Памятки для родителей в детском саду по подготовке в школе

Обновлено: 06.07.2024

Поступление в школу – это очень волнительный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. Важно понимать, что это первый шаг во взрослую жизнь, потому что ребенок оказывается в новом для себя социуме, поэтому он должен понимать и принимать правила этого общества, чтобы дальнейшее обучение происходило без дополнительных проблем. Давайте разберемся – что же такое готовность к школе и каковы её виды и критерии?

Раньше готовность ребенка к школе оценивалась по определенному объему его знаний. Сейчас же педагоги и психологи расценивают знания не как цель, а как средство развития ребенка. Ребенок должен уметь пользоваться этим знанием, самостоятельно его добывать и анализировать.

Говоря о видах готовности к школе, можно выделить следующие:

  • психологическую готовность,
  • интеллектуальную готовность,
  • социальную готовность,
  • физическую готовность.

В связи с этим каждому родителю хочется знать, как подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Как понять, готов ли он морально к этому? Как ему помочь, если в школе он столкнется (а это наверняка произойдет) с первыми в его жизни школьными трудностями? Это очень важные вопросы, поэтому рассмотрим максимально подробно, как можно подготовить своего ребенка, чтобы его пребывание в школе было для него комфортным.


Что нужно уметь к первому классу

Существует определенный перечень простых навыков, которыми ребенок уже должен владеть перед поступлением в школу. Вот их перечень:

Подразумевается, что ребенок уже освоил все навыки и умения перед поступлением в первый класс. Безусловно, большую роль в этом в процессе играют детские сады и родители, которые должны заложить определенную базу, в рамках которой будет происходить дальнейшее обучение.


С какими стрессами ребенок может столкнуться

Когда ребенок идет в первый класс, то вполне естественно, что он испытывает волнение в связи с попаданием в незнакомую и непонятную для себя обстановку.

Все дети, которые в первый раз идут в школу, сталкиваются со следующими видами стрессов:

  • Иммунологический. Ребенок попадает в большой коллектив детей и взрослых, у каждого из которых свое состояние здоровья. Кто-то чихает, кто-то кашляет, при этом это происходит не на открытом воздухе, а в условиях закрытого пространства. Поэтому вполне естественно, что в классе, коридоре или столовой дети сталкиваются с различными вирусами.
  • Социальный. Школа – это всегда новый коллектив, где каждому приготовлена своя роль. Ребенок должен адаптироваться к новым условиям, занять определенную нишу в социуме.
  • Учебный. Здесь имеется в виду не только выполнение домашних заданий, но и необходимость спокойно сидеть на уроке положенное время, поднимать руку, когда он хочет что-то сказать или ответить на вопрос преподавателя.

В этом случае помогает предварительная подготовка в виде посещения детского сада. Поэтому если ваш ребенок не посещал его, то хотя бы за год до школы нужно отдать его в сад или в развивающий детский центр. Здесь он столкнется с примерно теми же ситуациями, что и в школе (коллектив детей, разные социальные роли, тот же учебный стресс, только в более мягкой форме).


Как понять, подготовлен ли ребенок к школе психологически

Важно говорить не только об интеллектуальной готовности ребенка к школе, но и том, насколько уровень его психологической зрелости позволяет ему учиться. От этого зависит не только его успеваемость, но и самочувствие.

О. А. Карабанова включает несколько свойств и способностей ребенка, которые демонстрируют его психологическую готовность к обучению в школе:

  • Возможность выполнения ребенком учебной деятельности под руководством педагога, а затем самостоятельно.
  • Наличие предпосылок для усвоения системы научных понятий.
  • Освоение навыков кооперации и учебного взаимодействия в отношениях с другими детьми и преподавателями.


Школа и здоровье ребенка

Физическое состояния ребенка – это еще один важный момент, который нужно учитывать при подготовке к школе.

В возрасте 6-7 лет у детей происходит ряд важных изменений в организме – это смена зубов и интенсивный рост всего организма. Не зря наиболее благоприятным возрастом для начала обучения считается 7 лет, но в ряде случаев ребенок садится за парту в возрасте 6 лет. Часто такие дети оказываются недостаточно физически развиты, чтобы выдержать все школьные нагрузки.

С точки зрения подготовки к первому классу и того, что могут сделать родители, важно отметить большое значение летнего отдыха перед учебой. Задача родителей – организовать отдых таким образом, чтобы ребенок смог отдохнуть от большого количества людей (и, как следствие, большого количества инфекций), огромного количества выхлопных газов и бытовой химии, а также общепита.

Идеальное место для этого – дом в деревне у бабушки, где минимум людей, всегда свежий воздух и полезные продукты. Если такой возможности нет, то подойдет любой загородный отдых на даче (естественно, под присмотром родителей). В таких условиях ребенок будет физически развиваться, у него нормализуется работа сосудов и сердца, он полноценно отдохнет и окрепнет перед долгим учебным годом.


Как подготовить ребенка к школе: советы родителям

В то время, когда детей не учили писать и читать до школы, они воспринимали школу и поступление в 1 класс как нечто особенное и волнительное для них событие. Дети буквальным образом ощущали смену своего статуса – с дошкольника на школьника. Это был настоящий прогресс в развитии их личности, потому что именно в школе они начинали обучаться чтению, письму и другим школьным навыкам.

Еще каких-то 40-50 лет трудно было представить ребенка, который не хотел идти в школу. Сейчас же таких детей становится все больше. В чем же может быть причина? Дело не в пресловутой разнице поколений, которой так привыкли апеллировать многие люди, не знакомые со всей спецификой. Дело в том, что граница между детским садом и школой, дошкольным и школьным возрастом, постепенно размылась. Получается, что писать и читать их уже научили в детском саду, поэтому дети задаются резонным вопросом – а чем же мы будем заниматься в школе? Они понимают, что в первом классе они будут заниматься примерно тем же, чем они занимались в детском саду. Соответственно, у современных детей элементарно пропадает мотивация к учебе еще до поступления в школу.


В таком случае родителям помогут рекомендации, как правильно подготовить ребенка к школе и сохранить в нем мотивацию к учебной деятельности. В первую очередь, нужно создать четкий переход между поступлением в первый класс и тем, что было до этого. Не нужно излишне перегружать ребенка чередой домашних заданий по изучению математике, чтению и другим навыкам – в школе его всему научат если, повторимся, в нем сохранится мотивация к обучению. Важно сконцентрировать его внимание не только на обязанностях, которые он должен будет выполнять, но и на каких-то приятных вещах, которые ждут его в школе.

Наступил сентябрь, скоро во всех группах начнутся родительские собрания. В прошлом году для своих родителей (подготовительная группа) распечатывала цветные буклеты с подсказками для подготовки детей к школе. Решила с вами поделиться, вдруг кому-нибудь пригодиться.

Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе

• Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю, занятия желательно проводить в одно и то же время.

• Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.

• Рисовать (писать, читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.

• Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.

• Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.

• Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.

• Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.

• Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

• Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

Памятка для родителей по подготовке детей к школе

• Избегайте больших нагрузок на ребенка (несколько кружков, секций и прочих занятий).

Не допускайте резких изменений в жизни ребенка: во внутреннем устройстве дома, режиме дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развлечений ребенка, общения с прежними друзьями и проч. (во время перехода из детского сада в школу).

• С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже будет посещать школу – заранее (в подготовительной группе) готовьте ребенка к ним: регулярно, примерно в одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой, конструированием, развивающими играми и проч.). Это будет развивать усидчивость, привычку к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.

• Оптимизируйте свои детско-родительские отношения : необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками: если у ребенка возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников.

Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем разнообразнее опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных самостоятельных действий, следовательно. У него больше возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк; стихи, сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино и проч.).

Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребенка и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом. Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

• Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и внедряйте это в жизнь, а если возникают сомнения – приходите к специалистам и консультируйтесь, даже если Вам кажется, что это того не стоит.

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу :

. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т. д.)

15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17. Различать гласные и согласные звуки.

18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,

прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.

22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Подсказки для родителей детей 2–3 лет. Норма речевого развития от 2 до 3 лет. Как избежать задержки развития речи. Презентация Норма речевого развития от 2 до 3 лет. Ребёнок этого возраста, с которым с первых месяцев жизни активно общались, занимались родители, свободно.




Поступление ребёнка в школу является переломным моментом между дошкольным и школьным возрастом. Для успешного обучения в школе необходима не только умственная, нравственно-волевая, но и прежде всего физическая подготовка.
Физическая готовность к школе.
Физическое созревание организма (хорошая осанка, зрение, развитие мелких групп - мышц развитие кистей рук, координация движений в соответствии с возрастной нормой).
Устойчивость к нагрузкам.
Гибкость в адаптации к новому режиму.
Совет: организуйте распорядок дня (стабильный режим, полноценный сон, прогулки на воздухе).
Умственная готовность детей к школе.
Определяется познаниями ребенка об окружающем мире. У ребенка должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности:
-принимать учебную задачу: желание выполнить задачу, поставленную педагогом и понимать то, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания;
-обобщать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки;
-понимать смысл и последовательность событий (на картинках, в рассказе, в жизни);
-иметь элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, уметь им пользоваться;
-делать простой логический вывод;
-копировать буквы, цифры, фигуры, соблюдая размерность всех элементов;
-ориентироваться в пространстве (верх-низ, вправо-влево, вперед–назад);
-механически запоминать 10 не связанных между собой слов при 4-кратном повторении;
-находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу;
-хорошо манипулировать мелкими предметами, не испытывать затруднений при рисовании;
- уметь правильно держать карандаш, видеть клетку в тетради, проводить заданные линии, копировать рисунки и фигуры.
Мотивационная готовность к школе.
Это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником. Формирование школьной мотивации происходит в детских играх, на занятиях с педагогами, в общении со взрослыми и сверстниками.
Психологическая готовность к школе.
Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Созревание эмоционально – волевых процессов (способность делать не только, что хочу, но и то, что надо; не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно; умение сосредоточиться, управлять эмоциями; адекватная самооценка, положительный образ себя).
Умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность общения со взрослыми и другими детьми.



Навыки первоклассника:
К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:
- мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
- причёсываться (своей расчёской);

- мыть ноги перед сном тёплой водой;
- утром и вечером чистить зубы;
- при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
- умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
- пользоваться носовым платком;
- быстро одеться, раздеться, убрать постель;
- содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
- содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ;
- при входе в помещение вытирать обувь;
- переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
- при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.




Памятка для родителей первоклассников.
Обязанности родителей:
1.Обеспечить получение общего образования детей.
2.Соблюдать правила внутреннего распорядка школы, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся.
3.Соблюдать порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией, обучающимися и их родителями.
4.Уважать честь и достоинство обучающихся и работников школы.
Права родителей:
1.На выбор школы, языка, языков образования.
2.Преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
3.На ознакомление с локальными актами школы, образовательными программами, методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, оценками успеваемости своих детей.
4.На получение информации о всех видах планируемых обследований, давать согласие на проведение или участие в обследованиях, отказываться и получать информацию о результатах обследований.
5.На согласие или несогласие предоставлять персональные данные для обработки (свои и ребёнка).
6.На добровольное согласие или отказ участвовать в привлечении дополнительных средств на нужды школы.
Летние каникулы обязательно следует проводить с пользой для детей, а для будущих первоклассников это актуально вдвойне.



Как развивать мелкую мускулатуру ребёнка:
- лепка из теста, пластилина, глины;
- скатывание шариков из салфеток, катание шариков, бусин разного диаметра, камешков;
- нанизывание бусин, пуговиц на нитки;
- штриховка в разных направлениях простым и цветными карандашами, рисование, раскрашивание мелом, красками, фломастерами;
- работа с ножницами (вырезание по шаблону, гармошкой);
- конструирование из бумаги (оригами), работа с иглой;
- пальчиковая гимнастика;
- рисование узоров по клеточкам в тетради;
- занятия на стадионе на снарядах, где требуется захват пальцами.
*Занимайтесь систематически (2-3 раза в неделю), желательно в одно и то же время. Продолжительность занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
*Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
*Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
*Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий.
*Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка.
*Не ругайте, не стыдите за неудачи. Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно. Обязательно найдите, за что похвалить во время каждого занятия.
*Не заставляйте многократно повторять то, что не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.



Приятные хлопоты – важные дела!
Особую радость доставляют ребёнку покупки школьных принадлежностей. Сначала приобретите ранец. Разрешите будущему первокласснику походить с ним по комнате, повертеться перед зеркалом, похвастаться перед друзьями. Постепенно наполняйте ранец необходимыми вещами, объясняйте назначение каждой. Пусть ребёнок даже поиграет с предметами под Вашим присмотром. Подберите обложки для тетрадей, для книг, разложите всё по кармашкам. Постепенно у ребёнка проснётся интерес к новой жизни, которая его ожидает.
Надеюсь, что представленная информация будет полезна всем заинтересованным лицам.
Спасибо за внимание!






Вероника Бем

Вероника Бем

Дошкольные психологи, город Череповец

Дошкольные психологи, город Череповец

Дошкольные психологи, город Череповец

Дошкольные психологи, город Череповец

Дошкольные психологи, город Череповец

Дошкольные психологи, город Череповец

Дошкольные психологи, город Череповец

Алсу Столяренко

Спасибо, Вероника, за предоставленный материал. Очень выручил меня!

Галина Константинова

спасибо большое за материал, пригодился в работе, вам здоровья и творческих успехов

Читайте также: