Озеленение территории города средство экологической компенсации

Обновлено: 05.10.2024

Как получить эту работу через 2 минуты?

Введение 3
1. Современные подходы к озеленению городов, как средство экологической компенсации 5
2. Решение экологических проблем современных городов путем организации мобильных систем озеленения 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Приложения 17

Актуальность. Урбанизированные структуры поглощают озеленение города, ухудшая экологические характеристики. В ответ на высотную уплотненную застройку необходим поиск иных форм возвращения природных комплексов в структуру города. Долгое время человеческая деятельность была направлена на истощение природных богатств. Возможно, пришло время думать о том, как сохранить и приумножить природные ресурсы территории.
Быстрая, скоростная урбанизация, как глобальная проблема, появилась несколько десятков лет назад, и развитие крупных городов в мегаполисы привело к появлению новых источников преобразования и загрязнения окружающей среды, а также изменению городского пространства. Рост городского населения и уплотнение городской застройки придает особую важность проблеме создания зон экологического комфорта. Развитие города обуславливает сокращение количества чистого воздуха, воды, зеленого пространства и тишины, чего так не хватает современному человеку с его ускоренным ритмом жизни в городах и мегаполисах. .

Зеленые насаждения в условиях загрязненной городской среды являются жизненно необходимыми для здоровья граждан и сохранения экологического баланса. Каждое дерево в городе за год поглощает в среднем 30-40 кг пыли и способно удалить вредные вещества, выделяемые автомобилем за 25 тыс. км пробега1. Кроме того, при правильном расположении зеленых насаждений снижение уровня шума достигает 20-30%. Поэтому все деревья, кустарники и газоны в городе должны быть учтены и находиться под охраной закона и городских властей.Местными органами власти устанавливаются нормы озеленения территорий, которые рассчитываются, исходя из общих экологических факторов. Нормированная площадь зеленых насаждений, например, в Челябинске – 50 кв. м на одного человека, что почти в два раза больше, чем в Москве, однако, следует помнить, что неправильно организованные посадки могут приводить к застою воздуха, создавая зоны с повышенными предельно допустимыми концентрациями загрязнителей, и численный показатель не является единственно значимым.

Однако, в целом, различные нормативно-правовые акты на данную тему весьма схожи. Чаще всего ими устанавливается, что компенсационное озеленение производится в ближайший сезон, подходящий для высадки деревьев , но не позднее года с момента, когда специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений был проинформирован о повреждении или уничтожении зеленых насаждений. Преимущественно деревья должны высаживаться на месте их вырубки, однако, в случае невозможности этого, компенсационное озеленение проводится на другом участке, но количество и площадь высаживаемых растений могут быть увеличены, чаще всего удвоены. Видовой состав и возраст высаживаемых деревьев и кустарников устанавливаются тем же специально уполномоченным органом.

Кроме натурального компенсационного озеленения возможно взимание денежной компенсации , и эта форма зачастую применяется в случае правомерной вырубки деревьев, например, при разрешенном строительстве. Сумма, которую должен уплатить застройщик, высчитывается по установленной методике, и направляется на озеленительные работы и благоустройство города. Иногда с целью учета коэффициента неприживаемости деревьев применяется смешанная форма, т.е. некоторая денежная компенсация вкупе с натуральным озеленением.

При осуществлении строительства и соответствующей вырубке зеленых осаждений граждане имеют право выяснить, законно ли осуществляется вырубка , и каким образом, в каком объеме, в какие сроки будет осуществлено компенсационное озеленение. В некоторых населенных пунктах, например, в Санкт-Петербурге, установлены требования к информационным щитам , размещаемым при проведении работ по правомерному уничтожению зеленых насаждений. Такой щит должен содержать сведения о порубочном билете, площади обустраиваемой территории, количестве вырубаемых и высаживаемых деревьев и кустарников, а также дате начала и окончания работ, контакты ответственного лица за их проведение.

Отношения по охране и содержанию зеленых насаждений в г. Челябинске урегулированы Правилами охраны и содержания зеленых насаждений в г. Челябинске, утвержденными решением Челябинской городской Думы от 24.06.2003 № 27/2 (далее – Правила). Указанные Правила действуют на всей территории г. Челябинска и являются обязательными для исполнения юридическими лицами независимо от их организационной правовой формы, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

В силу подпункта 10 пункта 6 Правил к компетенции органа управления зеленым фондом - Управления экологии и природопользования Администрации города, в том числе отнесено оформление сноса, пересадки, обрезки зеленых насаждений, оценка зеленых насаждений, контроль за проведением компенсационного озеленения.

На основании пункта 20 Правил санкционированный (законный) снос зеленых насаждений допускается только на основании разрешения установленной формы на бланках, имеющих степень защиты, выдаваемых органом управления зеленым фондом. Порядок оформления разрешений на снос (пересадку) и компенсации зеленых насаждений приведен в приложении 1 к настоящим Правилам (далее - Порядок).

Согласно пунктам 3, 4 Порядка рассмотрение вопроса о сносе зеленых насаждений производится на основании письменного заявления стороны, заинтересованной в сносе. Заявление подается на имя руководителя органа управления зеленым фондом.

В последующем органом местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица в соответствии с Порядком проводится первичное обследование объектов зеленых насаждений, подлежащих сносу по данным инвентаризации; комиссионная оценка целесообразности сноса; составляется акт комиссионного обследования, являющийся разрешительным документом на снос зеленых насаждений.

Порядок оплаты компенсационной стоимости за снос зеленых насаждений на территории города и компенсационного озеленения определен в главе VIII Правил.

В силу пункта 21 Правил снос (пересадка), повреждение до степени прекращения роста зеленых насаждений, которые произошли в результате действий или бездействия должностных лиц, граждан и юридических лиц, подлежат полной компенсации в денежной или натуральной форме.

На основании пункта 28 Правил компенсация в натуральной форме производится с учетом следующих требований: компенсация осуществляется в кратном размере посадкой деревьев с комом размером не менее 0,8 x 0,6 м; количество восстанавливаемых зеленых насаждений должно соответствовать либо превышать количество снесенных без сокращения площади озелененной территории; видовой состав и конструкция восстанавливаемых зеленых насаждений по архитектурным, экологическим и эстетическим характеристикам подлежат улучшению; восстановление производится в пределах административного района, где был произведен снос.

Компенсация в натуральной форме допускается по решению органа управления зеленым фондом.

Согласно пункту 200 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32, места посадки зеленых насаждений определяются администрациями внутригородских районов (по месту расположения посадки) с учетом размещения инженерных коммуникаций и утверждаются органом управления зеленым фондом Администрации города.

Контроль за проведением компенсационного озеленения осуществляется должностными лицам Управления экологии и природопользования Администрации города.

Прокуратура
Челябинской области

Прокуратура Челябинской области

13 декабря 2017, 12:24

Компенсационное озеленение и порядок оплаты компенсационной стоимости за снос зеленых насаждений на территории города

Разъясняет помощник прокурора г. Челябинска Нестерова Мария Вадимовна

Отношения по охране и содержанию зеленых насаждений в г. Челябинске урегулированы Правилами охраны и содержания зеленых насаждений в г. Челябинске, утвержденными решением Челябинской городской Думы от 24.06.2003 № 27/2 (далее – Правила). Указанные Правила действуют на всей территории г. Челябинска и являются обязательными для исполнения юридическими лицами независимо от их организационной правовой формы, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

В силу подпункта 10 пункта 6 Правил к компетенции органа управления зеленым фондом - Управления экологии и природопользования Администрации города, в том числе отнесено оформление сноса, пересадки, обрезки зеленых насаждений, оценка зеленых насаждений, контроль за проведением компенсационного озеленения.

На основании пункта 20 Правил санкционированный (законный) снос зеленых насаждений допускается только на основании разрешения установленной формы на бланках, имеющих степень защиты, выдаваемых органом управления зеленым фондом. Порядок оформления разрешений на снос (пересадку) и компенсации зеленых насаждений приведен в приложении 1 к настоящим Правилам (далее - Порядок).

Согласно пунктам 3, 4 Порядка рассмотрение вопроса о сносе зеленых насаждений производится на основании письменного заявления стороны, заинтересованной в сносе. Заявление подается на имя руководителя органа управления зеленым фондом.

В последующем органом местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица в соответствии с Порядком проводится первичное обследование объектов зеленых насаждений, подлежащих сносу по данным инвентаризации; комиссионная оценка целесообразности сноса; составляется акт комиссионного обследования, являющийся разрешительным документом на снос зеленых насаждений.

Порядок оплаты компенсационной стоимости за снос зеленых насаждений на территории города и компенсационного озеленения определен в главе VIII Правил.

В силу пункта 21 Правил снос (пересадка), повреждение до степени прекращения роста зеленых насаждений, которые произошли в результате действий или бездействия должностных лиц, граждан и юридических лиц, подлежат полной компенсации в денежной или натуральной форме.

На основании пункта 28 Правил компенсация в натуральной форме производится с учетом следующих требований: компенсация осуществляется в кратном размере посадкой деревьев с комом размером не менее 0,8 x 0,6 м; количество восстанавливаемых зеленых насаждений должно соответствовать либо превышать количество снесенных без сокращения площади озелененной территории; видовой состав и конструкция восстанавливаемых зеленых насаждений по архитектурным, экологическим и эстетическим характеристикам подлежат улучшению; восстановление производится в пределах административного района, где был произведен снос.

Компенсация в натуральной форме допускается по решению органа управления зеленым фондом.

Согласно пункту 200 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32, места посадки зеленых насаждений определяются администрациями внутригородских районов (по месту расположения посадки) с учетом размещения инженерных коммуникаций и утверждаются органом управления зеленым фондом Администрации города.

Контроль за проведением компенсационного озеленения осуществляется должностными лицам Управления экологии и природопользования Администрации города.

Можно ли посадкой деревьев компенсировать вырубку зеленой зоны?

Анализ на примере опыта мониторинга и анализа нормативной базы в Московской области.


Прежде всего, обратим внимание на постановку вопросу — посадка деревьев взамен уничтоженной зеленой зоны.

1. Важно не количество деревьев, а занимаемая зелеными насаждениями площадь.

Количество деревьев и кустарников, их видовой состав и расположение подбираются, исходя из климатической зоны, особенностей ландшафта и целевого назначения территории — проще говоря, сколько елей или кленов должно расти на том или ином газоне или лужайке перед домом, зависит только от того, какова площадь этой территории и, следовательно, сколько деревьев и кустарников на ней могут разместить без вреда друг для друга и экологии города в целом.

2. Загущение посадок не приносит пользы — наоборот, оно вредит городу.

Следовательно, когда на тот же участок почвы высаживаются, вдобавок к существующим, новые деревья — голодать и недополучать питательных веществ начинают и те, и другие, что приводит к ослаблению организмов растений, а вместе с этим — к увеличению у них количества болезней, и, в конечном счете, снижение экологической эффективности, преждевременное старение и гибель. Все это происходит, когда имитацию компенсационного озеленения производят без компенсации площади уничтоженной зеленой зоны.

3. На самом деле, важна не только площадь, но и объем биомассы, причем только той биомассы растений, которая участвует в фотосинтезе.

Основное полезное действие, о котором говорят про деревья в городе — производство кислорода и поглощение углекислого газа — это своего рода побочный эффект фотосинтеза, процесса, при котором растения поглощают углекислый газ из атмосферы для создания собственных новых клеток (это называется депонированием атмосферного углерода) [2]. Как заложено уже в названии, основное условие фотосинтеза — свет. В темноте растения фотосинтезировать не могут — при этом, и ночью и днем, растения дышат также, как и все живые существа, поглощая кислород из атмосферы. При дыхании органические соединения распадаются на простые составляющие — воду и углекислый газ — а выделяющаяся при этом энергия используется для обеспечения жизнедеятельности организма. То есть, деревья, кустарники и все прочие растения не только производят, но и потребляют кислород, и не только поглощают, но и выбрасывают в атмосферу (через устьица в листве и клетки молодых корней) углекислый газ.

При загущенных посадках растения естественно, затеняют друг друга — то есть, та часть листвы и травяного покрова, которая окажется лишена света из-за уплотнения посадок в зеленой зоне, в любом случае перестанет производить кислород.

4. Загущение посадок влечет гибель растений.

По описанной выше причине часто можно видеть, например, как у деревьев засыхают нижние ветви: растение тянется к свету и сбрасывает с себя лишние ветви там, где от них уже нет пользы. В лесу можно видеть, что молодые всходы деревьев растут очень плотно — иногда почти сплошным ковром. Невольно возникает вопрос: а как же они смогут расти на таком расстоянии друг от друга? Ответ очевиден: здесь также работает естественный отбор и выживание наиболее приспособленных. Эти крохотные деревца улавливают те небольшие порции света, которые проникают через просветы в кронах взрослых деревьев, и растут, на самом деле, в довольно суровых условиях. Те, что оказываются слабее, погибают, разлагаются и питают собой более здоровые и сильные деревья.

Нормальная плотность полога деревьев зависит исключительно от того, сколько их может прокормить почва и атмосфера. Если деревьев становится слишком много — часть отмирает в борьбе за питание, и зеленый массив таким образом прореживает сам себя. Если деревьев пока еще слишком мало — свободное место занимает молодое поколение. В конечном счете, зеленый массив приходит к той оптимальной точке равновесия между количеством деревьев и их способностью прокормить себя (таким образом действует на практике принцип Ле Шателье — Брауна, согласно которому внешнее воздействие, выводящее систему из равновесия, стимулирует в ней процессы, стремящиеся ослабить результаты этого воздействия).

5. В отношении городских зеленых зон нельзя полагаться только на способность природной среды приходить в равновесие, ведь воздействие человека слишком велико.

6. Из приведенной выше информации можно вывести три основных фактора, из-за которых компенсационное озеленение оказывается фиктивным.



Безусловно, при хорошей приживаемости через 10, 20 или 50 лет — если, конечно, не произойдет очередная застройка или благоустройство — город и отдельный микрорайон получит обратно тот объем биомассы, который потерял в результате вырубки крупных деревьев. Но это означает, что несколько поколений людей вырастет без такого экологического обеспечения и заплатит собственным здоровьем (аллергическими, легочными, неврологическими, сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями [2]) за некорректный подход к озеленению и компенсации вырубки.


7. Насколько реально компенсационное озеленение и как сделать его таковым?

Даже применяющаяся в других странах методика пересадки деревьев возрастом 12 и более лет не гарантирует столь же быстрого восстановления экосистем, не говоря о том, что в условиях непрофессионализма и коррупции городского зеленого хозяйства, наблюдаемых, в частности, в Московской области, техническую возможность пересадки крупных деревьев рассматривать не приходится.

Данная ситуация стала возможной вследствие бездействия контролирующих органов и неприменения как норм федерального законодательства о полной компенсации вреда окружающей среде, так и местных нормативных актов о компенсации уничтоженной площади зеленых насаждений.

Таким образом, уничтожение городских зеленых насаждений может быть только крайней мерой в ведении градостроительной и иной хозяйственной деятельности; в качестве оправдания вырубки в ситуации, когда ее можно было не допускать, компенсационное озеленение использоваться категорически не может.

Хотя компенсационное озеленение, по существу, является профанацией и введением граждан в заблуждение, новые посадки, новое озеленение, безусловно, необходимы, как мера обеспечения экологической безопасности граждан и приведения природного каркаса городов в соответствие с биологической и законодательной нормой.


Повышению эффективности нового озеленения в Московской области будут способствовать следующие меры:

1) проведение таких работ строго в соответствие с нормативной документацией— то есть, по проекту — и с осуществлением общественного контроля на всех этапах.

3) приведение законодательной базы в Московской области на региональном и местном уровне в соответствие с приоритетом сохранения городских зеленых насаждений— в частности, отмена принятых в муниципальных образованиях по указанию Правительства Московской области регламентов по выдаче разрешений на вырубку, принимающих в качестве основания для вырубки желание разметить некапитальный объект благоустройства или торговли.

4) одной из причин, по которой данные о приживаемости зеленых насаждений в официальных отчетах оказываются завышены, является тот факт, что нормативное определение приживаемости растений (которое, как уже говорилось, тоже не выполняется) составляет не более года, в то время как биологически эти сроки гораздо больше: наиболее быстро приживаются кустарниковые растения; срок их полной приживаемости длится 2—3 года. Срок полной приживаемости 6—11-летних деревьев-саженцев продолжается 3—4 года. У крупномерных деревьев н кустарников срок приживаемости более растянут и продолжается 5-6 лет [7].

Следовательно, добросовестные работы по посадке деревьев должны предусматривать контроль, тщательный уход и возможность замены более, чем в течение одного года, и пропорционально должен быть увеличен мониторинг приживаемости.

Хотя целесообразно законодательно укрепить обязательность таких расчетов при получении разрешения на строительство, фактически, такие нормы уже имеются, а их неприменение порождает вопросы к качеству работы и уровню коррупции как в прокуратуре, так и в правительстве Московской области.

7) проведении обязательной (но не осуществляемой на практике)инвентаризации зеленых насаждений в городах с обязательным ведением паспортов зеленых насаждений. Затруднительно при финансировании зеленого хозяйства по остаточному признаку, длящемся отсутствии профессиональных кадров и коррупции в сфере ЖКХ.


Член Общественной палаты Московской области, комиссия по экологии
Дмитриев Алексей Владимирович

Использованная литература:

1. Здоровье жителей и экологическая обстановка Московского мегаполиса / д-р биол. наук, проф., член-корр. РАН Яблоков А.В., 2012 г.

2. Казанцева М. Н., Соловьева А. А. Экологические последствия радикальной обрезки крон

7. Л.Н. Козлова, О.А. Руденко — СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБЪЕКТОВ В ЛАНДШАФТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ: Лабораторный практикум для студентов специальности 250203 Садово-парковое и ландшафтное строительство очной и заочной форм обучения / — Красноярск: СибГТУ, 2010 — Рецензенты канд. биол. наук Тарасова В.В. (Институт леса им. В.Н. Сукачева СО РАН); канд. биол. наук, доцент Ковылина О.П. (научно-методический совет СибГТУ)

8. А.В. Погорелов, Д.А. Липилин, Зеленые насаждения города Краснодара. Оценка и многолетние изменения / Вестник ПНИПУ. Прикладная экология. Урбанистика. 2017. No 3

9. Теодоронский B. C. О методах обследования зеленых насаждений на объектах озеленения Москвы / Лесной вестник, 2000 г.

10. Прокопьев Е. П., Рыбина Т. А., Амельченко В. П., Мерзлякова И.Е., Современное состояние флоры и растительности Университетской рощи и возможные пути ее реконструкции в будущем / Вестник Томского государственного университета. Биология, 2009 г.

Читайте также: