Перов христос в гефсиманском саду описание

Обновлено: 08.07.2024

Данную картину известный художник написал в 1878 году. Василий Перов был вдохновлён христианством. Так и был создан этот шедевр. Он считал, что христианство поможет ему понять, в чём состоит суть изменения устройства общества и почему оно сложилось так несправедливо.

При детальном просмотре картины первое, что нам бросается в глаза, – это человеческая голова с руками. Василий Григорьевич намеренно решил не показывать лик Христа. Для него было главной целью – показать чистоту непогрешимого образа, а также не наделить человеческими чертами святой образ. Сюжет приводит нас на холмы Гефсиманского сада. Ранней весной лунные ночи ещё холодные. Печаль отпечаталась на деревьях, которые стоят ещё без листвы, разбрасывают тени на ближнем плане. Эти тени укрывают человеческую фигуру, стоящую в одиночестве. Один-единственный цветок не покинул Спасителя, скромно оставаясь в тени деревьев и наблюдая за всем происходящим. Позади Иисуса стоит символическое ограждение из кактусов, а вдалеке за ними виднеется старинный город. На дворе уже почти полночь, но в окнах домов мелькает свет. В городе люди празднуют Светлый Праздник Пасхи, они и не подозревают, что где-то там, в лесной чаще, молится о спасении сын Божий. Перов приложил все свои усилия, чтобы показать Иисуса человеком – человеком, способным любить и страдать. Мрачность этого сюжета и в том, что он сумел подобрать такую палитру красок, что глядя на неё, невольно вздрагиваешь от увиденного. Пустота, горечь, разочарование, скорая гибель, беды – всё это соединил художник в своём произведении. Автор пытается донести до людей, что мирская жизнь не вечна, и все мы не вечны. Мы приходим в мир в страданиях, и так же покидаем этот мир в муках. Перов смог выразить в этой картине все чувства, которыми наполняется человек от безысходности.


Veta-z все записи автора


Василий Перов. Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше). 1878.

Картина Василия Перова заняла своё место в постоянной экспозиции Третьяковки только в 1990-е годы (а до этого была в запасниках). Это "Моление о чаше" Василия Перова, которого большинство знает по душераздирающей картине "Тройка" или по довольно весёлым "Охотникам на привале".

Это перовское "Моление о чаше" стало одной из центральных картин на выставке, "Русский путь: от Дионисия до Малевича", которая была представлена в 2018 году в Музеях Ватикана. Зельфира Трегулова на правах одного и кураторов выставки проводила экскурсию по ней для папы римского Франциска I. Он остановился перед тремя картинами (кроме "Моления о чаше", это были ещё "Христос в пустыне" Крамского и портрет Достоевского кисти Перова) и сказал: "Я никогда не видел такой живописи".

"Он стоял перед этими картинами гораздо дольше, чем требовалось по протоколу, - вспоминает Трегулова. - Он действительно вникал в это невероятную силу высказывания - и художественного, и общечеловеческого, и общехристианского".

Моление о чаше - один из эпизодов Страстей Христовых и популярный в религиозной живописи сюжет: перед арестом Иисус молится - и в молитве проявляет свою человеческую суть, показывает страх смерти. Содержание молитвы известно даже атеистам - например, по строкам из стихотворения Бориса Пастернака:

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Недавно на телеканале "Спас" вышло большое интервью с директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой. Среди прочего речь зашла о картине Василия Перова, которая заняла своё место в постоянной экспозиции Третьяковки только в 1990-е годы (а до этого была в запасниках). Это "Моление о чаше" Василия Перова, которого большинство знает по душераздирающей картине "Тройка" или по довольно весёлым "Охотникам на привале".

Это перовское "Моление о чаше" стало одной из центральных картин на выставке, "Русский путь: от Дионисия до Малевича", которая была представлена в 2018 году в Музеях Ватикана. Зельфира Трегулова на правах одного и кураторов выставки проводила экскурсию по ней для папы римского Франциска I. Он остановился перед тремя картинами (кроме "Моления о чаше", это были ещё "Христос в пустыне" Крамского и портрет Достоевского кисти Перова) и сказал: "Я никогда не видел такой живописи" .

Василий Перов. Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше). 1878. Холст, масло. 157 х 244.5 см. Третьяковская галерея

Василий Перов. Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше). 1878. Холст, масло. 157 х 244.5 см. Третьяковская галерея

"Он стоял перед этими картинами гораздо дольше, чем требовалось по протоколу, - вспоминает Трегулова. - Он действительно вникал в это невероятную силу высказывания - и художественного, и общечеловеческого, и общехристианского".

Моление о чаше - один из эпизодов Страстей Христовых и популярный в религиозной живописи сюжет: перед арестом Иисус молится - и в молитве проявляет свою человеческую суть, показывает страх смерти. Содержание молитвы известно даже атеистам - например, по строкам из стихотворения Бориса Пастернака:

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

На половине пути к Врубелю, справа от портала отделяющего зал Василия Перова от пейзажистов, находится картина так сильно потемневшая, что ее можно и не заметить. Только линии золотого асиста все еще резко выделяются на темном полотне картины.


Задержимся у этой картины и дадим себе труд рассмотреть ее внимательней. В первую очередь мы увидим выхваченные из мрака лунным лучом руки и голову человека, распростертого ниц. Поза его расслабленна, в нем не чувствуется никакого напряжения. Именно так, "пав на лице свое", жители древней Палестины выражали одновременно и крайнюю степень мольбы, и крайнюю степень покорности. Ранняя весна, и ночи в горах близ Иерусалима еще холодны. Голые еще деревья рассеивают свои тени в свете ночного светила (близится полнолуние) не в силах укрыть одинокую человеческую фигуру, и только одинокий цветок склонился над головой молящегося сына человеческого. А там, справа, за стеной колючих кактусов, которые словно вытягивают свои тоненькие шеи и ждут чего-то, там вдалеке раскинулся древний город. Несмотря на позднюю ночь в окнах домов горит свет. Люди Бога празднуют великий праздник Пасхи. Они не знают еще, что несколько часов назад в неприметной Сионской Горнице Бог дал людям всего мира Новый Завет.
Отойдем ненадолго, чтобы оглянуться и посмотреть на другие картины Перова-Передвижника. Вот за нами: "Сельский Крестный ход на Пасхе" 1861 года и хрестоматийное "Чаепитие в Мытищах" - 1862. Левая стена: "Тройка" (1866) и прекрасные портреты: А.Н. Островский (1871) и Ф.М. Достоевский (1872), далее, охотничьи сюжеты. И вот мы возвращаемся к вершине творчества живописца: картине "Христос в Гефсиманском саду" (1878), "Моление о чаше". Как случилось, что Василий Перов, возмущавший властей своими обличительными сюжетами, обрушивавшийся то на церковную иерархию, то на социальное неравенство, освоивший тонкости психологического портрета, на финальном этапе своего творчества оставил все это, чтобы написать сверхнатуралистического Христа.

Давайте еще раз вглядимся в эту удивительную картину. Таинственный и возвышенное "Гефсиманское моление" стало сюжетом для прекрасных картин многих великих художников. Василий Перов отказывается от традиционных трактовок, принятых в европейской живописи и не изображает Иисуса Христа стоящим на коленях. Его предшественники создавали шедевры, решая пластическую позу и психологию портрета Спасителя в час Его возвышенной молитвы. В картине Перова поза Христа статична. Зритель не видит лица Иисуса, а психологическое состояние передается через изображенный пейзаж. Ходожник ищет реально существующего Иисуса Назаретянина, с другой же стороны он не позволяет себе использовать свой талант портретиста, и тем самым внести фальшь в эту историческую картину.

Вместо натуралистического напряжения Василий Перов вносит в свою картину новый пласт духовной реальности. Крестообразный цветок, склонившийся над Христом и золотой терновый венец над Его головой - эти приемы одинаково чужды и современной Перову академической живописи, ищущей земного образа Сына Человеческого и отказывающейся от изображения Божественного, и иконописи, изображающей Горний Мир и не нуждающейся в аллегории. На картине Перова цветок и венец - это вневременные знаки, символы будущей крестной смерти и воскресения, страдания и увенчания славой. Через сто с лишним лет они не поблекли на этой картине.

Использованы материалы сайта
Перов Василий Григорьевич // Государственная Третьяковская галерея. - [электронный ресурс]

Читайте также: