растениеводство)

-На какие же группы еще делятся растения? (слайд- деревья, кустарники, травянистые растения)

-Хорошо ли вы их знаете?

-Давайте проверим. Поиграем в игру "Деревья, кустарники, травы". Встаем.

Я называю вам разные жизненные формы растений, а вы, услышав название дерева, поднимаете руки вверх, встаёте на носочки, чтобы показать, какие деревья высокие. Если я называю кустарник – руки разводите в стороны (кусты широкие). Если я называю травы – присаживаетесь на корточки (травы низкие).

одуванчик, дуб, малина, берёза, сирень, лебеда, осина

-Какие части растения вы знаете? Слайд

-Посмотрите как прорастают семена разных растений. Слайд-видео

-Какая часть появляется первая, затем………..

-А у каждого растения есть эти части?

-Ученые-биологи делят растения на несколько групп. Слайд- все группы с подписями (прочитать)

– Что такое группа растений?

( Это растения с определенными свойствами, похожими по внешнему виду и строению)

Группа растений – растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков растений.

– А вы можете сказать по каким признакам учёные разделили растения на группы?
– Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Попробуйте сформулировать что надо знать, чтобы отличить одну группу от другой. (познакомиться с группами растений и их признаками- внешний вид, строение, где обитают)

-Прочитайте еще раз эти названия.

-Какие из этих названий вам уже знакомы? Где слышали, встречали?

-А теперь рассмотрим цветковые растения. Поработаем с гербарием. Открываем гербарий и рассмотрим цветковые растения.

-Есть ли у них корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами? (отметить все в таблице на доске)

-Значит у цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.

-Сейчас сделаем небольшую паузу. слайд-видео

-Представьте, что вы маленькие, маленькие зернышки. Маленькому зернышку было холодно в земле- покажем, закрыли глазки. Но вот пригрело солнышко, семя открыло глазки, отогрелось, расправилось. Расправьте свои плечики. Маленькому росточку стало интересно, что там вверху. Встали все. Он стал статнее. Покажем корешки, потопаем ножками. Росточек рос все выше и выше, стал большим растением. Но вот однажды у него появился цветок. Он улыбнулся солнышку, улыбнулись всем вокруг, нашим гостям, а потом покружился, покружился. А потом наступила осень. У растения появились семена. Оно стало разбрасывать семена. Покажем. Так растение жило весь год и радовалось жизни. Покружились еще раз под вальс цветов. Садитесь.

3. Планирование работы.

- Сегодня будут работать 4 группы. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем познакомит всех нас.

-Каждая группа получит необходимую информацию для выполнения работы. Выберите кто будет читать и заполнять таблицу.

- Задачи каждой группы:

1)Прочитать информацию о вашей группе растений.

3)Заполнить таблицу, определив строение растений

4) Подготовить краткий рассказ о своей группе растений по вопросам.

-Время ограничено. Не более 7 мин. Приступаем.

4.Закрепление изученного материала

Коллективная проверка заполнения таблицы по ходу показывать слайды и заполнять таблицу (после выступления группы похлопали)

- Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определенными признаками.

-Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:

- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему? (Водоросли)

- Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений?(Высшие растения.)

-Еще можно выделить такие группы- цветковые, у которых есть цветы, и нецветковые- цветов у них нет.

Групповая работа.

-Детям предлагаются два слайда, на которых предложены пронумерованные фотографии представителей растений разных групп. По команде, выписать в таблицу номера тех фото, на которых изображены представители именно их группы.

- А теперь выполним тест, возьмите компьютер, включаем, открываем тест и выполняем. В результате получите оценку.

Как называется наука, изучающая растения?

А) Биология Б) Ботаника. В) Зоология

2. На какие группы разделено все царство растений?

А) водоросли, мхи, папоротники

Б) водоросли, мхи, папоротники, хвойные

В) водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые

3. Растения, которые свободно плавают в воде и поселяются на дне

А) мхи Б) папоротники В)водоросли

4. Какое строение имеют водоросли?

А) нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков

Б) есть стебли, листья, корни, но нет цветков

В) есть все части

5. Какие растения растут во влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев?

6. Какое строение имеют мхи?

А) Есть все части

Б) Есть стебель и листья, но нет корней и цветков

В) есть корень, стебель и листья в виде иголок

7. Какие растения имеют корень, стебель, листья в виде перьев?

А) папоротники
Б) мхи
В) хвойные растения

8. Семена каких растений образуются в шишках?

А) хвойных растений

Б) цветковых растений

5.Итог урока.

Д.З. с.69-72 прочитать, приготовить легенды, связанные с растениями.

Рефлексия

-В начале урока мы с вами сказали, что растения – это зелёная одежда Земли.

- Я предлагаю вам заселить нашу планету удивительными зелеными существами – растениями.

- Если вы довольны своей работой прикрепите к планете зеленый листочек

- Я вы не в полной мере довольны своей работой на уроке– прикрепите желтый листочек к планете.

-Посмотрите, как красиво у нас получилось. А что человек должен делать, чтобы было красиво на земле?

-Растения украшают нашу жизнь, делают нас добрее. Мы- люди должны помогать растениям, сохранять их.


Образовательная:

- формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения);

- формировать знания о важности растений для всего живого на Земле, о бережном отношении к ним;

Развивающая:

- создать условия для развития внимательности, наблюдательности, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;

Воспитательная:

- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде;

- способствовать воспитанию коммуникативной культуры, умению работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

1) образовательные: узнать на какие группы можно разделить растения

2) развивающие: уметь выделять и сравнивать признаки этих групп, делать выводы на основании рассуждений

3) воспитательные: учиться замечать и ценить красоту мира растений

Этапы урока

Формирование УУД

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. Где в природе встречается вода?

- Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?

- Почему загрязняется вода?

- Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?

- Кто придумал свою загадку про воду?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Наш друг Муравьишка подготовил для вас загадки, постарайтесь их отгадать. (Слайд 2,3)

Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а без волос. ( Берёза)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Её всегда в лесу найдёшь -

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель)

Не огонь, а жжётся. (Крапива)

Был цветочек золотой,

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова. (Одуванчик)

Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. (Малина)

Две сестрицы зелены,

К осени одна краснеет.

Другая чернеет. (Чёрная и красная смородина)

- Как можно назвать одним словом: это всё … (растения).

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (о растениях)

- Прочитайте тему урока на с. 56 учебника. (Какие бывают растения?)

- Что вы уже знаете о растениях? У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. (Слайд 4) Есть дикорастущие и декоративные растения. Деревья бывают хвойные и лиственные.)

- Что ещё хотели бы узнать? ( Ответы детей)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- Сегодня мы узнаем, на какие группы можно разделить растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.

- Прочитайте в учебнике, что об этом говорит Муравьишка.

ΙΙI. Совместное открытие знаний.

1.Чтобы решить все задачи, которые мы поставили перед собой, отправимся в путешествие:

Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно – комаров.
Там всегда полно чудес –
Я люблю прогулки в …
(Лес)

- Когда вы были в лесу, какие растения там видели? (ответы детей)

2. Знакомство с разнообразием растений. (Какие растения растут в лесу?

- Наша задача – разделить все эти растения на группы и разобраться, чем каждая группа отличается от другой.

- Какие группы вы бы выделили? (Слайд 5. На какие группы можно разделить растения?)

- Чем деревья отличаются от остальных растений?

- У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви.

- Чем ель отличается от остальных деревьев?

( У ели иголки вместо листьев.)

- На какие же 2 группы можно разделить все деревья? (Деревья бывают лиственные и хвойные.)

- Какие деревья мы называем лиственными, а какие хвойными? ( Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки, а у хвойных листья в виде иголочек.)

- Давайте подведем наш первый итог: первая группа растений – это деревья. Они могут быть лиственными и хвойными .

- А как мы назовем одним словом эти растения?: брусника, черника, орешник?

( Это кустарники. У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких стволиков.)

- Чем кустарники отличаются от деревьев?

- Вторая группа растений – это кустарники. Они тоже могут быть лиственными и хвойными. Приведите примеры.

-Ребята, а что растёт под деревьями и кустарниками? (травы)

- Чем травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев?

( У травянистых растений нет ствола. У трав - мягкие и сочные стебли.)

- Давайте представим лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхней ступеньке? (деревья)

- Какие растения располагаются ниже? (кустарники)

- И на нижней ступеньке поселим … (травы). Учёные называют такие ступеньки ярусами леса. (Ярусы леса)

3. Работа по учебнику.

-Давайте проверим себя по тексту учебника стр.56.

Учащиеся читают вслух текст.

Физкультминутка

Всем ребяткам быстро встать будем вместе отдыхать.

- Мы пойдём все в лес густой.

Это ель смотри, постой! (показываем дерево - тянемся вверх на носочках, руки поднимаем вверх)

Это дикая малина ( кустарник ниже - приседаем чуть , руки в стороны разводим)

Ну а это земляника ( относится к травам - садимся на корточки, наклоняем голову)

Снова видим мы сосну.

А теперь орешник.

Это белая берёзка

Ну а это вот морошка.

Тихо детям сесть на место, мы продолжим наш урок, выполним задания в срок!

Личностные результаты:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Самостоятельное применение знаний.

Выполнение заданий в тетради.

- Откройте тетради и схематично нарисуйте дерево, кустарник, травянистое растение.

- Проверьте работу друг у друга.

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой в парах.

2. Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на странице 57 учебника. Назовите деревья, кустарники и травы, которые вы видите.

Деревья: клен, сосна.

Кустарники: калина, орешник.

Травы: одуванчик, репейник.

- Назовите их основные отличия.

Слайд 6. – Ребята, у Вас на слайде группы растений, распределите растения по нужным группам.

3. Работа в тетради

А теперь в тетради приведите свои примеры растений. Обменяйтесь тетрадями и посмотрите, какие примеры привел сосед по парте.

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой в парах.

Ребята, как нужно вести себя в природе?

Как человек может помочь природе?

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные УУД:

1. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

предстоящей работы (составление плана).

4. Осуществление познавательной и личностной рефлексии.

V. Домашнее задание.

Базовый уровень (для всех обучающихся):

Повышенный уровень (по желанию обучающихся): Придумать план для составления рассказа о растении. Составить рассказ о любом растении.

Регулятивные:

1.Составление плана выполнения учебной задачи.

2.Выполнение действий по задуманному плану.

VI. Итог урока.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

– Что нового узнали?

– Где пригодятся знания?


-80%

Читайте также: