План ответа на вопрос какова роль лишайников в природе и в жизни человека

Обновлено: 05.10.2024

1 Этимология названия
2 История исследования, систематическое положение
3 Происхождение
4 Микобионт, фотобионт и их симбиоз
5 Внешнее строение
6 Внутреннее строение
7 Физиология
7.1 Биохимические особенности
7.2 Водный обмен
7.3 Рост и продолжительность жизни
8 Размножение
9 Экология
9.1 Роль в почвообразовании
9.2 Лишайники и животные
10 Использование человеком
10.1 Пищевой и кормовой объект
10.2 Лекарственные препараты
10.3 Лихеноиндикация
10.4 Лихенометрия
10.5 Красители
10.6 Прочее
11 См. также
12 Примечания
13 Литература
14 Ссылки

5-42-15-1

Задание 2. Укажите главные отличительные признаки лишайников по сравнению с двумя другими группами живых организмов, с которыми их обычно сравнивают и с которыми вы уже знакомы.
Главный отличительный признак лишайников – симбиоз гетеротрофного гриба и автотрофной водоросли.

Задание 3. Обозначьте цифрами 1 и 2 на рисунке основные части лишайника.

5-42-15-3

Укажите их названия и опишите роль этих частей в организме лишайника:
1 – водоросли : синтезируют из неорганических веществ органические;
2 – грибы: поглощают воду и минеральные вещества из окружающей среды.

Задание 4. Объясните, что такое слоевище. У каких организмов оно имеется?
Слоевище – вегетативное тело, как правило одноклеточное. Имеется у водорослей, грибов, лишайников, некоторых мхов.

познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.

Задачи.

Образовательные: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.

Воспитательные: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные результаты: – формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов – формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД:

1. Формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

2. Формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

Познавательные УУД:

1. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

2. Формирование умения владеть смысловым чтением, задавать вопросы на основе, извлечѐнной из текста информации.

3. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости

Основные термины, понятия: лихенология; лишайники; кустистые, листоватые и накипные лишайники.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, интернет как источник информации, таблица “Лишайники”.

План урока

II.Изучение нового материала

III.Обобщение изученного материала

V.Подведение итогов урока

VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.

I.Организационный этап

- Правильно, это грибы. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? (Дети отвечают, что грибы – гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не способны сами их синтезировать).

- Что такое симбиоз?

(Дети отвечают. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу каждому из них).

-Вы помните, что грибы способны вступать в симбиоз с корнями деревьев, в результате чего нити грибницы прорастают внутрь корня растения. Как называется такое образование?

(Дети отвечают, что это микориза).

-Интересно, что грибы способны вступать в симбиотические отношения не только с деревьями, но и с водорослями. Такой симбиоз гриба и водоросли называется лишайником. То, как устроены эти удивительные организмы, как они питаются, размножаются, какое значение в природе и жизни человека они имеют, вы узнаете на этом уроке.

II.Изучение нового материала

-Группа организмов, именуемых лишайниками, насчитывает 25 тыс. видов. Встречаются они на всех континентах, включая Антарктиду.

Тело лишайника называется слоевищем. Слоевище лишайника способно прожить 50-100 лет, разрастаясь за год на 1-5мм. Оно может иметь вид чешуек, трубочек, листочков или кустиков. По цвету и размерам лишайники тоже весьма разнообразны. Они бывают серебристо-серые, зеленые, красные, желтые и даже черные. В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на 3 группы: накипные, листовые и кустистые.

-Какое же строение имеет слоевище?

  • Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы и микропрепарата.

Если рассмотреть срез слоевища лишайника под микроскопом, то можно увидеть переплетение бесцветных гиф гриба, между которыми расположены одноклеточные (иногда многоклеточные) водоросли.

- Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника?

(учитель выслушивает предположения учеников)

- нити гриба впитывают из внешней среды воду и растворенные в ней вещества, а клетки водорослей синтезируют органические вещества. Таким образом, гриб снабжает водоросль водой и минеральными веществами, а водоросль снабжает гриб органическими веществами. Налицо симбиоз – взаимовыгодное сожительство двух живых организмов.

Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно, грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не живут. И если их лишить водорослей – симбионтов – погибают. Попробуйте объяснить, почему.

-А теперь выясним, как размножаются лишайники. Чаще всего они размножаются кусочками слоевища, а также спорами гриба и особыми группами клеток гриба и водоросли. Эти клетки разносятся при помощи ветра и воды.

Значение лишайников в природе:

  • Являются первопоселенцами безжизненных пространств.
  • Участвуют в почвообразовании.
  • Участвуют в разрушении горных пород.
  • Виды, живущие на стволах деревьев, защищают их от проникновения спор грибов-паразитов.
  • Являются убежищем для насекомых-вредителей деревьев.
  • Являются пищей для многих копытных.
  • Являются важной частью многих экосистем.

Значение лишайников в жизни человека:

  • Являются кормом для домашних оленей на севере.
  • Некоторые лишайники используются в пищу человеком.
  • Сырье для химической промышленности.
  • Служат для получения природных красителей.
  • Используют в медицине и парфюмерии.
  • Используют для измерения степени загрязнения воздуха (лихеноиндикация).

III.Обобщение изученного материала

V.Подведение итогов урока

Как, по вашему мнению, прошел урок? Что нового о лишайниках вы узнали?

VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.

1 Этимология названия
2 История исследования, систематическое положение
3 Происхождение
4 Микобионт, фотобионт и их симбиоз
5 Внешнее строение
6 Внутреннее строение
7 Физиология
7.1 Биохимические особенности
7.2 Водный обмен
7.3 Рост и продолжительность жизни
8 Размножение
9 Экология
9.1 Роль в почвообразовании
9.2 Лишайники и животные
10 Использование человеком
10.1 Пищевой и кормовой объект
10.2 Лекарственные препараты
10.3 Лихеноиндикация
10.4 Лихенометрия
10.5 Красители
10.6 Прочее
11 См. также
12 Примечания
13 Литература
14 Ссылки

Читайте также: