Первоцветы в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

г. Мичуринска Тамбовской области

Педагогический проект

Мичуринск -2018 г


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Юридический адрес

e - mail :

393760,Тамбовская область, г.Мичуринск, ул.Украинская д.30

Наименование проекта

Руководитель

Ирина Николаевна Полякова-заведующий

Разработчики

Корабельникова Нелли Александровна

Участники проекта

Педагоги, родители, воспитанники, сотрудники Станции юных натуралистов

Срок действия

01.03.18 -31.05.18 г.г.

Цель проекта

Формирование представлений у дошкольников о биологических особенностях раннецветущих растений Тамбовской области, их значением в природе и жизни человека

Задачи проекта:

Образовательные:

Выяснить, как биологические особенности первоцветов (наличие луковицы как видоизмененного побега) помогают им приспособиться и выживать в существующих условиях;

Сформировать представление о разнообразии, среде обитания, характером взаимодействия первоцветов с насекомыми и животными.

Учить различать дикорастущие и культурные первоцветы; (1)

Показать важность охраны дикорастущих первоцветов.

Развивающие:

Развивать мышление, память, эстетические чувства;

Развивать умение осуществлять причинно-следственные связи;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к первоцветом;

Воспитывать дружеские взаимоотношения при осуществлении совместной деятельности;

Вид проекта

Ожидаемый результат

У детей сформируется система знаний о первоцветах;

Будут созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о первоцветах Тамбовской области;

У дошкольников появится желание оберегать раннецветущие растения

Этапы реализации

1 этап - подготовительный

2 этап - основной

3 этап - заключительный

Условия реализации проекта

Групповые комнаты детского сада;

Территория детского сада;

Опытный участок Станции юных натуралистов

Социальное взаимодействие

Станция юных натуралистов

Актуальность

Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

Мониторинг знаний о раннецветущих растениях показал, что дошкольники в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Некоторые дети не смогли назвать значение первоцветов в природе и жизни человека.

Проблемные вопросы проекта

Какие растения мы называем первоцветами?

Что позволяет первоцветам выжить?

Зачем нужны первоцветы?

Этап (подготовительный)

Изучение уровня знаний по теме.

Определить уровень знаний детей о первоцветах, весенних цветах

Подбор методической литературы.

Подбор художественной литературы, музыкальных произведений.

Подбор, создание пособий по теме.

Планирование предстоящей работы.

Этап (содержательный)

Содержание работы с дошкольниками

Работа с родителями

Информирование родителей о целях и задачах проекта

2. Чтение легенд о происхождении первоцветов

2. Наблюдения с раннецветущими цветами на территории детского сада

Знакомство родителей с фотоотчетом экологической акции

Выставка творческих работ, презентация проекта

Этап ( заключительный)

Выявление уровня знаний детей о первоцветах после реализации проекта;

Результаты проекта

Выставка творческих работ дошкольников;

Пополнение презентаций на соответствующую тему;

Динамика развития представления о первоцветах у дошкольников в процессе реализации проекта

Итог проекта

В процессе проекта дошкольники узнали о видовом разнообразии дикорастущих и культурных первоцветов, биологических особенностях раннецветущих растений, их значении в природе и жизни человека.

Благодаря использованию наглядных и мультимедийных материалов, подбору художественной и познавательной литературы, создания тематического стенда для дошкольников была создана развивающая среда, в которой происходило активное развитие их познавательных и творческих способностей.

В процессе образовательной деятельности дошкольники получили новую информацию, обогатился словарный запас. Дети научились устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

На экскурсиях и тематических прогулках у детей развилась наблюдательность, появилось стремление бережно относиться к первоцветам и вырастить цветы самостоятельно. Дошкольники стали эмоционально и осознанно относиться не только к первоцветам, но и к миру природы в целом.

Так же одним из важных результатов нашего проекта стало приобщение родителей к совместной деятельности. Родители с удовольствием водили своих детей на тематические прогулки, знакомили их с первоцветами, воспитывали гуманное отношение к природе.

По результатам диагностического исследования были получен ы следующие результаты

Информационные ресурсы

Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения: Кн.1-М.: Агропромиздат, 1989.

Н. И. Сладков Азбука леса.- Смоленск: Русич.2002.-104 с., ил.

4.Федотова А.С., Хайртдинов Т.И., Казимир Г.Н. Особенности изучения видового состава растений – первоцветов // Юный ученый.- 2015.- №1.- С. 92-94.

В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.ТЦ Сфера, 2010.-144 с.

Интернет ресурсы: festival .1 september . ru , doshvozrast . ru , ped . kopilka . ru shkoladetei . ru , vospitatel , com .

Актуальность: проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением первоцветов), удалось установить, что из 24 опрошенных детей никто не смог узнать и правильно назвать все цветы, 10 детей смогли узнать и уверенно назвать только два первоцвета, 2 ребенка – показали и назвали три цветка, 12 детей – один первоцвет. Никто из детей не смог объяснить, почему первоцветы нуждаются в защите и охране. Из этого следует, что дети имеют недостаточный уровень знаний по данной теме.

Этапы проекта
Подготовительный:
- определение уровня знаний детей о первоцветах
- определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов
- подбор необходимой литературы








Ожидаемый результат:
У детей сформируется система знаний о первоцветах
Будут созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о первоцветах Москвы и Московской области
У детей появится желание оберегать цветы


Цель: расширение представлений о весенних изменениях, происходящих в живой природе (появление первоцветов) через разные виды деятельности.

Задачи:

образовательные: активизировать словарь по теме; продолжать развивать синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений). Продолжать развивать умение использовать в работе бумагу и бусинки шарообразной формы. Продолжать закреплять песенные навыки.

развивающие: развивать мышление; чувство ритма; мелкую моторику.

воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе; аккуратность, самостоятельность в работе.

Ребята, отгадайте загадку:

Стала тёплою погода,

Светит солнце, и природа

Пробудилась ото сна.

Это к нам пришла…../весна/.

— Подумайте и скажите, какая весенняя примета самая первая, самая главная?

/Начинает ярче светить и пригревать солнце./

— Скажите, какое весеннее солнце? /Весеннее солнце теплое, ласковое, яркое, лучистое и т. д./

— Правильно, весной в лесах, лугах, садах распускаются первые весенние цветы. Их называют первоцветами. Одни первоцветы зацветают в начале весны, когда появляются первые проталины, другие позже — в середине, в конце весны.

— Посмотрите, на полянке письмо. Его, наверно, красавица Весна оставила. Давайте прочитаем:

На полянку вы пришли

И цветочки тут нашли.

Цветы у меня волшебные, загадочные.

Вот и постарайтесь вы, ребятки,

Отгадать здесь все загадки.

А чтоб было веселей,

— Ребята, отгадаем первую загадку:

— На лесной проталинке

Вырос цветик маленький

Прячется в валежник

— Правильно, подснежник — первый вестник весны. Почему этот цветок так называется? /Потому что он появляется из — под снега, и зацветает с первыми весенними лучами солнца./

— Что за чудо, за цветок –

Нежный белый лепесток.

С ветерком играет,

Край леса украшает. /Ветреница/

— За что этот цветок так называют? /За то, что её цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от очень слабого ветра./

Разгадаем ещё одну загадку:

— Шмель цветку очень рад.

Ах, медовый аромат!

И цветки красивые –

Розовые, синие. /Медуница/

— Почему медуницу называют медуницей? /Потому что в её цветках много сладкого сока — нектара./

— Вот сиреневый цветок,

Словно птичий хохолок,

И резной листочек,

Тонкий стебелёчек. /Хохлатка/.

— Почему этот цветок так называется? /Потому что каждый цветочек имеет, будто небольшой хохолок./

И последняя загадка:

— Этот цветок распускается в мае

Белые бусинки он одевает. /Ландыш/.

— Молодцы, ребятки, отгадали все загадки.

А сейчас — раз, два, три — цветочки ты переверни. /Дети переворачивают цветы изображением вверх./

Вот весенние цветы или первоцветы

Их запомнить должен ты, как весны примету.

Ребята, все эти первоцветы растут в лесу, значит это какие цветы? /Это лесные цветы./ Назовите их. /Подснежник, ветреница, медуница, ландыш, хохлатка./

— Скажите, можно ли рвать первые весенние цветы? /Нельзя./ Часто люди срывают эти цветы, не задумываясь о том, что сорванные цветы быстро погибнут.

— Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

— А что можно сделать, чтобы сохранить жизнь цветка? /Можно его нарисовать, сделать из бумаги …/

/Воспитатель вносит образец./

— Ребята, я предлагаю вам сделать картинку с изображением ландыша. /Дети проходят за столы. Проводится пальчиковая гимнастика./

— Пальчики сожмём в кулак — вот так,

А потом раскроем так — вот так,

Чтоб цветочки получились,

Надо чтоб пальчики потрудились.

— Вспомните и скажите, какие части есть у растения? /У растения есть корень, стебель, листья, цветок./ Молодцы!

— Подумайте, с чего мы начнём выполнять работу?/ответ детей./ Правильно, возьмём фломастер и нарисуем стебли.

— Что будем делать дальше? /ответ детей./

Скажите, как из зелёной бумаги вырезать два одинаковых листа ландыша, используя трафарет. /Надо лист бумаги согнуть пополам, сверху положить трафарет, обвести его и по нарисованному контуру вырезать./ Молодцы!

— Из какого материала мы будем делать цветочки ландыша? /Из бусинок. Вспомнить приём приклеивания./

/ Дети выполняют работу, оформляют её в рамку. Воспитатель осуществляет индивидуальный подход во время выполнения работы./

Молодцы! Давайте сейчас возьмём свои работы, присядем на нашей полянке и полюбуемся красивыми ландышами.

На полянке ландыши белые цветут,

Вся полянка в ландышах, сколько же их тут!

Стебелёчки тонкие с листьями вокруг,

Будто бы жемчужины, нас к себе зовут.

И цветы душистые мы не будем рвать.

Будем на полянке песню распевать.

Ну вот, опять мы в детском саду. Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Что вам больше всего понравилось, запомнилось? /ответы детей/. Молодцы!

Основные термины (генерируются автоматически): цветок, ответ детей, полянка, Ребенок, детский сад, загадка, ландыш, молодец, песня, работа.

Похожие статьи

Воспитатель: Молодцы, ребята! (На экране появляется поляна с цветами). Ребята, а вы хотите, чтобы быстрее наступила весна?

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, Ребята, Весна, Ответ детей, ребенок, птица, весенняя полянка, Красная книга.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.

I.Организационный момент. Дети входят в группу и встают в круг. В: Доброе утро, ребята.

Ой, а посмотрите, какая цветочная полянка, сколько на ней красивых и ярких цветов.

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду.

Вопрос — ответ.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ромашка, ведущая, ваша семья, Россия, цветок, любовь, задание, детский сад, ребенок.

Сценарий экологической квест-игры для детей старшего.

Когда я сегодня пришла на работу, то у дверей детского сада меня встретил почтальон, и он просил меня передать вам вот этот конверт.

Сценарий совместной деятельности взрослых с детьми раннего.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной.

(Дети выполняют движения по тексту). В. — Молодцы, можем отправляться в путь. Но чтобы узнать, на чём мы поедем, надо отгадать загадку

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном.

Ответы детей/. Вместе мы справились со всеми трудностями. Молодцы!

Дети: Часы нужны, чтобы не опаздывать на работу, в детский сад, в школу.

В гостях у какого времени года вам понравилось больше всего? (Ответы детей.)

Конспект совместной образовательной деятельности по.

Основные термины (генерируются автоматически): предмет, воспитатель, ребенок, ребята, детский сад, Ответ детей, посещение музея, бытовая техника, стиральная машина, правило.

Похожие статьи

Воспитатель: Молодцы, ребята! (На экране появляется поляна с цветами). Ребята, а вы хотите, чтобы быстрее наступила весна?

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, Ребята, Весна, Ответ детей, ребенок, птица, весенняя полянка, Красная книга.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.

I.Организационный момент. Дети входят в группу и встают в круг. В: Доброе утро, ребята.

Ой, а посмотрите, какая цветочная полянка, сколько на ней красивых и ярких цветов.

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду.

Вопрос — ответ.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ромашка, ведущая, ваша семья, Россия, цветок, любовь, задание, детский сад, ребенок.

Сценарий экологической квест-игры для детей старшего.

Когда я сегодня пришла на работу, то у дверей детского сада меня встретил почтальон, и он просил меня передать вам вот этот конверт.

Сценарий совместной деятельности взрослых с детьми раннего.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной.

(Дети выполняют движения по тексту). В. — Молодцы, можем отправляться в путь. Но чтобы узнать, на чём мы поедем, надо отгадать загадку

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном.

Ответы детей/. Вместе мы справились со всеми трудностями. Молодцы!

Дети: Часы нужны, чтобы не опаздывать на работу, в детский сад, в школу.

В гостях у какого времени года вам понравилось больше всего? (Ответы детей.)

Конспект совместной образовательной деятельности по.

Основные термины (генерируются автоматически): предмет, воспитатель, ребенок, ребята, детский сад, Ответ детей, посещение музея, бытовая техника, стиральная машина, правило.

Автор: Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. города Тюмени.
Описание: Данная разработка может быть интересна и воспитателям детского сада и учителям начальных классов при ознакомлении детей с миром природы.
Цель: Развитие познавательного интереса к родной природе.
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Павол Орсаг Гвездослав, словацкий поэт.
Задачи:
Расширять и систематизировать знания о первоцветах.
Расширять представления дошкольников об изменениях в природе весной.
Воспитывать уважительное отношение к природе.
Учить видеть красоту весенней природы.
Учить замечать красоту весенней природы посредством музыки, живописи, поэзии.



Ребёнок:
Самуил Маршак
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Рассказы о первоцветах
Подснежники
Когда на полях и в лесах начинает таять снег, появляются первые весенние цветы. Нередко все самые первые цветы называют подснежниками. Но настоящий подснежник выглядит так:



Подснежники – первые цветы, которые появляются после зимних холодов, и растут они во всех регионах России, кроме крайнего севера.
Во многих странах мира 19 апреля отмечают День подснежника. Он был учреждён в Англии в 1984 году. Срок цветения подснежников зависит от климатической зоны их произрастания. Англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой, немцы - снежным колокольчиком, чехи – снежинкой.
Существует такая легенда, что когда то очень давно жили – были брат и сестра. Их дом стоял на самом краю леса. Они рано остались без отца и матери и вынуждены были заботиться о себе сами. Наступала весна. Однажды, когда брат в очередной раз ушёл на охоту, сестра взяла два ведра и пошла в лес подальше от дома, чтобы набрать снега почище, чтобы вымыть полы в доме. Да забрела она довольно далеко от дома. Старый леший в это время объезжал свои лесные владения, увидел девушку, и она так ему приглянулась, что он захотел иметь такую хозяйку у себя в доме. Схватил он её и повез в свою берлогу. Девушка испугалась, но быстро сообразила - рванула на шее веревочку бус из речного жемчуга и стала бросать бусинки, помечая дорогу. Видя, как бусинки бесследно исчезают в снегу, девушка горько заплакала.
Но солнышко, увидев это, засияло ещё ярче и на том месте, где падали жемчужины, снег растаял и выросли первые весенние цветы – белоснежные подснежники, Они то и привели брата к берлоге лешего. Леший завизжал от злости и пустился наутёк.
А брат с сестрой возвратились к себе домой и стали жить счастливо.
Физкультминутка
Воспитатель: Присядьте, руки положите на голову.
В весеннем лесу вырастают цветы небывалой красоты. (Дети встают).
К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты. (Дети встают на носочки, поднимая руки вверх).
Ветер дует иногда, только это не беда. (Дети наклоняются влево – вправо с поднятыми вверх руками).
Наклоняются цветочки, распускают лепесточки. (Дети продолжают упражнение, затем разводят руки в стороны).
Сон - трава или прострел
Сон - трава или прострел — очень загадочное растение семейства Лютиковых. В Тюменской области растёт прострел желтеющий.




Анемона - ближайшая родственница адониса и принадлежит к одному и тому же семейству Лютиковых.
Легенда о любви Афродиты к прекрасному Адонису
Афродита, богиня любви и красоты, ради любимого Адониса, сына царя Кипра, отказалась от жизни на Олимпе.
Адонис большую часть времени посвящал охоте. Афродита предупреждала его, чтобы не охотился на кабанов и медведей, а иначе может случиться беда.
Но однажды Адонис увлёкся погоней за кабаном, но в итоге сам стал жертвой раненого кабана. Огромным клыком кабан нанёс смертельную рану Адонису.
Афродита, найдя тело Адониса и пытаясь его оживить, пролила немало слёз. из которых выросли прекрасные анемоны.

Зевс, самый великий и могущественный бог на Олимпе, был сильно растроган и повелевал своему брату Аиду, правителю подземного царства, где пребывают тени смертных умерших людей, каждый год отпускать Адониса на полгода на землю. Адонис каждый год возвращался на землю в самом начале весны, олицетворяя весеннее пробуждение и оживление природы.
Ранней весной и распускаются анемоны, как символ быстротечности жизни и мимолётности любви.
При малейших дуновениях ветерка крупные белые лепестки анемон начинают трепетать, как влюбленное сердце при виде своего возлюбленного.
Белые анемоны помогают снять усталость с глаз, если на них долго смотреть.
Адонис весенний
Адонис весенний (горицвет весенний, запарная трава, черная трава, черногорка, стародубка, златоцвет, волосатка, купавник) семейства Лютиковые. В апреле-мае распускаются ярко-желтые цветки, достигающие в диаметре 4 - 8 см.
Адонис весенний является ценным лекарственным растением.



Ребёнок:
Где растёт горицвет?
И в какой окрашен цвет?
Неужели он горит,
Как названье говорит?
И летят на огонёк
Бабочка и мотылёк?
Или мчится мошкара
От него, как от костра?
Ярким светом горицвет
Согревает или нет?
Или жжёт он, как крапива?
Он пахучий? Он красивый?
На какой цветок похож?
Может, это знает ёж?
Может, скажет нам сурок,
Где растёт такой цветок?
Или желтощёкий уж?
Он в лесную лазил глушь.
Или рыжая лиса,
Изучившая леса?
Кто же даст из них ответ —
Что такое горицвет?
Адонис волжский




Гусиный лук жёлтый из семейства Лилейные произрастает на юге Тюменской области.
Когда то давно на лугах и на лесных полянах гусиного лука росло очень много. В те времена эти цветы почти никто не рвал, и только стаи диких гусей опускались на эти луга и поля, возвращаясь из тёплых стран, чтобы пощипать ранние весенние всходы дикого лука. Поэтому эти цветы и назвали – гусиный лук.
Из гусиного лука готовят острые салаты. Гусиный лук используется также в народной медицине.
Медуница
Медуница - один из первых весенних цветов радует нас своей красотой весь май.



Существует легенда. Что однажды богиня Флора, осматривая цветы, заинтересовалась медуницей, а та смутилась в ответ оказанным ей вниманием и залилась румянцем. Тогда богиня Флора и объявила, что теперь ее цветки всегда будут такими же изменчивыми.
Соцветие медуницы состоит из колокольчатых цветков, образующих зонтик.
Цветы медуницы сначала могут быть белыми, розовыми, пурпурными. Это самые ароматные цветы, в них больше всего нектара, что привлекает пчёл, шмелей и бабочек. Но потом чуть – чуть постареют и становятся синими, фиолетовыми и нектара в них почти не остаётся.
Медуница – лекарственное растение.
А ещё медуницу можно употреблять в пищу, используя молодые прикорневые листья в салаты.
Калипсо луковичная


Итог
Воспитатель: Почему в лесу мы не будем срывать цветы?
Воспитатель: Когда видите первоцветы в лесу, не срывайте их. Они занесены в Красную книгу. Все первоцветы можно вырастить у себя в саду. Существует много сортов, выведенных цветоводами.

Читайте также: