План урока размножение голосеменных растений

Обновлено: 05.10.2024

Цель: выяснить общие признаки семенных растений, особенности размножения голосеменных; преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.

Планируемые результаты обучения:

учащиеся должны знать общие признаки семенных растений, особенности строения и размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной; уметь выявлять черты более сложной организации по сравнению с папоротниками;

учащиеся должны уметь:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

уметь работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь

оценивать работу одноклассников.

учащиеся должны уметь:

осознавать целостность мира, воспитывать экологическую культуру.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Вид урока: комбинированный урок.

Тип урока: изучения нового материала

I Организационный момент.

Здравствуйте , ребята! Садитесь.

В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно.

Ребята, у вас у каждого лежат таблички , прочтите . А сейчас вы должны будете встать, двигаясь по классу, общаясь между собой, создать некие группы. Но принцип построения вы выбираете сами, я вам ничего не говорю. Единственное, вы ограничены во времени-1 мин. Тихо встаньте, и через минуту я хочу увидеть 4 группы.

(после того как будут построены группы) Поднимите свои карточки. Почему вы объединились в одну группу? Почему вы вместе? …

Это ваши новые команды, займите свои места.

Итак, следующее задание для каждой группы. Проверим ваши знания про высшие споровые растения (2-3мин)

1. У высших растений не развиты ни ткани, ни органы (нет)

2. Риниофиты - это вымершие организмы (да)

3. Оплодотворение у высших споровых растений осуществляется с помощью воды(да

4. Водоросли - первые растительные организмы на Земле, возникли в водной среде (да)

5.Спорофит - это половое поколение высших споровых растений (нет)

6. Половые клетки - гаметы, образуются в гаметофите (да)

Задание для группы 2. Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор.

А) стебель, лист, слоевище, побег, корень;

Б) ламинария, саргассум, одуванчик, спирогира, филлофора;

В) споры, спорангии, яйцеклетка, спорофит, бесполое поколение;

Г) сперматозоид, гаметофит, яйцеклетка, половые органы, споры.

( Ответы: А) слоевище; Б) одуванчик; В) яйцеклетка; Г) споры.)

Задания для группы 3. Задания на соответствие терминов.

растения без тканей и органов

организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических

выросты клеток водорослей для закрепления в почве

слияние двух половых клеток

половое поколение высших растений, на котором образуются половые клетки

бесполое поколение высших растений, на котором образуются споры в спорангиях

Задания для группы 4. Задания на соответствие терминов. На табличках - отдельно термины и определения.

тело водорослей, состоящее из группы клеток

растения, у которых хорошо развиты ткани и органы

первые наземные растения

мужские половые клетки

женские половые клетки

органы бесполого размножения, в которых образуются споры

Проверка выполнения заданий.

III. Мотивация учебной деятельности

Сотни три миллионов ей лет.

Уж давно птеродактилей нет,

Нет гигантских страшилищ давно…

Ей же, к счастью, пропасть не дано.

К нам пришла из далёких времён.

У неё много видов, имён.

Острых сабель на ней нам не счесть,

А живица полезна. В ней есть

Канифоль, скипидар, камфара …

Не страшны ей мороз и жара!

С ней легко полной грудью дышать,

Так не будем её обижать.

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Ель, сосна)

Сегодня мы будем изучать отдел Голосеменные растения, к которым и

относятся ель, сосна¸ кедр и пр.

Что вы уже знаете о Голосеменных?

Что вы знаете , но не можете объяснить?

Вывод: Сегодня мы должны будем выяснить признаки голосеменных, размножение и значение голосеменных.

IV Изучение нового материала

А. Преимущества семян перед спорами

Каких растений на земле больше : споровых или семенных?

- Давайте выясним, почему семенных растений больше, чем споровых?( Семена по сравнению со спорами лучше защищены и содержат больший запас питательных веществ)

- Какое преимущество дало растению появление семени?( Растения, размножающиеся семенами, лучше приспособлены к жизни на суше, чем растения, размножающиеся спорами. Оплодотворение у семенных растений не зависит от наличия воды во внешней среде. Семена (многоклеточные образования) имеют больший запас питательных веществ, чем споры (они одноклеточные). Зародыш: будущего растения, находящийся внутри семени, лучше защищен от неблагоприятных условий.)

Пользуясь учебником ( с. 56 ) вы должны постараться выделить общие признаки голосеменных , работая в группах .

Признаки : 1. Вечнозеленые , реже листопадные деревья, кустарники, лианы.

2.Органы- корень, стебель, лист

4. размножение семенами (преобладающее поколение –спорофит)

6. шишка- видоизмененный побег

– Сейчас приступим к рассмотрению основного нашего вопроса. Выскажите свое предположение о способах размножения голосеменных растений, исходя из их названия.
Основным способом размножения голосеменных является половой способ, то есть размножение с помощью специализированных половых клеток – гамет. Вегетативное размножение встречается очень редко

Размножение голосеменных растений:

У вас на столах имеются карточки с основными периодами размножения сосны По ходу моего рассказа ваша задача: составить схему размножения голосеменных.

Сосна – однодомное растение. Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-желтые собраны тесными группами у основания молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Шишки представляют собой видоизмененные побеги. Красноватые шишки – женские шишки. На каждой чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки, имеющие гаплоидный набор хромосом.

Зеленовато-желтые шишки – мужские. На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает в себя пыльцевое зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и два воздушных мешочка, которые придают легкость пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром.
Весной сосны начинают “пылить”, то есть из мужских шишек начнет высыпаться пыльца. Созревшая пыльца высыпается, подхватывается ветром и переносится в женские шишечки на пыльцевход семязачатков. Этот процесс называется опылением.

После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение у сосны происходит только на следующий год – через 12–14 мес. после опыления. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки внутри этой трубки образуются два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй – погибает. В результате оплодотворения образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Зигота дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка

– Шишки растут и одревесневают. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года.
Итак, в результате полового размножения у голосеменного растения образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – это приспособление для распространения семян ветром. Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало молодому растению.

В жизненном цикле голосеменных растений преобладает спорофит , представляющий собой само растение.

Физкультминутка для глаз. Учитель: А теперь, давайте немного отдохнём (физкультминутку проводит один из учащихся)

1. Колебательные движения глазами по горизонтали справа - налево, затем слева - направо.

2. Движения глазами по вертикали вверх-вниз, затем вниз-вверх.

3. Интенсивные сжимания век в быстром темпе.

4. Круговые вращательные движения глазами слева-направо, затем справа-налево.

5. Круговые вращательные движения, вычерчивая цифру 8, лежащую на боку.

6. Частые моргания, без усилий.

Значение голосеменных : учебник с. 57 выделить значение голосеменных для человека

-образуют органические вещества, выделяют кислород, поглощают углекислый газ;

-древесина как строительный и поделочный материал;

-ценное сырье для многих отраслей промышленности

V. Проверка усвоения материала.

- Выпишите номера правильных утверждений.

1. Появление семени – важный этап в эволюции растений.

2. По способу питания растения – гетеротрофы.

3. У голосеменных нет цветов и плодов.

4. Семя только защищает зародыш от неблагоприятных факторов среды.

5. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша в начальный период его развития.

6. Голосеменные растения произошли от первичных разноспоровых папоротников.

7. Спора имеет такое же строение, как и семя.

8. Голосеменные растения распространены по всему земному шару.

9. Для оплодотворения голосеменных не нужна вода.

10. Голосеменные растения не имеют листьев.

(Ответы: 1; 3; 5; 6; 8; 9.)

Назовите признаки растений отдела Голосеменные.

1. Вечнозеленые растения.

2. Жизненная форма – деревья и кустарники.

3. Листья игольчатые.

4. Размножение с помощью семян.

5. Не образуют плодов.

6. Оплодотворение без участия воды.

В чем заключается преимущество семян?

1. Запас питательных веществ;

2. Защищены семенной кожурой;

3. В семени зародыш может в течение более длительного времени

сохраняться от воздействия неблагоприятных факторов

Задание на дом и подведение итогов:

Итак, сегодня мы с вами начали знакомиться с голосеменными растениями.

- Что нового и интересного для себя вы узнали?

- Что еще вам хотелось бы узнать о голосеменных?

На последующих уроках у вас будет возможность узнать еще больше об этом отделе растений. И в этом вам поможет выполнение домашнего задания:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

План-конспект урока по биологии

Учитель: Якубович Екатерина Николаевна, учитель биологии МБОУ СОШ №25 им. И.А.Копылова ГОЩ МО.

Компоненты УМК: учебник Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. ВЕРТИКАЛЬ

Тема урока : Размножение голосеменных растений.

Цели: познакомиться с процессом размножени я голосеменных растений;
установить, есть ли преимущество у растений размножающихся семенами, перед растениями, размножающихся спорами .

-способствовать усвоению обучаю щимися сущности процесса образования семени и развития голосеменных растений;

-выявление особенностей полового размножения у голосеменных, на примере цикла размножения сосны;

Метапредметные:

-продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебником, таблицами, схемами ;

-способствовать развитию умения отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме;

-развивать умение анализировать и делать выводы;

-способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать мнение других в ходе совместной работы;

-возможность связывать новую информацию с уже изученным материалом;

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, презентация учителя.

Тип урока : комбинированный урок.

Урок построен в рамках технологии развития критического мышления.

- проблемно – поисковый (решение проблемных задач);

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами);

- практические (поиск информации, работа с таблицей, составление кластера );

- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Начало урока: Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Первый этап — Вызов

Учитель: – Несколько последних уроков мы обсуждаем одно из важнейших свойств живых организмов. Что это за свойство?

Ответ обучающихся: Размножение.

Учитель: - Что такое размножение?

Ответ обучающихся: – Размножение – это процесс увеличени я числа особей.

Учитель: - Размножение каких отделов растений мы рассмотрели на предыдущих уроках?

Ответ обучающихся: - Водорослей, мхов, папоротников.

Учитель: - Посмотрим как вы усвоили эти темы, а затем продолжим о размножении, но уже других растений.

hello_html_45d1f408.jpg

С
лайд 1

hello_html_m315fecd0.jpg

С
лайд 2

hello_html_m3bc34ce4.jpg

Определение темы урока

Учитель: - Теперь мы определим объект нашего изучения на сегодня . Сделаем это с помощью загадок.

1. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)

2. Елочка отличная
Только необычная -
К холодам у этой елки
Осыпаются иголки. (Лиственница)

3. В жару слезою желтой плачет,
А в холод слезы прячет.
Не лиственница и не елка,
Хоть есть и шишки, и иголки. (Cосна)

Учитель :- К какому же отделу относятся все эти растения?

Ответ обучающихся : - Голосеменные.

Учитель: - Итак, наша тема : Размножение голосеменных растений.

И сейчас, попытаемся понять много ли вы уже знаете по новой теме. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать на них в ваших тетрадях однозначным ответом Верно или Неверно (или да и нет).

Время выполнения: 6-7 минут. Учитель заранее подготавливает высказывания или суждения и предлагает учащимся определить верно, оно или неверно.)

Вопросы: (входят в состав презентации и отображаются на экране)

Голосеменные растения размножаются спорами.

Семена образуются в специализированных плодах.

Шишки бывают 2 видов: мужские и женские.

Женские шишки желто-зеленые, мужские красные.

В мужских шишках находятся пыльца, а в женских семязачатки.

Пыльца переносится ветром или насекомыми.

Опыление происходит когда пыльца попадает на семязачатки.

Образование семян происходит в женских шишках после опыления и оплодотворения.

Семена сосны созревают через пол года, потом высыпаются.

У сосны 4-7 семядолей в зародыше семени.

Учитель : - Позже мы вернемся к этим вопросам и посмотрим насколько вы были правы.

Второй этап — Осмысление.

Учитель: - Перейдем к основной части нашего урока — собственно, изучение новой темы. Откройте страницу учебника 126. Нам необходимо прочитать внимательно текст, делать это мы будем вслух по-очереди, останавливаясь по моей команде. Во время остановки чтения текста мы будем обсуждать вопросы, которые задавались ранее, ответ на который вы дали ДА или НЕТ. Поставьте знак + напротив вашего ответа, если вы были правы, или -,если иначе. В конце мы узнаем насколько вы были верны в своих ответах.

Третий этап. Рефлексия.

Кто понял тему очень хорошо и может описать по схеме (она отображается на экране и такая же есть в учебнике на стр.127) как происходит половое размножение голосеменных растений? ( один или 2 человека могут выйти и описать процесс размножения растения по рисунку, на отметку, если нет учитель делает это сам ).

hello_html_m640e5c21.jpg

- Теперь посмотрим как эту тему освоили и другие. Составьте кластер с ключевым понятием — РАЗМНОЖЕНИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ, используйте только приведённые термины.

Размножение голосеменных

Выполнение задания проверяется выборочно, на отметку. Затем на экране выводится правильный ответ, дети проверяют себя.

hello_html_m39329e42.jpg

Учитель: Подведем итог! Можем ли мы установить преимущество семенного размножения перед размножением спорами? Здесь нам надо вспомнить и о строении семени, чтобы ответить на этот вопрос, и об обязательном условии для размножения споровых растений, а также учесть размер семян и спор.

Ответы обучающихся (примерные): Семя обладает большим количеством питательных веществ, поэтому оно имеет большие шансы для прорастания. Обязательным условием для полового размножения спор овых растений является наличие воды, а для полового размножения голосеменных — нет . Также семя способно распространиться на огромные территории, в отличие от спор.

Далее, учитель оценивает урок, активность детей, озвучивает список детей, получивших отметки за работу на уроке. Благодарит за урок.

– Какое жизненно важное свойство всех живых организмов мы с вами изучали на предыдущих уроках?

– Что такое размножение?

– Размножение – это увеличение числа особей.

– Какие виды размножения вам известны?

– Размножение каких отделов растений мы рассмотрели?

– Водорослей, мхов, папоротников.

– Сейчас мы определим объект нашего изучения.

Задание: Вашему вниманию предоставляются загадки. Вам необходимо выяснить о каком растении идет речь. (На магнитной доске появляются иллюстрации отгаданных растений.)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)

Елочка отличная
Только необычная -
К холодам у этой елки
Осыпаются иголки. (Лиственница)

В жару слезою желтой плачет,
А в холод слезы прячет.
Не лиственница и не елка,
Хоть есть и шишки, и иголки. (Cосна)

Шишки словно у сосны,
Но орешки в них вкусны. (Кедр)

Зеленеет кустик стройный,
Как сосна и елка хвойный,
Но не колки, как у елки
И у сосны, его иголки. (Можжевельник)

– К какому отделу относятся все эти растения?

– Отдел Голосеменные растения.

– Вспомните основные признаки , характерные для голосеменного растения.

  • Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.
  • Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.
  • Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.
  • Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек.

– Итак, какова же тема сегодняшнего урока?

– Размножение голосеменных растений.

II. Постановка цели.

– Прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса о размножении голосеменных, нам необходимо вспомнить основные понятия, которыми мы будем оперировать сегодня на уроке.

Игра “Биологическое лото”.

– На ваших столах лежат карты с определениями понятий. Понятия на большой карте закрываются соответствующими им маленькими карточками.

Проверка правильности выполненного задания на магнитной доске. При правильном выполнении этого задания получилась веточка сосны.

– Веточка какого растения получилась в результате правильного выполнения задания?

– Получилась веточка сосны. Именно на примере этого растения мы и будем рассматривать вопрос о размножении голосеменных растений.

III. Объяснение нового материала.

– Сейчас приступим к рассмотрению основного нашего вопроса. Выскажите свое предположение о способах размножения голосеменных растений, исходя из их названия.
Основным способом размножения голосеменных является половой способ, то есть размножение с помощью специализированных половых клеток – гамет. Вегетативное размножение встречается очень редко.

Рассказ учителя с использованием аппликации на магнитной доске:

Сосна – однодомное растение. Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-желтые собраны тесными группами у основания молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Шишки представляют собой видоизмененные побеги. Красноватые шишки – женские шишки. На каждой чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки, имеющие гаплоидный набор хромосом.

Зеленовато-желтые шишки – мужские. На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает в себя пыльцевое зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и два воздушных мешочка, которые придают легкость пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром.
Весной сосны начинают “пылить”, то есть из мужских шишек начнет высыпаться пыльца. Созревшая пыльца высыпается, подхватывается ветром и переносится в женские шишечки на пыльцевход семязачатков. Этот процесс называется опылением.
Голосеменные производят огромное количество пыльцы. Объясните почему?

– Перенос пыльцы ветром зависит от случая, малоэффективен, поэтому у хвойных образуется очень много пыльцы.

– После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение у сосны происходит только на следующий год – через 12–14 мес. после опыления. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки внутри этой трубки образуются два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй – погибает. В результате оплодотворения образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Зигота дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка.

– Шишки растут и одревесневают. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года.
Итак, в результате полового размножения у голосеменного растения образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – это приспособление для распространения семян ветром. Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало молодому растению.

Задание: В ядре клеток листьев сосны находится 24 хромосомы. Какой набор хромосом содержат половые гаметы данного растения: яйцеклетки и спермии?

– Появление семени – важный этап в эволюции растений. В чем заключается преимущество семенного размножения перед размножением спорами?

– В семени зародыш в течение длительного времени сохраняется от неблагоприятных условий. У всех семян имеется запас питательных веществ, который увеличивает шансы молодого растения на выживание. Семенное размножение не зависит от наличия воды.

IV. Работа в парах.

– У вас на столах выданы листы, имеющие двойную окраску (красная и зеленовато-желтая) и карточки с основными периодами размножения сосны: красноватые шишки, зеленовато-желтые шишки, по 2 семязачатка на чешуйке, по 2 пыльцевых мешочка с пыльцой на чешуйке, женские гаметы – яйцеклетки ( n ), перенос пыльцы ветром, прорастание пыльцевой трубки с двумя мужскими гаметами – спермиями (n), оплодотворение, зигота (2n), зародыш семени (2n) + запас питательных веществ, проросток, молодое растение. Ваша задача: составить схему размножения голосеменных.

  1. Только у голосеменных растений имеется специализированный орган – видоизмененный побег – шишка.
  2. На побегах хвойных растений развивается три типа шишек.
  3. В женских шишках хвойных образуется пыльца.
  4. В мужских шишках образуются семязачатки с яйцеклетками.
  5. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток.
  6. Вегетативные и генеративные клетки не играют ни какой роли в процессе оплодотворения.
  7. Половые гаметы: яйцеклетка и сперматозоид имеют гаплоидный набор хромосом.
  8. После оплодотворения яйцеклетки и сперматозоида образуется зигота с гаплоидным набором хромосом.
  9. На чешуйках шишки образуется по два семени с крылышками.
  10. Запас питательных веществ в семени голосеменных находится в зародыше.

V. Итоги урока.

1. Голосеменные относят к особой группе высших растений – семенным растениям.
2. Образование семян – прогрессивный шаг эволюции.
3. Семена лежат открыто (голо) на семенных чешуях шишек. Образуются из семязачатков в результате опыления и оплодотворения.

VI. Домашнее задание.

1. Cоставить письмо Незнайки вашему классу по теме сегодняшнего урока.
2. Объясните русскую поговорку: "Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине".


Урок рассказывает о том, как происходит размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Размножение голосеменных растений"

Размножение семенами – основной признак, по которому голосеменные отличаются от растений, размножающихся спорами. Семенное размножение не зависит от наличия воды.

Размножение голосеменных мы рассмотрим на примере такого широко распространённого растения, как сосна обыкновенная. У сосны есть особые образования — шишки. Шишка – это видоизменённый побег, ось, несущая множество чешуек. Весной на спорофите (листостебельное растение) образуются шишки двух видов. Мужские зеленовато-жёлтые шишки группами располагаются у основания молодых побегов. Женские шишки красноватого цвета располагаются по одной, реже по 2 — 3 вблизи верхушки молодого побега. Каждая шишка состоит из оси и сидящих не ней чешуй.


На нижней стороне чешуек мужских шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пылинки имеют два пузырька, наполненных воздухом, чтобы ветер смог переносить их на большие расстояния. Голосеменные образуют огромное количество пыльцы. Пылинка состоит из двух клеток. Одна из клеток при попадании на женские шишки образует пыльцевую трубку, а вторая делится и образует два спермия. Спермии — это клетки, которые в отличие от сперматозоидов, не имеют жгутиков.


На каждой женской шишке развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы (яйцеклетки).

Созревшая пыльца высыпается, и её подхватывает ве­тер, если она попадет на женские шишки, происходит опыление. Опыление у сосны происходит в конце весны – начале лета. После этого чешуи красноватых шишек смы­каются и склеиваются смолой до образования семян.

На женских шишках пыльца прорастает пыльце­вой трубкой, по которой один из спермиев проходит к яйцеклетке. В семязачатках закрывшихся шишек происхо­дит оплодотворение (слияние яйцеклетки со спермием). Оплодотворение у сосны происходит только на следующий год – через 12–14 месяцев после опыления.



Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два го­да. В семенах голосеменных растений имеется ткань, со­держащая запас питательных веществ. Это эндосперм, окружающий зародыш.

Семя, прорастая, даёт начало новому проростку. Это маленькое растеньице, с коротким и тонким стеблем. В дальнейшем из проростка вырастает спорофит – новое растение сосны, которое живёт до 100 лет.


Шишки сосны обыкновенной небольшие, длиной всего 4—5 см. Еловые шишки крупнее, длиной 10—15 см. Семена в шишках ели созревают осенью того же года, когда произошло опыление. В январе — марте созревшие семена высыпаются, подхватываются ветром и скользят по ледяному насту.


Итак, в результате полового размножения у голосеменных образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры.

Читайте также: