Первая посадка самолета на корабль

Обновлено: 19.09.2024

2 августа 1917 года была выполнена первая посадка самолёта на движущийся корабль, и в 2017 году исполняется 100 лет со дня этого события.

7 августа Даннинг попытался повторить свой манёвр при более сильном встречном ветре, но при заходе на посадку самолёт потерял скорость и ударился о борт корабля, и пилот погиб.

Добавить комментарий Отменить ответ

сайт Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН и Комиссии воздухоплавания РГО.
***
© В.Лебедев: концепция, тексты, иллюстрации и фотографии, 2015.
© А.Лукьянов: концепция, программирование, тексты, 2015.
© Авторы публикаций: тексты, иллюстрации, 2015.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Первая посадка самолета на корабль 18 января 1911 года, сто пять лет назад


Оригинал взят у aviator_n в ВЭД'1911 Оригинал взят у rochensalme в ВЭД'1911


пробежал по палубе 9 метров и замер. В 11.01 состоялась первая посадка самолета на корабль.

Юджин Эли погиб в авиакатастрофе в конце 1911 года. Он был летчиком всего 18 месяцев, однако внес огромный вклад в развитие морской авиации.

ВОСПОМИНАНИЯ КОМАНДИРА АВИАНОСЦА СССР


Первая посадка

(Это сегодня история!)

Тридцать назад, в конце 1989 года, в Советском Союзе произошло знаменательное событие, большинством людей не оцененное и не замеченное. К нему лучшие умы Военно-морского флота и авиации страны шли долгих 80 лет.

1 ноября 1989 года в 13 часов 46 минут на палубу, нового еще не совсем достроенного корабля, совершил первую посадку самолет СУ-27К, управляемый Героем Советского Союза летчиком-испытателем Виктором Георгиевичем Пугачевым.

image001

Летчик – испытатель ОКБ им. Сухого В.Г.Пугачев

Справка

В.Г. Пугачев родился в городе Таганроге Ростовской области в 1948 году. После окончания средней школы поступил, а в 1970 году окончил Ейское высшее авиационное училище летчиков. С 1980 года летчик-испытатель, за время работы провел летные испытания различных самолетов: истребителей — бомбардировщиков Су-17, штурмовиков Су-25, фронтовых бомбардировщиков Су-24, истребителей-перехватчиков Су-27. Общий налет за время летной работы составляет 3400 часов, в том числе более 2000 часов испытательных полетов. Установил семь мировых рекордов скороподъемности на самолете Су-27, в работе по программе испытаний создаваемого корабельного варианта самолета участвует с самого начала.

  • первая посадка самолета – 01.11.1989 года
  • принят в состав ВМФ СССР – 23.12.1990 года
  • Военно-морской флаг поднят – 20.01.1991 года

Впервые свое умение обслуживать навигационное оборудование и приборы, практически обеспечить безопасность плавания корабля в сложных условиях показали специалисты штурманской боевой части (БЧ-1) корабля.

image005

Командир БЧ-1 авианосца капитан 2 ранга А.В. Дорофей

Справка

Дорофей Анатолий Васильевич назначен командиром штурманской боевой части в 1988 году, принял технические средства от завода, обеспечил навигационную безопасность при проведении летно — конструкторских испытаний (ЛКИ). Провел заводские ходовые и государственные испытания, корабль не имел предпосылок к навигационным авариям и происшествиям.

Подтвердили свое умение самостоятельно обслуживать новые технические средства и обеспечили, совместно с силами обеспечения, безопасность плавания корабля в узкости специалисты боевой части управления (БЧ-7).

image007

Командир БЧ-7 авианосца капитан 3 ранга Л.Ф. Данилов

Справка

Данилов Леонид Федорович после окончания Военно-морской академии назначен на корабль командиром боевой части управления. Совместно с командирами боевых частей штурманской и авиационной обеспечивал безопасность проведения летно-конструкторских, заводских ходовых и государственных испытаний. Заступив впервые на вахту дублерами к действующим механизмам корабля, обеспечивали необходимый ход кораблю, и все виды питания специалисты электромеханической боевой части (БЧ-5)

image009

Командир БЧ-5 авианосца капитан 2 ранга А.И. Утушкин

Справка

Утушкин Андрей Иванович с окончанием Военно-морской академии в 1987 году, назначен командиром электромеханической боевой части корабля. В должности командира БЧ-5 провел заводские ходовые и государственные испытания, пришел на Северный флот. За время командования боевой частью выхода материальной части по вине личного состава не было.

Не совсем достроенный корабль, с ускоренно сформированным, на год раньше экипажем, в минимально короткие сроки отработавший совместно с рабочими завода положенные элементы курсовых задач, вышел на летно — конструкторские испытания. ЛКИ должны были подтвердить, что построенный корабль с его авиационным оборудованием, способен безопасно принять на борт самолет, а его технические средства это обеспечить на ходу и на стоянке.

Определить летчика и самолет, на первую посадку, время посадки должны на основании анализа и доклада руководителя полетов Н. Шматова. Председатель правительственной комиссии вице-адмирал А.М. Устьянцев, директор завода Ю.И. Макаров, главный конструктор корабля О.В. Белов, они находились на корабле и представитель Феодосийского летного центра.

ВОСПОМИНАНИЯ КОМАНДИРА АВИАНОСЦА СССР

Вице-адмирал А.М. Устьянцев, директор ЧСЗ Ю.И. Макаров

ВОСПОМИНАНИЯ КОМАНДИРА АВИАНОСЦА СССР

Первая посадка Як-38 на ПКР "Москва".

Приверженцем идеи вооружения флота самолетами вертикального взлета и посадки (СВВП) был маршал Устинов, который не верил в то, что советская промышленность способна построить авианосец с катапультным запуском самолетов. Не спорил с маршалом по этому поводу и главком флота Горшков.

В процессе эксплуатации Як-38 выяснилось, что как оружие они мало на что годятся. Это, прежде всего, крайне небольшой радиус действия - самолет не удалялся от корабля далее 60 км, а весь полет длился не более 20 минут, так же слабое вооружение, и несовершенство двигателей, которые в тропических условиях вообще отказывались работать. Як-38 стал лидером советской авиации по числу аварий.

Авария Як-38 на ТАВКР "Минск".

Не решил проблему и предложенный взлет с укороченным разбегом.

Несмотря на все это, строительство дорогостоящих кораблей продолжалось, лишь смерть Устинова в 1984 году и последовавшая через год отставка Горшкова привели к остановке производства ТАВКРов.

Всего был построен 231 самолёт Як-38 различных модификаций и четыре Як-41. Построенные четыре крейсера проекта 1143, прослужив по 10-15 лет, были выведены из состава флота.

Провозглашенный министром обороны Устиновым, национальный путь развития палубной авиации и авианесущих кораблей через создание тяжелых авианесущих крейсеров с авиацией вертикального взлета, оказался тупиковым.

В мировой практике, первую посадку реактивного самолета на борт авианосца осуществил капитан-лейтенант Королевсого флота Эрик М. Браун, который 3 декабря 1945 года посадил реактивный Sea Vampire на борт легкого авианосца HMS Ocean (R68).

В СССР первая посадка самолета на палубу корабля по-самолетному осуществлена в 1989 году.

А в упомянутом выше 1972 году, во время войны во Вьетнаме, палубная авиация ВМС США использовалась с высоким напряжением. С 1 авианосца выполняли в среднем 111 самолето-вылетов в сутки, с 2 — 178. Именно в 1972 году, одновременно, непродолжительное время, действовали 5 авианосцев. А всего в военных действиях участвовали 15 ударных и 2 противолодочных авианосца. Некоторые авианосцы совершили до 5 —7 походов к берегам Вьетнама. USS Enterprise (CVN-65) с 1965 по 1972 г. совершил шесть боевых походов в Юго-Западную часть Тихого океана. За этот период, с этого авианосца было выполнено более 39 тыс. боевых вылетов, израсходовано до 30 тыс. тонн боеприпасов и выставлено 400 мин.

По материалам: М. Маслов, В. Евсеев, К. Ришес, А. Павлов, Н.Полмар, В.Доценко, Naval History & Heritage Command, и др.
Оригинал взят у rama909 в Этот день в СССР назвали Днем рождения советской палубной реактивной авиации.

Читайте также: