План описание двудольного растения

Обновлено: 19.09.2024

Предмет. Биология.

Раздел. Систематика растений.

Тема. Семейства класса Двудольные растения.

Учебно-методическое обеспечение. Интерактивная доска Smart Board , компьютер, гербарий.

Время реализации занятия: 45 минут.

Задачи урока:

познавательные:

обобщение знаний по определению семейств из класса двудольных растений, их ролью в жизни человека.

развивающие:

1) развивать навыки работы с диаграммами, формулами цветка;

2 ) закреплять умения определения принадлежности растений к определённому семейству;

3) развивать навыки работы с интерактивной доской.

воспитательные:

воспитывать интерес к изучению природы, бережного отношения к ней;

воспитывать культуру поведения в обществе;

воспитывать коммуникативные качества;

развитие эстетического вкуса.

урок обобщения пройденного материала.

Форма урока:

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент

2. Стадия вызова. Определение темы урока.

3. Работа с заданиями по теме

4. Подведение итогов

5. Рефлексия

6. Домашнее задание

1. Организационный момент.

2. Стадия вызова. Определение темы урока.

Вступительное слово учителя.

- Ребята наш сегодняшний урок я хотела бы начать со строк стихотворения Ларисы Кузьминской.

Красиво подобрана связка цветов, -
Созвездья волшебные ароматов,
Любимцы бульваров, аллей и садов,
Поклонники алых восходов, закатов…
Гвоздика, жасмин, базилик, тубероза,
Кругами цветными лежит красота,
Дарует нам радости светлые слезы,
В которых мерцает небес чистота.

Скажите, пожалуйста, какую роль играет цветок в систематике цветковых растений?

- По строению цветка определяют, к какому семейству принадлежит растение.

- С семействами, какого класса вы познакомились на предыдущих уроках? Назовите их.

- Мы познакомились с классом Двудольные растения и принадлежащими этому классу семействами: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные, Паслёновые, Бобовые (Мотыльковые), Сложноцветные (Астровые).

Готовы ли вы, ребята проверить насколько прочны и глубоки ваши знания по этой теме.

Ответ обучающихся.

(Открывает первый слайд с темой урока)

3. Работа с заданиями по теме. Путешествие с Лунтиком.

- Ребята, сегодня у нас на уроке необычный гость. Вы его все знаете – это герой мультсериала Лунтик. Вы, конечно, помните, что он попал на Землю с Луны и не знает многих вещей, но имеет большое желание всему научиться. Сегодня Лунтика пригласила на День рождение жительница пруда Пиявка. Это с одной стороны очень обрадовало Лунтика, а с другой стороны озаботило, так как характер у именинницы своенравный, непростой, поэтому Лунтик решил уделить большое внимание выбору подарка. Он решил, что для жительницы пруда самым дорогим и необычным подарком будет букет цветов. Вот и отправился наш герой к своим друзьям для того, чтобы они помогли подобрать ему цветы для букета.

(После выполнения каждого задания Лунтик получает цветок для букета)

Первым кого он встретил, был его друг кузнечик Кузя. Он обещал помочь Лунтику, но с условием, если он выполнит его задание. Лунтик обратился к вам с просьбой о помощи.

(Необходимо выбрать признаки класса двудольных растений и совместить их с рисунками). За один ответ – 1 балл.

Задание №2 (слайд №3).

(Необходимо признаки каждого семейства собрать в одну строку таблицы) За один вариант ответа 2 балла.

Задание №3 (слайд №4).

По дороге Лунтик повстречал божью коровку Милу. Она готова была помочь ему, если он сможет правильно подобрать соцветия к растению и определить, к какому семейству оно принадлежит. За один ответ – 1 балл

Задание №4 (слайд №5).

(Необходимо отгадать загадку, выбрать на слайде соответствующее лекарственное растение и подобрать ему формулу цветка и название семейства)

Конкурс загадок. Бывают жёлтые и белые,

В поле сестрички стоят, Свистят в стручки из них – умелые.

Желтые глазки на солнце глядят. Как кадриков в мультипликации

У каждой сестрички – белые реснички. Стручков так много у …

(ромашка) (акации)

Он красивый, розе брат,

Если ты не виноват,

Всё равно имей в виду,

Может уколоть в саду.

На пустырях и по дорогам.
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства -
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожем на суму.

(п астушья сумка)

За один ответ – 1 балл

Задание №5 (слайд №6).

Задания к кроссворду.

1. По какому органу, кроме цветка, можно иногда определить семейство?

2. Представитель розоцветных растений, имеет плод костянку.

3. Плод у крестоцветных растений.

4. Ядовитое растение из семейства паслёновых.

5. Плод у мотыльковых растений.

6. Название семейства, к которому принадлежит картофель.

8. Плод растений семейства сложноцветных.

9. Второе наименование семейства крестоцветных.

10. Название семейства, чьи растения имеют цветок с большим количеством тычинок.

Сначала обучающиеся работают в парах, а затем ответы записывают в ячейки кроссворда на слайде и проверяют (взаимопроверка). Оценивание ответа 1 балл.

Задание №6 (слайд №7).

Задание №7 (слайд №8).

Работа с гербарным материалом и определителем (работа в парах).

Обучающиеся получают гербарный материал под определённым номером, затем по определителю устанавливают вид растения, устанавливают его систематическую принадлежность. По окончанию работы ответы проверяются на слайде. Работа оценивается в 3 балла. Если растение не систематизировано обучающиеся получают 1 балл.

Пример систематической идентификации.

Вид – Ярутка полевая.

Задание №8 (слайд 9).

Работа с интерактивным тестом. Один ответ – 1 балл. Всего 12 баллов.

Вот и собран букет для Пиявки. Лунтик отправляется на День рождение и благодарит ребята вас за помощь.

4. Подведение итогов, выставление оценок.

5. Рефлесия (слайд № 10).

Учитель предлагает обучающимся, которые удовлетворены своей работой на уроке и самим уроком поставить в вазу цветок. Рисунку цветка задана утилита множественного клонирования.

6.Домашнее задание (слайд №11) .

Составить кроссворд или ребус по теме.

Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2011;


Полный текст материала Конспект урока биологии "Двудольные растения"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Класс Двудольные – самый древний представитель отдела Покрытосеменные. Его отличительным признаком является зародыш из двух семядолей. Это самый многочисленный класс, в который входит 78 % от общего числа цветковых растений. Несмотря на большое разнообразие, Двудольные менее продвинуты по сравнению с Однодольными.

Систематика и представители Двудольных

Самое примитивное семейство класса – Кувшинковые. Происходит из предковых бессосудистых магнолиевых растений. Кувшинковые – водные растения, для которых характерно наличие корневища. Сосудов нет. Одиночные, обоеполые цветки опыляются насекомыми. Семейство Кувшинковые связывает Однодольные и Двудольные. Это связано с предположением, что из Кувшинковых произошли первые Однодольные виды.

Класс Двудольные включает около 350 семейств, 10 тысяч родов и 190 тысяч видов.

Название семейства

Количество видов

Особенности семейства

Представители

  • Древесные, кустарниковые и травянистые формы.
  • Соцветие – корзинка.
  • Тычинок – 5, пестик – 1.
  • Плод – семянка, семянка с летучим хохолком.

Подсолнечник, ромашка, одуванчик

Фасоль, соя, горох

  • Древесные, кустарниковые и травянистые формы.
  • Соцветие – щиток, кисть, метелка, либо одиночные цветки.
  • Тычинок – 1- ∞, пестиков – 1- ∞,.
  • Плод – ягода, яблоко, костянка, орешек и др.
  • Древесные, кустарниковые и травянистые формы.
  • Соцветие – кисть, либо одиночные цветки.
  • Венчик сросшийся. Чашелистики сросшиеся. Тычинки срастаются с лепестками.
  • Тычинок – 5, пестик – 1.
  • Плод – ягода, коробочка.

Картофель, томат, петуния

  • Кустарниковые и травянистые формы.
  • Соцветие – кисть, щиток.
  • Тычинок – 6,из которых 4 – длинные, а 2 - короткие, пестик – 1.
  • Плод – стручки, стручочки.

Строение и особенности Двудольных

Двудольные растения отличаются разнообразием вегетативных и генеративных органов, из-за чего выяснение родственных связей между порядками и семействами затруднено. Условия возникновения двудольных растений не выяснены. Но существует гипотеза, по которой предполагается происхождение класса из Многоплодниковых.

Генеративные органы

Семя Двудольных состоит из двух семядолей, которые можно разделить между собой. Зародыш, как правило, окружен эндоспермом – запасом питательных веществ. Но эндосперм – необязательная характеристика представителей класса, встречаются виды, у которых он отсутствует. Для Двудольных характерно двойное оплодотворение, поэтому зародыш и эндосперм развиваются независимо друг от друга.

Строение семени двудольного растения

Рис. 1. Строение семени двудольного растения

Цветок состоит из частей, кратных четырем или пяти. Околоцветник сложный, т.е. состоит из чашелистиков и венчика. Для Двудольных характерно опыление с помощью насекомых.

Вегетативные органы

Корневая система – стрежневая. Характеризуется выраженным главным корнем.

Класс Двудольные

Рис. 2. Вегетативные органы двудольных растений

Листья двудольных растений разнообразны. Они могут быть простыми и сложными с рассеченными, цельными и зубчатыми краями. Для них характерно пальчатое или перистое жилкование. Расположение листьев – очередное и супротивное.

В стебле представителей класса Двудольные присутствует камбий, за счет которого происходит увеличение в толщину. Поэтому среди них встречаются деревья, в отличие от Однодольных. Камбий встречается и в проводящих пучках, расположенных в центре стебля в виде кольца.

Схемы строения стеблей однодольных и двудольных растений

Рис. 3. Схемы строения стеблей однодольных и двудольных растений

Отличия Двудольных и Однодольных растений

Отдел Покрытосеменные делится на два класса: Двудольные и Однодольные. Каждый из них обладает рядом особенностей.

Характеристика

Однодольные

Двудольные

Корневая система

Листья

Простые влагалищные без черешка и прилистников

Простые и сложные с черешками и прилистниками

Жилкование

Параллельное и дуговидное

Сетчатое и пальчатое

Расположение листьев

Очередное и супротивное

Стебель

Травянистый. Проводящие пучки закрытого типа располагаются по всему стеблю

Травянистый и древесный. Проводящие пучки открытого типа сконцентрированы в середине стебля

Цветок

Двух-, трех- и четырехчленный

Четырех- или чаще пятичленный

Околоцветник

Опыление

Сравнение однодольных и двудольных растений

Рис. 4. Сравнение однодольных и двудольных растений

Древесные представители класса Двудольные формируют среду обитания для животных и человека. Также они участвуют в образовании климата, атмосферы и биосферы. Многие травянистые виды используются в пищу. Среди Двудольных встречаются лекарственные растения.


Понимать, как устроены и как функционируют цветковые растения.

Для этого ты должен овладеть следующими умениями:

- перечислять признаки однодольных и двудольных растений;

- приводить примеры семейств растений.

Для этого ты должен научиться:

- называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств;

• Понимать, что все живые организмы вносят свой вклад в существование биосферы, и бережно относиться к ним.

Для этого ты должен овладеть следующими умениями:

- объяснять роль цветковых растений в процессах, происходящих в экосистеме;

Использовать в быту элементарные биологические сведения.

Для этого ты должен овладеть следующими умениями:

- объяснять значение цветковых растений в жизни человека;

Оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.

Для этого ты должен овладеть следующими умениями:

- различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.

• Попробуй заполнить таблицу, в которой сравниваются основные органы цветковых растений.

§ 16. Двудольные и однодольные растения.


Определяем проблему урока

Антошка: Я видел справочник “Флора СССР”. В нём несколько десятков толстенных томов. Каждому виду растений посвящена целая страница или больше. А написано там главным образом о том, как растения выглядят. Зачем такой справочник нужен?

Биолог: Перепутать ядовитое растение с целебным опасно: они могут быть похожи. Возбудители болезней полевых культур часто размножаются на некоторых диких растениях, и земледельцу необходимо избавиться от таких растений вокруг поля. Для этих и других случаев люди учатся различать растения.

• Согласен ли ты с объяснением биолога? Какие ещё аргументы ты можешь привести? Поводом для обсуждения какой проблемы может стать диалог Антошки и биолога? Сравни свой вариант с авторским (с. 141).

Вспоминаем то, что знаем

• Что такое вид? (5-й класс)

• Что такое признак? (Жизненный опыт)

• Какой формы бывают листовые пластинки? (§ 11-12)

• Что такое семядоля? (§ 5)

• Какие формы жилкования ты знаешь? (§ 11-12)

• Какие систематические группы тебе известны? (5-й класс)

Решаем проблему, открываем новые знания

• Выбери наиболее удобный признак для различения двудольных и однодольных растений.

Учёные столетиями создают детальные описания видов разных растений. Подробно перечисляют признаки растений, по которым их можно узнать и отличить от похожих.

Ботаники объединяют близкие виды в роды, близкие роды — в семейства, близкие семейства — в порядки, а порядки — в классы.

Все цветковые растения разделяют на два класса - класс Однодольные и класс Двудольные.


Для самых любознательных

Отнесение видов растений к тем или иным родам и семействам — ещё не завершённая работа. Ботаники, используя новые методы исследования, получают новые сведения. Эти методы исследования появляются благодаря разработке новейших приборов и новых идей в биологии. Используя современные данные, учёные объединяют два вида в один или разделяют один вид на два: относят какой-то вид то к одному роду, то к другому.

Сравниваем свой вывод с авторским


1. У зародыша две семядоли.

2. Число лепестков и чашелистиков кратно пяти, реже - четырём.

3. Листья простые и сложные, с сетчатым или пальчатым жилкованием.

4. У многолетних есть камбий.

5. Проводящие пучки расположены по кругу или сливаются в цилиндр.

6. Зародышевый корешок вырастает в главный корень.

7. Корневая система молодых растений чаще стержневая.


1. У зародыша одна семядоля.

2. Число частей цветка кратно трём.

3. Листья простые, с параллельным или дуговидным жилкованием.

4. У многолетних нет камбия.

5. Проводящие пучки рассеяны равномерно, не кругами.

6. Зародышевый корешок рано отмирает, работают придаточные корни.

7. Корневая система чаще мочковатая.

Класс Двудольные растения, класс Однодольные растения


Мои биологические исследования

Словесный портрет двудольного растения (описание облика двудольного растения по плану)

Предлагаем план, по которому нужно описать двудольное растение. Описав таким образом пару дюжин растений, ты научишься распознавать разные формы органов растений и сможешь пользоваться ботаническим определителем.

Рассмотрев приведённые в учебнике изображения, доступные тебе комнатные растения и гербарные образцы, опиши их по плану. (Описание не затрагивает подземные органы, потому что удовлетворение любопытства - не повод для уничтожения живого растения. Лучше всего сравнивать либо живые растения, не вырывая их из земли, либо срезанные ветки.)

План описания двудольного растения

1. Форма побега (укороченный, прямостоячий, лежачий, восходящий, свисающий, лазящий, вьющийся, мясистый).

2. Поперечная форма стебля (рис. 16.1: 1 - округлый, 2 — полый, 3, 5 — четырёхгранный, 4 — сплюснутый, 6 — трёхгранный).

а) вид листа (цельные лопастные, раздельные, рассечённые; сложные - см. рис. 11.8, с. 56);

16.1. Срезы стеблей.


16.2. Виды листьев.


• Расскажи о форме этих листьев.

б) очертания листа (линейный, овальный, округлый, яйцевидный), его верхушка и основание (см. рис. 11.7, 11.10, 11.11, с. 56);

16.3. Очертание листьев.


• Расскажи о форме этих листьев.

в) край листа (пильчатый, зубчатый, городчатый, выемчатый, цельный - см. рис. 11.9, с. 56);


• Расскажи о форме этих листьев.

г) форма прилистников (узкие, широкие, игловидные, ушковидные, опадающие - рис. 16.5);

16.5. Форма прилистников.


• Расскажи о форме этих листьев.

д) жилкование (дуговидное, параллельное, пальчатое, перистое - см. рис. 11.2, с. 51);


• Расскажи о форме этих листьев.

е) консистенция (тонкий, кожистый, мясистый). Тонкие листья можно согнуть, мясистые согнуть нельзя. Если сильно сгибать кожистые, они заламываются. Тонкие листья — у берёзы, липы, смородины. Кожистые листья — у копытня. Мясистые листья — у очитка, толстянки, каланхоэ, алоэ (рис. 16.7).

16.7. Мясистые листья.


а) околоцветник (простой или двойной);

б) симметричность (правильный, неправильный; см. рис. 16.8);


в) для простого околоцветника: число листочков, окраска, расположены в один или два круга;

г) для двойного околоцветника: венчик сростнолепестный трубчатый, сростнолепестный воронковидный, колокольчатый; венчик со шпорцами, раздельнолепестный (рис. 16.9) - указать, сколько на нём лепестков; указать, если венчик отсутствует;


д) чашечка - двойная, одинарная, с раздельными чашелистиками, цельная, число чашелистиков, чашечка отсутствует (рис. 16.10);

16.10. Простые околоцветники.


е) тычинки (количество, есть ли сросшиеся, расположены в один или два круга, свободные или сросшиеся с венчиком, отсутствуют);

ж) пестик (сколько рылец, завязь верхняя или нижняя, отсутствует);

з) тип соцветия (см. рис. 3.2, 3.4, с. 21-22).

• Задание. Опиши облик изображённых далее растений по плану. Пиши только о тех признаках, которые различимы на рисунке.


Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

План описания двудольного растения черноголовка обыкновенная.


Зародыш семени имеет две семядоли.

Стержневая корневая система.

Листовые пластинки с сетчатым (перистым, пальчатым) жилкованием.

Растения обычно имеют камбий.

Число частей цветка делится на 5 или 4.


Многие двудольные растения имеют ?

Многие двудольные растения имеют :


К двудольным растениям относятся?

К двудольным растениям относятся.


2. Мочковатая корневая система характерна для : А всех двудольных растений ; Б большинства двудольных растений ; В большинства двудольных и однодольных растений ; Г всех однодольных растений?

2. Мочковатая корневая система характерна для : А всех двудольных растений ; Б большинства двудольных растений ; В большинства двудольных и однодольных растений ; Г всех однодольных растений.


К двудольным растениям относят?

К двудольным растениям относят.


Описание класса Двудольные(Гороха)?

Описание класса Двудольные(Гороха).


Двудольные растения список и однодольное растения?

Двудольные растения список и однодольное растения.


Кто древнее?

Однодольные растения или двудольные растения?


Двудольные покрытосеменные растения?

Двудольные покрытосеменные растения.


Двудольные растения С примерами?

Двудольные растения С примерами!


Читайте также: