Отличие крестово купольного храма от базилики

Обновлено: 05.10.2024

Сикстинская капелла — бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473—1481 годах по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название. Ныне Капелла — музей, выдающийся памятник Возрождения, который используется также для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу римского.

Сикстинская капелла — бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473—1481 годах по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название. Ныне Капелла — музей, выдающийся памятник Возрождения, который используется также для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу римского.

Но в православной часовне всегда отсутствует алтарь и она не предназначена для совершения литургии, в отличие от некоторых католических капелл. В православном понимании, часовня с алтарем уже представляет собой домовую церковь.

Кафедральный собор обычно представляет собой особенно большую церковь с епископством, которая служит главной церковью епархии. Епископское кресло по-гречески называется кафедрой.

Собор Святого Иакова является резиденцией архиепархии испанского города Сантьяго-де-Компосте. Крупнейший паломнический центр средневекового католичества, конечный пункт на пути Св. Иакова. Его строительство началось в 1075 году.

Собор Святого Иакова является резиденцией архиепархии испанского города Сантьяго-де-Компосте. Крупнейший паломнический центр средневекового католичества, конечный пункт на пути Св. Иакова. Его строительство началось в 1075 году.

Тем не менее, в некоторых западных городах этим термином называют большие приходские церкви без епископства, как, например, Ульмский собор ( Ulmer Münster ) в Германии.

Ульмский собор является самым высоким собором в мире. Его строительство было завершено в 1890 году и имеет колокольню высотой, по разным данным, 161,53—161,70 метра.

Ульмский собор является самым высоким собором в мире. Его строительство было завершено в 1890 году и имеет колокольню высотой, по разным данным, 161,53—161,70 метра.

Собор Святого Петра в Ватикане. Предыдущее здание было возведено над предполагаемой могилой апостола Петра. Сегодняшняя базилика Святого Петра была построена с 1506 по 1626 год.

Собор Святого Петра в Ватикане. Предыдущее здание было возведено над предполагаемой могилой апостола Петра. Сегодняшняя базилика Святого Петра была построена с 1506 по 1626 год.

КРЕСҘОВО-ʘУПОЛЬНЫЙ ХРАМ, тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии: купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава. Крестово-купольные храмы начинают преобладать в церковной архитектуре Византии с 9 в. Такие храмы во множестве строились в самой Византии и получили распространение во всех странах православной культуры, в том числе и на Руси.

БАǘИ˘ИКА (от греч. basilike — царский дом) , вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей (нефов) , имеющих самостоятельные перекрытия. Средний главный неф всегда выше боковых, верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед входом базилики — поперечный притвор (или нартекс) , а в противоположном конце среднего, большего по стороне нефа — полукруглый выступ (апсида ), крытый полукуполом. Первоначально базилики имели открытое деревянное стропильное перекрытие, в более поздних применялось сводчатое.
В восточной стене среднего нефа базилики располагался алтарь храма, в который входили с запада, минуя крытый двор — атриум. Византийские базилики не имели внешнего декора, но изнутри облицовывались мрамором и гранитом, украшались мозаиками и фресками.

Гост

ГОСТ

Определение крестово-купольной архитектуры

Крестово-купольный храм – один из древнейших типов храмов, пришедший на Русь из Византии вместе с христианством.

Крестово-купольный храм был воспринят русскими людьми как основополагающая архитектурная система. Известно, что такие храмы доминировали в русском каменном зодчестве вплоть до XVI века. Впоследствии они также продолжали существовать, но уже наряду с бесстолпными храмами, постепенно уступая им в количественном отношении.

В основе крестово-купольной системы лежит прямоугольный объем, образованный стенами здания. Внутри сооружения находится четыре свободно стоящих столба, они соединяются между собой и со стенами при помощи арок и несущих сводов. Такие конструкции воспринимают нагрузку от светового барабана с куполом, переходы к которому заполняются парусами. К центральному квадрату примыкают четыре прямоугольных конца, перекрывающиеся цилиндрическими сводами и ориентированные по сторонам света. Восточный конец завершается полукруглой апсидой (нишей), в которой располагают алтарь. Угловые помещения крестово-купольных храмов между концами креста перекрываются сводами различных форм. Угловые восточные помещения, где обычно размещается жертвенник и дьяконник также завершаются апсидами.

Формирование крестово-купольной архитектуры

На смену древнейшим храмам, которые строились преимущественно в виде базилик, приходят центрические церкви V-го века, которые увенчиваются куполом. Известно, что ранее центрические постройки разнообразных форм возводились как крещальни и мартирии – культовые сооружения, отмечающие места важных евангельских событий, а также места захоронения мучеников. Наиболее известный мартирий – ротонда Гроба Господня в Иерусалиме. В связи с вышесказанным функции центрических купольных построек и храмов-базилик в первое время четко различались.

Становление крестово-купольного типа сооружений происходило с V по VIII века. Постепенно стал преобладать центрический тип храма, а не базиликальный, это происходило преимущественно в восточной части христианского мира. Купол становился одним из важнейших конструктивных элементов византийской храмовой архитектуры. Еще одной важнейшей особенностью стало крестообразное пространство интерьеров. Надо сказать, что перед тем, как крестово-купольный тип храма приобрел свою наиболее совершенную форму, было возведено множество разнообразных центрических сооружений, которые наглядно иллюстрируют интенсивность процесса осмысления образа христианского храма.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Софийский Собор в Константинополе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С одной стороны, центрические храмы были сформированы на основе вышеупомянутых мартириев, с другой – старый храм-базилика трансформировался в новую композицию и соединился с куполом.

Превращение базилики в купольный храм

Процессу видоизменения базиликального типа принадлежит главенствующая роль в формировании крестово-купольной системы. Во многом она сохранила структуру базилики (например – деление интерьера на нефы). В данной ситуации ведущая роль принадлежит столице Византии – Константинополю. В IV веке здесь был построен храм Апостолов, который представлял собой крестообразно соединенные базилики. По образцам данного сооружения были возведены многие европейские постройки VI века, в том числе и храм Иоанна Богослова в Эфесе, который также представлял собой крест с удлиненной западной частью. Интерьер храма разделялся на квадратные ячейки, которые завершались шестью куполами.

Надо сказать, что попытки совмещения куполов с базиликами предпринимались с V века. К таким переходным сооружениям относятся:

  • базилика в Филиппах в Греции;
  • церковь в Майафарикине (на территории современного Сильвана);
  • некоторые монастырские церкви Египта.

Храм монастыря Алахан на территории современной Турции был построен во второй половине V века и представляет собой трехнефную базилику, которая завершается деревянным куполом пирамидальной формы (не сохранился до наших дней). Западная часть сооружения разделяется каменными столбами, а в восточной стороне, по бокам от купольного пространства – при помощи двухъярусных аркад на колоночках. Благодаря таким необычным конструкциям началось формирование поперечного движения в интерьере. В будущем именно это приведет к образованию подкупольного креста. К VI веку такие сооружения стали возводиться в очень больших количествах.

Рисунок 2. Церковь Святой Ирины. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Довольно интересным сооружением с точки зрения архитектуры является Софийский собор Константинополя (532-537 годы). В нем совмещены базиликальный план и купол, венчающий огромное пространство. Огромное пространство среднего нефа перекрывается господствующей конструкцией купола. Благодаря опорам в виде полукуполов основная конструкция имеет продольную ориентацию. Боковые нефы и хор здесь отделяются от основного объема двухъярусными аркадами, над которыми стоят люнеты боковых стен с оконными проемами. Между данными конструкциями уже формируется поперечная перекличка, однако крест в интерьере храма еще не намечен.

Практически одновременно с Софийским собором появилась константинопольская церковь Святой Ирины. Первоначально данное сооружение имело структуру, весьма близкую к вышеописанной, с той лишь разницей, что боковые нефы здесь имели хоры. Однако известно, что реконструкция, проведенная в 740 году, значительно повлияла на состав интерьера храма. В результате данной перестройки храм приобрел крестово-купольную структуру. Вторые ярусы аркад здесь были разобраны, а пространства боковых нефов слились с подкупольным. Арки, воспринимающие нагрузку от купола, плавно перетекали в боковые своды цилиндрической формы. Таким образом получилась композиция из четырех частей креста, которые завершались четырьмя расходящимися сводами.

Похожие типы храмов встречались и позднее. Храм в Дере-Агзы в Малой Азии, построенный в IX веке также имеет три нефа в нижнем ярусе и аркады по бокам подкупольного пространства.

В Византии возводили великолепные сооружения: дворцы, ипподромы, термы, триумфальные арки, мосты, акведуки, но основным типом зданий стали церкви. Большого расцвета византийская культура достигает в VI в., когда были заложены основы новой архитектуры. Возникает особый архитектурный стиль, особенно проявившийся в строении храмов.

Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа.

В V—VI вв. сформировался и широко распространился тип крестово-купольного храма на основе базилики и центрического храма. Он представляет собой квадратное в плане здание, в центральной части которого расположены четыре столба, поддерживающие купол. В крестово-купольном храме стоящие на четырех опорах подпружные арки поддерживают паруса и купол, к аркам с четырех сторон примыкают цилиндрические своды, обеспечивающие устойчивость опор. От центра храма расходятся четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. В самой Византии возобладал крестово-купольный храм. Наиболее значительный памятник крестово-купольной системы — собор Святой Софии в Константинополе.


Современный вид Софийского собора (Стамбул) после реконструкции

Из всех достижений архитектуры раннего средневековья важным является Софийский собор в Константинополе, один из крупнейших шедевров мировой архитектуры. Он стал главным храмом всей Византийской империи, и является вершиной развития системы сводчатых перекрытий. До постройки собора Святого Петра в Риме он оставался самым большим храмом христианского мира. Высота собора - 55 м.

Первая базилика на полуострове, омываемом водами Мраморного моря и бухты Золотой Рог, возникла еще в 324-337 гг. при императоре Константине I. После того, как она была уничтожена пожаром, император Феодосий II повелел соорудить на руинах новую постройку, однако в 532г. в огне погибла и она.

Церковь Святой Софии в Константинополе была возведена при императоре Юстиниане, должна была усилить его позиции после восстания Ника, когда были уничтожены многие здания, построенные при императоре Константине. На месте ранее существовавшего храма Св. Софии должно было быть возведено сооружение, которое своими размерами и роскошью превзошло бы все известные в тот период постройки. И это его создателям удалось в полной мере.

Замысел императора Юстиниана и был грандиозным: построить самый большой в мире христианский храм, главный собор Византийской империи. В это время византийские зодчие трудились над разработкой нового типа сооружения, соответствующую особенностям театрализованного богослужения византийской столичной церкви. В Константинополе театрализованный церемониал был присущ не только церковным службам: исключительно пышными были приемы послов, выходы императоров т.п. Старые типы базиликальной сооружений с их характерной композицией не были приспособлены к новым требованиям, по которым главную роль в храме начал играть центральное пространство. Общую архитектурную идею храма Св. Софии можно сформулировать так: купол Пантеона, водруженный на базилику Максенция.

Церковь была построена в 532—537 гг. зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Она имела центричную композицию, в высоту достигала 55 м, ее центральное квадратное в плане пространство перекрыто приплюснутым куполом на парусах (конструкция треугольно-сферической формы в углах), имеющим диаметр 33 м. Нагрузка от большого купола распределяется на четыре мощных пилона высотой 23 м, причем стабильность свода и погашение горизонтальных условий обеспечивается двумя полукуполами, которые с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.




Церковь поражает своим внутренним пространством, гигантским куполом, который благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным у основания окнам кажется словно парящим в воздухе. Капители колонн храма — из белого мрамора, а стены покрыты мерцающими мозаиками.

Собор был торжественно заложен 24 февраля 532 г., на сороковой день после того, как от пожара погибла небольшая церковь Софии, стоявшей на том же месте. Со всех концов империи везли в Константинополь строительные материалы - мрамор, гранит, профир, ценные породы дерева и т.д. Сооружение возводили из кирпича - плинфы большого размера. Для постройки купола Софии использовали специально изготовленные для этого легкие глиняные сосуды с острыми концами, которые вставлялись в отверстия соседних сосудов, и, таким образом, образовались радиальные ребра, из сопоставления большого числа которых был сложен купол . Для кладки главных несущих столбов был использован не первоклассный византийский кирпич, а относительно непрочный известняк, вероятно, ради того, чтобы избежать неравномерности напряжений из-за усадки раствора в швах. Камни гладко притесывались и, по-видимому, укладывались на тонкий лист свинца. Между кирпичами выложены широкие прослойки цемянки (известкового бетонного раствора), которая по затвердении стала крепче кирпича. Стены были обшиты драгоценными цветным мрамором, мраморным был также и пол. Лучшие художники империи выполнили мозаичный декор храма.

Древний собор не раз перестраивался и достраивался и много потерял от своего первоначального вида. Несколько раз падал от землетрясений его купол. После землетрясения 986 г. его заново построил армянский зодчий Трдат. Мозаика, сохранилась до наших дней, в основном также относится к более поздним временам. После взятия Константинополя турки превратили собор в мечеть, и с тех пор значительно изменился его облик. Были достроены контрфорсы, минареты и павильоны, уничтожены или закрашены драгоценные мозаики. Интерьер приспособили для нужд исламского культа. Однако собор не потерял основных своих особенностей, и в наши дни он производит сильное впечатление как шедевр мировой архитектуры.

Художественный эффект внутреннего пространства храма построен на гармоничном композиции криволинейных элементов - огромных полуциркульных арок, уходящих на сорокаметровую высоту, полукуполов меньшего размера, крупных аркад первого яруса, полуциркульных завершений оконных проемов и, наконец, гигантского купола, (диаметром 31,5 м). Ритмы криволинейных элементов гармонично связаны с вертикальными ритмами колоннад и мощными горизонтальными линиями карнизов. То, что внутреннее пространство Софии кажется большим, чем он есть, - результат тонко разработанной системы масштабных соотношений. Поэтому никакие фотографии передать этот оптический эффект не могут.

Замечательной является гармонично подобранная гамма мраморной облицовки стен: зеленых, розовых и фиолетовых оттенков, хорошо сочетается с белой резьбой капителей и вкрапленными фрагментами мозаичных изображений, недавно открытых из позднейших наслоений. Внутреннюю поверхность купола византийские мастера покрыли золотой мозаикой, и потому все пространство храма освещено золотистым сиянием, созданным отраженным светом, попадающим через кольцо окон в основании купола.

Купол Софии, напоминает Римский Пантеон. В истории мировой архитектуры и римский Пантеон, и константинопольская София остались непревзойденными среди архитектурных шедевров мира. В своем архитектурно-художественном образе храм Святой Софии воплощает представления о вечных и непостижимых божественных началах. Выдающееся конструктивное и художественное произведение стало примером для строителей на целые века.

Софийский собор неоднократно страдал от землетрясений. В 553 г. была повреждена крыша, в 557 г. не выдержала одна из арок, вслед за ней рухнул купол. Новый был возведен в 563 г. Землетрясения обрушивались на храм в 869,989,1344,1766 и 1894 гг и каждый раз постройку восстанавливали. С 1935 г. собор стал музеем, а с 2006 г. в храме используется как действующая мечеть.

В 1453 г. Константинополь был захвачен турками, а храм Святой Софии превращен в мечеть .

Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан — цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана. Купол с барабаном — один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры. Эта система в дальнейшем заимствуется различными архитектурами, по-новому интерпретируется и обогащается.

Строители восточных областей Римской империи вообще были более активны в поиске новых строительных приемов. Здесь очень часто строили центричные в плане сооружения и пробовали различные способы возведения сводов.

Кроме этого типа был создан и тип купольной базилики, например храм Св. Ирины в Константинополе.

Широчайшее распространение в Византии получила сводчатая конструкция. Сводами перекрыты боковые пространства большинства церквей, огромные подземные водохранилища Константинополя, арсеналы и военные погреба, трапезные монастырей, залы собраний в богатых городах.

Характерным знаком византийского искусства является единство в использовании материалов. Преобладающими были кирпич и раствор, из которых возводили стены, пилоны, а также делали своды. Часто применялся и камень. При этом использовался его естественный цвет, особенно при кладке стен, где создавались цветные композиции из различных по цвету слоев камня и кирпича. Главным строительным материалом являлась плинфа — квадратный или прямоугольный хорошо обожженный кирпич толщиной 4—5 см. Кладку вели на известковом растворе, фасады не штукатурили.

Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты, стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением.

Читайте также: