Паникадило урожай в успенском соборе

Обновлено: 05.10.2024

Сто Великих Чудес Света

На века и тысячелетия застыли воплощенные в камне мечты и чаяния человечества о вечной жизни, о стремлении к божественному совершенству. Древние камни дворцов, храмов и городов рассказывают нам о великих и трагических страницах истории.

Главная цель, которую ставили перед собой составители этой книги, — внести крошечную лепту в то дело, которому посвятили свои жизни великие историки и архитекторы, строители и археологи. Рассказать об их труде и по заслугам воздать им, чтобы знали и помнили современники наши о творениях предков и людях, которые эти творения вернули человечеству.

По крупицам материальной культуры, следам на камне, остаткам фресок и изразцов археологи и историки восстановили и донесли до нас культуру и памятники исчезнувших народов, жизнь и судьбы целых цивилизаций. Их трясла лихорадка в болотах Междуречья, они изнывали от зноя в пустынях Азии и Африки, жили в бедуинских палатках, рискуя умереть от болезней, быть убитыми грабителями. Но они стойко, честно и преданно следовали долгу и знанию.

Путешествуя по древним письменам, по руинам крепостей и храмов, по улицам и площадям древних городов, мы совершаем не просто экскурс в историю любопытства ради. Это и познание человечеством самого себя, ибо без знания прошлого не просто нет будущего, без него вся жизнь зачастую теряет смысл. Эти древние города жили, торговали, бурлили ежедневными заботами, их жители строили дворцы, создавали шедевры задолго до нашей эпохи. И в этом мире родилась гигантская духовная культура, не состарившаяся и через тысячелетия. Наоборот, архитектурные творения современности во многом следуют шедеврам древности.

Открытие античных городов повлияло на европейский и русский классицизм, охвативший все виды духовной культуры. Пышные формы барокко уступили место благородной простоте и спокойному величию античного искусства и архитектуры.

Книга, которую читатель держит в руках, посвящена необыкновенным архитектурным сооружениям, самым древним уникальным постройкам и современным зданиям. Она расскажет не только о самих сооружениях, но и о той реакции, которую они вызывали у современников. Любой из читателей сам мог бы составить такую книгу, ведь древний мир оставил нам в наследство столько удивительных памятников (и не только архитектурных), что в одной книге обо всех рассказать просто невозможно.

Знаменитые города мира тем и знамениты, что любой человек может назвать их достопримечательности независимо от того, был он в этих городах или нет. Стоит только упомянуть имя французской столицы — и сразу встают перед глазами виденные в фильмах или на фотографиях огромный Лувр, знаменитый Собор Парижской Богоматери, Эйфелева башня.

И еще одна цель была у создателей этой книги. Кончается второе тысячелетие, человечество стоит на пороге третьего. Сумело ли оно достойно продолжить и сохранить те традиции, то мастерство, которое нам досталось от древних времен.

1. Египетские пирамиды

В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Эти представления оказали большое влияние на развитие и формирование стиля пирамид и гробниц, на всю архитектуру Древнего Египта в целом. Люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач своей земной жизни, поэтому благоустройство будущей гробницы играло важную роль. Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земного существования: человек и после смерти продолжает свой путь в царстве бессмертия.

Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ.

По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Погребальные жрецы произносили магические заклинания, совершали погребальные обряды и приносили жертвы. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир. Такое право имели только те рабы и слуги, которые были изображены на стенах гробницы: считалось, что фараон забирает их с собой.

Успенский Собор – главный собор столичного Кремля. Именно в нем проходили коронации на царство, здесь крестили и венчали русских царей и императоров. В этой церкви молились перед военными походами, здесь выбирали Патриархов Всея Руси. В Храме происходил земский собор 1613 года, когда на царство был выбран Михаил Романов.

История

Еще в двенадцатом столетии на месте современного собора располагалась деревянная церковь. При Иване Калите эту постройку снесли и возвели первый собор, который освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. А при Иване III было решено построить новый Храм, так как здание сильно обветшало.

Сначала строительством занимались русские зодчие, но они ошиблись в расчетах, и только что возведенное здание рухнуло. Тогда жена Ивана III, византийская принцесса София, посоветовала своему монаршему супругу обратиться к итальянским мастерам, и был приглашен знаменитый болонский архитектор Аристотель Фиорованти. Мастер не был знаком с особенностями русской архитектуры, но подошел к делу очень ответственно. Для начала он изучил Успенский Собор во Владимире (именно в этом Храме происходило Венчание на Царство до строительства Московского Собора). Только после этого Фиорованти приступил к работе.

Успенский собор Московского Кремля старое фото

Строительство производилось за рекордные для того времени сроки: уже через четыре года Храм освятили и начали первые Богослужения.

Венчания на Царство и Коронации Императоров Российских

С Успенским Собором Кремля связано множество важных моментов в истории России. Здесь Иван III разорвал в клочки Ханскую грамоту, тем самым освободив Русь от многолетнего ига. Здесь же стали проводиться Венчания на Царство, первое произошло в 1547 году, когда на престол взошел Иван Iv (Грозный).

Из важных вех истории Успенского Собора можно выделить:

  • 1547 год – Венчание на Царство Иоанна IV;
  • 1613 год – Венчание на Царство Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых;
  • 1682 год – последнее Венчание на Царство (Петр I и Иван V);
  • 1724 год – первая Коронация женщины-императрицы (Екатерина Первая);
  • 1728 год – первая Коронация Императора (Петр II);
  • 1896 год – последняя Коронация Императора.

Царские Венчания в Успенском Соборе проходили торжественно и пышно. Главным элементом была Шапка Мономаха, которая считалась символом власти и мудрости. При императорских коронациях также использовали корону, мантию, императорскую цепь, меч и прочие атрибуты, некоторые из которых изготавливали специально для коронации конкретного монарха. К примеру, в музее Успенского Собора можно увидеть трон, который новгородские резчики изготовили для Ивана Грозного.

Захоронения Патриархов

Успенский Собор также является местом захоронения Российских Патриархов и Митрополитов. Самое древнее захоронение – мощи Святителя Петра. Это первый житель Москвы, причисленный к Лику Святых. Именно Петр был инициатором строительства первого Успенского Собора, который возвели при Иване Калите. Там и покоились его мощи. Когда шло строительство нового Храма, мощи покоились в церкви Иоанна Богослова, а после освещения были перенесены в новый Собор.

Успенский Собор стал усыпальницей для Митрополитов, а затем, с конца шестнадцатого столетия, для русских Патриархов вплоть до учреждения Священного Синода. Последний раз захоронение произвели в 1700, когда умер последний русский Патриарх Адриан. В храме похоронены 19 патриархов и митрополитов, кроме лишенного сана Никона, могила которого находится в Новом Иерусалиме.

Митрополиты захоронены в алтаре вдоль северной стены. Могилы патриархов располагаются вдоль западной и южной стен. На могилах помещены небольшие надгробия с эпитафиями.

Война 1812 года

Во время нашествия Наполеона Успенский Собор сильно пострадал. Ворвавшись в Кремль, французские солдаты превратили Храм в конюшню. При отступлении Собор был полностью разграблен, оттуда вывезли все золото и серебро, был разорен иконостас, сняты драгоценные оклады с икон. Предания гласят, что Бонапарт велел взорвать Храм, но начавшийся дождь постоянно гасил фитиль.

Революция и Советская власть

Во время волнений 1917 года Собор пострадал от обстрела. Но повреждения были незначительные, и в течение года все было восстановлено.

В 1922 большевики превратили Собор в музей. При этом из него изъяли ценности: старинные иконы, серебро. Храмовыми ценностями была заплачена контрибуция по условиям Брестского договора. Бесценные святыни отдавали на вес. Некоторые экспонаты попали в Оружейную Палату и в Третьяковскую галерею.

Существует еще одна легенда, связанная с советским периодом Успенского Собора. Говорят, что когда фашисты вплотную подступили к Москве, Сталин приказал отслужить молебен о даровании Спасения от врагов.

Богослужения в Соборе были возобновлены в 1990 году.

Архитектура Собора

Храм строился итальянцем, и хотя считалось, что Фиораванти копирует Успенский Собор города Владимира, в творении мастера явно прослеживаются византийские и готические элементы. Особенно это заметно во внутреннем строении: классические русские квадратные столпы заменены круглыми, высокие своды, много воздуха и пространства.

Внутреннее убранство

В Успенском Соборе Московского Кремля содержится богатейшая коллекция икон. Изначально главной Святыней Храма была икона, написанная Святителем Петром, сейчас она храниться в Третьяковской галерее. А особо почитаемой Святыней стала Божья Матерь Владимирская. Этот образ помог уберечь Россию при вторжении Тамерлана, и теперь Владимирская Богоматерь считается покровительницей Руси.

Иконостас занимает всю ширину Собора. Рядом с иконостасом находится царское молитвенное место, примечательно, что место это использовал только Цесаревич Павел Петрович. В Храме также храниться посох Святителя Петра и Мономахов престол, украшенный пластинами с изображением получения князем Владимиром Шапки Мономаха.

Расписание Богослужений

Богослужения начали проводить в Соборе Успения Богоматери в Кремле с 1990 года. Однако Службы проводятся только по большим праздникам, а вход возможен лишь по специальным приглашениям. В обычное время в Соборе работает музей.

Как добраться до Успенского собора

Контактные данные

  • Точный адрес Храма: город Москва, Кремль, Соборная площадь.
  • Телефон: 8 (495) 695-37-76.

Фотографии

Успенский Собор – главный Храм Москвы. В нем происходили важнейшие государственные события. Поэтому можно увидеть фотографии, а также живописные изображения Храма в книгах по истории Москвы, путеводителях по Москве и Кремлю, в исторических изданиях.

На снимках и картинах представлен как внешний облик Храма, так и его внутреннее убранство: роспись, иконостас, важные достопримечательности и реликвии.

Вопросы об архитектурном ансамбле Кремля и особенностях иконографии. Сокровище Кремля

— Когда (в другом варианте — при каком правителе) сформировалось понятие Кремль?
Правильный ответ: XIV век, Иван Калита. Можно не рассуждать на эту тему, а просто запомнить.

— Чей проект БКД (Большого Кремлёвского Дворца) НЕ был осуществлен при Екатерине II?
а)М.Ф.Казаков
б)В.И.Баженов
в)Н.А.Львов
Правильный ответ: В.И.Баженов.

Приведу пару снимков.

Проект БКД Баженова

Проект БКД Баженова

Проект БКД Баженова

— Кто построил здание Оружейной палаты в 1809 году?
а) В.И.Баженов
б) И.В. Еготов
в) В.П.Стасов
г) Ф-Б.Растрелли!?
Правильный ответ: И.В.Еготов. (Старое здание Оружейной Палаты стояло на месте нынешнего ГКД или, по советски, КДС).

Старое здание оружейной палаты

Что было — Сокровище Кремля Что стало

Кремлёвский театр

— Что было в Патриарших палатах в XVIII-XIX вв?

— В каком из перечисленных зданий когда-либо находился театр?
а) Арсенал
б) Оружейная Палата
в) Сенат
г) Военная школа имени ВЦИК
Правильный ответ: Здание военной школы имени ВЦИК.

Кремль. 14-ый корпус

Кремль. 14-ый корпус. Уже история

— Где одно время находился театр на территории Кремля?
а) Арсенал
б) Потешный дворец
в) Сенат
г) Оружейная палата
Правильный ответ: Потешный дворец.

Потешный дворец

— Какой зал есть в Сенате?
Приведён перечень залов.
Правильный ответ: Екатерининский или Белый зал.

Екатерининский или Белый зал.

Контрфорс Архангельского собора

В тесте 2014 года фигурировали несколько вопросов о контрфорсе. Сначала определим понятие:

Контрфорс

На снимке стрелкой указан один из контрфорсов Архангельского собора.

— При каком правителе были сооружены контрфорсы Архангельского собора?
а)Екатерина I
б)Елизавета
в)Екатерина II
г)Павел I
Правильный ответ: при Екатерине II.

— В каком веке сооружены контрфорсы?
а)XVII
б)XVIII
в)XIX
Правильный ответ: XVIII век.

Грановитая палата. Сокровище Кремля

— В каком веке была сооружена Грановитая палата?
а)конец XV века
б)начало XVI века
в)конец XVI века
г)начало XVII века
Правильный ответ: конец XV века.

Грановитая палата. В 1487 году итальянский мастер Марко Руффо по прозванию Фрязин (т.е. Итальянец) начал её строительство. Назначение: парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари. (Пётр Фрязин)

Грановитая палата.

Грановитая палата.

Царь-колокол, Царь-пушка

— Когда был отлит царь-колокол?
а) 1733
б) 1735
в) 1737
г) 1836
Правильный ответ: 25 ноября 1735 года.

— В каком году Царь-колокол был установлен на постамент, на котором находится поныне?
а)1735
б)1836
в)1838
г)1913
Правильный ответ: в 1836 году.

— При каком государе Царь-колокол был поставлен на постамент?
а) Алексей Михайлович
б) Анна Иоанновна
в) Александр I
г) Николай I
Правильный ответ: Николай I.

Установка царь-колокола

Установка царь-колокола

— Диаметр отверстия (калибр) Царь-пушки:
б) 89 см
в) 92 см
г)100 см
Правильный ответ: 89 см.

Не путайте калибр, то есть диаметр отверстия с диаметром ствола! Калибр Царь-пушки – 89 см, диаметр ствола — 120 мм.

— Царь-пушка предназначалась для стрельбы:
а) ядрами
б) дробом (картечью)
в) каменным дробом
г) порохом
Правильный ответ: дробом, т.е. картечью.

Царь-пушка

Калибр Царь-пушки — 890 мм или 89 см. Предназначалась для стрельбы картечью.

— Вес ядер Царь-пушки?
Правильный ответ: одно ядро весит 1000 кг или 1 тонну.


— Кто изображен на Царь-Пушке?
а) царь Иван IV Васильевич
б) царь Фёдор Иоаннович
в) царь Борис Годунов
г) царь Фёдор Алексеевич
Правильный ответ: Царь Фёдор Иоаннович.


Конное изображение царя Фёдора Иоанновича на стволе Царь-пушки. Сокровище Кремля

Успенский собор. Раки святителей

— Чьи мощи находятся в юго-западном углу Успенского собора?
а)Ионы
б)Филиппа
в)Гермогена
Правильный ответ – патриарха Гермогена.

Рака патриарха Гермогена находится в юго-западном углу Успенского собора. Прославление патриарха состоялось в 1913 году. Тогда же мощи были помещены в раку. Рака находится в шатре работы Дмитрия Сверчкова. Рака патриарха Гермогена в шатре для хранения священных реликвий. Москва, фирма И.П.Хлебникова, 1913 год. Медь, дерево, шамповка, чеканка, конфарение, золочение, серебрение. Сокровище Кремля

Мощи митрополита Ионы находятся в северо-западном углу Успенского собора.

Рака митрополита Ионы

Рака первого митрополита, рукоположенного на Руси по имени Иона установлена в северо-западном углу Успенского собора. Сокровище Кремля

Мощи митрополита Филиппа расположены в юго-восточном углу собора у иконостаса, за Мономаховым троном.

Успенский собор. Иконы. Сокровище Кремля

— Где в Успенском Соборе находится икона Спас Златая риза?
а) в центре Деисусного ряда
б) в центре Пророческого ряда
в) справа от Царских Врат
г) слева от Царских Врат
Правильный ответ: первая икона местного чина справа от царских врат.

Спас на престоле (Спас Златая риза). Новгород, XI, XIV-XVI вв. Кирилл Уланов, 1700 г. Икона местного ряда главного иконостаса. Дерево, паволока, левкас, яичная темпера. Сокровище Кремля Расположение иконы Спас на престоле (Спас Златая риза) в иконостасе

— Где в Успенском соборе находится икона Спас Ярое Око?
а) Праотеческий чин
б) Деисусный чин
в) над входом в Дмитриевский придел
г) над входом в жертвенник
Правильный ответ: над входом в Дмитриевский придел справа от Царских врат.

Спас Ярое око. Икона местного ряда главного иконостаса. Москва, 1340-е годы. Дерево, поволока, левкас, яичная темпера. Спас Ярое око. Расположение иконы в иконостасе

Изображение Божией Матери

— Какой тип Богородицы изображен на южном фасаде Успенского собора?
а) Знамение
б) Одигитрия
в) Умиление
Правильный ответ: Богоматерь Умиление (Владимирская).

Изображение Богородицы Умиление на южном фасаде Успенского собора Южный фасад Успенского собора обращён к Соборной площади

Архангельский собор. Захоронения Романовых

— Где в Архангельском Соборе находятся захоронения первых Романовых?
а) вдоль южной стены
б) вдоль западной стены
в) у юго-восточного столпа
г) в алтаре
Правильный ответ: у юго-восточного столпа собора.

Надгробия на могилах первых Романовых Сокровище Кремля

Надгробия на могилах первых Романовых у северо-восточного столпа Архангельского собора. Сокровище Кремля

— Кто из императоров захоронен в Архангельском соборе?
а)Екатерина I
б)Пётр II
в)Пётр III
Правильный ответ: Пётр II.

Изображения в куполах Архангельского собора

— Кто изображен в северо-западном и юго-западном куполах Архангельского собора?
а) Архангел Михаил и Архангел Гавриил
б) Бог Саваоф и Спас Нерукотворный
в) Эммануил и Богородица
г) кто-то еще
Правильный ответ: Архангелы Михаил и Гавриил.

Архангел Михаил Сокровище Кремля

Архангел Михаил. Роспись в куполе над северным нефом. Сокровище Кремля

Снова контрфорсы

— В период правления какого монарха у Архангельского собора появились контрфорсы?
а) Екатерины II
б) Елизаветы Петровны
в) Петра III
Правильный ответ: Екатерина II.

(Южная стена Архангельского собора была повреждена в XVIII веке, в царствование Екатерины II, когда выкопали котлован для строительства Большого Кремлевского Дворца по проекту В.И. Баженова. Дворец В.И.Баженова так никогда и не построили. Повреждённую стену Архангельского собора укрепили контрфорсами).

— В каком веке появились контрфорсы Архангельского собора?
а) XVI век
б) XVIII век
в) XIX век
Правильный ответ: XVIII век.

 контрфорс

На снимке хорошо виден один из контрфорсов Архангельского собора.

Благовещенский собор

— Где в Благовещенском Соборе находится роспись Древа Иесcеева?
а) над северным порталом
б) на сводах северной и западной галерей
в) на своде южной галереи
г) на своде западной галерее
Правильный ответ: на сводах северной и западной галерей.

Древо Иессеево

Древо Иессеево. Чертёж В.В.Суслова. Начало XIX века. Деталь

— Какая богородичная икона расположена слева от царских врат в иконостасе Благовещенского собора?
а)Благовещение
б)Тихвинская
в)Смоленско-Шуйская
г)Жена, облачённая в солнце
Правильный ответ: Смоленско-Шуйская

Общие вопросы о соборах и иконах. Сокровище Кремля

— В каком из соборов Кремля есть настенная роспись Символа Веры?
а)Успенский
б)Архангельский
в)Благовещенский
Правильный ответ: в Архангельском соборе на сводах и западной стене над входом.

— В иконостасе какого храма присутствует пядничный ряд?
а) Успенский собор
б) Архангельский собор
в) Благовещенский собор
г)церковь 12-ти апостолов
Правильный ответ: пядничный чин или ряд есть в Благовещенском соборе.

— В честь кого названа Федоровская икона Божией Матери?

— В какой технике выполнена икона Божией Матери Влахернская?
а) темперная живопись
б) масляная живопись
в) восковые краски
г) воскомастика
Правильный ответ: воскомастика.

Богоматерь Влахенская Сокровище Кремля

Богоматерь Влахенская. Икона в витрине у северной стены Успенского собора. Константинополь? конец XV века. Дерево, левкас, латунь, резьба ВОСКОМАСТИКА, яичная темпера, ковка.

а)Тихвинская
б)Смоленско-Шуйская
в)Спас Смоленский
Правильный ответ: Богоматерь Умиление Смоленско-Шуйская Благовещенского собора.

Богоматерь Шуйско-Смоленская

Шуйско-Смоленский образ находится в местном чине иконостаса Благовещенского собора.

— Какой святой изображен на патрональной иконе царевича Ивана Ивановича?
а)Иоанн Предтеча
б)Иоанн Богослов
в) Иоанн Лествичник
г)Иоанн Креститель
Правильный ответ: Иоанн Лествичник.

Будем надеяться, что этот вопрос звучал именно так. На всякий случай проверила данные в источниках.
В центре пророческого ряда Успенского собора находится Богоматерь Знамение на престоле. (по книге об Успенском соборе Т.В.Толстой). В центре пророческого ряда Архангельского собора — Богоматерь на престоле (по книге об Архангельском соборе Т.Б.Власовой). В центре проческого ряда Благовещенского собора — образ Богоматери на престоле с Христом в руках (по книге о Благовещенском соборе И.А.Журавлёвой, И.Я.Качаловой).

Примечания

Агент № 1 просит обратить внимание на следующие нюансы, на которые обращали особое внимание во время лекций:
— На месте Арсенала были житницы, а на месте Оружейной палаты – конюшни.
— Царская башня Кремля. Никакого Ивана Грозного, она построена чуть ли не при Федоре Алексеевиче, лет так через 100! Вопрос об этой башне может звучать следующим образом: Какая из башен Кремля была построена последней?

Сокровище Кремля

Сокровище Кремля

Помогите!
B1 - Какой памятник был отлит из награбленного Наполеоном серебра?
1.Памятник Минину и Пожарскому.
2.Памятник М, И, Кутузову.
3.Паникадило "Урожай"
4.Успенский собор.
C1 - Какие действия М, И, Кутузова позволили ему победить армию Наполеона?
1.Он сдал Москву, но сохранил войско.
2.Он заставил французского императора отступить через разорённые жизнью солдат.
3.Он действовал хитростью, не вступал напрасно в бой, не жертвуя жизнью солдат.
4.Воодушевлял солдат на кровопролитные бои.

А1 - 3
А2 – 3
А3 – 1
А4 – 2
В1 – 3
В2 – 4
В3 – 2
С1 – 1,2,3
С2 - 1
Тест. Отечественная война 1812 года.

А1. Когда французская армия вторглась в Россию?

В 1480г. 2) в 1612г. 3) в 1812г. 4) в 1704г.

А2. Кто был назначен главнокомандующим русских войск?

А. В. Суворов 2) Ф. Ф. Ушаков 3) М. И. Кутузов 4) М. И. Платов

А3. Где произошло решающее сражение с армией Наполеона?

1) у села Бородино 2) у реки Непрядвы 3) у Полтавы 4) на Куликовом поле

А4. Кто такой М. И. Платов?

1)Русский полководец 2) атаман казаков

3)командир партизанского отряда 4) адъютант М. И. Кутузова

В1. Какой памятник был отлит из награбленного Наполеоном серебра?

2)памятник М. И. Кутузову 4) Успенский собор

В2. Война 1812 года называется Отечественной потому, что

1) главное сражение произошло под Москвой,

2) на борьбу за Отечество поднялся весь народ,

3) вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие.

4) русская армия дошла до самого Парижа

В3. Почему М. И. Кутузов принял решение отступить и отдать Москву Наполеону?

1) у него не было сил сражаться 2) он хотел сохранить армию

3) он был тяжело ранен 4) Наполеон был сильнее

С1. Какие действия М. И. Кутузова позволили ему победить армию Наполеона?

1)он сдал Москву, но сохранил войско

2) он заставил французского императора отступить через разорённые земли, французская армия голодала

3) он действовал хитростью, не вступал напрасно в бой, не жертвуя жизнью солдат

Читайте также: