Озеленение улиц и дорог

Обновлено: 05.10.2024

Улицы занимают значительную площадь города, поэтому зеленое насаждение относится к категории насаждений массового применения, поскольку население городов значительную часть своего времени проводит на улицах. От 2 до 4 часов в день. Следовательно, создание благоприятных условий – задача, которая имеет большое значение.

Средняя общая норма площади зеленых насаждений на улицах принимается 4,5м2 на 1 человека. Однако, она может меняться в зависимости от размера города и от удельного веса улиц различных категорий в общем балансе города. Так в городах, где больше широких магистралей, эту норму следует увеличивать до 5м2 на 1 жителя, в средних городах – 4м2, в малых до 3м2.

Принципиальный вопрос в решении озеленения городских улиц занимает выбор приема озеленения. Отечественная и зарубежная практика градостроительства приводит следующие приемы озеленения. Чаще всего встречается озеленение, решенное в виде посадок одного ряда деревьев между проезжей частью и тротуаром. Иногда, деревья высаживаются и на тротуаре. В отдельных случаях рядовая посадка деревьев дополняется кустарником. Разновидностью этого типа озеленения является посадка деревьев только с 1 стороны улиц.

К следующему типу относится посадка между тротуарами и проезжей частью двух и более рядов деревьев. Иногда, на одной улице сочетаются оба приема озеленения: с одной стороны может быть однорядная посадка деревьев и кустарников, а на другой – двухрядная.Дополнительным приемом озеленения улицы являются разделительные полосы на проезжей части улиц.

Включение бульвара в габарит улицы знаменует собой третий прием озеленения.Для каждой конкретной улицы выбор типа озеленения определяется его назначением и следующими условиями:

1. Шириной улицы

2. Интенсивностью движения транспорта и его видами (трамвай, троллейбус и различный вид автомобилей)

3. Количество пешеходов

4. Этажностью застройки

5. Назначением зданий, находящихся на данной улице

6. Системы озеленения района в состав которого входит эта улица

7. Ориентации улицы по сторонам света и другими климатическими и микроклиматическими условиями

В сложившихся городах все эти условия уже сложились и может быть изменена лишь интенсивность движения транспорта (распределение потоков в количественном количестве, изменение потоков в качественном количестве)

Применение насаждений на улицах для улучшения микроклимата в здании и на территории тротуаров – это одна из важнейших задач, которая может решена затемнением тротуаров и фасадов зеленью.

Вопрос о защите пешеходов и помещений в зданиях под чрезмерную инсоляцию и теплового излучения окружающих поверхности, связаны с ориентацией улиц по сторонам света и с местными климатическими условиями.

Требования будут различны к озеленению улиц широтной и меридиональной ориентации. Широтная ориентация – когда ось улицы имеет направление с востока на запад и фасадыдомов с одной стороны улицы обращены на юг, а с другой – на север. Меридиональная ориентация – когда ось улицы направлена с севера на юг и фасады домов с одной стороны обращены на восток, а с другой – на запад.

На улицах широтной ориентации около фасадов домов, обращенных на север и не освещаемых солнцем необходимо создавать тень на тротуарах. Если такие улицы застроены высокими зданиями, то около их фасадов, обращенных на север, на тротуары падает тень от домов и в посадках зеленых насаждений нет необходимости. В этих случаях тротуар может быть приближен к фасаду здания, что не повлечет за собой сильного теплового облучения пешеходов от стен, обращенных на север и мало нагревающихся. На противоположной стороне улицы широтной ориентации около фасадов домов, обращенных на юг, нельзя рассчитывать на тень от здания, но нет необходимости и в защите от перегрева фасадов, обращенных на юг, так как благодаря высокому стоянию солнца в летние месяцы, они нагреваются незначительно, что подтверждено соответствующими исследованиями микроклиматологов. Следовательно, на улице широтной ориентации около домов с фасадами, обращенными на юг, необходимо создавать тень только на тротуарах. Посадив, по обеим их сторонам ряд деревьев средней высоты. Если ширина улицы этого не допускает, то можно ограничиться одним рядом деревьев, посаженных между тротуаром и проезжей частью.


А – у фасада северной ориентации.

Б – у фасадов южной ориентации.

На улицах меридиональной ориентации приходится затенять не только тротуары, но и фасады зданий. При достаточной ширине улицы, наибольший эффект дает посадка ряда деревьев по обеим сторонам тротуара. При чем деревья между тротуаром и зданием должны быть высокие. Если ширина улицы не достаточна и посадка деревьев по обеим сторонам деревьев невозможна, посадки деревьев рекомендуется размещать только между тротуаром и проезжей частью, чередуя высокие и средние деревья. Установлено, что на поверхность улиц меридионального направления в сутки поступает больше солнечной радиации, чем на поверхность улиц широтной ориентации.

На поверхность улиц диагональной ориентации, радиация поступает больше чем на поверхность улиц меридиональной ориентации и меньше чем на поверхность улиц широтной ориентации. Но, стены зданий получают наибольшее количество радиации на улицах диагонального направления и результаты исследования показали, что наиболее благоприятно диагональная ориентация улиц.

Таким образом, приема озеленения улиц различной ориентации для улучшения микроклимата довольно значительно отличаются по подбору ассортимента деревьев и размещения их в плане улиц. Поэтому при проектировании улиц конкретного города важно знать соотношение протяженности улиц различной ориентации.

Целевое назначение насаждений на улицах не исчерпывается только защитой от перегрева, их используют также для защиты пешеходов и зданий от пыли и выхлопных газов автотранспорта, содержащих большое количество канцерогенных веществ. Наибольший эффект при этом дают кустарники, расположенные группами или в виде живой изгороди и дополненные посадками деревьев.

Защищает от городского шума. Наиболее эффективны в этом отношении полосы смешанных посадок.

Размещение зеленых насаждений в плане улицы и степень плотности посадок устанавливают в зависимости от комплекса микроклиматических, планировочных и архитектурных условий для каждого конкретного случая. При выборе типа озеленения следует руководствоваться следующими соображениями:

1. Озеленению подлежат улицы с наибольшей интенсивностью движения пешеходов и транспорта, а также улицы, находящиеся близи промышленных предприятий, которые загрязняют воздух дымом, пылью и прочим отходным производством.

2. По сколько в южных городах особое внимание следует уделять затенению наиболее облучаемых тротуаров и фасадов зданий, здесь лучше применять линейную посадку деревьев с широкой и плотной кроной.

3. На улицах с интенсивным движением автомобильного транспорта и расположенных в городах с частыми, сильными ветрами, которое поднимает большое количество пыли, целесообразно проектировать плотные посадки деревьев между проезжей частью и тротуарами. Также можно использовать ассиметричные по высоте и размещению в плане улиц и посадки, если это не противоречит архитектурному замыслу.

4. При недостаточной ширине улицы с интенсивным движением транспорта, предпочтительны посадки между проездом и тротуаром, а на улицах с небольшим движением транспорта, предпочтительны посадки вдоль фасадов, если это необходимо по условиям инсоляции.

5. На перекрестках и поворотах улиц, посадки зеленых насаждений размещают таким образом, чтобы они не мешали видеть дорогу и транспорт пешеходам и водителям. При недостаточной ширине улиц посадки деревьев можно чередовать (невысокие для защиты тротуара и высокие для защиты фасада здания). Во избежание застоя нагретого воздуха под кронами деревьев, между ними оставляют интервалы, которые обеспечивают необходимое проветривание, что особенно важно для южных городов.

6. Ряды деревьев сажают в полосе почвы, соответствующей ширине. При чем, опоры для фонарей наружного освещения, а также мачты, можно размещать в полосе, отведенной для посадки кустарников.

7. Посадку деревьев в границах тротуара допускают лишь в исключительных случаях (при интенсивном движении пешеходов и недостаточной ширине).

8. Для рядовых посадок вдоль тротуаров улиц нельзя выбирать деревья с поверхностной и сильно разветвленной корневой системой, что может повлечь за собой ухудшение покрытия тротуара.

9. На улицах городов северных и средних широт, где выпадает большое количество снега, в полосах зеленых насаждений следует предусматривать участки для временного хранения снега, который убирается с проезжей части.

10. В городах южных широт рекомендуется высаживать деревья в возрасте от 7 лет, а в средних и северных – от 12 лет. А кустарник для всех широт – в возрасте 3-4 лет.

Основными структурными элементами озеленения жилых районов и микрорайонов являются:

· Зеленые насаждения у жилых зданий и дворы-сады жилых групп

· Микрорайонные сады и сады жилых районов

Кроме того, в эту систему входят озелененные участки спортивных комплексов, озелененные участки детских учреждений, детских дошкольных учреждений, а также учреждений культурно-бытового назначения и защитное озеленение ограничивающих по периметру жилой район или микрорайон.

При групповой организации застройки, основная часть озелененных пространств размещается непосредственно на территории жилых групп, озелененные участки которых могут составлять от 1,5 до 2га и в этом случае имеется возможность отказаться от устройства микрорайонного сада.

Зеленые насаждения участков, непосредственно примыкающих к жилым домам, должны занимать не менее 50% озеленения всей жилой зоны микрорайона.

Перед самыми окнами жилых домов, для изоляции их от проездов и тротуаров, целесообразно устраивать придомовые полосы шириной 5-8м. Согласно требованиям, СНиП Градостроительство 2.07.01-89*, в соответствии с которым, расстояния между зданиями и осью ствола должны быть не менее 5м, ширину придомовой полосы со стороны входов следует принимать не менее 5м и не более 9м, а со стороны торцов, ширина придомовой полосы должна быть не менее 3м. Придомовые полосы подчеркивают вход в дом и, конечно, на них обращают большое внимание жители первых этажей, поэтому здесь применяют посадку газона и красивоцветущих деревьев, а также цветы.

На территории придомовой полосы, противоположной входу зданий, где ориентирована основная часть жилых комнат, композиционные приемы озеленения ее должны в максимальной степени способствовать ее изоляции от различных помех, а также эти композиционные приемы должны способствовать пространственной и зрительной связи жилища с природным окружением.

Если для участков, расположенных у входа в жилые дома, характерно регулярные приемы расположения растений, то для территорий с противоположной стороны – живописные ландшафтные композиции. Создаваемые здесь пейзажи формируются с учетом их зрительного восприятия, как из жилища, так и с прогулочных дорожек и площадок отдыха.

В разрывах между жилыми домами и игровыми площадками создается зеленый барьер из деревьев и кустарников с плотными кронами. Кроме того, площадки должны быть изолированы зелеными насаждениями от хозяйственных устройств, проездов и стоянок автомашин.

Жилой двор – первое звено, которое связывает человеческое жилище с природой. Поэтому, в жилом дворе необходимо предусмотреть оптимальное количество деревьев и кустарников из наиболее жизнеспособных и дополняющих друг друга. Деревья и кустарники следует размещать компактными группами в близи площадок для игр и площадок для принятия воздушных и солнечных ванн.

По периферийной части двора следует предусматривать загущенные группировки из быстрорастущих деревьев, чтобы создать ощущение изолированности от фасадов зданий.

Открытые пространства двора планировочно формируется насаждениями, малыми архитектурными формами, а также площадок, на которых будут произрастать наиболее жизнеспособные деревья и кустарники, дополняющее друг друга.

В затесненных дворах уместны посадки одиночных деревьев, а также небольших групп кустарников, а также цветов в передвижных емкостях и различных живых стен, трельяжей, к которым применяется вертикальное озеленение.

· Площадки для отдыха взрослых размещаются на территории жилого двора из расчета 0,1м2 на 1 жителя. Большая часть таких площадок должна быть приспособлена для индивидуального отдыха 1-2 человека.

При планировке жилых групп, рекомендуется создавать: открытых площадок – 10%, закрытых - 20%, полуоткрытых – 70%.

Зеленым насаждениям всегда отводилась важная роль на улицах, но прежде их использовали в первую очередь в оформлении города, создании эстетического окружения жителям. В последние годы зеленые насаждения все чаще используются с целью улучшения самих условий пребывания человека в городской среде.

защитные — находясь между тротуаром и транспортным потоком, обеспечивают безопасность пешеходов, защищают от перегрева солнечными лучами и чрезмерного шума;

психологического воздействия — цветом, формой, запахом сглаживают впечатления от безликих нагромождений железобетонных объемов. В различные времена года вносят не только разнообразие в оформление городской среды, но и напоминают о самом присутствии природы;

оптического воздействия — вносят в современную застройку утерянный человеческий масштаб. Расчленяют однообразную протяженность города;

ориентации в условиях смежного пространственного переплетения улиц и площадей. Отдельные деревья, их группы или рядовые посадки становятся ориентирами.

Насаждения городской улицы
Насаждения городской улицы

На выбор типа озеленения конкретной улицы влияют следующие параметры, климатические условия, система озеленения района, интенсивность движения транспорта и его виды, интенсивность пешеходного движения, ширина улицы, назначение зданий, необходимость затенения тротуаров и зданий.

В зависимости от принятого поперечного профиля улицы уровень озелененности нетто (в красных линиях) на отрезках между перекрестками принимается следующий: жилые улицы 52—55 %, магистрали районного значения 29—43 %, магистрали общегородского значения 24—45 %, скоростные дороги 50—56 %.

Минимальная ширина зеленой полосы при посадке одного ряда деревьев между проезжей частью и тротуаром принимается 3 м, при двух рядах — 5 м. При посадке кустарников ширина зеленой полосы принимается при одном ряде не менее 0,8 м, при двух рядах — не менее 1,5 м.

Наиболее распространенный способ озеленения улиц — рядовые посадки деревьев одного вида с равными интервалами. Посадка производится в зеленой полосе и только в исключительных случаях в местах остановок транспорта, у наиболее посещаемых объектов (крупных учреждений, магазинов, кинотеатров и т. д.) допускается посадка деревьев в лунки (минимальный размер 2X2 м) на тротуарах. Лунки у стволов обязательно закрывают разъемными решетками, не допускающими чрезмерного уплотнения земли для обеспечения доступа воды и воздуха к корневой системе. Почву у ствола периодически необходимо рыхлить.

Рядовые посадки вдоль улицы могут быть между проезжей частью и тротуаром, в один, два или несколько рядов с кустарником и без него, нередко их дополняют рядовыми посадками между тротуаром и застройкой. Возможны и другие сочетания. Иногда на улице создают палисадники, скверы в виде карманов в жилой застройке. При расположении зданий торцами к улице можно связать пространство двора и улицы; в этом случае насаждения двора участвуют в озеленении улицы.

К зеленым разделительным полосам относятся насаждения вдоль магистралей и улиц, отделяющие пешеходные пути от проезжей части с интенсивным транспортным движением или разграничивающие разные направления движения транспорта. На разделительной полосе существуют только поперечные проходы. При интенсивном движении для лучшей защиты пешеходов от пыли и выхлопных газов транспорта целесообразно высаживать с каждой стороны проезжей части по два ряда деревьев и живую изгородь из кустарников. В этом случае ширина полосы принимается не менее 6 м. На полосах шириной свыше 7,5 м вдоль проезжей части обязательна однорядная посадка деревьев, а остальная территория может быть озеленена группами деревьев в сочетании с кустарниками, различными по породам, размерам, характеристикам крон. Иногда на газонах устраивают цветники.

На магистралях общегородского значения создают защитные зеленые полосы шириной не менее 25 м с плотными многоярусными насаждениями из нескольких рядов деревьев и кустарников.

В южных климатических зонах важное значение приобретает защита людей от чрезмерной инсоляции и теплового излучения окружающих поверхностей. На улицах с меридиональной ориентацией следует затенять не только тротуары, но и фасады зданий. Целесообразно чаще применять неширокие улицы, обсаженные деревьями с пышными кронами, создающими защитный полог от ветра, пыли, шума и палящего солнца. При этом интервалы между деревьями должны обеспечивать проветривание во избежание застоя нагретого воздуха под кронами.

При проведении работ по озеленению городских улиц следует иметь в виду, что в первую очередь производят посадки на улицах с наибольшей интенсивностью движения транспорта и пешеходов, а также на улицах, примыкающих к промышленным предприятиям. Деревья и кустарники, размещенные на перекрестках, поворотах и у пешеходных переходов, не должны мешать пешеходам и водителям видеть дорогу и движущийся транспорт, заслонять светофоры и указатели. Опоры фонарей наружного освещения, а также мачты крепления проводов трамваев и троллейбусов могут размещаться в полосе кустарников. Возраст высаживаемых на улицы деревьев должен быть не менее 10 лет, а кустарников — 4—5 лет.

Самое серьезное внимание при озеленении городских улиц должно уделяться эксплуатации насаждений. Деревья и кустарники необходимо защитить от механических повреждений (особенно при уборке снега), не использовать для удаления снега соль, другие химикаты, способные нанести ущерб растениям; следить, чтобы не вытаптывались приствольные круги, не ставились на газоны автомобили; регулярно поливать, рыхлить и периодически заменять верхний почвенный слой под кроной деревьев.

Разделительная полоса на пр. Комарова в Риге
Разделительная полоса на пр. Комарова в Риге: 1 — нарцисс поэтический (весна) и садум Зибольда; 2 — бархатцы; 3 — сальвия блестящая; 4 — спирея Вангутта; 5 — лиственница сибирская; 6 — кедр

В озеленений улиц Риги широко применяют цветы. При свободной группировке деревьев и кустарников цветы высаживают массивами. Иногда практикуют ступенчатое размещение растений: деревья — кустарники — многолетники. На тротуарах среди плиточного покрытия организуют модульные посадки или отдельные группы. Если нет возможности посадить цветы в грунт, устанавливают керамические или бетонные вазы. На магистралях высаживают цветы пятнами для лучшего восприятия при движении. Ассортимент деревьев и кустарников, используемых при озеленении городских улиц, зависит от декоративности растений, их устойчивости к влиянию загрязнений, шумозащитных и пылеулавливающих свойств. Следует учитывать, что срок жизни растений в городской среде значительно ниже, чем в естественных природных условиях.

Отраслевая дорожная методика

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЗЕЛЕНЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

УТВЕРЖДЕНО Приказом ФДС России N 421 от 5.11.98 г.

Настоящие методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог разработаны впервые и включают классификацию видов озеленения, общие требования к каждому виду, основные требования к созданию, формированию и содержанию дорожного озеленения, а также основные положения по организации работы при создании и содержании озеленения автомобильных дорог. В документе рассмотрены также способы борьбы с нежелательной растительностью.

Документ предназначен в качестве руководства для дорожных органов федерального и территориального уровней, а также для дорожных организаций, занятых ремонтом и содержанием автомобильных дорог. Им рекомендуется пользоваться и проектным организациям при разработке соответствующей проектно-сметной документации.

Документ разработан специалистами "РОСДОРНИИ" (к.т.н. Эрастовым А.Я. и инж. Розовым Ю.Н.), Свердловского центра "РОСДОРНИИ" (инж. Малиновской Е.В.), РОСГИПРОЛЕС (инж. Никитиным В.П., инж. Полосиной Л.И. и к.с-х.н. Никитиным А.П.), НПФ "Российские семена" (к.с-х.н. Шадуро С.И.).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий документ определяет требования по озеленению вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации.

1.2. Требования относятся ко всем видам озеленения, используемых в практике строительства и эксплуатации дорог, и включают вопросы создания и содержания озеленения, а также способы борьбы с нежелательной растительностью на существующих дорогах.

1.3. Основными задачами озеленения являются защита дорог и их конструктивных элементов от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов, защита прилегающих к дороге территорий от транспортных загрязнений, создание элементов благоустройства и архитектурно-художественного оформления дороги, а также обеспечения зрительного ориентирования водителей. Все эти три задачи служат единой цели - создание и поддержание благоприятных и комфортных условий для пользователей автомобильных дорог и жителей, прилегающих к дороге территорий.

1.4. Размещение всех видов озеленения на вновь строящихся (реконструируемых) федеральных автомобильных дорогах общего пользования может осуществляться в пределах придорожной полосы шириной не менее 50 метров от границы полосы отвода.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЗЕЛЕНЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

2.1. Озеленение автомобильных дорог разделяют на два основных вида: защитное озеленение и декоративное озеленение.

К защитному озеленению относят:

К декоративному относят озеленение, используемое для архитектурно-художественного оформления автомобильных дорог.

2.2. Противоэрозионное озеленение применяют для защиты дорог от разрушительного воздействия стока атмосферных осадков и дефляционных ветров. Эрозии подвержены в основном незащищенные грунтовые поверхности обочин, откосов и водоотводных канав. Особенно низкая противоэрозионная устойчивость характерна для таких грунтов как: мелкозернистые пылеватые пески, пылеватые суглинки и глины, лессы и лессовидные суглинки, мергелистые грунты с большим содержанием глинистых частиц.

Прилегающие к дорогам дефлируемые участки песков без предупредительных мероприятий могут привести к заносам проезжей части.

Одной из эффективных мер противоэрозионной защиты грунтовых поверхностей является создание на них растительного покрова из трав с развитой корневой системой, которая проникает на глубину 20 см и более и в результате образует плотный и прочный дерновой слой.

Создаваемый травяной покров помимо защитных функций является элементом эстетического оформления дороги.

К противоэрозионному относят также озеленение, используемое для защиты дорог от разрушительного действия растущих оврагов, размыва и разрушения селевыми потоками, а также с целью борьбы с оползнями. Такие насаждения создают в каждом случае по специально разработанному проекту.

2.3. Снегозащитное озеленение создают для защиты дорожного полотна от снежных заносов. Этот вид озеленения применяют в виде одной или нескольких полос, а при небольших объемах снегоприноса - в виде живых изгородей из ели или кустарников.

Снегозащитная лесная полоса состоит из нескольких рядов деревьев и кустарниковой опушки, расположенной с полевой стороны. Живая изгородь представляет собой густую двухрядную посадку деревьев или кустарников, которой путем систематической стрижки придают определенную высоту, плотность и форму.

По своему действию снегозащитные посадки представляют собой объемную преграду, внутри и вблизи которой снижается скорость ветра и происходит отложение снега.

2.4. Пескозащитное озеленение служит для защиты автомобильных дорог от песчаных заносов и включает создание древесно-кустарниковых насаждений (по схемам, аналогичным снегозащитным), а также закрепление прилегающих к дороге песков посевом трав.

Пески закрепляют растительностью: по обе стороны дороги, если ось совпадает с направлением движения песков или составляет с ним угол меньше 30°; только с наветренной стороны дороги, если пески имеют явно выраженное наступательное движение, направленное под углом большем 30° к оси дороги, и заносы с противоположной стороны невозможны.

При закреплении песков растительностью вспомогательными средствами, приостанавливающими движение песков на период прорастания семян и укрепления корневой системы растений, служат механические защиты, розлив вяжущих материалов или другие способы фиксации поверхности песков.

2.5. Шумо-газо-пылезащитное озеленение создают на участках дорог, проходящих через населенные пункты или вблизи них, рядом с территориями курортных зон, лечебных заведений, заповедников, заказников, национальных парков, а также через угодья, предназначенные для выращивания ценных сельскохозяйственных культур и др. Такой вид озеленения представляет собой плотную многорядную посадку специально-подобранных древесно-кустарниковых пород и является эффективным препятствием на пути распространения шума, выхлопных газов и скапливающейся на дорожном покрытии пыли.

2.6. Декоративное озеленение преследует цель усиления связи автомобильной дороги с окружающей природой. Оно включает в себя не только посадку новых деревьев и кустарников, но и сохранение на придорожной полосе существующей растительности, дополнение ее новыми посадками, органически в соответствующее окружающему ландшафту или маскирующие непривлекательные места.

Вместе с тем декоративные посадки применяют и для обеспечения безопасности движения: обозначение трассы дороги на большом расстоянии, особенно за пределами фактической видимости поверхности проезжей части; предупреждение водителей о примыканиях и перекрестках; защита от бокового ветра и др.

По выполняемой роли и расположению декоративные посадки разделяют на основные посадки вдоль дороги (аллейные или рядовые), групповые посадки и смешанные (т.е. сочетающие основные и групповые посадки).

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОЗЕЛЕНЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

3.1. Требования к защитному озеленению.

3.1.1. Противоэрозионное озеленение.

3.1.1.1. При создании противоэрозионного озеленения в виде плотного и прочного дернового слоя на прибровочной полосе обочин (0,5 м), на откосах и в полосе отвода автомобильных дорог руководствуются следующими требованиями:

- для образования устойчивых дерновых покрытий следует использовать наиболее перспективные виды трав, эколого-биологические свойства которых соответствуют почвенно-климатическим условиям местности (агроклиматическое районирование территории Российской Федерации приведено в Приложении 1, а рекомендуемый перечень основных типов травосмесей для создания дернового покрытия - в Приложении 2);

- используемые травосмеси должны обеспечивать полное покрытие поверхности почвы, стойкость к биологическому старению даже в позднем возрасте, устойчивость к болезням и вредителям, достаточную зимо- и морозоустойчивость, способность самовозобновляться без помощи или с минимальным участием человека, минимальные требования к уходу;

- прибровочные полосы обочин, откосы насыпей и выемок, а также другие места в придорожной полосе, где предусматривают создание травянистого покрова, должны быть соответствующим образом подготовлены: очищены от посторонних предметов, строительного мусора, металлолома и др., нежелательной растительности (должны быть также выкорчеваны пни); однако во всех случаях необходимо предусматривать сохранение существующего плодородного слоя почв (в случае, если верхний растительный слой почв отсутствует, его завозят с других мест и укладывают слоем толщиной 15-20 см с последующей планировкой);

- при подготовке участка к посеву трав на распланированный ровным слоем растительный грунт (в осенний период) вносят необходимое количество органических и минеральных удобрений и вспахивают на полную глубину, благодаря чему создаются условия, способствующие уничтожению сорных растений и сохранению влаги в растительном слое; на завершающем этапе подготовительных работ необходимо подготовить "семенное ложе", т.е. поверхность, куда попадают семена при посеве (семена должны попасть на плотное ложе, прикрытое тонким слоем рыхлой почвы);

- посев семян должен выполняться в оптимальные сроки, которыми для большинства районов России является ранняя весна и ранняя осень (оптимальные осенние сроки обычно совпадают с принятыми в данном районе сроками посева озимых зерновых, в районах центра европейской части - это 10-25 августа);

- семена следует высевать только в безветренную погоду, обеспечивая равномерность рассева с помощью специальных разбросных сеялок, в т.ч. и ручных, целесообразно использовать метод гидропосева (Приложение 3), при котором распределение семян осуществляется струей специальной эмульсионной смеси;

- после посева разбросными сеялками семена должны быть заделаны с помощью грабель с заостренными зубьями, а еще лучше - проволочными граблями, затем рекомендуется покрыть засеянные участки тонким слоем (0,5-1,0 см) перегноя или торфа, не содержащих сорняков (на тяжелых почвах целесообразно добавлять песок); покрытые участки должны быть обязательно прикатаны легким ручным катком;

- при использовании травосмесей соблюдают тот же порядок с той лишь разницей, что сначала высевают смесь крупных семян, а после их заделки граблями - смесь мелких семян, которые заделывают на меньшую глубину;

- при посеве семян на откосах в целях предохранения их от смыва засеянные и прикатанные участки следует покрывать рогожами или мешковиной, что способствует также ускорению появления всходов (при использовании метода гидропосева эта операция не требуется);

- при необходимости создания травяного покрова на небольших площадях (например, на откосах у оголовков труб и др.) можно использовать метод одерновки, при котором получают защитно-декоративное покрытие в более короткие сроки по сравнению с посевом семян, однако этот способ отличается более высокой трудоемкостью и стоимостью;

- уход за травянистым покровом заключается в периодическом осмотре, выявлении и устранении дефектов, в соблюдении режима полива, соответствующих условий внесения удобрений, частоты и высоты скашивания травы: в первый год выявляют незасеянные участки и места, где всходы изрежены или отстают в росте, и устраняют причины плохого состояния посева, а также осуществляют пересев на соответствующей площади; в этот же период при длительном отсутствии дождей необходимо производить вегетационные поливы при расходе воды 1-2 м на 100 м; пока не образовалась прочная дернина обязательным является осмотр откосов после ливневых дождей; обнаруженные промоины засыпают грунтом и засевают травами; если растения развиваются плохо и имеют бледно-зеленный или желтоватый цвет, необходимо производить подкормку их смесью минеральных удобрений из расчета (кг/100 м); азотных 1,5-2, фосфорных 2-3, калийных 1,5-3 (подкормку и полив рекомендуется осуществлять гидросеялкой); в первый год жизни травы необходимо скашивать на одну треть при достижении ими высоты 20-30 см не дожидаясь цветения (но не более двух раз в год, чтобы не ослабить растение), на второй и последующие годы скашивание выполняют по мере необходимости, поддерживая высоту травостоя не более 15 см (последнее скашивание производят не позднее чем за месяц до наступления заморозков).

3.1.2. Снегозащитное озеленение.

3.1.2.1. К снегозащитному озеленению предъявляют требования: по подбору древесных и кустарниковых пород; по конструкции снегозащитной полосы; по расположению полосы относительно дороги; по технологии закладки и ухода за насаждениями.

3.1.2.2. Подбор древесных и кустарниковых пород осуществляют с учетом их снегозащитных свойств, биологических особенностей, а также лесорастительных условий местности. Из этих свойств наиболее важными являются густое ветвление и плотность крон в зимнее время, неподверженность снеголому, интенсивное возобновление побегов после рубки и обрезки, хорошее порослевое возобновление, быстрый рост в первые годы после посадки. Вместе с тем следует учитывать солевыносливость и газоустойчивость подбираемых пород.

Рекомендуемый ассортимент основных пород и область их применения приведены в Приложении 4, характеристики основных древесных пород и кустарников по степени солевыносливости и газоустойчивости в Приложениях 5 и 6.

3.1.2.3. Снегозащитная полоса должна иметь плотную (не продуваемую) конструкцию. Обязательным элементом каждой полосы должна быть густая двухрядная кустарниковая опушка.

Конструкция полосы определяется типовой схемой снегозащитных насаждений (см. Рис.3.1.), на основе которой выбирается рабочая схема полосы для каждого конкретного случая. Рабочую схему составляет проектная организация. Она определяет состав древесных и кустарниковых пород, их размещение по рядам, а также количество рядов, ширину междурядий и размещение растений в рядах.


Рис.3.1. Типовые схемы снегозащитных лесных насаждений вдоль автомобильных дорог
при объеме снегопереноса (м /м)

а - до 25: б - до 50; в - до 75; г - до 100;
д - до 125; е - до 150; ж - до 200; з - до 250.

- низкие кустарники - низкокронные деревья
- высокие кустарники - высококронные деревья

В Приложении 7 в качестве справочного материала приведено районирование территории России по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах, в котором представлены объемы снегопереноса, характерные для той или иной территории субъектов РФ, что является полезным ориентиром для проектировщиков.

3.1.2.4. Расстояние между соседними рядами деревьев и кустарников в лесной полосе должно быть одинаковым и в благоприятных лесорастительных условиях принимается 2,5 м, а в тяжелых условиях 3-3,5 м. Расстояние между растениями в ряду допускается в пределах 0,5-1 м.

3.1.2.5. Расстояние от бровки земляного полотна до придорожной снегозащитной полосы, ширина лесных полос и величина разрывов между полосами при объемах снегоприноса до 250 м/м определяются по рис.3.1. и таб.3.1.

Размещение лесных полос в зависимости от объема снегоприноса

Расчетный объем снегоприноса,
м /м

Расстояние от бровки земляного полотна до
лесонасаждений,
м

Одной из важнейших задач градостроительства является озеленение улиц и площадей, которое выполняют в соответствии с современными санитарно-гигиеническими и эстетическими нормами. Как в новых, так и в реконструируемых городах создается целая система зеленых насаждений. Растения положительно влияют на микроклимат, их используют в борьбе с городским шумом, загрязнением атмосферного воздуха, для защиты от ветров, укрепления грунтов и осушения территорий. Озеленение является одним из элементов архитектурного ансамбля улиц и площадей города.
Существует несколько приемов озеленения улиц, которые можно свести к следующим схемам: расположение посадок между проезжей частью и тротуаром в один, два ряда и более (рис. 31); озеленение разделительной полосы проезжей части при одностороннем движении; расположение одно- и многорядных посадок между тротуаром и застройкой; различные сочетания озеленения на широких улицах (рис. 32) при расположении на них магистральных дорог и местных проездов, бульваров и газонов.

Озеленение и искусственное освещение улиц

Озеленение и искусственное освещение улиц


При выборе приема озеленения можно руководствоваться следующими рекомендациями. Озеленению подлежат в первую очередь улицы с наибольшей интенсивностью движения пешеходов и транспорта, а также улицы, находящиеся вблизи промышленных предприятий, которые выбрасывают в воздух дым, пыль и прочие загрязнения.
При недостаточной ширине улицы с интенсивным движением транспорта предпочтение должно отдаваться посадкам между проездом и тротуаром, а на улицах с небольшим движением — посадкам вдоль фасадов, если это требуется по условиям инсоляции. На улицах с интенсивным движением автотранспорта, а также на улицах городов, где дуют сильные ветры, наибольшее применение должны найти плотные посадки между проезжей частью и тротуаром.
Можно применять асимметричные по высоте и размещению посадки, что не противоречит архитектурному решению. При недостаточной ширине улиц при посадке одного ряда деревьев можно чередовать невысокие (для защиты тротуаров) и высокие (для защиты фасадов зданий) деревья. Чтобы повысить эффективность насаждений в борьбе с загрязнением воздуха и шумом, во всех типах озеленения улиц следует широко внедрять посадку кустарников между тротуаром и проездом.
В городах южных широт наиболее приемлема линейная посадка деревьев с широкой и плотной кроной, способствующая затемнению наиболее облучаемых тротуаров и фасадов зданий. Интервалы между деревьями должны обеспечивать проветривание во избежание застоя воздуха под кронами деревьев (что особенно важно в южных широтах).
На улицах городов средних и северных широт в полосах насаждений должны быть предусмотрены интервалы для временного размещения снега.
На перекрестках и поворотах улиц посадки не должны мешать пешеходам и водителям видеть дорогу и движущийся транспорт. При интенсивном пешеходном движении на улицах недостаточной ширины допускается посадка деревьев на тротуаре. В рядовых посадках вдоль тротуаров не следует применять породы деревьев с поверхностной и сильно разветвленной корневой системой (во избежание повреждений тротуаров).
В городах средних и северных широт следует высаживать деревья в возрасте не менее 12 лет, а в городах южных широт — в возрасте от 7 лет, возраст кустарников должен быть не менее 4—5 лет.
Одним из важнейших элементов благоустройства города является наружное освещение улиц, дорог и площадей. Оно служит для обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов в вечерние и ночные часы, а также для выявления архитектурно-художественных форм зданий и сооружений, придавая городу в вечерние часы нарядный вид.
По своему назначению световые установки используют: для уличного освещения, основной целью которого является создание на улицах, площадях, проездах, бульварах достаточной и равномерной освещенности, необходимой для безопасности движения транспорта и пешеходов; рекламного освещения, предназначенного для информации населения города, освещения витрин, магазинов, павильонов, киосков; сигнального освещения, куда входят световые указатели остановок городского транспорта, светофоры, островки безопасности, светящиеся дорожные знаки, архитектурно-художественного освещения и т. п.
В состав элементов освещения входят воздушные и кабельные сети, фонари, трансформаторные и фидерные подстанции. Фонари состоят из одного или нескольких светильников, прикрепленных к опоре держателями. Обычно конструкция фонарей проста, удобна в эксплуатации и долговечна. У светильников, как правило, имеются не лампы накаливания, а газоразрядные электроисточники, высокоэкономичные и долговечные в эксплуатации. Для этой цели стали применять люминесцентные, ртутные и ртутно-люминесцентные лампы, а затем ксеноновые и натриевые. Новая более мощная осветительная техника, а также переход к нормированию не минимальной горизонтальной освещенности, а яркости проезжей части допускает неодинаковые расстояния между устанавливаемыми опорами. Это улучшает облик улиц, а стремление уменьшить количество фонарей является тенденцией современного уличного освещения. При этом нормативная яркость покрытия достигается применением мощных источников света. Применение ламп с большей световой отдачей и вызванная этим замена многорожковых кронштейнов одно- и двухрожковыми дает возможность облегчить стойку фонаря.

Озеленение и искусственное освещение улиц

Читайте также: