Озимые побило градом и колхозникам пришлось заново засевать

Обновлено: 05.10.2024

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. На красноватый фон обожжённой глины художник наносил грунт рисунок и орнамент и заливал поверхность сосуда лаком .
  2. Под лунным сиянием развёртывалась перед нами вся ширь с лугами и холмами и было видно далеко окрест .
  3. Но не только к своим родственникам но и ко всем людям автор присматривался с нескрываемым любопытством .
  4. Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир и всё нам тогда казалось ярким .
  5. Вечером прошёл первый майский дождь и прогремела гроза.

📕 Источник: ЕГЭ 2022. Русский язык. 36 вариантов. Под редакцией И. П. Цыбулько.


Задание 17 № 5113

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

За полем , засеянным рожью , только что зацветшею , виднелась небольшая деревенька.

Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.

Дублирует задание 3865.

Правило: Задание 17. Обособление определений и обстоятельств

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В за­да­нии 16 от уча­щих­ся требуется уме­ние видеть обособ­лен­ные и не­обособ­лен­ные второстепенные члены пред­ло­же­ния и рас­став­лять запятые в пред­ло­же­ни­ях с обособлением. При том, что обособ­лять­ся могут все вто­ро­сте­пен­ные члены, в дан­ное задание вклю­че­ны лишь слу­чаи обособления/необособления опре­де­ле­ний и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)

16.1 Обособленные определения. Основные понятия.

Обособленные определения — это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения.

Следовательно, необособленные — не выделенные запятыми и интонацией .

Вы­ра­жа­ют­ся как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения чаще всего* полными фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно со­гла­су­ет­ся в роде, числе и па­де­же со своим глав­ным сло­вом (= ГС). Как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения обозначают при­знак предмета (главного слова).

* Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.

Если у опре­де­ле­ния нет зависимых слов, то это одиночное определение .

Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, его на­зы­ва­ют распространённым . Самый яркий при­мер распространённого определения— при­част­ный обо­рот (=|ПО|) .

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном предложения — определением.

Если опре­де­ле­ний несколько, то они могут быть однородными , если они от­но­сят­ся к од­но­му члену пред­ло­же­ния и между ними есть (или можно вста­вить) союз И или есть запятые;

и неоднородными , если от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния и между ними нет или нель­зя вста­вить союз И или нет запятых.

Приведём при­ме­ры распространённых од­но­род­ных определений, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми оборотами:

Пример 3: Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.

Схема: ГС +(ПО и ПО) .

Как видите, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ставится, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных членах, соединённых оди­ноч­ным со­ю­зом И.

Пример 4: В сле­ду­ю­щем при­ме­ре распространённые определения не яв­ля­ют­ся однородными, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам предложения:

Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим — сосед.

Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если вы­бро­сить оба оборота, пред­ло­же­ние не сломается: Маль­чиш­ка и сосед ока­за­лись папой и сыном. За­пя­тая под но­ме­ром 1, таким образом, нужна не для од­но­род­ных определений, а для гра­ни­цы пер­во­го при­част­но­го оборота.

16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособ­ле­ния определений

Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.

Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.

Причастный (определительный) обо­рот всегда обособляется, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.

Пример 5: Человек, |не пом­ня­щий прошлого| , ли­ша­ет себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.

Пример 6: Были слыш­ны звуки, |похожие на стоны деревьев| .Схема: ГС+ОО.

Обособился определительный обо­рот, стоящий после после глав­но­го слова

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС в приведённых предложениях:

Пример 7. |Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего. Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

Пример 8. Были слыш­ны |похожие на стоны деревьев| звуки.Обособления нет. Схема: ОО+ГС

Обратите внимание: Нет такого правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.

16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособ­ле­ния определений

Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.

1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед опре­де­ля­е­мым словом , если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки .

Пример 9: |Измученная мно­го­днев­ной засухой| , земля жадно уто­ля­ла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была из­му­че­на засухой.) Схема: ПО+ГС.

Пример 10: | Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.

Пример 11: Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.

Если зна­че­ния причины нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным. (Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет, действует базовое правило.)

2.Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.

Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.

Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбе­жал в комнату.

Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами , он принялся перечитывать опять свои книги.

Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:

Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.

Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.

Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.

3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой), стоящие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Пример 16 Мартовская ночь, об­лач­ная и туманная , оку­та­ла землю.

Пример 17 Весенний дух, весёлый и беспутный , ходил повсюду.

Обращаем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся предложения с двумя−тремя при­част­ны­ми (определительными) оборотами, что услож­ня­ет процесс вы­де­ле­ния их границ. При этом может получиться, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за другом, либо встра­и­ва­ют­ся один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.

Приведём при­ме­ры разбора наи­бо­лее трудных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИМЕР 1. Из­да­ли он уви­дел дом, |не­по­хо­жий на дру­гие| , |по­стро­ен­ный каким-то ита­льян­ским ар­хи­тек­то­ром| .

ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо, уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами.

16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия

Обособленные об­сто­я­тель­ства — это оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты . Де­е­при­ча­стие — осо­бая форма глагола, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сделав?, от­но­сит­ся всегда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет добавочное дей­ствие по от­но­ше­нию к основному. Например, в пред­ло­же­нии Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке , Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы , сел, ожи­дая две­на­дца­ти. вы­де­лен­ные слова — деепричастия, подчёркнуты как об­сто­я­тель­ства вместе с за­ви­си­мы­ми от них словами, то есть де­е­при­част­ны­ми оборотами (=ДО)

16.2.1 Основное пра­ви­ло обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных оборотов, оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты вы­де­ля­ют­ся запятыми всегда, не­за­ви­си­мо от места их расположения .

Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.

16.2.2 Особые случаи. По­ста­нов­ка запятых при не­сколь­ких сказуемых или не­сколь­ких оборотах (одиночных деепричастиях).

Сложность за­да­ний состоит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные комбинации со­че­та­ний обособленных об­сто­я­тельств и сказуемых. Например, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты подробнее.

1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.

Пример 1. В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и, осторожно стрях­нув его со­дер­жи­мое в руку , завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

2. Если к од­но­му сказуемому от­но­сит­ся несколько ДО , то есть при со­че­та­нии деепричастных оборотов, знаки пре­пи­на­ния между ними рас­став­ля­ют­ся так же, как и при од­но­род­ных членах предложения:

Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все под­дер­жи­вая голову ла­до­нью левой руки , а правой тихо дер­гая свой бурый ус . В пред­ло­же­нии три од­но­род­ных обособленых обстоятельства, от­но­ся­щих­ся к одному сказуемому, за­пя­тые перед И и перед А стоят/не стоят по пра­ви­лу однородных членов.

3. Де­е­при­част­ные обороты, от­но­ся­щи­е­ся к разным глаголам-сказуемым, вы­де­ля­ют­ся по отдельности:

Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , мед­лен­но направился к груде угля и, аккуратно под­сте­лив полу шинели , сел на боль­шой кусок антрацита. Ска­зу­е­мых два, к каж­до­му относится свой де­е­при­част­ный оборот.

Если рядом сто­я­щие деепричастные обо­ро­ты относятся к раз­ным глаголам-сказуемым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их состав, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся отдельно:

Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде ци­би­ков чая , и, бесцельно по­гля­ды­вая вокруг себя , барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте. Извлечём ДО, чтобы убе­дить­ся в вер­ной постановке зна­ков препинания. Он стоял и барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте.

Под урожай текущего года, по данным регионов, озимыми культурами засеяно 19 млн га. По информации Росгидромета, в хорошем и удовлетворительном состоянии находились около 97% посевов, что выше прошлогоднего уровня, пояснили в Минсельхозе.

Прогнозы на 2022 год

Вся посевная площадь в 2022 году, по прогнозу Минсельхоза РФ, составит 81,3 млн га, что на 0,9 млн га превышает уровень 2021 года. В том числе яровой сев будет проведен на 53,6 млн га. Планируется увеличить посевы зерновых и зернобобовых, кормовых культур, сои, сахарной свёклы, овощей и картофеля в организованном секторе.

"Подготовка к весенним полевым работам проходит штатно, российские аграрии обеспечены всеми необходимыми материально-техническими ресурсам", - заключили в Минсельхозе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очевидно, для оценки того или иного языкового явления одной логики мало. Существуют другие критерии, которые сильнее всякой логики. Мы можем сколько угодно доказывать себе и другим, что то или иное слово и по своему смыслу, и по своей экспрессии, и по своей грамматической форме не вызывает никаких нареканий. И всё же по каким-то особым причинам человек, который произнесёт это слово в обществе образованных, культурных людей, скомпрометирует себя в их глазах.

Как бы ни были убедительны доводы, при помощи которых я пытался оправдать склоняемость слова пальто, всё же едва я услыхал от одной очень милой медицинской сестры, что осенью она любит ходить без пальта, я невольно почувствовал к ней антипатию.

И тут мне сделалось ясно, что, все свои попытки защитить эту, казалось бы, совершенно законную форму, я всё же в глубине души не приемлю её. Ни под каким видом до конца своих дней я не мог бы ни написать, ни сказать в разговоре: пальта, пальту или пальтом.

И нелегко мне чувствовать расположение к любому – будь он врач, инженер, литератор, учитель, студент, кто скажет при мне: – Он смеялся в мой адрес. Или: – Матеря́ пришли на выборá. Что же касается таких форм, как пока, я пошёл, вроде дождик идёт и др., их, несомненно, пора амнистировать, потому что их связь с той средой, которая их породила, успела уже всеми позабыться, и, таким образом, из разряда просторечных и жаргонных они уже прочно вошли в разряд литературных, и нет ни малейшей нужды изгонять их оттуда. (По К.И. Чуковскому)

1) Использование автором лингвистических терминов (логика, скомпрометировать, антипатия) и примеров-иллюстраций (пока, я пошёл, вроде дождик идёт и др.) свидетельствует о том, что текст относится к научному стилю.

2) Вводные слова, используемые в тексте, указывают на источник информации.

3) В тексте присутствуют оценочные выражения (сильнее всякой логики, не вызывает нареканий) и метафоры (их пора амнистировать, нет нужды изгонять), помогающие автору передать личное отношение к явлениям, о которых он размышляет.

4) О том, что текст относится к научному стилю, свидетельствует использование точных слов и выражений, заимствованных из юридической практики (сколько угодно доказывать; эту, казалось бы, совершенно законную форму; пора амнистировать).

5) Автор текста даёт оценку рассматриваемому явлению, что характерно для публицистики.

2. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем абзаце текста. Запишите этот предлог.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в четвёртом абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РАСПОЛОЖЕНИЕ, -я, мн. нет, ср.

1. Действие, связанное с размещением, созданием последовательности. Занялся расположением мебели в комнате по-новому.

2. Порядок размещения чего-нибудь. Р. комнат в доме. Р. фигур на шахматной доске. Р. слов в предложении.

3. Хорошее, благоприятное отношение к кому-чему-нибудь, симпатия. Я всегда чувствовал его расположение ко мне.

4. Настроение, желание, охота. У меня нет расположения ехать завтра.

5. Наклонность к чему -нибудь, восприимчивость. Р.к болезням.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

принУдить навралА накренИтся опошлИть кУхонный

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Только самые усердные и ПАМЯТЛИВЫЕ телезрители способны перечислить все детективные сериалы, предлагавшиеся телеканалами за последние два месяца.

Из цинкового бачка с перекошенной крышкой достала она ветхие тряпочки и ОБРЫВКИ простынь.

Хотелось нам купить ковровую дорожку в тон шторе, но найти не смогли и купили домотканый половичок БОЛОТНОГО цвета.

КОРНЕВОЙ перелом в ходе Великой Отечественной войны был вместе с тем переломом в ходе Второй мировой войны.

Эти люди, одержимые мечтой о насильственном перевороте, чтобы переделать мир по-своему, совершают ЗВЕРСКИЕ преступления и гибнут позорным образом.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное вами слово.

В процессе подготовки к соревнованиям особое значение следует уделять дозированию нагрузки на организм: неконтролируемая интенсивность движений может нанести спортсмену вред.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ДЕВЯНОСТА рублями много КУШАНИЙ не УРОНЯЯ достоинства ГЛУПЕЙШИЙ вымысел показался из СУМЕРЕК

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Д. ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Для неё окружающие были чем –то вроде говорящих шкафов, которые по непостижимым причинам появлялись рядом с ней и по таким же непостижимым причинам исчезали.

2) Каждый, кто хоть раз встречал рассвет в горах, помнят это ни с чем не сравнимое ощущение чуда.

3) Думаю, что только те могут судить о поступках жертв режима, кто способен так же, как они, выносить испытания.

4) Платёжный документ направляется клиенту в тот же день, если документ поступил в операционное время, либо не позже следующего рабочего дня при поступлении документа по истечению операционного времени.

5) Подлетая к берегу и снова пропадая среди свинцовых волн, с трудом борясь с ветром, со стороны Игарки медленно перемещалась открытая моторная лодка.

6) То, насколько успешным будет образование, зависит не столько от программы, уровня преподавания и наличия современного оборудования, но и от самого студента, его способностей и усилий.

7) Только пройдя с человеком долгий путь, может родиться уверенность в том, что он не подведёт и не бросит в беде.

8) Требовать от неё признания было бы так же глупо, как ожидать от идущего пешехода по асфальту чувства признательности к проложившим дорогу рабочим.

9) Успех был достигнут благодаря прагматичной политике, подчинённой главным образом интересам внутреннего развития страны и ориентированной на продолжение диалога и сотрудничества с внешним миром.

1) побрякушка, горчить, затрепетал

2) поправлять, горевать, связующий

3) попадание, угорелый, багровый

4) склониться, смотритель, остановка

5) потрясение, достигать, напряжённый

1) от..скать, пред..нфарктный, небез..нтересный

2) пр..ступить (к задаче), пр..вратник, пр..ёмник

3) в..юнок, ин..екция, кол..е (с бриллиантами)

4) бе..вкусный, и..возчик, бе..дрожжевой

5) р..скусил, пр..исторический, п..ддать (жару)

1) выход..ц, рассе..вать

2) забывч..вый, буш..вать

3) ливн..вый, красн..нький

4) неряшл..вый, укач..вать

5) горош..нка, устойч..вый

1) рокоч..т (трубы), хлещ..щий (ливень)

2) колебл..шься, обезоруж..нный

3) засева..мый, поддерж..шь

4) раскрас..в, (он) выдел..т (участок)

5) вылеч..вший, поду..шь

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

На выпускном вечере даже мальчики всхлипывали, (НЕ)СТЕСНЯЯСЬ слёз. К внесюжетным элементам произведения относятся вставные эпизоды, рассказы и отступления, (НЕ)ОКАЗЫВАЮЩИЕ прямого влияния на развитие действия.

Если результаты анализов признаются полностью (НЕ)ИНФОРМАТИВНЫМИ, врачи могут предложить диагностическую операцию.

Окончательно (НЕ)УСТАНОВЛЕННЫЕ расценки публиковать в официальном прайсе нельзя.

Если ученик привык организовывать своё время, в вузе ему будет учиться (НЕ)ТРУДНЕЕ, чем в школе.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В (ТО)ЖЕ время Пушкин (В)ТАЙНЕ подыскивал себе секунданта. (С)НАЧАЛА упражнения показались ему не (ПОД)СИЛУ.

(НА)УТРО выпал снег, (ПО)ЭТОМУ Волга стала совсем белой.

Он всегда приходил (НА)ВСТРЕЧУ в тёмных очках, ЧТО(БЫ) собеседники не могли видеть его глаза.

(В)ТЕЧЕНИЕ месяца они обедали (В)ПЯТЕРОМ за одним столом.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Запишите цифры в порядке возрастания.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Новый дом получился в плане зодчества весьма прогрессивным для той эпохи и оттого на редкость красивым.

2) В волнении она то расплетала то вновь сплетала и завязывала косу.

3) Сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона и та же сумма этих произволов в конце концов Наполеона уничтожила. (По Л.Н.Толстому)

4) Мысль вдруг оборвалась и заменилась каким-нибудь неожиданным представлением и не было сил возвратиться к ней.

5) Уже второй день его мучил кашель и всё тело его знобило и лихорадило попеременно.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Скинув платье (1) и (2) надев кофту (3) она (4) подвернув ноги (5) села на постель (6) приготовленную на полу (7) и (8) не смотрясь в зеркало (9) стала аккуратно вынимать из причёски шпильки.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Что ты приходишь (1) горбатый мышонок (2)

В комнату нашу в полуночный час?

Сахарных крошек и фруктов сушёных

Нет и в помине (3) в буфете у нас.

Бедный мышонок! Из кухонь соседних (4)

Верно (5) тебя выгоняют коты.

Знаешь ли? Мне (6) мой ночной собеседник (7)

Кажешься (8) слишком доверчивым (9) ты! (Д.Б. Кедрин)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда к Пьеру подъехала карета Ростовых (1) он оглянулся на Наташу (2) сияющий, радостный взгляд (3) которой (4) обдавал его своей прелестью.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Граф ненадолго прилёг (1) и в первом часу был разбужен курьером (2) который привёз ему от Кутузова письмо (3) где говорилось (4) что (5) так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву (6) то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников (7) чтобы войска прошли через город.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Бионика – это область науки, которая связана с повторением природных особенностей в технологических конструкциях. (2)Например, при создании самолёта можно изучить крыло птицы и повторить его геометрию и структуру, чтобы соблюсти нужную аэродинамику. (3) Считается, что первым человеком, который занимался бионикой, был Леонардо да Винчи: в его дневниках сохранились чертежи инженерных устройств, принцип действия которых основан на наблюдениях за полётом птиц.

(4) Конструкторы современных поездов придают локомотиву вытянутую форму, похожую на птичий клюв. (5) Это не случайно: сама природа подарила птицам хорошую аэродинамику, чтобы они могли рассекать воздух или нырять за рыбой в толщу воды с наименьшими потерями в скорости; так и поезда могут двигаться с минимальным шумом и минимальным трением о воздух.

(6)Другой пример – в термитнике множество различных ходов, на первый взгляд хаотичных. (7) Но на самом деле они проложены таким образом, чтобы внутри термитника соблюдалась оптимальная температура воздуха даже на жаре. (8) При конструировании больших зданий важно не только рассчитывать на кондиционеры, но и не забывать о естественном притоке воздуха и его циркуляции внутри помещений. (9) И вентиляция в больших сооружениях проектируется с учётом тех принципов, которые учёные открыли, изучая ходы в термитнике.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(26)Человек, неспособный отличать красивое от безобразного, не увидит разницы между истинно прекрасным и поверхностно привлекательным. (27)И он не сможет по-настоящему познать в жизни многие высокие радости, которые полностью ощущает лишь тот, кто способен хорошо и сильно чувствовать, кто научился распознавать подлинную красоту.

*Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) — русский советский писатель, сценарист, выдающийся мастер слова, один из зачинателей детской и юношеской литературы.

24. Из предложений 15-18 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25. Среди предложений 1-5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, вводного слова, указательного местоимения и формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Список терминов:

1) парцелляция
2) эпитет
3) однородные члены предложения
4) вводные конструкции
5) цитирование
6) метафора
7) разговорная лексика
8) контекстные антонимы
9) градация

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Читайте также: