План ритма недели эпохи урожая

Обновлено: 05.10.2024

Сегодня я расскажу про Эпохи (тематические циклы) в вальдорфской педагогике. Именно проживание Эпох, подготовка к праздникам со всеми атрибутами и символами вдохновили меня на материнство и позволили ощутить счастье от воспитания детей.

Основной мотив цикла наших праздников года — это переживание ПРИРОДНОГО ГОДОВОГО РИТМА, выраженное в образно-символической форме, созвучной детскому мироощущению. В годовых праздниках акцент делается на переживании жизни природы. История и культура человечества всегда были теснейшим образом связаны с природой, которые в прежние времена мыслились одушевленными и одухотворенными. Эту идею я почерпнула из вальдорфской педагогики.

НАШИ ЭПОХИ В ГОДОВОМ КРУГЕ
Каждая наша природная Эпоха длится от двух до четырёх недель и имеет конкретное содержание.
Каждый такой период включает в себя специфичные виды деятельности взрослых и детей, свой характерный набор игр, песен, сказок, творческих занятий.
Каждая Эпоха заканчивается Праздником. Можно провести большой праздник, а можно чисто символически закончить эпоху пирогом и сказкой.

Я плавно перехожу в следующую Эпоху, после праздника. Начинаю новые занятия с новой тематикой, а столик времён года, могу и не менять сразу, столик я оставляю не тронутым ещё примерно неделю после праздника. Длительность определяется уже конкретно вами лично: минимум 2 недели, максимум 4 недели. Ну и зависит ещё от наложения праздников. Масленица и Пасха – плавающие по дате праздники.

Вот какие у нас сложились Эпохи:
Сентябрь – эпоха Урожая и день рождения сына.
Октябрь – эпоха Осени, позже мы добавили еще в октябре Эпоху Архангела Михаила (у меня она называется Эпоха Рыцарей и Принцесс)
Ноябрь – эпоха Фонариков и гномиков
Декабрь – эпоха Нового года и Рождества
Январь – эпоха Зимы
Февраль – эпоха Ремесел. 14 февраля – день рождения дочки, Папин день (23 февраля), Масленичная Эпоха (Проводы Зимы)
Март – Мамин день (8 марта), Встреча весны и птиц (В зависимости от того, когда выпадает Пасха, эту Эпоху можно включить в Пасхальную)
Апрель – Пасхальная эпоха
Май – Эпоха Пробуждения природы (Если Пасха раньше, то частично захватываем вторую половину апреля)
Июнь, июль – Летняя Эпоха, мы празднуем день рождения дочки летом, и как-то сложилось, что каждая неделя летних месяцев посвящена какой-то теме: тема дождя, радуги, моря и т.д
Августа - Эпоха Даров лета (Яблочный спас, Медовый спас, Хлебный спас).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Календарно-тематическое планирование на вторую неделю сентября

(11 сентября - 15 сентября 2017 г.)

Закрепить навыки использования обобщающих понятий (овощи, фрукты, ягоды). Развивать умение различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи, ягоды, фрукты (капуста, лук, морковь, картофель, малина, смородина, вишня, яблоко, груша). Формировать начальные представления о здоровом образе жизни, о пользе продуктов питания.

Организованная образовательная деятельность

Понедельник 11.09.2017

Виды деятельности

Тема/Задачи/ Материалы/

Познавательное развитие

(ознакомление с природой)

Задачи. Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля. Побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок. Показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветков, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва. Обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

Материал. Картинки с изображением строения цветов, гладиолусов, астр, ноготков, бархатцев, георгинов, хризантем, мальв.

Физическое развитие

(физическая культура)

Задачи. Учить детей энергично отталкиваться от пола и приземляться на полусогнутые ноги при подпрыгивании вверх, доставая до предмета; упражнять в прокатывании мяча.

Оборудование. Флажки, мячи, кегли.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

(центры активности, все помещения группы)

1.Уголок природы: рассматривание картинок с изображением разных цветов.

Задачи. Прививать любовь к природе. Знакомить с названиями, особенностями строения разных цветов.

Задачи. Развивать умение различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи, фрукты

Совместная деятельность взрослого с детьми.

1 половина дня

1 I половина дня

Задачи. Учить детей кружиться в обе стороны, руки держать на поясе, развивать вестибулярный аппарат, координацию движений.

- "Матрёшки качаются".
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вправо (влево), выпрямиться. Повторить 6 раз.
- "Прыжки".
И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 8 прыжков на месте на двух ногах, непродолжительная ходьба на месте и вновь прыжки.
- Перестроение из звеньев в колонну. Ходьба в колонне.

Задачи. Побуждать детей совершать хорошие поступки и отрицать плохие, быть добрыми и отзывчивыми. Формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению моральных норм, учить видеть плохие поступки, выражать свое отношение к плохим действиям .

5. Ознакомление с жанрами литературных произведений. Загадывание загадок.

Задачи. Учить детей внимательно слушать загадку, сопоставлять услышанное со своими знаниями о фруктах, овощах.

а) Гимнастика в постели (2-3 мин. )

Встало солнышко с утра

Соединяем кончики пальцев рук, изображая шар, поднимаем руки вверх.

Детям тоже встать пора!

Разводим руки в стороны.

Ручки к солнышку протянем,

С лучиками поиграем.

Вдруг сквозь наши пальчики

К нам прискачут зайчики.

Смотрим сквозь пальцы, слегка касаясь ладошками лица.

Солнечные, не простые,

Зато скачут как живые:

По лобику к височкам,

По носику, по щечкам

По плечикам, по шейке,

И даже по коленкам!

Легко постукиваем кончиками пальцев

Ладошками мы хлопали

И зайчиков хватали,

Хлопаем в ладошки,

Но к солнышку лучистому

- Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

- И. п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками. (6-8раз)

- И.п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). ( 6-8 раз) - И.п.- то же, ноги - ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).

в) Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).

Задачи. Отработать с детьми выразительные средства передачи эмоций и характеристик персонажей: волк - злой, зубастый, сильный; поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф - веселые, беззаботные, ленивые. Наф- Наф - серьезный, умный, трудолюбивый.

Задачи. Развивать у детей способность различать и называть детали конструктора (куб, пластина, кирпичик, брусок), учить строить ворота, исходя из величины определенной игрушки

Индивидуальная работа с детьми.

Задачи. Учить детей на ощупь узнавать, что положено в коробку с сюрпризом..

Утренняя и вечерняя прогулка.

Работа с родителями.

Организованная образовательная деятельность

Вторник 12.09.2017

Виды деятельности

Тема/ Задачи/ Материалы/

Познавательное развитие

Задачи. Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько. Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь).

Демонстрационный материал. Игрушки: Винни Пух, Пятачок, Кролик; 2 коробки, красные и синие кубы (по количеству детей) сюжетные картинки с изображением разных частей суток.

Раздаточный материал. Кубы и треугольные призмы (по 5 штук на каждого ребёнка).

Физическое развитие

(физическая культура)

Задачи. Учить детей энергично отталкиваться от пола и приземляться на полусогнутые ноги при подпрыгивании вверх, доставая до предмета; упражнять в прокатывании мяча, в ползании на четвереньках по прямой.

Оборудование. Флажки, мячи, кегли.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

(центры активности, все помещения группы)

Центр Художественно-эстетического развития.

Самостоятельное рисование.

Задачи . Учить детей при передаче сюжета располагать изображение на всем листе в соответствии с содержанием действия.

Совместная деятельность взрослого с детьми.

1 половина дня

1 I половина дня

Задачи . Учить детей слушать сказки, помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации (драматизация с привлечением детей, использование мягких игрушек и кукол би-ба-бо, пальчикового театра), правильно воспринимать содержание произведения

3.Дежурство по столовой.

Задачи. Учить детей накрывать на стол, помогая няне, раздавать ложки, ставить хлебницы, салфетницы.

Задачи. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни, о пользе продуктов питания, в частности, о пользе овощей и фруктов.

Задачи. Уточнить названия животных и их детенышей, учить детей правильно произносить соответствующие слова в различных формах и словосочетаниях.

Индивидуальная работа с детьми.

Задачи. Развивать артикуляционный аппарат, укреплять круговую мышцу рта .

Утренняя и вечерняя прогулка.

Работа с родителями.

Индивидуальные беседы с родителями о необходимости прививок от гриппа. Оформление согласий или отказов от прививок для детей.

Организованная образовательная деятельность

Среда 13.09.2017

Виды деятельности

Тема/ Задачи/ Материалы/

Художественно-эстетическое развитие

Задачи. Учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки – флажки. Закреплять приёмы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.

Материалы. Бумага размером ½ альбомного листа, по 4 бумажные полоски двух цветов на каждого ребёнка, ножницы, клей, кисти для клея, салфетки, клеёночки на столы.

Художественно-эстетическое развитие

По плану музыкального руководителя

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

(центры активности, все помещения группы)

Работа в уголке физического воспитания.

Задачи. Познакомить детей с расположением уголка физкультуры, с оборудованием, рассказать о безопасных способах обращения с оборудованием, предложить самостоятельно выбрать упражнения для выполнения.

Совместная деятельность взрослого с детьми.

1 половина дня

1 I половина дня

1.Дежурство в уголке природы (полив цветов, рыхление почвы).

Задачи. Учить детей самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы, формировать соответствующие навыки трудовой деятельности.

Задачи. Развивать у детей интерес к художественной литературе, учить понимать идею произведения, передавать в речи свое понимание, испытываемые эмоции.

Задачи. Учить детей слушать сказки, выражать сопереживание героям, личностное отношение к произведению.

Задачи. Развивать быстроту реакции, ловкость, навыки пространственной ориентации.

Задачи. Вызывать интерес к работе с природными материалами, развивать фантазию детей, мелкую моторику рук.

Индивидуальная работа с детьми.

Задачи. Учить детей группировать объекты по заданному признаку (цвет), упражнять в сопоставлении предметов друг с другом путем прикладывания к образцу.

Утренняя и вечерняя прогулка.

Работа с родителями.

Индивидуальные беседы с родителями о необходимости прививок от гриппа. Оформление согласий или отказов от прививок для детей.

Организованная образовательная деятельность

Четверг 14.09.2017

Виды деятельности

Тема/ Задачи/ Материалы/

Речевое развитие

(развитие речи)

Задачи. Объяснить детям артикуляцию звука с, упражнять в правильном, отчётливом произнесении звука (в словах и фразовой речи).

Материалы. Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки с или сь.

Физическое развитие

(физическая культура)

Упражнять детей в ходьбе и беге по одному, на носках; учить катать обруч друг другу; упражнять в прыжках.

Оборудование. Обручи, кегли, шнуры.

Познавательное развитие (конструирование)

Задачи. Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырёх основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник); закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.

Материал. Кубик (с глазками и ртом), коробка со строительным материалом, конверт, бумажные плоскостные модели разной формы, карандаши, восковые мелки.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

(центры активности, все помещения группы)

Задачи. Учить детей выполнять коллективную постройку, развивать воображение, мелкую моторику рук.

Совместная деятельность взрослого с детьми.

1 половина дня

1 I половина дня

Задачи. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности

Задачи. Учить детей замечать выразительные средства музыкального произведения, узнавать и называть знакомое музыкальное произведение.

Задачи. Прививать детям аккуратность, желание держать свои вещи в шкафчике в порядке.

Задачи. Углубить знания детей о деятельности врача, активизировать в речи названия медицинских инструментов.

Задачи. Закрепить знания детей об овощах и их назначении, пользе; развивать выразительность речи.

Индивидуальная работа с детьми.

Центр Художественно-эстетического развития: работа с ножницами. (с К.Юлей, Т.Димой)

Задачи. Формировать навык работы с ножницами.

Утренняя и вечерняя прогулка.

Работа с родителями.

Рекомендации для чтения детям по теме недели.

Организованная образовательная деятельность

Пятница 15.09.2017

Виды деятельности

Тема/ Задачи/ Материалы/

Художественно-эстетическое развитие

Задачи. Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приёмы рисования карандашами. Учить быстрому приёму рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Материалы. Цветные карандаши или цветные восковые мелки, ½ альбомного листа на каждого ребёнка.

Художественно-эстетическое развитие

По плану музыкального руководителя

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

(центры активности, все помещения группы)

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Задачи. Учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, находить себе занятие по интересам, использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты.

Совместная деятельность взрослого с детьми.

1 половина дня

1 I половина дня

Задачи. Учить детей слушать сказки, помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

Задачи. Прививать культурно-гигиенические навыки, правила личной гигиены, правила пользования носовым платочком.

Задачи. Актуализировать представления детей о цвете, форме и величине осенних листьев, о таком явлении как листопад.

Задачи. Учить срезать углы для получения формы яблок, создавать коллективную аппликацию, радоваться общей работе.

Задачи. Развитие речи, внимания, формирование умения сопоставлять свои действия с правилами игры.

Индивидуальная работа с детьми.

Задачи. Учить детей подбирать качественные прилагательные (темное, низкое, ясное, разноцветное и т.д.) отвечая на вопросы воспитателя.

Утренняя и вечерняя прогулка.

Работа с родителями.

Рекомендации по организации игровой деятельности с детьми в выходные дни.


Жизнь любого человека, и особенно ребенка, гармонизируют ритмы. Это является необходимым условием сохранения
физического и психического здоровья. Годовой цикл в детском центре разделяется на ритм дня, ритм недели,
ритм месяца, ритм года.

Ритм дня

Ритм дня в группах

Ритм недели

Расписание занятий

Если говорить о недельном ритме, то важно учитывать обстоятельства, что для маленького ребенка повторяющийся
ритм очень важен, для него целительно быть в чем-то уверенным, знать что-то точно.
К примеру, старшие дети знают, что в Понедельник они будут лепить из глины.
Дети среднего возраста, увидев баночки с краской на столе, понимают, что, как и на прошлой неделе,
они будут рисовать красками, и что сегодня — Среда.
Малыши тоже любят узнавать повторяющиеся недельные моменты:
лепим из пластелина — это Четверг.

Ритм года

Расписание основных эпох и праздников

Год в группе также подчинен круговороту сменяющих друг друга времен года. Через подготовку, кульминацию и завершение
праздников проживается жизнь с ее ритмом. К настоящему времени сложился и стал привычным для детей естественный и
наиболее рациональный ритм, способствующий сохранению здоровья и развитию каждого ребенка.

Годовой план работы

Эпоха 1

Урожайная (4 недели)

Нравственный смысл: переживание детьми чувства благодарности земле, природе через знакомство с богатством осеннего урожая и трудом земледельцев.

Трудовая деятельность: сушка яблок, приготовление винегрета, фруктового салата, варенья, выпечка хлеба.

Рукоделие: бусы из рябины, шитьё мешочков для муки.

Эпоха 2

Осенняя (4 недели)

Нравственный смысл: углубление представления об осенней природе и повадках лесных животных.

Трудовая деятельность: заготовка плодов рябины для птиц, уборка листьев на участке.

Рукоделие: бусы из рябины, гирлянды из осенних листьев, шитьё подушечек, набитых сухими травами, гербарии из листьев.

Эпоха 3

Рыцари и принцессы (4 недели)

Нравственный смысл: обретение детьми добрых качеств души: смелости, щедрости, мужества, терпения и благородства; переживание образа кроткой и нежной принцессы и смелого рыцаря, побеждающего зло.

Трудовая деятельность: работа с природным материалом.

Рукоделие: изготовление короны из осенних листьев, лошадки из шерсти, нарядов рыцарей и принцесс.

Эпоха 4

Домовенок и фонарики (4 недели)

Нравственный смысл: развитие в детях чувства сострадания, заботы, сопереживания; переживание радости от умения поделиться душевным теплом и светом с другими людьми.

Трудовая деятельность: строительство домиков для гномиков.

Рукоделие: шитьё гномиков, изготовление фонариков, выпечка печенья к празднику.

В конце эпохи: Праздник фонариков.

Эпоха 5

Рождественская и Новогодняя (4 недели)

Нравственный смысл: переживание красоты собственной души через добрые дела.

Трудовая деятельность: постройка горки из снега, ремонт игрушек, генеральная уборка в группе, строительство снежного городка, выпечка к празднику.

Рукоделие: изготовление рождественского венка из зелёных веток, изготовление витражей, восковых свечей.

  1. Рождественская спираль
  2. Праздник добрых дел
  3. Новый год

Эпоха 6
Зимушка-зима (3 недели)

Нравственный смысл: знакомство с народными традициями, фольклорным материалом, переживание себя частью дружного коллектива, ощущение радости и веселья.

Трудовая деятельность: выпечка лепёшек, булочек, чистка дорожек и горки от снега, кормление птиц.

Рукоделие: валяние

Праздник: Колядки

Эпоха 7

Масленица (4 недели)

Нравственный смысл: знакомство с народными традициями, фольклорным материалом, переживание радости и веселья, стремление к цельности, гармонии и веселью.

Трудовая деятельность: выпечка блинов, чистка дорожек и горки от снега, кормление птиц.

Праздник: Широкая Масленица

Эпоха 8

Весенняя (4 недели)

Нравственный смысл: помочь детям заметить пробуждение природы, тепло солнечных лучей, прилёт птиц, долготу светового дня

Трудовая деятельность: на улице разрыхление и разбрасывание снега,

Рукоделие: подарки мамам, изготовление птичек из воска и перьев, глиняной чаши для посева пшеницы

Праздники: Встреча Весны и Прилёт птиц

Эпоха 9

Пасхальная (5 недель)

Нравственный смысл: помочь детям прочувствовать весеннее возрождение и обновление природы, щедрость солнца

Трудовая деятельность: разрыхление и разбрасывание снега для лучшего таяния, уборка в группе к празднику, подготовка земли для посевов, проращивание и посев семян пшеницы, крашение яиц, выпечка куличей

Рукоделие: шитьё курочек, расписывание яиц из папье-маше

Праздник: Праздник Красной горки

Эпоха 10

Выпускная (4 недели)

Нравственный смысл: проявление ребёнком творческой активности в окружающем мире; переживание детьми выпускниками этапа взросления и собственной зрелости

Трудовая деятельность: перекопка земли на клумбах и в огороде; посев семян цветов и овощей в открытый грунт

Рукоделие: работа с солёным тестом, плетение скакалок из шнура

Праздник: Выпуск детей в старшую группу.

Эпоха 11

Нравственный смысл: переживание детьми четырёх природных стихий-воды, земли, огня и воздуха

Трудовая деятельность: уход за цветочными клумбами, сбор и сушка трав и семян

Рукоделие: изготовление веночков из трав и цветов, изготовление лент из бумаги, солнышка и пчёлок из шерсти, рыбок из картона, плавучих домиков из пробки, плотиков и корабликов, флюгеров и вертушек

Школа для родителей Елены Гринталь

Школа для родителей Елены Гринталь

Школа для родителей Елены Гринталь запись закреплена

ЭПОХИ или другими словами тематические циклы – это небольшие периоды в году (примерно от 2 до 4 недель), которые отражают природные процессы и главные христианские праздники.
Ритмичность года выражена в живом следовании друг за другом повторяющихся из года в год Эпох.

Очень интересно, как видят ВДОХ и ВЫДОХ вальдорфцы. Лето – это большой выдох, а Зима – большой вдох. Что же тогда происходит весной и осенью? А это переходные периоды или другими словами кризисные, поэтому они такие сложные, и мы часто болеем весной и осенью. Весной мы переходим к Выдоху. А осенью переходим к Вдоху. Поэтому начинать учиться осенью – очень логично. Наши силы мышления начинают концентрироваться.

Эпохи отражают не только христианские праздники, но и природные процессы. И когда наша жизнь в семье из года в год идёт согласно эпохам – мы приходим к гармонии. Кроме того, детям важно цикличное повторение и узнавание. Особенно до 7 лет.

Эпоха "Летняя"июнь, июль, август
Нравственный смысл Эпохи: пополнение ребенком копилки знаний и впечатлений. Каждый летний день должен принести что -то новое, чтобы интересные эпизоды и удивительные открытия надолго запечатлелись в памяти.
Творчество и занятия с детьми: садоводство, изготовление цветов, жуков, стрекоз, пчел и прочих из разных природных материалов
покраска ткани цветами и травами, изготовление цветочных фей, плетение венков и создание цветочных фей, летние витражи из кальки, игры с водой, создание воздушного змея, строительство летнего домика или вигвама, изготовление корабликов, облаков и радуги, изготовление лягушек, рыб, осьминогов, гербарий, сбор и сушка лекарственных трав.

Эпоха "Урожайная" сентябрь
Кульминация эпохи-Праздник Урожая
Нравственный смысл Эпохи: переживания детьми чувства благодарности земле, природе через знакомство с богатством урожая и реальным трудом земледельцев.
Творчество и занятия с детьми: бусы из рябины, гирлянды из осенних листьев, шитье подушечек набитых травами.
Сбор лекарственных трав, сбор урожая, семян, шишек, листьев, мха, желудей, веточек и палочек для поделок.

Эпоха "Фонарики и гномики" ноябрь
Кульминация эпохи-Праздник Фонариков
Нравственный смысл Эпохи: развития в детях чувства сострадания, заботливости, сопереживания. Переживания радости от умения поделится душевным теплом и светом с другими людьми.
Творчество и занятия с детьми: строительство домиков для гномиков и норок для мышек, ежей и других.
Создание гномиков(валяние, лепка, вязание )
Изготовление фонариков и подсвечников, изготовление свечей, изготовление витражей

Эпоха "Рождественская" декабрь
Кульминация эпохи-Праздник Рождества.
Нравственный смысл Эпохи: обретение внутреннего покоя и развитие внимания к окружающему миру. Переживание красоты собственной души через добрые дела.
Творчество и занятия с детьми: Изготовление рождественского веночка, Рождественский календарь, изготовление витражей и звезд из цветной кальки, лепка свечей и игрушек из воска, изготовление елочных игрушек, изготовление открыток и подарков своими руками, выпечка рождественского имбирного печенья, помандеры из апельсинов.

Эпоха "Зимняя" январь-февраль
Нравственный смысл Эпохи: время, способствующее формированию внутренней сосредоточенности и самостоятельности. Это время мышления, а также усвоения способа действия во время занятий рукоделием.
Творчество и занятия с детьми: лепка синичек, шитье куклы Дремы и куклы для кукольного домика, ткачество на детском ткацком станочке,
плетение простых шнуров, валяние бусин.

Эпоха "Масленичная" февраль-март
Настроение эпохи-Масленица-это не просто праздник: это завершение важного этапа в жизни человека и природы, подведение зимних итогов, начало новой весны. Расписание дней Масленичной недели -это своеобразное исторически сложившееся расписание семейных праздников.
Нравственный смысл Эпохи: знакомство с традициями при подготовке к Масленице, стремление к цельности, единству, гармонии. Неделя пронизанная ощущениям радости и веселья .
Творчество и занятия с детьми: Изготовление куклы Масленички. Создание солнышек из бумаги, фетра, ткани.

Эпоха "Встреча весны и птиц" март
Праздники: Женский день -8 марта
Праздник Жаворонки -22 марта
Нравственный смысл Эпохи: помочь детям заметить пробуждение природы,тепло солнечных лучей, прилет птиц, увеличение продолжительности светового дня. Вызвать желание дарить радость своим близким людям.
Настроение эпохи: Эпоха пронизана ощущением ожидания тепла и весеннего обновления-не только в природе, но и в душе. Каждое действие Эпохи одухотворенно желанием поделится светом и теплом с родными и близкими -именно для этого посылали им испокон веков печеных жаворонков .
Творчество и занятия с детьми:
Изготовление птичек из бумаги, ткани, воска,. Печем жаворонков и плетем тетерки из теста. Делаем ручеек из шерсти. Шьем обрядовых кукол ко дню весеннего равнодействия, кукол "Веснянок"

Эпоха "Пасхальная" март-апрель
Нравственный смысл Эпохи: помочь детям почувствовать весеннее возрождение и обновление природы, щедрость солнца. Переживание тайны появления новой жизни.
Творчество и занятия с детьми: Подготовка земли для посевов и посев семян в горшки . Посадка семян в яичные скорлупки. Иготовление пасхальных гнездышек из веток и пасхального веночка. Изготовление мобиля с петухами из бумаги. Валяние зайчика из шерсти или вязание зайчика. Валяние яиц из шерсти. Шитье яичек из фетра и украшение их лентами и бусинами. Пасхальная вышивка. Роспись и украшение яиц. Украшение пасхального дерева. Шитье курочек и циплят. Пасхальные витражи. Пасхальные открытки. Лепка гнездышек и яичек из воска и ржаного теста. Лепка зайчиков из воска.

Материал взят из книги Елены Гринталь "СЧАСТЛИВАЯ МАМА. Пятилетний опыт домашнего воспитания моих детей"

Читайте также: