Откуда попадает углерод в растение выберите один

Обновлено: 05.10.2024


В каждом кубометре воздуха атмосферы Земли содержится 0,117 г чистого углерода.

Состав атмосферы в процентах:
Азот 78,084%, Кислород 20,946%, Аргон 0,934%, Углекислый газ 0,03 — 0,04% (в среднем 3,5%)
Вес 1 м³ воздуха = 1225 г / м³

100% 1225 г
1% 12,25 г
0,1 % 1,225 г
0,01% 0,1225 г

0,01% = 0,1225 г, умножим на 3,5, получается 0,42875 г , т. е.
в каждом кубометре воздуха содержится 0,42875 г CO₂.


Каждый атом таблицы Менделеева можно выразить в атомных единицах массы (а.е.м.), ( Атомная единица массы определяется как 1 12 массы свободного покоящегося атома углерода 12 C , )

В каждом кубометре воздуха углекислого газа CO₂ содержится 0,42875 г, а чистого углерода в каждой его молекуле
только - 27,3%, остальное приходится на 2 атома кислорода.
Пропорция:
0,42875 - 100%
? - 27,3%
получается, что 27,3% это 0,117 г.
В каждом кубометре воздуха атмосферы Земли содержится 0,117 г чистого углерода.

На вопрос: - "откуда берётся углерод в ратительности?"
Мы, не задумываясь! ответим: - "со школы известно, что из углекислого газа CO₂ атмосферы!"

Но, так ли это?
Давайте проверим:

Ниже ГИФка с отрезанием куска дёрна, только в сплетении корней отсутствует почва, т. к. зелёная масса выращена гидропонным способом, корневая система которой находилась в питательном растворе минеральных солей.

Такие таблички с указанием хим. состава присутствуют на этикетках ёмкостей с жидким удобрением.

где заведомо нет в их химическом составе угдерода.


Посчитаем, например, какой объём воздуха необходим, чтобы в нём было достаточное количество углекислого газа для выращивания всего полукилограмма зелёной массы.

Справка: Химический состав растений (сухое вещество) - состоит из углерода (45%), кислорода (42%), водорода (6,5%) и азота (1,5%).
Остальные (5%) приходится на т. н. зольные элементы (зола).

Пусть, человек отрезал всего полкилограмма зелени (а отрезано явно больше 3 кг).
Пусть, воды в отрезанном куске не 70-80%, а все 90 %, т. е. 450 г.
В оставшихся 50 г сухого вещества 45 % - углерод, т. е. 22,5 г


Если посмотреть на формулы минералов, то все составляющие их элементы имеют большую массу, чем углерод кроме водорода, гелия, лития, берилия, бора, но и они используются как удобрения.
Пример:

Если углерод трансформируется из более массивного атома какого-то минерала, то появляется углерод, плюс осколок от этого элемента и неиспользуемая часть этого минерала. Эти осколки и остатки должны превратиться во что-то устойчивое - т. е. должно появиться новое минеральное соединение. Это и происходит и в агротехнике называется обогащением почвы выращиванием определённых культур.

1-Зеленые растения получают углерод из
1 почвы 2 воды 3 атмосферного воздуха 4 живых организмов
2-высшие зеленые растения усваивают азот из
1 почвы 2 воды 3 атмосферного воздуха 4 живых организмов
3-животные получают углерод из 1 почвы 2 воды 3 атмосферного воздуха 4 живых организмов
4-зеленые растения получают кислород из
1 почвы 2 воды 3 атмосферного воздуха 4 живых организмов
5- грибы получают углерод из
1 почвы 2 воды 3 атмосферного воздуха 4 живых организмов

Знаете ли вы, чем больше всего питаются растений? Какой элемент питания является основным? Я опросила много садоводов и получала такие ответы. Больше всего растения потребляют: азота, минеральных элементов, кальция, фосфора и т.д. Практически ни один человек не дал правильный ответ.

А правильный ответ такой – больше всего растениям нужен углерод (С). Он составляют половину всего рациона питания растений. У нас на планете углеродная форма жизни, в наших телах его содержится: 67% в мышцах и 36% в костях. Углерод мы получаем в результате питания растительной и животной пищей. Потому что в состав мяса и растений также входит углерод.

И тут встает вопрос – откуда берут углерод растения? Ведь они другими растениями и животными не питаются? Правильный ответ написан в учебнике по ботанике, который мы все читали во время учебы в школе.

Углерод растения получают в результате питания углекислым газом. В листьях растений есть микроскопические отверстия, который называются устьица. Вот ими растения засасывают воздух, в состав которого входит помимо кислорода углекислый газ СО2. Далее, под действием энергии света в растениях осуществляется процесс фотосинтеза. То есть образования органической материи из углерода, содержащегося в углекислом газе. Вот бы люди так могли – вышел на солнце, подышал воздухом и сыт.

Ну и если мы хотим повысить содержание СО2 на своем садовом участке, то тогда у нас есть следующие способы. Организовать на участке свой собственный вулкан не вариант, да и соседи будут недовольны. Организацией пожаров будет недовольны в МЧС и это будет караться по уголовному кодексу, тоже не вариант. Еще можно все лето топить на участке печку, но есть опасность, что соседи вызовут санитаров. Да и дров не напасешься.

А что там с дыханием животных? Может организовать на участке зверинец? Дорогое удовольствие, да и опять же соседи не захотят жить рядом со слоном.

Остается последний вариант – использовать дыхание микроорганизмов. И это самый простой и экономичный вариант повысить концентрацию углекислого газа на отдельном садовом участке и даже на отдельной грядке.

Делай раз – вносите в почву органику, которая нужна бактериям для питания, в качестве сырья. Самое просто это мульчировать грядки скошенной газонной травой, выдернутыми сорняками и перепревшим конским навозом.

Дальше все будут делать микроорганизмы самостоятельно: есть органику и выдыхать углекислый газ. Не нужны вулканы, пожары и ТЭЦ, все делают бактерии. А у нас на садовом участке растения развиваются и плоды наливаются.

Особенно усиленно эти процедуры нужно делать в теплицах и парниках. Потому что там замкнутое пространство и растения быстро потребляют имеющийся в воздухе СО2.

Мы, кстати, провели эксперимент. Взяли три пластиковые герметичные емкости. Измерили уровень СО2 в помещении и емкостях, он оказался около 800 ррм.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методическая разработка по оценке естественно-научной грамотности школьников

Учитель - Белова Инна Леонидовна


2. Мотивационно-целевой этап.

Задание 1 . (и сточник информации – Международная оценка образовательных достижений учащихся (PISA). Примеры заданий по естествознанию // Центр оценки качества образования ИСМО РАО. 2007. 115 с.)

Как бы вы, вместе с Ксенией, ответили на вопрос:

За счёт чего за 5 лет настолько увеличилась масса растения?


Задание 2 . (и сточник информации – Международная оценка образовательных достижений учащихся (PISA). Примеры заданий по естествознанию // Центр оценки качества образования ИСМО РАО. 2007. 115 с.)

В книге был описан еще один известный опыт, который Ксения решила повторить сама. В этом ей помог папа, потому что в опыте надо было использовать электрическую плитку и спирт. Их опыт состоял из следующих шагов.

1) Растение герани (пеларгонии) поставили в тёмный шкаф и продержали там несколько дней (3-4).


2) Растение выставили на свет, закрепив на одном из листьев с двух сторон полоску плотной бумаги.


3) Через сутки срезали лист с полоской бумаги, сняли полоску и опустили лист в кипяток на 2-3 минуты; после этого весь лист, в том числе и там, где была полоска, остался зелёным.

4) Лист опустили на несколько минут в горячий спирт, в результате чего лист обесцветился, а спирт приобрел зеленоватый оттенок.

5) Лист промыли в воде, а затем в стеклянной чашечке залили слабым раствором йода. 6) Когда лист вынули, он имел такой вид:

В чем состоит цель этого опыта?

Выберите один ответ.

А. Показать, что хлорофилл, содержащийся в листе, растворяется в спирте.

Б. Показать, что лист в кипятке сохраняет зелёную окраску.

В. Показать, что в листьях на свету образуется крахмал.

Г. Показать, что под закреплённой бумажкой лист теряет хлорофилл

Задание 3 . (и сточник информации – Международная оценка образовательных достижений учащихся (PISA). Примеры заданий по естествознанию // Центр оценки качества образования ИСМО РАО. 2007. 115 с.)

Каким был бы результат опыта, если бы лист срезали сразу после 4 дней в тёмном шкафу и, так же обработав в воде и спирте, положили в раствор йода?

Задание 4 . (и сточник информации – Международная оценка образовательных достижений учащихся (PISA). Примеры заданий по естествознанию // Центр оценки качества образования ИСМО РАО. 2007. 115 с.)

У учёных-химиков есть методы, с помощью которых они могут определить, из чего состоят растения. Оказалось, что на втором месте после воды в составе растений содержится больше всего углерода. . Откуда попадает углерод в растение?

Выберите один ответ.

Г. Из солнечного света.

3. Критерии оценивания заданий

Задание 1. Характеристики задания:

Содержательная область оценки : содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: Интерпретация данных для получения выводов;

Контекст: глобальный

Уровень сложности : средний

Формат ответа: развёрнутый ответ

Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Говорится, что увеличение массы произошло за счёт воды и/или углерода (допускается: углекислого газа), который попадает в растение в результате фотосинтеза.

Не упоминается ни вода, ни углерод.

Задание 2. Характеристики задания:

Содержательная область оценки: процедурное знание; живые системы.

Компетентностная область оценки: Понимание особенностей естественнонаучного исследования;

Уровень сложности: средний

Формат ответа: выбор одного правильного ответа

Объект оценки: распознавать и формулировать цель данного исследования.

Задание 3. Характеристики задания:

Содержательная область оценки : содержательное знание; живые системы.

Компетентностная область оценки : научное объяснение явлений;

Контекст : глобальный

Уровень сложности : высокий

Формат ответа: развернутый ответ

Объект оценки: делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления.

Говорится, что весь лист был бы желтым (или того же цвета, как под бумажной полоской), потому что крахмал за 4 дня в темноте ушёл из листа, а новый не успел образоваться

Говорится только о том, что лист в йоде стал бы жёлтым, но не объясняется почему.

Не говорится о том, каким бы стал лист в растворе йода или говорится неправильно (например, стал бы весь синий).

Задание 4 . Характеристики задания:

Содержательная область оценки : содержательное знание; живые системы.

Компетентностная область оценки : Научное объяснение явлений;

Уровень сложности : низкий

Формат ответа: выбор одного правильного ответа

Объект оценки: вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления.

Другие ответы. Ответ отсутствует.

4.Методические рекомендации для учителя по работе с данными заданиями.

Занятие проводится на основе системно-деятельностного подхода согласно ФГОС ООО.

В ходе работы оцениваются умения - анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы, распознавать и формулировать цель данного исследования, делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса.

В данной работе отслеживаются три компетенции естественнонаучной грамотности –

Ø научное объяснение явлений

- вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления (предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал)

- делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления (предлагается на основе понимания механизма (или причин) явления или процесса обосновать дальнейшее развитие событий) ;

Ø понимание особенностей естественнонаучного исследования

- распознавать и формулировать цель данного исследования (по краткому описанию хода исследования или действий исследователей предлагается четко сформулировать его цель)

Ø интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

-анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы (предлагается формулировать выводы на основе интерпретации данных, представленных в различных формах: графики, таблицы, диаграммы, фотографии, географические карты, словесный текст)

Содержательная область – живые системы. Форматы заданий –

ü выбор одного ответа;

ü множественный выбор;

ü развернутый ответ;

Уровни сложности заданий: низкий, средний, высокий

Список использованной литературы

2. Международная оценка образовательных достижений учащихся (PISA). Примеры заданий по естествознанию // Центр оценки качества образования ИСМО РАО. 2007. 115 с.)



Эти опыты не снимали главного вопроса: откуда растения берут углерод, если в воде, как показал Лавуазье, его нет, в почве его содержание ничтожно, и притом, что самое главное, растения способны развиваться в почве, вовсе лишенной углеродных соединений?

В самом деле: если не в почве, если не в воде, то остаётся один только воздух. Но если из воздуха, то значит, только посредством листьев. Так замкнулась цепь. Всей логикой развития науки, логикой научных открытий, в истинность которых все свято верили, исследования ученых-физиологов объективно и жестко детерминированно были направлены только в одном единственном направлении - в направлении развития противоестественной теории воздушного питания растений путём ассимиляции листьями углекислоты воздуха и синтезирования её в сложные органические соединения.

Позже Сенебье (1782) и Соссюр (1767-1845), показали, что растение на свету усваивает углерод из углекислоты воздуха с выделением в равном объёме кислорода. Трудами этих ученых теория фотосинтеза обрела свой общий и в принципе завершённый вид. В своих основных чертах она сохраняется и поныне. Черты эти сводятся к следующему:

а) растения поглощают углекислоту и выделяют кислород в равном объёме;

б) этот процесс происходит только на солнечном свету;

в) он характерен лишь для зелёных частей растения, то есть частей, содержащих хлорофилл;

г) процесс выделения кислорода происходит только при наличии в воздухе углекислоты: чем её больше, тем больше выделяется кислорода.

Можно всё сказать про теорию фотосинтеза, кроме одного, а именно, что она разумна. Не случайны поэтому были ожесточенные нападки на неё как стороны теоретиков, так и практиков. С точки зрения простого здравого смысла и повседневного опыта, теория воздушного углеродного питания растений казалась не только несостоятельной, но и попросту абсурдной.

Практики из многовекового опыта прекрасно знали: чтобы собрать хороший урожай, растению нужны - тепло, влага и удобрение.

Правильное сочетание и чередование этих трех элементов неизменно давало устойчивые и обильные урожаи. И опыт никогда не подводил практиков. Что же касается содержания углекислоты в воздухе, то об этом просто никто и никогда не думал, пока учёные не обнаружили странный факт, что растения не только способны поглощать при некоторых условиях углекислоту, но и создают именно из неё всю свою растительную массу.

Из практики хорошо известно, что при соблюдении агрохимических правил повышение продуктивности возделываемых культур имеет самые широкие пределы, хотя при этом содержание углекислоты в воздухе не увеличивается совершенно. Если критерием справедливости всякой теории является в конечном счете практика, то у теории фотосинтеза за всё время её существования отношения с этим критерием оставляли желать много лучшего.

Если строго следовать теории, нужно были бы ставить урожайность всех культур в прямую зависимость от содержания углекислоты в атмосфере согласно правилу: чем её больше, тем, стало быть, урожайность должна быть выше.

И наоборот, чтобы повысить урожайность, нужна большая насыщенность атмосферы углекислотой. Но, увы, нигде, никогда и никем эта зависимость не была подтверждена. Наоборот, всегда и везде подтверждался факт вредного влияния повышенного содержания углекислоты в атмосфере на все живые существа, не исключая и растения.

Действительно, если растение и в самом деле создавало бы всю свою растительную массу и питательные вещества исключительно за счет ассимилируемой им углекислоты воздуха, то совершенно непонятно, почему оно плохо переносит даже небольшое повышение её концентрации, почему оно может расти в атмосфере, вообще лишенной углекислоты и почему, наконец, растения бурно увеличивают свою растительную массу от внесения в почву даже небольшого количества азотных удобрений при сохраняющемся неизменным содержании углекислоты в атмосфере?

Теория фотосинтеза, таким образом, за все своё более чем стопятидесятилетнее существование не продвинула агрохимию ни на один шаг вперед, и все успехи сельского хозяйства в выращивании богатых урожаев были достигнуты помимо неё.

Другим серьёзным аргументом против теории служил и такой факт, как весьма низкое содержание углекислоты в воздухе . По крайней мере, по мнению многих ученых, оно совершенно неспособно было бы обеспечить жизнедеятельность растений, если исходить из теории фотосинтеза. Другим доводом против служил факт постоянства содержания кислорода в атмосфере и несоответствие объемного содержания последнего содержанию углекислоты, хотя, как утверждает теория, при фотосинтезе образуется количество кислорода, равное в объёмном отношении количеству поглощенного растениями из воздуха углекислого газа. Иными словами, сколько растениями поглощается углекислоты, ровно столько же выделяется кислорода. Поскольку в воздухе содержится примерно 0,03% углекислого газа, то при газообмене в процессе фотосинтеза должно высвободиться такое же количество кислорода, да и то лишь в том случае, если растения поглотят весь атмосферный углекислый газ. Но воздух ведь содержит 21% кислорода, т.е. его объём в 700 раз превышает объём содержащейся в нём углекислоты.

Откуда же берется такой избыток кислорода?

Ведь кислород расходуется постоянно и в больших количествах. Он - главный агент бесчисленного числа окислительных процессов, происходящих на земле. Известны тысячи реакций, протекающих при его участии в живой и неживой природе.

Процессы дыхания животных и растений, процессы горения и разложения, которые происходят на земле непрерывно в течение многих миллионов лет, - всё это требует огромного количества кислорода. Без кислорода нет жизни. Однако, несмотря на большое число процессов, при которых происходит связывание кислорода, его количество в атмосфере остаётся поразительно постоянным. Более того, если (процентное содержание углекислоты ещё как-то варьируется в зависимости от различных обстоятельств (больше её в промышленных районах, городах, меньше в сельских районах, вдали от заводов и фабрик, совсем мало её в горных районах), то содержание кислорода практически постоянно и не зависит ни от каких условий, будь это в районах с богатой растительностью, в пустынях, над просторами океанов. Даже на высотах до 70-80 км не обнаружено нарушения процентного содержания кислорода и соотношения между содержанием последнего и азота - 21% и 79% соответственно.

Такое постоянство состава воздуха и содержащихся в нём азота и кислорода не может не вести к вполне естественному предположению о существования на земле столь же постоянного источника их пополнения, притом в неизменном соотношении. Но можно ли рассматривать в качестве такого постоянного и неизменного источника процесс фотосинтеза?

Сюда же отнесём и значительные сезонные колебания в фотосинтезе, которые должны были бы заметно воздействовать на содержание кислорода и углекислоты в атмосфере. В течение полугода почти вся растительность северного полушария практически выключалась бы из процесса фотосинтеза. С наступлением осени и зимы и вплоть до мая месяца исчезает зелёный покров Земли, деревья сбрасывают листья - этот орган фотосинтеза, и природа замирает.

Круг сомнений, однако, далеко не ограничивается вышеизложенным: в него включается, помимо кислорода, и другой главный составной элемент атмосферы - азот. В отношении него мы вправе задать тот же вопрос: каков источник его постоянного содержания в атмосфере (79%) и его пополнения? Может быть, в данном случае, в отличие от кислорода, нам удастся найти большее соответствие? Увы, его, к сожалению, нет применительно и к азоту.

Трудно, если вообще возможно, оставаясь на почве разума и действительности, согласиться с существующим представлением, что 4\5 объема атмосферы обязано своим существованием деятельности некоторых видов микроорганизмов типа гнилостных бактерий. А ведь именно так объясняет наука источник пополнения атмосферы азотом.

Во-первых, сам этот источник крайне непостоянен в своем функционировании, и он не в состоянии обеспечить такую точность в обеспечении атмосферы одной из её составных частей, как бы нас ни уверяли в обратном.

Во-вторых, нелепость этого утверждения видна из того, что в то время как вся мощная растительность земного шара, как наземная, так и подводная, даёт, согласно теории фотосинтеза, 21% кислорода, тогда как некоторые виды микроорганизмов обеспечивают её 79% азота. Далее, если взять те же процессы гниения и разложения, то их основными продуктами являются опять-таки углекислота и аммиак, а не азот. Но если углекислого газа содержится в атмосфере всего лишь 0,03%, то содержание в ней аммиака настолько ничтожно, что нет даже смысла приводить эти данные. Количественные сопоставления не дают, таким образом, никаких оснований считать обоснованным существующий взгляд на источник основных частей атмосферы, а именно: кислорода и азота.

Итак, отмечу, что фотосинтез по своей сути не только противоположен процессу дыхания, но и противоречит ряду фундаментальных положений физики.

Не может не возникнуть тут правомерный вопрос: на каких законах физики основан в этом случае весь процесс фотосинтеза? Для его выяснения обратимся непосредственно к разъяснениям, которые даёт в этой связи сама теория.

1 Рубин ЕЛ. Физиология растений. Ч. 1., М, 1954, с.236.

Нарисованная картина просто поразительна! Не растения, а форменные насосы. С какой же интенсивностью должно работать растение в качестве такого насоса, чтобы пропустить через устьица листьев 2500 л воздуха и в итоге получить всего лишь 1 грамм сахара? Удивительно здесь то, что эта малоправдоподобная и не соответствующая даже простым наблюдениям за миром растений картина выдается в качестве истинной, и что в нее верят десятки, а то и сотни умных учёных мужей.

Приводимые цифры красноречивее всех иных доводов говорят против теории фотосинтеза. Здесь мы лишний раз видим, что, за какую сторону теории фотосинтеза ни возьмись, везде сплошные натяжки, забвение основных физических законов, будто они её не касаются вовсе, подтасовки и всё прочее в том же духе. И всё это благодаря одной единственной причине, а именно так называемому открытию Лавуазье, согласно которому вода состоит из водорода и кислорода и которому все легко поверили, и свято верят до сих пор.
Я уже отмечал, что растения дышат так же, как и все животные. Дыхание осуществляется благодаря, прежде всего, теплообмену и газообмену живого организма с окружающей его средой, которые проходят самопроизвольно. Самопроизвольные процессы не могут происходить одновременно в двух направлениях: от большего к меньшему и от меньшего к большему - такое противоречит общепризнанным законам физики. Признание же теорией фотосинтеза одновременного существования двух противоположных и противоречащих один другому процессов газообмена при дыхании и при фотосинтезе представляет именно такое противоестественное явление.

Известный французский физиолог Ж. Буссенго, хотя и внёс свой вклад в разработку теории фотосинтеза, любил, между прочим, повторять, что во всех проводимых опытах над растениями необходимо спрашивать мнение самих растений.

Помимо сказанного остаётся ещё один важный вопрос, требующий ответа: почему растения в условиях повышенной концентрации углекислоты во время опытов над ними выделяют всё-таки кислород. Ведь именно на этом факте строится главный вывод теории фотосинтеза, что зелёные растения являются якобы единственным источником всего кислорода атмосферы. Здесь необходимо отметить тот факт, что во время опытов над растениями такое выделение кислорода начинается исключительно на солнечном свету и моментально прекращается при переносе растения в слабо освещенное место. Этот момент очень важен. Почему так происходит? На этот вопрос мы не сможем ответить, исходя лишь из законов диффузии. Ответ нужно искать уже в области физиологии. С этой целью обратимся к одному весьма важному обстоятельству.

Итак, теория говорит нам, что процесс фотосинтеза происходит только при солнечном освещении и только в зелёных частях растений, то есть в листьях, и что он связан непосредственно с красящим пигментом растений - хлорофиллом. Какова же во всём этом роль хлорофилла?

По теории, именно хлорофилл связывает всю всасываемую растением углекислоту, именно в нём происходит процесс синтеза углекислоты и воды в сложные органические соединения, и происходит выделение кислорода. Но это по теории. Поскольку, как мы уже могли убедиться, эта теория, мягко говоря, не совсем адекватна, то возникает необходимость дать более точное объяснение роли хлорофилла в жизни растений. С этой целью обратимся непосредственно к хлорофиллу и посмотрим, что он из себя представляет.

Не стану рассматривать тут все его замечательные химические и физические свойства. Для нас важны некоторые его особенности и свойства, роднящие его с другими подобными же веществами в живом мире, что позволяет прибегнуть к аргументированной аналогии.

Обратимся, прежде всего, к тому важному обстоятельству, что по своей химической природе хлорофилл очень близок к пигменту крови гемоглобину, выполняющему дыхательную функцию как переносчик кислорода и частично углекислоты. Данный момент хотелось бы подчеркнуть особо.



В этой связи беру на себя смелость утверждать, что хлорофилл выполняет не приписываемую ему функцию фотосинтеза, а дыхательную функцию растений плюс функцию теплообмена, то есть прямо противоположную той, которую ему отводит теория фотосинтеза. Но есть ли этому иные подтверждения, помимо химического родства гемоглобина и хлорофилла? Для ответа на этот вопрос еще раз обратимся к отношению между хлорофиллом, кислородом и углекислотой.

Примечательным обстоятельством тут является то, что такое же отношение можно видеть и в случае гемоглобина крови. В процессе дыхания гемоглобин (НЬ), присоединяя к себе кислород, превращается в так называемый оксигемоглобин - нестойкое соединение с кислородом:

В 1892 г. ученик Сеченова Б.Ф. Вериго впервые пришел к выводу, что углекислота способствует вытеснению кислорода из оксигемоглобина.

Исходя из факта близкого родства хлорофилла и гемоглобина , можно с достаточным основанием утверждать, что во всех опытах по фотосинтезу повышенная концентрация углекислоты, как и в случаях с гемоглобином, так сказать, провоцировала вытеснение кислорода из оксихлорофилла, то есть хлорофилла, насыщенного кислородом. Поскольку этот процесс особенно усиленно проходит на солнечном свету, то и здесь мы видим аналогию с гемоглобином крови, из которого кислород освобождается гораздо легче при повышении температуры.

Читайте также: