Пасынкование это удаление верхушечной почки лишних листьев боковых побегов боковых почек

Обновлено: 07.07.2024

Ниже представлены утверждения. Среди них имеются верные и неверные фразы. Подумайте, какие предложения верны. В конце есть ответы к каждому вопросу. В них неверные фразы выделены жирным шрифтом.

Выберите 3 правильных ответа о строении побега.

Последний годичный прирост — расстояние от верхушечной почки до первого почечного кольца.

В пазухе листа располагается верхушечная почка.

Почечное кольцо отграничивает годичный прирост на побеге.

Узел — место, где раньше была почка.

Пазуха листа — угол между почкой и стеблем.

Пазушная почка обеспечивает ветвление — рост боковых побегов.

Выберите 4 правильных ответа о побеге.

У корня нет верхушечной почки, узлов, листьев.

Пасынкование — удаление боковых побегов (помидоры), для роста главного побега.

Листовой рубец расположен под пазушными (боковыми) почками.

Укороченные (розеточные) побеги (подорожник, яблоня) имеют сильно развитые междоузлия.

Кущение — ветвление, при котором боковые побеги растут из нижних почек, у земли, или под землей.

Прищипка верхушки побега дает сильное кущение.

Побег — это всегда вегетативный орган растения.

Выберите 3 правильных ответа о видоизменениях побега.

Корневище — подземный побег с недоразвитыми чешуевидными листьями.

Корневища не имеют придаточных почек.

Внутри клубня картофеля в поперечном разрезе можно увидеть кольцо камбия.

Глазки и бровки у картофеля — почки (или место, где они были) и листовые рубцы.

Корневища не имеют придаточных корней.

У картофеля отсутствует столон.

Выберите 4 правильных ответа о видоизменениях побега.

Корневище имеет верхушечную почку.

Снаружи стенка клубня картофеля покрыта пробкой.

Короткий видоизмененный стебель луковицы — донце.

Кочан (капуста) — видоизменный корень.

Все столоны являются подземными.

Для клубня и корневища характерны видоизмененные листья — чешуйки.

Клубнелуковица (гладиолус, крокус, безвременник) — видоизменный корень.

Выберите 4 правильных ответа о разнообразии побегов.

Лианы — растения с лежачими, прямостоячими и ползучими побегами.

Цепляющиеся побеги имеются придаточные корни для прикрепления.

Укороченные (розеточные) побеги деревьев часто вегетативные.

Усы тыквы, огурца, винограда, земляники — видоизмененные побеги.

Ползучие побеги имеют придаточные корни, которые как бы пришивают их к земле.

Цепляющиеся побеги прикрепляются к опоре с помощью усиков.

Колючки боярышника, терна, шиповника — видоизмененные побеги.

Выберите 3 правильных ответа о строении побега.

Последний годичный прирост — расстояние от верхушечной почки до первого почечного кольца.

В пазухе листа располагается верхушечная почка.

Почечное кольцо отграничивает годичный прирост на побеге.

Узел — место, где раньше была почка.

Пазуха листа — угол между почкой и стеблем.

Пазушная почка обеспечивает ветвление — рост боковых побегов.

Выберите 4 правильных ответа о побеге.

У корня нет верхушечной почки, узлов, листьев.

Пасынкование — удаление боковых побегов (помидоры), для роста главного побега.

Листовой рубец расположен под пазушными (боковыми) почками.

Укороченные (розеточные) побеги (подорожник, яблоня) имеют сильно развитые междоузлия.

Кущение — ветвление, при котором боковые побеги растут из нижних почек, у земли, или под землей.

Прищипка верхушки побега дает сильное кущение.

Побег — это всегда вегетативный орган растения.

Выберите 3 правильных ответа о видоизменениях побега.

Корневище — подземный побег с недоразвитыми чешуевидными листьями.

Корневища не имеют придаточных почек.

Внутри клубня картофеля в поперечном разрезе можно увидеть кольцо камбия.

Глазки и бровки у картофеля — почки (или место, где они были) и листовые рубцы.

Корневища не имеют придаточных корней.

У картофеля отсутствует столон.

Выберите 4 правильных ответа о видоизменениях побега.

Корневище имеет верхушечную почку.

Снаружи стенка клубня картофеля покрыта пробкой.

Короткий видоизмененный стебель луковицы — донце.

Кочан (капуста) — видоизменный корень.

Все столоны являются подземными.

Для клубня и корневища характерны видоизмененные листья — чешуйки.

Клубнелуковица (гладиолус, крокус, безвременник) — видоизменный корень.

Выберите 4 правильных ответа о разнообразии побегов.

Лианы — растения с лежачими, прямостоячими и ползучими побегами.

Цепляющиеся побеги имеются придаточные корни для прикрепления.

Укороченные (розеточные) побеги деревьев часто вегетативные.

Усы тыквы, огурца, винограда, земляники — видоизмененные побеги.

Ползучие побеги имеют придаточные корни, которые как бы пришивают их к земле.

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 6 класс Пасечник, многообразие покрытосеменных растений - ГДЗ к учебнику биологии 6 класс Пасечник, ответы к § 5 Побег и почки

Ответы к § 5. Побег и почки

Вопросы в начале параграфа

1. Какое строение имеет зародыш семени?

Зародыш семени состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, зародышевой почечки и одной или двух семядолей.

2. Какую ткань называют образовательной?

Образовательной называют ткань, клетки которой способны делиться на протяжении всей жизни растения. Обычно она состоит из мелких тонкостенных клеток плотно прижатых друг к другу.

Главная задача клеток образовательной ткани — обеспечение роста растений и образования всех остальных тканей растения. Например, клетки образовательной ткани находятся в почках, на верхушках побега и в нижней части корня.

Лабораторная работа: Строение почек. Расположение почек на стебле

1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле, и зарисуйте их.


Почки на стеблях могут быть расположены тремя способами:

последовательно — очередное (спиральное) расположение, характерное для липы, тополя, дуба, берёзы, ивы, ольхи и черёмухи;
по две почки друг напротив друга — супротивное расположение, характерное для жимолости, осины и клёна;
пучками по четыре почки в одном узле — мутовчатое расположение, характерное для олеандра и элодеи.


2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

Неблагоприятные условия почкам помогает переносить плотная кожистая почечная чешуя, которая отпадает когда почка распускается.


3. Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите её под лупой. С помощью рисунка 19 найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия её частей.


4. Изучите генеративную почку. Что общего у вегетативных и цветочных почек и чем они различаются? Используйте для сравнения рисунок 19.

И у вегетативных, и у генеративных почек имеется зачаточный стебель, зачаточные листья, конус нарастания и чешуйки.

Генеративные точки отличаются от вегетативных тем, что у них на конусе нарастания имеется ещё зачаточные цветки (бутоны). Эти почки крупнее и выглядят более округлыми.


5. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.

Строение почки и побега очень похоже:

- у побега есть стебель, а у почки — зачаточный стебель;
- у побега есть листья, а у почки — зачаточные листья;
- у побега есть верхняя и боковые почки, а у почки — зачаточная верхняя и зачаточные боковые почки.

Почка представляет собой зачаточный побег.

Вопросы в конце параграфа

1. Что такое побег? Из каких частей он состоит?

Побег — это стебель с расположенными на нём листьями и почками. Стебель — осевая часть побега, листья — боковые. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега — междоузлиями.

2. Какие виды листорасположения вы знаете?

Листорасположение может быть:

- очерёдное (спиральное) — листья растут по одному в узле и располагаются на стебле поочередно по спирали;
- супротивное — листья растут по два в узле напротив друг друга;
- мутовчатое — в каждом узле развивается по три или более листьев.

3. Что такое почка?

Почка — это зачаточный побег. Она состоит из зачаточного стебля, зачаточных листьев, конуса нарастания и почечных чешуй.

4. Как различают почки?

В зависимости от расположения на стебле различают почки верхушечные (на вершине побега), пазушные (в пазухах листьев) и придаточные (на междоузлиях, листьях, корнях).

По строению различают вегетативные (листовые) почки и генеративные (цветочные) почки.

5. Как почки могут располагаться на побегах? Установите взаимосвязь между нахождением почек на побеге и месторасположением.

Верхушечная почка располагается всегда на вершине побега. Придаточные почки развиваются на междоузлиях, листья и корнях. Пазушные почки повторяют расположение листьев на стебле и могут располагаться либо поочерёдно (очередное, спиральное расположение), либо супротивно (супротивное расположение), либо мутовчато (мутовчатое расположение).

6. Какое строение имеет вегетативная почка?

Вегетативная почка снаружи покрыта почечными чешуями. Внутри неё находится зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. В пазухах зачаточных листьев находятся очень мелкие зачаточные почки. Разглядеть их можно только в лупу или под микроскопом.

7. Чем отличаются генеративные почки от вегетативных?

Генеративные почки имеют такое же строение, что и вегетативные, но на конусе нарастания у них образуется зачаточные цветов (бутон, соцветие). По виду они крупнее и имеют округлую форму.

8. Как происходит рост побега в длину?

Активный рост побега начинается когда отпадают почечные чешуи. Рост побега в длину происходит за счет быстрого деления клеток в конусе нарастания (там находится образовательная ткань). Молодые клетки растут и образуют новые участки стебля с листьями и почками. Со временем способность клеток конуса нарастания к делению ослабевает и побег перестаёт расти.

Подумайте

Почему рекомендуется проводить весеннюю обрезку растений до начала сокодвижения?

При проведении обрезки растений до начала сокодвижения (в начале весны при температуре примерно +5°С) место среза остаётся сухим, что даёт садоводу возможность надежно защитить незащищенные корой участки садовым варом. Кроме того и само растение быстро наращивает на месте среза защитный рубец, который препятствует заражению растения вредными микроорганизмами и грибами.

При проведении обрезки после начала сокодвижения садовод может сильно навредить растению. Древесный сок (вода, с растворёнными в ней питательными веществами) в весенний период движется по стволу деревьев с огромной скоростью — до 40 см в минуту. Во время обрезки срез ветки или побега мгновенно увлажняется соком и садовый вар для защиты среза практически не прилипает. Из-за некачественной обработки среза на незащищённых участках растения образуется питательная среда для развития болезней и вредителей. Кроме того, древесный сок бесполезно вытекает из ветки и растение недополучает необходимые ему питательные вещества.

Задания

1. Поставьте в воду ветку какого-нибудь дерева или кустарника и наблюдайте за развитием побегов из почек. Запишите, когда ветка поставлена в воду, когда у неё набухли почки, раскрылись чешуи, появился побеги распустились листья.

Скорость распускания листьев из почек побега зависит от того, когда именно (в какое время года, месяц) была срезана веточка. До середины зимы срезать ветки для этой цели не рекомендуется, поскольку у растений продолжается период покоя.

Если же срезать веточку в конце февраля или марте и поставить её дома в воду, то буквально через пару дней на веточке начнут набухать почки, на 3 — 5 день опадает почечная чешуя, а нежные молодые листочки распускаются на 8 — 10 день.

В зависимости от вида растения сроки развития побегов может различаться: немного быстрее распускается черёмуха и спирея, а чуть позже — берёза и ива.

2. Прорастите в горшочке с землёй два семени фасоли или гороха. Когда стебли у растений достигнут 7—10 см в высоту, срежьте у одного из них верхушку. Наблюдайте, что произойдёт с растениями через одну-две недели.

Проведём наблюдение за ростками гороха. У растений со срезанными верхушками рост замедляется, но становится больше боковых листьев и утолщается стебель. Растение с несрезанной верхушкой продолжает расти также быстро.

3. Обрежьте верхушку фикуса или другого комнатного растения. Наблюдайте, как растут побеги.

Если обрезать верхушку у фикуса или другого комнатного растения (метод называется прищипывание), то у растения начинается активный рост боковых побегов. Оно становится более ветвистым и пышным, с утолщенным стеблем.

4. Проанализируйте результаты наблюдений. Сделайте выводы.

При отрезании верхушки побега он перестает расти в длину. При этом начинают активно развиваться боковые побеги.

Если же отрезать верхушку у бокового побега, то он также перестанет расти в длину и насчёт активно ветвиться.

Словарик

Побег — это стебель с расположенными на нём листьями и почками.

Почка — это зачаточный стебель растения.

Верхушечная почка — это почка расположенная на вершине побега.

Пазушная почка — это почка расположенная в пазухе листа.

Придаточная почка — это почка расположенная на междоузлиях, листьях и корнях (не в пазухах листьев).

Вегетативная почка — это почка, из которой развивается лист и новый побег. Такую почку также называют листовой почкой.

Генеративная почка — это почка, из которой развивается цветок (бутон, соцветие). Такую почку также называют цветочной почкой.

Конус нарастания — это верхушка зачаточного стебля в почке, состоящая из образовательной ткани.

Узел — это участки стебля, на которых развиваются листья.

Междоузлие — это участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега.

Пазуха листа — это угол между листом и находящимся выше междоузлием.

Очередное листорасположение — это листорасположение, при котором листья растут по одному в узле и располагаются на стебле поочередно по спирали. Такое листорасположение ещё называют спиральным.

Супротивное листорасположение — это листорасположение, при котором листья растут по два в каждом узле один напротив другого.

Мутовчатое листорасположение— это листорасположение, при котором листья растут по три и более в каждом узле.

Автор: Кондратенко Валентина Михайловна

Организация: МОУ Ефимовская ООШ

Населенный пункт: г. Павловский Посад

Цели:

-предметно-дидактическая: формирование представлений о строении и развитии побега; оказать помощь обучающимся в формировании умения выявлять взаимосвязи между особенностями строения и развития вегетативных и генеративных почек; способствовать формированию понятия о побеге как целостной системе.

-деятельностная: создание условий для формирования у обучающихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов. Способствовать развитию умения анализировать, обобщать материал о строении побега как части единого организма.

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД): создание условий для усвоения обучающимися знаний о строении и развитии побега, особенностях строения почек в связи с выполняемыми функциями.

Развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку новых целей (урока, деятельности в малой группе), преобразование практической задачи в познавательную (выполнение л\р); умению самостоятельно контролировать время и управлять им; умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации в процессе работы над л\р.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): формирование умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером в процессе работы над л\р.; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: повышение интереса к обучению в процессе исследования. Приобретение опыта использования методов биологической науки (наблюдение, описание). Реализация формирования навыков групповой работы при выполнении лабораторной работы.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными).

Предметные: Формирование понятий о строении побега, типах почек, о назначении вегетативных и генеративных почек, о роли прищипки пасынкования в растениеводстве. Развитие навыков использования методов биологического исследования. Соблюдение правил работы с лабораторным оборудованием.

Методы:

- по источникам знаний: словесные, наглядные;

- по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, фронтальный опрос;

- относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы учащихся:

- самостоятельно решают проблему, определяют тему, цели урока; работают с текстом учебника;

- выполняют тестовые задания; лабораторную работу; отвечают на вопросы; оценивают себя и друг друга; рефлексируют.

Технологии: сотрудничества, информационно-коммуникативные технологии, технология продуктивного чтения.

Учебно-наглядные средства: учебник, презентация по теме, рабочие листы с лабораторной работой, листы с тестом, модель почки.

Используемый УМК: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Пономаревой И.Н. - М. Вентана - Граф, 2016.

Время проведения: 40 минут.

Тип урока: - по ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

- по способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

- по ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, проектор, ноутбук.

План урока.

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Проверка домашнего задания (5 мин.)

3. Целеполагание и мотивация. (3 мин.)

4. Изучение нового материала. (24 мин.)

5. Закрепление учебного материала. (4 мин.)

6. Домашнее задание (1 мин.)

7. Рефлексия. Самооценка (2 мин.)

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке биологии. Мы продолжаем путешествие по удивительному царству растений. Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная работа. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.

2. Проверка домашнего задания – фронтальный опрос.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем изучать органы цветковых растений.

– Вспомните, что такое орган? (Ответ: часть организма, которая выполняет в нем определенную функцию и имеющая особое строение)

– Какие органы цветковых растений вы знаете? (Ответ: вегетативные и генеративные)

- Какие органы цветковых растений мы изучили? (Ответ: семя, корень)

- Что такое корневая система? (Корни одного растения образуют корневую систему)

- Какие корневые системы вы знаете? (Стержневая и мочковатая)

- Назовите виды корней. (Главный, боковые, придаточные)

- Назовите зоны корня. (Зона деления, роста, всасывания, проведения)

- Какие видоизменения корней вы знаете? (Корнеплоды и корневые шишки)

- Для чего нужны корни растениям? (Для закрепления в почве, поглощения воды и минеральных солей)

3. Целеполагание и мотивация.

- Разгадайте кроссворд в рабочих листах (задание 1). Назовите ключевое слово. (Побег)

- Что сегодня будет объектом изучения? Правильно побег.

- Что мы можем узнать о побеге? (учитель формулирует с обучающимися тему урока).

- Какие цели мы можем поставить перед собой сегодня? (учитель формулирует с обучающимися цели урока).

4. Изучение нового материала.

4.1. Строение побега.

Учитель: Выясните с помощью текста учебника на странице 43-44 и рисунка 46 строение побега растения.

- Выполните задание № 2 в рабочих листах. (Учитель организует проверку задания со слайдом презентации).

4.2Лабораторная работа (проводится под руководством учителя).

- Чтобы изучить строение семян, мы выполним лабораторную работу. Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ.

Физкульминутка.

- А сейчас немного отдохнем:

Игра на внимание: Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, кустарник – хлопок в ладоши, травянистое растение – присели.

(малина, тополь, тюльпан, сирень, береза, банан, ива, клевер, смородина, клен, ромашка, астра, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, огурец, ландыш).

4.3. Развитие и рост побегов из почек.

Учитель: Почка – зачаточный побег, если ветку тополя в конце зимы поставить в воду, что вы будете наблюдать через несколько дней? (Почки набухнут, появятся молодые зеленые листья).

-За одно лето из почки вырастает годичный побег. Какая почка будет обеспечивать рост стебля в длину? (верхушечная).

-Из боковых почек развиваются боковые побеги, и образуется крона.

-Что произойдет если удалить у растения верхушечную почку? (оно перестанет расти в длину, будет сильнее ветвиться).

-Удаление у растения верхушечной почки называется прищипка.

-Пасынкование – удаление лишних боковых побегов для лучшего развития главного побега, например у томата, огурцов, тыквы.

-Обрезкой ветвей можно сформировать у кроны деревьев и кустарников разную форму.

5. Закрепление учебного материала. Работа с терминами.

В первой колонке под цифрами перечислены понятия, относящиеся к теме данного урока. Из второй колонки выберите определение, соответствующее данному понятию. Правильно соедините первую и вторую части. Ответ запишите в виде шифра, например 1 – б и т.д.

1. Побег. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег.

1. Стебель – осевая часть
- Транспорт веществ и фотосинтез.
2. Листья – боковые части побега
- Фотосинтез
3. Почки - зачатки новых побегов
- Развитие новых побегов

4. Разновидности побегов

Вегетативный побег
- состоит из стебля
листьев и почек
Генеративный побег
- состоит из стебля, листьев,
почек и цветков.

Типы листорасположения
Очерёдное
(спиральное)
Супротивное
Мутовчатое
Листья растут по одному в
Листья растут по два в Листья располагаются по
узле и располагаются на
узле – один лист против
три и более в узлах
стебле поочерёдно, по
другого (клён, сирень, (элодея, олеандр, вороний
спирали (берёза, ива,
крапива, фуксия).
глаз).
подсолнечник).

7. Листовая мозаика

- расположение листьев растений в одной
плоскости, что обеспечивает наименьшее
затенение листьями друг друга.

9. Развитие побегов

увеличения числа
боковых побегов у
деревьев
ветвление, при котором
боковые побеги развиваются
из почек, расположенных в
почве или у ее поверхности

Прищипка
-
удаление верхушечной
почки
Улучшение ветвления
Пасынкование
-
удаление лишних
боковых побегов
Лучшее развитие главного
побега

Спящие почки - живые почки на старых стволах
деревьев и пнях
Пневая поросль - облиственные побеги,
вырастающие из спящих почек

13. Домашнее задание!

§22 прочитать, знать содержание!
Устно ответить на вопросы после
параграфа.
Записи в тетради выучить.
Рекомендовано:
Изучить презентацию.
Пользуясь текстом учебника или
ответить на вопросы в конце
презентации.

14. Вопросы.

1. Как называются зачатки новых побегов?
2. Как называется участок стебля, от которого отходит лист?
3. Как называется участок стебля между двумя соседними узлами?
4. Как называется увеличение размеров побега за счет клеток,
находящихся в основании междоузлий?
5. Как называется листорасположение, при котором от узла
отходят три листа и более?
6. С помощью каких почек побег нарастает в длину (высоту)?
7. Как называются следы в узлах стебля от отпавших листьев у
листопадных растений?
8. Как называется промежуток между листом и стеблем?
9. Как называются побеги, состоящие только из стебля, листьев и
почек?
10. Как называются побеги, состоящие из стебля, листьев, почек и
цветков?
11. Как называется листорасположение большинства растений,
когда от каждого узла отходит только один лист?
12. Главный признак, отличающий побег от корня?

13. Чем покрыты закрытые почки?
14. Как называется растущая часть побега на верхушке
зачаточного побега?
15. Как называется ветвление, когда боковые побеги
развиваются из почек, расположенных в почве или у ее
поверхности?
16. В какой части почки происходит формирование зачатков
частей побега?
17. Что применяют для усиления ветвления побегов?
18. Как называется увеличения числа боковых побегов у
деревьев?
19. Как называются живые почки на старых стволах деревьев и
пнях?
20. Что применяют для лучшего развития главного побега?
21. Как называются почки, содержащие зачатки стебля, листьев,
почек и цветков?
22. Как называются почки, в которых находятся зачатки стебля,
листьев и почек?
23. Какой процесс, обеспечивает увеличение числа клеток
побега?
24. Что образуют облиственные побеги, вырастающие из
спящих почек?

Читайте также: